ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ Цель, задачи, направления
учебно-методический материал по психологии
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ
Цель, задачи, направления
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
napravleniya_raboty.doc | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ
Цель, задачи, направления
Цель
Сохранение и укрепление психологического здоровья детей, гармоничное развитие в условиях ДОУ.
Задачи
- Сохранение психологического здоровья детей.
- Диагностические обследования эмоциональной и познавательной сферы для выявления нарушений.
- Разработка и реализация групповых психопрофилактических программ.
- Разработка и реализация индивидуальных психокоррекционных программ.
- Консультационная работа с родителями и педагогами.
- Разработка и реализация программы просветительской работы «Психолог и Я», повышение психолого-педагогической культуры взрослых.
- Психологическое сопровождение детей в период адаптации.
- Психологическое сопровождение детей подготовительной группы, подготовка к школе, мониторинг развития.
- Подбор психологической литературы для самообразования родителей.
- Разработка рекомендаций «Психолого-педагогические требования к занятиям с дошкольниками».
Направления
- психодиагностика,
- психопрофилактика,
- психокоррекция,
- просветительская работа,
- консультационная работа,
- методическая работа.
Медико-психолого-педагогическая служба в ДОУ: Организация работы / Под ред. Е.А.Каралашвили. – М.: ТЦ Сфера, 2006. -128 с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ»)
Психодиагностическая работа
Психодиагностическая работа в учреждении осуществляется по следующим направлениям.
Познавательная сфера
- Мышление:
- наглядно-образное (оперирование образами, проведение мыслительных операций с опорой на представления);
- логическое (проведение мыслительных операций с опорой на понятия, отражающие сущность предметов и выражающиеся в словах или других знаках).
- Память: запоминание, сохранение и последующее воспроизведение.
- Восприятие: формирование субъективного образа предмета или явления, непосредственно воздействующего на органы чувств.
- Мелкая моторика: мышечные движения кистей и пальцев рук как завершение внутреннего психологического процесса, психической деятельности.
Эмоционально-волевая сфера
- Проявления агрессивного поведения.
- Страхи.
- Повышенная тревожность.
- Симптомы психосоматики.
- Эмоциональный комфорт в детском саду.
- Личностная и волевая готовность к школе.
Коммуникативная сфера
Социометрия группы.
По результатам диагностики организуется подгрупповая и индивидуальная коррекционная работа.
Психодиагностические методики используются для работы по индивидуальным запросам педагогов и родителей.
В ГОУ разработана единая схема диагностических методик познавательной и эмоциональной сферы.
Психопрофилактическая работа
Работа по эмоциональному развитию детей дошкольного возраста имеет четыре основные направления:
- развитие коммуникативных способностей и социальной адаптации детей;
- развитие общей и мелкой моторики, памяти, воображения, пространственных представлений;
- развитие эмоциональной сферы (знакомство с базовыми чувствами); развитие способности к дифференциации эмоциональных состояний.
В основе работы лежит программа «Истоки». Все направления продиктованы актуальными для данного возраста проблемами, а также психофизиологическими особенностями детей. Работа проводится по подгруппам. Предпочтение отводится групповым играм. В случае, если ребенок по каким-то причинам избегает игры в группе, ему от водится индивидуальная роль, однако подчеркивается, что о играет вместе со всеми.
Групповые психопрофилактические занятия
Младшие группы:
- адаптация детей;
- осознание ребенком своего «Я», развитие положительны представлений о своем внешнем виде;
- доброжелательное отношение к сверстникам, чувство при надлежности к группе;
- развитие общей и мелкой моторики, памяти, воображения пространственных представлений.
Средние группы:
- развитие эмоциональной сферы, психических процессов, моторики;
- доброжелательное отношение к сверстникам, чувство принадлежности к группе;
- развитие общей и мелкой моторики, памяти, воображения, пространственных представлений.
Старшие группы:
- коммуникативные навыки;
- творческие и познавательные способности;
- эмоциональная сфера (знакомство с базовыми чувствами);
- способность к дифференциации эмоциональных состояний.
Подготовительные группы:
- готовность к школе (личностная и мотивационная);
- коммуникативные способности и социальная адаптация детей;
- способность к дифференциации эмоциональных состояний;
- творческие способности и совершенствование познавательных процессов.
