Экспериментальная программа по профориентации "Кем я хочу стать?"
рабочая программа по психологии (9, 10, 11 класс)

Соломянная Екатерина Сергеевна

В современных условиях отмечается изменение профессий, их устаревание, преобразование, появление новых вследствие социально-экономической турбулентности; изменяется структура занятости населения, происходит интеллектуализация многих видов профессиональной деятельности, поэтому прогноз развития рынка труда затруднен. При этом успешное профессиональное самоопределение выпускников школ становится для них залогом будущей успешной профессионализации. Вместе с тем, по данным исследований Российской академии образования, около 50% старшеклассников не соотносят выбор профессии со своими реальными возможностями; 67% не имеют представления о сущности трудовых обязанностей, выполнение которых подразумевает избранная для продолжения обучения специальность. Психологи отмечают, что для многих старшеклассников свойственен низкий уровень осмысленности своей жизни в настоящем, отсутствие целей в определении своего будущего. Для такой личности характерны неудовлетворенность собой, низкая самооценка, пессимизм относительно перспектив, неумение принимать решения, экстернальный локус контроля поведения, эмоциональная напряженность, низкая стрессоустойчивость в значимых ситуациях. Молодые люди зачастую не способны целостно воспринимать себя и мир, настороженно относятся к людям, не готовы подчиняться требованиям группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx19.92 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЦЕНТР ДЛЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ «ПОИСК»

 РЕКОМЕНДОВАНА

педагогическим советом

Протокол от «10» апреля 2023 г.

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий филиалом

Т.И. Слинькова

«Кем я хочу стать»

Курс по профориентационному самоопределению старшеклассников

Возраст обучающихся: 14-17 лет

Срок реализации: 1 год

 Составитель курса:

Соломянная Екатерина Сергеевна

педагог-психолог Центра «Поиск»

Изобильный

2023

Оглавление

Пояснительная записка…………………………………………………………

Учебно-тематический план…………………………………………………….

Содержание программы……………………………………………………….

Методическое обеспечение программы………………………………………

Список литературы…………………………………………………………….

Пояснительная записка

В современных условиях отмечается изменение профессий, их устаревание, преобразование, появление новых вследствие социально-экономической турбулентности; изменяется структура занятости населения, происходит интеллектуализация многих видов профессиональной деятельности, поэтому прогноз развития рынка труда затруднен. При этом успешное профессиональное самоопределение выпускников школ становится для них залогом будущей успешной профессионализации. Вместе с тем, по данным исследований Российской академии образования, около 50% старшеклассников не соотносят выбор профессии со своими реальными возможностями; 67% не имеют представления о сущности трудовых обязанностей, выполнение которых подразумевает избранная для продолжения обучения специальность. Психологи отмечают, что для многих старшеклассников свойственен низкий уровень осмысленности своей жизни в настоящем, отсутствие целей в определении своего будущего. Для такой личности характерны неудовлетворенность собой, низкая самооценка, пессимизм относительно перспектив, неумение принимать решения, экстернальный локус контроля поведения, эмоциональная напряженность, низкая стрессоустойчивость в значимых ситуациях. Молодые люди зачастую не способны целостно воспринимать себя и мир, настороженно относятся к людям, не готовы подчиняться требованиям группы.

Одной из важнейших задач на сегодня является оказание школьникам информационной и психолого-педагогической поддержки в профессиональном самоопределении.

Проблемы поиска эффективных моделей профориентации молодежи на государственном, муниципальном уровне и уровне отдельных образовательных организаций широко обсуждаются в современной литературе. Вместе с тем, по мнению профессионалов, профориентация в стране испытывает системный кризис, так как отсутствует единая политика в сфере организации помощи в профессиональном самоопределении на разных этапах развития личности.

В Центре на очно-заочном отделении введена система, состоящая из следующих компонентов:

• пролангированная диагностика;

• система психологических практикумов;

• тематические занятия по психологии;

• индивидуальные и групповые консультации;

• специально разработанные тренинги по подготовке учащихся к интеллектуальным соревнованиям (олимпиадам, конкурсам);

• просветительская, тренинговая, консультативная работа с преподавателями, родителями.

Направленность курса

Спецкурс направлен на становление и развитие личности ребёнка в совокупности её эмоциональных, мотивационно-волевых характеристик. На развитие навыка осознанного выбора своей будущей профессии.

Актуальность курса

Спецкурс является поддерживающим компонентом одарённых детей в общей деятельности структуры обучающего процесса в Центре, он направлен на развитие различных психологических компонентов, учащихся с определением индивидуальной траектории развития каждого. Большое внимание уделяется психологической подготовке ребят к осознанному выбору профессии.

Новизна курса

В спецкурсе предусмотрены смешанные виды образования:

 Активное обучение предполагает практическое применение навыков, полученных в процессе учебно-познавательной деятельности — в форме игр и тренингов, решения прикладных задач реального мира, проведения собственных исследований и создания коллективных проектов;

Когнитивное обучение - такой вид обучения строится на применении теорий сознания и мышления современной психологии — с их помощью выстраивается такая модель педагогического процесса, которая развивает не только интеллектуальные навыки, но и способы познания через эмоциональную сферу и интуицию, ассоциативные механизмы, сенсорно-перцептивные каналы. Главное в этом обучении — понимание собственной способности выполнить задачу и построить стратегию решения проблемы; Проблемно-ориентированное обучение - педагогическая стратегия, которая позволяет овладеть предметом изучения через решение реальных жизненных ситуаций с помощью самостоятельного использования достоверных источников и групповых обсуждений. Учитель при этом выступает в роли наставника-консультанта.

