РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРУЖОК «ХОЧУ ВСЕ ЗНАТЬ"
рабочая программа по алгебре по теме
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЕЙСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №19 П. СТЕПНОЙ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЕЙСКИЙ РАЙОН
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета
протокол № ____
от « » ________ 2012 года
председатель педсовета
____________/А.Ю.Шеховцова/
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КРУЖОК «ХОЧУ ВСЕ ЗНАТЬ"
Срок реализации 3 года
(возраст детей-12-15 лет)
Автор-составитель: Носак Елена Евгеньевна учитель математики МОУ СОШ №19
2012-2013 учебный год
- Пояснительная записка
В настоящее время каждый родитель стремится развить в своем ребенке познавательные качества, отдают своих детей в классы с математическим уклоном, эстетическим направлением и т.д. В нашем поселке нет таких школ. Чтобы удовлетворить потребности детей и родителей была создана данная программа естественно-научной направленности.
Новизна:
Для занятий математического кружка «Хочу все знать" предлагаются несколько небольших фрагментов, которые, с одной стороны, тесно примыкают к основному курсу, а с другой – позволяют познакомить учащихся с новыми идеями и методами, расширить представления об изучаемом материале и, главное, порешать интересные задачи.
Актуальность:
Требования, предъявляемые программой по математике, школьными учебниками и сложившейся методикой обучения, рассчитаны на так называемого «среднего» ученика. Однако уже с первых классов начинается расслоение коллектива учащихся на тех, кто легко и с интересом усваивают программный материал по математике; на тех, кто добивается при изучении материала лишь удовлетворительных результатов, и тех, кому успешное изучение математики дается с большим трудом. Это приводит к необходимости индивидуализации обучения математике в системе урочных и внеклассных занятий.
Педагогическая целесообразность:
Уровень сложности этих заданий таков, что к их рассмотрению можно привлечь значительное число учащихся, а не только наиболее сильных. Как показывает опыт, они интересны и доступны обучающимся, не требуют основательной предшествующей подготовки и особого уровня развития.
Для тех школьников, которые пока не проявляет заметной склонности к математике, эти занятия могут стать толчком в развитии их интереса к предмету и вызвать желание узнать больше. Кроме того, хотя эти вопросы и выходят за рамки обязательного содержания, они, безусловно, будут способствовать совершенствованию и развитию важнейших математических умений, предусмотренных программой.
Цель: развитие познавательных способностей и логического мышления детей путем целенаправленного и организованного обучения;привитие интереса учащимися к математике, систематизация и углубление знаний по математике
Задачи:
Образовательные задачи:
учить способам поиска цели деятельности, её осознания и оформления;
учить быть критичными слушателями;
учить грамотной математической речи, умению обобщать и делать выводы;
учить добывать и грамотно обрабатывать информацию;
учить брать на себя ответственность за обогащение своих знаний, расширение способностей путем постановки краткосрочной цели и достижения решения.
изучать, исследовать и анализировать важные современные проблемы в современной науке;
демонстрировать высокий уровень надпредметных умений;
достигать более высоких показателей в основной учебе;
синтезировать знания.
Развивающие задачи
- повышать интерес к математике;
- развивать мышление в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать;
- развивать навыки успешного самостоятельного решения проблемы;
- развивать эмоциональную отзывчивость
- развивать умение быстрого счёта, быстрой реакции.
Воспитательные задачи
- воспитывать активность, самостоятельность, ответственность, культуру общения;
- воспитывать эстетическую, графическую культуру, культуру речи;
- формировать мировоззрение учащихся, логическую и эвристическую составляющие мышления, алгоритмического мышления;
развивать пространственное воображение;
- формировать умения строить математические модели реальных явлений, анализировать построенные модели, исследовать явления по заданным моделям, применять математические методы к анализу процессов и прогнозированию их протекания;
- воспитывать трудолюбие;
- формировать систему нравственных межличностных отношений;
- формировать доброе отношение друг к другу.
В основе кружковой работы лежит принцип добровольности.
В группы первого года принимаются все желающие. В группу второго года могут поступать и вновь прибывшие после специального тестирования и опроса при наличии определенного уровня общего развития и интереса. Недостающие навыки и умения восполняются на индивидуальных занятиях.
Третий год обучения предполагает работу с одаренными детьми. На занятиях больше внимания уделяется индивидуальной работе.
