Особенности психологического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с заиканием
методическая разработка по психологии по теме
Большинство исследователей в области коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста приветствуют взаимодействие и совместное планирование непосредственно образовательной деятельности всеми специалистами дошкольного учреждения в ходе коррекции заикания: учителя-логопеда, воспитателей группы, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию, не включая, однако, в этот список педагога-психолога (Леонова С.В. «Психолого-педагогическая коррекция заикания у дошкольников»; Выгодская И.Г., Пеллингер Е.Л. и Успенская Л.П. “Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях”;Чевелёва Н.А. «Преодоление заикания у детей»; Волкова Г.А. «Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников», Миронова С.А. программа «Обучение и воспитание заикающихся дошкольников»).
Специфика работы педагога-психолога заключается в содействии всестороннему развитию личности дошкольника, через создание максимально комфортных условий пребывания ребёнка в детском саду, позволяющих в полной мере реализоваться способностям и возможностям ребёнка, сформировать успешность, адекватную самооценку и стремление к достижениям.
Становится непонятным, как можно проводить коррекционные мероприятия по преодолению такого сложного речевого нарушения, как заикание, накладывающего отпечаток на формирование личности ребёнка-дошкольника, не учитывая возможную пользу от привлечения к работе педагога-психолога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
modul.doc | 275 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 67 «Медвежонок» комбинированного вида»
Особенности психологического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с заиканием
Опыт работы педагога-психолога
в форме информационно-
педагогического модуля
Бурминской Ирины Валерьевны
Домашний адрес: г. Северодвинск,
б-р Строителей, д. 5, кв. 255
г. Северодвинск
2011 г.
Информационно-педагогический модуль – 1
Актуальность
Речь занимает особое место в системе психических функций человека. Изучение онтогенеза детской речи показывает её огромную роль в психическом развитии ребёнка, поскольку формирование мышления, когнитивных функций и становление личности тесно связаны с появлением и развитием речевой деятельности. Как и любая другая функциональная система, речь оказывается наиболее восприимчивой к воздействию неблагоприятных факторов в период интенсивного формирования. Повышение темпа жизни, увеличение эмоциональных перегрузок, существование запретов на внешнее проявление негативных эмоций, недостаточная рефлексивность эмоциональной сферы детей, внутрисемейные неурядицы способствуют повышению эмоционального напряжения у детей. Детские стрессы влекут за собой различные нервные расстройства и повышенную заболеваемость. В связи с этим в настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с нарушениями речи, недоразвитием психических функций и процессов.
Статистика показывает, что в 2000 году количество людей страдающих таким речевым нарушением, как заикание превысило 5 млн. человек. Поэтому в последние годы заикание относят к одному из самых распространённых расстройств речи.
В общей проблеме заикания особое место занимает дошкольный возраст. Возникая в сенситивный период развития (от 2 до 6 лет) заикание ограничивает коммуникативные возможности ребёнка, искажает развитие личностных качеств, затрудняет его социальную адаптацию. Чем больше проходит времени от начала заикания, тем чаще оно переходит в стойкий дефект, и влечёт за собой изменение в психике ребёнка (болезненные переживания, страх перед речью).
Работа по преодолению заикания в условиях дошкольного учреждения носит ряд особенностей. Многолетний опыт работы учёных и дефектологов, специалистов по коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста (Выгодская И.Г., Пеллингер Е.Л., Успенская Л.П., Л.Н.Смирнова, С.В. Леонова и др.) показал, что использование только логопедических приёмов не даёт положительного результата, необходим комплексный подход к лечению. Опыт работы показал, что при заикании в первую очередь необходимо “лечить душу” больного, помочь ему избавиться от комплекса “неполноценности”, заставить его вновь поверить в свои силы.
В связи с актуальностью данной проблемы и вариантами её решения мы определили тему исследования – «Особенности организации психологического сопровождения коррекционного процесса в компенсирующих группах для детей старшего дошкольного возраста с тяжёлым нарушением речи (заикание)».
Целью работы по данному направлению стала разработка плана-программы психологического сопровождения коррекционного процесса в компенсирующих группах для детей с тяжёлым нарушением речи.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
- изучить и проанализировать литературу по проблеме исследования;
- определить направления и сферу деятельности педагога-психолога в системе коррекционных мероприятий по преодолению заикания у детей дошкольного возраста;
- подобрать методики для диагностики и выявить уровень сформированности психических функций у старших дошкольников с заиканием;
- разработать план-программу психологического сопровождения коррекционного процесса в компенсирующих группах для детей с тяжёлым нарушением речи;
- проверить эффективность проделанной работы.
