Сборник коррекционно-развивающих занятий Внутренняя опора
методическая разработка по психологии

Арчакова Людмила Юрьевна
Сборник представляет собой объединение теории и методических рекомендаций осуществления коррекционно-развивающей работы педагога-психолога, готовые занятия с элементами тренинга для работы с данной категорией детей. Материалы сборника будут полезны педагогам-психологам, мастерам производственного обучения образовательных и профессиональных образовательных учреждений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Борзинский филиал

государственного профессионального образовательного учреждения

«Краснокаменский промышленно-технологический колледж»

 «Внутренняя опора»

г. Борзя, 2024

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………………… 4

Роль коррекционно-развивающих занятий в работе с обучающимися с ОВЗ………... 6

Содержание занятий……………………………………………………………………… 8

Занятие 1…………………………………………………………………………………... 8

Занятие 2…………………………………………………………………………………. 10

Занятие 3…………………………………………………………………………………. 13

Занятие 4……………………………………………….………………………………… 15

Занятие 5…………………………………………………… …………………………… 18

Занятие 6…………………………………………………………………………………. 21

Занятие 7………………………………………………………………………………… 25

Занятие 8 ………………………………………………….…………………………….. 26

Занятие 9………………………………………………………………………………… 27

Занятие 10………………………………………………………………………………... 28

Список использованной литературы……………………………....................................30

Приложение 1………………………………………………………..……………………31

Приложение 2 …………………………………………………………………………….32

Приложение 3……………………………………………………………………………..33

Приложение 4……………………………………………………………………………..34

Целью разработки сборника является оказание помощи мастерам производственного обучения, начинающим и практикующим педагогам-психологам в работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (с легкой формой умственной отсталости), путем актуализации ресурсов личности и поиска помогающих стратегий для решения проблемных ситуаций в ходе освоения профессии. Материалы сборника могут быть использованы для составления Коррекционно-развивающей психолого-педагогической программы

 Таким образом, сборник представляет собой объединение теории и методических рекомендаций осуществления коррекционно-развивающей работы педагога-психолога, готовые занятия с элементами тренинга для работы с данной категорией детей.

Материалы сборника будут полезны  педагогам-психологам, мастерам производственного обучения образовательных и профессиональных образовательных учреждений.

Автор составитель: педагог – психолог Борзинского филиала ГПОУ «КПТК» Арчакова Людмила Юрьевна, I квалификационная категория.

Ссылка на мини-сайт: https://nsportal.ru/lyudmila-yurevna-archakova 

Компьютерная верстка и дизайн: Арчакова Людмила Юрьевна.

ВВЕДЕНИЕ

Профессиональная подготовка обучающихся с интеллектуальными нарушениями предполагает психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ (с различными формами умственной отсталости), учитывающие их способности и возможности в соответствии рекомендациями ПМПК.

В современном мире часто происходят резкие изменения, они в свою очередь затрагивают все стороны нашей жизни, оказывают неоднозначное и сложное воздействие на воспитание, развитие, психологическое и социальное формирование подрастающего поколения. О сложностях выживания в социальной системе часто говорят подростки и молодежь на консультациях у педагога-психолога. В связи с этими изменениями в России возрастает и интерес равноправия людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в различных сферах жизни общества.

Коррекционно-развивающая работа с обучающимися с особыми образовательными потребностями направлена на актуализацию ресурсов личности и поиска помогающих стратегий для решения проблемных ситуаций в ходе социальной адаптации и освоения профессии. Благодаря инклюзивному образованию появляется возможность встречи обучающихся с разными способностями, навыками, культурой общения и социального опыта. Системная коррекционно-развивающая работа способствует развитию коммуникативных навыков, эмпатии и способности работать в коллективе с людьми, имеющими разные особенности.

Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей [10].

Коррекционно-развивающая работа – это дополнительные занятия к учебному плану, способствующие более эффективному развитию личности студента.

Особенности коррекционно-развивающей работы:

  • создание положительной психологической атмосферы;
  • индивидуальный подход;
  • отслеживается динамика результатов развития обучающегося на каждом занятии;
  • для достижения развивающего эффекта, необходимо неоднократное выполнение заданий обучающимися, но на более высоком уровне трудности.

Впервые идеи обучения о доступности образования были озвучены в работах Яна Амоса Коменского, а Песталоцци одним из первых указал на значимость развивающего обучения. Но до первой четверти XIX в. практическое осуществление педагогических мероприятий в отношении детей с ОВЗ (слабоумных) не начало своего развития. Все направления помощи умственно отсталым лицам возникли в Западной Европе одновременно и продолжают существовать и в наше время [6].

Выпускники коррекционных школ обучаются в образовательных учреждениях СПО по программам профессионального обучения десять месяцев и чаще сталкиваются с такими проблемами, как самостоятельный анализ ситуации в связи с эмоционально-поведенческими особенностями. Трудности написания лекции под диктовку, мастеру производственного обучения и преподавателям приходится выдавать индивидуально дополнительный раздаточный материал и не всегда текст, скопированный с бумажного носителя понятен студенту. У некоторых детей не сформированы навыки хозяйственно-бытовой деятельности, что затрудняет соблюдение правил проживания в общежитии учреждения СПО. Имеет место завышенная самооценка, что не позволяет обучающемуся адекватно оценить собственные возможности. У данной категории обучающихся могут возникать специфические потребности в общении и другие сложности.

Умственная отсталость рассматривается как не обратимое явление, но мы так же знаем, что при правильно организованном врачебно-педагогическом воздействии в коррекционной школе и психолого-педагогическом сопровождении в профессиональном образовательном учреждении у подростков и молодежи есть возможность освоить первые профессиональные навыки и помочь формированию личности студента.

Роль коррекционно-развивающих занятий

в работе с обучающимися с ОВЗ в колледже

Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с обучающимися имеющими ограниченные возможности здоровья (легкую степень умственной отсталости) ориентирована на формирование качеств социально-активной и профессионально-компетентной личности, социально-психологическую адаптацию в учебно-профессиональной деятельности.

На сегодняшний день актуальность профессионального обучения детей с ОВЗ (различной степени умственной отсталости) неоспорима, в профессиональных образовательных организациях число студентов данной категории увеличивается. В Борзинском филиале ГПОУ «КПТК» опыт работы с выпускниками коррекционных школ небольшой, четвертый учебный год мы обучаем студентов по программе профессионального обучения «Повар».

Василий Александрович Сухомлинский говорил: «Одарены, талантливы все без исключения дети…». Наблюдая за студентами с ОВЗ и оказывая им помощь в раскрытии интересов, навыков и талантов, мы видим, что некоторые ребята хорошо поют, играют на музыкальных инструментах, быстро осваивают навыки шитья, вступают в отряд волонтеров и военно-патриотический клуб.

Несмотря на имеющиеся трудности у обучающихся, мастеру производственного обучения ежегодно удается готовить детей к международному конкурсу профессионального мастерства  «Абилимпикс». В 2022 году - третье место в компетенции «Выпечка хлебобулочных изделий», 2023 год - второе место в компетенции «Выпечка осетинских пирогов», в  2024 году - третье место  в компетенции «Хлебобулочные изделия».

Одной из важнейших целей коррекционно-развивающих занятий является развитие самосознания его участников. Стоит отметить, что развитие самосознания у студентов с умственной отсталостью - процесс длительный и имеющий ряд особенностей.

Для развития самосознания у молодёжи с умственной отсталостью решаются следующие задачи:

- формирование навыков самоконтроля и саморегуляции в процессе группового взаимодействия;

- развитие эмоционального интеллекта;

- актуализация и осознание внешних и внутренних ресурсов своей личности, повышение самооценки;

- приобретение навыков рефлексии;

- создание устойчиво позитивных психоэмоциональных состояний.

Этапы коррекционно-развивающих занятий:

  1. Подготовительный.
  1. Основной.
  1. Заключительный.

Структура занятий состоит из следующих элементов:

  1. Ритуал приветствия.

Рекомендации: между ритуалом приветствия и разминкой можно сделать опрос самочувствия (участники сразу погружаются в атмосферу "здесь и сейчас" или как привыкли говорить обучающиеся «в моменте», рефлексируя свое эмоциональное и физическое состояние, сообщая о своих мыслях и ожиданиях по отношению к предстоящему занятию, иногда рассказывая о снах, увиденных накануне).

Можно использовать притчу, сказку (она служит своеобразным эпиграфом к предстоящей работе и за счет своей метафоричности задает некоторую программу подсознанию участников).

  1. Разминка.
  1. Рефлексия прошлого занятия (если это необходимо).
  2. Основное содержание занятия (проведение игр, упражнений)
  1. Рефлексия прошедшего занятия (высказывания участников по очереди о своем актуальном состоянии, осмысление проделанной работы).
  1. Ритуал прощания.

Методы и техники используемые на занятиях: 

- Арт-терапия: песок, мак, нетрадиционные техники рисования (рисунок на воде, рисование на прозрачном мольберте, рисунок на стекле и др.);

- Методики на выработку групповых коммуникативных свойств;

- Нейробика;

- Беседы;

- Сказкотерапия и др.

Таким образом, коррекционно-развивающие занятия являются важным шагом в достижении цели: актуализация ресурсов личности и поиска помогающих стратегий для решения проблемных ситуаций в ходе освоения профессии.

Результативность и эффективность занятий выявляются традиционно путем психодиагностического обследования.

До проведения занятии проводим входящую диагностику, после завершения курса занятий проводим итоговую диагностику.