Психокоррекционная работа
Работа с детьми
Коррекционная работа с детьми проводится по результатам диагностики, по запросам родителей и воспитателей, по наблюдениям психолога. Эффективность коррекционных воздействий отслеживалась после повторного диагностического обследования (по результатам социограмм, диагностики тревожности, познавательной сферы, по наблюдениям, по обратной связи с педагогами и родителями).
Психокоррекционная работа осуществляется в следующих сферах:
- эмоционально-волевая: агрессивное поведение, страхи, повышенная тревожность, низкий самоконтроль;
- коммуникативная: нарушения взаимоотношений со сверстниками, нарушения благополучия в семье;
- познавательная: низкий уровень развития познавательных процессов.
Основные методы коррекционных воздействий:
- индивидуальная игровая терапия: подвижные, познавательные игры, игры с водой, сюжетно-ролевые);
- сказкотерапия: чтение, проигрывание психотерапевтических сказок, составление историй совместно с ребенком;
- психогимнастика;
- куклотерапия: проигрывание истории, сюжет которой травмирует ребенка;
- арттерапия: работа с красками, глиной, пастелью, тестом;
- релаксационные упражнения: нервно-мышечное расслабление, дыхательные техники, использование визуальных образов;
- игры по развитию психомоторики.
Программы, используемые в психокоррекционной работе
Психологическая коррекция познавательных процессов
- Ануфриев А.Ф., Костромина СП. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. М., 1999.
- Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. М., 2004.
- Безруких М.М., Филиппова Т.А. Ступеньки к школе. М., 2004.
- Катаева Л.И. Работа психолога с застенчивыми детьми. М., 2005
- Рогов Е.И. Коррекционные приемы и упражнения // Настольная книга практического психолога в образовании: Учеб. пособие. М, 1996
- Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного по< ведения детей. Ростов н/Д, 2004.
Психологическая коррекция личностных нарушений
- Страхи.
Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования психологической коррекции: Учебное пособие для высших пел учеб. заведений. М., 2001.
Татищева А.И., Гриднева СВ. Подходы немедицинской психотерапии в работе со страхами // А я не боюсь! М., 2002.
- Тревожность.
Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. СПб., 2003
- Агрессивное поведение.
Романов А.А. Направленная игровая терапия агрессивности детей: альбом диагностических и коррекционных методик. М., 2002.
- Дефицит произвольной саморегуляции и самоконтроля, эмоциональной лабильности.
Семенович А.В. Методика комплексной нейропсихологической коррекции и реабилитации в детском возрасте // Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учеб. пособие для высших учеб. заведений. М., 2002.
- Низкий уровень речевого развития и мелкой моторики паль цев рук.
Алябьева Е.А.. Психогимнастика в детском саду. М., 2005.
Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М., 2004.
- Искажение процессов коммуникации.
Алябьбьева Е.А. Коррекционно-развиваюшие занятия для детей старшего дошкольного возраста. М., 2004.
Коррекционные игры и занятия для детей с трудностями в общении // Детская практическая психология: Учебник / Под ред. Проф. Т.Д. Марцинковской. М., 2001.
7. Замкнутость.
Рогов Е.И. Замкнутость и ее коррекция // Настольная книга практического психолога в образовании: Учеб. пособие. М., 1996.
Работа с родителями
Основная тематика консультаций:
- адаптация и дезадаптация к ДОУ;
- страхи;
- агрессивность;
- психологическое неблагополучие;
- непослушание;
- кризис 3-х лет;
- спонтанная двигательная активность;
- тревожность;
- левшество;
- развитие микромоторики;
- низкий уровень развития познавательных процессов;
- нарушения в сфере общения;
- энурез;
- застенчивость;
- нестабильность эмоционального состояния;
- гиперактивность;
- отсутствие самостоятельности;
- непослушание.
Работа с педагогами
Основная тематика консультаций:
- адаптация и дезадаптация к ДОУ;
- страхи;
- агрессивность;
- психологическое неблагополучие;
- кризис 3-х лет;
- тревожность;
- левшество;
- развитие микромоторики;
- низкий уровень развития познавательных процессов;
- нарушения в сфере общения;
- застенчивость;
- гиперактивность.
Коррекция познавательных процессов.
Игры и упражнения рекомендации для воспитателей и педагогов
Психический процесс | Рекомендуемые игры |
Мышление | Наглядно-образное Игры-обобщения: «Назови одним словом» (картинки и слова). Игры-классификации: «Что лишнее?» (слова и картинки), с объяснениями. Желательно подбирать задания на исключение по нескольким параметрам — форма, величина, цвет; игра «Разложи на две группы» — разложить, без пояснений, карточки с изображением. Игры на выделение-дополнение по определенному признаку «Пришей заплатку к коврику». Логическое Игры и упражнения на составление рассказа по серии картинок. Сначала нужно правильно расположить картинки. Рассказ должен быть связанным, иметь начало и конец, поощряется упоминание эмоциональных состояний героев, присвоение им имен. Логические игры «Продолжи ряд» |
Память | Запоминаем небольшие стихотворения, тексты. Игры «Что изменилось?», «Чего не стало?» для детей 5— 7 лет. Игры на запоминания карточек-картинок. Игры на соотношение слов и пиктограмм (схематических |
Восприятие | Игра на поиски формы, похожей на предмет «Что на что похоже?». Игры-опознания: «Силуэты», «Сколько предметов спряталось на картинке?», «Заштрихованные картинки». Игра «Дорисуй картинку» — угадать, что нарисовано и |
Мелкая моторика | Игры с формами, танграмы, разрезные картинки, пазлы по возрасту. Игры с мелкими предметами, конструктором. Дорисовывание узоров (хвостики мышкам, ручки зонтикам), рисование элементов букв. Игры с крупами (разложить на две кучки гречку и рис), массаж пальчиков, массаж карандашами, игры с грецкими орехами, су-джоками. Пальчиковая гимнастика, шнуровки, лепка |
Консультационная и просветительская работа
Индивидуальная
С педагогами:
- проводится по запросам и результатам диагностики;
- экспресс-обзор групп по результатам диагностики познавателыюй сферы.
С родителями:
- проводится по запросам и результатам диагностики.
Групповая
- С родителями:
- родительский клуб «Успешные родители»;
- экспресс-выступления на родительских собраниях;
- тематические встречи с родителями по заранее выбранной проблеме;
- оформление информационных листов в каждой группе;
- подбор психологической литературы для библиотечки родителей.
- С педагогами:
- семинар-практикум;
- мастер-класс;
- тренинг.
Методическая:
- оформление документации;
- формирование банка данных МППС;
- участие в методических объединениях практических психологов;
- курсы повышения квалификации;
- методическая помощь в организации и проведении открытых занятий, семинаров по плану;
- изучение психолого-педагогической литературы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ УЧАЩИХСЯ.
Образовательная школьная среда, в которую попадает ребёнок, достигнув определённого возраста, безусловно, развивает и воспитывает детей. Однако важнейшим условием обеспечения псих...
Обобщение опыта по теме: «Организация работы педагога-психолога с субъектами образовательного процесса, направленной на сохранение, укрепление и формирование здоровья учащихся»
Вашему вниманию представляю обобщение опыта по теме «Организация работы педагога-психолога с субъектами образовательного процесса, направленной на сохранение, укрепление и формирование здоровья учащих...
Организация работы педагога-психолога со всеми субъектами образовательного процесса,направленная на формирование стрессоустойчивости у подростков
Содержание опыта работы по данной теме...
Организация работы педагога-психолога с субъектами образовательного процесса, направленная на сохранение, и укрепление здоровья и на выявления признаков одаренности у учащихся
Информационный блокТема педагогического опытаАктуальность опытаНовизна опытаЦель обобщения данного педагогического опытаЗадачи данного педагогического опытаОписание технологии опытаВедущая идеяОписани...
Методические рекомендации по организации работы педагога-психолога, направленной на предупреждение развития синдрома эмоционального выгорания у педагогических работников
Проблема эмоционального выгорания педагогических работников является одним из приоритетных направлений деятельности психолога, работающего в сфере образования.Психологическая поддержка в ситуации эмоц...
Презетация "Организация работы педагога-психолога с обучающимися, состоящими на внутришкольном учете"
Дети группы риска-особая категория, требущая специфических технологий воспитательной работы, а также внимания со стороны педагогов, классных руководителей, психологов, социологов, советников по воспит...
Организация работы педагога-психолога с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Работа педагога-психолога...