Организация работы педагога-психолога со всеми субъектами образовательного процесса,направленная на формирование стрессоустойчивости у подростков
статья по психологии на тему

Чокова Лиана Игоревна

Содержание опыта работы по данной теме

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soderzhanie_opyta.docx606.52 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования, науки и молодежной политики РА                                 Управление образования, спорта МО «Кош – Агачский район»    

  МКОУ «Ташантинская основная общеобразовательная школа»

Организация работы педагога-психолога с субъектами образовательного процесса направленная на  формирование  стрессоустойчивости у подрстков.

 (Психолого - педагогический опыт)

Педагог – психолог                                                                                          МКОУ «Ташантинская ООШ»»          __________Л.И.Чокова

c.Ташанта

2015

Содержание

  1. Сведения об авторе…………………………………………………….…3
  2. Условия возникновения опыта……………………………………….….4
  3. Актуальность и перспективность опыта…………………………….….4
  4. Цели и задачи опыта………………………………………………….…..5
  5. Ведущая идея опыта……………………………………………………...6
  6. Сроки реализации программы………………………………………...…6
  7. Теоретическая база опыта…………………………………………….….6
  8. Новизна опыта…………………………………………………………….6
  9. Технология опыта…………………………………………………………7
  10. Результативность опыта………………………………………………….8
  11.  Адресность опыта…………………………………………………….....15
  12.  Литература……………………………………………………….……....16
  13.  Приложение…..………………………………………………………….13

1. Сведения об авторе

Ф.И.О. Чокова Лиана Игоревна
Образование:
высшее

Название (полное) учебного заведения, год его окончания: Горно-Алтайский государственный университет,2012


Специальность по диплому: «Педагогика и психология» 


Место работы:
МКОУ «Ташантинская основная общеобразовательная школа»


Должность:
педагог - психолог 


Педагогический стаж:
6 лет


Стаж работы в занимаемой должности:
2 года


Квалификация: СЗД


Награды:
Почетная грамота Управления образования, спорта и молодежной политики МО «Кош – Агачский район» 

2.Условия возникновения

Традиционно во всех школьных учреждениях, особое внимание уделяют физическому здоровью ребенка. Взрослые еще не до конца осознают значение психического здоровья и эмоционального благополучия.

Взрослые- это те люди, которые окружают ребенка, учителя, родители,  родственники, представители различных организаций.

В потоке современного движения, школьникам очень трудно адаптироваться, приспособиться, шагать в одну ногу с запросами социума.

Проработав в школе более 6 лет, могу отметить, что особенно сложно этот процесс протекает у подростков, так как,  именно в этом возрасте характерны такие черты как:

-эмоциональная лабильность;

- конфликты;

-тревожность;

-противоречивость чувств;

-нравственная неустойчивость;

-колебания в самооценке, все это можно охарактеризовать как личностную нестабильность.

Негативными последствиями всего вышеизложенного могут стать:

-курение и употребление алкоголя;

-суицидальные риски;

-конфликтность подростков;

- детская преступность.

Всего этого можно избежать, предотвратить, воспитав психически здорового школьника.

  А так как важнейшим компонентом психически-здорового ребенка является стрессоустойчивость - способность противостоять стрессу, самостоятельно преодолевать проблемы, мною было решено организовать центр поддержки подростков на базе МБОУ «Ташантинская ООШ».

3.Актуальность и социальная значимость

Учитывая то, что эксперты Всемирной организации здравоохранения обращают внимание на то, что проблемы психического здоровья имеют  прямую связь с нравственной атмосферой, которая его окружает и культурными стандартами, взаимосвязь всех участников воспитательного процесса(родители, учителя, обучающиеся, окружающее общество) является необходимой и выходит на передний план по сохранению и укреплению психического здоровья.

В современном мире главную  роль играет социальная значимость человека, и здоровье является одним из важнейших условий  жизнедеятельности. Среди множества факторов определяющую успешную, социально-значимую личность, является психологическая устойчивость к стрессовым ситуациям

Формирование стрессоустойчивости  является залогом психического здоровья и непременным условием социальной стабильности.

Именно поэтому свой психолого-педагогический опыт я направила на решение вышеперечисленных проблем , в связи с чем была определена  тема «Организация работы педагога-психолога с субъектами образовательного процесса направленная на  формирование  стрессоустойчивости у подростков».

В качестве объекта темы выступает стрессоустойчивость подростков, а предмета – пути и способы организации работы психолога по формированию стрессоустойчивости у подростков.

Целью моей работы является развитие и внедрение в практику МКОУ «Ташантинская ООШ» системы взаимодействия участников образовательного процесса, направленную на формирование   стрессоустойчивости  у подростков.

Данная цель реализуется посредством решения следующих задач:

- своевременное выявление проблемы ;
- создание условий для решения выявленных проблем;
- разработка и реализация программ, методов, форм работы по решению    воспитания стрессоустойчивых, здоровых  подростков;
- формирование системы мониторинга;
- компетентностный подход в обучении всех субъектов образовательного процесса.

4. Ведущая идея опыта

Заключается в создании центра поддержки подростков МБОУ «Ташантинская основная общеобразовательная школа», направленная на формирование стрессоустойчивости , сохранение и укрепления здоровья(физического,психического, нравственного), который будет охватывать всех участников образовательного процесса (родители, учителя, обучающиеся) и вести активное сотрудничество с социальными институтами (Ташанта) и района(Кош-Агачского) в целях достижения желаемого результата. Работа с подростками  будет реализовываться педагом-психологом школы. Средством реализации цели выступят:

-активное взаимодействие с родителями и учителями;

-целостность психологического сопровождения и воспитательного процесса;

Использование данного опыта  поможет сохранить и укрепить как физическое так и психическое здоровье подростков, вовремя предупредить и предотвратить суицидальный риск, а так же снижение вероятности употребление алкоголя, ПАВ. Профилактику табакокурения. Сохранить благоприятный микроклимат в классных коллективах, создать комфортные условия для успешного учебно- образовательного процесса. Посредством взаимодействия с социальными институтами воспитать коммуникативную, устойчивую к стрессам, уверенную в себе личность.

5. Срок реализации опыта – 3 года.

6. Этапы работы над опытом:

  1. Диагностико-теоритический(2013-2014)
  1. Выявление уровня тревожности и состоянии стрессоустойчивости подростков;
  2. Изучение методической и научной литературы. Накопление теоритического материала.
  3. Выявление перспективных направлений развития

  1. Практический(Операционно-познавательный (2014-2015)
  1. Апробация и внедрение,корректирование проектов, организация взаимодействия адаптивного –психолого -воспитательного процесса.
  2. Практическое исследование новых научных подходов, актуального психолого- педагогического опыта, соотнесение с собственной деятельностью через проведение психологических занятий, тренингов, практикумов,мастер-классов,консльтацию и т.д.
  1. Контрольно-оценочный(2015-2016)
  1. Анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития.
  2. Подведение итогов работы по теме.
  3. Выступление с обобщением опыта работы,отчет, систематизация накопленного опыта.

