Психологическое сопровождение детей с ОВЗ
рабочая программа по психологии
Программа позволяет обеспечивать коррекционно-развивающее обучение ребёнка, всестороннее развитие интеллектуальных, эмоционально-волевых качеств, коммуникативных компетенций и такие личные качества, как любознательность, инициативность, ответственность, самостоятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psih._soprovozhdenie_detey_s_ovz.docx | 35.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа индивидуального психологического сопровождения ребёнка с ОВЗ.
Пояснительная записка.
Программа психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) составлена на основании:
•Конвенции о правах ребёнка.
•Конвенции о правах инвалидов от #1075;.
• Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от ).
• Приказа Минобрнауки России от №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
• Приказа Минобрнауки России от №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
C каждым годом в общеобразовательную школу приходят все больше детей, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы. Они нуждаются в специализированной помощи, индивидуальной программе, особом режиме. Все больше осознается, что психофизические нарушения не отрицают человеческой сущности, способности чувствовать, переживать, приобретать социальный опыт. Пришло понимание того, что каждому ребенку необходимо создавать благоприятные условия развития, учитывающие его индивидуальные образовательные потребности и способности. Развитие ребенка, имеющего диагноз, идет по особому пути, отражающему влияние неблагоприятных социально-психологических факторов, когда они накладываются на раннее поражение центральной нервной системы и на процесс развития в целом (физический рост, созревание центральной нервной системы, формирование психики, социально-бытовых понятий и т.д.).
Согласно «Словарю русского языка», сопровождать — значит следовать рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого. То есть, под психолого-педагогическим сопровождением ребенка с ограниченными возможностями можно подразумевать движение вместе с изменяющейся личностью ребенка, рядом с ней, своевременное указание возможных путей оптимального развития, при необходимости — помощь и поддержка.
Целью психолого-педагогического сопровождения школы является создание системы социальных, психологических и педагогических условий, способствующих успешной интеграции, адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме (школе, в семье, и т.п.).
Целью психологического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение его нормального развития (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте). Определить содержание деятельности специалистов сопровождения в рамках комплексного сопровождения для создания адекватного образовательного пространства, обеспечивающего потребности ребенка и позволяющего удовлетворить его особые образовательные нужды.
Задачи психологического сопровождения ребенка с ОВЗ:
- Формирование элементарных знаний, умений, навыков, связанных с повышением образовательно уровня.
- Коррекция, развитие и компенсация нарушений в когнитивной сфере (внимание, память, восприятие, мышление, речь).
- Развитие эмоционально-волевой сферы. Повышение эмоциональной компетентности, предполагающее умение понимать эмоции другого человека, адекватно проявлять и контролировать свои эмоции и чувства.
- Формирование положительной учебной мотивации.
- Развитие творческих способностей детей с ОВЗ.
- Развитие коммуникативных навыков.
- Охрана и укрепление психологического здоровья: предупреждение психофизических перегрузок, стабилизация эмоциональной сферы, создание климата психологического комфорта в обучении.
Направления сопровождения:
- диагностика (индивидуальная (скрининг));
- профилактика;
- консультирование (индивидуальное);
-коррекционно - развивающая работа (индивидуальная);
- психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей;
- экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательного учреждения.
Программа позволяет обеспечивать коррекционно-развивающее обучение ребёнка, всестороннее развитие интеллектуальных, эмоционально-волевых качеств, коммуникативных компетенций и такие личные качества, как любознательность, инициативность, ответственность, самостоятельность.
Психолого-педагогическая характеристика.
ФИО:___________________________________________________
Ученика(цы): класса.
Год рождения: , проживающий по адресу: , ул._____ дом ___ кв.___.
Состав семьи:_____________________________________________
Микроклимат семьи: _______________________________________
Образование родителей: ____________________________________
Психологические индивидуальные занятия.
Коррекционная психологическая работа направлена на коррекцию и развитие высших психических функций, развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка и психо-коррекцию его поведения.
Направления коррекционной работы:
• Стимуляция познавательной активности как средства формирования устойчивой познавательной мотивации;
•Развитие внимания (устойчивость, концентрация, повышение объема, переключение, самоконтроль);
•Развитие памяти (расширение объема, устойчивость, формирование приемов запоминания, развитие смысловой памяти);
•Развитие восприятия (пространственного, слухового, фонематического), пространственных и временных представлений, сенсомоторной координации;
•Формирование мыслительной деятельности: стимуляция мыслительной активности, формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, выделения существенных признаков и закономерностей), развитие элементарного умозаключающего мышления игибкости мыслительных процессов.
• Развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков:
- формирование способности управлять эмоциями, понимания чувств других людей;
-гармонизация аффективной сферы;
-профилактика и устранение встречающихся аффективных и негативных проявлений и других отклонений в поведении;
-предупреждение и преодоление негативных черт личности и формирующегося характера;
-развитие и тренировка механизмов, обеспечивающих адаптацию ребенка к новым социальным условиям;
-создание условий для развития самосознания и формирования адекватной самооценки;
-развитие социальных эмоций, развитие коммуникативных способностей (в том числе стимуляция коммуникативной активности, создание условий, обеспечивающих формирование полноценных эмоциональных и деловых контактов со взрослыми и сверстниками).
• Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения (ставить и удерживать цель деятельности, планировать действия, определять и сохранять способ действий, использовать самоконтроль на всех этапах деятельности, осуществлять словесный отчет о процессе в результатах деятельности, оценивать процесс и результат деятельности)
Работа с родителями:
Одной из основных форм работы в системе психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ занимает работа с семьей.
Ожидаемые результаты:
- улучшения физического и психического здоровья учащегося;
- развитие его познавательной сферы;
- наличие положительной динамики в развитии эмоционально-волевой сферы учащегося;
- развития положительных качеств личности;
- улучшения детского самоконтроля и саморегуляции;
- принятие социальной роли ученика, адаптация в детском коллективе;
- формирование прочных учебных умений и навыков.
Результатом реализации плана сопровождения данного учащегося может считаться не столько успешное освоение им образовательной программы по предметам, сколько освоение жизненно значимых компетенций:
– овладение навыками коммуникаций;
– осмысление своего Я;
– развитие адекватных представлений о собственных возможностях;
– гражданской идентичности;
– формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир;
– формирование уважительного отношения к иному мнению;
– овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
– принятие и освоение социальной роли обучающегося;
– развитие доброжелательности и эмоционального, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов;
– формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
План работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.
Диагностическая работа.
Цель: выявление характера и интенсивности трудностей развития ребёнка с ОВЗ, проведение комплексного обследования и подготовка рекомендаций по оказанию психолого- медико-педагогической помощи.
Задачи | Планируемые результаты | Виды и формы деятельности, | Сроки |
Углубленная диагностика детей с ОВЗ | Получение объективных сведений об обучающемся на основании диагностической информации специалистов разного профиля, создание диагностических "портретов" детей. | Диагностирование. | сентябрь |
Проанализировать причины возникновения трудностей в обучении. | Индивидуальная коррекционная программа, соответствующая выявленному уровню развития обучающегося. | Разработка коррекционной программы | |
Определить уровень организованности ребенка, особенности эмоционально-волевой и личностной сферы; уровень знаний по предметам
|
Получение объективной информации об организованности ребенка, умении учиться, особенности личности, уровню знаний по предметам. |
Анкетирование, наблюдение во время занятий, беседа с родителями, посещение семьи. Составление характеристики. |
Сентябрь - октябрь |
Коррекционно-развивающая работа.
Цель: обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в познавательной и эмоционально-личностной сфере ребёнка с ОВЗ.
Задачи (направления) деятельности | Планируемые результаты | Виды и формы деятельности, мероприятия. | Сроки |
Обеспечить психологическое сопровождение детей с ОВЗ | Позитивная динамика развиваемых параметров. | Составление расписания занятий. Отслеживание динамики развития ребенка. | В течение уч.года |
Создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся с ОВЗ
| Позитивная динамика развиваемых параметров. | Разработка рекомендаций для педагогов, учителя, и родителей по работе с детьми с ОВЗ. |
В течение года |
Работа с родителями обучающегося.
Цель: повышения уровня психологической компетенции в вопросах воспитания и обучения ребенка.
| Содержание работы с родителями обучающегося |
1 ПОЛУГОДИЕ | Мониторинг родителей на предмет родительско-детских отношений. |
Консультация родителей по поводу трудностей в адаптации. Выработка общих путей решения проблемы . | |
Беседа по проблеме полной зависимости ребенка от мнения родителей. | |
Консультация родителей об итогах проделанной работы, познакомить с результатами повторного мониторинга. | |
Беседа с родителями по вопросу коррекции стиля родительско - детских отношений. | |
2 ПОЛУГОДИЕ | Консультация родителей по поводу трудностей ученика в учебе, его психологической неготовности к обучению, поиск путей решения проблемы. |
Знакомство родителей с итогами контрольного мониторинга. |
План индивидуального сопровождения.
№ | Содержание проводимой индивидуальной работы | Сроки | Ответственные |
1 | Знакомство. Индивидуальные беседы. Наблюдение в ходе учебно-воспитательного процесса. | Октябрь | Классный руководитель, |
2 | Комплексная психолого-педагогическая диагностика. | Сентябрь | Учитель, |
3 | Речевое обследование учащегося. | Декабрь | Педагог-психолог |
4 | Индивидуальные занятия по коррекции речевых недостатков. | Весь период | Педагог-психолог, родители |
5 | Индивидуальная психолого-педагогическая коррекция по результатам психолого-педагогических исследований. | Весь период | Педагог-психолог, |
6 | Общение с семьей учащегося. Беседы с родителями о состоянии здоровья. | Весь период | Классный руководитель, |
7 | Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия по теме: "Коррекция познавательных процессов". | Весь период | Педагог-психолог |
8 | Анкетирование по социально-педагогической адаптации к школе. | Декабрь | Педагог-психолог |
9 | Анкетирование родителей с целью выявления индивидуально-психологических особенностей ребёнка. | Январь | Классный руководитель, |
10 | Анализ успеваемости результатов за 1 полугодие | 2 полугодие | Классный руководитель |
11 | Диагностика развития психических процессов | конец года | Педагог-психолог |
Индивидуальное планирование сопровождения.
№ | Модули, темы урока | Кол-во часов | Элементы содержания | Универсальные учебные действия (УУД) | Измерители |
Раздел 1. Кто Я? Мои силы, мои возможности | |||||
1 | Тема «Мое лето» | 1 | Разминка «Радостное лето», «Гав-гав, хрю-хрю», «Рассказы о лете». Упражнения «Я - четвероклассник», рисунок «Лето»
| Ориентируется на образец и правило выполнения действия. Учится наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения. Слушает и понимает речь. Проявляет сопереживание к другим людям. | Рисунок |
2-3 | Тема «Кто Я?» | 2 | Разминка «Как я провел лето», «Летом я научился». Упражнения «Роли». Работа со сказкой «Федунчик», «Сказка о Маше и ее человечках»
| Овладевает навыками самоконтроля в общении со сверстниками. Умеет распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Доверительно и открыто говорит о себе и своих чувствах. Умеет налаживать контакты с окружающими. | Рисунок на заданную тему
|
4 | Тема «Какой Я – большой или маленький?» | 1 | Разминка «Я горжусь», «Роли», «Я умею…». Упражнения «Большие и маленькие, «Я сам», «Любимая игра»
| Планирует деятельность в учебной и жизненной ситуации. Моделирует различные ситуации. Учится понимать эмоции и поступки других людей. Проявляет заботу о человеке при групповом взаимодействии. | Обсуждение |
5 | Тема «Мои способности» | 1 | Разминка «Ты похож на…», «Конкурс портретов». Упражнения «Что такое способности», «Способности моих родителей». Работа со сказкой «Сказка о скрипке» | Самостоятельно оценивает правильность выполнения действия и вносит коррективы. Делает выводы в результате работы. Учится грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге. Ориентироваться на понимание чувств других людей. | Рисунок на заданную тему, обсуждение
|
6 | Тема «Мой выбор, мой путь» | 1 | Разминка «Способности моих родителей», «Кого загадал ведущий», «Отгадай, кто я?». Упражнения «Мой выбор», рисунок «На перекрестке дорог». | Оценивает степень достижения цели. Доказывает, делает выводы, определяет понятия. Владеет способами управления поведением партнера: контролировать, корректировать, оценивать его действия. Умеет налаживать контакты с окружающими. | Рисунок на заданную тему, обсуждение
|
7-8 | Тема «Мой внутренний мир. Кто в ответе за мой внутренний мир?» | 2 | Разминка «Подушечный бой», «Не выходя из комнаты», «Радиопередача». Упражнения «Чужие рассказы», «Маленький принц». | Самостоятельно оценивает правильность выполнения действия и вносит коррективы. Устанавливает причинно-следственные связи. Учится позитивно проявлять себя в общении. Ориентируется на понимание чувств других людей. | Рисунок на заданную тему «Моя планета», обсуждение
|
9 | Тема «Уникальность моего внутреннего мира. Уникальность твоего внутреннего мира» | 1 | Разминка «Подушечный бой», «Рассмотри и подумай», «Не выходя из комнаты». Упражнения «Маленькая страна» | Планирует деятельность в учебной и жизненной ситуации. Делает выводы в результате работы. Владеет способами управления поведением партнера: контролировать, корректировать, оценивать его действия. Проявляет сопереживание к другим людям. | Рисунок на заданную тему, обсуждение
|
10 | Тема «Кого я могу впустить в свой внутренний мир?» | 1 | Разминка «Бой полотенцами», «Рассмотри и подумай». Упражнения «Кому я могу рассказать о себе все», «Мой самый интересный сон» | Умеет вести себя в разных ситуациях. Учится находить положительные качества у себя. Учится осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению. Проявляет заботу. | Рисунок на заданную тему, обсуждение
|
11-12 | Тема «Что значит верить?» | 2 | Разминка «Бой петушков», «Рассмотри и придумай». Упражнения «Взгляд», «Чудо». Работа со сказкой «Тайна другого берега» | Умеет оценивать свой результат с помощью учителя. Осознает ценность умения фантазировать. Учится договариваться и уважать разные мнения. Умеет налаживать контакты с окружающими. | Рисунок на заданную тему, обсуждение
|
Раздел 2. Я расту, я изменяюсь (4 часа) | |||||
13-14 | Тема «Мое детство» | 2 | Разминка «Маленькое имя», «Любимый сказочный герой», «Неопределенные картинки», «Мне опять пять лет», «Если бы у меня был ребенок…», «Если ребенок плачет…». Упражнения «Кто в какую игрушку превратился», «Любимая фотография», «Случай из детства». Работа со сказкой «Сундук, который помог царю» | Определять и объяснять своё отношение к правилам и нормам человеческого общения. Усваивать разные способы запоминания информации. Осознавать необходимость признания и уважения особенностей других людей. Проявляет сопереживание к другим людям. | Рисунок на заданную тему, обсуждение
|
15-16 | Тема «Я изменяюсь» | 2 | Разминка «Имя - цветок», «Неопределенные картинки». Упражнения «Раньше и сейчас», «Каким я буду, когда вырасту».
| Овладевает навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми. Оценивает правильность выполнения действий и корректирует при необходимости. Умеет соотносить позиции партнеров и собственную. Проявляет заботу о человеке. | Задание по инструкции |
Раздел 3. Мое будущее. Каким бы я хотел стать в будущем? (4 часа) | |||||
17-18 | Тема «Мое будущее» | 2 | Разминка «Взрослое имя», «Я в будущем», «Неопределенные картинки», «Антонимы». Рисунок «Я в настоящем, я в будущем». Упражнения «Хочу в будущем, работаю сейчас», «Если бы я был волшебником», «Мой будущий дом». | Выбирает, как поступить, в т.ч. в неоднозначных ситуациях (моральные проблемы) и отвечать за свой выбор. Усваивает разные способы запоминания информации. Умеет ставить вопросы для сотрудничества в поиске и сборе информации. Умеет налаживать контакты с окружающими. | Рисунок «Мой дом»
|
19-20 | Тема «Хочу вырасти здоровым человеком» | 2 | Разминка «Я психологом родился», «Скажи так, чтоб тебе поверили». Упражнения «Об эмоциональной грамотности», «Мусорное ведро»
| Определяет и объясняет своё отношение к правилам и нормам человеческого общения. Усваивает разные способы запоминания информации. Умеет полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Ориентируется на понимание чувств других людей | Сочинение, записки |
Раздел 4. Хочу вырасти интеллигентным человеком: что для этого нужно? (3 часа) | |||||
21 | Тема «Кто такой интеллигентный человек» | 1 | Разминка «Антонимы», «Улыбнись, как…», «В ресторане». Упражнения «Кто такой интеллигентный человек». Работа со сказкой «Я иду к своей звезде» | Умеет оценивать свой результат с помощью учителя. Учится находить положительные качества у себя и у других людей. Учится договариваться и уважать разные мнения. Проявляет сопереживание к другим людям. | Рисунок на заданную тему, обсуждение
|
22 | Тема «Хочу вырасти интеллигентным человеком» | 1 | Разминка «Антонимы», «Поприветствуй меня, как…», «Если ты корабль…». Упражнения «Кто может стать интеллигентным человеком»». Работа со сказкой «Жила-была одна девочка» | Определяет и формулирует цель деятельности с помощью учителя. Учится наблюдать, находить положительные качества у себя и у других людей. Учится слушать и понимать речь. Умеет налаживать контакты с окружающими. | Рисунок на заданную тему, обсуждение
|
23 | Тема «Что такое идеальное Я» | 1 | Разминка «Антонимы», «Произнести фразу», «Поприветствуй меня, как…», «Если ты водоем…». Упражнения «Идеальное Я». Работа со сказкой «Я умею жалеть» | Овладевает навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми. Моделирует ситуацию с помощью учителя. Учится доверительно и открыто говорить о своих чувствах. Проявляет сопереживание к другим людям. | Рисунок на заданную тему, обсуждение
|
Раздел 5. Хочу вырасти свободным человеком: что для этого нужно? (10 часов) | |||||
24 | Тема «Кто такой свободный человек?» | 1 | Разминка «Скажи так, чтоб тебе поверили», «Взгляд», «Я психологом родился». Работа со сказкой «О свободном человеке Иване Гаврикове и несвободной мухе» | Строит речевое высказывание в устной форме. Учится рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя. Проявляет заботу о человеке. | Рисунок на заданную тему, обсуждение
|
25-26 | Тема «Права и обязанности школьника» | 2 | Разминка «Синонимы», «Произнеси фразу по-разному», «Поприветствуй меня. как…», «Если вы источник света…». Упражнения «Должен и имею право: в школе, дома, на улице». Работа со сказкой «Про великана Гришку и недобрую фею» | Умеет оценивать свой результат с помощью учителя. Учится исследовать свои качества и свои особенности.. Учится договариваться и уважать разные мнения. Умеет налаживать контакты с окружающими. | Рисунок на заданную тему, обсуждение
|
27 | Тема «Что такое «право на уважение»?» | 1 | Разминка «Толковый словарь», «Поприветствуй меня, как…». Упражнения «Закончи рассказы», «Любимая игра» | Строит речевое высказывание в устной форме. Учится находить положительные качества у себя и у других людей. Осознаёт особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией. Проявляет сопереживание к другим людям. | Обсуждение
|
28 | Тема «Права и обязанности» | 1 | Разминка «Толковый словарь», «Точка, точка, запятая», «Я - учитель». Упражнения «Пять главных прав», «Билль о правах». | Умеет оценивать свой результат с помощью учителя. Учится исследовать свои качества и свои особенности. Ориентируется на понимание чувств других людей. | Обсуждение, составление билля о правах
|
29-30- | Тема «Нарушение прав других людей может привести к конфликтам» | 2 | Разминка «Толковый словарь», «Придумай реплику», «Прищепка». Упражнения «Нарушение прав». Работа со сказкой «Друг Великана» | Определяет и формулирует цель деятельности с помощью учителя. Моделирует ситуации с помощью учителя. Проявляет заботу о человеке. | Рисунок на заданную тему, обсуждение
|
31-33 | Тема «Как разрешать конфликты мирным путем?» | 3 | Разминка «Толковый словарь», «Точка, точка, запятая», «Передай чувство спиной». Упражнения «Разыграй конфликт». Работа со сказкой «Лети вверх, Соня» | Осваивает правила планирования, контроля способа действия. Делает выводы в результате работы. Проявляет сопереживание к другим людям. | Рисунок на заданную тему, обсуждение
|
Раздел 6. Заключение (2 час) | |||||
34-35 | Тема «Итоговое занятие» | 2 | Игра «Ключи от форта Байярд» | Умеет понимать и контролировать свое эмоциональное состояние. Учится решать учебно-познавательные проблемы. Учится выступать с устным сообщением. Умеет налаживать контакты с окружающими. | Обсуждение сказки, вопросы на понимание смыла сказки
|
Список литературы.
1. Грибанова Г. Психолого-медико-педагогическая комиссия. Методические рекомендации по организации деятельности. – М.: Школьный психолог, №25-26, 2002.
2. Зарубежные и российские исследования в сфере инклюзивного образования. Под ред. Рыскиной В.Л., Самсоновой Е.В. - Москва: Форум, 2012.
3. Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г., Иванова Л.И. Нормализация условий воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. Методическое пособие. Инклюзивное образование. Выпуск 7. - Москва: МГППУ, 2011.
4. Психолого-педагогические основы инклюзивного образования: коллективная монография/ Под ред. С.В. Алёхиной, М., МГППУ, ООО «Буки Веди», 2013.
5. Семаго Н.Я. Технология определения образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование. Выпуск 2. - Москва: Школьная книга, 2010.
6. Федеральный закон от N 273-ФЗ (ред. от ) "Об образовании в Российской Федерации"
7. Федеральный закон «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» № 46-ФЗ от
8. Письмо Министерства образования Российской Федерации от #1075;. № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения»//
9. Приказ Минобрнауки РФ от #1075;. № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»//
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально-психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями
Презентация:Исследовательская работа по проблемам дете-инвалидов, социальное сопровождение таких детей в школе...
Особенности психологического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с заиканием
Большинство исследователей в области коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста приветствуют взаимодействие и совместное планирование непосредственно образовательной деятельности в...
Психологическое сопровождение детей- инвалидов с сохранным интеллектом при дистанционном обучении
В статье рассматриваются основные принципы психолого-педагогического сопровождения детей- инвалидов с сохранным интеллектом при дистанционном обучении....
Статья - Комплексная программа социально-психологического сопровождения детей и подростков с расстройством аутистического спектра в образовательном процессе специальной (коррекционной) школы VIII вида
Коррекционная психолого-педагогическая помощь аутичным детям...
Игра "Гостевание" в рамках программы психологического сопровождения детей и подростков в социально-реабилитационном центре в каникулярный период.
Эта игра занимает особое место в структуре организационного периода и призвана помочь каждому ребенку почувствовать причастность к новой общности (группе), стать соучастником ее успеха, пережить...
«Из опыта работы по реализации программы социально-психологического сопровождения детей с ОВЗ «Мы вместе» в рамках ФГОС»
В связи с ежегодным увеличением численности обучающихся, имеющих трудности в усвоении общеобразовательной программы и в рамках ФГОС возникла необходимость разраб...
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ДЕТЕЙ С ДИАБЕТОМ ПЕРВОГО ТИПА НА СТАДИИ ПОСТАНОВКИ ДИАГНОЗА
Число детей и подростков с диабетом 1 типа во всем мире постоянно увеличивается. Кажется, что эту тенденцию вызывают какие-то факторы окружающей среды, поскольку генетические изменения не происх...