Информационно-педагогический модуль – 2
Теоретическая интерпретация опыта
2.1. Сущность опыта
Обеспечение грамотного психологического сопровождения позволяет по существу определить выбор средств и приёмов коррекционного воздействия до начала и в процессе работы; позволяет оценить эффективность и дать рекомендации по окончании коррекционного этапа.
2.2. Теоретическая база опыта
Разработка плана-программы по психологическому сопровождению коррекционного процесса в компенсирующих группах для детей с тяжёлым нарушением речи обусловлена необходимостью поиска наиболее оптимальных методов и приемов повышения эффективности коррекционной работы по преодолению заикания.
М.М.Семаго, кандидат психологических наук, в статье "Сопровождение – это…", опубликованной в еженедельнике "Школьный психолог" (2003. № 35), пишет: "Каких-либо конкретных технологических разработок в области сопровождения я, например, не встречал. Более того, методология комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка и его семьи в образовательном пространстве, а также методология сопровождения образовательного процесса, насколько мне известно, пока еще не разработаны". М.М.Семаго подчеркивает, что "Качественными критериями эффективности сопровождения являются нахождение ребенка в индивидуально-адаптивной зоне образовательных воздействий и динамический контроль показателей адаптации".
В настоящее время тема психологического сопровождения компенсирующих групп для детей с заиканием остается разработанной не в полной мере. Недостаточно данных об особенностях и формах работы педагога-психолога с данной категорией детей в условиях дошкольного учреждения. Соответственно, чётко не определенны направления и сфера деятельности педагога-психолога в ходе сопровождения коррекционного процесса.
Сложность такой речевой патологии как заикание заключается в том, что оно, затрудняя свободное речевое общение ребёнка с окружающими людьми, и невыгодно отличая его от нормально говорящих сверстников, накладывает отпечаток на всё поведение ребёнка, на всю его личность. Большинство исследователей в области коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста приветствуют взаимодействие и совместное планирование непосредственно образовательной деятельности всеми специалистами дошкольного учреждения в ходе коррекции заикания: учителя-логопеда, воспитателей группы, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию, не включая, однако, в этот список педагога-психолога (Леонова С.В. «Психолого-педагогическая коррекция заикания у дошкольников»; Выгодская И.Г., Пеллингер Е.Л. и Успенская Л.П. “Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях”; Чевелёва Н.А. «Преодоление заикания у детей»; Волкова Г.А. «Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников», Миронова С.А. программа «Обучение и воспитание заикающихся дошкольников»).
Специфика работы педагога-психолога заключается в содействии всестороннему развитию личности дошкольника, через создание максимально комфортных условий пребывания ребёнка в детском саду, позволяющих в полной мере реализоваться способностям и возможностям ребёнка, сформировать успешность, адекватную самооценку и стремление к достижениям.
Становится непонятным, как можно проводить коррекционные мероприятия по преодолению такого сложного речевого нарушения, как заикание, накладывающего отпечаток на формирование личности ребёнка-дошкольника, не учитывая возможную пользу от привлечения к работе педагога-психолога.
2.3. Новизна
- Определена роль педагога-психолога в системе коррекционных мероприятий по преодолению заикания у дошкольников.
- Подобраны методики для изучения особенностей развития психических функций у детей с заиканием.
- Разработана и апробирована план-программа психологического сопровождения коррекционного процесса в компенсирующих группах для детей с тяжёлым нарушением речи. Предлагаемый материал учитывает направления и сферы деятельности педагога-психолога в ходе сопровождения коррекционного процесса, задачи программы развития дошкольного учреждения.
2.4. Продуктивность опыта
Работа педагога-психолога в направлении организации психологического сопровождения коррекционного процесса по преодолению заикания позволила упростить выбор средств и приёмов коррекционного воздействия до начала и в процессе работы с детьми. Созданный план-программа даёт возможность в короткие сроки организовать психологическое сопровождение детей с заиканием.
Эффективность коррекционных мероприятий с заикающимися детьми во многом определяется совместной работой специалистов, воспитателей и родителей. В соответствии с этим, определены основные сферы деятельности педагога-психолога в системе сопровождения коррекционного процесса в компенсирующих группах для детей с ТНР (заикание):
–психологическое сопровождение развития и воспитания детей;
–психологическое сопровождение воспитателей и специалистов;
–психологическое сопровождение родителей.
Выделены направления работы педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста с заиканием:
- Развитие эмоциональной компетентности
- Развитие коммуникативной компетентности
- Развитие познавательной сферы; подготовка к обучению в школе.