7. Предполагаемые результаты

Воспитание подростка с набором качеств, позволяющих ему переносить с легкостью все трудности и порицания, уверенного  в себе, с адекватной самооценкой. Обладающего способами саморегуляции, нравственным отношением к здоровому образу жизни во всех пониманиях этого слова.

В будущем адаптированного выпускника с набором социально-значимых качеств.

8. Теоретическая база опыта

Анализ исследований, посвященных проблеме стресса (С. Вожнер, Р. Розенфельд, Г. Селье, Ю.В. Татура, Д. Фонтана, Дж. Эверли и др.), позволяют сделать вывод о том, что до настоящего времени не выработано единого, общепринятого определения данного понятия.

Впервые в физиологии и медицине данный термин был использован в 30-е гг. ХХ в. всемирно известным врачом и биологом Г. Селье. Термином «стресс»  ученый предлагал обозначать неспецифические реакции организма человека («общий адаптационный синдром») в ответ на неблагоприятное воздействие извне.

стресс

  отрицательные ←|→    положительны

факторы                             факторы

Рис.1. Модель стресса по Г. Селье

Так же  в исследованиях Г. Селье, основоположника концепции стресса, были выделены два основных его вида:

  • физиологический стресс (заболевание организма);
  • психологический стресс (стимулируется отношениями между людьми, социальным положением в обществе, удовлетворением (или неудовлетворением) потребностей, одним словом проявление различных эмоций, про которые  Л.С. Выготский, отмечал , что именно эмоции организуют поведение человека.

Ученый, Д. Фонтана выделяет следующие эмоциональные эффекты стресса (Табл. 1)

  • Таблица 1
  • Эмоциональные эффекты стресса

- Возрастает физическое и психологическое напряжение

- Возрастает болезненная мнительность

- Изменяются личностные особенности

- Имеющиеся личностные проблемы усиливаются

- Моральные и эмоциональные ограничители ослабевают

- Появляются депрессии и чувство беспомощности

- Резко падает самооценка

Способность к мышечной релаксации, хорошему самочувствию, снятию беспокойства и тревоги уменьшается

Воображаемые недомогания добавляются к подлинным расстройствам, вызванным стрессом. Ощущение здоровья и хорошее самочувствие исчезают

Аккуратные и заботливые люди могут стать неопрятными, неряшливо одетыми, безразлично относящимися к окружающим; возможно проявление авторитаризма и агрессии

Присущие человеку тревожность, повышенная чувствительность, склонность к самозащите и враждебность возрастают

Возрастает число эмоциональных взрывов

Душевные силы ослабевают, возникает ощущение невозможности повлиять на события или отношение к этим событиям

Развивается ощущение некомпетентности и неполноценности

Ознакомившись с трудами ученных, можно сделать вывод ,что понятие стресс до конца не изучено, но уже с середины 20 века стоит острый вопрос по формированию стрессоустойчивости человека.

9.Новизна опыта

Опыт по данной теме состоит из:

- целостного, непрерываемого взаимодействия всех участников образовательного процесса;

- включает курс занятий не с  одним, а разными методами и приемами работы с подростками такие как: ролевые игры, дискуссии, релаксационные упражнения, психогимнастика, самомассаж и т.д, направленные на снятие эмоционального напряжения не только с подростками, но и с родителями и учителями;

-в рамках поставленной цели, создана собственная  комната психологической разгрузки  (переносная) для проведения занятий направленных на снятие эмоционального и мышечного напряжения;(Приложение 1)

- в рамках сотрудничества с социальными институтами села и района, подростки МБОУ «Ташантинская ООШ» ежеквартально выезжают на занятия в Управление социальной поддержки населения (Оборудованная сенсорная комната(темная),тренажерный адаптированный  зал). Постоянно участвуют в различных социальных рекламах, акциях.  

- Так как  с.Ташанта расположено на границе Российской Федерации и Монгольской Народной Республики, здесь расположены военные структуры, с которыми также идет тесное сотрудничество под лозунгом «В здоровом теле -здоровый дух». Обучающиеся подросткового возраста один раз в неделю посещают спортивный зал Ташантинского таможенного поста, участвуют в учебных занятиях кинолога в/ч2080, осваивают азы военной профессии, учатся навыкам ОБЖ.

Эти все действия направлены на сохранение и укрепление  физического, нравственного и безусловно психического здоровья подростков, результатом которого становится устойчивый к стрессам, коммуникабельный, успешно социализированный подросток, которому некогда впадать в депрессию, зацикливаться на мелочах, обладает навыками саморегуляции, самоконтроля.

Актуализируются личные ресурсы подростков, способствующие формированию здорового жизненного стиля, а значит снижению риска курения, употребление алкоголя, ПАВ. В  результате  чего снижается преступность, правонарушение несовершеннолетних.

9. Технология опыта

Вся моя работа разделена на 2 блока:

I блок. Профилактическая, коррекционно-развивающая работа.

Целью данного направления  является создание специальных педагогических и социально-психологических условий, позволяющих осуществлять коррекционно-развивающую, комплексную профилактическую работу, включающую деятельность всех участников учебно-воспитательного процесса.

Деятельность педагога-психолога направлена  на:

  1. Облегчение процесса школьной адаптации:
  • формирование доверия к окружающим через принятия себя;
  • развитие познавательной деятельности и сотрудничества;
  • создание ситуации успеха, как в основной деятельности, так и в общении.
  1. Коррекцию имеющихся недостатков в психическом и социальном развитии:
  • индивидуальные и групповые коррекционные занятия, тренинги, направленные на нормализацию учебной деятельности и поведения.
  1. Исследование по определению развивающего эффекта применяемых форм, средств и методов формирования стрессоустойчивости у  подростков.
  2. Профилактику стрессовых состояний у подростков, повышение психологической культуры всех участников образовательного процесса:
  • беседы с родителями и педагогами с целью повышения их психологической компетентности, формирование у педагогов, родителей подростков общей психологической культуры (лекции, семинары, беседы, тренинги и т. п.);
  • предупреждение психологической перегрузки и невротических срывов, связанных с неблагоприятными условиями жизни, обучения и воспитания детей (участие в составлении расписания уроков, режима роботы общеобразовательного учреждения и др.);
  • создание благоприятного психологического климата в образовательном учреждении через оптимизацию форм общения.

5.  Взаимодействие со всеми субъектами образовательного процесса и  социальными институтами села и района, направленное на формирование социальной активности, социальной адаптивности, коммуникабельности подростка.  

Данная деятельность осуществляется в течение всего года и наполняется конкретным содержанием в зависимости от задач того или этапа работы по программе «Пульс». Формирование групп и планирование работы осуществляется на основании психологической диагностики. Численность детей в группе 10-12 человек (коррекционные занятия). Занятия должны проходить регулярно 1-2 раза в неделю на протяжении 2-3 месяцев. Продолжительность одной встречи 1-2 урока, в зависимости от цели занятия и состояния участников.

