«Организация работы педагогов-психологов по профилактике моббинга в шестых классах на базе школы»
методическая разработка по психологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_konferentsii.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБУ ДПО «Региональный социопсихологический центр»
Самарской области
Выступление
«Организация работы педагогов-психологов по профилактике моббинга в шестых классах на базе школы»
XXVII областная научно-практическая конференция «Образование и психологическое здоровье». Секция «Профилактика деструктивного поведения несовершеннолетних».
Участники:
Педагоги-психологи Самарской области
Ведущие:
педагог-психолог
Солдатова Оксана Антоновна
педагог-психолог
Зайцева Наталья Александровна
Дата проведения:
13-14 ноября 2024г.
Самара, 2024.
Рассматривается организация совместной работы педагогов-психологов Зайцевой Н.А. и Солдатовой О.А. по профилактике моббинга в шестых классах в МБОУ Школе № 50 г.о. Самара. Предоставлены материалы мероприятий по профилактике моббинга с участниками образовательного процесса в школе из опыта работы.
Организация работы педагогов-психологов по профилактике моббинга в шестых класса на базе школы.
Проблема, с которой сталкиваются многие – это моббинг в школе. Моббинг – форма поведения, психологического насилия в виде травли одного и того же человека, при котором ему намеренно наносится телесный или физический вред и продолжается длительное время. Причиной моббинга может служить некая непохожесть одного человек на других, то есть поводом может быть как личностные качества - внешний вид, успеваемость, дефекты речи, движений, особенности темперамента, так и социальные - новички, эмигранты, «домашние дети». Травля может привести к определенным последствиям: потеря чувства собственной ценности, проблемы с успеваемостью, школа превращается в кошмар, эмоциональная истощенность, проблемы со здоровьем (расстройства физические, психосоматические, эмоциональные), агрессия на других и на себя.
Результатом нашей деятельности профилактической работы по предупреждению моббинга у шестиклассников в МБОУ Школе №50 г.о. Самара, которая проводится ежегодно с 2015 года, является формирование таких условий, при которых максимально сведена до минимума возможность возникновения признаков травли среди обучающихся. И именно поэтому особое значение уделяется мероприятиям, направленных на сотрудничество, сплочение детей в школьном коллективе и формирование эмоционально устойчивого поведения.
В данных профилактических мероприятиях задействованы все участники образовательного процесса – педагоги, родители, обучающиеся.
В течение учебного года мы проводим следующие мероприятия:
- В августе выступление на педсовете по теме «Школьный моббинг», цель которого просвещение педагогов. Ожидаемый результат – повышение психолого-педагогической компетентности учителей.
- В сентябре выступление на родительских собраниях в шестых классах по теме «Возрастные особенности. Что такое моббинг?» Ожидаемый результат – повышение психолого-педагогической компетентности родителей.
- В октябре-ноябре проведение диагностики по изучению взаимоотношений в классном коллективе по методикам: Социометрия Дж. Морено, «Стили поведения в коллективе» Томас. Ожидаемый результат – Справка о социометрических статусах, микрогруппах учащихся 6-х классов и стилях их поведения в конфликте.
- В декабре проведение тренинга «Катастрофа в пустыне» в 6-х классах. Ожидаемый результат – развитие навыков сотрудничества в условиях игровой кризисной ситуации. Данный тренинг проводится в мини группах по 6-10 человек.
- В феврале проведение игры «Конференция репортеров» в 6-х классах. Ожидаемый результат: улучшение эмоциональной атмосферы в классах, закрепление навыков сотрудничества и эффективных способов взаимодействия.
- В феврале выступление на родительских собраниях в шестых классах по результатам диагностических исследований с предоставлением рекомендаций по эффективному сотрудничеству в коллективе. Ожидаемый результат – повышение психолого-педагогической компетентности родителей.
- Во втором полугодии проведение индивидуальных консультаций с учениками с трудностями в общении и их родителями. Ожидаемый результат: повышение психолого-педагогической компетентности в области эффективного общения в коллективе учащихся и родителей, разрешение актуальных конфликтных ситуаций.
