Психогимнастика в работе педагога-психолога
консультация по психологии
Применение технологии психогимнастики в работе педагога-психолога сдетьми дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihogimnastika.docx | 21.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Психогимнастика в работе педагога-психолога
Психогимнастика - это комплекс особых упражнений, направленных на развитие эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков, а также на борьбу с различными психологическими проблемами.
Психогимнастика - это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально- личностной сферы). (СНОСКА: Из книги: Чистякова М.И. Психогимнастика. М.,1990). В её основе лежит игра, являющаяся основным видом деятельности дошкольника.
Цель психогимнастики
Психогимнастика по методике М.И. Чистяковой прежде всего направлена на обучение элементам техники выразительных движений, на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение навыков в саморасслаблении.
Основная цель занятий по психогимнастике — овладение навыками управления своей эмоциональной сферой: развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать и полноценно переживать.
Дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими, овладевают азбукой выражения эмоций. Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.
Когда и с кем использовать психогимнастику?
Психогимнастический комплекс нужно включать в дни, когда запланированы занятия с высокими интеллектуальными или психоэмоциональными нагрузками .
Прежде всего такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью,
истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивым, замкнутым, с неврозами, нарушениями характера, легкими задержками психического развития и другими нервно-психическими расстройствами, находящимися на границе здоровья и болезни. Не менее важно использовать психогимнастику в психопрофилактической работе с практически здоровыми детьми с целью психофизической разрядки.
Психогимнастика является доступным методом в работе с детьми для воспитателей, психологов, родителей, так как в основе лежит игра. Игра для ребенка – это средство познания мира, способ уйти от проблем, возможность примерить на себя разные роли, освободиться от физического и эмоционального напряжения. Психогимнастическая игра создает особый мир, в котором дети всегда успешны и талантливы.
Этот метод дает детям возможность в игровой форме и с помощью специальных упражнений выражать свои переживания, эмоции, чувства, проблемы посредством движений, мимики и жестов. Все это дает взрослому (педагогу, психологу, родителю) не только развивать, но и в определенной степени корректировать различные стороны психики ребенка. Большинство игр и упражнений по психогимнастике строятся на воображаемом материале, что позволяет создавать образ, окрашивать его эмоциями и движениями. Это очень важно для тренировки выражения чувств, эмоций, настроения. Дети охотно «проживают» ситуации, в которых эмоции (страх, удивление, радость, гнев и другие) представляются от имени сказочных персонажей, животных.
Такие игры и упражнения дают возможность испытывать разнообразные эмоциональные и мышечные ощущения, доставляя детям массу удовольствия, включают в работу фантазию, поднимают настроение, развивают артистические способности.
Важным преимуществом психогимнастики является стимулирование психической и физической активности ребенка в процессе игры, содействие эмоциональному равновесию, формированию уверенности в себе.
Система специальных упражнений помогает детям лучше чувствовать и воспринимать свое тело, контролировать эмоции, выражать чувства и мысли с помощью невербального поведения и понимать невербальное поведение других. Такого рода упражнения способствуют развитию у детей навыков саморасслабления.
То, что дети дошкольного возраста нуждаются в психологической помощи, доказывать никому уже не надо. Важно, чтобы методами психопрофилактики и психокоррекции владели не только педагоги – психологи, но и воспитатели использовали их в своей повседневной работе с детьми, учитывая их индивидуальные особенности и проблемы.
Представленные игры и упражнениями по психогимнастике для использования в работе с детьми разных возрастов педагогам необходимо попробовать на себе, для того чтобы в дальнейшем они могли использовать их в работе. Важно убедиться в том, что для психогимнастики не нужно много специального оборудования и ее легко можно применять. Для воспитателей групп были подготовлены комплексы игр и упражнений в соответствии с возрастной группой детей.
МЛАДШИЙ ВОЗРАСТ
Игры на движение:
«Изобрази меня»: дети изображают разных животных – обезьянок, кошечек, собачек, зайчиков и др.