Оказание помощи подросткам, испытывающим трудности в поведении, обучении, самочувствии осуществляются не только в форме групповых и индивидуальных занятий, но и в форме тренингов. Тренинги позволяют усваивать информацию легче, быстрее, так как обучение проходит интерактивно. Продолжительность тренингов зависит от целей, организационных и материальных возможностей (не менее трех дней по 2-3 часа). Оптимальным количеством участников в группе считается 14-18 человек. 20 человек - максимальное число участников, при котором возможно создание атмосферы доверия. Важнейшее условие продуктивности - систематичность и преемственность.

Систему коррекционно-профилактических мероприятий подбираю, опираясь на результаты предварительного обследования. В приложении  указаны источники, помогающие в осуществлении данного этапа деятельности.

 II блок. Консультативно - просветительская работа.

В этом направлении деятельность педагога-психолога связана с важностью обеспечения психолого-педагогической поддержки   подростков, поиском индивидуального подхода к решению проблем родителей, педагогов и подростков, и направлена на оказание опосредованной помощи детям и взрослым.

Содержание работы данного направления:

  1. Консультирование педагогов и родителей по проблемам обучения и воспитания подростков (проработка проблем, информирование о других специалистах города, организация сотрудничества), с целью повышения профессиональной и личностной компетенции.
  2. Индивидуальное, групповое консультирование и       просвещение родителей по результатам диагностик.
  3. Консультирование подростков по их запросам.
  4. Психологическая поддержка педагогов и родителей подростков, цель которой - помощь в переходе на позицию сотрудничества (индивидуальные и групповые занятия).
  5. Консультирование администрации с целью совершенствования организационно-управленческой системы образовательного учреждения (конкретные мероприятия должны быть отражены в планах методической и учебно-воспитательной работы и расписании уроков).
  6. Подведение итогов диагностической и коррекционной работы с «трудными» подростками на заседаниях Совета по профилактике правонарушений.
  7. Участие педагога-психолога в работе педагогических советов, совещаниях (передача информации об изменениях в обследуемом классе, обсуждение особенностей возраста на конкретных поступках подростков).
  8. Проведение месячников с целью профилактики зависимых состояний, формирование критического отношения к социальным вредностям у подростков.

Формы работы: индивидуальные и групповые консультации, тренинги, занятия, психолого-педагогические семинары, месячники, совещания, педсоветы, заседания, клубы и т. п.

10.Результативность опыта

С целью изучения психоэмоционального состояния личности и организации работы направленной на формирование стрессоустойчивости подростка на начальном этапе с обучающимися подросткового возраста  проведено диагностирование с применением   тестов и методик:

  1. «Определение направленности личности (Б.Басса)»;
  2. «Тест школьной тревожности  Филлипса»;
  3. «Выявление типа темперамента.» (Опросника Айзенка (подростковый));
  4. «Выявление акцентуаций у подростка с помощью теста – опросника Шмишека»;
  5. .  Многоуровневый личностный опросник “Адаптивность” (МЛО-АМ) А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина 

  На начальном этапе с помощью опросника Айзенка и тест  - опросника Шмишека  изучены  тип темперамента, особенности личности и акцентуации характера личности младших подростков; тестовой методики «Определение  направленности личности Б. Басса» - направленность личности  подростков (Приложение 1).

 Выявлено следующее:

                           Диаграмма 1. Определение направленности личности

Направленность на себя  преобладает у  44 % диагностируемых от их общего числа (диаграмма 1), направленность на общение – у 34% диагностируемых; у 22 % диагностируемых - на дело.

Сравнительный анализ результатов  теста школьной тревожности  Филлипса». 

 Результаты теста школьной тревожности Филлипса, проведенного до  коррекционно-развивающей работы,  для  изучения уровня и характера тревожности у  подростков, связанной со школой и  обучением, показали следующую тенденцию – у большинства  подростков выражены тревожные синдромы (4 из 8):  

- Уровень тревожности,

- фрустрации потребности в достижении успеха,

-  страх самовыражения,

- страх  не соответствия ожиданиям окружающих, которые устранены  в процессе работы центра по поддержке подростков «Пульс».

Диаграмма 2. Уровень тревожности  

До коррекционно – развивающей работы  высокий уровень тревожности наблюдается у 12% опрошенных,  повышенный уровень – у 44%, у 44% опрошенных отмечен средний уровень.

После … наблюдается положительная динамика: у 66 % опрошенных отмечается  средний уровень тревожности, у 22 % опрошенных - повышенный уровень (уменьшилось количество диагностируемых с повышенной тревожностью), у 12% диагностируемых наблюдается низкий уровень тревожности.  Возросло количество опрашиваемых со средним уровнем тревожности (с 44%  до 66 %) и уменьшении количества опрашиваемых с повышенной  (с 44% до 22 %) и высокой (с 12 % до 0%)  тревожностью.

До…                                                            После…

                                 

       Диаграмма 3. Фрустрация потребности в достижении успеха.

Фрустрация потребности в достижении успеха  - это неблагоприятный фон психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата…

До коррекционно - развивающей работы высокий уровень фрустрации потребности в достижении успеха наблюдался у 12 % опрошенных,  после – 0.

 До… повышенный уровень фрустрации отмечался у 44% опрошенных,  после..   количество  опрошенных с повышенной тревожностью уменьшилось до 22 %.

После… увеличилось количество опрошенных со средним уровнем фрустрации потребности в достижении успеха (с 44 % до 67%).  У 11% диагностируемых снижен уровень фрустрации до низкого уровня.

До                                                         После

                             

  Диаграмма 4. Страх самовыражения.

Страх самовыражения – это негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрация своих возможностей.

В результате работы направленной на формирование стрессоустойчивости повышенный уровень страха самовыражения, наблюдаемый у 78% диагностируемых,  снижен на 34 %.  Сократилось количество диагностируемых (11 %)  с высоким уровнем страха самовыражения.

Существенно увеличилось количество диагностируемых со средним уровнем страха самовыражения (с 11 % до  56 %)

До                                                         После

                                 

Диаграмма 5. Страх не соответствия ожиданиям окружающих.

Страх несоответствия ожиданиям окружающих – ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.

Высокий и повышенный уровни страха несоответствия ожиданиям окружающих имели 22 %  и 46 % опрошенных от общего их количества, после реализации данной программы наблюдается их снижение с 22 % до 11% и с 46% до 22% соответственно.

До… средний  уровень отмечался у 22% опрошенных, после … у 56 %  опрошенных. Низким уровнем страха несоответствия ожиданиям окружающих обладает  11% опрошенных.

При сравнении результатов, полученных при  проведении диагностики  «Адаптивность», можно сделать вывод, что  личностный адаптивный потенциал подростков вырос.

До…

После…

На основании вышеперечисленных полученных результатов тестов и методик можно сделать вывод о том,  что у подростков благополучно преодолеваются страхи самовыражения, несоответствия окружающим, фрустрации. Снижается  школьная тревожность, появляется уверенность в суждениях, поведении; повышается учебная мотивация, развиваются навыки общения, сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

11. Адресность опыта

Данный опыт предлагается педагогам-психологам, уделяющим в своей работе особое внимание внедрению психолого-педагогических мероприятий по формированию жизнестойкости в общую программу, на мой взгляд это  будет эффективным методом воспитания психологически здорового человека. Человека творческого, жизнерадостного, веселого, открытого, познающего окружающий мир и себя не только разумом, но и чувствами, интуицией, принимающего самого себя и признающего ценность и уникальность окружающих его людей, умеющего брать ответственность за свою жизнь, самого себя и извлекать уроки из неблагоприятных ситуаций. Только тогда его жизнь будет наполнена смыслом и созиданием.

