Воспитание нравственных качеств личности через организацию досуговой деятельности/из опыта работы
статья по теме

Работа по нравственному воспитанию может быть полезна воспитателям, классным руководителям.   В приложениях даны разработки занятий "Делать добро спешите", "Совесть",

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКС(К)ОУ С(К)ОШИ д. Аверины

Воспитание нравственных качеств личности через организацию досуговой  деятельности.

[из опыта работы воспитателя]

Аверины 2012 год

Работа посвящена-формированию нравственных качеств личности ребенка; изучению сущности нравственных ценностей.

Л. Н. Толстой говорил: «Из всех наук, которые человек должен знать, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра». Это и есть главная цель воспитателя.  Работа может быть полезна воспитателям, классным руководителям.


1

Содержание:

 1 Введение с 2-4

 2  Культура поведения с 4-5

          3  Цели и задачи работы по формированию нравственных качеств подростков с 6

  1.  Содержание культуры поведения с 7-9
  2.  Воспитание нравственного поведения с 9-13
  3. Заключение с 14
  4. Приложения с 14-24
  5. Список литературы с 25

2

В процессе воспитания личности исключительно большое значение имеет формирование ее нравственности. Дело в том, что люди, будучи членами социальной системы и находясь во множестве общественных и личных связей между собой, должны быть определенным образом организованы и в той или иной мере согласовывать свою деятельность с другими членами сообщества, подчиняться определенным нормам, правилам и требованиям. Вот почему в каждом обществе вырабатывается много разнообразных средств, функцией которых является регуляция поведения человека во всех сферах его жизни и деятельности - в труде, в быту, в семье, в отношениях с другими людьми, в политике и науке, в играх и т. д. Такую регулирующую функцию выполняют правовые нормы и различные постановления государственных органов, производственно - административные правила на предприятиях и в учреждениях, уставы, инструкции, указания и приказы служебных лиц и нравственность.

Правовые и административные нормы и правила имеют обязательный характер, и за их нарушение личность несет юридическую или административную ответственность. В обществе созданы специальные органы (суд, прокуратура, милиция, различные инспекции, комиссии и т. д.), которые наблюдают за выполнением законов, разных постановлений и обязательных указаний и применяют соответствующие санкции к тем, кто нарушает.

Иное дело нравственность, или мораль. Нормы и правила, которые относятся к ее сфере, такого обязательного характера не имеют, и практически их соблюдение зависит от самой личности. Когда же тот или иной человек их нарушает, общество, знакомые и незнакомые люди имеют только одно средство воздействия на него – силу общественного мнения: упреки, моральное порицание, общественное осуждение, если аморальные поступки и действия приобретают уже более серьезный характер.

В этике - философской науке о морали - существуют две основные нравственные категории - добро и зло. Соблюдение моральных требований, их поддержка личностью обычно ассоциируется с добром. Нарушение же моральных норм и правил, отступление от них характеризуется как нравственное зло.

Понимание этого и побуждает личность вести себя в соответствии с моральными требованиями общества, совершенствовать свое поведение, что одновременно означает и ее моральное развитие. Люди давно заметили, что нравственность личности не может основываться только на ее моральной сознательности, что она становится более прочной, когда соблюдение нравственных норм и правил приобретает характер привычных способов поведения и деятельности.

Многие общественные деятели, писатели и педагоги считали, что нравственное воспитание не только оказывает решающее влияние на

3

формирование положительных качеств личности, но и является основной задачей школы и должно быть в центре её воспитательной деятельности.

Я.А. Коменский в трактате «Наставление нравов» приводил изречение древне - римского философа Сенеки: «Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первого трудно научиться последней»

Швейцарский педагог Г. Песталоцци нравственное воспитание считал главной задачей детского воспитательного учреждения. По его мнению, только оно формирует добродетельный характер и сочувственное отношение к людям.

Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».

Наиболее полно и ярко охарактеризовал роль нравственного воспитания в развитии личности К.Д. Ушинский. В статье «О нравственном элементе в воспитании он писал: «Конечно, образование ума и обогащение его познаниями много принесет пользы, но увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические или зоологические познания... могли сделать гоголевского городничего честным чиновником, и совершенно убежден, что будь Павел Иванович Чичиков посвящен во все тайны органической химии или политической экономии, он остается тем же, весьма вредным для общества пронырой.

Убежден в том, что нравственность не есть необходимые последствия учености и умственного развития, мы еще убеждены и в том, что... влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями...»

Мораль в этике – система выработанных в обществе норм, правил, требований, которые предъявляются к личности в различных сферах жизни и деятельности.

Нравственность человека – совокупность его морального сознания, навыков и привычек, связанных с соблюдением этих норм, правил и требований.

Формирование нравственности, или нравственной воспитанности, есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение.

Что означают моральные (нравственные) нормы, правила и требования к поведению личности?

Выражение определенных отношений, предписываемых моралью общества к поведению и деятельности личности в различных сферах общественной и личной жизни, а также в общении и контактах с другими людьми.

Мораль общества охватывает большое многообразие нравственных отношений. Если их сгруппировать, то можно четко представить содержание воспитательной работы по формированию нравственности учащихся. В целом эта работа должна включать в себя формирование следующих моральных отношений:

4

А) отношение к политике нашего государства: понимание хода и перспектив мирового развития; правильная оценка событий внутри страны и на международной арене; понимание моральных и духовных ценностей; стремление к справедливости, демократии и свободе народов;

Б) отношение к родине, другим странам и народам: любовь и преданность родине, нетерпимость к национальной и расовой неприязни, доброжелательность ко всем странам и народам. Культура межнациональных отношений.

В) отношение к труду: добросовестный труд на общее и личное благо; соблюдение дисциплины труда;

Г) отношение к общественному достоянию и материальным ценностям: забота о сохранении и умножении общественного достояния, бережливости, охраны природы.

Д) отношение к людям: коллективизм, демократизм, взаимопомощь, гуманность, взаимное уважение, забота о семье и воспитании детей;

Е) отношение к себе: высокое сознание гражданского долга, честность, правдивость, простота, скромность в общественной и личной жизни; нетерпимость к нарушениям общественного порядка и дисциплины, принципиальность, личное достоинство.

Нравственным является тот человек, который в своем поведении и жизни придерживается моральных норм и правил и выполняет их. Но может выполнять их под влиянием внешнего принуждения или стремясь показать свою «нравственность» в интересах карьеры или желая добиться других преимуществ в обществе. Подобная внешняя «нравственная благовидность» есть не что иное как лицемерие.

Нравственным нужно считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, как глубоко осмысленные и привычные нормы поведения.

В своем истинном значении нравственность есть не что иное, как внутренний категорический императив личности, в качестве побудительных сил которого выступают её здоровые общественные потребности и связанные с ними знания, взгляды, убеждения и идеалы.

А.С. Макаренко большое значение придавал «поступку наедине с собой» или тому, как ведет себя воспитанник в отсутствие других людей, когда не испытывает контроля. О его нравственной воспитанности можно судить только тогда, когда он правильно ведет себя в силу внутренних побуждения (потребности), когда в качестве контроля выступают его собственные взгляды и убеждения.

Выработка таких взглядов и убеждений и соответствующих им привычек поведения и составляет глубинную сущность нравственного воспитания.

В этом смысле нравственность личности органически связана с ее моральными чувствами, с её совестью, с постоянной оценкой своего поведения и стремлением к искреннему раскаянию в тех случаях, когда допущены нарушения моральных принципов. Совесть и раскаяние личности

5

в своих аморальных поступках – сильнейшие стимулы её нравственного развития и совершенствования.
К сожалению, формированию этих качеств личности не всегда придается должное значение. «Раскаяние, - пишет Ч.Айтматов – одно из величайших достижений в истории человеческого духа - в наши дни дискредитировано».


6

Я работаю воспитателем с 2007 года. Предметом заботы воспитателя является духовно – нравственный облик, культура поведения подростков. И в первую очередь я в своей работе столкнулась с поведением учащихся, не соответствующим требованиям дисциплины, нормам морали и культуры. Условно всех подростков можно разделить на три группы:

1 группа – это те, кто ставит перед собой цель получить образование. Они дисциплинированы, морально устойчивы, обладают волей, позволяющей преодолевать встречаемые соблазны.

2 группа – подростки, которые не хотят слишком выделяться из жизненной толпы. Но они не хотят и слишком низко падать. Это птицы среднего полёта. И к ним относится большинство.

3 группа – это самые низы, бездельники, которым не нужно ничего, кроме мелких   удовольствий. Эти подростки рано знакомятся с алкоголем, курением и т.к. настоящая жизнь им не доставляет удовольствия, они ищут успокоение в своём мире.

В своей работе я столкнулась с такой проблемой, где ведущими мотивами поведения группы подростков с эгоистической направленностью становятся их собственные желания, прихоти, капризы. Дети стремятся их удовлетворять любыми путями, не считаясь с требованиями окружающих, не останавливаясь перед нарушением норм морали и права. Они ищут удовольствий и развлечений, ведут праздный образ жизни, проявляют нездоровые интересы и потребности, которые стараются скрыть от взрослых. Как правило, такие подростки несамокритично относятся к своему поведению и недостаткам, оправдывают любые свои действия, обвиняют в своих поступках кого угодно, только не себя. У них не развито чувство долга, они нечестны и безответственны, не имеют нравственного идеала. Быть вежливым для них означает унижение, грубость они считают проявлением независимости, а наглость, браваду принимают за смелость. Упрямство они путают с настойчивостью, силу – с мужественностью, требовательность расценивают как придирчивость, а сострадание, милосердие – признаком слабости. Поэтому я, как педагог- воспитатель, решила сосредоточить свою деятельность на повышении духовно – нравственной устойчивости подростка, помочь ему отличить нравственное от безнравственного, выбрать правильную линию поведения в различных жизненных ситуациях.

Поведение любого подростка нельзя рассматривать вне его отношений с окружающими людьми, ближайшим социальным окружением – микросредой. Именно в микросреде ребенок черпает весь свой социальный нравственный опыт, на основе которого складываются взгляды, убеждения, привычки, особенности поведения. И для меня предметом особой заботы являются внутри коллективные отношения ребят. Хорошие взаимоотношения со сверстниками создают у ребёнка чувство

7

принадлежности к коллективу, что важно для его общего самочувствия, уверенности в себе, для формирования правильной самооценки.

Если таких взаимоотношений нет, подросток чувствует себя неуютно в коллективе, тяжело переживает свою изолированность, у него формируется отрицательное отношение к людям – неприязнь, враждебность, а вместе с этим и отрицательные черты личности. Сплочение коллектива, его нравственная атмосфера развивают у школьников такие качества, как доброжелательность, справедливость, товарищество и коллективизм.

Известно, что нравственное просвещение само по себе не может обеспечить высокого уровня воспитанности подростка. Без приучения, упражнения детей, без выработки у них привычек поступать по нормам нашей морали нравственное воспитание никогда не достигнет цели. Только органическое сочетание такого воспитания с приучением подростков к соблюдению, выполнению норм поведения может обеспечить высокий уровень воспитанности. Вот почему воспитание  культуры поведения является важной частью работы педагога по нравственному воспитанию подростков.

Под содержанием культуры поведения принято понимать совокупность норм и правил, регулирующих общение между людьми. Поэтому, говоря о культуре поведения, прежде всего подразумеваем культуру общения, культуру речи и культуру внешнего вида. В этих правилах воедино слиты нормы этики и эстетики. Отсутствие внешней культуры, развязность и бестактность перерастают в эгоизм, высокомерие и жестокость. Поэтому воспитатель должен исходить из того, что воспитание внутренней и внешней культуры – процесс единый.