Математический кружок «Хочу все знать» рассчитан на 216 учебных часов (2ч в неделю) для учащихся 6-8 классов:
1 год-72 часа в год
2 год-72 часа в год
3 год-72 часа в год.
Форма организации детской деятельности:
- индивидуально-творческая деятельность;
- творческая деятельность в малой подгруппе (3-6 человек);
- коллективная творческая деятельность,
- работа над проектами,
- учебно-игровая деятельность (познавательные игры, занятия);
- игровой тренинг;
- конкурсы, турниры.
Основные формы проверки знаний:
- тестирование;
- личная олимпиада;
- математические соревнования
Прогнозируемые результаты:
К концу первого года обучения учащиеся должны уметь:
- Решать задачи предполагающие несколько способов решения и выбор наиболее рационального.
- Решать логические задачи, требующие для решения построения цепочки верных рассуждений
- Решать комбинаторные задачи.
К концу второго года обучения учащиеся должны уметь:
- Выявлять закономерности и использовать их для выполнения заданий
- Проводить обобщение и классификацию математических выражений, понятий, задач, геометрических фигур.
- Отыскивать логические ошибки в заданных рассуждениях
- Решать задачи комбинаторного характера, без повторения заданных элементов в соединениях
К концу третьего года обучения учащиеся должны уметь:
- Выявлять закономерности на основе наблюдений, сопоставлений, анализа, сравнения.
- Выполнять задания, требующие построения цепочки логических рассуждений.
- Решать усложненные комбинаторные задачи.
- Выполнять задания на построение композиций из изученных геометрических фигур.
Учебно-тематический план 1 года обучения
№ п/п | Тема | Всего часов | В том числе | |
теор. | практ | |||
1. | Введение | 2 | 1 | 1 |
2. | Числа | 14 | 2 | 12 |
3. | Делимость | 7 | 1 | 6 |
4. | Геометрия | 6 | 1 | 5 |
5. | Элементы комбинаторики и теории вероятности | 6 | 1 | 5 |
6. | Решение логических задач | 10 | 2 | 8 |
7. | Решение текстовых задач | 12 | 2 | 10 |
8. | Уравнения | 9 | 1 | 8 |
ИТОГО: | 66 | 11 | 55 |
Учебно-тематический план 2 года обучения
№ п/п | Тема | Всего часов | В том числе | |
теор. | практ | |||
1. | Числа и выражения | 16 | 1 | 4 |
2. | Делимость | 8 | 1 | 1 |
3. | Геометрия | 6 | 1 | 2 |
4. | Элементы комбинаторики и теории вероятности | 6 | 2 | 10 |
5. | Уравнения | 12 | 2 | 10 |
6. | Решение логических задач | 10 | 2 | 10 |
7. | Решение текстовых задач | 14 | 14 | |
ИТОГО: | 72 | 9 | 63 |
Учебно-тематический план 3 года обучения
№ п/п | Тема | Всего часов | В том числе | |
теор. | практ | |||
1. | Числа и выражения | 16 | 1 | 15 |
2. | Геометрия | 6 | 1 | 5 |
3. | Элементы комбинаторики и теории вероятности | 6 | 1 | 5 |
4. | Решение логических задач | 10 | 1 | 9 |
5. | Решение текстовых задач | 24 | 2 | 22 |
6. | Уравнения | 10 | 1 | 9 |
ИТОГО: | 72 | 7 | 65 |
Для реализации программы кружка необходимо:
Материально-техническое обеспечение
Учебный кабинет, учебные столы, стулья, компьютеры, принтер, сканер, проектор, интерактивная доска, классная доска, мел.
Методическое обеспечение программы
Учащимся предлагается вначале занятия выслушать новый материал в лекционной форме, а затем сразу даются задачи на данную тему, которые сдаются каждым учеником индивидуально устно (или письменно) лично преподавателю или другому более успешному ученику. Также раз в два месяца проводятся математические викторины и математические бои для повышения самооценки и сплочения математического коллектива.
Раз в две недели проходит для каждого учащегося компьютерная практика (решение логических и стратегических задач на компьютере).
В течении года проводятся турниры по логическим играм, таким как шашки, шахматы, «Кто первый» и другие.
Система коррекционных мер по итогам контроля
При недостаточном освоении материала – дополнительные, индивидуальные занятия.
