РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ДЕТЕЙ С ДИАБЕТОМ ПЕРВОГО ТИПА НА СТАДИИ ПОСТАНОВКИ ДИАГНОЗА
статья по психологии по теме

Зайцева Елена Михайловна

 

Число детей и подростков с диабетом 1 типа во всем мире постоянно увеличивается. Кажется, что эту тенденцию вызывают какие-то факторы окружающей среды, поскольку генетические изменения не происходят у людей так быстро. Число же молодых взрослых, у которых развивается диабет 1 типа, наоборот, остается стабильным или даже снижается. Это предполагает то, что определенная группа индивидуумов имеет склонность к развитию диабета 1 типа, но факторы окружающей среды, которые вызывают его, проявляются на более ранних этапах жизни. Говоря в целом, в странах с высоким уровнем жизни также имеется и высокий процент детей с инсулинозависимым диабетом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Е.М. ЗАЙЦЕВА, МОУ « МОШОКСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» (СУДОГОДСКИЙ РАЙОН)

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА

ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ  ДЕТЕЙ С ДИАБЕТОМ I ТИПА

НА СТАДИИ ПОСТАНОВКИ ДИАГНОЗА

Число детей и подростков с диабетом 1 типа во всем мире постоянно увеличивается. Кажется, что эту тенденцию вызывают какие-то факторы окружающей среды, поскольку генетические изменения не происходят у людей так быстро. Число же молодых взрослых, у которых развивается диабет 1 типа, наоборот, остается стабильным или даже снижается. Это предполагает то, что определенная группа индивидуумов имеет склонность к развитию диабета 1 типа, но факторы окружающей среды, которые вызывают его, проявляются на более ранних этапах жизни. Говоря в целом, в странах с высоким уровнем жизни также имеется и высокий процент детей с инсулинозависимым диабетом.

Огромные усилия вкладываются в исследования, чтобы найти причину диабета и способ его излечения. Но пока нам необходимо сделать жизнь с диабетом наших детей  наиболее управляемой.

Сейчас в прессе и в жизни много не очень добросовестных людей, которые обещают вылечить диабет у детей без инъекций. К сожалению, нигде в мире нет пока таких способов лечения. Я не оставляю надежду и не отнимаю ее на то, что в будущем возможно будет действительно лечить диабет без инъекций, но сейчас дети и их семьи должны быть готовы к тому, что качество  жизни зависит от их способности научиться контролировать свой сахарный диабет.

Когда дети и их семьи успешно управляют диабетом, тогда  их общее здоровье, физическая активность, успехи в спорте, образовании, перспективы в работе и образ жизни в целом могут быть чрезвычайно хорошими. С другой стороны, никто не сомневается, что диабет является серьезным заболеванием.

Отношение к диабету 1 типа у детей и молодых людей можно охарактеризовать старой китайской пословицей: «Если дать человеку рыбу, он не будет голоден в этот день. Если научить человека ловить рыбу, он не будет голоден всю оставшуюся жизнь». Говоря по современному, это то, что мы называем «доверенностью, полномочия» - принцип, когда человеку предоставляется возможность управлять своей жизнью. Диабет-это медицинское состояние, успешное ведение которого зависит от способности и мотивации индивидуума следить за собой, зачастую независимо от профессионалов медиков.

Если человек с диабетом понимает свое состояние и знает, как на него повлиять, можно быть уверенным, что заболевание не ограничит свободу молодой личности.

Что испытывает больной и его семья, когда в медицинской карте недрогнувшей рукой врача выведено СД I (сахарный диабет первого типа)? Страх, гнев, тревогу, подавленность, тоску, сожаление, равнодушие?             В этот период необходимо объяснить, чтобы они не чувствовали, это совершенно естественно, ведь правильных и неправильных эмоций не бывает, они бывают лишь полезными и вредными. Любая отрицательная эмоция, будучи реакцией на сигнал опасности, естественна, также как естественны сердцебиение, дыхание, чихательный, коленный рефлексы и тому подобные функции организма. Организму и психике необходимо определенное время для адаптации. Главное - искусственно не затягивать время привыкания и не поддаваться на провокации.

Дефицит информации и неопределенность, как правило, вызывают тревогу, а пробелы в знаниях обычно заполняются мрачными фантазиями. Нечаянно оброненное слово, вырванная из контекста фраза, «странный» взгляд врача или родственника-все может служить доказательством «безнадежности» положения больного сахарным диабетом. Главное оружие больного в этом случае - знания. Итак, источники информации для  детей  

с СД I типа и их семей.

1.Школа диабета. Преимуществом школы диабета перед книгами и другой специализированной литературой являются возможность диалоговой формы обучения, рациональное распределение и полное представление материала, а также, что очень важно, возможность общения с людьми, у которых также был обнаружен диабет. Многие с облегчением узнают, что их проблемы и опасения не уникальны.