Сущность в воспитании нравственной культуры поведения состоит в том, чтобы изменить у школьников внутреннее скептическое отношение к правилам вежливости, приличиям, хорошим манерам, показать им нравственную сущность этих правил, необходимость их соблюдения в дружбе, товариществе, коллективизме. Поэтому важной задачей для меня является подчинение всех сторон воспитательной работы моральному развитию подростков. А для осуществления нравственного воспитания немаловажное значение имеет знание особенностей поведения и нравственной воспитанности как коллектива в целом, так и каждого в отдельности. Естественно, что одной из существенных задач для меня является систематическое и всестороннее изучение учащихся, особенностей их характера, поведения и моральной воспитанности в целом. И только выявление недостатков в моральном развитии школьников побуждает искать педагогические пути улучшения их поведения, вовлечение в коллективную деятельность в целях формирования положительных свойств и качеств. Многообразие и сложность возлагаемых на воспитателя задач и функций по организации и осуществлению воспитания духовно- нравственной культуры ребят требует от него большой энергии, творчества и организаторских способностей. « Воспитательная работа, - подчеркивал А.С. Макаренко, - есть прежде всего работа организатора».

8

Своей целью я считаю воспитание нравственных и творческих качеств личности в процессе обучения подростков основным правилам культурного поведения и самостоятельному принятию решений в различных жизненных ситуациях. Реализация этой цели достигается в процессе выполнения следующих задач на занятиях и во внеурочной деятельности:

  • Воспитание нравственных качеств путем ознакомления учащихся с правилами нравственного поведения и проведения мероприятий нравственного содержания.
  • Ознакомление с правилами внутреннего распорядка, поведения в различных жизненных ситуациях.
  • Формирование и развитие умений анализировать проблемы взаимоотношений между людьми и находить их оптимальные решения.
  • Включение ребят в систему упражнений, тренировочных действий, закрепляющих представление о воспитанности, этике и формирующих навыки доброжелательного, тактичного и деликатного поведения и общения с окружающими.
  • Включить учащихся в различные элементы деятельности, позволяющие проявить и закрепить навыки этичного поведения.

Для достижения поставленных целей я руководствуюсь:

  • Идеей личностного подхода с учетом индивидуальных особенностей подростков.
  • Идеей воспитания в деятельности.
  • Идеей сотрудничества школьников и педагогов.

Судить о результатах работы еще рано. Требуется время, чтобы узнать детей, их индивидуальные особенности.

Известно, что воспитание начинается в семье, активно продолжается в дошкольных учреждениях и школе. Чтобы узнать детей приходится внимательно изучать поведение своих воспитанников в различных ситуациях: наблюдать, насколько они вежливы, внимательны и предупредительны по отношению к старшим и одноклассникам, какой у них активный словарный запас, какие навыки культурного поведения имеют, вредные привычки, их интересы и увлечения. Так постоянно общаясь с подростками как в процессе проведения различных мероприятий,  так и в неформальной обстановке у меня накапливается материал о дружеских связях и взаимоотношениях своих  ребят, об особенностях их характера, об увлечениях, планах на будущее. Опираясь на свои наблюдения я сделала выводы, которые отражаю в прилагаемых таблицах(Приложение 4).

Как видно из таблицы, есть такие дети, которые равнодушны, ни к чему не имеют стремления, есть робкие и неуверенные, ленивые и старательные, все схватывающие на лету, активные участники в любых мероприятиях. Поэтому необходимо было разобраться в существующей системе отношений подростков, увидеть перспективу их развития и возможности

9

тактичного руководства как коллективом в целом, так и найти индивидуальный, дифференцированный подход к каждому в отдельности.

Школа для наших ребят стала вторым домом. Здесь они проводят большую часть времени, живут по единому распорядку дня, соблюдают единые правила поведения. Не каждый подросток правильно воспринимает и справляется с этими правилами. Своеобразным откликом на повышающиеся требования бывают отклонения в поведении отдельных подростков. Я, опираясь на индивидуальные особенности детей, стараюсь найти необходимые воспитательные средства воздействия на ребят.

Обязательным условием для всестороннего развития и воспитания подростка является предъявление единых требований к поведению учащихся не только всего педагогического, но и детского коллектива. Только при объединении усилий подросткам становится понятным и приемлемым общественный смысл всех требований.

Успех нравственного воспитания во многом зависит от правильного выбора форм и методов воспитания детей. И для воспитателя, как главного организатора всех форм и средств воздействия на ученика, это является предметом особой заботы. Он должен продумать систему занятий по нравственному воспитанию, воздействовать опосредованно, воспитывать личным примером, поступками и т.д. При этом следует иметь в виду, что для подросткового возраста в связи со стремлением к самостоятельности, проявлением чувства взрослости, желанием как бы проникнуть в мир взрослого человека очень характерна некоторая хаотичность нравственных знаний, разбросанность и нечеткость в определении тех или иных понятий, неадекватность поступков относительно нравственных норм поведения.

Как показала практика, подростки не имеют должного представления о сущности нравственных понятий, не могут дать им достаточно определенную характеристику. Всё это, в свою очередь, ведет к недостаточной осознанности нравственного поведения, неразвитости нравственного опыта.

В связи с этим в воспитательной работе с подростками очень важно, чтобы нравственное воздействие на учащихся осуществлялось в единстве формирования их нравственных понятий и опыта поведения.

В подростковом возрасте такое воздействие приобретает особую значимость, т. к. этические знания в этот возрастной период поверхностны и хаотичны. Жизненный опыт ещё не пробудил в ребенке настойчивого стремления к осознанному восприятию нравственных понятий, их осмыслению, а этические категории не стали предметом вдумчивого анализа и познания себя и других. В то же время подростки в ситуациях и поступках людей ориентируются на нравственные требования к поведению личности, стараются в затруднительных и критических ситуациях найти нравственный выход.

10

Очень важно здесь учитывать, что подростковый возраст характерен качественным изменениям в развитии самосознания.

По определению Выготского, самосознание по своему содержанию является социальным сознанием, перенесенным внутрь. Отсюда важно осмыслить то новое отношение к окружающей действительности, которое возникает в подростковом возрасте. «Чувство взрослости», как характерное явление этого периода, проявляется в частности в осознании подростком себя личностью, которая обладает, подобно всем взрослым людям, правом на уважение, самостоятельность и доверие.

Поэтому очень важно всю систему занятий строить таким образом, чтобы этические знания, преподносимые воспитателем, подростки могли примерить к себе, осмыслить их в применении к себе в процессе общения и отношения с окружающими, прежде всего со сверстниками. Заинтересованность подростка в нравственных знаниях и стремление овладеть ими будет тем выше, чем сильнее он сможет осознать зависимость оценки и хорошего отношения сверстников от степени его соответствия нравственному образцу. От уважения сверстников тянется нить к самоуважению, поэтому целью этических занятий должно стать формирование в коллективе целенаправленных нравственных ценностей, норм и способов поведения. В процессе же деятельности важно стремиться, чтобы ребенок накопленные знания соотносил с опытом своего поведения, что послужит формированию устойчивой нормы поведения. Иными словами, формирование опыта поведения и отношений в коллективе и с окружающими важно строить на основе усвоения и освоения нравственных знаний.

«Быть воспитанным - это все равно что ходить в своих ботинках, а казаться- это все равно что ходить в чужой обуви: или жмет, или сваливается».(А. Маракуша)

Воспитание нравственного поведения ребят – это прежде всего формирование положительных мотивов. Определяющих поведение учащихся.

Нравственный выбор как вытекающее последствие правильного поведения опирается на знание основных принципов морали, общественных законов, естественнонаучных

Положений, сформировавших мировоззрение личности, ее убеждения. Чтобы нравственные правила и усвоенные этические положения регулировали поведение личности в любой ситуации с учетом прошлого опыта и независимо от него, влияли на формирование индивидуальных личностных качеств, необходимо постоянное нравственное совершенствование личности, которое включает и самовоспитание.

Что значит нравственное поведение?

Суть нравственного поведения – это внешнее проявление в практической деятельности человека его духовной направленности, личностных

11

установок, соответствующих объективно существующим в общественной жизни этическим представлениям и принципам.

За что и против чего выступает человек, что принимает он, что отклоняет, становится ясно окружающим из его высказываний, нравственная ценность которых несомненна, если его слова не противоречат поступкам.

Нравственное поведение характеризуется тем, что поведение каждого определяется сознательным выбором тех или иных действий. Личные мотивы и действительные поступки школьников основываются на нравственном знании и опыте, корректируются общественным мнением коллектива, поведением коллектива в конкретный момент характеризуются индивидуальной направленностью личности. Нравственное поведение в данный момент – это результат воспитательной работы.

Становление нравственного поведения связано с возрастными и индивидуальными особенностями развития детей. В первые годы жизни до школы ребенку свойственна подражательность, он старается вести себя так, как действуют окружающие его люди, требованиям которых он следует. Накапливая постепенно свой опыт, воспринимая реакцию окружающих на свои желания и действия, ребенок усваивает первые нравственные законы поведения. Нравственное воспитание в школе принимает другие формы, усложняется воздействие на ребенка, так как к нему предъявляются повышенные требования: необходимо не только усвоение высоких нравственных ценностей, идеалов, принципов, но и организация своей деятельности в соответствии с ними. Став школьником, ребенок углубляет знание этических норм, и ему, как разумно мыслящему человеку, теперь постоянно приходится рассуждать, что нравственно и что безнравственно, опираться в своем поведении на строгие нормы морали.

С течением времени опыт ребенка расширяется, развиваются и совершенствуются нравственные свойства его личности и, проявляясь в многообразных отношениях, закрепляются в привычном поведении. Нравственная направленность личности раскрывается не в отдельных поступках, а в ее общей деятельности, которая оценивается через способность личности активно проявлять жизненную позицию. Нравственная ценность личности заключается в ее готовности утверждать этические идеалы общества, коллектива, в потребности к творческому преобразованию действительности.

Нравственное содержание личности предполагает такие ее свойства характера, как выдержанность, воля, способность не идти на поводу неблагоприятно сложившихся обстоятельств, умение бороться за справедливость, действовать всегда и во что бы то ни стало в интересах общества.

Таким образом, поведение нравственно, если человек взвешивает, продумывает свои действия, поступает со знанием дела, выбирая

12

единственно возможный, верный путь решения стоящей перед ним проблемы. Уверенному поведению соответствует твердая внутренняя убежденность. Гармония мыслей и дел – гарантия нравственного поведения в любой ситуации, при возникновении новых и неожиданных проблем.

Поведение ребенка может быть непоследовательным, так как отсутствие социального опыта затрудняет его выбор действий, поскольку он ориентируется пока, подражая главным образом взрослым, живущим рядом с ним. Но по мере того как его жизненный опыт обогащается знанием этических норм и представлений, приобретаются навыки социально значимых действий, вырастают возможности альтернативных решений. Постепенно развивается способность совершенствовать свое поведение на основе полученных знаний. Поведение школьника стабилизируется, одновременно повышается и закрепляется уровень его нравственной воспитанности, что происходит под влиянием многих факторов: конкретные жизненные ситуации, требующие целенаправленного поведения, учителя, воспитатели, сверстники, коллектив. Так складывается нравственный фундамент личности, развивается способность на его основе сознательно регулировать свои поступки и отношения, соотносить их с общественными, коллективными интересами других людей. Кроме того складывается система отношений к Отечеству, родному краю, школе, а также к своей деятельности (учебе, труду и т. п.). Вырастают и критерии нравственного поведения. Индивидуальное развитие личности с общественно ценностными ориентациями – это цель и результат целеустремленного педагогического труда.