Литература

  1. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2004.
  2. Венгер Л. А., Мухина В. С. Психология. — М.: «Просвещение», 1988
  3. Киселева М.В. Арт – терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб: Речь, 2006.
  4. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Арт-терапия детей и подростков. – М.: «Когито-Центр», 2007. – 197 с.
  5. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 2003.
  6.  Обозов Н.Н. Психодиагностика личности. Часть IЛНПП «Облик», 2002
  7.  Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990.
  8.  Практикум по возрастной психологии / Под ред. Е.Ф. Головей. – Спб, 2003.
  9.  Практикум по возрастной психологии. – Спб., 2002.
  10.  Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

Приложения

Приложение 1

Применяемые методики диагностической работы

Определение направленности личности
(Б. Басса)

Инструкция: Опросный лист состоит из 27 пунктов. По каждому из них возможны три варианта ответов: А, Б, В.
http://testoteka.narod.ru/0.png1. Из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который лучше всего выражает Вашу точку зрения по данному вопросу. Возможно, что какие-то из вариантов ответов покажутся Вам равноценными. Тем не менее, мы просим Вас отобрать из них только один, а именно тот, который в наибольшей степени отвечает Вашему мнению и более всего ценен для Вас. Букву, которой обозначен ответ (А, Б, В), напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта (1-27) под рубрикой "больше всего".
http://testoteka.narod.ru/0.png2. Затем из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который дальше всего стоит от Вашей точки зрения, наименее для Вас ценен. Букву, которой обозначен ответ, вновь напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта, в столбце под рубрикой "меньше всего".
http://testoteka.narod.ru/0.png3. Таким образом, для ответа на каждый из вопросов Вы используете две буквы, которые и запишите в соответствующие столбцы. Остальные ответы нигде не записываются. Старайтесь быть максимально правдивым. Среди вариантов ответа нет "хороших" или "плохих", поэтому не старайтесь угадать, какой из ответов является "правильным" или "лучшим" для Вас.

Анкета

  1. Наибольшее удовлетворение я получаю от:
    А. Одобрения моей работы;
    Б. Сознания того, что работа сделана хорошо;
    В. Сознания того, что меня окружают друзья.
  2. Если бы я играл в футбол (волейбол, баскетбол), то я хотел бы быть:
    А. Тренером, который разрабатывает тактику игры;
    Б. Известным игроком;
    В. Выбранным капитаном команды.
  3. По-моему, лучшим педагогом является тот, кто:
    А. Проявляет интерес к учащимся и к каждому имеет индивидуальный подход
    Б. Вызывает интерес к предмету так, что учащиеся с удовольствием углубляют свои знания в этом предмете;
    В. Создает в коллективе такую атмосферу, при которой никто не боится высказать свое мнение.
  4. Мне нравится, когда люди:
    А. Радуются выполненной работе;
    Б. С удовольствием работают в коллективе;
    В. Стремятся выполнить свою работу лучше других.
  5. Я хотел бы, чтобы мои друзья:
    А. Были отзывчивы и помогали людям, когда для этого представляются возможности
    Б. Были верны и преданы мне;
    В. Были умными и интересными людьми.
  6. Лучшими друзьями я считаю тех:
    А. С кем складываются хорошие взаимоотношения;
    Б. На кого всегда можно положиться;
    В. Кто может многого достичь в жизни.
  7. Больше всего я не люблю:
    А. Когда у меня что-то не получается;
    Б. Когда портятся отношения с товарищами;
    В. Когда меня критикуют.
  8. По-моему, хуже всего, когда педагог:
    А. Не скрывает, что некоторые учащиеся ему несимпатичны, насмехается и подшучивает над ними;
    Б. Вызывает дух соперничества в коллективе;
    В. Недостаточно хорошо знает свой предмет.
  9. В детстве мне больше всего нравилось:
    А. Проводить время с друзьями;
    Б. Ощущение выполненных дел;
    В. Когда меня за что-нибудь хвалили.
  10. Я хотел бы быть похожим на тех, кто:
    А. Добился успеха в жизни;
    Б. По-настоящему увлечен своим делом;
    В. Отличается дружелюбием и доброжелательностью.
  11. В первую очередь школа должна:
    А. Научить решать задачи, которые ставит жизнь;
    Б. Развивать прежде всего индивидуальные способности ученика;
    В. Воспитывать качества, помогающие взаимодействовать с людьми.
  12. Если бы у меня было больше свободного времени, охотнее всего я использовал бы его:
    А. Для общения с друзьями;
    Б. Для отдыха и развлечений;
    В. Для своих любимых дел и самообразования.
  13. Наибольших успехов я добиваюсь, когда:
    А. Работаю с людьми, которые мне симпатичны;
    Б. У меня интересная работа;
    В. Мои усилия хорошо вознаграждаются.
  14. Я люблю, когда:
    А. Другие люди меня ценят;
    Б. Испытывать удовлетворение от выполненной работы;
    В. Приятно провожу время с друзьями.
  15. Если бы обо мне решили написать в газете, мне бы хотелось, чтобы:
    А. Рассказали о каком-либо интересном деле, связанным с учебой, работой, спортом и т.п., в котором мне довелось участвовать;
    Б. Написали о моей деятельности;
    В. Обязательно рассказали о коллективе, в котором я работаю.
  16. Лучше всего я учусь, если преподаватель:
    А. Имеет ко мне индивидуальный подход;
    Б. Сумеет вызвать у меня интерес к предмету;
    В. Устраивает коллективные обсуждения изучаемых проблем.
  17. Для меня нет ничего хуже, чем:
    А. Оскорбление личного достоинства;
    Б. Неудача при выполнении важного дела;
    В. Потеря друзей.
  18. Больше всего я ценю:
    А. Успех;
    Б. Возможности хорошей совместной работы;
    В. Здравый практичный ум и смекалку.
  19. Я не люблю людей, которые:
    А. Считают себя хуже других;
    Б. Часто ссорятся и конфликтуют;
    В. Возражают против всего нового.
  20. Приятно, когда:
    А. Работаешь над важным для всех делом;
    Б. Имеешь много друзей;
    В. Вызываешь восхищение и всем нравишься.
  21. По-моему, в первую очередь руководитель должен быть:
    А. Доступным;
    Б. Авторитетным;
    В. Требовательным.
  22. В свободное время я охотно прочитал бы книги:
    А. О том, как заводить друзей и поддерживать хорошие отношения с людьми;
    Б. О жизни знаменитых и интересных людей;
    В. О последних достижениях науки и техники.
  23. Если бы у меня были способности к музыке, я предпочел бы быть:
    А. Дирижером;
    Б. Композитором;
    В. Солистом.
  24. Мне бы хотелось:
    А. Придумать интересный конкурс;
    Б. Победить в конкурсе;
    В. Организовать конкурс и руководить им.
  25. Для меня важнее всего знать:
    А. Что я хочу сделать;
    Б. Как достичь цели;
    В. Как организовать людей для достижения цели.
  26. Человек должен стремиться к тому, чтобы:
    А. Другие были им довольны;
    Б. Прежде всего выполнить свою задачу;
    В. Его не нужно было упрекать за выполненную работу.
  27. Лучше всего я отдыхаю в свободное время:
    А. В общении с друзьями;
    Б. Просматривая развлекательные фильмы;
    В. Занимаясь своим любимым делом.