2.Научно-популярная литература и ресурсы Интернета. В последнее время появляется все больше изданий, помогающих самообразованию больных   СД I типа. Однако, необходимо разъяснить, что при их чтении следует сохранять великое качество ума, которое называют критичностью. Нельзя проводить над собой рискованных экспериментов - вы у себя один.

3.Врачи и медперсонал. Большинство врачей - приятные, внимательные, тактичные люди. Доверие пациента к врачу и врача к пациенту – залог продуктивного противостояния болезни. Если же взаимопонимания с врачом не сложились, а обратиться к другому специалисту нет возможности, необходимо разъяснить, что больного должно интересовать не личное обаяние врача, а его знания и компетентность. Как гласит древнеиндийское изречение, «победить самого себя – вот лучшее средство для того, чтобы не быть побежденным».

4.Другие люди с диабетом. На первых порах более опытные пациенты помогают новичкам. Само осознание того, что ты не один со своей проблемой, прямо – таки вдохновляет человека. Однако следует обратить внимание на следующие моменты:

  • у каждого больного - «свой» диабет, поэтому то, что подходит одному, не всегда подходит другому;
  • любую полученную информацию сверяйте с книгами, советуйтесь с врачом;
  •  ориентируйтесь на оптимистов, успешно контролирующих диабет.

Необходимо выяснить, не страдает ли больной или его семья диабетоманией, одним из хронических «осложнений» диабета, которое пока недостаточно исследовано учеными. Признаками диабетомании больного

СД I типа является:

- постоянно думает о диабете;

-не признает никаких тем для разговоров, кроме своих (в более легком случае- чужих) «сахаров», самочувствия, диеты, процедур, полезных советов и рецептов;

- уверен в том, что его может понять только диабетик;

-общается только с диабетиками и врачами;

-чувствует себя неуютно в компании детей, у которых нет диабета;

-не интересуется литературой, не посвященной диабету;

-убежден, что, только полностью избавившись от диабета, сможет зажить настоящей жизнью.

Обычно информированность значительно ослабляет эмоциональное напряжение, особенно острые эмоциональные реакции. Информация позволяет искать выход, строить реальные планы, прогнозировать результаты. Этот список можно было бы продолжить. Добавляя все то, что связано с личностными особенностями больного и его отношением к ситуации, то есть с мыслями. Главную мысль, которую необходимо усвоить больному СД I типа и его окружению можно сформулировать следующим образом.

Диабет – это не приговор. С диабетом можно жить счастливо, жить полноценной жизнью. Да, он требует большей организованности и нередко – самоограничения. Да, иногда в связи с диабетом и его контролем возникают объективные трудности, но контроль диабета – это необходимое условие достижения ваших жизненных целей и самореализации.

Литература

  1. Трифонова Е. Диабет: советы психолога.-СПб.:Питер, 2003.
  2. Ханас Р. Диабет 1 типа у детей, подростков и молодых людей.-Издательство «Арт-Бизнес-Центр».:Москва,2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки «Система работы с детьми 5-7 лет с диагнозом «Общее недоразвитие речи» по развитию фонематических представлений как средство предупреждения дисграфии с использованием современных технологий и методик

Данные методические разработки дают возможность использовать в работе учителя-логопеда современные технологии и методики для формирования необходимых навыков фонематических представлений как залог усп...

Статья на тему «Развитие фонематических представлений как средство предупреждения дисграфии у детей с диагнозом «Общее недоразвитие речи» (из опыта работы учителя-логопеда Анкудиновой Нины Фёдоровны)

Коррекция нарушений речи у детей заключается не только в постановке и автоматизации звуков, но и в одновременном развитии фонематического восприятия, так как без полноценного восприятия звуков, без чё...

Методическая разработка.Лечебная физическая культура для детей с диагнозом «бронхиальная астма» Лечебная физическая культура для детей с диагнозом «бронхиальная астма»

Лечебная физкультура как самостоятельное, научно-обоснованное направление медицины сформировалось лишь в последние десятилетия двадцатого века. В то же время она имеет многовековую и богатую ист...

Мастер-класс по коррекции речи детей подготовительной речевой группы с диагнозом ОНР 3 уровня "Мой родной город"

Занятие  включает   дидактические  и  развивающие  игры  по  закреплению  и  отработке  лексической  темы  "Мой  родной  город" ...

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИМИ ДИАГНОЗ «ДИЗОРФОГРАФИЯ»

Дизорфография — специфическое нарушение орфографического навыка письма на фоне сохранного интеллекта и устной речиНаиболее частые дизорфографические проявления — ошибки на правила начальной школы....

Диагнозы F70-F79

В данном списке представлены диагнозы умственной отсталости с расшифровкой....

логопедическая работа с учащимися, имеющими диагноз "Заикание"

характеристика группы, ведущие признаки заикания, типы течения заикания, основные задачи, поурочный годовой план работы....