Вряд ли можно говорить о высоком уровне воспитания, если человек только знает и понимает, как надо действовать. Об эффективности воспитания мы можем говорить в том случае, если человек добровольно и сознательно ориентируется в своей деятельности на этические представления и социально ценные нормы общества и поступает, исходя из них по собственному побуждению без социально контролирующих механизмов. Оценка уровня нравственной воспитанности учитывает прежде всего реальные возможности развития личности. При этом можно наблюдать, что различные нравственные свойства личности развиваются либо неравномерно, с перебоями, либо непрерывно, быстрыми скачками, медленно, могут наблюдаться моменты застоя и даже обратный процесс.


13

Процесс формирования системы нравственных  отношений подростков протекает не менее напряженно, чем становление других черт характера. Они волнуются, беспокоятся, переживают, ищут... И все их поиски правильных решений жизненно важных вопросов находят отражение в вопросах к учителю, воспитателю и другим взрослым, в стихах, содержащих самые сокровенные мысли и желания. Их сверстник пишет:

                                                Смысл жизни

Зачем любить и ненавидеть,

Растить цветы и звезды видеть?

Зачем искать, зачем терять,

Зачем былое вспоминать?

Зачем на свете нужен труд,

Зачем живые все живут?

В чем смысл жизни заключен,

В чем заключен ее закон?

И не дает покоя мне,

Моей усталой голове

Один мучительный вопрос:

Зачем родился я и рос?

«Мучительный вопрос: зачем родился я и рос?» - извечная проблема, без которой не стать полноценным человеком.


14

Таким образом, необходимо осуществлять воспитание этической культуры школьников в единстве  формирования их знаний и опыта поведения.

Чтобы в своих мыслях, переживаниях, поступках подростки соотносили различные явления и процесс деятельности с нравственным акцентом своего участия в нем, важно формировать их ценностные ориентации. В процессе оценки определяется ценность того или иного объекта для личности, и ценность в таком случае представляет собой единство объективного и субъективного отношения.

В субъективной и объективной оценке естественна взаимосвязанность и зависимость нравственных понятий, так как в жизни и деятельности, практическом опыте поведения и отношений человека характеризуют не столько отдельные качества, сколько совокупность нескольких по значимости взаимосвязанных качеств.

Так, вежливость, если на ряду с этим в человеке не воспитана тактичность, деликатность, скромность, внимательность, может иметь лишь внешний характер и граничить с лицемерием, угодливостью; чувство собственного достоинства, если не связано с уважением к другим людям, скромностью, может являться лишь болезненным самолюбием и т. д.

Воспитанность, сформированность тех или иных качеств проявляются прежде всего в поведении. Поэтому важно, чтобы подростки в осознании нравственных понятий опирались как на нравственные знания, так и опыт поведения, в оценке людей и себя сочетали те и другие факторы.

Достижение в субъективной оценке подростками тех или иных явлений, поступков, качеств адекватности с объективной нравственной характеристикой тех же факторов и должно стать целью работы педагога.

Для этого на этических занятиях (Смотри Приложения) необходимо сочетать воздействие на сознание с организацией коллективных и индивидуальных переживаний, тогда создаются условия для превращения нравственных знаний учащихся в общественное мнение и реализации их в жизни и общественной деятельности класса.


15

Приложение 1.

Делать добро спешите.

Цели: Поразмышлять с учащимися о важнейших нравственных ценностях, добре, уважении, любви, сложностях нравственного выбора.

Форма: беседа-размышление с элементами игры.

Информация к размышлению: «Чтобы поверить в добро, надо начать его делать» (Л.Н. Толстой)

Цитаты на стене: «Я не знаю иных признаков превосходства, кроме доброты» (Л. Бетховен)

                  -«Добро помни, а зло забывай» (пословица)

                  -«Велико ли, мало ли зло, его не надо делать» (Эзоп)

Подготовительный этап: 1. Подобрать пословицы и поговорки о добре и зле.

                                            2.Нарисовать символы добра и зла.

По ходу беседы можно использовать следующие пословицы о добре и зле:

  • В добре жить хорошо.
  • Делать добро спеши.
  • Доброе дело и в воде не тонет.
  • Злой не верит, что есть добрые люди.
  • На свете не без добрых людей.
  • С добрым жить хорошо.
  • Зла на зло не воздавай.
  • Где гнев, там и милость.
  • За добро постоим, а на зло настоим.
  • Злой человек не проживет в добре век.
  • Во зле жить – по миру ходить.
  • У злой Натальи все люди канальи.

Ход беседы:

Вступительное слово:

Что такое добро? Что такое зло? На протяжении всей своей истории человечество пытается ответить на эти вечные вопросы. Давайте поразмышляем вместе.

Продолжите фразы:

  • «Доброта – это ...»;
  • «Добрый человек – это...»

Итак, добром считаются отношения доверия, справедливости, милосердия, любви.

Добро связано с умением сострадать, сочувствовать, сопереживать, откликаться на чувства других и держать свою душу открытой.

Когда мы говорим о человеке « добрый», то имеем в виду, что он готов прийти на помощь другому, делать это не ради выгоды, не на показ, а бескорыстно, по велению сердца.

16

Вопросы к обсуждению:

  1. Можно ли быть добрым вообще, никак не проявляя свою доброту в делах?
  2. Можно ли человека принудить человека быть добрым?
  3. Согласны ли вы с мыслью о том, что началом доброго отношения к людям является умение прощать?

     Необходимость и готовность прощать влечет за собой множество вопросов для нравственного поиска. Как соотнести доброту и снисходительность, проступок и наказание? Ответы на эти сложные вопросы вам придется искать самим.