Бланк тестируемого ______________________

п/п

Больше всего

Меньше всего

п/п

Больше всего

Меньше всего

п/п

Больше всего

Меньше всего

1

10

19

2

11

20

3

12

21

4

13

22

5

14

23

6

15

24

7

16

25

8

17

26

9

18

27

Ключ

Я

О

Д

Я

О

Д

1

А

В

Б

15

Б

В

А

2

Б

В

А

16

А

В

Б

3

А

В

Б

17

А

В

Б

4

В

Б

А

18

А

Б

В

5

Б

А

В

19

А

Б

В

6

В

А

Б

20

В

Б

А

7

В

Б

А

21

Б

А

В

8

А

Б

В

22

Б

А

В

9

В

А

Б

23

В

А

Б

10

А

В

Б

24

Б

В

А

11

Б

А

В

25

А

В

Б

12

Б

А

В

26

В

А

Б

13

В

А

Б

27

Б

А

В

14

А

Б

В

Методика диагностики уровня

 школьной тревожности Р. Филлипса.

Назначение методики – изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.

Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «Да» или «Нет».

Возможно как индивидуальное, так и групповое проведение исследования.

Инструкция: «Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь.

Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ «+», если Вы согласны с ним, или «-», если не согласны».

Текст опросника.

  1. Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?
  2. Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?
  3. Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?
  4. Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок?
  5. Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?
  6. Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит?
  7. Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?
  8. Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?
  9. Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?
  10. Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?
  11. Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?
  12. Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?
  13. Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?
  14. Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?
  15. Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, чего хочешь ты?
  16. Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?
  17. Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?
  18. Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?
  19. Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, ли ты сделаешь ошибку при ответе?
  20. Похож ли ты на своих одноклассников?
  21. Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?
  22. Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь?
  23. Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?
  24. Верно ли, что большинство ребят относится к тебе по-дружески?
  25. Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников?
  26. Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?
  27. Боишься ли ты временами вступать в спор?
  28. Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?
  29. Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?
  30. Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием?
  31. Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?
  32. Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с учебой?
  33. Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимание?
  34. Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?
  35. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?
  36. Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?
  37. Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?
  38. Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?
  39. Считаешь ли ты, что одеваешься в школу так же хорошо, как и твои одноклассники?
  40. Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие?
  41. Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе?
  42. Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?
  43. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?
  44. Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?
  45. Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение?
  46. Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?
  47. Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?
  48. Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе?
  49. Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?
  50. Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?
  51. Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?
  52. Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?
  53. Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним?
  54. Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, чего не можешь ты?
  55. Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?
  56. Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?
  57. Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо?
  58. Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?

Бланк ответов:

Фамилия, имя _________________________

Дата ______________

«Да»

«Нет»

«Да»

«Нет»

1

30

2

31

3

32

4

33

5

34

6

35

7

36

8

37

9

38

10

39

11

40

12

41

13

42

14

43

15

44

16

45

17

46

18

47

19

48

20

49

21

50

22

51

23

52

24

53

25

54

26

55

27

56

28

57

29

58

Алгоритм построения диагноза

 и особенности интерпретации методики.

Результаты:

1) Число несовпадений знаков («+» - да, «-» - нет) по каждому фактору (абсолютное число несовпадений в процентах: < 50 %; > 50 % и 75%).

Для каждого респондента.

2) Представление этих данных в виде индивидуальных диаграмм.

3) Число несовпадений по каждому измерению для всего класса; абсолютное значение - < 50 %; > 50 % и 75%.

4) Представление этих данных в виде диаграммы.

5) Количество учащихся, имеющих несовпадения по определенному фактору 50 % и 75 % (для всех факторов).

6) Представление сравнительных результатов при повторных замерах.

7) Полная информация о каждом учащемся (по результатам теста).

Обработка и интерпретация результатов.

При обработке результатов выделяют вопросы; ответы, на которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58-й вопрос ребенок ответил «Да», в то время как в ключе этому вопросу соответствует «-», то есть ответ «нет». Ответы, не совпадающие с ключом - это проявления тревожности. При обработке подсчитывается:

  1. Общее число несовпадений по всему тексту. Если оно больше 50 %, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75% от общего числа вопросов теста – о высокой тревожности.
  2. Число совпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделяемых в тексте. Уровень тревожности определяется так же, как в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.

Факторы

№ вопросов

1. Общая тревожность в школе

2, 3, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53. 54. 55, 56, 57, 58;

сумма = 22

2. Переживание социального стресса

5. 10, 15. 20, 24. 30, 33, 36. 39, 42, 44 сумма = 11

3. Фрустрация потребности в достижение успеха

1. 3, 6. 11. 17. 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41, 43; сумма = 13

4. Страх самовыражения

27, 31, 34, 37, 40, 45; сумма = 6

5. Страх ситуации проверки знаний

2, 7, 12, 16, 21, 26; сумма = 6

6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих

3,8,13,17.22; сумма = 5

7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

9,14.18.23,28; сумма = 5

8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями

2,6,11,32.35.41.44.47; сумма = 8

Ключ к вопросам

1 -

7-

13-

19-

25 +

31 -

37-

43 +

49-

55-

2 -

8-

14-

20 +

26-

32-

38 +

44 +

50-

56-

3-

9-

15-

21 -

27-

33-

39 +

45-

51 -

57-

4-

10-

16-

22 +

28-

34-

40-

46-

52-

58-

5-

11 +

17-

23-

29-

35 +

41 +

47-

53-

6-

12-

18-

24 +

30 +

36 +

42 -

48-

54-

Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность»        