Рекомендации для проведения диагностического обследования:

- Для выявления уровня адаптации подростков в коллективе подходит методика И. А. Шевченко «Выявление уровня социальной адаптации подростков в коллективе», которая предназначена для детей 13–17 лет, где А – адаптация, С – социум, Я – личность «Я», Д – деятельность, Л – шкала лжи.

- Исследование самооценки по методике Дембо — Рубинштейн в  модификации А. М. Прихожан https://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika/library/2022/08/24/metodika-diagnostika-samootsenki-dembo-rubinshteyn 

- Диагностика внимания:

Тест Б. Бурдона. Корректурная проба https://nsportal.ru/user/1351914/page/avtorskie-testy-i-metodiki-3 

Таблицы Шульте

https://ppms22.ru/upload/medialibrary/2e7/knrjcfebjyc0ek8u3gjdv18auw6wszpt/1.-Vnimanie_Tablitsy-SHulte.pdf 

-  «Заучивание 10 слов» А. Р. Лурия (приложение 1)

- Диагностика “эмоционального интеллекта” (Н. Холл)

https://disk.yandex.ru/i/Q1ARjpzdKlcETw 

Содержание занятий

Начало занятий ноябрь-декабрь, после адаптации обучающихся в группе и учебному процессу. Возраст (15-17 лет)

Занятие № 1 «Встреча с самим собой»

Цели занятия: Настрой на совместную работу, через установление эмоционального контакта;

Содержание занятия

  1. Приветствие Каждый участник группы (по очереди) встаёт и произносит какую-либо фразу, обращённую ко всем остальным: начинает традиционно педагог-психолог «Добрый день», «Желаю всем узнать много нового и интересного» и т.д. Вместо фразы участник может использовать любой приветственный жест.

Выработка правил на занятиях и принятие (подпись всех участников под правилами)

Цель: установление рамок поведения на занятиях

Содержание. Конфиденциальность. Общение на равных. Не давать оценок и говорить только о своих чувствах и от своего имени. Принцип «здесь и сейчас». Выключать звук мобильных телефонов и другие правила.

  1. Упражнение «Встреча с самим собой»

Ребята получают задание «В течение 7- 10 минут записать в тетрадях ответ на вопрос «Кто я?» ответить 20 раз.

(зачитывать в слух ответы не обязательно). Обучающимся предлагаем «плюсом» отметить ответы, которые нравятся ребятам, и «минусами» - те, которые не нравятся.

Обсуждаем почему количество ответов разное, легко или сложно было выполнить упражнение? Приходим к выводу, что не все ребята хорошо знают себя, очень трудно себя оценить.

  1. Зарядка для ума или обучение упражнению «Нейробика»

Выполнять нейробику обучаем студентов в присутствии мастера производственного обучения. Даем рекомендации по ежедневному выполнению комплекса, как обязательного условия повышения эффективности обучения. Время выполнения в ходе изучения профессиональных дисциплин выбирает мастер самостоятельно (рекомендуем перед началом занятий, позже можно проследить и подобрать время проведения упражнения)

Перед началом выполнения упражнения хорошо разогреем руки, потирая ладонь об ладонь, выполнить движения сцепленными руками.

  • Руки на парте, одна рука зажата в кулак, вторая лежит на плоскости стола ладонью вниз. Меняем положение рук 10-15 раз (рис.1)

Рис.1

  • «Кулак, ребро, ладонь» 10 – 15 раз. (рис. 2)

Рис. 2

  • «Пистолетики» 10-12 раз. (рис. 3) Комбинация пальцев рук как на рисунке, потом наоборот.

Рис. 3

Следим за работоспособностью обучающихся. Подбадриваем, объясняем, что эти упражнения требуют тренировки.

  • Для снятия напряжения и с целью поднять настроение добавляем упражнение «Фига бол или фига и лайк» 10-15 раз. (рис. 4)

Рис. 4

  1. Рефлексия

-  Понравилась вам такая форма работы?

 -  Довольны вы результатом своей работы?

 -   Насколько занятие оказался полезным?

Заполнение таблицы:

Каждому студенту в рабочую тетрадь вклеивается лист «Плюс-минус-интересно», в которой необходимо ответить на вопросы, используя «плюс-минус» для каждого занятия (приложение 2)

  1. Ритуал прощания

Прощаясь с группой, педагог-психолог отмечает самые удачные моменты, старания группы при выполнении упражнений на протяжении всего занятия. Благодарит за работу и приглашает на следящее занятие через неделю.

Занятие № 2 "Твой мир в твоих руках"

  1. Приветствие Каждый участник группы (по очереди) встаёт и произносит какую-либо фразу, обращённую ко всем остальным: начинает традиционно педагог-психолог «Добрый день», «Желаю всем узнать много нового и интересного» и т.д. Вместо фразы участник может использовать любой приветственный жест.
  2. Разминка Зарядка для ума «Нейробика» (смотрим Занятие № 1)
  3. Игровое упражнение «Сотворение мира»

Материалы: пластилин, коврик для лепки, презентация ссылка для скачивания презентации https://nsportal.ru/node/6001536 

Расположитесь в кругу и тихо включите спокойную музыку. В центр круга нужно поставить столик с пластилином и картоном. Для проведения занятия используйте следующий текст.

«Для того чтобы наша жизнь была эффективной, важно чтобы каждый из нас постоянно Созидал самого себя. Каждый из нас – Творец. Мы все – творим миры. И сейчас пришло время вспомнить об этом и пережить это.

А знаете ли вы, как был сотворен мир? Множество легенд и мифов повествуют об этом. И вот один из них.

        Сначала не было ничего: ни земли, ни неба, ни песка, ни холодных волн. Была лишь огромная черная бездна. Царство Хаоса. К северу от нее лежало царство туманов, к югу – царство огня. Тихо, светло и жарко было в царстве огня, так жарко, что никто кроме детей этой страны, огненных великанов, не мог там жить. В царстве туманов, напротив, господствовали вечный холод и мрак.

        Но вот в царстве туманов забил родник. Двенадцать мощных потоков взяли из него свое начало и стремительно потекли к югу, низвергаясь в бездну. Жестокий мороз царства туманов превращал воду этих потоков в лед, но родник бил не переставая, ледяные глыбы росли и все ближе и ближе подвигались к царству огня. Наконец, лед подошел так близко к царству огня, что стал таять.

        Из таявшего льда возникла гигантская корова. Четыре молочные реки потекли из ее вымени. Зеленых пастбищ еще не было, и корова паслась на льду, облизывая соленые ледяные глыбы. К концу первого дня на вершине одной из этих глыб появились волосы, на другой день – целая голова, к исходу же третьего дня из глыбы вышел могучий гигант. Прародитель Богов.

        Шло время, мир менялся, огромные силы царства хаоса должны были быть обузданными. Эту задачу выполнили Боги. Они брали из хаоса, царств огня и туманов вещество и создавали землю, воду, огонь и воздух. Из искр, вылетавших из царства огня, боги сделали звезды и украсили ими небесный свод. Часть звезд они укрепили неподвижно, другие же, для того чтобы узнавать время, разместили так, чтобы они двигались по кругу, обходя его за один год.

Сотворив мир, боги надумали его населить. Однажды на берегу моря они нашли ясень и ольху. Боги срубили их и сделали из ясеня мужчину, а из ольхи – женщину. Затем один из богов вдохнул в них жизнь, другой дал им разум, а третий – кровь и румяные щеки. Так появились первые люди.

Так это было, или иначе, не известно. Но ясно одно - каждый из нас имеет внутри себя Творца. Но у каждого из нас он проявляется по-своему. Каждый день мы создаем внутри себя и вокруг себя новый мир, часто даже не замечая этого. Мудрецы говорят, что мы несем в себе частицу Бога, создавшего мир. И сегодня нам предстоит создать свой собственный мир.

Вы видите перед собой разноцветный пластилин. Разнообразные вещества в руках богов подобны пластилину или глине, они легко воплощают любую идею богов.

Итак, сначала создали боги землю. Давайте возьмем пластилин, который поможет нам создать землю. Подержим его в своих руках. И, разминая его и придавая ему форму, создадим землю.

Создавая землю, - комментируете Вы, в процессе игры, - боги думали о том, какой плодородной она будет. Они знали, что земля даст будущему человеку ощущения уверенности, прочности, научит его создавать предметы материального мира, строить дома, обустраивать свой быт. Они знали, что земля научит человека трудиться и получать от этого удовольствие. Они знали, что земля даст человеку богатство и научит им правильно распоряжаться… Итак, боги создали землю.

Они любовались своим творением, показывали его другим богам, и боги восхищались искусству каждого. Но затем боги подумали, надо чем-то удобрить землю, и пусть этим станет вода. Они отложили созданную ими землю. Взяли другой кусочек вещества (пластилина) и начали создавать воду.

Создавая воду, - комментируете Вы, пока все заняты созданием воды, - боги думали о том, какой живительной и чистой она будет. Они знали, что вода напитает землю, и та даст богатый урожай. Они знали, что вода будет дарить человеку очищение; она напитает его внутренний мир разнообразными переживаниями, и разовьет его чувствительность... Итак, боги создали воду.

Они любовались своим творением, показывали его другим богам, и боги восхищались искусству каждого. Затем боги соединили землю и воду в чудесную композицию… и показали ее другим богам.