Выскажите своё мнение, отношение к высказываниям знаменитых людей по данной теме:

  • Правильно ли отвечать добром на зло? На зло отвечают справедливостью. На добро отвечают добром. (Конфуций, древний китайский мыслитель)
  • Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую.(Матфей)
  • Но будьте друг к другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как бог во Христе простил вас. (Ефес.)
  • Зло может остановить добро. (Древняя мудрость)
  • Попробуйте не наступать, а уступать, не захватить, а отдать. Не кулак показать, а протянуть людям ладонь. Не спрятать, а поделиться. Не орать, а выслушать. Не разорвать, а склеить (Михаил Рощин, писатель)

Обсуждение высказываний можно начать со слов:

  • «Меня затронуло в этом высказывании...»
  • «Я не согласен с этим высказыванием, потому что...»
  • «Мне кажется здесь важным то, что...»

Анализ ситуации:

Представьте себе, что ваш обидчик оказался в критической ситуации, например, провалился под лед и начал тонуть. Кроме вас рядом никого нет. Никто не слышит его крик о помощи. Как вы поступите:

- пройдете мимо?

- попытаетесь ему помочь?

Оказывались ли вы, ребята, или ваши друзья в подобных случаях?

Расскажите, как поступили в этих случаях нравственного выбора.

Чтение и обсуждение библейского сказания о Каине и Авеле.

Как вы думаете, в чем заключается нравственная суть этой легенды?

Как вы относитесь к поступку Каина?

В чем его беда?

Зло противостоит добру. Зло- все то, что губит душу человека, способствует нравственной деградации.

17

Зло – это войны и предательство, зависть и жадность, это преследование людей другой нации, другого цвета кожи, происхождения.

Зло – это хамство и равнодушие, эгоизм, обман, пьянство, наркомания.

Зло – это когда сильный обижает слабого, когда хулиган безнаказанно оскорбляет людей, когда чиновник вымогает взятку, когда младшие не уважают старших, взрослые не заботятся о детях.

К сожалению, зло очень распространено и оно коварно. Зло часто маскируется, и его трудно распознать. Преступник совершает преступления, оправдывая себя обстоятельствами. Хам кричит, что он прав. Предатель объясняет поступок вынужденной необходимостью. Тираны и диктаторы клялись, что пекутся о благе людей, принося страдания и беды народам.

Судить человека надо по его делам.

Можно тысячу раз говорить о том, что жалко стариков, и никогда не уступать место в транспорте пожилому человеку, на словах заботиться о природе, не замечая при этом урну для мусора.

Многие полагают, что злые люди добиваются своего, им чужды сомнения, сострадания, а удача сопутствует. А мы, добрые души, живем по совести, и что мы кроме этого имеем?

Как вы относитесь к таким суждениям?

Может ли быть счастлив человек, приносящий страдания другим?

Вот как об этом говорили великие люди прошлого:

  • Ни один злой человек не бывает счастлив .(Ювенал, римский поэт- сатирик)
  • Жизнь злых людей полна тревог. (Д. Дидро, французский философ)
  • Если не хочешь страха – не чини зла. (Кабус, таджикский поэт)

В сказках всегда добро побеждает зло. Но жизнь сложнее сказки, случается всякое.

Послушайте притчу и выскажите своё мнение.

«Шел охотник по лесу, вдруг видит: дерево упало на дорогу и придавило змею. Подошел охотник к змее, а та умоляет: «Спаси меня, я уже вторые сутки здесь лежу, умираю, приподними дерево». Охотник приподнял дерево , выскользнула змея, обвила ногу охотника и готовится укусить его. Взмолился охотник: «Что же ты делаешь, я ведь тебя от смерти спас?» « На то я и змея», - отвечает она. Тут на счастье охотника пробегает лиса. Просит охотник лису рассудить, кто прав из них. А лиса сделала вид, что ничего не поняла, и просит, чтобы змея опять под дерево легла. Придавил охотник змею деревом и больше спасать не стал, пошел своей дорогой, оставив змею умирать.»

Значит не надо делать добра?

Жить по пословице «Не делай добра – не получишь зла»?

18

Может быть и у вас были ситуации, когда вас за доброе дело наказывали?

И все же, во что может превратиться человек, помнящий зло, перестающий делать добро людям, думающий только о себе? Его- то и человеком назвать трудно. Человек он на то и человек, чтобы делать добро, потому что добрых людей на земле гораздо больше, чем злых, и ваше добро люди смогут оценить!

За добро добром платят!

Приложение 2

Совесть

(Беседа по нравственному воспитанию)

        В ком стыд, в том и совесть.

Цели: - дать понятие «совесть»;

- формировать представление детей о человеческих ценностях (честь, совесть, стыд, благородство и т. п.)

- Включить учащихся в ситуации нравственного выбора с целью осознания и закрепления полученных представлений

- Развитие и коррекция  учащихся нравственной оценки и самооценки поведения, эмпатии.

Ход:

Добрый день! Сегодня мы поговорим о человеческих ценностях. А о чем конкретно вы ответите, прослушав стихотворение В. Лифшица «Разговор»(1957 год)

Усталая с работы

Пришла под вечер мать

И видит, что у сына

Не прибрана кровать,

Что стынет чай в стакане,

Что пол не подметен,

Что лежа на диване,

Читает книжку он...

И мать ему с обидой

Промолвила: «Сынок,

Когда- нибудь ты маме

Хоть в чем- нибудь помог?»

А сын ответил хмуро,

Едва взглянув на мать,

-Ты, мама про Тимура

Мешаешь мне читать!..

Уверен я, ребята,

Что если б жил Гайдар –

19

Прославленный писатель

И храбрый комиссар,

То этому парнишке,

Что так встречает мать,

Сказал бы автор книжки,

(Вернее, мог сказать):

«В тебе, наверно, совесть

Заснула, паренек!

