Организация досуговой деятельности в общеобразовательной школе
методическая разработка по психологии (5, 6, 7, 8 класс)
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.
Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.
Психолого-педагогическая целесообразность
Реализация данной программы направлена на повышение активности учащихся общеобразовательной школы.
Данная программа будет реализовываться посредством эффективной организации общественной творческой деятельности со школьниками. Досуговая деятельность в большей степени ориентирована на самоорганизацию воспитанников. Для формирования гармонично развитой личности, в программу включены мероприятия по развитию творческих и аналитических способностей, абстрактного мышления, здравой критичности и самокритичности, определение культурных ориентиров воспитанников.
Новизна
Сочетание равноценных процессов, воздействующих не только на область знаний, но и в значительной мере на эмоциональное состояние детей. Это и обучение, и общение, и занятия любимым делом, и отдых, и развлечение, где воспитанник может реализовывать свои фантазии, идеи.
Работа педагога- психолога будет представлять собой организацию комплексной игровой деятельности со школьниками (коммуникативные игры, занятия с элементами тренинга), кружковой работы (театральный кружок) и других досуговых мероприятий, направленных на социализацию личности школьников, обучающихся в общеобразовательном учреждении.
Предполагается, что результатами реализации данной Программы станут положительные изменения, носящие двусторонний характер.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности. Такой вид внеклассной деятельности обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_mazurova.docx | 33.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 1»
Петропавловск - Камчатского городского округа
ПРОГРАММА
«Организация досуговой деятельности
в общеобразовательной школе»
(срок реализации 1год)
Программа разработана Педагогом-психологом Мазуровой И.В. |
г. Петропавловск-Камчатский
2018
Пояснительная записка
Актуальность
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.
Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.
Психолого-педагогическая целесообразность
Реализация данной программы направлена на повышение активности учащихся общеобразовательной школы.
Данная программа будет реализовываться посредством эффективной организации общественной творческой деятельности со школьниками. Досуговая деятельность в большей степени ориентирована на самоорганизацию воспитанников. Для формирования гармонично развитой личности, в программу включены мероприятия по развитию творческих и аналитических способностей, абстрактного мышления, здравой критичности и самокритичности, определение культурных ориентиров воспитанников.
Новизна
Сочетание равноценных процессов, воздействующих не только на область знаний, но и в значительной мере на эмоциональное состояние детей. Это и обучение, и общение, и занятия любимым делом, и отдых, и развлечение, где воспитанник может реализовывать свои фантазии, идеи.
Работа педагога- психолога будет представлять собой организацию комплексной игровой деятельности со школьниками (коммуникативные игры, занятия с элементами тренинга), кружковой работы (театральный кружок) и других досуговых мероприятий, направленных на социализацию личности школьников, обучающихся в общеобразовательном учреждении.
Предполагается, что результатами реализации данной Программы станут положительные изменения, носящие двусторонний характер.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности. Такой вид внеклассной деятельности обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
Осуществление программы проходит поэтапно
1 этап —Выявление детей и семей, относящихся к группе риска. Вовлечение детей этой категории в общественную работу, в культурно-массовые мероприятия. Организация социальной гостиной, кружков и творческих групп учащихся. Составление расписания занятий.
2 этап —Проведение кружковых занятий с учащимися, организация игровой деятельности.
3 этап —Этап экстериоризации — социальной активности (выставки, спектакль). Подведение итогов.
Цель программы - создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
Задачи программы:
— привлечение всех групп учащихся к социально-творческому процессу;
— содействие процессу формирования творческих детско-школьных групп через организацию деятельности, направленной на сплочение коллективов, выявление лидеров, (средство: игры на выявление лидеров, коллективные творческие дела, спортивные интеллектуальные творческие соревнования между группами детей и школьников);
— удовлетворение потребности учащихся в самоутверждении, самореализации, самоопределении (жизненном и профессиональном), развитие их мотивации к учебной деятельности посредством привлечения их к досуговой деятельности.
