Рабочая программа по внеурочной деятельности "Хочу всё знать!" для обучающихся с интеллектуальными нарушениями 1-4 классы
рабочая программа
Рабочая программа, КТП
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshcheintell._hochu_vse_znat_1_-_4_variant_8.3.doc | 342.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАССМОТРЕНО на заседании школьного методического объединения педагогов, работающих с обучающимися с ОВЗ Протокол №1 от «26» августа 2020г | ПРИНЯТО на педагогическом совете №1 от «28» августа 2020г | УТВЕРЖДАЮ Директор школы Банникова М.В. ________________ «28» августа 2020г |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Школа № 79 имени Николая Алексеевича Зайцева»
Рабочая программа внеурочной деятельности
по общекультурному направлению
для обучающихся с интеллектуальными нарушениями
1-4 классы
«Хочу всё знать!»
1 «З» класс
(второй год обучения)
Разработано
ШМО педагогов,
работающих
с обучающимися с ОВЗ
проводит
Ольнёва О.Н.
2020 -2021 уч. год
Пояснительная записка
Данная адаптированная рабочая программа предназначена для обучения детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Она разработана на основе:
1. Федерального Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012г. на основе проекта Федерального образовательного государственного стандарта для детей с умственной отсталостью, на основе примерной ООП.
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государтвенного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
3. СанПиН 2.4.2.3286-15 от 10 июля 2015 года N 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями.
4. Учебного плана МАОУ «Школа №79 им. Н.А.Зайцева» на 2020-2021 учебный год.
8.Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с РАС (вариант 8.3).
Общая характеристика программы
С детства каждого ребенка окружает множество привычных вещей. Но откуда они появились? Когда были созданы? Кто дал им название? На эти и многие другие вопросы призвана дать ответы программа внеурочной деятельности «Хочу узнать!».
Предлагаемая программа является интегративной, объединяющей знания, входящие в предметные области окружающего мира, технологии, изобразительного искусства, физической культуры. Разнообразие организационных форм и расширение интеллектуальной сферы каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Развитие познавательных процессов необходимо в любом возрасте, но оптимальным является младший школьный возраст. Возможность ученика «переносить» учебное умение, сформированное на конкретном материале какого-либо предмета на более широкую область, может быть использована при изучении других предметов. Развитие ученика происходит только в процессе деятельности, причем, чем активнее деятельность, тем быстрее развитие. Поэтому обучение должно строиться с позиций деятельностного подхода.
Цель: создание условий для расширения творческо-интеллектуальных возможностей обучающихся средствами познавательной деятельности.
Задачи:
- Выявлять интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности.
- Создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности.
- Формировать систему знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности, расширять общий кругозор.
- Развивать опыт творческой деятельности, творческих способностей.
- Создавать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков.
- Развивать опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества.
Принципы:
- доступность, познавательность и наглядность
- учёт возрастных особенностей
- сочетание теоретических и практических форм деятельности
- усиление прикладной направленности обучения
- психологическая комфортность
Виды деятельности младшего школьника:
- Игровая деятельность (высшие виды игры – игра с правилами: принятие и выполнение готовых правил, составление и следование коллективно-выработанным правилам; ролевая игра).
- Совместно-распределенная учебная деятельность (включенность в учебные коммуникации, парную и групповую работу).
- Творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, составление мини-проектов).
- Трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде).
- Спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных мероприятиях).
Программа «Хочу узнать!» педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке; развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Познавательно-творческая внеурочная деятельность обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект. Программа рассчитана на любого ученика, независимо от его предварительной подготовки, уровня интеллектуального развития и способностей. Программа согласуется с образовательными программами урочной деятельности по предметам «Технология. Ручной труд», «Мир природы и человека», «Изобразительное искусство», «Физическая культура», результаты освоения программы соответствуют требованиям ФГОС НОО.