Прочесть сумел ты повесть,

А вот понять не смог...»

Итак, о чем наш разговор? (О совести)

-А что входит в это понятие?

-Что такое совесть?

-Что, по-вашему, важнее всего в человеке?

-Какое место в системе человеческих ценностей занимает совесть7

На эти и другие вопросы мы попытаемся ответить в ходе нашей беседы.

  • Совесть- это наш внутренний судья (Гольдбах)
  • Совесть – это когтистый зверь, скребущий сердце (Л. Ландау)
  • В ком стыд, в том и совесть. (русская пословица)

Стыд – это одна из самых главных нравственных категорий. И это понятие стоит в ряду с честью и совестью.

В несметном нашем богатстве

Слова драгоценные есть:

Отечество,

Верность,

Братство.

И есть еще

Совесть,

Честь.

                                                               (Александр Яшин)

Совесть – это понятие морального сознания, внутренняя убежденность в том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за свое поведение, выражение способности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.

Понятие совесть- понятие нравственное. По тому, как мы общаемся с родителями, друзьями, знакомыми, как делаем открытия, помогаем людям - к каждому поступку, который можно оценить по шкале нравственности, имеет отношение совесть.

Совесть – это внутренняя работа ума и сердца, это внутренний голос человека.

Нравственной личностью человек становится только тогда, когда в его душе навсегда поселились совесть, стыд, ответственность и долг. Это четыре

20

важнейших источника, составляющих моральную культуру человека. Они взаимосвязаны и тесно переплетаются между собой.

Совесть, благородство и достоинство –

Вот оно святое наше воинство.

Протяни ему свою ладонь,

За него не страшно и в огонь.

Лик его высок и удивителен.

Посвяти ему свой краткий век.

Может и не станешь победителем,

Но зато умрешь как человек.

Совесть, благородство и достоинство...

                                                          (Б. Окуджава)

Какова природа совести?

Как вы думаете, это чувство врожденное?

В Священном Писании рассказывается, что Бог сотворил человека по своему образу и подобию. Он создал человека безгрешным и вложил ему в душу совесть. Но уже первые люди преступили закон совести и согрешили, вкусив запретный плод.

- Испытывали ли вы муки совести?

- Что ощущает человек, в котором заговорила совесть?

Совесть сигнализирует нам о нарушениях в нашем организме, подобно тому, как делает это боль. Только боль сигнализирует о нарушениях физиологических, а совесть – о нарушениях этических. Совесть живет в нашей душе только на питательной почве совестливости, стыда. Бесстыдство – это опасный порок  души. Бесстыжему человеку вначале безразлично, что о нем думают люди, а потом доходит и до того - безразлична собственная судьба. Наглость, подлость, предательство – пороки, ведущие к нравственной гибели человека.

Стыд и совесть – близкие слова по значению. И не зря говорится в народе: есть стыд, есть и совесть. Стыд сильнее самого строгого наказания со стороны, потому что это наказание собственной совести и собственной совестью.

Индийская мудрость гласит: «Нечистая совесть пугается всякого взгляда. Достойному – честь и награда.»

Чего, по- вашему, стоит стыдиться в жизни и почему:

  • Физических недостатков;
  • Неблаговидных поступков;
  • Поношенной, но аккуратной одежды;
  • Неряшливого вида;
  • Социального положения родителей;
  • Невежества (незнания);
  • Бездушного отношения к окружающим;
  • Подлости;
  • Чего-то еще.

Стыдно врать другим людям, а должен ли быть честным человек с самим собой?

У А. С. Макаренко есть великолепные слова: «Надо, чтобы человек поступал правильно, по совести, не тогда, когда на него смотрят, его слышат, могут похвалить, а когда никто не видит и никогда не узнает, как было. Надо поступать правильно ради правды, ради долга перед самим собой»

В жизни часто человеку надо самому принимать единственно верное решение – по совести, по внутреннему убеждению. Он сам себе судья. И по тому, какое решение он примет, люди судят, какой он человек.

Рассмотрим следующие ситуации (даются различные ситуации. Время на их обдумывание – 2-3 минуты).  Все ситуации начинаются со слов:

Как вы поступите?

Какое чувство заставит вас признаться?

  • Никому ничего не скажете;
  • Обязательно скажете;
  • Если скажете, то когда: непременно при всем классе4
  • Наедине одному учителю (воспитателю)

Ситуации:

  1. Вы разбили в классе стекло, играя мячом. Начался урок, учитель выясняет, кто это сделал.
  2. Вы нашли мобильный телефон. Как вы поступите?
  • Возьмете его себе;
  • Попытаетесь отыскать владельца;
  • Что–то иное (поясните)
  1. Бабушка плохо себя чувствует и просит вас принести воду и дрова. Вы торопитесь на встречу с друзьями. Как вы поступите?
  • Быстро выполните работу;
  • Скажете, чтобы она от вас отстала и уйдете, не выполнив просьбу.
  • Иное.

Чтобы стать ловким и сильным, упражняют тело, чтобы научиться хорошо решать задачи, упражняют ум. А можно ли упражнять совесть? Каким образом?

Преподобный Нил говорил: «Вместо светильника при рассмотрении своих поступков употребляй совесть: она показывает тебе, какие поступки в жизни твоей добры, а какие худы».

Упражнение совести – это тонкая внутренняя работа ума и сердца.

Она происходит в деятельности, в поступках, в размышлениях о своем поведении. Нужно научиться размышлять о том, что вокруг меня и во мне, мысленно ставить себя на место другого, видеть последствия каждого своего поступка, подвергать свою деятельность мысленному обзору со стороны самых честных, самых требовательных людей. Голос внутреннего «я» говорит в человеке только тогда, когда он привык чувствовать, что он на виду у людей.

Как пробудить совесть в бессовестном человеке?