Ожидаемые результаты
- Высокий уровень самореализации и социальной адаптации школьника.
- Предотвращение отчуждения школьника от социальных институтов (семьи, ученического коллектива, социума).
- Снижение количества обучающихся, состоящих на внутришкольном контроле.
- Уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям и злоупотреблению ПАВ в школьной среде.
- Формирование у школьников нравственных качеств, представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни.
- Выработка эффективных способов сотрудничества педагогов – воспитанников.
- Создание условий проявления и мотиваций творческой активности учащихся в различных сферах социально-значимой деятельности.
Предполагается, что обозначенные направления будут осуществляться посредством создания необходимых условий (организационных, материальных, социальных) для полноценного самоутверждения, саморазвития и самоопределения участников проекта.
Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, смог самореализоваться в нем, научиться коммуникативному общению разработана наша программа досуговой деятельности.
Культурно – досуговая деятельность является частью социально - культурно – образовательного пространства и предполагает создание благоприятного эмоционально – психологического климата в коллективе. Кроме того, нам важно научить детей соединять развлечения с саморазвитием, делать свой досуг развлекательным. Поэтому практически все наши досуговые мероприятия имеют образовательный компонент.
Предполагается, что деятельность по реализации проекта будет успешной при поддержке директора и педагогического коллектива школы.
Одним из главных направлений в программе по организации досуговой деятельности было создание социальной гостиной – места, где дети могли бы проводить свой досуг после окончания занятий.
Основными задачами создания социальной гостиной являются:
• организация помещения для детей, куда дети могут приходить после занятий в школе;
• организация помощи в учебной, досуговой и игровой деятельности детей;
• оказание психологической помощи детям; выявление наиболее актуальных медицинских и социальных проблем детей и привлечение других служб к их разрешению;
• социально-психологическая и педагогическая помощь несовершеннолетним с отклонениями в поведении либо несовершеннолетним, имеющим проблемы в обучении;
• создание оптимальных условий для организации развития творческих способностей ребенка при невозможности организации контроля со стороны родителей обучающихся;
• организация пребывания обучающихся в общеобразовательном учреждении для активного участия их во внеклассной работе.
Основными направлениями деятельности «социальной гостиной» являются:
• организация индивидуальной работы с учащимися,
• подготовка домашних заданий, проведение дополнительных занятий по предметам;
• включение учащихся в деятельность клубов, секций, кружков и других объединений по интересам.
В работе социальной гостиной сочетается двигательная активность учащихся на воздухе (прогулка, подвижные и спортивные игры, учебно-опытная работа на пришкольном участке). Для работы социальной гостиной с учетом расписания учебных занятий в школе могут быть использованы учебные кабинеты, мастерские, физкультурный и актовый залы, читальный зал библиотеки и другие помещения. Порядок использования помещений и ответственность за сохранность учебного оборудования возлагаются на на педагогического работника, ответственного за проведение учебного или досугового занятия с учащимися.
Учащиеся участвуют в самоуправлении социальной гостиной, организуют дежурство, поддерживают сознательную дисциплину.
Как известно, ребенок может полностью выразить себя, показать свои страхи и свои интересы через творчество. С этой целью было решено организовать театральный кружок. Участие в школьном театральном кружке создает условия для раскрытия внутренних качеств личности и ее самореализации, формирования содержательного общения по поводу общей деятельности, умения взаимодействовать в коллективе, для развития художественного творчества, эстетического вкуса и стремления к освоению нового опыта.
Деятельность театрального кружка в школе располагает большими возможностями в осуществлении социально-культурного воспитания учащихся (формировании эстетических суждений, художественного вкуса, нравственных ценностей личности, основных коммуникативных навыков, способов работы с партнером и в коллективе, самоактуализации и самовоспитания, трудолюбия, самоорганизованности и ответственности и др.), обеспечивая формирование разных типов общения, овладение спецификой театральной деятельности.