Программа может быть реализована как в отдельно взятом классе, так и в свободных объединениях младших школьников. Для проведения занятий необходимо помещение. Для оснащения: учителю – компьютер с проектным оборудованием для показа презентаций; детям – рабочее место для выполнения практических работ. Необходимые принадлежности: пластилин, цветная бумага, клей, ножницы, альбом, краски, кисти, картон, иголки, нитки, ткань, конструктор (металлический или пластмассовый), и т. д. Программа составлена на основе материалов детских научно-познавательных энциклопедий. Материал для занятий учитель может найти в Интернете. Мобильность программы состоит в том, что практические работы можно заменять другими, более доступными в выполнении в соответствии с имеющимися материалами. Кроме того, в состав программы входят экскурсионная и игровая деятельность.
Объем: Программа рассчитана на 168 часов и предполагает проведение 1 занятия в неделю, которое состоит из теоретической и практической части. Срок реализации 6 лет (1-4 класс).
Способ реализации: внеурочная деятельность в режиме второй половины дня младших школьников в части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса.
Планируемые результаты
Личностные результаты освоения обучающимися внеурочной образовательной программы внеурочной «Хочу узнать!» можно считать следующее:
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) их происхождении и назначении;
- формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
- формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.
Основным объектом оценки результатов освоения программы служит сформированность у обучающегося коммуникативных и познавательных универсальных действий, направленных на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся:
- способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать познавательную задачу в практическую;
- умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
- способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа; установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;
- умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении различных задач, принимать на себя ответственность за результаты своих действий;
- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- любознательность, активность и заинтересованность в познании мира.
Формы диагностики учета результатов освоения программы
Формой подведения итогов в каждом классе могут служить выставки продуктов детского творчества по каждому разделу. Кроме того, теоретические данные по каждой теме можно оформить в слайдовую презентацию по направлениям и в дальнейшем использовать на уроках по смежным темам в «Технологии», «Изобразительном искусстве», «Окружающем мире», «Музыке», «Физической культуре».
Методы текущего контроля: наблюдение за работой учеников, устный фронтальный опрос, беседа.
Письменный итоговый контроль: «Методика незаконченного предложения».
Пример. Раздел «Все для дома»: «Ручной инструмент, устройство или машина для резки (стрижки) различных материалов – это … (ножницы)
Тестовый итоговый контроль по итогам прохождения материала каждого года обучения. Ключ к результату усвоения материала:
1-й уровень (70-80% ) — 3 балла
2-й уровень (80-90%) — 4 балла
3-й уровень (90-100%) — 5 баллов
Самоконтроль: В 1 классе учитель (или родители), а со 2 класса, когда дети умеют писать, дети ведут Листы самооценки «Мои достижения». Основными задачами их введения являются:
- развитие познавательных интересов обучающихся
- создание ситуации успеха для каждого ученика
- повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях
- максимальное раскрытие индивидуальных творческих способностей каждого ребёнка
- приобретение навыков саморефлексии
Пример:
Раздел | Тема | Я знаю | Я умею |
«Школа» | Первые рисунки | Первые рисунки появились больше 10 тысяч лет назад. Рисовали люди на стенах пещер. | Рисовать восковыми мелками слона. |
- Тематический план
Курс включает в себя занятия, каждое из которых состоит из теоретической и практической частей и имеет следующие направления:
№ п\п | Название раздела | Количество часов |
1 (1 второго года обучения, 1 третьего года обучения) класс (1 класс третьего года обучения –темы могут изменяться и расширяются в содержании занятий) | ||
1 | Игры и игрушки | 14 |
2 | Все для дома | 20 |
итого | 34 | |
2 класс | ||
3 | Школа | 20 |
4 | Еда | 14 |
итого | 34 | |
3 класс | ||
5 | Одежда | 13 |
6 | Праздник | 21 |
итого | 34 | |
4 класс | ||
7 | Предприятия, сооружения, здания | 16 |
8 | Транспорт | 9 |
9 | Полезные изобретения | 9 |
итого | 34 |
Календарно-тематический план
1 (второй и третий года обучения) классы
(1 класс третьего года обучения – темы могут изменяться и расширяются в содержании занятий)
№ п\п | Тема | Кол-во часов | Дата | |
По плану | Фактич | |||
Игры и игрушки | ||||
Вода. «Весёлая капелька» | 1 | 03.09 | ||
Песок «Песочный городок» | 1 | 10.09 | ||
Почва «Земля матушка» | 1 | 17.09 | ||
Мини досуг «Кладоискатели» | 1 | 24.09 | ||
Свет. «Солнечный блик» | 1 | 01.10 | ||
Тень. «Моя тень» | 1 | 08.10 | ||
Воздух. «Пляшущие бабочки» | 1 | 15.10 | ||
Рисование «Лучики и тень» | 1 | 22.10 | ||
Все для дома | ||||
Ткань. «В магазин ткани» | 1 | 29.10 | ||
Бумага. «Для чего? » | 1 | 12.11 | ||
Железо. «Магнит» | 1 | 19.11 | ||
Оригами. | 1 | 26.11 | ||
Стекло. «Калейдоскоп» | 1 | 03.12 | ||
Дерево. «Тонет не утонет? » | 1 | 10.12 | ||
Камень. «Домик черепашке» | 1 | 17.12 | ||
Рисунки камешками. | 1 | 24.12 | ||
Мука. «Колобок – румяный бок» | 1 | 14.01 | ||
Краски. «Радуга - дуга» | 1 | 21.01 | ||
Соль. «Тает, не тает» | 1 | 28.01 | ||
Практическая часть «Тестомес» | 1 | 04.02 | ||
Шампунь. «Прозрачный пузырь» | 1 | 18.02 | ||
Мыло. «Кусает, не кусает» | 1 | 25.02 | ||
Пластилин. «Мои руки волшебники» | 1 | 04.03 | ||
Игра – развлечение «Мыльные пузыри» | 1 | 11.03 | ||
Снег. «Чисто – грязно» | 1 | 18.03 | ||
Сосулька. «Кап кап и нету» | 1 | 01.04 | ||
Лупа. «Лучики снежинки» | 1 | 08.04 | ||
Работа с пиктограммой. | 1 | 15.04 | ||
Магнит. «Собери игрушки» | 1 | 22.04 | ||
Вода. «Кто пьет воду? » | 1 | 29.04 | ||
Картон «Бумажный дворец» | 1 | 06.05 | ||
Просмотр видеофильма «Цель воды» | 1 | 13.05 | ||
Зеркало. «Всё наоборот» | 1 | 20.05 | ||
Работа с коврографом. | 1 | 27.05 | ||
Итого | 34 |
2 класс
№ п\п | Тема | Кол-во часов | Дата | |
По плану | Фактич | |||
Школа | ||||
Первые рисунки | 1 | |||
Кто изобрел перо | 1 | |||
Карандаш | 1 | |||
История шариковой ручки | 1 | |||
Кто изобрел ноты | 1 | |||
Кто изобрел бумагу | 1 | |||
Когда появились первые книги | 1 | |||
Кто написал первую энциклопедию | 1 | |||
Как возникли библиотеки | ||||
Откуда пошли названия дней недели | 1 | |||
Как возникли единицы измерения | 1 | |||
Как люди начали добывать полезные ископаемые | 1 | |||
У какой страны впервые появился флаг | 1 | |||
Какие бывают ребусы | 1 | |||
Первая марка | 1 | |||
Кто изобрел кроссворд | 1 | |||
Кто придумал первую карту | 1 | |||
Кто автор микроскопа | 1 | |||
Скотч. Шотландская лента | 1 | |||
Настольные наборы | 1 | |||
Еда | 1 | |||
Как картофель попал в Россию | 1 | |||
