Программа профессионального сопровождения
рабочая программа по психологии (10 класс)
Предварительный просмотр:
Приложение
к основной образовательной программе
среднего общего образования ФГОС
МБОУ «Лицей №3»
Программа курса внеурочной деятельности
«Клуб профессионалов»
для обучающихся 10 классов
Направление внеурочной деятельности: «Социальное»
Количество часов в неделю, в год-17
Разработала: Иванова А. В.,
педагог-психолог первой
квалификационной категории
2020 г.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные:
1. Расширить знания о внутреннем мире, психологических особенностях, правилах выбора
профессии, об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда.
2. Сформировать готовность к гражданско-общественной деятельности, социально-трудовой, сформировать знания в вопросах профессионального самоопределения.
3. Сформировать умения оценивать себя (свое состояние, поступки, поведение)
4. Формировать готовность к личностному самоопределению
Метапредметные:
Регулятивные:
1. Определять цель деятельности
2. Планировать свои действия, составлять личный профессиональный план
3. Обнаруживать и формулировать проблему
Познавательные:
1. Осуществлять поиск необходимой информации.
2. Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать выводы.
3. Строить логические рассуждения
4. Анализировать профессиограммы
Коммуникативные:
1. Оформлять свою мысль в устной и письменной речи.
2. Слушать и понимать других людей.
3. Договариваться и приходить к общему мнению.
Предметные результаты:
Обучающийся 10 класса научится:
1. Классифицировать профессии;
2. Определять условия выбора профессии.
3. Получат знания об основных базовых понятиях профориентации.
4. Получат знания о профессиональных качествах и перспективах профессиональной
деятельности, о личностном росте.
Обучающийся 10 класса получит возможность научиться определять:
#1055;рофессиональные интересы и склонности.
2. Профессиональную пригодность и способности.
3. Профессиональный тип личности.
Содержание курса внеурочной деятельности 10 класс
«Вводное занятие» 1 час
Создать положительную мотивацию к изучению курса, обзор целей курса, коммуникативные игры, направленные на создание доброжелательной атмосферы, игра «Цепочка профессий»
«Многообразие мира профессий» 1 час
Дать понятие о способах классификации профессий по различным признакам. Знакомство с типами, группами, классами, отделами профессий, уточнение образа наиболее привлекательной профессии. Классификация профессий по предмету труда, цели труда, условиям и орудиям труда.
Встречи с представителями профессии: врач, полицейский, педагог
«Путешествие по морям профессий» 1 час
Актуализировать процесс профессионального самоопределения обучающихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о мире профессионального труда. Обобщить знания о сферах профессиональной деятельности человека; воспитывать уважительное отношение к людям различных профессий и результатам их труда.
Презентация проетов «Профессия моей мечты»
«Представление о себе и проблема выбора профессии» 1 час
«Образ „Я“» как система представлений о себе. Структура «образа „Я“» (знание о себе, оценка себя, умение управлять собой).
Упражнения «Кто я?», «Произвольное самоописание».
«Секреты» выбора профессии («хочу» — «могу» — «надо») 1 час
«Хочу» — склонности, желания, интересы личности; «могу» — человеческие возможности (физиологические и психологические ресурсы личности); «надо» — потребности рынка труда в кадрах. Типичные ошибки при выборе профессии.
Общее понятие о профессии, специальности, должности. Личный профессиональный план.
«Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу»)» 1 час
Потребности и мотивы как условие активности личности. Виды мотивов.
Индивидуальные интересы. Профессиональные намерения.
Методики: Карта интересов; Опросник профессиональной готовности.
Творческая мастерская: «Мои интересы»
«Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»)» 1 час
Понятие профпригодности. Профессионально важные качества. Активная роль личности при выборе профессии.
Методика самооценки индивидуальных особенностей.
«Социальные проблемы труда («надо»)» 1 час
Разделение труда. Содержание и характер труда . Процесс и условия труда
Профессионализация. Специализация. Квалификация. Современные требования к труду. Предметы и средства труда. Условия труда. Игровая дискуссия «Кто нужен нашему городу?».
«Классификация профессий» 1 час
Классификация профессий. Способы классификации профессий.
Профессии типа «человек — человек», «человек — техника», «человек — природа», «человек — знаковая система», «человек — художественный образ». Характеристика профессий по общим признакам профессиональной деятельности.
Игра-тренинг «Угадай профессию».
«Темперамент и выбор профессии» 1 час
Общее представление о темпераменте. Психологическая характеристика основных типов темперамента, особенности их проявления в учебной и профессиональной деятельности.
«Волевые качества личности» 1 час
Специфика волевого поведения в отличие от импульсивного и зависимого. Условия развития воли. Роль воли в процессе принятия профессиональных решений.
Опросник «Какая у меня воля?».
Дискуссия «Зачем человеку воля?»
«Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда» 1 час
Общее представление о памяти. Основные процессы памяти (запоминание, сохранение, забывание, узнавание и воспроизведение). Виды памяти и их роль в различных видах профессиональной деятельности. Условия развития памяти. Упражнения по развитию памяти «Что изменилось», «Найди отличия». Общее представление о внимании (объем, устойчивость, распределение, избирательность). Наблюдательность как профессионально важное качество. Условия развития внимания. Общее представление о воображении.