Формы и методы создания и работы школьного театрального коллектива включают прием детей по желанию, отбор содержания, обсуждение пьесы, в котором принимают участие все члены кружка, определение специфики каждого образа, распределение ролей с учетом индивидуальных особенностей каждого учащегося, коллективное обсуждение в процессе подготовки спектакля и после его представления с членами кружка и зрителями.
Эффективность занятий достигается путем проведения тренинга, индивидуальных занятий, подбору специальных упражнений, стимулирующих развитие ребенка и использованию театрального искусства в качестве коррекционного воздействия на ребенка (развитие речи, мимики и жестикуляции, преодоление трудностей в общении, пластическое развитие и помощь в овладении движениями в условиях быстрого роста и пр.).
Успешность социально-культурного воспитания и развития учащихся обеспечивается созданием следующих условий работы театрального кружка: разновозрастный состав коллектива, установление взаимодействия между членами кружка и педагогом, широкое включение в работу кружка взрослых членов педагогического коллектива и родителей, взаимодействие коллектива театрального кружка с коллективами школьных классов, зрителями и др.
Деятельность кружка позволяет раскрывать таланты детей, но, самое главное, привлекать детей с девиантным поведением. Ведь в театральном кружке всем найдётся занятие: и декорации приготовить, и подумать над реквизитом, и помочь в организации репетиций, и помочь в подготовке звукоряда к спектаклю. Каждый может здесь самоутвердиться, почувствовать свою важность и значимость.
Главный показатель успешности данного направления – личностный рост каждого ребенка, его творческих способностей, превращение групп-классов в единый коллектив, способный к сотрудничеству и совместному творчеству.
Проверка эффективности проекта осуществляется через премьерные показы спектаклей, где учащиеся продемонстрируют свое театральное мастерство.
Подведение итогов реализации проекта будет проводиться путем организации выставок работ учащихся (куклы, декорации, маски, костюмы), мини – фестивалей внутри школы между театральными группами-классами, премьерных показов спектаклей, тестирования учащихся.
Благодаря совместной работе педагога-психолога, классных руководителей и социального педагога оперативно выявлялись дети и семьи «групп риска». Эти мероприятия позволяли правильно планировать психолого-педагогическое и социально-педагогическое содействие и координировать досуговую деятельность учащихся в рамках школы.
Основной причиной попадания ребенка в группу риска, на наш взгляд, являются проблемы в семье, которые отражаются на жизни ребенка и в его поступках.
Мы выявили причины того, что ребенку некомфортно дома:
- отсутствие собственного личного пространства. Как правило, многие дети проживают в одной комнате с родителями, а также с разнополыми сестрами/братьями. Поэтому дети большую часть времени стараются проводить вне дома.
- неполные семьи - 90%. Как правило, родители проживают с сожителями, с которыми у детей не всегда складываются отношения. В результате, в семьях постоянные скандалы, склоки, почти полное отсутствие взаимопонимания и интереса друг к другу. Ребенок в этом случае стремится уйти из дома, болтается на улице, примыкает к сомнительным компаниям.
- алкогольная/наркоманская семья – родители и/или их случайные знакомые пьют, дети, как правило, не ухожены, кое-как накормлены. Дети стремятся уйти из этого пространства.
- отсутствие ощущения «нужности» близким людям, любви с их стороны. Очень большой процент таких детей. Часто это связано с тем, что родители вынуждены работать с утра до ночи, чтобы прокормить семью. Дети предоставлены сами себе.
Социальный педагог и учителя постарались создать максимально комфортные условия для пребывания ребенка в школе.
В школе была организована социальная гостиная. Был разработан режим занятий обучающихся с учетом расписания учебных занятий школы, планы работы социальной гостиной.
В социальную гостиную были зачислены 20 детей в возрасте от 9 до 15 лет, обратившиеся за помощью самостоятельно, по инициативе родителей или педагогов с согласия родителей. Состав учащихся - разновозрастной.
Было составлено расписание работы Гостиной на каждый день таким образом, что с ребятами постоянно находился воспитатель, который их встречал, организовывал занятость и создавал доброжелательную обстановку в Гостиной.
