ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ Цель, задачи, направления
учебно-методический материал по психологии

Самсонова Тамара Рафиковна

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ

Цель, задачи, направления

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon napravleniya_raboty.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ

Цель, задачи, направления

Цель

Сохранение и укрепление психологического здоровья детей, гармоничное развитие в условиях ДОУ.

Задачи

  1. Сохранение психологического здоровья детей.
  2. Диагностические обследования эмоциональной и познавательной сферы для выявления нарушений.
  3. Разработка и реализация групповых психопрофилактических программ.
  4. Разработка и реализация индивидуальных психокоррекционных программ.
  5. Консультационная работа с родителями и педагогами.
  6. Разработка и реализация программы просветительской работы «Психолог и Я», повышение психолого-педагогической культуры взрослых.
  7. Психологическое сопровождение детей в период адаптации.
  8. Психологическое сопровождение детей подготовительной группы, подготовка к школе, мониторинг развития.
  9. Подбор психологической литературы для самообразования родителей.
  10. Разработка рекомендаций «Психолого-педагогические требования к занятиям с дошкольниками».

Направления 

  • психодиагностика,
  • психопрофилактика,
  • психокоррекция,
  • просветительская работа,
  • консультационная работа,
  • методическая работа.

Медико-психолого-педагогическая служба в ДОУ: Организация работы / Под ред. Е.А.Каралашвили. – М.: ТЦ Сфера, 2006. -128 с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ»)

Психодиагностическая работа

Психодиагностическая работа в учреждении осуществляется по следующим направлениям.

Познавательная сфера

  1. Мышление:
  • наглядно-образное (оперирование образами, проведение мыслительных операций с опорой на представления);
  • логическое (проведение мыслительных операций с опорой на понятия, отражающие сущность предметов и выражающиеся в словах или других знаках).

  1. Память: запоминание, сохранение и последующее воспроизведение.

  1. Восприятие: формирование субъективного образа предмета или явления, непосредственно воздействующего на органы чувств.

  1. Мелкая моторика: мышечные движения кистей и пальцев рук как завершение внутреннего психологического процесса, психической деятельности.

Эмоционально-волевая сфера

  1. Проявления агрессивного поведения.
  2. Страхи.
  3. Повышенная тревожность.
  4. Симптомы психосоматики.
  5. Эмоциональный комфорт в детском саду.
  6. Личностная и волевая готовность к школе.

Коммуникативная сфера

Социометрия группы.

По результатам диагностики организуется подгрупповая и индивидуальная коррекционная работа.

Психодиагностические методики используются для работы по индивидуальным запросам педагогов и родителей.

В ГОУ разработана единая схема диагностических методик познавательной и эмоциональной сферы.

Психопрофилактическая работа

Работа по эмоциональному развитию детей дошкольного возраста имеет четыре основные направления:

  • развитие коммуникативных способностей и социальной адаптации детей;
  • развитие общей и мелкой моторики, памяти, воображения, пространственных представлений;
  • развитие эмоциональной сферы (знакомство с базовыми чувствами); развитие способности к дифференциации эмоциональных состояний.

В основе работы лежит программа «Истоки». Все направления продиктованы актуальными для данного возраста проблемами, а также психофизиологическими особенностями детей. Работа проводится по подгруппам. Предпочтение отводится групповым играм. В случае, если ребенок по каким-то причинам избегает игры в группе, ему от водится индивидуальная роль, однако подчеркивается, что о играет вместе со всеми.

Групповые психопрофилактические занятия

Младшие группы:

  • адаптация детей;
  • осознание ребенком своего «Я», развитие положительны представлений о своем внешнем виде;
  • доброжелательное отношение к сверстникам, чувство при надлежности к группе;
  • развитие общей и мелкой моторики, памяти, воображения пространственных представлений.

Средние группы:

  • развитие эмоциональной сферы, психических процессов, моторики;
  • доброжелательное отношение к сверстникам, чувство принадлежности к группе;
  • развитие общей и мелкой моторики, памяти, воображения, пространственных представлений.

Старшие группы:

  • коммуникативные навыки;
  • творческие и познавательные способности;
  • эмоциональная сфера (знакомство с базовыми чувствами);
  • способность к дифференциации эмоциональных состояний.

Подготовительные группы:

  • готовность к школе (личностная и мотивационная);
  • коммуникативные способности и социальная адаптация детей;
  • способность к дифференциации эмоциональных состояний;
  • творческие способности и совершенствование познавательных процессов.