  1. Бывает, что я сержусь.
  2. Обычно по утрам я просыпаюсь свежим и отдохнувшим.
  3. Сейчас я примерно так же работоспособен, как и всегда.
  4. Судьба определенно несправедлива ко мне.
  5. Запоры у меня бывают очень редко.
  6. Временами мне очень хотелось покинуть свой дом.
  7. Временами у меня бывают приступы смеха или плача, с которыми я никак не могу справиться.
  8. Мне кажется, что меня никто не понимает.
  9. Считаю, что если кто-то причинил мне зло, то я должен ответить ему тем же.
  10. Иногда мне в голову приходят такие нехорошие мысли, что лучше о них никому не рассказывать.
  11. Мне бывает трудно сосредоточиться на какой-либо задаче или работе.
  12. У меня бывают часто странные и необычные переживания.
  13. У меня отсутствовали неприятности из-за моего поведения.
  14. В детстве я одно время совершал мелкие кражи.
  15. Бывает, что у меня появляется желание ломать или крушить все вокруг.
  16. Бывало, что я целыми днями или даже неделями ничего не мог делать, потому что никак не мог заставить себя взяться за работу.
  17. Сон у меня прерывистый и беспокойный.
  18. Моя семья относится с неодобрением к той работе которую я выбрал.
  19. Бывали случаи, что я не сдерживал обещаний.
  20. Голова у меня болит часто.
  21. Раз в неделю или чаще я без всякой видимой причины внезапно ощущаю жар во всем теле.
  22. Было бы хорошо, если бы почти все законы отменили.
  23. Состояние моего здоровья почти такое же, как у большинства моих знакомых (не хуже).
  24. Встречая на улице своих знакомых или школьных друзей, с которыми я давно не виделся, я предпочитаю проходить мимо, если они со мной не заговаривают первыми.
  25. Большинству людей, которые меня знают, я нравлюсь.
  26. Я человек общительный.
  27. Иногда я так настаиваю на своем, что люди теряют терпение.
  28. Большую часть времени настроение у меня подавленное.
  29. Теперь мне трудно надеяться на то, что я чего-нибудь добьюсь в жизни.
  30. У меня мало уверенности в себе.
  31. Иногда я говорю неправду.
  32. Обычно я считаю, что жизнь стоящая штука.
  33. Я считаю, что большинство людей способны солгать, чтобы продвинуться по службе.
  34. Я охотно принимаю участие в собраниях и других общественных мероприятиях.
  35. Я ссорюсь с членами моей семьи очень редко.
  36. Иногда я испытываю сильное желание нарушить правила приличия или кому-нибудь навредить.
  37. Самая трудная борьба для меня это борьба с самим собой.
  38. Мышечные судороги или подергивания у меня бывают крайне редко (или почти не бывают).
  39. Я довольно безразличен к тому, что со мной будет.
  40. Иногда, когда я себя неважно чувствую, я бываю раздражительным.
  41. Часто у меня такое чувство” что я сделал что-то не то или даже что-то плохое.
  42. Некоторые люди до того любят командовать, что меня так и тянет делать все наперекор, даже если я знаю, что они правы.
  43. Я часто считаю себя обязанным отстаивать то, что нахожу справедливым.
  44. Моя речь сейчас такая же, как всегда (ни быстрее, ни медленнее, нет ни хрипоты, ни невнятности).
  45. Я считаю, что моя семейная жизнь такая же хорошая, как у большинства моих знакомых.
  46. Меня ужасно задевает, когда меня критикуют или ругают.
  47. Иногда у меня бывает чувство, что я просто должен нанести повреждение себе или кому-нибудь другому.
  48. Мое поведение в значительной мере определяется обычаями тех, кто меня окружает.
  49. В детстве у меня была компания, где все старались стоять друг за друга.
  50. Иногда меня так и подмывает с кем-нибудь затеять драку.
  51. Бывало, что я говорил о вещах, в которых не разбираюсь.
  52. Обычно я засыпаю спокойно и меня не тревожат никакие мысли.
  53. Последние несколько лет я чувствую себя хорошо.
  54. У меня никогда не было ни припадков, ни судорог.
  55. Сейчас мой вес постоянен (я не худею и не полнею).
  56. Я считаю, что меня часто наказывали незаслуженно.
  57. Я легко плачу.
  58. Я мало устаю.
  59. Я был бы довольно спокоен, если бы у кого-нибудь из моей семьи были неприятности из-за нарушения закона.
  60. С моим рассудком творится что-то неладное.
  61. Чтобы скрыть свою застенчивость, мне приходится затрачивать большие усилия.
  62. Приступы головокружения у меня бывают очень редко (или почти не бывают).
  63. Меня беспокоят сексуальные вопросы.
  64. Мне трудно поддерживать разговор с людьми, с которыми я только что познакомился.
  65. Когда я пытаюсь что-то сделать, часто замечаю, что у меня дрожат руки.
  66. Руки у меня такие же ловкие и проворные, как и прежде.
  67. Большую часть времени я испытываю общую слабость.
  68. Иногда, когда я смущен, я сильно потею, и меня это очень раздражает.
  69. Бывает, что я откладываю на завтра то, что должен сделать сегодня.
  70. Думаю, что я человек обреченный.
  71. Бывали случаи, что мне было трудно удержаться, чтобы что-нибудь не стащить у кого-нибудь или где-нибудь, например в магазине.
  72. Я злоупотреблял спиртными напитками.
  73. Я часто о чем-нибудь тревожусь.
  74. Мне бы хотелось быть членом нескольких кружков или обществ.
  75. Я редко задыхаюсь, и у меня не бывает сильных сердцебиений.
  76. Всю свою жизнь я строго следую принципам, основанным на чувстве долга.
  77. Случалось, что я препятствовал или поступал наперекор людям просто из принципа, а не потому, что дело было действительно важным.
  78. Если мне не грозит штраф и машин поблизости нет, я могу перейти улицу там, где мне хочется, а не там, где положено.
  79. Я всегда был независимым и свободным от контроля со стороны семьи.
  80. У меня бывали периоды такого сильного беспокойства, что я даже не мог усидеть на месте.
  81. Зачастую мои поступки неправильно истолковывались.
  82. Мои родители и (или) другие члены моей семьи придираются ко мне больше, чем надо.
  83. Кто-то управляет моими мыслями.
  84. Люди равнодушны и безразличны к тому, что с тобой случится.
  85. Мне нравится быть в компании, где все подшучивают друг над другом.
  86. В школе я усваивал материал медленнее, чем другие.
  87. Я вполне уверен в себе.
  88. Никому не доверять самое безопасное.
  89. Раз в неделю или чаще я бываю очень возбужденным и взволнованным.
  90. Когда я нахожусь в компании, мне трудно найти подходящую тему для разговора.
  91. Мне легко заставить других людей бояться себя, и иногда я это делаю ради забавы.
  92. В игре я предпочитаю выигрывать.
  93. Глупо осуждать человека, обманувшего того, кто сам позволяет себя обманывать.
  94. Кто-то пытается воздействовать на мои мысли.
  95. Я ежедневно выпиваю много воды.
  96. Счастливее всего я бываю, когда один.
  97. Я возмущаюсь каждый раз, когда узнаю, что преступник по какой-либо причине остался безнаказанным.
  98. В моей жизни был один или несколько случаев, когда я чувствовал, что кто-то посредствомгипноза заставляет меня совершать те или иные поступки.
  99. Я редко заговариваю с людьми первым.
  100. У меня никогда не было столкновений с законом.
  101. Мне приятно иметь среди своих знакомых значительных людей это как бы придает мне вес в собственных глазах.
  102. Иногда, без всякой причины у меня вдруг наступают периоды необычайной веселости.
  103. Жизнь для меня почти всегда связана с напряжением.
  104. В школе мне было очень трудно говорить перед классом.
  105. Люди проявляют по отношению ко мне столько сочувствия и симпатии, сколько я заслуживаю.
  106. Я отказываюсь играть в некоторые игры, потому что у меня это плохо получается.
  107. Мне кажется, что я завожу друзей с такой же легкостью, как и другие.
  108. Мне неприятно, когда вокруг меня люди.
  109. Мне, как правило, везет.
  110. Меня легко привести в замешательство.
  111. Некоторые из членов моей семьи совершали поступки, которые меня пугали.
  112. Иногда у меня бывают приступы смеха или плача, с которыми я никак не могу справиться.
  113. Мне бывает трудно приступить к выполнению нового задания или начать новое дело.
  114. Если бы люди не были настроены против меня, я в жизни достиг бы гораздо большего.
  115. Мне кажется, что меня никто не понимает.
  116. Среди моих знакомых есть люди, которые мне не нравятся.
  117. Я легко теряю терпение с людьми.
  118. Часто в новой обстановке я испытываю тревогу.
  119. Часто мне хочется умереть.
  120. Иногда я бываю так возбужден, что мне бывает трудно заснуть. .
  121. Часто я перехожу на другую сторону улицы, чтобы избежать встречи с тем, кого я увидел.
  122. Бывало, что я бросал начатое дело, так как боялся, что я не справлюсь с ним.
  123. Почти каждый день случается что-нибудь, что пугает меня.
  124. Даже среди людей я чувствую себя одиноким.
  125. Я убежден, что существует лишь одно-единственное правильное понимание смысла жизни.
  126. В гостях я чаще сижу в стороне и разговариваю с кем-нибудь одним, чем принимаю участие в общих развлечениях.
  127. Мне часто говорят, что я вспыльчив.
  128. Бывает, что я с кем-нибудь посплетничаю.
  129. Часто мне бывает неприятно, когда я пытаюсь предостеречь кого-либо от ошибок, а меня понимают неправильно.
  130. Я часто обращаюсь к людям за советом.
  131. Часто, даже тогда, когда для меня мне складывается все хорошо, я чувствую, что мне все безразлично.
  132. Меня довольно трудно вывести из себя.
  133. Когда я пытаюсь указать людям на их ошибки или помочь, они часто понимают меня неправильно.
  134. Обычно я спокоен и меня нелегко вывести из душевного равновесия.
  135. Я заслуживаю сурового наказания за свои проступки.
  136. Мне свойственно так сильно переживать свои разочарования, что я не могу заставить себя не думать о них.
  137. Временами мне кажется, что я ни на что не пригоден.
  138. Бывало, что при обсуждении некоторых вопросов’ я, особо не задумываясь, соглашался с мнением других.
  139. Меня весьма беспокоят всевозможные несчастья.
  140. Мои убеждения и взгляды непоколебимы.
  141. Я думаю, что можно, не нарушая закона, попытаться найти в нем лазейку.
  142. Есть люди, которые мне настолько неприятны, что я в глубине души радуюсь, когда они получают нагоняй за что-нибудь.
  143. У меня бывали периоды, когда я из-за волнения терял сон.
  144. Я посещаю всевозможные общественные мероприятия, потому что это позволяет побывать среди людей.
  145. Можно простить людям нарушение правил, которые они считают неразумными.
  146. У меня есть дурные привычки; которые настолько сильны, что бороться с ними просто бесполезно.
  147. Я охотно знакомлюсь с новыми людьми.
  148. Бывает, что неприличная и даже непристойная шутка у меня вызывает смех.
  149. Если дело у меня идет плохо, мне сразу хочется все бросить.
  150. Я предпочитаю действовать согласно собственным планам, а не следовать указаниям других.
  151. Люблю, чтобы окружающие знали мою точку зрения.
  152. Если я плохого мнения о человеке или даже презираю его, почти не стараюсь скрыть это от него.
  153. Я человек нервный и легко возбудимый.
  154. Все у меня получается плохо, не так, как надо.
  155. Будущее кажется мне безнадежным.
  156. Люди довольно легко могут изменить мое мнение, даже если до этого оно казалось мне окончательным.
  157. Несколько раз в неделю у меня бывает чувство, что должно случиться что-то страшное.
  158. Чаще всего я чувствую себя усталым.
  159. Я люблю бывать на вечерах и просто в компаниях.
  160. Я стараюсь уклониться от конфликтов и затруднительных положений.
  161. Меня часто раздражает, что я забываю, куда кладу вещи.
  162. Приключенческие рассказы мне нравятся больше, чем о любви.
  163. Если я захочу сделать что-то, но окружающие считают, что этого делать не стоит, я легко могу отказаться от своих намерений.
  164. Глупо осуждать людей, которые стремятся взять от жизни все, что могут.
  165. Мне безразлично, что обо мне думают другие
Ключ к тесту

