Развивающая психолого-педагогическая программа: "Психологическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников"
методическая разработка по теме

Обоснование программы

Профессиональное самоопределение – это один из  этапов профессионального развития человека, включающий профессиональную направленность и самопознание (соотнесение личностью своих представлений об избираемой профессии со своими возможностями).

Профессиональное самоопределение личности учащегося зависит от следующих факторов:

  • Ценностные ориентации и установки
  • Уровень сформированности представлений о профессии
  • Уровень развития самооценки
  • Наличие способностей, склонностей и интересов
  • Уровень развития профессиональной  мотивации
  • Личностные особенности
  • Социальная среда, реальные жизненные условия (семейные отношения, здоровье, материальное  обеспечение и пр.) и др.

Профессиональное самоопределение:

Стадии самоопределения

Возрастная категория

Определяющий фактор

1 стадия

4-11 лет

Фантазии

2 стадия

11-14 лет

Интересы, самопознание

3 стадия

15-18 лет

Самоопределение, выбор

 

Психологические трудности и ошибки при выборе профессии:

 

Этапы выбора

Основные виды ошибок при выборе профессии подростком

1. Постановка проблемы выбора профессии (решение начать выбирать профессию)

1. Подмена проблемы;

2. Несвоевременность постановки проблемы;

3. Отсутствие необходимости выбора профессии;

2. Определение компетентного лица  для принятия решения при выборе профессии (решение вопроса: кто бы мог помочь в решении данной проблемы. Определение  круга компетентных лиц)

1. Неправильное понимание своей роли при выборе профессии;

3. Получение необходимой информации (сбор информации, отражающей существенные моменты конкретной ситуации выбора)

1.Отсутствие полной ориентировки при выборе профессии;

2. Расхождение в оценке субъективной ценности и объективной значимости конкретной информации о профессиях;

3.Наличие негативной установки в отношении официальных каналов информации;

4. Недостаточное знание терминологии профориентационной литературы;

5.Сложности самовосприятия;

4. Обобщение представления о ситуации выбора профессии (строение образа профессии, создается  концепция видения проблемы)

1. Низкий уровень критичности;

2. Фрагментарное понимание собственной житейской ситуации;

5. Выявление вариантов профессионального пути (поиск вариантов решений, их оценка)

1. Переоценка фактора престижной профессии;

2.Неправильный прогноз развития событий, неправильная оценка объективных обстоятельств;

3.Отсутствие связи между долгосрочными планами и принимаемым решением;

4.Наличие неадекватной самооценки;

5.Неоптимальный стиль поиска решения;

6. Отсутствие представления о параметрах оптимального выбора;

7. Недооценка  «затрат» на достижение цели;

6. Принятие решения о выборе профессии (выбор оптимального решения)

1. Переоценка или недооценка риска;

2. Переоценка «цены» риска при выборе профессии;

 

 

Пояснительная записка

 

Цель программы – формирование ответственного отношения к выбору индивидуального маршрута образовательной деятельности через расширение границ самопознания, с учетом личностных особенностей.

 

Задачи программы:

психологическое просвещение учащихся (расширить знания о мире профессий, рынке труда; получить основы правильного выбора профессии; познакомиться с классификацией, требованиями и условиями труда предпочитаемой профессии, возможностями обучения и трудоустройства);

психологическая диагностика и самодиагностика внутренних ресурсов подростка (интересы, склонности, способности, мотивы, особенности темперамента);

рефлексивный анализ соответствия личностных особенностей и требований «привлекательной» профессии;

моделирование индивидуального маршрута образовательной деятельности.

 

Основные принципы программы:

принцип гуманизации – опора на возможности и ресурсы подростка, акцент на самоопределение, выбор собственного профессионального пути, способов и средств индивидуального развития;

принцип индивидуализации – учет индивидуальных и возрастных особенностей учащихся при выборе форм и методов работы;

принцип социализации – содействие самоопределению подростков социальной среде, приобретение социального опыта путем принятия на себя различных социальных ролей.

Особенность программы: по результатам диагностических исследований учащиеся оформляют индивидуальный резюмирующий документ «Что я узнал о себе?» с обоснованием принятого дальнейшего маршрута образовательного пути.