Кое-что из истории конфет | 1 | |||
Откуда фрукты и овощи получили свое название | 1 | |||
Каменный мед (сахар) | 1 | |||
Секретное мороженое | 1 | |||
Где прячутся витамины | 1 | |||
Секрет каши | 1 | |||
Когда появились первые кулинарные книги | 1 | |||
Такая разная капуста | 1 | |||
Где появились арбузы | 1 | |||
Из чего делают пряники | 1 | |||
Шоколад | 1 | |||
Такой разный чай | ||||
Итого | 34 |
3 класс
№ п\п | Тема | Кол-во часов | Дата | |
По плану | Фактич | |||
Одежда | ||||
Одежда наших предков | 1 | |||
Откуда взялся фартук | 1 | |||
Зачем нужны пуговицы | 1 | |||
Откуда взялись шапки | 1 | |||
Кто придумал обувь? Секреты башмаков | 1 | |||
История русского сарафана | 1 | |||
Чем украшают одежду | 1 | |||
С каких пор применяют носовые платки | 1 | |||
Юбки и брюки | ||||
Когда впервые стали использовать тутового шелкопряда | 1 | |||
Домик для пальчиков. Варежки | 1 | |||
Что такое «мода» | 1 | |||
Одежда для дома | 1 | |||
Праздник | 1 | |||
Первые украшения | 1 | |||
Новогодние игрушки | 1 | |||
Почему на Пасху красят яйца | 1 | |||
История воздушных шариков | 1 | |||
История фейерверков | 1 | |||
История происхождения сувениров | 1 | |||
Широкая Масленица | 1 | |||
Приглашаем к столу | 1 | |||
А раньше было так… | 1 | |||
Бал-маскарад | 1 | |||
Рождественские частушки | 1 | |||
Ярмарка | 1 | |||
«Не красна изба углами» | 1 | |||
Вкусные украшения | 1 | |||
Мишура | 1 | |||
Толковый словарь маркиза Этикета | 1 | |||
Приглашение гостей | 1 | |||
Семейные праздники | 1 | |||
Вечеринка | 1 | |||
Конкурс Золушек и Рыцарей | 1 | |||
Мишура | 1 | |||
итого | 34 |
4 класс
№ п\п | Тема | Кол – во часов | Дата | |
По плану | Фактич | |||
Предприятия, сооружения, здания | ||||
Кто основал первый зоопарк | 1 | |||
Как идет почта | 1 | |||
Когда возникли музеи | 1 | |||
Как появился фонтан | 1 | |||
А зачем нам лестницы? (метро) | 1 | |||
Как возникла почтовая служба? | 1 | |||
Как возникли города | 1 | |||
Когда люди начали строить дома | 1 | |||
Все на каток! | 1 | |||
Гидроэлектростанция | 1 | |||
Каким был первый магазин | 1 | |||
Кто вперед? (стадион) | 1 | |||
Цирк! Цирк! Цирк! | 1 | |||
На подмостках театра | 1 | |||
Чудеса света | 1 | |||
Транспорт | 1 | |||
Общественный транспорт | 1 | |||
Кто придумал велосипед | 1 | |||
Кто создал автомобиль | 1 | |||
Кто изобрел самолет | 1 | |||
Луноход | 1 | |||
Лайнер. Пароход | 1 | |||
Железнодорожный транспорт | 1 | |||
Уборочные машины | 1 | |||
Специальные машины. Машина «Скорой помощи» | 1 | |||
Полезные изобретения | ||||
Флюгер | 1 | |||
История спичек | 1 | |||
Когда был изобретен зонтик | 1 | |||
История происхождения денег | 1 | |||
Как был изобретен телефон | 1 | |||
Светофор. Дорожные знаки | 1 | |||
Окно в подводный мир (аквариум) | 1 | |||
Упаковочные материалы | 1 | |||
Компьютер и Интернет | 1 | |||
Итого |
Содержание программы
1, 1 (второго года обучения) и 1 (третьего года обучения) классы
Игры и игрушки. История происхождения игр и игрушек: кукла, мяч, калейдоскоп, шахматы, шашки, настольные игры, лыжи, воздушный змей, глиняные игрушки и сувениры. Настольный театр. Разучивание подвижных игр, игр в шашки, шахматы. Вода. Песок. Почва. Свет. Тень. Воздух.
Все для дома. История происхождения вещей для дома: подсвечник, иголка, ножницы, расческа, зеркало, шкатулка, замок, гвозди, тарелка, вилка, шкаф, окно, дверь, мыло, кровать, кирпич, часы, скатерть. Уход за комнатными растениями. Ткань. Бумага. Железо. Стекло. Дерево. Камень. Мука. Соль. Шампунь. Мыло. Снег. Лупа. Магнит. Зеркало.