- В течение учебного года проведение индивидуальных консультаций с классными руководителями шестых классов по результатам диагностической и психопрофилактической деятельности. Ожидаемый результат: повышение психолого-педагогической компетентности классных руководителей, урегулирование возникших проблем в классах.
Таким образом, организованная работа по профилактике моббинга в шестых классах проводится нами на базе МБОУ Школа №50 г.о. Самара с целью создания безопасной среды в школе. Организуемые нами выступления на родительских собраниях, педагогическом совете, а также в рамках консультирований повышает уровень просвещенности родителей, педагогов по вопросу профилактики моббинга. В результате проводимых групповых мероприятий в форме тренинга, игры, дискуссий, бесед улучшается психологический климат в классе, повышается уровень коммуникативной культуры и эмоциональной стабильности обучающихся, развиваются стрессоустойчивые качества личности обучающихся, что подтверждается положительными отзывами классных руководителей, детей, а также результатами повторных диагностических исследований по указанным выше методикам. На основании собранных отзывов учеников по итогам проведенных игр можно сделать вывод, что игры интересны, полезны для повышения эмоционального уровня, творческих способностей, для развития умений эффективного сотрудничества.
Катастрофа в пустыне.
На первом этапе для всех участников групп зачитывается инструкция: «С этого момента вы все пассажиры авиалайнера, совершавшего перелет из Европы в Центральную Африку. При полете над пустыней Сахара на борту самолета внезапно вспыхнул пожар. Двигатели отказали, и авиалайнер рухнул на землю. Вы чудом спаслись, но ваше местоположение неясно.
Известно только, что ближайший населенный пункт находится от вас на расстоянии примерно 300 километров. Под обломками самолета вам удалось обнаружить пятнадцать предметов, которые остались неповрежденными после катастрофы».
На втором этапе участникам предлагается индивидуально в течение 10 минут проранжировать предметы, уцелевшие после катасрофы, в соответствии с их значимостью для спасения. Записать результаты в первый столбик таблицы. Далее участники группы делятся на пары и ранжируют эти же предметы снова в течение десяти минут совместно с партнером, заполняя номерами второй столбик в бланке со списком предметов. Далее следует общегрупповое обсуждение с целью прийти к общему мнению относительно порядка расположения предметов, на которое выделяется не менее двадцати минут. Участники записывают общее решение в третий столбик таблицы.
На третьем этапе психолог объявляет, что игра завершена, поздравляет всех участников с благополучным спасением и предлагает обсудить итоги игры. Первым вопросом, на который ведущий просит ответить всех участников по кругу, является следующий: «Удовлетворен ли ты лично результатами прошедшего обсуждения? Объясни почему». Далее участникам предлагается поделиться обоснованным групповым выбором предметов, стратегией спасения (ждать спасателей, двигаться к людям). Ответы участников с необходимостью сопровождаются рефлексией, цель которой – в осмыслении процессов, способов и результатов индивидуальной и групповой деятельности. В результате дискуссии ведущий задает уточняющие вопросы:
- Что вызвало твою удовлетворенность (неудовлетворенность)? В верном направлении продвигалась ваша дискуссия или нет?
- Была ли выработана общая стратегия спасения? Каждый принимал активное участие в обсуждении, все ли согласны с принятым решением?
- Кто в наибольшей степени повлиял на исход группового решения, то есть по сути дела оказался лидером, сумевшим повести за собой группу?
- Какими способами участники добивались согласия?
- Какие способы поведения оказались наименее результативными?
- Какие способы поведения мешали общей работе в группе?
- Как следовало бы построить дискуссию, чтобы наиболее быстрым способом достигнуть общего мнения и не ущемить права всех участников?
Конференция репортеров.
Участники делятся на мини группы в количестве 6-10 человек. Необходимые материалы: листы ватмана, простые карандаши, ручки, бумага А4, цветные карандаши или фломастеры, старые газеты, скотч, ножницы.