Это обеспечивает положительную динамику в виде гармонизации эмоционально-аффективной сферы, повышения коммуникативной и эмоциональной компетентности детей, развития психических функций. Что в свою очередь способствует повышению эффективности логопедической работы, создает благоприятные предпосылки для удовлетворения эмоциональных и интеллектуальных потребностей ребенка.
2.5. Адресная направленность, возможность внедрения
Данный опыт может быть использован психологами, учителями-логопедами, воспитателями, дошкольных учреждений, где ведётся работа по коррекции заикания у дошкольников.
Перспективность данного опыта в том, что предлагаемый план-программа разработан с учётом особенностей детей дошкольного возраста, а значит, является достаточно универсальным и может быть предложен педагогам и специалистам, работающим с детьми с различными нарушениями речи.
Информационно-педагогический модуль – 3
Структурная схема работы педагога-психолога в направлении организации психологического сопровождения коррекционного процесса в компенсирующих группах для детей с тяжёлым нарушением речи (заикание)
3.1 Психологическое сопровождение
Структура работы
Оценочный этап
Коррекционно-развивающий этап
Установочный этап
Диагностический
этап
3.2 Содержание работы педагога-психолога с детьми
Психодиагностика (наблюдение за адаптацией, начальная диагностика , диагностика по запросу воспитателей и специалистов в течении учебного года, итоговая диагностика)
Сопровождение непосредственно образовательной деятельности (по запросу администрации, специалистов и воспитателей групп)
Коррекционные мероприятия (реализуется через совместную деятельность, при необходимости через индивидуальную работу)
3.3 Содержание работы педагога-психолога с воспитателями и родителями
Беседы
(по итогам психодиагностики, в ходе коррекционной и развивающей работы)
Информирование
(консультации, информационные стенды, анкетирование, вопросники)
Занятия–практикумы
(цикл образовательно-игровых занятий для родителей будущих первоклассников)
Консультирование
(индивидуальные и групповые консультации в соответствии с годовым планом и по запросу)
Совместный анализ работы
(ПМП консилиумы, совещания специалистов)
Создание картотеки игр
3.4 Содержание работы педагога-психолога по организации взаимодействия с учителем-логопедом
Контрольный диагностический срез, оценка эффективности работы, совместный анализ.
Сбор анамнестических данных, диагностика детей на начало учебного года.
Взаимное информирование, консультирование, беседы в течение учебного года.
Комплектование подгрупп детей (учитывая результаты начальной диагностики, логопедический диагноз и год обучения).
Корректировка коррекционных и развивающих программ в соответствии с этапами работы и рекомендациями учителя-логопеда.
Определение формы работы с детьми (групповая, подгрупповая, индивидуальная), родителями, воспитателями.
Информационно-педагогический модуль – 4
Структура
работы педагога-психолога в направлении организации психологического сопровождения коррекционного процесса в компенсирующих группах для детей с тяжёлым нарушением речи (заикание)
4.1. Диагностический этап
Диагностический инструментарий
Цель обследования: выявление особенностей развития психических функций у детей старшего дошкольного возраста с заиканием.
Задачи:
– подобрать методики для диагностики уровня развития психических функций у детей старшего дошкольного возраста с заиканием, учитывая задачи программы развития дошкольного учреждения;
– создать необходимые условия для обследования;
– осуществить исследование уровня развития психических функций у детей старшего дошкольного возраста с заиканием;
– провести качественный и количественный анализ результатов обследования.
Методика обследования носит комплексный характер. Диагностический блок варьируется в зависимости от возраста детей и направления работы. Используются:
- для проведения психологического обследования детей дошкольного возраста (4-6 лет):
«Методическое руководство по оценке психического развития ребёнка», автор Н.Я.Семаго;
- для диагностики школьной готовности детей дошкольного возраста (6-7 лет);
«Методика определения школьной готовности», автор Ясюкова Л.А.;
- (при необходимости) для оценки внутрисемейных отношений, общего эмоционального состояния ребёнка:
проективные методики - «Рисунок семьи», «Семья животных», «Несуществующее животное» (источник: Венгер А.Л. «Психологическое консультирование и диагностика», часть 2, изд. Генезис, 2001 г.); «Кактус» (источник: Коноваленко С.В. «Коммуникативные способности и социализация детей 5-9 лет»);
- (при необходимости) для исследования эмоционально-личностной сферы ребенка, осознанных или неосознанных желаний, потребностей и притязаний, страхов, опасений и отвержений ребенка, проявляющихся в его поведении (дополнительно):
проективные методики «Метаморфозы», «Три желания», автор Жаклин Руайер, модификация
Н.Я.Семаго; тест «Сказка», автор Луиза Дюсс.