«На огороде»: несколько малышей изображают садовников, рыхлят грядки, сажают семена, поливают их. Остальные дети изображают, как проклевывается из почвы, растет и развивается выбранный ими по желанию какой-либо фрукт, ягода или овощ
Инсценировка сказок «Репка», «Колобок» или других по желанию детей, которым уже читали эту сказку, и малыши знают ее содержание. Детям раздаются роли персонажей сказки. Педагог читает текст сказки, ребенок выполняет действия его персонажа.
Воображаемые предметы. Детям называется предмет, который они будут с улыбкой передавать друг другу – мячик, шарик, конфетку, пирожок и т.п.
Размяв мышцы, дети переходят к разминке эмоций и чувств. «Почувствуй, как они». Малышам предлагают изобразить, как улыбаются, радуются, огорчаются и хмурятся, пугаются и злятся люди и животные (мама, папа, братик и сестренка, дети из садика и школьники, добрые принцессы и злые троли, собаки, тигры, продавцы, водители трамвая, врачи и др.), а также неодушевленное окружение (облака, большие тучи, волны, солнышко и т.п).
Дети изображают чувства персонажей в определенной ситуации, например в сюжете сказки «Курочка Ряба». Бабка с дедом сначала удивляются (снесла яичко золотое), потом радуются, потом злятся на мышку, которое разбила яичко, в итоге печалятся, оставшись ни с чем.
СТАРШИЙ ВОЗРАСТ
Особенное внимание стоит уделить изучению характера и особенностей поведения человека. Это важно направление занятий, так старшие дошкольники вступают в коммуникации с большим количеством людей. Помогут в этом следующие игры:
«Угадай, кто это» Ребенок изображает мимикой и жестами знакомого всем участникам группы персонажа или героя сказок, мультфильмов, стихов, особенно ярко показывая черты характера героя. Группа угадывает, что это за персонаж.
«Выбери лучшего». По заданию педагога дети изображают злых и добрых героев, а затем сами выбирают того ребенка, который справился с заданием интереснее всех.
«Типичные характеры». Дети изображают самые распространенные варианты поведения людей: злюки, плаксы, весельчаки, скромники и др. В конце занятия детей необходимо успокоить, уравновесить их эмоции. Можно полежать на полу под тихую музыку, затем дать время пообщаться между собой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интерактивные формы работы педагога-психолога с педагогами
презентация "Интерактивные формы работы педагога-психолога с педагогами" и пракическое занятие "Я - само совершенство"...
План работы педагога - психолога, журнал психолога на год
Планом работы и журналом педагог-психолог пользуется ежедневно, планируя и свою работу и фиксируя результаты рабочего дня....
Экспертная деятельность педагога-психолога. О работе педагога-психолога в рамках сотрудничества. Анкетирование учителей на предмет состояния эмоционального комфорта в школе. Удовлетворённость учащихся образовательным процессом.
Представлены виды работ педагога-психолога во взаимодействии с другими специалистами. Эта работа даёт положительные результаты....
Презентация для педагогов-психологов МБОУ СОШ на тему: "Система работы педагога-психолога с детьми "группы риска".
Особенностью «детей группы риска» является то, что они находятся под воздействием объективных нежелательных факторов, которые могут сработать или нет. Вследствие этого этой категории детей...
Доклад – выступление на городском методическом объединении педагогов-психологов общеобразовательных организаций. Тема: «Система работы педагога-психолога на пути к успешной адаптации первоклассников»
Доклад – выступление на городском методическом объединении педагогов-психологов общеобразовательных организаций.Тема: «Система работы педагога-психолога на пути к успешной адаптации первок...
"Неделя психологии" Профилактическая работа педагога-психолога в адаптивной школе-интернате по формированию бесконфликтного общения как условие успешной адаптации обучающихся с ОВЗ. 2021г.
Конкурс«Творческий учитель – 2021» https://www.1urok.ru/categories/13/articles/43107Название раздела (категория)ПсихологияАвторыФИО: Виноградова Татьяна ПавловнаДолжность:...
Особенности коррекционно- развивающей работы педагога психолога в образовательном учреждении Выступление педагога-психолога МОУ СОШ №18 Варшавской Т.М.
Особенности коррекционно- развивающей работы педагога психолога в образовательном учреждении...