Первой задачей работы гостиной явилась поддержка ребенка в вопросах организации учебы. Решение данной задачи осуществлялось посредством Педагогической помощи. Она включала в себя как помощь в выполнении домашних заданий, так и специальные занятия, направленные на компенсацию учебных проблем ребенка. Задачей педагогической помощи в нашей социальной гостиной являлось не только приобретение знаний, но и формирование позитивного отношения к учебе.
Очень важным блоком задач в деятельности социальной гостиной являлись:
- вовлечение ребенка в школьную жизнь, улучшение коммуникативной компетентности ребенка
- извлечение ребенка из неблагоприятной среды и/или профилактики антиобщественного поведения;
Реализация данных задач проходила посредством организации досуговой деятельности, которая сочетала структурированные занятия и отдых.
Для этого был организован кружок «Фотодизайн», где ученики могли попрактиковаться в фотографировании. Ни один ребенок, начавший занятия, не прекратил их на протяжении всего времени.
Позже была организована выставка, где учащиеся смогли показать результаты своего творчества.
Работал театральный кружок. На его базе производилась постоянная подготовка и проведение праздничных мероприятий, таких как: «Фестиваль национальных культур», «День именинника», «Восьмое марта».
Также в школе были созданы условия, способствующие активизации интереса школьников к театральной деятельности:
- Повышение профессиональной компетентности педагогов.
- Выявление, поддержка и сопровождение талантливых детей.
- Создание оптимальных условий для развития и реализации творческого и интеллектуального потенциала школьников.
- Обобщение и презентация опыта работы по формированию ключевых компетенций учащихся через деятельность школьного театра;
- Определение возможностей дальнейшего развития театральной деятельности в школе.
Были организованы выставки работ учащихся (куклы, декорации, маски, костюмы), мини – фестивали внутри школы между театральными группами-классами, премьерных показов спектаклей, тестирования учащихся.
С большим удовольствием участники социальной гостиной украшали школу к 8 марта и рисовали стенгазеты на конкурс стенгазет. Ребята в прямом смысле «задали тон» всей вечерней школе и вся школа активно включилась в работу, даже те, кто не принимал участие в работе Гостиной.
Был организован кружок «Спортивный школьник». В деятельность кружка было включено постоянное участие в спортивных мероприятиях.
Кроме того, на базе кружка осуществлялся просмотр видеофильмов о здоровом образе жизни, бесед, дискуссий по этой тематике.
Очень важной задачей являлась организация пространства, где дети смогут чувствовать себя в безопасности, общаться, с пользой проводить свободное время под присмотром взрослых. Для этого были организованы совместные мероприятия.
В данном случае отдельно нужно сказать про ежедневные чаепития. Это не только праздничное мероприятие, посвященное тем или иным событиям, но простое общение за чашечкой чая, когда создается тихая теплая атмосфера домашнего уюта.
Кстати говоря, ребята сами постепенно стали приносить что-то с собой, к общему столу.
Другие дети стали тоже проситься в Гостиную, многие хотят принимать участие, потому что там их друзья, одноклассники или им просто интересна эта деятельность.
Кроме того, вся вышеперечисленная деятельность проходила при постоянной поддержке и сопровождении детей со стороны психолога. Проводились психологические тренинги, игры, индивидуальные занятия.
Нужно отметить, что социальным педагогом проводился ежемесячный мониторинг, с целью:
- подведения итогов,
- определения эффективности проведенных мероприятий,
- анализа достигнутых результатов и корректировки планов.
Отсюда можно отметить следующие моменты:
- обеспечена стабильность и безопасность группы – всего 5 человек из первоначального списка были заменены на других ребят в связи с тем, что они перешли в другое учебное заведение
- дети стали более охотно посещать школу – снизилось количество пропусков уроков;
- заметно улучшилась успеваемость, все дети целевой группы аттестованы за I полугодие;
- кроме того более половины детей, по наблюдениям учителей школы, стали охотнее отвечать у доски, хотя раньше многие категорически отказывались от этого;
- дети стали чувствовать себя более уверенно, повысилась их самооценка и успешность (данные наблюдений);
- произошло улучшение коммуникативных навыков детей, как со взрослыми, так и со сверстниками.