Исследование осуществлялось на базе МДОУ ЦРР «Детский сад №8 «Лесная сказка» города Северодвинска с детьми старшего дошкольного возраста с тяжёлым нарушением речи (заикание). Обследование проходило в индивидуальной и групповой форме (в соответствии с требованиями и инструкциями к диагностическому материалу). Для анализа результатов использованы авторские критерии оценок.
Анализ результатов начальной диагностики развития психических функций и компонентов школьной готовности в разновозрастной группе для детей с заиканием показал, что 40% детей (6-7 лет, II год обучения в группе) не готовы к школьному обучению на начало учебного года, 40% детей – условно готовы и всего лишь 20% - готовы к школе; 14,3% детей (5-6 лет, I год обучения в группе) имеют низкий уровень развития психических процессов, у 28,6% детей уровень развития психических процессов ниже среднего, у 28,6% детей – средний, и выше среднего уровня также у 28,6% детей.
Результаты диагностики таких психологических характеристик как произвольность, коммуникабельность и самостоятельность показали, что у 33,3% детей низкий уровень развития произвольного поведения и коммуникативных навыков, 25% детей с заиканием оказались на низком уровне по развитию самостоятельности.
На основе полученных в ходе обследования данных был сделан вывод о необходимости проведения работы по развитию познавательной сферы и компонентов школьной готовности, развитию эмоциональной компетентности и коммуникативных навыков.
4.2. Установочный этап
Цель: Познакомить участников коррекционного процесса со значимостью и особенностями предстоящей работы.
Задачи:
- Разработать план-программу работы с группой;
- Определить направления работы педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста с заиканием, их родителями, воспитателями;
- Познакомить воспитателей и родителей с результатами психодиагностики, а также с целями и задачами работы педагога-психолога с детьми с заиканием.
Формы работы:
- Консультации для воспитателей:
- «Сохранение психического здоровья детей в условиях детского сада и семьи»;
В содержании консультации были освещены следующие вопросы:
-сущность, компоненты психического здоровья детей дошкольного возраста;
-факторы, влияющие на психологическую атмосферу в семье; представлена классификация стилей воспитания ребёнка в семье, неправильные типы воспитания;
-факторы, способствующие сохранению психического здоровья детей во время непосредственно образовательной деятельности и режимных моментов.
- «Приёмы развития зрительно-моторной координации у детей с нарушением речи»
В содержании консультации раскрыты этапы развития зрительно-моторной координации у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи (диагностика состояния общей и мелкой моторики; упражнения для развития мелкой моторики рук, упражнения для развития зрительно-моторной координации).
2. Анкетирование родителей с целью оптимизации работы педагога-психолога с родителями.
3. Выступления на родительском собрании на тему «Презентация деятельности педагога-психолога в компенсирующее группе для детей с тяжёлым нарушением речи (заикание)».
Выступление носило информационный характер. Семьи были ознакомлены с психологическими особенностями детей с заиканием. Раскрыта важность своевременной работы по оказанию психологической помощи детям и роли родителей в развитии психических функций ребёнка-дошкольника.
Данная информация побудила значительную часть родителей занять конструктивную позицию по отношению к ребёнку, у них повысилось чувство ответственности за качество обучения, они активно включились в коррекционный процесс.
- Индивидуальные консультации для воспитателей и родителей с целью уточнения, конкретизации и разъяснения полученной на общих мероприятиях информации.
Разработка плана-программы психологического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с заиканием (приложение)
Развитие речевой деятельности тесно связано с формированием мышления, когнитивных функций и становления личности ребёнка в целом. Заикание влияет не только на развитие психических процессов. В случае, когда мы имеем дело с комбинированным дефектом (заикание, ФФНР, ОНР) у детей наблюдается общая эмоциональная незрелость, затруднения произвольной регуляции. Что позволяет отнести детей данной категории к группе риска по социальной и школьной дезадаптации.
Поэтому разрабатывая план-программу работы с детьми старшего дошкольного возраста желательно сочетать коррекционные мероприятия, направленные на развитие познавательной сферы и компонентов школьной готовности с развитием эмоциональной компетентности и коммуникативных навыков.
В плане-программе представлена работа, направленная на развитие познавательной сферы и компонентов школьной готовности, развитие эмоциональной компетентности и коммуникативных навыков детей с заиканием. Также выделена работа по обеспечению психологической поддержки воспитателей и родителей воспитанников.
Предлагаемый материал систематизирован с учётом этапов коррекционно-логопедической работы по преодолению заикания.
4.3. Коррекционно-развивающий этап
Цель: Апробировать систему мероприятий в направлении психологического сопровождения детей с заиканием с учётом разработанного плана-программы.