Ситуативное (контекстное) познание - здесь познание рассматривается как процесс, который в полной мере запускается только в реальной среде, в контексте конкретной ситуации или комплекса событий. Иными словами, контекстное познание проводит связь между тем, что учащийся узнал на занятии, и тем, что он может с этими знаниями сделать в реальной жизни.

Цели курса:

  1. Познакомить обучающихся с новыми и возникающими профессиями. Навыками, необходимыми для освоения той или иной профессии.

  1. Обучение учащихся современным психологическим методам и стратегиям для развития личностной, интеллектуальной и творческой одаренности.
  2.  Оказание помощи в формировании интереса учащихся к процессу личностного роста, осознания ребятами собственной значимости и уникальности.
  3.  Выявление закономерностей развития способностей учащихся с целью прогнозирования их дальнейшего роста, а также использования в будущей учебной и профессиональной деятельности.
  4.  Усиление учебной мотивации.
  5. Развитие индивидуальных особенностей учащихся – способностей, склонностей, внутренних резервов, интересов и жизненных планов.
  6. Повышение адаптивности детей, подготовка к полноценной жизни в социуме.
  7. Обеспечение и поддержка психологического здоровья учащихся.
  8. Оказание помощи в освоении психологических технологий, направленных на развитие оптимизма, вдохновения, стремления к победе.
  9. Оказание своевременной психологической помощи и поддержки ребятам, их родителям, педагогам.
  10. Повышение личной эффективности учащихся

Отличительные особенности спецкурса

Спецкурс предназначен для учащихся, проявляющих повышенный интерес к углубленному изучению какого-либо предмета.

Спецкурс по психологическому сопровождению учащихся Центра содержит распределение программного материала на каждом уроке в течение учебного года.

Срок реализации: 1 год

Форма реализации: очная (2 урока 1 раз в неделю)

Возраст обучающихся: 14-17 лет

Методы обучения:

• Мини-лекции.

• Индивидуальная и групповая рефлексия.

• Отработка умений и навыков в специальных упражнениях по поднимаемым темам.

• Групповые дискуссии.

• Диагностические процедуры.

• Релаксационные методы

Ожидаемые результаты

По завершении курса обучения учащиеся должны овладеть:

  • иметь представления о формуле выбора профессии
  • иметь представления о своих сильных и слабых сторонах
  • развить эмоциональный и духовный интеллекты
  • овладеть навыками публичного выступления
  • уметь самостоятельно регулировать внутреннее состояние перед экзаменами и другими видами испытаний;
  • овладеть приёмами аутогенной тренировки;
  • научиться ставить перед собой разумные цели;
  • самостоятельно находить пути достижения этих целей;
  • развить способность к самоанализу, самопознанию;
  • повысить самооценку через получение обратной связи и поддержки ребят учебной группы;
  • усилить интерес к себе и своим возможностям;
  • освоить психологические основы эффективного общения;

В результате работы по данному спецкурсу у ребят по максимуму должны быть сформированы следующие качества личности: целеустремлённость, настойчивость, инициативность, организованность, дисциплинированность, выдержка, решительность в принятии решений, самостоятельность, смелость, желание самосовершенствоваться, творческий подход к деятельности.

Способы определения результативности

Педагогическое наблюдение, педагогический анализ динамики развития учащихся в процессе обучения, обратная связь от родителей и участников образовательного процесса, результаты участия в конференциях, олимпиадах, различных публичных выступлениях, соревнованиях краевого и Российского масштаба, успешное поступление в ВУЗы страны, ближнего и дальнего зарубежья.

По окончании обучения проводится итоговый тест по пройденному материалу, а также в форме обратной связи анализируются учащимися собственные теоретические и практические знания и достижения в области спецкурса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментальная программа по математике 5-6 класс

Экспериментальная программа по математике для 5-6 класса разрабатывалась с учетом системно-деятельностного подхода к преподаванию, реализует принципы развивающего обучения. При изучении нового материа...

Конкурсная программа " Я военным стать хочу"

Внеклассное мероприятие, посвященное Дню защитника отечества,  для обучающихся 5 класса...

Конкурсная программа "Я военным стать хочу"

Внеклассное мероприятие, посвященное Дню защитника отечества,  для обучающихся 5 класса...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРУЖОК «ХОЧУ ВСЕ ЗНАТЬ"

Срок реализации 3 года(возраст детей-12-15 лет)...

Театрализованная развлекательно-игровая программа ко дню знаний «Хочу все знать».

В День Знаний дошколята вместе с Игринкой и Веселинкой проходят весёлые уроки....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Хочу все знать (проектная деятельность)" 9-11 классы

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Хочу все знать (проектная деятельность)" 9-11 классы...