 

Организация и планирование профориентационной работы

  1. Специфика профориентационной помощи на разных этапах развития профессионального самоопределения:

Образовательно-возрастная группа

Типичные ожидания оптанта

Помощь профконсультанта (основные акценты)

Дошкольники

-выбор кружков (часто выбирают родители)

-интерес к наиболее ярким профессиям (которые  «на виду»

-интерес к профессии своих родителей

-стремление попробовать себя в игровой  деятельности)

-помощь в выборе кружка (работа с родителями)

-увлекательные рассказы (с примерами) об интересующих профессиях и профессиях родителей

-проигрывание профессий (с целью осознания смысла и общественного значения этих профессий)

Учащиеся младших классов и средней школы (1-7 классы)

-интерес к модным (ярким) профессиям

-стремление увязать с профессиями учебные предметы

-выбор кружков и секций..

-увлекательные рассказы об интересующих профессиях

-постепенное расширение представлений о мире профессионального труда вообще

-помощь в выборе увлечения, хобби

Учащиеся 8-х и 9-х классов

-более конкретный интерес к профессиям

-появляется интерес к профессиональным учебным заведениям

-выбор подготовительных курсов

-интерес к своей профпригодности

-помощь в  самопознании (но без окончательной рекомендации о профпригодности )

-профинформационная работа: знакомство с особенностями профессий и учебных заведений

-профконсультационная помощь в выборе подготовительных курсов и профиля учебного заведения

Учащиеся 10-х и 11-х классов

-выбор профессии

-выбор учебного заведения

-выбор подготовительных курсов

-интерес к ценностно-смысловым и нравственным аспектам будущей трудовой жизни

-главное- стремление к более конкретному выбору…

-основной акцент – на ценностно-смысловую сторону самоопределения ( дискуссии, обсуждение разных позиций…)

-профинформационная помощь (конкретная- больший акцент на особенности поступления в учебные заведения)

-индивидуальный подход – по возможности проигрывание различных вариантов выбора (для сравнения, для большей ориентировки подростка)

 

 

 

 

 

 

 

         

  Научные, методологические и методические основания программы:

  1. Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога/И.В.Дубровина, М.К.Акимова и др.- М.: Просвещение, 1991- 303 с.: ил.- (Серия «Психологическая наука- школе»);
  2. Возрастные и индивидуальные особенности подростков/ под.ред.Д.Б.Эльконина, Т.В.Драгуновой.- М., 2002 г.
  3. Л.С.Выготский, Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. М., 1993.
  4. Грецов.А.Г. Выбираем профессию: советы практического психолога/А.Г.Грецов.- СПб.: Питер,2005.
  5. Захаров В.П. Социально- психологический тренинг: учебное пособие / В..Захаров, Н.Ю. Хрящева. – Л.: изд.ЛГУ, 2000.
  6. Овчарова В.Н. Справочная книга школьного психолога/ Москва, Просвещение -1996.
  7. Профконсультационная работа со старшеклассниками под ред. Б.А. Федоришина, Киев 2000.
  8. Резапкина Г.В. Я и моя профессия: программа профессионального самоопределения для подростков: учебно- метод.пособие для школьных психологов и педагогов, 2 изд-е,Москва, Генезис, 2004.
  9. Самоукина Н.В. Практичесий психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги. Москва, изд-во института психотерапии, 2003.

Основные принципы профориентационной работы:

  • Многообразие форм и методов
  • Нравственность как стержень всей работы, как основа организации разнообразия методов
  • Преемственность в работе, сохранение лучших традиций
  • Самоактивизация, способность искать внутренние резервы в работе
  • Профессиональное содружество
  • Гибкость, готовность к разумному компромиссу с оптантами, родителями, с администрацией.
  • Выделение приоритетов в работе, предполагающее отказ от чего-то менее существенного
  • Действенный оптимизм, вера в успех и в свои возможности
  • Взаимосвязь принципов, их взаимодополняемость.

 

 

Направления профориентационной работы:

  • Уроки самоопределения
  • Психодиагностическая  работа
  • Информационная работа
  • Профильное обучение
  • Профильные, образовательные лагеря
  • Коллективные творческие дела, направленные на формирование активной жизненной позиции и приобретение соответствующих качеств личности
  • Тренинговая работа

 

 

Методы и формы работы:

  • Тестирование, компьютерная диагностика, психодиагностические процедуры;
  • Ролевые игры;
  • Психотренинги;
  • Научные исследования;
  • Творческие проекты;
  • Лекционное изложение материала;
  • Анализ конкретных ситуаций.
  • Информационные средства (стенды, слайды, буклеты и.т.д.);
  • Вечера-встречи;
  • Конкурсы;
  • Кружки и клубы;
  • Экскурсии;
  • Диспуты, дискуссии;
  • Часы общения;
  • Уроки и классные часы;
  • Тематические вечера;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Структура программы (9 классы)

Программа рассчитана на 17  занятий по 2 часа в месяц. Занятия по форме напоминают тренинговую структуру, включают в себя: профориентационные игры и упражнения, анкетирование, профдиагностические методики, теоретическую часть, дискуссии, моделирование профессиональных ситуаций. (приложение 1)

 

Учебно-тематический план программа «ДОРОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА»

 (9 классы)

 

 

 

п/п

Тема

Кол-во

часов

Виды деятельности

1

Вводное занятие. Знакомство с проблемой профессионального и жизненного самоопределения.