Задачи:
- Развивать познавательно-интеллектуальную, эмоционально-волевую и коммуникативную сферы деятельности детей старшего дошкольного возраста с заиканием.
- Повышать результативность работы.
Формы работы с детьми.
Психологическая работа осуществлялась через систему игр и упражнений, направленных на развитие коммуникативных навыков, эмоциональной сферы, психических функций, а также подготовку детей к школе, которые включались в непосредственно образовательную и совместную деятельность. В случае необходимости (по результатам диагностики, по запросу педагогов, родителей) проводились индивидуальные занятия с использованием элементов арт-терапии с целью гармонизации эмоционально-волевой сферы детей.
Формы работы с педагогами и родителями
На протяжении всего коррекционно-развивающего этапа велась систематическая работа с воспитателями группы и родителями детей, которая включала в себя: «Психологический калейдоскоп» (круглые столы для родителей по обмену опытом с применением мультимедийных технологий), выставки детских работ, совместные мероприятия детей с родителями с использованием продуктивных методов деятельности, «Видеозал для родителей» (мультимедийные презентации ознакомительного и обучающего характера), рекламные стенды (с размещением афиш, поздравлений, благодарностей и т.д.).
Анализ результатов анкетирования позволяет судить о высокой эффективности использования в работе с семьёй тренинговых занятий, поэтому был разработан цикл образовательно-игровых занятий для родителей будущих первоклассников, рассчитанный на несколько встреч (одно занятие в месяц). Занятия включают в себя теоретическую и практическую части. Тематика встречи выбирается по степени актуальности на каждом конкретном коррекционном этапе. Также в течение учебного года проводились индивидуальные и групповые консультации, открытые занятия для воспитателей; создана картотека игр, размещены статьи на актуальные темы в родительском уголке.
Данные мероприятия способствовали повышению уровня знаний и практических умений у педагогов и родителей, что повысило результативность работы.
4.4 Оценочный этап
Цель: Проверить эффективность работы, проведённой с учётом разработанного плана-программы.
Задачи:
- Определить уровень сформированности коммуникативных навыков, эмоциональной сферы, психических функций, а также школьной готовности.
- Проанализировать результаты работы.
- Нацелить родителей и воспитателей на дальнейшее сотрудничество.
Формы работы:
- Повторная диагностика.
- Родительское собрание по подведению итогов совместной работы
- Анализ результатов работы на психолого-медико-педагогическом консилиуме специалистов дошкольного учреждения.
Анализ результатов повторного обследования детей свидетельствуют о возросшем уровне сформированности компонентов школьной готовности, психических функций, повышении уровня коммуникативной и эмоциональной компетентности.
Результаты показали, что 100% детей (6-7 лет) готовы к обучению в школе, у 16,7% детей (5-6 лет)уровень развития психических функций соответствует уровню выше среднего, у 50% детей – средний уровень, и лишь у 33,3% детей –ниже среднего уровня. Низкий уровень развития психических функций не показал никто из обследуемых детей. Также в ходе повторного психодиагностического обследования выявлена позитивная динамика в развитии таких психологических качеств как произвольность, коммуникабельность и самостоятельность.
Психологическая работа с педагогами и родителями способствовала обогащению педагогического опыта и повышению их психологической компетентности.
Это подтверждает эффективность разработанного плана-программы по психологическому сопровождению детей старшего дошкольного возраста с заиканием и доказывает необходимость проведения данной работы со всеми участниками коррекционно-развивающего процесса в целях профилактики социальной и школьной дезадаптации детей.
Библиография
- Абелева И.Ю. Если ребенок заикается - М., 1969.
- Быстрова Г.А. и др. Логопедия в диалогах. – СПб. 2004.
- Визель Т.Г. Речь и проблемы общения у детей. – М., 2005.
- Виноградова М.А. Формирование навыков речевого общения у заикающихся дошкольников. – СПб. 2006.
- Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. – М., 1983.
- Выгодская И.Г. и др. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях. – М., 1993.
- Захаров А.И. «Предупреждение отклонений в поведении ребёнка», СПб, Союз, 1997 г.
- Захаров А.И. «Дневные и ночные страхи у детей», СПб, Союз, 1994 г.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Грабенко Т.М. «Чудеса на песке», Практикум по песочной терапии. СПб, Речь, 2005г.
- Коноваленко С.В. «Коммуникативные способности и социализация детей 5-9 лет», Комплекс коррекционно-развивающих занятий и психологических тренингов, изд. Гном и Д.,2001 г.
- Калинина Р.Р. «Тренинг развития личности дошкольника» / занятия, игры, упражнения / СПб. Речь, 2001 г.
- Катаева Л.И, Серия Психологическая служба, «Работа психолога с застенчивыми детьми», изд. Книголюб, 2004 г.
- Лазаренко О.И. Диагностика и коррекция выразительности речи детей. – М., 2009.
- Леонова С.В. Психолого-педагогическая коррекция заикания у дошкольников. – М., 2004.
- Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. - СПб. 2001.
- Максаков А. Н., Правильно ли говорит ваш ребёнок. - М., 1988.
- Одинцова М.С. Заикание у детей. – Ростов-на-Дону, 2000.
- Павалаки И.Ф. Темпо-ритмическая организация движений и речи заикающихся дошкольников / Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. - М., 1996 г.
- Поварова И.А. Коррекция заикания в играх и тренингах. – СПб., 2004.
- Преодоление заикания у дошкольников / Под ред. Р.Е. Левиной. – М., 2009.
- Романов А.А. Серия Игровая терапия для детей и взрослых
«Направленная игротерапия агрессивности у детей»,Москва, Романов, 2001 г.
- Рождественская В.И., Павлова А.И. Игры и упражнения для исправления заикания. – М., 1978.
- Селиверстов В.И. Заикание у детей. – М., 2000.
- Семаго М.М., Семаго Н.Я. « Организация и содержание деятельности психолога специального образования» Методическое пособие,Москва, изд. АРКТИ, 2005 г.
- Смирнова Л.Н., Овчинников С.Н. Помогите ребёнку преодолеть заикание. – М., 2009.
- Соловьёва Е.Н. Путь к преодолению заикания. Система занятий. – СПб, 2002.
- Степанова О.А. Методическое пособие. Серия Игровые технологии «Профилактика школьных трудностей».Творческий центр Сфера, Москва, 2003 г.
- Хухлаева О.В. Серия Психологическая работа с детьми, «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет: психологические игры, упражнения, сказки», Москва, Генезис, 2003г.
- Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова – М., 1990.
- Чевелёва Н.А. Преодоление заикания у детей. Пособие для логопедов и воспитателей групп. – М. 2001г.
- Шевцова Е.Е. Преодоление рецидивов заикания. – М., 2005.
- Ясюкова Л.А. Методическое руководство, «Оптимизация обучения и развития детей с ММД. Диагностика и компенсация», СПб, Иматон, 1997г.
Приложение
Приложение Схема учёта результатов тестирования 2010-2011 уч.год группа № 10 (компенсирующая, заикание, ОНР)
на начало учебного года
№ п/п | возраст | результаты выполнения диагностического задания | заключение | ||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | |||||
1 | Максим | подг | ср | сл | сл | х | ср | в | ср | сл | п | ср | п | ср | сл | х | не готов |
2 | Галя | подг | х | ср | сл | х | ср | в | х | ср | ср | п | сл | ср | сл | сл | не готова |
3 | Настя | подг | ср | ср | сл | ср | сл | х | п | сл | ср | х | сл | п | ср | ср | усл. готов |
4 | Влад | подг | ср | х | х | х | ср | в | ср | ср | х | п | ср | ср | сл | в | усл. готов |
5 | Данила | подг | ср | ср | ср | ср | ср | х | ср | сл | х | ср | ср | ср | сл | ср | готов |
Итог: | Патол. | - | - | - | - | - | - | 1 | - | 1 | 2 | 1 | 1 | - | - | 40%-не гот. | |
Слаб. | - | 1 | 3 | - | 1 | - | - | 3 | - | - | 2 | - | 4 | 1 | 40%-усл.г | ||
Сред. | 4 | 3 | 1 | 2 | 4 | - | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 4 | 1 | 2 | 20%-готов | ||
Хорош. | 1 | 1 | 1 | 3 | - | 2 | 1 | - | 2 | 1 | - | - | - | 1 | |||
Выс. | - | - | - | - | - | 3 | - | - | - | - | - | - | - | 1 |
- речевое развитие; 2- визуальное мышление: линейное, структурное; 3- понятийное интуитивное мышление; 4- понятийное логическое мышление; 5- речевое мышление; 6- образное мышление;7- абстрактное мышление; 8- скорость переработки информации; 9- внимательность; 10- зрительно-моторная координация; 11- кратковременная речевая память;12- кратковременная зрительная память; 13- тревожность. В - высокий уровень, х - хороший, ср- средний, сл- слабый, п - уровень патологии.