Затем боги отложили землю и воду для того, чтобы посвятить себя созданию огня. Они взяли по кусочку соответствующего вещества (пластилина) и начали создавать огонь…

Создавая огонь, боги думали о том, как он подарит человеку тепло, поможет приготовить пищу. Они знали, что огонь сможет поселиться в душе каждого человека, и помогать ему жить и творить. Они знали, что огонь укрепит дух человека и напитает его высокими устремлениями… Итак, боги создали огонь.

Они любовались своим творением, и показывали его другим богам. Огонь нисколько не обжигал божественные руки. Они соединили землю, воду и огонь. Казалось бы, мир создан… Но нет, для жизни необходим еще один элемент – воздух. Боги отложили свои композиции, и взяли по кусочку вещества (пластилина), необходимого для создания воздуха.

Создавая воздух, боги думали о том, что он будет связывать все элементы. Они знали, что он подарит человеку легкость дыхания, поможет ощущать ароматы этого мира. Они знали, что воздух сможет переносить мысли людей, а значит поможет им учиться и узнавать новое… Итак, боги создали воздух.

Они любовались своим творением, показывали его другими богам. А потом они соединили воедино землю, воду, огонь и воздух.

Так были созданы эти миры, и боги любовались ими и показывали друг другу. Они поражались и восхищались тем, насколько разными были сотворенные ими миры».

После небольшого спонтанного обмена впечатлениями, можно переходить ко второму сюжету. Для этого Вы можете использовать следующий текст.

«Итак, боги полюбовались созданными мирами. Теперь пришло время населить их. И задумали боги создать человека. Им хотелось, чтобы человек нес в себе весь мир, который они сотворили. Поэтому они решили создать человека из того вещества, из которого создали мир.

Боги не привязывались к результатам своего труда. Они хотели, чтобы созданный ими мир был внутри человека. Поэтому они взяли тот мир, который только что создали, в свои руки. Согрели его своим божественным теплом, и…скатали в шар.

В руках богов оказался разноцветный шар, в котором теперь перемешались и земля, и вода, и огонь и воздух. «Из этого теперь можно создать человека!», – решили боги.

Они разделили шар на две части: одну чуть больше, другую чуть меньше. И скатали два шара. Но этого было недостаточно для создания человека. Тогда они взяли больший шар и опять разделили его на две части: одну побольше, другую поменьше. Теперь у них было уже три шара, но и этого было недостаточно. «Жизнь размножается делением», - подумали боги и разделили тот шар, который побольше, еще на две неравные части, и скатали из них шары. Теперь у богов было уже четыре шара.

«Но этого мало», - решили боги и разделили больший шар еще на две части, превратив их в шары. Теперь у них было уже пять шаров. Но богам так понравилось заниматься делением, что они разделили больший шар еще на две части.

Теперь перед ними лежали шесть шаров. «Надо знать меру», - подумали боги, и на последок отщипнули от большего шара маленький кусочек, скатав шары…

Перед богами лежали семь шаров разной величины. «Это хорошее число», - решили боги, и слепили из шаров человека. Самый большой шар стал туловищем, самый маленький – шеей, остальные шары стали руками, ногами и головой.

Человек, слепленный из шаров, развеселил богов. «Он должен быть подобен нам», - решили боги и стали вытягивать части тела человека, прочно соединяя их друг с другом. Так появился первый человек…

«Главное, он должен стоять на своих ногах», - решили боги и долепили своих человечков так, чтобы они прочно стояли на своих ногах.

Потом боги поставили своих человечков в круг и долго рассматривали их».

После небольшого спонтанного обсуждения и обмена впечатлениями, можно переходить к третьему сюжету. Текст для его проведения может быть таким.

«В каждом этом человечке – весь мир, который мы также создали своими руками. Но все эти человечки – новорожденные. А новорожденным боги обычно дарят подарки. Подарки богов не просты, в каждом из них скрыт особый смысл. Главный подарок – подарок от бога творца. Поэтому подумайте, что вам хотелось бы подарить своему человечку, какими качествами его наделить, какой судьбы пожелать. Потом возьмите кусочек пластилина и вылепите символ вашего подарка, а затем подарите его вашему человечку».

        Когда каждый подарит своему человечку подарок, Вы можете продолжать (только не забудьте подарить подарки своему человечку).

«Пожалуйста, внимательно рассмотрите человечков, найдите среди них того, или тех, кому вам хочется сделать подарок. Заметьте, подарок делается не богу-создателю, а человечку. Вы можете даже не знать, творенью рук какого бога принадлежит человечек. Подумайте о смысле своего подарка, потом изготовьте из пластилина символ этого подарка. И когда все будут готовы, мы снова соберемся вокруг наших человечков».

Обычно время, необходимое на изготовление подарка, занимает 5-7 минут. Далее, все собираются вокруг человечков с подарками в руках.

«Пришло время дарить подарки, говорите Вы. – Мы будем дарить подарки со словами: «Я хочу подарить этому человечку нечто (вы называете свой подарок), что будет, на мой взгляд для него полезным. Мой подарок принесет в жизнь человечка… (вы говорите, что принесет ваш подарок). Как ты смотришь на это, бог-создатель?» И бог-создатель этого человечка должен сказать свое решение. Оно может быть положительным – тогда подарок с благодарностью принимается, или отрицательным – тогда подарок с благодарностью не принимается. Если подарок отвергается, бог-создатель должен найти форму корректного и достойного отказа, такую, чтобы не обидеть дарителя. Итак, давайте подарим наши подарки!»

        В обсуждении важно проговорить впечатления от творчества, подарки, подаренные своим человечкам и другим, а также понимание смысла даров. В заключении Вы предлагаете человечков всех членов команды поставить в круг так, чтобы они поддерживали друг друга. Пока все рассматривают эту композицию, Вы можете сказать: «Сегодня нам удалось убедиться в справедливости выражения: «Внутри человека – целый мир». Ибо мир, созданный нашими руками, мы поместили внутрь наших первых людей. Но давайте зададим себе вопрос: кого же мы лепили на самом деле? Конечно, самих себя, свой мир. В этих человечках частичка нас.

4.  Рефлексия

-  Понравилась вам такая форма работы?

 -  Довольны вы результатом своей работы?

 -   Насколько занятие оказался полезным?

Заполнение таблицы: «Плюс-минус-интересно»

5 Ритуал прощания

Прощаясь с группой, педагог-психолог отмечает самые удачные моменты, старания группы при выполнении упражнений на протяжении всего занятия. Благодарит за работу и приглашает на следящее занятие через неделю.

Занятие № 3 Внимание

  1. Приветствие Упражнение «Я рад тебя видеть...»

Цель: определение положительных сторон участников.

Каждый из участников обращается к своему соседу со словами: «Я рад тебя видеть, потому что...».

Вопросы для обсуждения:

- Легко ли вам было выполнять упражнение?

- Какие чувства вы испытывали, когда к вам обращался ваш сосед?

- Что вы испытывали, когда вам нужно было обратиться к другому человеку со словами «Я рад тебя видеть...»?

- Легко ли вам было определить, почему вы рады видеть своего соседа?

- Часто ли вам в жизни приходится говорить людям комплименты?

  1.  Разминка Зарядка для ума «Нейробика» (смотрим Занятие № 1)

Добавим упражнение (можно придумать самим).  (Буква V – указательный и средний палец, на одной руке, класс – кулак с поднятым вверх большим пальцем) чередуем 10-15 раз.

  1. Рефлексия прошлого занятия

Вспомним про мир созданный обучающимися на прошлом занятии, о том, что каждый лепил себя и свой мир. Было нелегко, но мы все справились.

Беседа: Обучаясь профессиональным навыкам с какими трудностями в обучении, учебной практики вы сталкиваетесь? (ожидаемые ответы: не хватает времени, потому что сложно запомнить технологию приготовления блюда, ищем ингредиенты, посуду….)

Притча «Внимательность»

Как-то старый китайский учитель сказал своему ученику:

— Пожалуйста, осмотри эту комнату и попытайся найти в ней всё, что имеет коричневый цвет.

Молодой человек огляделся. В комнате было много коричневых предметов: деревянные рамы картин, диван, карниз для занавесок, книжные переплеты и ещё множество разных мелочей.

— А теперь закрой глаза и перечисли все предметы… голубого цвета, — попросил учитель.

Молодой человек растерялся:

— Но я ничего не заметил!

Тогда учитель сказал:

— Открой глаза. Посмотри только, какое здесь множество голубых предметов!!!

Это было правдой: голубая ваза, голубые рамки фотографий, голубой ковёр…

Ученик ответил:

— Но это же уловка! Ведь я по вашей указке искал коричневые, а не голубые предметы!

Учитель тихо вздохнул, а потом улыбнулся:

— Именно это я и хотел тебе показать! Ты искал и находил только коричневый цвет. Так же происходит с тобой и в жизни: ты ищешь и находишь только плохое и упускаешь из виду всё хорошее!

 Выполнение упражнение «Запоминание предметов»

Цель: развитие объёма памяти, скорость запоминания.

На столе раскладывают 10 предметов. В течение 1 минуты необходимо запомнить их расположение, форму, расцветку и т.д. По прошествии указанного времени закрывают объекты тёмным материалом. Задача обучающихся — рассказать о предметах всё, что вспоминается. Начинать допускается с простых предметов, но каждый раз следует усложнять задание.

Педагог-психолог наблюдает и фиксирует результаты, использует похвалу на все точные и/или близкие определения (ответы).