2 класс
Школа. История происхождения школьных принадлежностей: рисунки, перо, карандаш, шариковая ручка, ноты, бумага, книга, энциклопедия, библиотека, дни недели, единицы измерения, карта, марка, микроскоп, скотч, полезные ископаемые, ребус, флаг, настольные приборы. Их назначение и использование.
Еда. История происхождения продуктов питания: хлеб, картофель, конфеты, фрукты и овощи, сахар, мороженое, каша, капуста, пряники, шоколад, чай, витамины. Польза и вред. Применение продуктов. Составление рецептов. Кулинарная книга.
3 класс
Одежда. История возникновения одежды: пуговицы, шапки, сарафан, башмаки, носовые платки, юбки и брюки. Одежда для дома: халат и пижама. Мода и аксессуары. Назначение и использование предметов одежды.
Праздник. Предметы и обычаи, связанные с праздниками. Сувениры и игрушки к праздникам. Правила этикета. Праздничные конкурсы и игры.
4 класс
Предприятия, сооружения, здания. История возникновения зданий, предприятий. Современные и древние сооружения.
Транспорт. История возникновения разных транспортных средств, их необходимость в современном обществе. Общественный транспорт, велосипед, самолет, автомобиль, луноход, лайнер, пароход, железнодорожный транспорт, уборочные машины. Специальные машины: машина «Скорой помощи». Оказание первой помощи на дороге.
Полезные изобретения. Изобретения, которые принесли пользу человечеству: светофор, дорожные знаки, флюгер, спички, зонтик, деньги, телефон, аквариум. Упаковочный материал. Интернет и компьютер. Вред изобретений.
Список литературы
- Артемова, О. В. Большая энциклопедия открытий и изобретений. Науч.-поп. издание для детей [Текст] /О. В. Артемова. - М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007.
- История происхождения загадки [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.smekalka.pp.ru/
- История происхождения привычных нам вещей [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://planetashkol.ru/
- История возникновения мебели: простые вещи [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.konodyuk.com/
- История вещей [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.kostyor.ru/history.html
- Ликум, А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /А. Ликум.- М.: Компания «Ключ С», том 1, том 5, 1997.
- Ликум, А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /А. Ликум. - М.: Компания «Ключ С» Филологическое общество «Слово» АСТ, том 3, 1995.
- Чудакова, Н. Энциклопедия праздников [Текст] /Н. Чудакова.- М.: Издательство АСТ-ЛТД, 1998.
- Шалаева, Г. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /Г. Шалаева. - М.: Компания «Ключ С», том 6, том 14, 1997.
- Шпагин М. Что было до …[Текст] / - М.: Детская литература, 1989.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мир информатики» для обучающихся 2 – 4 классов
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир информатики" разработана для обучающихся 2 - 4 классов. В ней представлено содержание и тематическое планирование для каждого класса по отдельности. П...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Золотое пёрышко" для обучающихся 10-11 классов
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Золотое пёрышко" для обучающихся 10-11 классов основана на изучении основ журналистики, теории литературы и русского языка и предназначена для педагогов, ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности Творческие мастерские для обучающихся 5 классов
Развитие логического мышления,интереса к предмету математики....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Занимательный английский» для обучающихся 7 «Б» класса
К числу наиболее актуальных вопросов образования относится изучение иностранных языков. Происходящие сегодня глобальные изменения в обществе поставили перед школой задачу - подготовить обра...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Веселый английский» Для обучающихся 1-2 классов На 2015-2016 учебный год
Актуальность изучения английского языка продиктована потребностями современного мира. Иностранный язык сегодня становится в большей мере средством жизнеобеспечения общества. Роль иностранного язы...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По внеурочной деятельности «Спортивные игры» для обучающихся 5-6 классов количество часов 34 (1 час в неделю)
Данная программа предназначена для учителей физической культуры и преподавателей дополнительного образования. Программа по внеурочной деятельности "Спортивные игры" разработана на основе раб...
Рабочая программа учебного курса "Окружающий природный мир" для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (вариант 9.2)
1, 2,3,4 классы1. Планируемы результаты освоения учебного курса, предмета.2.Содержание учебного предмета.3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы....