Организация учебно-исследовательской деятельности в общеобразовательной школе
статья (8, 9, 10, 11 класс) на тему
Исследовательская работа школьников получила широкое распространение в современной школе. Она переживает новый этап развития и представляет собой одно из направлений модернизации образования. Проектно-исследовательская деятельность в условиях реализации ФГОС рассматривается как образовательная технология, которая позволяет решать педагогические задачи как предметного, так и универсального характера. Сегодня учитель формирует у детей способность самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, продумывать принимаемые решения, четко планировать действия и эффективно сотрудничать в разнообразных по составу группах. Педагогические технологии нацелены на индивидуальное развитие личности, творческую инициативу, навыки самостоятельного движения в информационных полях.
Универсальной методики организации исследовательской деятельности не существует, так как состав учащихся различается как по своим возрастным возможностям, так и уровнем интеллектуального и творческого развития. И сама методика исследования зависит от характера изучаемого объекта, цели исследования. Главная цель научно-исследовательской работы школьников — поэтапное осуществление познавательного процесса путѐм непосредственного участия в нѐм ученика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_uchebno-issledovatelskoy_deyatelbnosti.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация учебно-исследовательской деятельности в общеобразовательной школе.
Павленкова Ирина Владимировна учитель химии высшей категории ГБОУ СОШ № 307 г.Санкт-Петербург
Исследовательская работа школьников получила широкое распространение в современной школе. Она переживает новый этап развития и представляет собой одно из направлений модернизации образования. Проектно-исследовательская деятельность в условиях реализации ФГОС рассматривается как образовательная технология, которая позволяет решать педагогические задачи как предметного, так и универсального характера. Сегодня учитель формирует у детей способность самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, продумывать принимаемые решения, четко планировать действия и эффективно сотрудничать в разнообразных по составу группах. Педагогические технологии нацелены на индивидуальное развитие личности, творческую инициативу, навыки самостоятельного движения в информационных полях.
Универсальной методики организации исследовательской деятельности не существует, так как состав учащихся различается как по своим возрастным возможностям, так и уровнем интеллектуального и творческого развития. И сама методика исследования зависит от характера изучаемого объекта, цели исследования. Главная цель научно-исследовательской работы школьников — поэтапное осуществление познавательного процесса путѐм непосредственного участия в нѐм ученика. Все этапы этой работы должны осуществляться школьником самостоятельно. Учитель в данном случае выступает в роли консультанта. Особенным является то, что школьное исследование не ставит перед собой целью установить какие-либо новые научные истины и факты, хотя опыт показывает, что ученические открытия бывают очень интересными и с точки зрения учѐных. Главным в ученических работах является решение школьниками творческой задачи с неизвестным заранее решением. Учитель-руководитель исследованием должен помнить: в процессе работы самым важным для учащихся остаѐтся овладение методами самостоятельного добывания знаний, радость собственных открытий.
Отсюда вытекают задачи научно-исследовательской деятельности школьников.
1. Развитие самостоятельности.
В основе лежит поиск новых знаний, осуществляемый непосредственно учеником. В этом случае происходит развитие самостоятельности, необходимой для правильной социальной адаптации.
2. Самореализация личности ученика.
Научно-исследовательская работа помогает ученику найти себя, объективно оценить свои способности. Здесь важным становится правильное определение возможностей каждого ребѐнка, направление процесса в нужное русло.
3. Развитие коммуникативных способностей.
Научно-исследовательская работа способствует развитию образного мышления, памяти, логики, заставляет учиться чѐтко излагать свою точку зрения, свои мысли, а значит, напрямую затрагивает творческие способности ребѐнка.
4. Развитие коммуникабельных способностей учащихся.
В процессе осуществления научно-исследовательской деятельности ребѐнок становится открытым, социально активным, учится общению.
Прежде чем начать работу, учитель должен пробудить интерес и стремление к творческой деятельности школьника. Существует несколько приемов, при помощи которых можно заинтересовать учащихся.
Условно определим их так:
1. Работа на перспективу. Акцент делается на том, что навыки, полученные в ходе исследовательской деятельности, пригодятся в дальнейшей жизни.
2. Воспитание чувства собственной значимости. Участие в научном исследовании позволит школьнику почувствовать себя самостоятельным, особенным, не похожим на большинство.
3. Стремление победить. Часто проводятся конкурсы научно-исследовательских работ, конференции школьников. Следовательно, стимулом может стать победа в конкурсе или выступление на серьѐзной научной конференции.
4. Заинтересованность темой. Ученик может сам выбрать интересующую его тему. Учитель может предложить список тем или подобрать актуальную тему с учѐтом интересов ученика.
5. Контакт с учеником. Хорошие доброжелательные отношения ученик-учитель способствуют положительному результату в любой деятельности.
Тема и предмет исследования должны быть обязательно интересными для школьников. Руководителю школьного исследования необходимо помнить, что интерес ученика нужно поддерживать на протяжении всей работы, тему выбирать с учѐтом возрастных особенностей, перед каждым этапом чѐтко ставить цель перед ребѐнком и постоянно контролировать продвижение вперѐд.
В условиях гимназии или лицея главной функцией исследовательской деятельности может быть организация на ее основе профильного обучения. В основной школе на базе исследовательской деятельности могут осуществляться общешкольные проекты. Исследовательскую деятельность в образовательном учреждении организуют для всех ее участников (это требование стандарта).
В школе № 307 сложилась традиция проводить Михайловские чтения, посвященные директору школы, который более 40 лет руководил школой и был зачинателем многих новаторских проектов. Эти чтения переросли в научно-исследовательские конференции, которые проводятся 2 раза в год для 6-8 и 9-10- классов. Вот некоторые темы: «Война 1812 года»(2012), «Культура России»(2013), «Матери Великих людей»(2013), «Человек в современном мире» на английском языке(2014),»Неизвестный солдат»(2015),»Русская Гвардия в истории района»310-летию Адмиралтейского района посвящается(2015). В этой проектно-исследовательской работе участвуют учащиеся 6-10 классов.
Вот уже 7 лет район проводит Научно-практические конференции «Лабиринты наук» для старшеклассников по всем предметам. Научно-практическая конференция является итогом исследовательской деятельности учащихся старших классов в различных областях науки.
Цели конференции:
1.Создание условий для личностного развития учащихся, их самостоятельности, самореализации и самоактуализации в процессе исследовательской деятельности;
2.Освоение педагогами технологии исследовательской деятельности.
В конференции участвуют учащиеся 8 – 11 классов.
Участник конференции имеет право:
- выступать с сообщением по теме выполненной исследовательской работы;
- выступать оппонентом по проблемам, рассматриваемым на конференции;
- задавать выступающим вопросы по заинтересовавшей проблеме;
- высказывать свои мнения, вносить предложения, касающиеся организации и содержания последующих конференций;
Работа с учащимися в этом направлении начинается в сентябре с Ассамблеи старшеклассников, на которой ребята выбирают область науки, интересующее их направление работы, руководителя. Ежемесячно проводятся тренинги с учащимися и учителями по методике проведения исследовательской и проектной деятельности. За 2-3 недели до начала конференции проходят собеседования с участниками и предварительные слушания.
При оценке успешности обучающегося в проекте или исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание (успешность, результативность). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов.
Можно оценивать:
1. степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;
2. степень включенности в групповую работу и четкость выполнения отведенной роли;
3. практической использование предметных и общешкольных ЗУН
4. количество новой информации использованной для выполнения проекта;
5. степень осмысления использованной информации;
6. уровень сложности и степень владения использованными методиками;
7. оригинальность идеи, способа решения проблемы;
8. осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;
9. уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчета, обеспечения объектами наглядности;
10. владение рефлексией;
11. творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
12. социальное и прикладное значение полученных результатов.
Научно-исследовательская работа в школе является одним из этапов развития творческого мышления школьника. Таким образом, исследовательская работа – прекрасное поле деятельности для учащихся, при выполнении которой решаются практические общественно-значимые задачи, происходит самореализация личности, воспитывается гуманное отношение к окружающему миру, приобретаются навыки правильного образа жизни.
Интернет – ресурсы:
1. http://rudocs.exdat.com. Научно-исследовательская работа в школе.
2. http://www.vsoh1.ru. Требования к научно-исследовательской работе.
3. http://schools.keldysh.ru. Методический сайт лаборатории методики и информационной поддержки развития образования МИОО.
Список литературы:
1. Пахомова Н.Ю. Учебные проекты: его возможности. //Учитель, № 4, 2000, - с.52-55
2. Комарова В.И.Технология проектно-исследовательской деятельности школьников в условиях ФГОССпб.:КАРО,2015.-125с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся в школе
Выступление на методическом объединении...
МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ НА СТУПЕНИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Модель организации учебно - исследовательской и проектной деятельности...
Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности в основной школе, как один из путей повышения мотивации и эффективности в учебном процессе.
В статье рассказывается как организация поректной деятельности в школе позволяет повысить мотивацию учащихся...
Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся в условиях адаптивной школы
Современное общество ставит новые задачи перед системой образования, среди которых повышение его качества и доступности, создание условий для воспитания исследовательских способностей учащихся и приоб...
Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности в старшей школе
Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях требует грамотного научно-обоснованного подхода и решения комплекса задач организационно-управленческих...
«Особенности организации учебно-исследовательской деятельности на иностранных языках в старшей школе»
Педагогический проект...
Надбитов Р.К. Методические рекомендации по организации учебно-исследовательской краеведческой деятельности обучающихся. 2020 г.
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования...