Программа. Психокоррекционные развивающие занятия.
рабочая программа по психологии (6 класс)
Психокоррекционные развивающие занятия для обучающихся задержкой психического развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 207.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА БРАТСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №30 ИМЕНИ МИХАИЛА КУЗЬМИЧА ЯНГЕЛЯ»
РАССМОТРЕНО на заседании школьного методического объединения ______________________ Руководитель ШМО Протокол № _____________ от «___» ________ 2024г.
| СОГЛАСОВАНО Зам. директора по НМР _____________Ткач Г.В. «___» ________ 2024г. | УТВЕРЖДАЮ Директор _____________ Чиковинская М.В. «___» ________ 2024г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Психокоррекционные развивающие занятия
для обучающихся 6«Г» класса
Направление: общеинтеллектуальное
Составила:
Золотарева Н.А.,
Педагог-психолог МБОУ «СОШ № 30 им. М.К. Янгеля
Братск.
Содержание
#1055;ояснительная записка………………………………………………………………………..3
#1054;бщая характеристика программы…………………………………………………….……7
#1051;ичностные, метапредметные и предметные результаты………………………………..8
IV. Модель психолого-педагогического сопровождения ФГОС ООО……………………..9
#1057;одержание работы по основным направлениям………………………………………….11
#1050;оррекционно-развивающий модуль ……………………………………………………..14
VII. Диагностический модуль…………………………………………………………………17
#1050;онсультативный модуль………………………………………………………………...18
#1048;нформационно – просветительный модуль......................................................................19
X. Тематическое планирование………………………………………………………………..20
XI. Содержание программы …………………………………………………….……………..23
Список литературы………………………………………………………………………..........25
- Пояснительная записка
Адаптированная основная общеобразовательная программа среднего общего образования для обучающихся определяет содержание образования, ожидаемые результаты и условия ее реализации.
Нормативно – правовая база |
|
Цель программы | Развитие эмоционально-волевой и личностной сферы обучающихся, а также формирование коммуникативных компетенций. |
Задачи программы: | - снижение психоэмоционального напряжения, коррекция тревожности и агрессии; - коррекция настроения и негативных черт характера; - формирование навыков саморегуляции и самоконтроля; - развитие системы самосознания и самооценки, рефлексивных способностей, формирование адекватного отношения к себе и другим; - Формирование позитивного отношения к своему «Я», адекватной самооценки и повышение уверенности в себе; - формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, развитие способности к эмпатии, сопереживанию; - формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности. |
Принципы содержания программы МБОУ «СОШ № 30 имени М.К. Янгеля».
Содержание программы психологического сопровождения определяют основные принципы:
-Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
-Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей.
-Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
- Интегративность. Принцип закрепляет необходимость органичного соединения в образовательном процессе учебных и воспитательных стратегий со стратегиями диагностическими, охранно-оздоровительными, коррекционно-развивающими и социально-педагогическими.
-Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
-Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).
- Личностно-ориентированный подход. Принцип утверждает признание уникальности, неповторимости, самоценности каждого ребенка; диктует необходимость прогнозирования индивидуальной траектории развития школьника с опорой на его сильные стороны, природные склонности, способности и дарования; подчеркивает важность специальной педагогической работы по выявлению способностей каждого и созданию условий для реализации этих способностей в условиях школьного обучения.
- Педагогический оптимизм. Принцип утверждает важность высокого уровня ожиданий по отношению к ребенку, веры в его силы и возможности, акцентирует решающую роль благоприятных педагогических условий для стимулирования и активизации внутренних компенсаторных механизмов психической деятельности, гармонизации развития.
- Принцип комплексности коррекционного воздействия предполагает необходимость всестороннего изучения обучающихся и представления квалифицированной помощи специалистов разного профиля с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития на основе использования всего многообразия методов,техник и приемов коррекционной работы.
- Принцип единства психолого-педагогических и медицинских средств, обеспечивающий взаимодействие специалистов психолого-педагогического и медицинского блока в деятельности по комплексному решению задач коррекционно-воспитательной работы.
- Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития и успешность его интеграции в общество.
В основу формирования АООП НОО обучающихся положены следующие принципы:
- Принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.).
- Принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся.
- Принцип коррекционной направленности образовательного процесса.
- Принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей.
- Онтогенетический принцип.
- Принцип комплексного подхода, использования в полном объеме реабилитационного потенциала с целью обеспечения образовательных и социальных потребностей обучающихся.
- Принцип преемственности, предполагающий при проектировании АООП ориентировку на программу основного общего образования, что обеспечивает непрерывность образования обучающихся.
- Принцип целостности содержания образования (содержание образования едино, в основе структуры содержания образования лежит не понятие предмета, а понятие «образовательной области»).
- Принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения обучающимися всеми видами доступной им деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением.
- Принцип переноса знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в деятельность в жизненной ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире, в действительной жизни; трансформирование уровня полученных знаний в область «жизненной компетенции».
Кадровое обеспечение.
В психологической службе состоит один педагог - психолог: Золотарева Наталия Алексеевна.
Программы коррекционной работы является взаимосвязь трех подходов:
- Нейропсихологического, выявляющего причины, лежащие в основе школьных трудностей;
- Комплексного, обеспечивающего учет медико-психолого-педагогических знаний о ребенке;
- Междисциплинарного, позволяющего осуществлять совместно-распределенную деятельность специалистов, сопровождающих развитие ребенка. Эта деятельность отражает, с одной стороны, специфику решения задач коррекции нарушенного развития детей конкретным содержанием профессиональной работы медицинских работников, педагогов и психологов, а с другой – интеграцию действий формирующегося коллективного субъекта этого процесса (от осознания необходимости совместных действий к развитому сотрудничеству).
Психолог оснащен определенным набором соответствующих коррекционных программ, специализированных, прежде всего, по возрастам, а внутри каждого возраста по важнейшим проблемам детей, с которыми может столкнуться. Прежде всего это коррекционной работы, которые связаны с решением проблем дезадаптации школьников (в рамках психической нормы). А также эмоционально-личностных и коммуникативных проблем.
#1054;бщая характеристика программы
К основным видам деятельности педагога-психолога (консультирование, диагностика, просвещение, профилактика, коррекционная работа, развивающая работа) добавляется экспертная деятельность: экспертиза образовательных программ, уроков, профессиональной деятельности учителя, психологической безопасности образовательной среды и др.
Консультирование (индивидуальное и групповое) - оказание помощи и создание условий для развития личности, способности выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучатся новому поведению.
Диагностика индивидуальная и групповая (скрининг) - выявление наиболее важных особенностей деятельности, поведения и психического состояния школьников, влияющих на процесс обучения. Составление индивидуального образовательного маршрута - комплексная работа специалистов образовательного учреждения и родителей по составлению прогноза развития ребенка с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, а также организация условий для реализации индивидуального маршрута развития.
Развивающая работа (индивидуальная и групповая) - формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении.
Профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Коррекционная работа (индивидуальная и групповая) - организация работы, прежде всего, с учащимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики.
Просвещение и образование (психологическое) детей и взрослых - формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.
Экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательного учреждения).
Психологическое сопровождение участников образовательного процесса позволит повысить его эффективность. Положения и рекомендации психологов могут стать основой проведения мониторингов с целью оценки успешности личностного и познавательного развития детей, позволит сохранить единство преемственности ступеней образовательной системы.
#1051;ичностные, метапредметные и предметные результаты
Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы среднего общего образования:
- личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;
- метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;
- предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
IV. Модель психолого-педагогического сопровождения ФГОС ООО
Модель психолого-педагогического сопровождения ФГОС ООО
Коррекционно-развивающая работа по формированию УУД и повышение уровня социально-психологической адаптации обучающихся. В рамках реализации этого направления может быть использована программа по психологии для обучающихся средней школы «Тропинка к своему Я» О.Хухлаевой.
Модель психолого-педагогическое сопровождение учащихся 6 классов.
1. Работа по сопровождению 6 класса определяется запросом со стороны родителей обучающихся и администрации образовательного учреждения.
2. Углубленная диагностика УУД совместно с педагогами.
3. Коррекционно-развивающая работа по формированию УУД.
4. Психологическое просвещение родителей и педагогов, знакомство их с психологическими особенностями возраста.
5. Индивидуальное и групповое консультирование и просвещение родителей по результатам диагностики.
Аналитическая работа, направленная на осмысление результатов проведенной работы в начальной школе.
Результаты программы:
1. Наличие системы психолого-педагогического сопровождения внедрения ФГОС в средней школе через разработку эффективных механизмов совместной деятельности участников учебно-воспитательного процесса школы.
2. Наличие системы оценивания УУД с учетом возрастных особенностей учащихся.
3. Мониторинг отслеживания сформированности УУД и динамики психологического развития обучающихся.
4. Информированность всех субъектов образовательного процесса о психолого-педагогических аспектах формирования УУД.
5. Сформированность положительного отношения к школе и навыков коммуникативной культуры у большинства выпускников средней школы через развивающие занятия.
6. Наличие системы коррекционно-развивающих занятий для детей, имеющих проблемы в психологическом развитии и обучении.
Задачи (направления) деятельности | Планируемые результаты. | Виды и формы деятельности, мероприятия. | Сроки (периодичность в течение года) | Ответственные |
Психолого-педагогическая работа | ||||
Обеспечить педагогическое сопровождение детей. | Положительная динамика | Оказание помощи детям испытывающим трудности в обучении – индивидуальные занятия | В течение года | Педагог |
Обеспечить психологическое сопровождение детей. | Положительная динамика | Коррекционные мероприятия по повышению уровня сплоченности классного коллектива 5-9 –х классов. | В течение года | Педагог-психолог |
V.Содержание работы по основным направлениям
Диагностическая работа включает:
- развитие познавательной сферы, специфических трудностей в овладении содержанием образования и потенциальных возможностей;
- развитие эмоционально-волевой сферы и личных особенностей обучающихся;
- изучение и анализ данных об особых образовательных потребностях обучающихся, представленных в заключении психолого-медико-педагогической комиссии;
- комплексный сбор сведений об обучающихся на основании диагностической информации от специалистов различного профиля;
- изучение социальной ситуации и условий семейного воспитания обучающихся;
- анализ, обобщение диагностических данных для определения цели, задач, содержания, методов коррекционной помощи обучающимся;
- осуществление мониторинга динамики развития обучающихся, их успешности в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования с целью дальнейшей корректировки коррекционных мероприятий;
- развитие познавательной сферы, специфических трудностей в овладении содержанием образования и потенциальных возможностей;
- развитие эмоционально-волевой сферы и личных особенностей обучающихся;
- изучение и анализ данных обучающихся;
- осуществление мониторинга динамики развития обучающихся;
- наблюдение;
- анкетирование педагогов, родителей, обучающихся.
Коррекционно-развивающая работа включает:
- формирование в классе психологического климата комфортного для всех обучающихся;
- организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов учащихся, их общее социально-личностное развитие;
- разработка оптимальных для развития, групповых и индивидуальных программ (методик, методов и приёмов обучения) в соответствии с их особыми образовательными потребностями;
- организация и проведение специалистами индивидуальных и групповых занятий по психокоррекции, необходимых для преодоления нарушений развития обучающихся;
- совершенствование коммуникативной деятельности;
- развитие познавательной деятельности, высших психических функций;
- формирование или коррекцию нарушений развития личности, эмоционально-волевой сферы с целью максимальной социальной адаптации;
- социальное сопровождение обучающегося в случае неблагоприятных условий при психотравмирующих обстоятельствах.
Консультативная работа включает:
- выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимися для всех участников образовательного процесса;
- консультирование специалистов педагогов по выбору дифференцированных индивидуально-ориентированных методов и приемов работы с обучающимися;
- консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционно-развивающего обучения учащегося;
- психолого-педагогическое консультирование педагогов по решению проблем в развитии и обучении, поведении и межличностном взаимодействии конкретных обучающихся;
- консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционно-развивающего обучения учащегося;
- психолого-педагогическое консультирование педагогов по решению проблем в развитии и обучении, поведении и межличностном взаимодействии конкретных обучающихся;
- консультирование специалистов педагогов по выбору групповых, дифференцированных индивидуально-ориентированных методов и приемов работы с обучающимися.
Информационно-просветительская работа предусматривает:
- различные формы просветительской деятельности (консультации, собрания, лекции, использование информационных средств), направленные на разъяснения участникам образовательного процесса и обучающимся, их родителям (законным представителям), вопросов.
- проведение тематического обсуждения индивидуально-типологических особенностей обучающегося с участниками образовательного процесса, родителями (законными представителями) обучающегося.
- различные формы просветительской деятельности (консультации, собрания, лекции, использование информационных средств), направленные на разъяснения участникам образовательного процесса и обучающимся, их родителям (законным представителям).
Профилактическое направление включает:
- разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Организационно - методическое направление включает:
Данное направление включает следующие виды деятельности:
- анализ документации, методических рекомендаций, психолого-педагогической литературы по требованиям внедрения ФГОС в средней школе;
- участие в ШМО средней школы по разработке инструментария оценки УДД;
- совместный анализ мониторинга УДД в средней школе;
- участие в оформлении документации классов по результатам осуществления ФГОС;
- совместный анализ процесса и результатов формирования УУД у школьников.
VI. Коррекционно-развивающий модуль
Цель развивающей деятельности – помочь школьникам научиться понимать себя, взаимодействовать со сверстниками, учителями и родителями, найти свое место в школьной жизни.
Задачи:
1. Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить интерес к внутреннему миру другого человека.
2. Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека.
3. Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей – установку преодоления.
4. Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем.
5. Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения. Формировать терпимость к мнению собеседника.
6. Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.
7. Расширять пассивный и активный словарь обучающихся.
Программа развивающей деятельности составлена на основе:
- Адаптированной образовательной программы среднего общего образования МБОУ «СОШ № 30 имени М.К. Янгеля» для обучающихся ЗПР;
- Учебного плана МБОУ «СОШ № 30 имени М.К.Янгеля» на 2024-2025 учебный год;
- Плана внеурочной деятельности МБОУ «СОШ № 30 имени М.К. Янгеля» на 2024-2025 учебный год;
- Календарного учебного графика МБОУ «СОШ № 30 имени М.К. Янгеля» на 2024-2025 учебный год;
- Программы «Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе» О.В.Хухлаевой, г. Москва, 2006 год.
- Программа психокоррекционного курса «Психокоррекционные развивающие занятия» составлена в 2024 году.
Возможное использование электронных образовательных ресурсов. Российская электронная школа.
Структура индивидуального занятия.
Ритуалы приветствия.
Разминка – средство воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности. Может проводиться в начале занятия, между отдельными упражнениями. Определенные разминочные упражнения позволяют активизировать детей, поднять их настроение, другие, напротив, направлены на снятие эмоционального чрезмерного возбуждения.
Основное содержание занятия – совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного развивающего комплекса (развитие познавательных процессов, формирование социальных навыков, динамическое развитие группы). Последовательность упражнений должна предполагать чередование деятельностей, смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к релаксационной технике и др. Упражнения должны располагаться от простого к сложному (с учетом фактора утомления детей).
Рефлексия занятия – оценка занятия в 2-х аспектах: эмоциональном (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и почему), и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали).
При проведении занятий используются методы:
- психолого-педагогические игры;
- развивающие упражнения;
- диагностические методы (мониторинг уровня личностно-мотивационного развития, эмоционального состояния ученика);
- рисуночные методы.
Основное содержание групповых и индивидуальных занятий составляют игры и психотехнические упражнения, направленные на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы, навыков адекватного социального поведения школьников. Также необходимый элемент всех занятий – психотехники, направленные на развитие групповых структур и процессов, поддержание благоприятного внутригруппового климата, сплочение и организационное развитие детского коллектива.
Принципы проведения занятий:
- Безопасность. Создание атмосферы доброжелательности, психологического комфорта, принятия каждого ребенка.
- Возрастное соответствие. Предлагаемые упражнения учитывают возрастные особенности первоклассников.
- Деятельностный принцип. Задачи развития психических функций достигаются через использование различных видов деятельности.
- Дифференцированный подход. Учет индивидуальных особенностей учащихся.
- Рефлексия. Совместное обсуждение понятного, почувствованного на занятии и краткое резюме педагога в конце занятия.
- Конфиденциальность. Адресность информации о ребенке родителям. Недопустимость медицинских диагнозов. Акцент на рекомендациях.
Коррекционно-развивающая работа включает:
- составление индивидуальной программы психологического сопровождения обучающегося (совместно с педагогами);
- формирование в классе психологического климата комфортного для всех обучающихся;
- организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов учащихся, их общее социально-личностное развитие;
- разработка оптимальных для развития индивидуальных программ (методик, методов и приёмов обучения) в соответствии с их особыми образовательными потребностями;
-организация и проведение специалистами индивидуальных и групповых занятий по психокоррекции, необходимых для преодоления нарушений развития обучающихся;
- совершенствование коммуникативной деятельности;
- развитие познавательной деятельности, высших психических функций;
- формирование или коррекцию нарушений развития личности, эмоционально-волевой сферы с целью максимальной социальной адаптации обучающегося.
Цель: своевременная специализированная помощь в усвоении образовательной программы и коррекцию недостатков в физическом и психическом развитие обучающихся способствующих формированию универсальных учебных действий у обучающихся.
Рабочая программа внеурочной деятельности для обучающихся 6 класса.
План внеурочной деятельности отводит на изучение курса 1 часа в неделю, продолжительностью в 34 учебные недели. Количество часов учебного плана в год определено учебным графиком МБОУ «СОШ № 30 имени М.К. Янгеля», расписанием учебных занятий. В соответствии с этим продолжительность изучения курса в 2024-2025 учебном году составляет 68 часа. Формы занятий индивидуальные и групповые.
VII. Диагностический модуль
№ | Вид работ | Объект | Методики | Сроки | Выход | Примечание | |||
6 класс | |||||||||
Личностные | |||||||||
1 | Определение уровня учебной мотивации учащихся 6- х классов | Уч-ся 6 класса | Мотивационная анкета (Лусканова Н.Г.) | Март | Администрации в форме письменного отчёта, учителям и родителям в форме индивидуального и группового консультирования | - | |||
Регулятивные | |||||||||
2 | Изучение уровня сформированности регулятивных процессов | Уч-ся 6 класса | Методика «Интеллектуальная лабильность» (Костромина С.Н.) | Март | Учителям и родителям в форме индивидуального и группового консультирования | - | |||
Познавательные | |||||||||
3 | Изучение уровня сформированности познавательных процессов | Уч-ся 6 класса | Методика «Исследование словесно-логического мышления 1-3 субтесты (Э.Ф. Замбацявичене) | Апрель | Учителям и родителям в форме индивидуального и группового консультирования | - | |||
Коммуникативные | |||||||||
4 | Изучение уровня сформированности коммуникативных процессов | Уч-ся 6 класса | Схема наблюдения за адаптацией и эффективностью учебной деятельности учащихся (Е.С.Еськиной) | Сентябрь-апрель | Учителям и родителям в форме индивидуального и группового консультирования | - | |||
Готовность к переходу в 7 класс | |||||||||
5 | Выявление степени социально-психологической готовности к обучению в среднем звене | Уч-ся 6 класса | Методика «Цветовых выборов» М.Люшера | Март | Учителям и родителям в форме индивидуального и группового консультирования | - |
VIII. Консультативный модуль
Цель: обеспечивает непрерывность психолого-педагогическое сопровождение учащихся.
Задачи (направления) деятельности | Планируемые результаты. | Виды и формы деятельности, мероприятия. | Сроки (периодичность в течение года) | Ответственные |
Консультирование педагогических работников. Консультирование педагогов по результатам итоговой диагностики развития УУД обучающихся средней школы | #1056;екомендации, приёмы, упражнения и др. материалы. 2. Разработка плана консультативной работы с ребенком, родителями, классом, работниками школы | Индивидуальные тематические консультации | По отдельному плану-графику | Педагог– психолог |
Консультирование обучающихся по выявленным проблемам, оказание превентивной помощи | #1056;екомендации, приёмы, упражнения и др. материалы. 2. Разработка плана консультативной работы с ребенком | Индивидуальные тематические консультации | По отдельному плану-графику | Педагог – психолог |
Консультирование родителей по вопросам образования, выбора стратегии воспитания, психолого-физиологическим особенностям детей | #1056;екомендации, приёмы, упражнения и др. материалы. 2. Разработка плана консультативной работы с родителями | Индивидуальные тематические консультации | По отдельному плану-графику | Педагог – психолог |
IX. Информационно – просветительный модуль
Цель: направлена на разъяснительную деятельность со всеми участниками образовательного процесса (обучающийся, педагог, родитель).
Задачи (направления) деятельности | Планируемые результаты. | Виды и формы деятельности, мероприятия. | Сроки (периодичность в течение года) | Ответственные |
Информирование родителей (законных представителей) по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам | Организация работы семинаров, тренингов по вопросам образования | Родительские собрания | В течение года | Педагог психолог |
Психолого-педагогическое просвещение педагогических работников по вопросам развития, обучения | Организация методических мероприятий по вопросам образования | Информационные мероприятия | В течение года | Педагог – психолог |
#1058;ематическое планирование психокоррекционного курса «Психокоррекционные развивающие занятия».
№ | Тема занятий | Программное содержание, раздел | Использование электронных образовательных ресурсов | Кол-во. Час. | Формы проведения занятий | |||
Раздел 1. Комплексное обследование детей. Определение первичного уровня развития (3часа). | ||||||||
1 | Тема 1. Диагностика. | Диагностика и развитие эмоционально-личностной сферы. Диагностика интеллектуального развития. | Российская электронная школа: | 2 | Диагностические методы. | |||
2 | Тема. Диагностика. | Диагностика и развитие коммуникативной сферы и социальная интеграции (развитие способности к эмпатии, сопереживанию). | 2 | Диагностические методы. | ||||
3 | Тема. Диагностика. | Диагностика уровня развития мыслительных операций, пространственно-временных представлений. | 2 | Диагностические методы. | ||||
Раздел 2. Восприятие. Пространственные представления (7 часов). | ||||||||
4 | Тема. Установление правил поведения на занятии. | Создание атмосферы эмоционального комфорта. | 2 | Развивающие упражнения. | ||||
5 | Тема. Развитие различных видов и форм восприятия (пространственных, осязательных, временных), развитие глазомера и зрительной моторной координации. | Формирование произвольности зрительного восприятия, дорисовывание незаконченных изображений. Развитие зрительной памяти в процессе рисования по памяти. Выделение нереальных элементов нелепых картинок. Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое — еще суше, влажное — мокрое), их словесное обозначение. Самостоятельное моделирование пространственных ситуаций (оставление простейших схем- планов комнаты. Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман). Определение времени по часам. | 12 | Развивающие упражнения. | ||||
Раздел 3. Развитие воображения (5 часов). | ||||||||
6 | Тема. Развитие видов воображения: активация. | Развитие с использованием арт-техник: Чернильные пятна. | 10 | арт техника | ||||
Раздел 4. Развитие мыслительных функций (3 часа). | ||||||||
7 | Тема. Развитие мышления. | Упражнения на мышечную релаксацию «Штанги». «Графический диктант». Развитие мышления (анализ через синтез). Развитие мышления (абстрагирование). Развитие пространственных представлений. Развитие словесно – логического мышления. Построение умозаключения по аналогии. Развитие сложных форм мышления (логического мышления): абстрагирование, установление закономерностей. | 6 | Развивающие упражнения. | ||||
Раздел 5. Развитие произвольности и волевой регуляции (8 часов). | ||||||||
8 | Тема. Формирование навыков построения внутреннего плана действий, овладение приемами самоконтроля и саморегуляции; Активация способностей к преодолению гиперактивностирасторможенности. | Тренинговые занятия «Разные настроения», «Учимся менять свое настроение», «Учимся искать выход из сложных ситуаций», «Избавляемся от плохих мыслей», «Живи в согласии с другими», «Как победить злость», «Прогоняем страх», «Учимся говорить «Нет» там, где это необходимо», «Саморегуляция». | 16 | Тренинг | ||||
Раздел 6. Развитие эмоционально-волевой сферы (8 часов). | ||||||||
9 | Тема. Развитие эмоциональной сферы. Формирование рефлексии личностных качеств. Развитие самооценки, умений принять себя; развитие умений дифференциации чувств. | Развитие представлений детей о соотношении внутреннего состояния человека и его внешнего выражения. Вера в себя. Формирование у детей конструктивных способов реагирования в конфликтной ситуации. Отработка приёмов лицевой экспрессии различных эмоциональных состояний. Игровая коррекция агрессивности, формирование и развитие внимания, доброжелательности, взаимоотношений детей в группе. Рефлексия собственных чувств (Я – это Я), развитие умения различать виды поведения и умения работать в команде. | 16 | Развивающие упражнения. |
#1057;одержание программы
Раздел 1. Диагностика.
Занятие 1. Диагностика и развитие эмоционально-личностной сферы. Диагностика интеллектуального развития.
Занятие 2. Диагностика и развитие коммуникативной сферы и социальная интеграции (развитие способности к эмпатии, сопереживанию).
Занятие 3. Диагностика уровня развития мыслительных операций, пространственно-временных представлений.
Раздел 2. Восприятие. Пространственные представления.
Занятие. Формирование произвольности зрительного восприятия, дорисовывание незаконченных изображений. Развитие зрительной памяти в процессе рисования по памяти. Выделение нереальных элементов нелепых картинок. Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое — еще суше, влажное — мокрое), их словесное обозначение. Самостоятельное моделирование пространственных ситуаций (оставление простейших схем планов комнаты. Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман). Определение времени по часам.
Раздел 3. Развитие воображения.
Занятие.
Развитие активного воображения с использованием арт-техник: «чернильные пятна», «свободное рисование», «пальчиковое рисование», «орнаменты», «каракули».
Раздел 4. Развитие мыслительных функций.
Занятие. Упражнения на мышечную релаксацию «Штанги». «Графический диктант». Развитие мышления (анализ через синтез). Развитие мышления (абстрагирование). Развитие пространственных представлений. Развитие словесно – логического мышления. Построение умозаключения по аналогии. Развитие сложных форм мышления (логического мышления): абстрагирование, установление закономерностей.
Раздел 5. Развитие произвольности и волевой регуляции.
Занятие.
Тренинговые занятия. «Разные настроения». «Учимся менять свое настроение». «Учимся искать выход из сложных ситуаций». «Избавляемся от плохих мыслей». «Живи в согласии с другими». «Как победить злость». «Прогоняем страх». «Учимся говорить
«Нет» там, где это необходимо». «Саморегуляция».
Раздел 6. Развитие эмоционально-волевой сферы.
Занятие. Развитие представлений детей о соотношении внутреннего состояния человека и его внешнего выражения. Вера в себя. Формирование у детей конструктивных способов реагирования в конфликтной ситуации. Отработка приёмов лицевой экспрессии различных эмоциональных состояний. Игровая коррекция агрессивности, формирование и развитие внимания, доброжелательности, взаимоотношений детей в группе. Рефлексия собственных чувств (Я – это Я), развитие умения различать виды поведения и умения работать в команде. Формирование у детей навыков самоконтроля. Формирование нравственных представлений. Арт-терапия «Остров счастья». Подведение итогов, определение динамики развития детей.
Список литературы
1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. / Под ред. Асмолова А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в средней школе. От действия к мысли: пособие для учителя/ под ред. А. Г. Асмолова. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2014.
2. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. Под ред. И. В. Дубровиной.М., 2001.
3. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы. Ростов н/Д.: Феникс, 2006.
4. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Уч. пособие: в 2 кн. – М.: Владос-пресс, 2003.
5. Симонова О.К. Родительские собрания с психологом. 1-11 классы. М.: Планета, 2011.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования/ Министерство образования и науки Российской Федерации
7. Хухлаева О. В. Школьная психологическая служба, М., 2008
8. Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь. М., 1999.
9. Ясюкова Л.А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников. – СПб.: Речь, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическое занятие Тема: «Темперамент и выбор профессии» программы коррекционно-развивающих занятий «Профессиональное самоопределение – путь к успеху» для учащихся 9-х классов.
Занятие «Темперамент и выбор профессии» вызывает у старшеклассников большой интерес. Учащиеся определяют преобладающий у себя тип темперамента, узнают полную характеристику, получают конкретные рекоме...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/09/picture-31241-1673277465.jpg)
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по русскому языку для 8 класса (для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по специальным коррекционным программам VII вида)
В учебной деятельности предусмотрено использование учебного комплекса:В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. Русский язык. Теория. 5 – 9 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Рекомендован...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/17/picture-551812-1418844900.jpg)
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по психологии для обучающихся по адаптированным образовательным программам 5-8
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ ПО ПСИХОЛОГИИ для обучающихся по адаптированным образовательным программам 5-8 классы...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/26/picture-190118-1366979003.jpg)
Перечень развивающих методик к программе «Смышлёныш» (развивающие занятия для дошкольников)
Перечень развивающих методик к программе «Смышлёныш» (развивающие занятия для дошкольников)...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/26/picture-190118-1366979003.jpg)
Вводное открытое занятие по теме: «Ознакомление с новым видами деятельности по дополнительной общеобразовательной программе «Смышлёныш» (развивающие занятия для дошкольников)»
Занятие, направленное на ознакомление с новыми видами деятельности. Активизация эмоциональной отзывчивости и коммуникативных навыков дошкольников посредством использования педагогических технологий, р...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/11/picture-945242-1547191874.jpg)
Адаптированная программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, вариант 8.3)
Общая характеристика адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образованияВариант 8.3 предполагает, что обучающийся с РАС, осложненными легкой умственной отст...
![](/sites/default/files/pictures/2023/09/02/picture-1482801-1693669448.jpg)
Адаптированная рабочая программа коррекционно – развивающих занятий по курсу «Дефектологические занятия» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (I вариант) (5 – 8 классов)
Рабочая программа коррекционного курса «Дефектологические занятия» предназначена для проведения коррекционно-развивающих занятий с обучающимися 5–8 классов с умственной отсталостью (...
- Мне нравится (1)