Упражнение "Мой герой"

Предлагаю вашему вниманию удивительную сказочную колоду "Тропинка к своему я". Выберите карту

Если на карте изображено несколько персонажей, выберите одного. Ответьте на следующие вопросы:
1) Кого вы выбрали? Почему его (если на карте несколько персонажей)

2) Расскажите его историю. Как и почему герой оказался в ситуации, изображенной на картинке?
3) Как его/ ее зовут?

4) Сколько ему/ей лет?

5) Где и с кем он живет? Кто его/ ее семья?

6) С кем дружит?

7) Что любит?

8) Чего и кого боится?

9) Как справляется со страхами?

10) А кто боится его/ее? Почему?

11) Какое отношение это имеет к вам, к вашей жизни?

(На вопросы можно отвечать и у себя в тетради. Так же можно ответить лишь на часть вопросов).

4.  Рефлексия

-  Понравилась вам такая форма работы?

 -  Довольны вы результатом своей работы?

 -   Насколько занятие оказался полезным?

Заполнение таблицы: «Плюс-минус-интересно»

5 Ритуал прощания

Прощаясь с группой, педагог-психолог отмечает самые удачные моменты, старания группы при выполнении упражнений на протяжении всего занятия. Благодарит за работу и приглашает на следящее занятие через неделю.

Занятие № 4 "Конфликты в нашей жизни"

Приветствие Упражнение «Я рад тебя видеть...»

Цель: определение положительных сторон участников.

Каждый из участников обращается к своему соседу со словами: «Я рад тебя видеть, потому что...».

Вопросы для обсуждения:

- Легко ли вам было выполнять упражнение?

- Какие чувства вы испытывали, когда к вам обращался ваш сосед?

- Что вы испытывали, когда вам нужно было обратиться к другому человеку со словами «Я рад тебя видеть...»?

- Легко ли вам было определить, почему вы рады видеть своего соседа?

- Часто ли вам в жизни приходится говорить людям комплименты?

Разминка Зарядка для ума «Нейробика» (смотрим Занятие № 1) Обязательно к выполнению дополнительное 5 упражнение.

Основная часть: "Конфликты в нашей жизни" презентация  доступна по ссылке  https://nsportal.ru/sites/default/files/2023/03/07/prezentatsiya_k_vospitatelnomu_chasu_konflikty_v_nashey_zhizni.pdf 

Цель: способствовать формированию культуры общения, посредством обучения бесконфликтному поведению и определения стилей общения.

Педагог-психолог: Просит всех присутствующих выполнить молча следующие действия с одинаковыми листами бумаги (салфетка), не глядя, как такую же операцию проделывают другие:

1) сложите лист вдвое, оторвите правый верхний угол;

2) снова сложите лист вдвое и оторвите правый верхний угол;

3) сложите лист вдвое и оторвите правый верхний угол;

4) сложите лист вдвое и оторвите правый верхний угол;

5) разверните.

Психолог:При демонстрации остатков листов бумаги (салфеток) участники группы увидят разнообразные варианты «снежинки». Наши снежинки очень не похожи друг на друга, так же как и вы. Мы все разные,  поэтому между нами происходят конфликты. Каким был бы мир если бы мы все были одинаковы? (подводим к ожидаемым ответам студентов – мир был бы скучным и неизменным)

Человеку необходимо общение, общение – одно из условий его жизни. Недаром, наказывая человека, его изолируют от других. И далеко не все человеческие ценности могут сравниться с такой ценностью, как возможность общаться с умными, близкими тебе по духу и взглядам людьми. Самая большая роскошь, существующая в человеческом обществе - это роскошь общения.

Разберемся в типах и происхождении конфликтов.

1.Внутриличностный конфликт – это столкновение двух и более равнозначных по значимости и противоположных по направленности потребностей, интересов, желаний, влечений. В такой ситуации человек испытывает трудность в принятии решения, сделать выбор. Если он займет одну из сторон, тогда лишится всех благ другой стороны. Человек это понимает, поэтому находится в сомнениях, колеблется, не может сделать выбор.
В результате внутриличностного конфликта человек может пойти по одному из пути:

Проблема заставит его саморазвиваться. Силы его мобилизуются, из-за чего он начнет предпринимать меры для улучшения качества своей жизни.

Проблема его затормозит, что приведет к отсутствию самопознания и процесса развития.

2.Межличностный конфликт – довольно распространенное явление, встречающееся каждый день. Мы живем в обществе, которое диктует жить по своим правилам. Не всегда ценности и интересы разных людей совпадают друг с другом. Если этого не происходит, а ущемляются важные составляющие жизни, возникает конфликт. Он требует незамедлительного решения. Ведь пока не будут устранены значимые причины конфликта, он не пройдет самостоятельно. В противном случае напряжение только нарастает, а отношения портятся.

Межличностный конфликт предполагает, как минимум, двух участников процесса. Межличностный конфликт формируется под воздействием таких причин как несдержанность, агрессивность, нежелание уступать своему оппоненту. 

Конфликт особенно осложняется тем, что каждый человек стремится отстаивать свои интересы в споре и совершенно не заботится о своем партнере. Мало кто в критической ситуации оказывается способным думать об окружающих. Нередко люди, которые конфликтуют, причиняют друг другу сильную душевную боль и даже не замечают этого. Поведение нередко становится неуправляемым и неадекватным по отношению к самой причине, которая привела к конфликту. Разрешение конфликта всегда требует от человека изменения своего поведения и принятия на себя ответственности за происходящее.

3.Между личностью и группой.Данный тип обычно имеет место в том случае, когда отдельный индивид в группе отказывается действовать так, как остальные ее участники, демонстрируя тем самым нонконформистское поведение. Либо он совершает определенный поступок, который в данной группе считается неприемлемым, что провоцирует конфликт.

4.Межгрупповой. К межгрупповым конфликтам принято относить столкновения между отдельными представителями разных социальных групп (больших, малых и средних), а также между данными группами в целом. В данном случае также можно выделить такой вид, как конфликт в организации (примеры: между работниками и руководством, администрацией и профсоюзом, студентами и преподавателями и др.), бытовые (если в конфликте участвуют несколько представителей двух и более групп – например, в коммунальных квартирах, в очереди, общественном транспорте и т. д.).

Негативные последствия конфликта

  • Обостряются конкурентные отношения между людьми.
  • Отсутствует стремление к добрым отношениям.
  • Представление о противоположной стороне как о враге.
  • Убеждение, что проблема важнее, чем её решение.
  • Чувство обиды, плохое настроение.

Позитивные последствия конфликта

  • Проблема решена так, что это устраивает все стороны.
  • Совместно принятое решение быстрее и лучше претворяется в жизнь.
  • Приобретается опыт сотрудничества, который может использоваться в будущем.
  • Отношения между людьми улучшаются. Разногласия рассматриваются как зло, приводящее к плохим последствиям

Создание коллажа «Дерево конфликта»

Плакат с изображением дерева.

Чтобы разобраться в природе конфликта, создадим дерево, которое в свою очередь научит нас справляться с конфликтной ситуацией.

глубинные причины  конфликта разместим на корнях (обида, зависть, страх, различия в целях, слухи и сплетни, недостаток общения, агрессия,излишняя принципиальность, бесцеремонное вмешательство в личную жизнь и т.д.)

-последствия на ветвях (ссора, драка, разрушение взаимоотношений, повлечение более серьезных конфликтов, проблемы в общении, агрессивность и т.д.) последствия напишем на красном яблоке и поместим на ветви.

 В природе мы наблюдаем круговорот веществ, в общении также мы можем заметить как последствия конфликта еще больше питают наши отношения и ситуация усугубляется.

Далее работаем с деревом….

Опавшие плоды с последствиями конфликта необходимо убрать, чтобы они не попали почву и конфликт исчерпал себя.

Психолог снимает испорченные плоды и негативные предпосылки с дерева. Включаем презентацию на песню Витаса «Улыбнись», негромко, работаем дальше:

На корнях помещаем конструктивные способы общения:

Студентам предлагается на цветных прямоугольниках написать то, что необходим в отношениях людей для бесконфликтного общения (доверие, одобрение, родственные связи, активное слушанье, зрительный контакт, любовь, признание и т.д.)

Таким образом, наше дерево питается положительными эмоциями и чувствами.

На ветвях появляются новые плоды (мир, доброта, радость, любовь, понимание, доверительное общение и т.д.)

В наших силах не допустить, негативным чувствам и эмоциям подпитывать наши взаимоотношения.

Педагог-психолог: Все могут научиться общаться, но для этого необходимо, прежде всего, понять с кем вы общаетесь. Надо разобраться в человеке, не судя о его чертах личности по единичным поступкам или внешности. Общение не должно быть разрушительным, а для этого необходимо:

- разбираться в себе и людях;

- эмоционально правильно реагировать на состояние людей и их поведение.

Несколько принципов взаимопонимания

Чтобы добиться взаимопонимания в общении, надо:

1. Доверять себе и другим.

2. Быть искренним в своих чувствах и мыслях.

3. Признать право другого человека думать, чувствовать и послушать самостоятельно.

4. Уметь смотреть на людей и различные события глазами человека.

5. Уважать своего собеседника

6. Прощать собеседника

7. Ценить мнение другого человека

8. Не игнорировать сознательно других людей

9. Сочувствовать точке зрения другого человека

10. Не надевать маску или вести себя формально

11. Выслушать другого человека

 Рефлексия

 -   Насколько занятие оказался полезным?