 

1,5

Тестирование, работа в группах кооперативного обучения, интерактивная лекция, энергизатор, индивидуальная работа в тетрадях, рефлексия.

2

Информационное поле в мире профессий. Мотивы выбора.

1,5

Работа в группах кооперативного обучения, мозговой штурм, энергизатор, индивидуальная работа в тетрадях, рефлексия.

3

Оценка профессиональных склонностей.

1,5

Работа в группах кооперативного обучения, энергизатор, тестирование, рефлексия.

4

Характер, темперамент, способности – как составляющие успешной профессиональной деятельности.

1,5

Интерактивная лекция, энергизатор, индивидуальная работа в тетрадях, рефлексия.

5

Требования, которые предъявляет профессия к качествам личности, а также требования, предъявляемые обществом при трудоустройстве по той или иной профессии.

1,5

Групповая дискуссия, энергизатор, индивидуальная работа в тетрадях, рефлексия.

6

Алгоритм принятия решений.

1,5

Лекция, энергизатор, индивидуальная работа в тетрадях, рефлексия.

7

Самооценка и самовоспитание.

1,5

Групповая дискуссия, энергизатор, индивидуальное тестирование, рефлексия.

8

Моделирование индивидуального маршрута.

1,5

Индивидуальная работа в тетрадях, рефлексия.

 

ИТОГО

12

 

Структура программы (10 классы)

Программа рассчитана на 20  занятий по 2 часа в месяц. Занятия по форме напоминают тренинговую структуру, включают в себя: профориентационные игры и упражнения, анкетирование, профдиагностические методики, теоретическую часть, дискуссии, моделирование профессиональных ситуаций. (приложение 2)

 

Учебно-тематический план  программа «В ПОИСКАХ СВОЕГО ПРИЗВАНИЯ»

 (10 классы)

 

№ п/п

Тема

занятия

Виды и формы занятия

Кол-во часов

Индивидуальный

образовательный продукт

1

Профессиональные предпочтения

Психологическая разминка, активная беседа, теоретическая часть «От чего зависит выбор профессии», самодиагностика, профориентационные игры и упражнения, рефлексивный анализ

2

Самохарактеристика (личностные особенности), анкета жизненного и профессионального самоопределения (профессиональные предпочтения)

2

Профессиональные интересы и склонности

Психологическая разминка, анкетирование, теоретическая часть «Основы правильного выбора профессии», «классификация профессий по Е. К. Климову», профориентационные игры и упражнения, рефлексия

2

Анкета «Карта интересов» (профессиональные интересы), анкета «Ориентация» (профессиональные склонности)

3

Профессиональные

способности

Психологическая разминка, профориентационные игры и упражнения, анкетирование, теоретическая часть «Профессионально важные качества», рефлексия

2

Анкета «Ориентация» (профессиональные способности)

4

Личностные

особенности

Психологическая разминка, теоретическая часть «Профессиограмма», тестирование, профориентационные игры и упражнения, рефлексия

2

Тест «Айзенка» (особенности темперамента), тест «Интеллектуальная лабильность» (прогноз успешности профессионального обучения), профессиограмма

5

Моделирование индивидуального образовательного маршрута

Психологическая разминка, анкетирование, рефлексия, профориентационные игры и упражнения, моделирование индивидуального образовательного маршрута

2

Тест «Мотивы выбора профессии», резюме «Что я узнал о себе?» (обоснование дальнейшего маршрута образовательной деятельности)

Итого

10

 

 

 

Литература:

 

1. Головаха Е. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи.

2. Климов Е. Памятка профконсультанту.

3. Климов Е. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации.

4. Льюис Д. Тренинг эффективного общения. М., 2002.

5. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М., 2000.

6. Тигер, Бэррон-Тигер. Делай то, для чего ты рождён.

7. Чернявская А. П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. (Психология для всех) М., 2001.

 

Учебно-тематический план программа « ДОРОГОЙ К СЕБЕ»  (9-11 классы)

 

 

 

Наименование темы

Количество

занятий/ час

1.

Мое направление.

1 занятие / 1 час

2.