У некоторых подростков были серьезные проблемы с общением, а сейчас у них появились приятели, как среди участников гостиной, так и за её пределами.
Родители и учителя тоже отмечают улучшения – дети стали менее конфликтными и замкнутыми, более открытыми и дружелюбными, и даже стали делать замечания друг другу, как надо разговаривать с учителем.
Также было проведено мероприятие в игровой форме, ориентированное на развитие мотивации к учебной деятельности у старшеклассников.
Таким образом, помимо работы с группой риска, участия в организации службы психолого-педагогического сопровождения, профилактики правонарушений и т.д., направлением работы программы стало участие всех воспитанников в работе кружков, спортивных секций, клубов, дополнительных занятий по предметам.
Создание социальной гостиной позволило организовать индивидуальную работу с учащимися, проводить подготовку домашних заданий, включать учащихся в деятельность клубов, секций, кружков и других объединений по интересам.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Галагузова, М.А. Социальная педагогика: Курс лекций / М.А. Галагузова. - М.: Владос, 2007. – 213 с.
- Пуляев, В.Т. Размышления о семье российской / В.Т. Пуляев // Социально-гуманитарные знания. - 2009. - №6. – С. 16-26.
- Андреева, Г.М. Общение и межличностные отношения / Г.М. Андреева [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.syntone.ru/library/books
- Вдовина, М.В. Функциональные изменения межпоколенческого конфликта в семье / М.В. Вдовина / Автореф. дисс., 2008. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://dissers.ru/avtoreferati-dissertatsii-sotsiologiya/a130.php
- Глезднева, О.В. Модели родительства и факторы их формирования в современной России: социологический анализ: автореф. канд. социол. Наук / О.В. Глезднева. М., 2007 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://hghltd.yandex.net/
- Ковалева, А.И. Социализация: отклонение и норма / А.И. Ковалева. М., 2006 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://cryptograd.ru/prel/kovaleva
- Новикова, Е.Н. Педагогически несостоятельная семья как объект социальной работы / Е.Н. Новикова, А. И. Аношкина [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://sociosphera.ucoz.ru/publ/konferencii_2010
- Особенности семьи «группы риска» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://sw.myalmalyk.ru/publ/2-1-0-5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание нравственных качеств личности через организацию досуговой деятельности/из опыта работы
Работа по нравственному воспитанию может быть полезна воспитателям, классным руководителям. В приложениях даны разработки занятий "Делать добро спешите", "Совесть",...
Социальный проект "Организация досуговой деятельности и занятости школьников как средство профилактики безнадзорности и правонарушений детей и подростков"
Социальный проект посвящен проблеме социальной адаптации детей...
«Использование активных форм и методов организации досуговой деятельности школьников»
Выступление на заседании методического объединения воспитателей...
Общие вопросы организации проектной и исследовательской деятельности учащихся общеобразовательных школ
В статье содержится материал по проектированию и проведению исследований в школе, рекомендации по разработке творческого проекта, выполнению исследовательской работы....
Организация досуговой деятельности в условиях школы- интерната. Доклад на методическом объединении воспитателей.
«Дело воспитания ребёнка есть дело величайшей сложности и трудности. Каждый наш поступок, который видят или слышат дети, каждое наше слово-интонация, с которой оно произносится, являются капельк...
Организация учебно-исследовательской деятельности в общеобразовательной школе
Исследовательская работа школьников получила широкое распространение в современной школе. Она переживает новый этап развития и представляет собой одно из направлений модернизации образования. Проектно...
Организация внеурочной деятельности в общеобразовательной школе
Согласно новому федеральному государственному образовательному стандарту общего образования организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Вн...