Личные качества. Общие данные на начало уч.года (кол-во - %):
уровень параметры | I | II | III |
произвольность | 2(33,3%) | 5(83,3%) | - |
коммуникабельность | 2(33,3%) | 4(66,6%) | 1(16,6%) |
самостоятельность | - | 6(100%) | - |
Дата___________________ Педагог-психолог_______________________ (Бурминская И.В.)
Приложение Схема учёта результатов тестирования 2010-2011 уч.год (контрольный срез) группа № 10 (компенсирующая, заикание, ОНР)
№ п/п | Ф.И. тестируемого | возраст | результаты выполнения диагностического задания | заключение | |||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | |||||
1 | Максим | подг | ср | ср | сл | ср | ср | выс | ср | сл | ср | хор | сл | ср | ср | хор | готов |
2 | Галя | подг | хор | сл | ср | хор | хор | выс | хор | ср | ср | ср | сл | ср | ср | ср | готова |
3 | Настя | подг | ср | хор | ср | сл | ср | хор | ср | сл | хор | хор | ср | ср | ср | ср | готова |
4 | Влад | подг | хор | ср | ср | хор | ср | выс | ср | хор | ср | ср | выс | хор | ср | ср | готов |
5 | Данила | подг | хор | хор | ср | ср | ср | выс | ср | ср | хор | ср | ср | ср | хор | хор | готов |
6 | Алёша | старш. | ср | ср | ср | хор | хор | выс | хор | ср | хор | ср | сл | хор | ср | хор | готов |
Итог: | Патол. | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | Всего: | |
Слаб. | - | 1 | 1 | 1 | - | - | - | 2 | - | - | 3 | - | - | - | Не готов - | ||
Сред. | 3 | 3 | 5 | 2 | 4 | - | 4 | 3 | 3 | 4 | 2 | 4 | 5 | 3 | Усл.готов - | ||
Хорош. | 3 | 2 | - | 3 | 2 | 1 | 2 | 1 | 3 | 2 | - | 2 | 1 | 3 | Готов - 6 (100%) | ||
Выс. | - | - | - | - | - | 5 | - | - | - | - | 1 | - | - | - |
- речевое развитие; 2- визуальное мышление: линейное, структурное; 3- понятийное интуитивное мышление; 4- понятийное логическое мышление; 5- речевое мышление; 6- образное мышление;7- абстрактное мышление; 8- скорость переработки информации; 9- внимательность; 10- зрительно-моторная координация; 11- кратковременная речевая память;12- кратковременная зрительная память; 13- тревожность. В - высокий уровень, х - хороший, ср- средний, сл- слабый, п - уровень патологии.
Личные качества. Общие данные на конец уч.года (кол-во - %):
уровень параметры | I | II | III |
произвольность | - | 4(66,6%) | 2(33,3%) |
коммуникабельность | - | 2(33,3%) | 4(66,6%) |
самостоятельность | - | 1(16,6%) | 5(83,3%) |
Дата___________________ Педагог-психолог_______________________ (Бурминская И.В.)
Приложение Схема учёта результатов тестирования детей группа №10 (с заиканием)
старшего дошкольного возраста на начало учебного года (2010-2011 уч.год)
(методика Семаго Н.Я., Семаго М.М.)
№ | Имя ребёнка | Сенсорное развитие | Память | Мышление | Воспр-е | Вним-ть | Итог | ||||
цвет | форма | велич. | верб. | зрит. | искл. | класс. | |||||
1 | Маша | выс | выс | выс | в.ср. | в.ср. | ср | ср | выс | ср | выше ср. |
2 | Родион | ср | н.ср. | ср | ср | н.ср. | ср | ср | ср | ср | средний |
3 | Данил | выс | н.ср. | выс | н.ср. | ср | ср | ср | ср | н.ср. | средний |
4 | Матвей | ср | н.ср. | ср | н | н | н.ср. | ср | в.ср | н.ср. | ниже ср. |
5 | Костя | н | н.ср. | ср | н.ср. | н.ср. | н.ср. | ср | ср | н.ср. | ниже ср. |
6 | Алёша | ср | выс | выс | ср | ср | в.ср. | ср | выс | выс | выше ср. |
7 |
Рома | н | н.ср. | ср | н | н.ср. | н | н.ср. | н.ср. | н | низкий |
н-2 н.ср.-0 ср.-3 в.ср.-0 выс.-2 | н-0 н.ср.-5 ср.-0 в.ср.-0 выс.-2 | н-0 н.ср.-0 ср.-4 в.ср.-0 выс.-3 | н-2 н.ср.-2 ср.-2 в.ср.1 выс.-0 | н-1 н.ср.-3 ср.-2 в.ср.-1 выс.-0 | н-1 н.ср.-2 ср.-3 в.ср-.1 выс.-0 | н-0 н.ср.-1 ср.-6 в.ср.-0 выс.-0 | н-0 н.ср.-1 ср.-3 в.ср.-1 выс.-2 | н-1 н.ср.-3 ср.-2 в.ср.-0 выс.-1 | Низкий-1 (14,3%) Ниже ср.-2 (28,6%) Средний-2 (28,6%) Выше ср.–2 (28,6%) Высокий - 0 |
Личные качества. Общие данные на начало уч.года (кол-во - %):
уровень параметры | I | II | III |
произвольность | 3 (42,8%) | 4(57,1%) | - |
коммуникабельность | 2 (28,6%) | 4(57,1%) | 1(14,3%) |
самостоятельность | 3 (42,8%) | 4(57,1%) | - |
Дата_________________________ Педагог-психолог___________________(Бурминская И.В.)