Личность.

1 занятие / 1 час

3.

Ценности личности.

1 занятие / 1 час

4.

Самореализация.

1 занятие / 1 час

5.

Обида.

1 занятие / 1 час

6.

Как справится с плохим настроением.

1 занятие / 1 час

7.

Исследование самооценки.

1 занятие / 1 час

8.

Жизнь по собственному выбору.

1 занятие / 1 час

9.

До встречи…

1 занятие / 1 час

 

Итого:

9 занятий / 9 часов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Структура программы (11 классы)

Программа рассчитана на 22  занятий по 2 часа в месяц. Занятия по форме напоминают тренинговую структуру, включают в себя: профориентационные игры и упражнения, анкетирование, профдиагностические методики, теоретическую часть, дискуссии, моделирование профессиональных ситуаций. (приложение 3)

 

 

 

Учебно-тематический план программа « КОМПАС В МИРЕ ПРОФЕССИЙ»

(11 класс)

 

Тема

Кол-во часов

1

Мотивы выбора профессии. Профессиональный план. (С использованием методики «Мотивы выбора профессии» и игры «Эпитафия»)

2

2

Карта мира профессий. Изучение карты с использованием профигры «Яблоня»

1

3

ДДО «Я предпочту» или опросник «Ориентация»

1

4

Профессиограммы. Урок-тренинг (составление профессиограмм при помощи мозгового штурма)

1

5

Требования профессии к человеку

1

6

Типичные ошибки при выборе профессии

1

7

Здоровье и выбор профессии. Анкета здоровья

1

8

Медицинские противопоказания к профессии. Профпригодность

1

9

Тест Холланда

1

10

Карта интересов

1

11

Зачётное занятие. Защита рефератов

1

12

Тренинг «Ответственность за свой выбор»

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сроки и этапы реализации программы:

 

I этап- Подготовительный – сроки  март – май 2011 г.

- организационный:

- изучение педагогической и психологической литературы;

- разработка  и составление программ для 9- 11 классов;

- мотивационный

- выявление и анализ отношения к программе всех участников образовательного процесса;

II этап – основной –  сроки 2011 уч.г. – 2014 уч.г.

- творческий- утверждение окончательного варианта программы;

- разработка форм и методов реализации проекта.

- реализация – пробация программы среди учащихся 9- 11 классов;

- формирование экспертной комиссии для анализ промежуточных результатов и соотнесения их с поставленными целями и задачами программы.

III этап – заключительный-

- анализ и оценка эффективности программы:

- отчет о результатах и практической значимости программы,

- семинар по распространению опыта работы.

Планируемые и ожидаемые  результаты:

 

По результатам программы 80 учащихся повысят свои знания и навыки по профессиональному самоопределению. Подростки в ходе программы разовьют навыки принятия решений, планирования профессионального пути, самопознания, межличностного взаимодействия, применят их в жизни и при профессиональном самоопределении.

По завершению курса учащиеся смогут наметить для себя жизненные и профессиональные ориентиры, и тем самым заложить фундамент своего будущего. Разберутся в собственных интересах, способностях и склонностях, получат представление о будущей профессии, о требованиях, которые она предъявляет. Определятся в выборе дальнейшего образовательного маршрута и выберут элективные курсы, предлагаемые школой, с учетом своих индивидуальных особенностей.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obosnovanie_programmy.docx35.91 КБ

Предварительный просмотр:

Обоснование программы

Профессиональное самоопределение – это один из  этапов профессионального развития человека, включающий профессиональную направленность и самопознание (соотнесение личностью своих представлений об избираемой профессии со своими возможностями).

Профессиональное самоопределение личности учащегося зависит от следующих факторов:

  1. Ценностные ориентации и установки
  2. Уровень сформированности представлений о профессии
  3. Уровень развития самооценки
  4. Наличие способностей, склонностей и интересов
  5. Уровень развития профессиональной  мотивации
  6. Личностные особенности
  7. Социальная среда, реальные жизненные условия (семейные отношения, здоровье, материальное  обеспечение и пр.) и др.