Достоверность (Д)

  • Нет”: 1, 10, 19, 31, 51, 69, 78, 92, 101, 116, 128, 138, 148.

Адаптивные способности (АС)

  • Да”: 4, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 14, 15, 16, 17, 18, 20, 21, 22, 24, 27, 28, 29, 30, 33, 36, 37, 39, 40, 41, 42, 43, 46, 47, 50, 56, 57, 59, 60, 61, 63, 64, 65, 67, 68, 70, 71, 72, 73, 75, 77, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 86, 88, 89, 90, 91, 93, 94, 95, 96. 98, 99, 102, 103, 104, 106, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 117, 118 119, 120, 121. 122. 123, 124, 125, 126, 129, 131, 133, 135, 136, 137, 139, 141, 142, 143, 145, 146, 149, 150, 151, 152, 153, 154, 155, 156, 157, 158, 161, 162, 164, 165
  • Нет”: 2, 3, 5, 13, 23, 25, 26, 32, 34, 35, 38, 44, 45, 48, 49, 52, 53, 54, 55, 58, 62, 66, 74, 76, 85, 87, 97, 100, 105, 107, 127, 130, 132, 134, 140, 144, 147, 159, 160, 163

Нервно-психическая устойчивость (НПУ)

  • Да”: 4, 6, 7, 8, 11, 12, 15, 16, 17, 18, 20, 21, 28, 29, 30, 37, 39, 40, 41, 47, 57, 60, 63, 65, 67, 68, 70, 71, 73, 75, 80, 82, 83, 84, 86, 89, 94, 95, 96, 98, 102, 103, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 115, 117, 118, 119, 120, 122, 123, 124, 129, 131, 135, 136, 137, 139, 143, 146, 149, 153v 154, 155, 156, 157, 158, 161, 162
  • Нет”: 2, 3, 5, 23, 25, 32, 38, 44, 45, 49, 52, 53, 54, 55, 58, 62, 66, 87, 105, 127, 132, 134, 140

Коммуникативные особенности (КС)

  • Да”: 9, 24, 27, 33, 46, 61, 64, 81, 88, 90, 99, 104, 106, 114, 121, 126, 133, 142, 151, 152
  • Нет”: 26, 34, 35, 48, 74, 85, 107, 130, 144, 147, 159

Моральная нормативность (МН)

  • Да”: 14, 22, 36, 42, 50, 56, 59, 72, 77, 79, 91, 93, 125, 141, 145, 150, 164, 165
  • Нет”: 13, 76, 97, 100, 160, 163.
Обработка результатов теста

Обработка результатов осуществляется путем подсчета количества совпадений ответов испытуемого с ключом по каждой из шкал. Начинать обработку следует со шкалы достоверности, чтобы оценить стремление обследуемого представить себя в более социально-привлекательном виде. Если обследуемый набирает по шкале достоверности более 10 баллов, результат тестирования следует считать недостоверным и после проведения разъяснительной беседы необходимо повторить тестирование.