Очень важно, как реагирует среда, окружающие, если человек поступает бессовестно, бесчестно.

Задание : вспомните пословицы и поговорки о совести.

  • В ком стыд, в том и совесть.
  • Как ни мудри, а совести не перемудришь.
  • Совесть без зубов загрызет.
  • Когда совесть раздавали, его дома не было.
  • Без стыда лица не износишь.
  • Чего стыдимся, о том таимся.
  • Стыдливый покраснеет, а бесстыжий побледнеет.

В заключение мне бы хотелось прочитать следующее стихотворение.

Жить по совести всегда-

Это очень важно.

Помогать там, где беда

Надо не однажды.

Честь свою всю жизнь беречь

Надо неустанно,

 Навсегда в себе пресечь

Безобразий странность.

            Слов на ветер не бросать,

             Не дразнить напрасно,

             Никогда не унывать,

             Мыслить только ясно.

             И достоинством гордясь,

             Собою не кичиться,

             А с ошибками борясь,

             Этике учиться.

        (Шемшурина А. И. Этическая грамматика)

Я прошу вас задуматься о своих поступках, действиях.

Спасибо за занятие.


23

Приложение 3

Комплекс добродетелей Бенджамина Франклина:

  1. Умеренность. Не ешь до одури, не пей до отупения.
  2. Молчаливость. Говори только то, что принесет пользу другим или тебе самому, избегай пустых разговоров.
  3. Соблюдение порядка. Пусть каждая твоя вещь имеет место; каждое дело делай вовремя.
  4. Решимость. Твердо выполняй то, что решил сделать; непременно выполняй то, что ты должен сделать.
  5. Бережливость. Трать деньги только на то, что принесет пользу другим или тебе самому, т. е. не будь расточительным.
  6. Прилежание. Не теряй попусту времени, будь всегда занят чем- то полезным; отказывайся от всех ненужных действий.
  7. Искренность. Не обманывай, имей чистые и справедливые мысли; в разговоре также придерживайся этого правила.
  8. Справедливость. Не причиняй никому вреда несправедливыми действиями или упущениями возможности делать добрые дела, совершать которые твой долг.
  9. Сдержанность. Избегай крайности; сдерживай, насколько ты считаешь уместным, чувство обиды и несправедливости.
  10. Чистоплотность. Держи свое тело в чистоте, соблюдай опрятность в одежде и жилье.
  11. Спокойствие. Не волнуйся по пустякам и по поводу обычных или неизбежных событий.


24

Приложение 4

Положительные этические качества.( в процентах)

Этические качества

Доля учащихся

Доброта, отзывчивость

72 %

Аккуратность

56 %

Искренность, правдивость

56 %

Уважение к старшим

72%

Трудолюбие

43 %

Скромность

28 %

Тяга к знаниям

43 %

Отсутствие дурных привычек

14 %

Отрицательные этические качества ( в процентах)

Отрицательные этические качества

Доля учащихся

Курят

86 %

Употребляют спиртные напитки

86 %

Сквернословят

100 %

Прогуливают уроки

58 %

Устраивают драки

28 %

Не хотят учиться

28 %

Совершили правонарушения

42 %

Результаты анкетирования о содержании досуга

Виды досуговой деятельности

Количество человек

Занимаются спортом

2

Слушают музыку

7

Смотрят телевизор, DVD

7

Читают книги

1

Проводят время с друзьями

5

Активно участвуют в различных мероприятиях

4

Играют в шахматы, шашки

1

Ничего не интересует

2


25

Литература:

  1. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников.- М. : Просвещение,1983
  2. Богданова О.С., Катаева Л.И., Шемшурина А. И. О нравственном воспитании подростков. –М. : Просвещение, 1979
  3. Плинер Я.Г., Бухвалов В.А. Воспитание личности в коллективе.- М. Центр «Педагогический поиск»,2001.
  4. Харламов И.Ф. Педагогика. Уч. Пособие. – М.: Гардарики, 2004
  5. Штольц Х., Рудольф Р. Как воспитывать нравственное поведение? Книга для учителя. М.;Просвещение, 1986
  6. Шемшурина А.И. Этическая грамматика.-М,1983
  7. Алоева М. А. Классные часы в 5-7 классах.-Ростов- на –Дону: Феникс,2005
  8. Материалы для классных часов// Классный руководитель,2004 год,с. 119-132


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание нравственных качеств личности на уроках биологии и во внеклассной деятельности (кустовое методическое объединение)

Биология - наука о жизни. Ее изучение способствует осознанию школьниками того, что сохранение биосферы - непременное условие не только существования, но и развития человечества. Биологическое об...

«Самосовершенствование личности. Воспитание нравственных качеств личности подростка через самопознание и саморазвитие»

Одно из примечательных явлений подросткового возраста — начало процесса сознательного нравственного и эстетического самовоспитания. Подросток начинает задумываться над возможностями влияния на собстве...

Доклад по теме: «Воспитание патриотических качеств личности через реализацию авторской программы внеурочной деятельности «Земля Самарская» для учащихся 5-9 классов»

1.1 Актуальность.Особенности реализации политики в области патриотического  воспитания заключаются в том, что Россия находится в состоянии, когда одни ценности, являющиеся базовыми для ...

«Формирование интеллектуальных и нравственных качеств личности через учебную и внеурочную деятельность»

laquo;Формирование интеллектуальных и нравственных качеств личности через учебную и внеурочную деятельность»...

Воспитание семейных ценностей через организацию досуговой деятельности

Семейные ценности - это общие  интересы всей семьи: это любовь, верность, доверие, уважение, дом, дети....

Воспитание духовно-нравственных качеств личности через изучение истории малой родины и традиций народов

Воспитание нравственности, чувства гордости за свой родной край не проходит без участия школьного музея, особенно если он создан с помощью самих учащихся. Он является носителем исторической памя...