Заполнение таблицы: «Плюс-минус-интересно»

5 Ритуал прощания

Прощаясь с группой, педагог-психолог отмечает самые удачные моменты, старания группы при выполнении упражнений на протяжении всего занятия. Благодарит за работу и приглашает на следящее занятие через неделю.

Занятие № 5 «Я выбираю жизнь, или жизнестойкость»

Приветствие Педагог-психолог говорит: «Здравствуйте! Я очень рада видеть вас!»

Разминка Зарядка для ума «Нейробика» (смотрим Занятие № 1) Усложняем: «Кулак, ребро, ладонь» выполняем обычным способом и с закрытыми глазами. Обязательно к выполнению дополнительное 5 упражнение.

Основная часть «Я выбираю жизнь, или жизнестойкость»

Ссылка для скачивания презентации https://nsportal.ru/npo-spo/metallurgiya-mashinostroenie-i-materialoobrabotka/library/2023/03/05/vospitatelnyy-chas-ya 

Цель: повышение уровня жизнестойкости подростков и молодежи, формирование  самосознания подростка.

Притча «Осел и колодец»

В одной старой еврейской притче, фермерский осел провалился в колодец. Пока фермер думал, как ему поступить, животное часами издавало жалобные звуки. Наконец, фермер принял решение. Он посчитал, что осел уже старый, не нужен ферме, а колодец давно пересох, и пригласил всех своих соседей решить два дела сразу: засыпать колодец и заодно закопать ослика. Все дружно взялись за лопаты. Осел сразу же понял, к чему идет дело, и начал громко вопить. Затем, ко всеобщему удивлению, он притих.

Спустя некоторое время фермер решил посмотреть, что происходит внизу. Он был изумлен увиденным. С каждым комком земли, падавшим на его спину, ослик проделывал совершенно невероятное: он встряхивался и становился поверх сброшенной земли.

Пока соседи фермера продолжали забрасывать землю в колодец, каждый раз животное встряхивалось и становилось поверх насыпанной земли. Очень скоро все удивились, потому что увидели, как ослик поднялся наверх, перепрыгнул через край колодца и умчался как угорелый!

В жизни вам будет встречаться много грязи, и каждый раз судьба будет посылать вам все новую и новую порцию. Всякий раз, когда упадет ком земли, встряхнитесь и поднимайтесь наверх. Каждая из возникающих проблем – это возможность стать выше. Если не останавливаться и не сдаваться, то можно выбраться из любого, даже самого глубокого колодца.

Вопрос: что помогло Ослу выбраться из колодца? (ожидаемые ответы: желание жить, жизнестойкость, выбор действовать и не сдаваться и т.п.)

Жизнестойкость – это понятие, которое объединяет два известных всем слова – «жизнь» и «стойкость». И оно имеет прямое отношение к каждому из нас!

1. Упражнение: «3 слова о себе» допускается от 1 до 3 слов.

Инструкция: Каждому участнику предлагается описать себя тремя словами. Имя за слово не считается. В качестве направляющей помощи на партах листы (Приложение 3) Положительное описание себя.

3. Презентация «Жизнестойкость»

Жизнестойкость -  это не просто умение терпеть, 

это способность всё начинать с самого начала.

Фрэнсис Скотт Фицджеральд.

(Слайд 1) Жизнестойкость - это характеристика личности, которая является ключом к стрессоустойчивости. Жизнестойкие люди в стрессовых ситуациях ищут поддержку и помощи близких и готовы ответить им тем же. Они считают, что эффективнее остаться вовлеченным в ситуацию, поэтому в контакте с близкими людьми знают, когда могут повлиять на исход событий, и делают это, верят, что перемены и стрессы естественны, и что они – скорее возможность для роста, развития, более глубокого понимания жизни, чем риск, угроза благополучию.

Вопрос: Может ли жизнестойкость быть приобретена какой-то односторонней деятельностью?

Жизненная стойкость не может быть приобретена какой-то односторонней деятельностью, например, только развитием силы. Так, слон в тысячи раз сильнее черепахи, но она является более жизнестойкой, может жить как на суше, так и в воде.

Жизнестойкость накапливается постепенными и комплексными усилиями, как приобретается спортивный навык или профессиональное мастерство.

Нередко люди приобретают жизненную стойкость после долгих и порой мучительных испытаний. Им приходится справляться с какими-либо суровыми вызовами судьбы, приходится подтверждать свой выбор, свою силу духа снова и снова.

(Слайд 2) Качества жизнестойкой личности:

Гражданственность - качество личности, позволяющее человеку осознавать себя гражданином того или иного государства, чувствовать свою принадлежность к Родине, к той стране, в которой он живёт и трудится.

Социальная активность и адаптация - процесс вхождения новичка в новый для него коллектив, формирования личностных связей и отношений с другими людьми. Активное участие в совместных мероприятиях.

Самостоятельность – это сложное качество, оно выражается в свободе от внешних влияний и принуждений. Это способность подчинять свое поведение собственным взглядам.

Коммуника́бельность (новолат. соединимый, сообщающийся) или отзы́вчивость — способность к общению, к установке связей, контактов, общительность

Индивидуа́льность — совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного человека от другого; своеобразие психики и личности человека.

Креативность (от лат. creatio — творчество) — умение человека отступать от стандартных идей, правил и шаблонов. К тому же креативность предполагает присутствие прогрессивного подхода, воображения и оригинальности.

Если вы однажды решите перейти к освоению жизнестойкости на практике, то ваши повседневные усилия должны включать три основных направления:

– общефизическая (спортивная) подготовка;

– совершенствование эмоциональной и волевой саморегуляции;

– развитие интеллектуальной и духовной составляющих личности.

Итак, подведем краткий итог:  развитие жизнестойкости – процесс непростой, но очень важный для каждого человека. Если мы не будем стремиться к ее развитию, то окажемся неспособными контролировать свои эмоции, действовать уверенно и разумно, когда столкнемся с какими-либо проблемными ситуациями и тяжелыми испытаниями в жизни.

(Слайд 3) Многие подростки и молодые люди, попадая в затруднительное положение, не находят из него выхода. Не чувствуя поддержки и понимания взрослых, они замыкаются. Какие чувства охватывают вас в такой период?

Возможные ответы: охватывает отчаяние, мрачное настроение,  хочется заглушить это состояние сигаретой, алкоголем, наркотиками.

Может случиться так, что молодой человек или девушка  вдруг оказывается «у последней черты»? Уточнить, понимают ли студенты выражение «Последняя черта»?

Теперь вы знаете, почему человек может оказаться «у последней черты».

Как же прожить так, чтобы не опускались руки, чтобы жизнь приносила удовлетворение и делала тебя сильным?

Я предлагаю сейчас создать своеобразный «коридор безопасности».

(Студенты проговаривают факторы безопасной жизни, а классный руководитель фиксирует на доске).

Затем кл. руководитель просит прокомментировать желающих, почему они назвали  тот или иной фактор, и добавляет ещё: любовь, друзья, семья, оптимизм, увлечения, спорт, здоровье, хорошее настроение.

Посмотрите, как много жизненных ценностей мы назвали. А сейчас мы попробуем провести упражнение, которое так и называется

(слайд 4) Упражнение «Ценности» (Приложение 4)

Цель упражнения: возможность осознать и почувствовать важность построения собственной иерархии жизненных ценностей.

На столе у участников по 6 маленьких листочков на которых предлагается написать то, что им больше всего ценно в этой жизни, по одной ценности на листочке. (Нельзя брать конкретных людей: родителей, детей, друзей,…, только обобщённые понятия) Затем листочки ранжируются таким образом, чтобы самое ценное оказалось на последнем листочке.

начинается упражнение

- Ребята представьте себе, что в вашей жизни случилось что-то плохое, и из неё исчезла ценность, та, которая написана на первом листике, отложите её в сторону. А теперь попробуйте осознать, как вам живется без этой ценности? Как протекает ваша жизнь, что в ней поменялось? Что вы чувствуете себя при этом…. (пауза 20 секунд)

- Жизнь продолжается… и из нее исчезает ещё одна ценность. Уберите следующий листик с ценностью и отложите в сторону. Постарайтесь представить себе, как живется вам без этих ценностей…? Что меняется в вашей жизни, как вы себя чувствуете…

( пауза 15 секунд)

- Черная полоса продолжается и из вашей жизни исчезает следующая (3) ценность. Отложите ее в сторону. Что вы чувствуете теперь? Что поменялось? Посмотрите, что происходит с вами и вашим окружением…. (пауза 15 секунд)

- Идет время и из вашей жизни исчезает еще одна ценность. Уберите листик с ценностью. Попробуйте осознать, что изменилось…? Какие чувства переполняют вас? Как вам живётся без ваших ценностей? (пауза 15 секунд)

- Плохие события не уходят из вашей жизни. Пропадает еще одна ценность (5). Обратите внимание на свое внутреннее состояние, как вы живете без потерянных ценностей? Что при этом меняется? Какие ощущения возникают? (пауза 15 секунд).

- Время идёт, и из вашей жизни уходит последняя ценность. Что вы чувствуете, потеряв все свои ценности? Посмотрите, чем наполнена такая жизнь, нравится ли она Вам?

(пауза 20 секунд)

Трансформация:

- А сейчас представьте себе, что произошло чудо, и появилась возможность вернуть в вашу жизнь одну из потерянных ценностей. Верните ту ценность, которую захотите. Что вы чувствуете, вернув одну из ценностей? (пауза 10 -15 секунд)

- Чудо продолжается, в вашу жизнь возвращается следующая ценность. Выберите любую из потерянных ценностей и верните её в свою жизнь. Представьте себе, что изменилось в вашей жизни после возвращения ценностей. Как вам живётся сейчас? Какие у вас возникают чувства? (пауза 10 -15 секунд)

- Светлая полоса продолжается, и появилась возможность вернуть себе еще одну из потерянных ценностей. Верните ее в свою жизнь. Что теперь происходит в вашей жизни, что вы чувствуете при этом? (пауза 10 -15 секунд)

- Проходит время и у вас появляется возможность вернуть еще одну ценность в свою жизнь. Верните ее. Что меняется вокруг вас? Как меняетесь вы? Какие эмоции переполняют вас? (пауза 10 -15 секунд)

- Жизнь дарит вам подарок. У вас есть возможность вернуть еще одну ценность. Попробуйте представить себе свою жизнь с вернувшимися ценностями. Что нового в ней? Прислушайтесь к себе? Что вы чувствуете при этом? (пауза 10 -15 секунд)

- Чудо продолжается и к вам возвращается последняя ценность. Верните её в свою жизнь. Посмотрите вокруг. Как меняется ваша жизнь? Чем она наполнена? Что вы чувствуете?

( пауза 10 -15 секунд)

- Ребята, а сейчас у вас есть возможность добавить ещё 1,2,3 ценности в свою жизнь, чтобы жизнь стала более полной и насыщенной. Поднимите руку, кто нуждается в новых ценностях…

(на столах еще есть чистые листочки  бумаги, на которых они добавляют в свою жизнь необходимые ценности)

Что вы чувствуете, добавив себе новые ценности? Остался ли прежним порядок ранжирования ценностей или изменился?

Чтобы быть счастливым, есть пять простых истин:

1. Освободи свое сердце от обид – ПРОСТИ…

2. Освободи свой разум от волнений – большинство из них не сбываются.

3. Веди простую жизнь и цени то, что имеешь.

4. Отдавай больше.

5. Ожидай меньше.

Желаю вам каждое мгновение помнить о том, что каждая «проблема» – это камень, который жизнь «кидает» в вас, но ступая по этим камням, вы можете перейти бурный поток. И то, что вы воспринимали как «проблему» – является не чем иным, как строительным материалом вашей жизни. 

Рефлексия

-  Понравилась вам такая форма работы?

 -  Довольны вы результатом своей работы?

 -   Насколько занятие оказался полезным?

Заполнение таблицы: «Плюс-минус-интересно»

 Ритуал прощания

Прощаясь с группой, педагог-психолог отмечает самые удачные моменты, старания группы при выполнении упражнений на протяжении всего занятия. Благодарит за работу и приглашает на следящее занятие через неделю.

Занятие № 6 «Время любить»

Приветствие Педагог-психолог говорит: «Здравствуйте! Я очень рада видеть вас!» и предлагает одному из участников выбрать два факта о себе (характеристики внешности, черты характера, интересы, склонности, предпочтения), а затем назвать сообщить эти факты в такой последовательности: «Левая рука: я – девушка. Правая рука: у меня есть брат».

Все участники занятия сообщают один факт о себе.

Разминка Зарядка для ума «Нейробика» (смотрим Занятие № 1) Усложняем: «Кулак, ребро, ладонь» выполняем обычным способом и с закрытыми глазами.

Усложняем: «Пистолетики» выполняем обычным способом и добавляем хлопок в ладоши после каждого парного выполнения упражнения. Обязательно к выполнению дополнительное 5 упражнение.

Основная часть: «Вступление в ранние сексуальные отношения и их последствия»

Цель: ознакомить и рассмотреть последствия ранних сексуальных отношений. Профилактика инфекций передающихся половым путем.

Материалы и оборудование: ватман, картинки юношей и девушек (заранее вырезанные из журналов), клей, ножницы, бумага А 1

Слово психолога Выполняя упражнение, каждая из девушек говорила: «я – девушка».

Девочки, девушки, женщины – это самые прекрасные, милые, слабые существа, которые населяют нашу планету. Они обладают женственностью, которая пленяет и удивляет вторую половину человечества.

Женственность – это собирательная характеристика личности. В это понятие входят также качества женщины, обусловленные её важнейшей биологической и социальной функцией – быть матерью, быть хранительницей своего очага. Поэтому женственность характеризуется рядом качеств, которые присущи только прекрасной половине нашего общества. К ним мы относим и чуткость, и умение общаться, и способность сопереживать и понимать другого человека, и то же самое женское обаяние. Эти качества ценились в женщине во все времена, и каждая девушка должна раскрыть это богатство в своей личности.

«Сегодня мы говорим на очень важную тему. Она касается каждого из Вас. Вы взрослеете, кажитесь себе старше, чем есть на самом деле. В этом возрасте часто допускаются ошибки и совершаются поступки, за которые больно всю жизнь. Многие их них связаны с интимной сферой человека - поговорим об этике интимных отношений.

Вспомним. Что мы уже знаем

  1. Период полового созревания - период жизни человека, в течение которого его организм достигает биологической половой зрелости.
  2. Половая зрелость – это способность зачать, выносить и родить ребенка. Далеко не всегда девочка-подросток может по своим физическим данным выполнить эту программу из трех пунктов. Ее тело еще растет, внутренние органы тоже. Беременность – это огромная нагрузка на неокрепший детский организм.
  3.  Социальная зрелость – это самостоятельность, прежде всего финансовая. А их содержат родители. Также в силу юного возраста они психологически незрелые личности.
  4. Психологическая зрелость – готовность человека понимать, адекватно воспринимать и анализировать происходящие с ним события. Вряд ли школьница готова гулять с детской коляской и не стесняться косых взглядов и насмешек. Вряд ли школьник готов с гордостью заявить одноклассникам: «Поздравьте меня, я стал папой!» А разве это нормально, когда родители стесняются своего ребенка? Всему свое время.
  5. Ситуации, которые провоцируют на интимную близость

Беседа (ожидаемые ответы):

Длительное уединение вдвоем.

Совместный выезд на дачу, природу с ночевкой.

Подражание взрослым в манерах поведения.

Подчеркивающая сексуальность одежда.

Сильное опьянение, воздействие наркотиков.

Просмотр порнографической продукции.

Откровенные разговоры на сексуальные темы.

Вечеринки в отсутствие родителей

  1. Последствия интимных отношений:

- беременность и её последствия;

- инфекции, передающиеся половым путем.

Упражнение «Степень доверия» 

Цель: обсудить вопрос о том, насколько сексуальные партнеры должны доверять друг другу в вопросах здоровья, профилактика ИППП.

Необходимый материал: лист ватмана, клей, картинки девушек и юношей.

Упражнение начинается с провокационных вопросов психолога

«Если ты любишь человека, тебе не придет в голову усомниться в нем. Это так? По человеку сразу видно, болеет ли он ИППП? Только тот, у кого было много партнеров должен беспокоиться, не заразился ли он чем-нибудь?».

Рассказ «Ефросинья и Ануфрий»

Жили-были на свете молодые люди - Ефросинья и Ануфрий. Однажды они встретились и полюбили друг друга. У них никогда раньше не было таких чистых и доверительных отношений, такой настоящей любви.

Всё, что было в прошлом у каждого, не имело для них никакого значения. Это были случайные встречи, несерьезные отношения, да и было их совсем немного. У Ефросиньи был один короткий, летний роман. А у Ануфрия раньше были близкие отношения с 2-мя девушками.

У бывшего друга Ефросиньи было много девушек, он вообще был человек несерьезный. И одна из бывших подруг Ануфрия была легкомысленной, из-за этого они и расстались. А вторая просто уехала в другой город и бросила его.

И у тех, в общем-то, посторонних людей, тоже были какие-то сексуальные отношения в прошлом.

Если расширять эту схему дальше, то люди, которых мы изобразим, наверняка не знакомы с главными героям, Ефросиньей и Ануфрием, скорее всего, даже не слышали о них.

А зачем о них говорим мы? Потому что, вступая в незащищенные

сексуальные отношения даже с очень любимым и близким человеком, мы одновременно контактируем с микрофлорой всех его предыдущих партнёров, а также тех, с кем раньше контактировали эти люди. Звучит и выглядит это ужасно. Но микробам все равно, в половых путях какого человека жить, да и мораль им не знакома.

Кроме того, кто-то из 36 изображённых на схеме граждан мог быть чем-то инфицирован и не знать об этом. Такие «сюрпризы» могут разрушить любовь и доверие.

Рефлексия

-  Понравилась вам такая форма работы?

 -  Довольны вы результатом своей работы?

 -   Насколько занятие оказался полезным?

Заполнение таблицы: «Плюс-минус-интересно»

 Ритуал прощания

Прощаясь с группой, педагог-психолог отмечает самые удачные моменты, старания группы при выполнении упражнений на протяжении всего занятия. Благодарит за работу и приглашает на следящее занятие через неделю. 

Занятие № 7 «Роботы»

Приветствие Педагог-психолог говорит: «Здравствуйте! Я очень рада видеть вас!» Каждый из участников обращается к своему соседу со словами: «Я рад тебя видеть, потому что...».

Вопросы для обсуждения:

- Легко ли вам было выполнять упражнение сегодня?

- Какие чувства вы испытывали, когда к вам обращался ваш сосед?

- Что вы испытывали, когда вам нужно было обратиться к другому человеку со словами «Я рад тебя видеть...»?