Приложение Схема учёта результатов тестирования детей группа №10 (с заиканием)
старшего дошкольного возраста на конец учебного года 2010-2011 уч.год
(методика Семаго Н.Я., Семаго М.М.)
№ | Фамилия ребёнка | Сенсорное развитие | Память | Мышление | Воспр-е | Вним-ть | Итог | ||||
цвет | форма | велич. | верб. | зрит. | искл. | класс. | |||||
1 | Маша | выс | выс | выс | в.ср. | в.ср. | в.ср. | в.ср. | выс | ср | выше ср. |
2 | Родион | в.ср. | в.ср. | в.ср. | ср | н.ср. | в.ср. | ср | ср | ср | средний |
3 | Данил | выс | в.ср. | выс | в.ср.. | ср | ср | ср | ср | н.ср. | средний |
4 | Матвей | ср | в.ср. | ср | ср | н | ср | ср | в.ср | н.ср. | средний |
5 | Костя | ср | ср | ср | н.ср. | н.ср. | ср | н.ср | ср | н.ср. | ниже ср. |
6 | Рома | ср | ср. | ср | н.ср. | н.ср. | н.ср. | н.ср. | ср. | н.ср. | ниже ср. |
н-0 н.ср.-0 ср.-3 в.ср.-1 выс.-2 | н-0 н.ср.-0 ср.-2 в.ср.-3 выс.-1 | н-0 н.ср.-0 ср.-3 в.ср.-1 выс.-2 | н-0 н.ср.-2 ср.-2 в.ср.2 выс.-0 | н-1 н.ср.-3 ср.-1 в.ср.-1 выс.-0 | н-0 н.ср.-1 ср.-3 в.ср-2 выс.-0 | н-0 н.ср.-2 ср.-3 в.ср.-1 выс.-0 | н-0 н.ср.-0 ср.-4 в.ср.-1 выс.-1 | н-0 н.ср.-4 ср.-2 в.ср.-0 выс.-0 | Низкий -0 Ниже ср.-2(33,3%) Средний-3(50%) Выше ср.-1(16,7%) Высокий -0 |
Личные качества. Общие данные на конец уч.года (кол-во - %):
уровень параметры | I | II | III |
произвольность | - | 6(100%) | - |
коммуникабельность | - | 5(83,3%) | 1(16,6%) |
самостоятельность | - | 6(100%) | - |
Дата_________________________ Педагог-психолог___________________(Бурминская И.В.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль театрализованной игры в формировании интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста с заиканием.
В коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими такое тяжёлое нарушение речи как заикание, большое значение придаётся театрализованной деятельности. Театральные игры, игры-драмматизации представл...
Методические рекомендации Особенности конфликтного поведения детей старшего дошкольного возраста
Отношения в коллективе детей самая актуальная тема на сегодняшний день. Среди детей встречаются и конфликтные дети, которые создают много проблем. Я думаю, что эти рекомендации помогут в какой-то мере...
Методические рекомендации Особенности конфликтного поведения детей старшего дошкольного возраста
Отношения в коллективе детей самая актуальная тема на сегодняшний день. Среди детей встречаются и конфликтные дети, которые создают много проблем. Я думаю, что эти рекомендации помогут в какой-то мере...
Консультация для воспитателей ДОУ «Особенности развития словаря детей старшего дошкольного возраста»
В разработке ......
Особенности психофизического развития детей старшего дошкольного возраста
характеристика двигательного развития детей 5 -7 лет и здоровьесберегающие технологии, применяемые в ДОУ...
Особенности внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
Особенности внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР...
Главные аспекты психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста в условиях предшкольной подготовки в рамках реализации ФГОС
Цель психолого-педагогогического сопровождения развития ребенка в условиях предшкольной подготовки - это оценка уровня готовности к школьному обучению....