По итогам рейтинговой системы формируется команда для участия в математических конкурсах муниципального. краевого. Всероссийского и Международного уровней.
ЛИТЕРАТУРА
- Программы по математике составители М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова, С.В. Степанова
- Программы интегрированного курса «Математика и конструирование» авторов: С.И. Волкова, О. Л. Пчелкина
- Программы факультативного курса «Развитие познавательных способностей учащихся на уроках математики»
- Программы по математике Истоминой НБ
- Б.П. Гейдман, И.Э. Мишарина «Подготовка к математической олимпиаде в начальной школе» Издательство Москва Айрис - пресс 2008 год.
- О. А. Ефремушкина «Школьные олимпиады для начальных классов» Издательство Ростов -на -Дону «Феникс» 2005 год
- Н.Г. Белицкая «Школьные олимпиады. Начальная школа» Издательство Москва Айрис - пресс 2007 год.
- M.B. Беденко «Сборник текстовых задач по математике» Издательство Москва ВАКО 2006 год
- И.Г. Сухин «Новые занимательные материалы» Издательство Москва ВАКО 2007 год
- Т.В. Смолеусова «Уроки - экскурсии по математике в начальной школе» Издательство Москва Творческий центр «Сфера» 2005 год
- Г.И. Голубкова «365 задач на смекалку» Издательство ACT - ПРЕСС 2007 год
- Г. Гейл, К. Скит «Числовые головоломки для детей» Издательство Москва Астрель ACT 2007 год
- Е. Г. Козлова «Сказки и подсказки. Задачи для математического кружка» Издательство Москва МЦНМО 2004 год
Календарно- тематическое планирование кружка "Хочу все знать"
1 год обучения
2 часа в неделю
№ п/п | число | Тема занятия | часы | теория | практика | |||||||
План | факт | |||||||||||
Введение 2ч. | ||||||||||||
1. | Не боги горшки обжигают | 1 | 25 | 20 | ||||||||
2. | Математические аттракционы и истории | 1 | 20 | 25 | ||||||||
Числа 14ч. | ||||||||||||
3. | В поисках самого большого числа | 1 | 10 | 35 | ||||||||
4. | Задачи Карла Гаусса | 1 | 10 | 35 | ||||||||
5. | Игра "Волшебное число" | 1 | 5 | 40 | ||||||||
6. | Божественные числа | 1 | 10 | 35 | ||||||||
7. | Быстрый счет | 1 | 10 | 35 | ||||||||
8. | Обыкновенные дроби | 1 | 10 | 35 | ||||||||
9. | Среднее арифметическое | 1 | 5 | 40 | ||||||||
10. | Некоторые приемы устных вычислений | 1 | 10 | 35 | ||||||||
11. | Числовые ребусы (криптограммы) | 1 | 45 | |||||||||
12. | Денежные расчеты | 1 | 45 | |||||||||
13. | О правилах "фальшивых и гадательных" | 1 | 5 | 40 | ||||||||
14. | Интересные свойства чисел | 1 | 5 | 40 | ||||||||
15. | Из истории интересных чисел | 1 | 10 | 35 | ||||||||
16. | Математическая викторина | 1 | 45 | |||||||||
Делимость 7ч. | ||||||||||||
17. | Новый знак деления | 1 | 10 | 35 | ||||||||
18. | Признаки делимости | 1 | 10 | 35 | ||||||||
19. | Алгоритм Евклида | 1 | 10 | 35 | ||||||||
20. | НОД | 1 | 5 | 40 | ||||||||
21. | НОК | 1 | 5 | 40 | ||||||||
22. | Использование принципа Дирихле при решении задач на делимость | 1 | 5 | 40 | ||||||||
23. | Использование принципа Дирихле при решении задач на делимость | 1 | 45 | |||||||||
Геометрия 6ч. | ||||||||||||
24. | Удивительный квадрат | 1 | 10 | 35 | ||||||||
25. | Конкурс художников | 1 | 5 | 40 | ||||||||
26. | Симметрия | 1 | 15 | 30 | ||||||||
27. | Центральная и зеркальная симметрии | 1 | 15 | 30 | ||||||||
28. | Путешествие в страну "Геометрия" | 1 | 45 | |||||||||
29. | Путешествие в страну "Геометрия" | 1 | 45 | |||||||||
Элементы комбинаторики и теории вероятности 6ч. | ||||||||||||
30. | Введение в комбинаторику | 1 | 10 | 35 | ||||||||