- Легко ли вам было определить, почему вы рады видеть своего соседа?

- Часто ли вам в жизни приходится говорить людям комплименты?

Разминка Зарядка для ума «Нейробика» (смотрим Занятие № 1) Усложняем: «Кулак, ребро, ладонь» выполняем обычным способом и с закрытыми глазами.

Усложняем: «Пистолетики» выполняем обычным способом и добавляем хлопок в ладоши после каждого парного выполнения упражнения. Обязательно к выполнению дополнительное 5 упражнение.

Основная часть: упражнение, на основе МАК «Роботы».

Материалы: клей и лист формата А5, карточки деталей робота.

Ссылка для скачивания карточек https://disk.yandex.ru/d/TM4bVEveQVyZ7Q 

Метафорические карты – это не новый вид терапии, не ее отдельное направление, это инструмент работы, который может быть использован любым специалистом. Метафора, лежащая в основе ассоциативных карт, основана на подобии или сходстве.

Используется набор метафорических ассоциативных карт «Роботы», автора Т.О. Ушаковой.

Цель: Раскрыть все возможности ребенка с ОВЗ. Эмоциональное и поведенческое спокойствие.

Вы когда-нибудь строили робота с конструктора? Сегодня у нас появилась такая замечательная возможность.

Предлагаю вам собрать робота, похожего на себя. Предложены для работы карточки: голова, туловище, ноги.

Приклейте выбранные детали на лист, так чтоб получился портрет робота, можно раскрасить.

Беседа: имя робота, чем на тебя похож?

Рефлексия

-  Понравилась вам такая форма работы?

 -  Довольны вы результатом своей работы?

 -   Насколько занятие оказался полезным?

Заполнение таблицы: «Плюс-минус-интересно»

 Ритуал прощания

Прощаясь с группой, педагог-психолог отмечает самые удачные моменты, старания группы при выполнении упражнений на протяжении всего занятия. Благодарит за работу и приглашает на следящее занятие через неделю.

Занятие №  8 «Внутренние краски»

Приветствие Педагог-психолог говорит: «Здравствуйте! Я очень рада видеть вас!»

Каждый участник группы (по очереди) встаёт и произносит какую-либо фразу, обращённую ко всем остальным: «Добрый день», «Желаю всем узнать много нового и интересного» и т.д.

Разминка Зарядка для ума «Нейробика» (смотрим Занятие № 1) Усложняем: «Кулак, ребро, ладонь» выполняем обычным способом и с закрытыми глазами.

Усложняем: «Пистолетики» выполняем обычным способом и добавляем хлопок в ладоши после каждого парного выполнения упражнения. Обязательно к выполнению дополнительное 5 упражнение.

Основная часть

Выполнение упражнение «Запоминание предметов»

Цель: развитие объёма памяти, скорость запоминания.

На столе раскладывают 10 предметов. В течение 1 минуты необходимо запомнить их расположение, форму, расцветку и т.д. По прошествии указанного времени закрывают объекты тёмным материалом. Задача обучающихся — рассказать о предметах всё, что вспоминается. Начинать допускается с простых предметов, но каждый раз следует усложнять задание.

Педагог-психолог наблюдает и фиксирует результаты, использует похвалу на все точные и/или близкие определения (ответы).

Работа в парах: рисунок на стекле

Цель: содействие личностному росту обучающегося, развитие коммуникативных умений.

Материалы и оборудование: прозрачный мольберт, стекло для рисования (можно заменить разделочной доской из стекла формата А4 или круглой формы), зеркало на стене или на столе. Гуашь, краски, кисточки, губки, вода, салфетки для удаления красок со стекла.

Тема рисования свободная.

При рисовании на стекле или зеркале есть возможность исправить не получившийся момент, стерев его салфеткой или ватным диском, что невозможно при рисовании на листе бумаги. Это положительно влияет на эмоциональное состояние. Наблюдение за процессом рисования, дает хорошую возможность психологу отследить эмоциональное состояние обучающегося, уровень развития его творческих способностей, умения работать в паре и т.д.

Рефлексия

-  Понравилась вам такая форма работы?

 -  Довольны вы результатом своей работы?

 -   Насколько занятие оказался полезным?

Заполнение таблицы: «Плюс-минус-интересно»

 

Ритуал прощания

Прощаясь с группой, педагог-психолог отмечает самые удачные моменты, старания группы при выполнении упражнений на протяжении всего занятия. Благодарит за работу и приглашает на следящее занятие через неделю.

Занятие № 9 «Быть в ресурсе»

Приветствие Педагог-психолог говорит: «Здравствуйте! Я очень рада видеть вас Каждый участник группы (по очереди) встаёт и произносит какую-либо фразу, обращённую ко всем остальным: «Добрый день», «Желаю всем узнать много нового и интересного» и т.д.

Разминка Зарядка для ума «Нейробика» (смотрим Занятие № 1) Усложняем: «Кулак, ребро, ладонь» выполняем обычным способом и с закрытыми глазами.

Усложняем: «Пистолетики» выполняем обычным способом и добавляем хлопок в ладоши после каждого парного выполнения упражнения. Обязательно к выполнению дополнительное 5 упражнение.

Основная часть

Притча:  Спросил как–то Конфуций у мудреца: “Как нужно относиться к богам, а как к демонам?”. На что мудрец ответил: “Что нам боги и демоны… Нужно вначале правильно научиться относиться к самому себе и друг к другу”.

На наших занятиях мы продолжаем учиться познавать себя и способы реагирования на стрессовые ситуации в жизни.

Что такое стресс? (ожидаемые ответы:  травля и агрессивное поведение людей, конфликты, экзамен, проблемы разного характера,  болезни родственников и т.д.).

Стресс это всегда плохо?  (объясняем, что иногда он обладает положительным влиянием на организм. Кратковременная стрессовая ситуация запускает выработку гормонов (адреналин, кортизон) и активирует работу клеток иммунитета. Благодаря этому, у людей на короткий промежуток времени: улучшается память; повышается иммунная защита; возрастает скорость восстановления тканей; активируются умственные способности; увеличивается выносливость ЦНС; улучшается работа всех органов чувств)

Что помогает справиться со стрессом? (ожидаемые ответы: ресурсы -  музыка, общение, прогулка, планирование решения проблемы, поиск социальной поддержки и т.д.)

Метафора переполненного сосуда   (10 минут)

Цель: развитие навыков эмоциональной регуляции

Существует распространенное мнение, что эмоции необходимо выражать немедленно, даже отрицательные, иначе они будут накапливаться, а наши резервуары, как известно, не бесконечны.

Резервуар – мы, на примере кувшина мы посмотрим, что с нами происходит когда мы испытываем разного рода эмоции.

Обучающиеся проговаривают стрессовые ситуации, психолог помещает в сосуд предметы(камни, шишки)  до тех пор пока предметы заполнившие сосуд не начнут падать (можно использовать воду).

Переполненный стакан – человек переполненный эмоциями. Как человек проявляет эмоции? (ожидаемые ответы детей: слёзы, агрессия, конфликты, ……)

Как мы снимаем эмоциональное напряжение (ответы студентов: уборка, прогулка, кричим, контрастный душ и т.д.)

Что нам помогает справиться в ситуации стресса? (ресурсы личности)

Рефлексия

 -   Насколько занятие оказался полезным?

Заполнение таблицы: «Плюс-минус-интересно»

 

Ритуал прощания

Прощаясь с группой, педагог-психолог отмечает самые удачные моменты, старания группы при выполнении упражнений на протяжении всего занятия. Благодарит за работу и приглашает на следящее занятие через неделю.

Занятие №  10 Подводим итоги

Приветствие Педагог-психолог говорит: «Здравствуйте! Я очень рада видеть вас!» и предлагает одному из участников выбрать два факта о себе (характеристики внешности, черты характера, интересы, склонности, предпочтения), а затем назвать сообщить эти факты в такой последовательности: «Левая рука: я – девушка. Правая рука: у меня есть брат».

Все участники занятия сообщают один факт о себе.

Разминка Зарядка для ума «Нейробика» (смотрим Занятие № 1) Усложняем: «Кулак, ребро, ладонь» выполняем обычным способом и с закрытыми глазами.

Усложняем: «Пистолетики» выполняем обычным способом и добавляем хлопок в ладоши после каждого парного выполнения упражнения. Обязательно к выполнению дополнительное 5 упражнение.

Основная часть

Упражнение «Встреча с самим собой»

Ребята получают задание «В течение 7- 10 минут записать в тетрадях ответ на вопрос «Кто я?» ответить 20 раз.

(зачитывать в слух ответы не обязательно).

Педагог-психолог сравнивает результаты ответов с результатами первого занятия, динамику отмечает в протоколе.

Упражнение «Рисуем мандалу»

Цель: определение психического состояния и чувств, изучение личности.

Материалы, используемые на занятии: заготовки мандалы с различными рисунками, краски, кисточки, карандаши, музыка для релаксации.

Упражнение «Что я почти забыл»

Цель: помочь участникам осознать все, что осталось не завершенным, невысказанным.

Прежде чем мы все расстанемся, я хотел(а) бы дать вам возможность проговорить то, что вы не успели сказать или обсудить в ходе работы группы. Сядьте поудобнее и закройте на минуту глаза … Представьте себе, что вы возвращаетесь домой и по дороге вспоминаете группу… В голове у вас проносятся лица участников и пережитые ситуации, и внезапно вы осознаете, что по какой-то причине не сделали или не высказали чего-то… Вы жалеете об этом… Что же осталось невысказанным или не сделанным? (1 минута). Теперь откройте глаза… Сейчас у вас есть возможность выразить то, что вы не успели сказать раньше.