Психокоррекционная работа

Работа с детьми

Коррекционная работа с детьми проводится по результатам диагностики, по запросам родителей и воспитателей, по наблюдениям психолога. Эффективность коррекционных воздействий отслеживалась после повторного диагностического обследования (по результатам социограмм, диагностики тревожности, познавательной сферы, по наблюдениям, по обратной связи с педагогами и родителями).

Психокоррекционная работа осуществляется в следующих сферах:

  • эмоционально-волевая: агрессивное поведение, страхи, повышенная тревожность, низкий самоконтроль;
  • коммуникативная: нарушения взаимоотношений со сверстниками, нарушения благополучия в семье;
  • познавательная: низкий уровень развития познавательных процессов.

Основные методы коррекционных воздействий:

  • индивидуальная игровая терапия: подвижные, познавательные игры, игры с водой, сюжетно-ролевые);
  • сказкотерапия: чтение, проигрывание психотерапевтических сказок, составление историй совместно с ребенком;
  • психогимнастика;
  • куклотерапия: проигрывание истории, сюжет которой травмирует ребенка;
  • арттерапия: работа с красками, глиной, пастелью, тестом;
  • релаксационные упражнения: нервно-мышечное расслабление, дыхательные техники, использование визуальных образов;
  • игры по развитию психомоторики.

Программы, используемые в психокоррекционной работе

Психологическая коррекция познавательных процессов

  1. Ануфриев А.Ф., Костромина СП. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. М., 1999.
  2. Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. М., 2004.
  3. Безруких М.М., Филиппова Т.А. Ступеньки к школе. М., 2004.
  4. Катаева Л.И. Работа психолога с застенчивыми детьми. М., 2005
  5. Рогов Е.И. Коррекционные приемы и упражнения // Настольная книга практического психолога в образовании: Учеб. пособие. М, 1996
  6. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного по< ведения детей. Ростов н/Д, 2004.

Психологическая коррекция личностных нарушений

  1. Страхи.

Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования психологической коррекции: Учебное пособие для высших пел учеб. заведений. М., 2001.

Татищева А.И., Гриднева СВ. Подходы немедицинской психотерапии в работе со страхами // А я не боюсь! М., 2002.

  1. Тревожность.

Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. СПб., 2003

  1. Агрессивное поведение.

Романов А.А. Направленная игровая терапия агрессивности детей: альбом диагностических и коррекционных методик. М., 2002.

  1. Дефицит произвольной саморегуляции и самоконтроля, эмоциональной лабильности.

Семенович А.В. Методика комплексной нейропсихологической коррекции и реабилитации в детском возрасте // Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учеб. пособие для высших учеб. заведений. М., 2002.

  1. Низкий уровень речевого развития и мелкой моторики паль цев рук.

Алябьева Е.А.. Психогимнастика в детском саду. М., 2005.

Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М., 2004.

  1. Искажение процессов коммуникации.

Алябьбьева Е.А. Коррекционно-развиваюшие занятия для детей старшего дошкольного возраста. М., 2004.

Коррекционные игры и занятия для детей с трудностями в общении // Детская практическая психология: Учебник / Под ред. Проф. Т.Д. Марцинковской. М., 2001.

7. Замкнутость.

Рогов Е.И. Замкнутость и ее коррекция // Настольная книга практического психолога в образовании: Учеб. пособие. М., 1996.

Работа с родителями

Основная тематика консультаций:

  • адаптация и дезадаптация к ДОУ;
  • страхи;
  • агрессивность;
  • психологическое неблагополучие;
  • непослушание;
  • кризис 3-х лет;
  • спонтанная двигательная активность;
  • тревожность;
  • левшество;
  • развитие микромоторики;
  • низкий уровень развития познавательных процессов;
  • нарушения в сфере общения;
  • энурез;
  • застенчивость;
  • нестабильность эмоционального состояния;
  • гиперактивность;
  • отсутствие самостоятельности;
  • непослушание.

Работа с педагогами

Основная тематика консультаций:

  • адаптация и дезадаптация к ДОУ;
  • страхи;
  • агрессивность;
  • психологическое неблагополучие;
  • кризис 3-х лет;
  • тревожность;
  • левшество;
  • развитие микромоторики;
  • низкий уровень развития познавательных процессов;
  • нарушения в сфере общения;
  • застенчивость;
  • гиперактивность.

Коррекция познавательных процессов.

Игры и упражнения рекомендации для воспитателей и педагогов

Психический процесс

Рекомендуемые игры

Мышление

Наглядно-образное

Игры-обобщения: «Назови одним словом» (картинки и слова).

Игры-классификации: «Что лишнее?» (слова и картинки), с объяснениями.

Желательно подбирать задания на исключение по нескольким параметрам — форма, величина, цвет; игра «Разложи на две группы» — разложить, без пояснений, карточки с изображением.

Игры на выделение-дополнение по определенному признаку «Пришей заплатку к коврику».

Логическое

Игры и упражнения на составление рассказа по серии картинок. Сначала нужно правильно расположить картинки. Рассказ должен быть связанным, иметь начало и конец, поощряется упоминание эмоциональных состояний героев, присвоение им имен.

Логические игры «Продолжи ряд»

Память

Запоминаем небольшие стихотворения, тексты.

Игры «Что изменилось?», «Чего не стало?» для детей 5— 7 лет.

Игры на запоминания карточек-картинок.

Игры на соотношение слов и пиктограмм (схематических
изображений) и припоминание потом по ним слов

Восприятие

Игра на поиски формы, похожей на предмет «Что на что похоже?».

Игры-опознания: «Силуэты», «Сколько предметов спряталось на картинке?», «Заштрихованные картинки».

Игра «Дорисуй картинку» — угадать, что нарисовано и
дорисовать до целого

Мелкая моторика

Игры с формами, танграмы, разрезные картинки, пазлы по возрасту.

Игры с мелкими предметами, конструктором.

Дорисовывание узоров (хвостики мышкам, ручки зонтикам), рисование элементов букв.

Игры с крупами (разложить на две кучки гречку и рис), массаж пальчиков, массаж карандашами, игры с грецкими орехами, су-джоками.

Пальчиковая гимнастика, шнуровки, лепка

Консультационная и просветительская работа

Индивидуальная

С педагогами:

  • проводится по запросам и результатам диагностики;
  • экспресс-обзор групп по результатам диагностики познавателыюй сферы.

С родителями:

  • проводится по запросам и результатам диагностики.

Групповая

  1. С родителями:
  • родительский клуб «Успешные родители»;
  • экспресс-выступления на родительских собраниях;
  •  тематические встречи с родителями по заранее выбранной проблеме;
  •  оформление информационных листов в каждой группе;
  •  подбор психологической литературы для библиотечки родителей.
  1. С педагогами:
  • семинар-практикум;
  • мастер-класс;
  • тренинг.

Методическая:

  • оформление документации;
  • формирование банка данных МППС;
  • участие в методических объединениях практических психологов;
  • курсы повышения квалификации;
  • методическая помощь в организации и проведении открытых занятий, семинаров по плану;
  • изучение психолого-педагогической литературы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ УЧАЩИХСЯ.

   Образовательная школьная среда, в которую попадает ребёнок, достигнув определённого возраста, безусловно, развивает и воспитывает детей. Однако важнейшим условием обеспечения псих...

Обобщение опыта по теме: «Организация работы педагога-психолога с субъектами образовательного процесса, направленной на сохранение, укрепление и формирование здоровья учащихся»

Вашему вниманию представляю обобщение опыта по теме «Организация работы педагога-психолога с субъектами образовательного процесса, направленной на сохранение, укрепление и формирование здоровья учащих...

Организация работы педагога-психолога с субъектами образовательного процесса, направленная на сохранение, и укрепление здоровья и на выявления признаков одаренности у учащихся

Информационный блокТема педагогического опытаАктуальность опытаНовизна опытаЦель обобщения данного педагогического опытаЗадачи данного педагогического опытаОписание технологии опытаВедущая идеяОписани...

Методические рекомендации по организации работы педагога-психолога, направленной на предупреждение развития синдрома эмоционального выгорания у педагогических работников

Проблема эмоционального выгорания педагогических работников является одним из приоритетных направлений деятельности психолога, работающего в сфере образования.Психологическая поддержка в ситуации эмоц...

Презетация "Организация работы педагога-психолога с обучающимися, состоящими на внутришкольном учете"

Дети группы риска-особая категория, требущая специфических технологий воспитательной работы, а также внимания со стороны педагогов, классных руководителей, психологов, социологов, советников по воспит...