Упражнения «Муха», «Хромая обезьяна». Упражнения по развитию воображения «Кляксы», «Дорисуй круги».
«Самооценка, ее роль в жизни» 1 час
Сформировать у обучающихся представления о самооценке, ее важности в различных сферах жизни человека (общение, здоровье, профессиональный выбор).
Упражнения «Я такой…», «Меня можно похвалить за…»
«Имидж и этикет современного делового человека» 1час
Имидж сотрудников. Ознакомить с понятием имидж, этикет. Понятие Дресс-код.
Упражнение «Определи профессию».
«Резюме, правила составления» 1 час
Правила составления резюме и сопроводительного письма к нему. Правила отправления резюме.
Упражнение «А вот и Я.»
Практикум «Моё резюме»
«Собеседование. Как к нему подготовиться» 1 час
Сбор информации о компании, в которой вы будете проходить собеседование. Важные для подготовки аспекты. Вопросы, которые Вам могут задать на собеседовании. О чем можете спросить Вы?
Ролевая игра «Собеседование». Рекомендации по устройству на работу.
«Итоговое занятие» 1 час
Подведение итогов по курсу «Профориентация». Анкетирование «Что дало мне изучение предмета?». Подведение итогов курса.
Упражнения на развитие коммуникативных способностей, сплочение группы.
Календарно-тематическое планирование 10 класс
№ пп | № по теме урока | Тема урока | Кол-во часов |
1 | 1 | Вводное занятие | 1 |
2 | 2 | Многообразие мира профессий. Встречи с представителями различных профессий. | 1 |
3 | 3 | Путешествие по морям профессиий. Презентация проетов «Профессия моей мечты» | 1 |
4 | 4 | Представление о себе и проблема выбора профессии. | 1 |
5 | 5 | Секреты» выбора профессии («хочу» — «могу» — «надо» | 1 |
6 | 6 | Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу»). Творческая мастерская «Мои интересы» | 1 |
7 | 7 | Возможности личности в профессиональной деятельности («могу») | 1 |
8 | 8 | Социальные проблемы труда («надо») Игровая дискуссия. | 1 |
9 | 9 | Классификация профессий. Игра-тренинг «Угадай профессию». | 1 |
10 | 10 | Темперамент и выбор профессии | 1 |
11 | 11 | Волевые качества личности. Дискуссия «Зачем человеку воля?» | 1 |
12 | 12 | Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда. Упражнения по развитию памяти, внимания, воображения. | 1 |
13 | 13 | Самооценка, ее роль в жизни. | 1 |
14 | 14 | Имидж и этикет современного делового человека. | 1 |
15 | 15 | Резюме, правила составления. Практикум «Моё резюме» | 1 |
16 | 16 | Собеседование. Как к нему подготовиться. Ролевая игра. | 1 |
17 | 17 | Итоговое занятие | 1 |
Итого: | 17 |
Формы организации и виды деятельности:
∙ Практикумы
∙ Дискуссионные формы работы
∙ Тренинги и деловые игры
∙ Упражнения
∙ Встречи с представителями разных профессий, представителями ВУЗов
∙ Экскурсии на предприятия
∙ Работа в группах
∙ Групповое и индивидуальное консультирование обучающихся на всех этапах
внеурочной деятельности
∙ Система диагностического, психолого-педагогического сопровождения и поддержки
обучающихся
∙ Аналитическая деятельность на всех этапах реализации программы
∙ Организация самостоятельной исследовательской и проектировочной работы
обучающихся на различных уровнях, с учетом профессиональных интересов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/11/picture-162084-1355205011.jpg)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ШКОЛЫ VIII ВИДА
Данная программа направлена на развитие профессиональной ориентации учащихся с нарушением интеллекта, развития творческих способностей и успешной социально – профессиональной адаптации....
Развивающая психолого-педагогическая программа: "Психологическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников"
Обоснование программыПрофессиональное самоопределение – это один из этапов профессионального развития человека, включающий профессиональную направленность и самопознание (соотнесение личностью с...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/12/picture-331710-1384268362.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ "Картографо-геодезическое сопровождение земельно-имущественных отношений" специальности СПО 120714 Земельно-имущественные отношения
Программа профессионального модуля является частью примерной основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО в соответствии ФГОС по специальности СПО 120714 Земель...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/19/picture-444596-1584594999.jpg)
Программа тьюторского сопровождения обучающихся I отделения государственного профессионального образовательного автономного учреждения Амурской области «Амурский колледж строительства и жилищно-коммунального хозяйства» на 2016-2018 годы
Программа тьюторского сопровождения обучающихся I отделения государственного профессионального образовательного автономного учреждения Амурской области«Амурский колледж строительства и жилищно-коммуна...
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/23/picture-183993-1640283894.jpg)
Программа индивидуальной поддержки и профессионального сопровождения молодого специалиста в условиях общеобразовательного учреждения "Мы вместе!"
В начале своей профессиональной деятельности молодой преподаватель сталкивается с определенными трудностями. Неумение точно рассчитать время на учебном занятии, логично выстроить последовательность эт...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/06/picture-1302512-1609928821.jpg)
Программа профессионального развития педагога «Система сопровождения и развития одаренных детей» на 2019-2021 год
Цель:Выявление, поддержка и создание условий для оптимального развития одаренных детей, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачок в развитии спо...