31. | Факториал | 1 | 10 | 35 | ||||||||
32. | Теория вероятностей | 1 | 10 | 35 | ||||||||
33. | Случайные события и их вероятность | 1 | 10 | 35 | ||||||||
34. | Теория вероятности вокруг нас. | 1 | 5 | 40 | ||||||||
35. | Игра "Математическое ралли" | 1 | 45 | |||||||||
Решение логических задач 10ч. | ||||||||||||
36. | Лист Мебиуса | 1 | 10 | 35 | ||||||||
37. | Круги "Эйлера" | 1 | 10 | 35 | ||||||||
38. | Графы | 1 | 10 | 35 | ||||||||
39. | Графы | 1 | 5 | 40 | ||||||||
40. | Принцип Дирихле | 1 | 15 | 30 | ||||||||
41. | Принцип Дирихле | 1 | 5 | 40 | ||||||||
42. | Задачи на переливание | 1 | 10 | 35 | ||||||||
43. | Задачи на переливание | 1 | 5 | 40 | ||||||||
44. | Оригами | 1 | 10 | 35 | ||||||||
45. | Житейские истории | 1 | 10 | 35 | ||||||||
Решение текстовых задач 12ч. | ||||||||||||
46. | Как научиться решать задачи? | 1 | 15 | 30 | ||||||||
47. | Решение задач на совместную работу | 1 | 10 | 35 | ||||||||
48. | Решение задач на совместную работу | 1 | 45 | |||||||||
49. | Решение задач "обратным ходом" | 1 | 10 | 35 | ||||||||
50. | Решение задач "обратным ходом" | 1 | 45 | |||||||||
51. | Старинный способ решения задач на смешение веществ | 1 | 15 | 30 | ||||||||
52. | Задачи на смешение веществ | 1 | 10 | 35 | ||||||||
53. | Прямая и обратная пропорциональности | 1 | 10 | 35 | ||||||||
54. | Решение задач на движение | 1 | 15 | 30 | ||||||||
55. | Решение задач на движение | 1 | 45 | |||||||||
56. | Решение задач на движение | 1 | 5 | 40 | ||||||||
57. | Математический КВН | 1 | 45 | |||||||||
Уравнения 9ч. | ||||||||||||
58. | Как уравнять два выражения | 1 | 10 | 35 | ||||||||
59. | Уравнения | 1 | 10 | 35 | ||||||||
60. | Решение уравнений | 1 | 45 | |||||||||
61. | Решение задач с помощью уравнений | 1 | 15 | 30 | ||||||||
62. | Решение задач с помощью уравнений | 1 | 5 | 40 | ||||||||
63. | Решение задач с помощью уравнений | 1 | 5 | 40 | ||||||||
64. | Решение задач с помощью уравнений | 1 | 45 | |||||||||
65. | "Игра "Поле чудес" | 1 | 45 | |||||||||
66. | "Игра "Поле чудес" | 1 | 45 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
О выборах хочу всё знать. Путеводитель по избирательному праву
Одним из признаков правовой культуры является готовность гражданина лично участвовать в политической жизни, управлении страной в качестве избирателя или политического деятеля того или иного уровня. К ...
сценарий урока "О выборах хочу все знать"
сценарий урока можно использовать при прохождении темы "Избирательное право" в 10 классе...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Хочу все знать и уметь" спортивно-оздоровительное направление
Данная программа может рассматриваться как одна из ступеней к здоровому образу жизни и неотъемлемой частью всего воспитательного процесса в школе....
Игра "Хочу все знать"
Интеллектуально-познавательная игра...
Урок математики в 5 классе "Восхождение на пик "Хочу всё знать!"
Действия с натуральными числами и десятичными дробями. На уроке используются межпредметные связи. Материал содержит конспект урока и презентацию....
Викторина по экологии для учащихся 8 класса. "Хочу все знать»!
Викторину можно использовать для проведения внеклассных мероприятий и классных часов по биологии, экологии....
Занимательные вопросы для конкурса знатоков по искусству "Хочу все знать!"
Предлагаемый материал использовала для заочного конкурса знатоков по искусству среди учащихся и учителей. Вопросы взяты из книги И.Д.Агеевой "Занимательные материалы по изобразительному искусству"...