На первом этапе происходит обсуждение профессии репортер. Далее ведущий объявляет игровую цель: «Представьте себе, что все мы репортеры и собрались сегодня на конференцию, чтобы рассказать о себе, обменяться опытом и повысить свои профессиональные навыки. В ходе конференции мы посетим несколько мастер-классов, а в конце конференции выпустим свою газету, которая покажет, каких профессиональных вершин мы достигли». Задания следующие:
- Придумать название издания (газеты). В ходе группового обсуждения методом «мозгового штурма».
- Мастер-класс «Измерь соседа»: развитие умения собирать факты. У репортеров должно быть трепетное отношение к фактам и умение их добывать, иногда даже в экстремальных условиях. Участникам раздается памятка – какие именно данные они должны собрать.
Общая сумма всех измерений сдается ведущему для оформления газеты. Список показателей: рост, вес, длина волос, длина ладоней, длина стопы, возраст. Общие результаты отражаются в газете.
- Мастер-класс «Нравится – не нравится»: развитие навыков коммуникации, проведения интервью. Репортер должен входить к людям в доверие и получать от них личную информацию. Репортеры должны опросить всех членов группы и выяснить, что нравится хотя бы трем членам группы, что не нравится и какие в группе есть общие мечты. Результаты отражаются в газете.
- Мастер-класс «Башня из газет»: развитие навыка работы в группе, сотрудничества. Репортер должен уметь работать в группе, например, с фотографом, оператором и другими членами команды. С помощью скотча из газет группа должна построить устойчивую башню, чем выше, тем лучше.
- Мастер-класс «Придумай слово»: расширение словарного запаса. Для того чтобы писать статьи, репортер должен обладать широким кругозором и большим словарным запасом. Составьте как можно больше слов в течение десяти минут из букв слова «электрификация».
- Мастер-класс «Рисунок группы». Развитие навыка взаимодействия, сотрудничества. Репортеру может пригодиться умение иллюстрировать свои статьи. Необходимо придумать и нарисовать символ группы на листе формата А4.
- Написание статьи по теме «Вот так встреча». Основная работа репортера писать статьи и репортажи. Развитие умения приходить к общему решению в группе в ходе дискуссии.
- Презентация газеты. Участники групп представляют свою работу по предложенным мастер-классам.
Список используемой литературы
- Руланн Э.Г. Как остановить травлю в школе: Психология моббинга. - М.: Генезис , 2012.
Интернет-ресурсы
- Клинкова Е. Моббинг. Как учителю противостоять травле школьников?:http://pedsovet.su/ (16.06.14г.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ УЧАЩИХСЯ.
Образовательная школьная среда, в которую попадает ребёнок, достигнув определённого возраста, безусловно, развивает и воспитывает детей. Однако важнейшим условием обеспечения псих...
Обобщение опыта по теме: «Организация работы педагога-психолога с субъектами образовательного процесса, направленной на сохранение, укрепление и формирование здоровья учащихся»
Вашему вниманию представляю обобщение опыта по теме «Организация работы педагога-психолога с субъектами образовательного процесса, направленной на сохранение, укрепление и формирование здоровья учащих...
Организация работы педагога-психолога со всеми субъектами образовательного процесса,направленная на формирование стрессоустойчивости у подростков
Содержание опыта работы по данной теме...
Организация работы педагога-психолога с субъектами образовательного процесса, направленная на сохранение, и укрепление здоровья и на выявления признаков одаренности у учащихся
Информационный блокТема педагогического опытаАктуальность опытаНовизна опытаЦель обобщения данного педагогического опытаЗадачи данного педагогического опытаОписание технологии опытаВедущая идеяОписани...
Методические рекомендации по организации работы педагога-психолога, направленной на предупреждение развития синдрома эмоционального выгорания у педагогических работников
Проблема эмоционального выгорания педагогических работников является одним из приоритетных направлений деятельности психолога, работающего в сфере образования.Психологическая поддержка в ситуации эмоц...
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ Цель, задачи, направления
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВЦель, задачи, направления...
Презетация "Организация работы педагога-психолога с обучающимися, состоящими на внутришкольном учете"
Дети группы риска-особая категория, требущая специфических технологий воспитательной работы, а также внимания со стороны педагогов, классных руководителей, психологов, социологов, советников по воспит...