Таблица перевода сырых баллов в стены

Наименование шкал и количество ответов, совпавших с ключом

Стены

ЛАП

НПУ

КС

МН

 

62->

46->

27-31

18->

1

51-61

38-45

22-26

15-17

2

40-50

30-37

17-21

12-14

3

33-39

22-29

13-16

10-11

4

28-32

16-21

10-12

7-9

5

22-27

13-15

7-9

5-6

6

16-21

9-12

5-6

3-4

7

11-15

6-8

3-4

2

8

6-10

4-5

1-2

1

9

1-5

0-3

0

0

10

Интерпретация результатов теста

Интерпретация основных шкал методики "Адаптивность"  

Наименование шкалы

Уровень развития качеств

 

Ниже среднего (1-3 стена)

Выше среднего (7-10 стенов)

НПУ

Низкий уровень поведенческой регуляции, определенная склонность к нервно-психическим срывам, отсутствие адекватности самооценки и реального восприятия действительности.

Высокий уровень нервно-психической устойчивости и по- веденческой регуляции, высокая адекватная самооценка и реальное восприятие действительности.

КС

Низкий уровень развития коммуникативных способностей, затруднение в построении контактов с окружающими, проявление агрессивности, повышенная конфликтность.

Высокий уровень развития коммуникативных способностей, легко устанавливает контакты с сослуживцами, окружающими, не конфликтен.

МН

Не может адекватно оценить свое место и роль в коллективе, не стремится соблюдать общепринятые нормы поведения.

Реально оценивает свою роль в коллективе, ориентируется на соблюдение общепринятых норм поведения.

Итоговую оценку по шкале "Личностный адаптивный потенциал" (ЛАП) можно получить путем простого суммирования сырых баллов по трем шкалам:

ЛАП = "Нервно-психическая устойчивость" + "Коммуникативные способности" + "Моральная нормативность";

с последующей интерпретацией по нижеприведенной таблице.

Интерпретация адаптивных способностей по шкале "ЛАП" методики "Адаптивность"

Уровень адаптивных способностей (стены)

Интерпретация

5-10

Группы высокой и нормальной адаптации. Лица этих групп достаточно легко адаптируются к новым условиям деятельности, быстро входят в новый коллектив, достаточно легко и адекватно ориентируются в ситуации, быстро вырабатывают стратегию своего поведения. Как правило, не конфликтны, обладают высокой эмоциональной устойчивостью.

3-4

Группа удовлетворительной адаптации. Большинство лиц этой группы обладают признаками различных акцентуаций, которые в привычных условиях частично компенсированы и могут проявляться при смене деятельности. Поэтому успех адаптации зависит от внешних условий среды. Эти лица, как правило, обладают невысокой эмоциональной устойчивостью. Возможны асоциальные срывы, проявление агрессии и конфликтности. Лица этой группы требуют индивидуального подхода, постоянного наблюдения, коррекционных мероприятий.

1-2

Группа низкой адаптации. Лица этой группы обладают признаками явных акцентуаций характера и некоторыми признаками психопатий, а психическое состояние можно охарактеризовать, как пограничное. Возможны нервно-психические срывы. Лица этой группы обладают низкой нервно-психической устойчивостью, конфликтны, могут допускать асоциальные поступки. Требуют наблюдения психолога и врача (невропатолога, психиатра).

Источники
  • Многоуровневый личностный опросник “Адаптивность” (МЛО-АМ) А.Г.Маклакова и С.В.Чермянина / Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Ред. и сост. Райгородский Д.Я. – Самара, 2001. С.549-558.
  • Многоуровневый личностный опросник “Адаптивность” (МЛО-АМ) А.Г.Маклакова и С.В.Чермянина / Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности. Под ред. Г.С.Никифорова, М.А.Дмитриевой, В.М.Снеткова – СПб., 2001. С.127-129, 138-141.

Приложение 2

Создание адаптивной комнаты психологической разгрузки на базе МКОУ «Ташантинская основная общеобразовательная школа»

Приложение 3

Взаимодействие с социальными институтами села (Ташанта)

и района (Кош-Агачский)

C:\Users\Дом\Desktop\фото на опыт\3iPc-Psx8Is.jpg

Проведение занятия на базе в/ч 2080

C:\Users\Дом\Desktop\фото на опыт\9Hrf746lroM.jpg

Участие команды 8 и 9-го класса в мини-футболе с.Бельтир

C:\Users\Дом\Desktop\фото на опыт\dYPlCUfKaLs.jpg

Уборка территории речки «Ташантинка»

Неделя психологии «В мире эмоций»

C:\Users\Дом\Desktop\фото на опыт\RZC-5KO3DGQ.jpg

Игры на снятие эмоционального напряжения

C:\Users\Дом\Desktop\фото на опыт\tPv0mipO4OI.jpg

Игры на переменах на снятие эмоционального и физического  напряжения

C:\Users\Дом\Desktop\фото на опыт\vCn3pE8V3gY.jpg

Неделя психологии «В мире эмоций»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ УЧАЩИХСЯ.

   Образовательная школьная среда, в которую попадает ребёнок, достигнув определённого возраста, безусловно, развивает и воспитывает детей. Однако важнейшим условием обеспечения псих...

Обобщение опыта по теме: «Организация работы педагога-психолога с субъектами образовательного процесса, направленной на сохранение, укрепление и формирование здоровья учащихся»

Вашему вниманию представляю обобщение опыта по теме «Организация работы педагога-психолога с субъектами образовательного процесса, направленной на сохранение, укрепление и формирование здоровья учащих...

Организация работы педагога-психолога с субъектами образовательного процесса, направленная на сохранение, и укрепление здоровья и на выявления признаков одаренности у учащихся

Информационный блокТема педагогического опытаАктуальность опытаНовизна опытаЦель обобщения данного педагогического опытаЗадачи данного педагогического опытаОписание технологии опытаВедущая идеяОписани...

Методические рекомендации по организации работы педагога-психолога, направленной на предупреждение развития синдрома эмоционального выгорания у педагогических работников

Проблема эмоционального выгорания педагогических работников является одним из приоритетных направлений деятельности психолога, работающего в сфере образования.Психологическая поддержка в ситуации эмоц...

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ Цель, задачи, направления

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВЦель, задачи, направления...

Презетация "Организация работы педагога-психолога с обучающимися, состоящими на внутришкольном учете"

Дети группы риска-особая категория, требущая специфических технологий воспитательной работы, а также внимания со стороны педагогов, классных руководителей, психологов, социологов, советников по воспит...