Упражнение  “Волшебное озеро”.

Для упражнения понадобится шкатулка, в которую заранее кладётся небольшое зеркало. Все участники садятся в круг и закрывают глаза.

- Сейчас вы будете передавать друг другу шкатулку. Тот, кто получает эту шкатулку, должен открыть глаза и заглянуть внутрь. Там, в маленьком “волшебном” озере, вы увидите самого уникального и неповторимого человека на свете. Улыбнитесь ему.

Рефлексия

-  Что изменилось в вашей жизни за время наших встреч?

 -  Довольны вы результатом своей работы?

 -   Насколько занятия оказались полезными?

Заполнение таблицы: «Плюс-минус-интересно»

 Ритуал прощания

Прощаясь с группой, педагог-психолог отмечает самые удачные моменты, старания группы при выполнении упражнений на протяжении всего занятия. Благодарит за работу и желает успехов. Индивидуально приглашает на консультации по необходимости.

Заключение

Коррекционно-развивающая работа с обучающимися с особыми образовательными потребностями направлена на актуализацию ресурсов личности и поиска помогающих стратегий для решения проблемных ситуаций в ходе социальной адаптации и освоения профессии. Благодаря инклюзивному образованию появляется возможность встречи обучающихся с разными способностями, навыками, культурой общения и социального опыта. Системная коррекционно-развивающая работа способствует развитию коммуникативных навыков, эмпатии и способности работать в коллективе с людьми, имеющими разные особенности.

Список использованной литературы

  1. Борисова, Н.В., Прушинский, С.А. Инклюзивное образование: право, принципы, практика / Н.В. Борисова, С.А. Прушинский. - Владимир: Транзит-ИКС, 2009. - 412 с.
  2. Вилкова Н.Н., Зейналова Л.Н. Планирование работы психолога по  сопровождению реализации ФГОС // Справочник педагога-психолога. 2012. № 4. С.8–21.
  3. Ильина Г. М. Изучение самосознания подростков с умственной отсталостью как условие их социальной интеграции
  4. Микляева А. "Я - подросток. Программа уроков психологии". – СПб.:Речь, 2006 – 336 с.
  5. Пчельникова Е. М. Эволюция подходов к обучению и воспитанию детей с умственной отсталостью в России и за рубежом (часть первая) Монография.
  6. Рахмонов А.Б. Основные педагогические взгляды Яна Амоса Коменского // Universum: психология и образование : электрон. научн. журн. 2023. 4(106). URL: https://7universum.com/ru/psy/archive/item/15191 (дата обращения: 24.08.2024).
  7. Рубцов В.В., Алехина С.В., Хаустов А.В. Непрерывность инклюзивного  образования и психологопедагогического сопровождения лиц с особыми образовательными потребностями//Психолого-педагогические исследования. 2019. Том11. №3. С.1–14.
  8. Федорова С. С. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями// диссертация и автореферат по ВАК РФ 13.00.01. 2006. С. 222
  9. Конвенция ООН о правах инвалидов: принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 г.
  10. Методические рекомендации по комплексному психолого-педагогическому, в том числе тьюторскому, сопровождению студентов с инвалидностью, обучающихся по программам среднего профессионального образования /Д.Р. Макеева, Е.А. Канатникова, Е.А. Деникаева [и др.]. – М.: ФГБОУ ДПО ИРПО, 2022 – 53 с.
  11. Межведомственный комплексный план мероприятий по повышению доступности среднего профессионального и высшего образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе профориентации и занятости указанных лиц от 21 декабря 2021 г. N 14000п-П8
  12. Письмо Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2022 г. N 05-1999 "О направлении информации"

        

Приложение 1

«Запоминание десяти слов»

Цель: изучение памяти у обучающихся с умственной отсталостью.

методика 10 слов, предложена А. Р. Лурия, и является одной из наиболее часто применяющихся. Используется для оценки состояния памяти, утомляемости, активности внимания. Никакого специального оборудования для проведения данной методики не требуется. Однако в процессе проведения необходима тишина: при наличии каких-либо разговоров в комнате опыт проводить нецелесообразно. Слова нужно подобрать простые, разнообразные и не имеющие между собой никакой связи.

В данном исследовании используем следующие слова:

лес, хлеб, окно, стул, вода, брат, конь, гриб, игла, мед.

Инструкция состоит из нескольких этапов.

Первое объяснение: «Сейчас я прочту 10 слов. Слушать надо внимательно. Когда закончу читать, сразу же повтори столько, сколько запомнишь. Повторять можно в любом порядке, порядок роли не играет. Понятно?»

После первого ответа, предъявляется следующая инструкция:

«Сейчас я снова прочту те же самые слова, и ты опять должен повторить их — и те, которые уже назвал, и те, которые в первый раз пропустил, — все вместе, в любом порядке». Затем опыт снова повторяется 3, 4 и 5 раз, но уже без каких-либо инструкций. Экспериментатор просто говорит: «Еще раз». После пятикратного повторения слов педагог-психолог переходит к другим экспериментам, а в конце исследования, т. е. примерно спустя 30 — 60 минут, снова просит воспроизвести эти слова (без напоминания).

Фиксируем для сравнения с результатами итоговой диагностики.

(как правило запоминания у обучающихся данной группы напоминает форму так называемого «плато», то есть число воспроизведенных слов сначала растет, а после третьего-четвертого воспроизведения остается неизменной. Форма кривой «плато» говорит об эмоциональной вялости и незаинтересованности ребенка в задании, о быстром утомлении)

Приложение 2

Рефлексия «Плюс, минус, интересно»

№ занятия, дата

+

интересно

-

не интересно, сложно

+ -

Некоторые задания были сложными или не все упражнения понравились в ходе занятия

Занятие №1       «    »           202__

Занятие № 2      «    »           202__

Занятие № 3      «    »           202__

Занятие №  4     «    »           202__

Занятие № 5      «    »           202__

Занятие № 6      «    »           202__

Занятие № 7      «    »           202__

Занятие №  8      «    »           202__

Занятие № 9       «    »           202__

Занятие № 10     «    »           202__

Занятие № 11      «    »           202__

Занятие № 12      «    »           202__

Занятие № 13      «    »           202__

Занятие № 14      «    »           202__

Занятие № 15     «    »           202__

Занятие № 16     «    »           202__

Приложение 3

Положительные слова для описания себя

Настойчивый

Подлинный

Терпеливый

Восторженный

Дисциплинированный

Простой

Проницательный

Динамический

Разумный

Амбициозный

Скромный

Жесткий

Упорный

Находчивый

Сочувствующий

Щедрый

Романтичный

Умный(ая)

Внимательный

Независимый

Находчивый

Смелый

Остроумный

Организованный

Бесстрашный

Открытый

Радостный

Практичный

Энергичный

Надежный

Искренний

Мотивированный

Общительный

Адаптируемый

Правдивый

Смешной

Счастливый

Дружелюбно

Вдумчивый

Своего рода

Надежный

Интроверт

Сердечный

Верный

Яркий

С легким характером

Авантюрный

Эмоциональный

Оптимистичный

Любящий

Честный

Универсальный

Гибкий

Любящий

Энергичный

Чувствительный

Обильный

Нежный

Веселый

Организованный

Понимание

Полезный

Трудолюбивый

Определенный

Внимательный

Уверенный в себе

Приложение 4

ПЕРЕЧЕНЬ ВОЗМОЖНЫХ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ

интересная работа;

благополучная обстановка в стране;

общественное признание;

карьера;

материальный достаток;

 любовь;

 дружба;

 семья;

 Родина;

 удовольствия, развлечения;

 возможность творчества;

самосовершенствование, образование;

 здоровье;

 жизнь;

 свобода;

 справедливость;

 доброта;

 честность;

 искренность;

вера;

целеустремленность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных универсальных действий на коррекционно-развивающих логопедических занятиях с учащимися, имеющими нарушения устной и письменной речи. Конспект занятия.

Совершенствование методов обучения в Новых Стандартах Образования предусматривает всестороннее развитие творческой активности учащихся, повышение их самостоятельности. В связи с этим большое значение ...

Формирование коммуникативных универсальных действий на коррекционно- развивающих логопедических занятиях с учащимися с нарушениями чтения

Чтение остаётся основным способом получения новых знаний. Но не все дети в необходимой степени овладевают этим навыком. Дислексические нарушения поддаются коррекции.Конспект занятия. 2 класс. Тема: "С...

Конспект коррекционно-развивающего комплексного занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи "Транспорт"

Цель: закрепить и обобщить знания о транспорте. Задачи:Образовательные:уточнение и расширение словаря по теме «Транспорт»;закреплять знания о видах транспорта, названия транспортных средств, действиях...

"Кто ты, какой ты? коррекционно - развивающее интегрированное занятие

Коррекционно - развивающее интегрированное занятие "Кто ты, какой ты?. Форма проведения "Своя игра".Коррекционные цели: способствовать позитивному отношению к себе, принятию себя, ощущению собственног...

Коррекционно-развивающее групповое занятие "Насекомые"

Конспект занятия с учащимися 3 класса (8 вид, 1 вариант)...

Сборник коррекционно - развивающих заданий по литературе и по русскому языку для 5 - 9 классов.

Дидактический материал представлен в виде тестовых заданий для обучающихся 5-9 классов....