Психологическое сопровождение детей с ОВЗ
консультация

В настоящее время проблемы специального образования вызывают глубокую озадаченность педагогического сообщества. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для педагогов16.03 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях перехода на ФГОС

В настоящее время проблемы специального образования вызывают глубокую озадаченность педагогического сообщества. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растет. В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всех детей), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды. Кроме роста числа почти всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, отмечается и тенденция качественного изменения структуры дефекта, комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребенка. Это обусловило актуальность выбора данной темы.

Обеспечение качественного образования детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально - экономического развития Российской Федерации.

Каковы же особенности детей с ОВЗ?

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа дошкольников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития.

Важнейшей особенностью в работе с данными детьми является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка. Неслучайно «сопровождать» согласно толковому словарю русского языка означает следовать рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого.

Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются:

- игровые ситуации;

- дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов;
- игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;
- психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.

У большинства воспитанников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе воспитателя и педагога-психолога.

Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, является оптимальной для достижения этих целей. Включение активных методов обучения в образовательный процесс позволяет создать такую среду на занятиях, в том числе и для детей с ОВЗ.

Традиционное репродуктивное обучение, пассивная подчиненная роль ребёнка не могут решить такие задачи. Для их решения требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения.

Познавательная активность есть качество деятельности воспитанника, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу учения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время.

Одним из основных принципов обучения в общей и специальной педагогике является принцип сознательности и активности детей. Согласно этому принципу «обучение эффективно только тогда, когда ученики проявляют познавательную активность, являются субъектами обучения»


Для активизации деятельности детей с ОВЗ можно использовать следующие активные методы и приёмы обучения:

1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами). Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка.

2. Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т. д. Детям очень нравится соревновательный момент в ходе выполнения данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание лучше других.

3. Узелки на память(составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить). Данный приём можно использовать в конце изучения темы – для закрепления, подведения итогов; в ходе изучения материала – для оказания помощи при выполнении заданий.

4. Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности (после занятия физкультуры), после выполнения задания повышенной трудности и т. д.

#1048;спользование презентации и фрагментов презентации по ходу занятия.
Внедрение современных компьютерных технологий в практику работы ДОУ позволяет сделать работу воспитателя более продуктивной и эффективной. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Это позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально-аудиальные условно-рефлекторные связи центральной нервной системы. В процессе коррекционной работы на их основе у детей формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью. Мультимедийные презентации привносят эффект наглядности в занятие, повышают мотивационную активность, способствуют более тесной взаимосвязи учителя-логопеда и ребёнка. Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме.

6. Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.

Работа с детьми с ОВЗ является очень важной задачей и требует системного подхода к своему решению. Именно от нас с вами зависит судьба и успешность этих детей в будущем. Поэтому мы должны приложить все свои усилия к качественному подбору педагогических технологий при составлении индивидуального образовательного маршрута при работе с данной категорией детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями

Презентация:Исследовательская работа по проблемам дете-инвалидов, социальное сопровождение таких детей в школе...

Особенности психологического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с заиканием

Большинство исследователей в области коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста  приветствуют взаимодействие и совместное планирование непосредственно образовательной деятельности в...

Психологическое сопровождение детей- инвалидов с сохранным интеллектом при дистанционном обучении

В статье рассматриваются основные принципы психолого-педагогического сопровождения детей- инвалидов с сохранным интеллектом при дистанционном обучении....

Игра "Гостевание" в рамках программы психологического сопровождения детей и подростков в социально-реабилитационном центре в каникулярный период.

Эта игра занимает особое место в структуре организационного периода и призвана помочь каждому  ребенку почувствовать причастность к новой общности (группе), стать соучастником ее успеха, пережить...

«Из опыта работы по реализации программы социально-психологического сопровождения детей с ОВЗ «Мы вместе» в рамках ФГОС»

    В  связи с ежегодным увеличением численности обучающихся, имеющих трудности в усвоении общеобразовательной программы и в рамках  ФГОС возникла  необходимость разраб...

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ДЕТЕЙ С ДИАБЕТОМ ПЕРВОГО ТИПА НА СТАДИИ ПОСТАНОВКИ ДИАГНОЗА

Число детей и подростков с диабетом 1 типа во всем мире постоянно увеличивается. Кажется, что эту тенденцию вызывают какие-то факторы окружающей среды, поскольку генетические изменения не происх...