Организация внеурочной деятельности в общеобразовательной школе
статья

Поваляева Надежда Александровна

Согласно новому федеральному государственному образовательному стандарту общего образования организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация внеурочной деятельности

в общеобразовательной школе.

Согласно новому федеральному государственному образовательному стандарту общего образования организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации детей.

Наиболее распространёнными в школе являются следующие виды внеурочной деятельности: игровая, познавательная, проблемно-ценностное общение, досугово-развлекательная, художественное творчество, социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность), трудовая (производственная), спортивно-оздоровительная и туристско-краеведческая деятельность.

Спорт и туризм относятся к тем видам деятельности, воспитательный потенциал которых практически неисчерпаем. Почти все проблемы, связанные с воспитанием, можно решать средствами спорта и туризма. Воспитывающее влияние спортивного тренера или инструктора по туризму на учащихся потенциально значительно сильнее, чем влияние, например, школьного учителя. Большой воспитательный потенциал спорта и туризма во многом связан со свободным выбором школьниками этих видов деятельности и соответственно более высокой его мотивацией; с меньшей формализацией работы спортивных и туристских объединений и преобладанием в них привлекательных для учащихся подвижных занятий; с межвозрастным характером общения детей в спортивных секциях и туристских группах и т. п.

Принципиальное значение в реализации воспитательного потенциала спортивной и туристско-краеведческой деятельности имеет грамотный подбор педагогами форм и содержания деятельности, последовательная ориентация их на воспитательные результаты. Приращение этих результатов происходит в такой последовательности:

  • приобретение школьником социального знания (первый уровень результатов);
  • переживание учащимся ценности этого знания, формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям (второй уровень результатов);
  • приобретение им опыта самостоятельного общественного действия (третий уровень результатов).

Рассмотрим подробнее разные уровни воспитательных результатов.

Социальное знание — это знание об общественных нормах и ценностях, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п. К сожалению, в современном учебном процессе социальное знание часто оказывается вытесненным предметным знанием, а повседневное социальное знание ряда учителей носит не столько гражданский, сколько утилитарно-обыденный характер. Это приводит к дефициту гражданского социального знания у школьников и ставит педагогов перед необходимостью восполнить этот дефицит. Поэтому полнота социального знания школьника, переход с утилитарно-обыденного на гражданский уровень социального знания — один из важнейших воспитательных результатов педагогической деятельности.

Однако знание человеком общественных норм и ценностей не является гарантией того, что человек готов им добровольно следовать в различных обстоятельствах жизни, т. е. ценит их. Поэтому воспитательный результат — это ещё и развитие позитивного отношения школьника к базовым общественным ценностям (человек, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура).

Но готовность, намерения — это ещё не вся личность, свою целостность личность обретает только в поступке. Поступок как самостоятельное ценностно ориентированное социальное действие является важнейшим признаком личностного роста человека. Только в самостоятельном социальном действии человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать, или обретает намерение стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для личностного роста школьника важна не только возможность социального действия в школьной среде (по определению защищённой и дружественной), но и возможность действия в открытой общественной среде, где в нём как субъекте не обязательно заинтересованы, где ему придётся доказывать свою самостоятельность и независимость перед лицом других социальных субъектов.

Каждому уровню воспитательных результатов внеурочной деятельности соответствует своя образовательная форма, точнее — тип образовательной формы, т. е. ряд содержательно и структурно близких форм. Невозможно достигнуть результата второго и тем более третьего уровня формами, соответствующими первому уровню результатов. В то же время в формах, нацеленных на результат высшего уровня, достижимы и результаты предшествующего уровня. Однако здесь важно понимать: форсирование результатов и форм не обеспечивает повышение качества и эффективности деятельности. Педагог, не владеющий формами деятельности для достижения результатов первого уровня, не может действенно выйти на результаты и формы второго и тем более третьего уровня. Он может это сделать только имитационно. Поэтому и в проектировании программ, и при организации внеурочной деятельности так важно избежать форсирования и результатов, и форм их достижения.

Поваляева Н.А., 2019


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассная и внеурочная деятельность в общеобразовательной школе

В статье подробно рассказывается о формах физкультурной и спортивно массовой работе с учащимися в общеобразовательной школе. Статья будет интересна преподавателям по физической культуре в школе, а так...

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА

В настоящее время усиливается поиск новых форм организации внеурочных видов деятельности в специальной (коррекционной) школе, которые обеспечили бы интеллектуальное, социальное развитие особого ребенк...

Организация внеурочной деятельности в основной школе по ФГОС

В этом материале мы попытались отразить туристко-краеведческую деятельность в МОУ "Гимназия №58" г. Саратова...

Возможности использования ИКТ в организации внеурочной деятельности обучающихся сельской школы

Возможности использования ИКТ в организации внеурочной деятельности обучающихся сельской школы...

Организация внеурочной деятельности учащихся основной школы.

В данной работе описывается внеурочная деятельность в аспекте физического и спортивного развития...

«Организация внеурочной деятельности в коррекционной школе- интернат».

государственное казенное общеобразовательное учреждение Самарской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья имени Акчурина А.З. с. Кам...

Организация внеурочной деятельности в начальной школе на примере интеграции предметов изобразительное искусство и история и культура Санкт - Петербурга в контексте внедрения ФГОС

В статье речь идёт о результативности реализации Программы внеурочной деятельности на основе интеграции предметов "Изобразительное искусство", "История СПб" и элементов музейной педагогики в контексте...