Профессиональное самоопределение:

Стадии самоопределения

Возрастная категория

Определяющий фактор

1 стадия

4-11 лет

Фантазии

2 стадия

11-14 лет

Интересы, самопознание

3 стадия

15-18 лет

Самоопределение, выбор

Психологические трудности и ошибки при выборе профессии:

Этапы выбора

Основные виды ошибок при выборе профессии подростком

1. Постановка проблемы выбора профессии (решение начать выбирать профессию)

1. Подмена проблемы;

2. Несвоевременность постановки проблемы;

3. Отсутствие необходимости выбора профессии;

2. Определение компетентного лица  для принятия решения при выборе профессии (решение вопроса: кто бы мог помочь в решении данной проблемы. Определение  круга компетентных лиц)

1. Неправильное понимание своей роли при выборе профессии;

3. Получение необходимой информации (сбор информации, отражающей существенные моменты конкретной ситуации выбора)

1.Отсутствие полной ориентировки при выборе профессии;

2. Расхождение в оценке субъективной ценности и объективной значимости конкретной информации о профессиях;

3.Наличие негативной установки в отношении официальных каналов информации;

4. Недостаточное знание терминологии профориентационной литературы;

5.Сложности самовосприятия;

4. Обобщение представления о ситуации выбора профессии (строение образа профессии, создается  концепция видения проблемы)

1. Низкий уровень критичности;

2. Фрагментарное понимание собственной житейской ситуации;

5. Выявление вариантов профессионального пути (поиск вариантов решений, их оценка)

1. Переоценка фактора престижной профессии;

2.Неправильный прогноз развития событий, неправильная оценка объективных обстоятельств;

3.Отсутствие связи между долгосрочными планами и принимаемым решением;

4.Наличие неадекватной самооценки;

5.Неоптимальный стиль поиска решения;

6. Отсутствие представления о параметрах оптимального выбора;

7. Недооценка  «затрат» на достижение цели;

6. Принятие решения о выборе профессии (выбор оптимального решения)

1. Переоценка или недооценка риска;

2. Переоценка «цены» риска при выборе профессии;

Пояснительная записка

Цель программы – формирование ответственного отношения к выбору индивидуального маршрута образовательной деятельности через расширение границ самопознания, с учетом личностных особенностей.

Задачи программы:

психологическое просвещение учащихся (расширить знания о мире профессий, рынке труда; получить основы правильного выбора профессии; познакомиться с классификацией, требованиями и условиями труда предпочитаемой профессии, возможностями обучения и трудоустройства);

психологическая диагностика и самодиагностика внутренних ресурсов подростка (интересы, склонности, способности, мотивы, особенности темперамента);

рефлексивный анализ соответствия личностных особенностей и требований «привлекательной» профессии;

моделирование индивидуального маршрута образовательной деятельности.

Основные принципы программы:

принцип гуманизации – опора на возможности и ресурсы подростка, акцент на самоопределение, выбор собственного профессионального пути, способов и средств индивидуального развития;

принцип индивидуализации – учет индивидуальных и возрастных особенностей учащихся при выборе форм и методов работы;

 принцип социализации – содействие самоопределению подростков социальной среде, приобретение социального опыта путем принятия на себя различных социальных ролей.

Особенность программы: по результатам диагностических исследований учащиеся оформляют индивидуальный резюмирующий документ «Что я узнал о себе?» с обоснованием принятого дальнейшего маршрута образовательного пути.

Организация и планирование профориентационной работы

  1. Специфика профориентационной помощи на разных этапах развития профессионального самоопределения:

Образовательно-возрастная группа

Типичные ожидания оптанта

Помощь профконсультанта (основные акценты)

Дошкольники

-выбор кружков (часто выбирают родители)

-интерес к наиболее ярким профессиям (которые  «на виду»

-интерес к профессии своих родителей

-стремление попробовать себя в игровой  деятельности)

-помощь в выборе кружка (работа с родителями)

-увлекательные рассказы (с примерами) об интересующих профессиях и профессиях родителей

-проигрывание профессий (с целью осознания смысла и общественного значения этих профессий)

Учащиеся младших классов и средней школы (1-7 классы)

-интерес к модным (ярким) профессиям

-стремление увязать с профессиями учебные предметы

-выбор кружков и секций..

-увлекательные рассказы об интересующих профессиях

-постепенное расширение представлений о мире профессионального труда вообще

-помощь в выборе увлечения, хобби

Учащиеся 8-х и 9-х классов

-более конкретный интерес к профессиям

-появляется интерес к профессиональным учебным заведениям

-выбор подготовительных курсов

-интерес к своей профпригодности

-помощь в  самопознании (но без окончательной рекомендации о профпригодности )

-профинформационная работа: знакомство с особенностями профессий и учебных заведений

-профконсультационная помощь в выборе подготовительных курсов и профиля учебного заведения

Учащиеся 10-х и 11-х классов

-выбор профессии

-выбор учебного заведения

-выбор подготовительных курсов

-интерес к ценностно-смысловым и нравственным аспектам будущей трудовой жизни

-главное- стремление к более конкретному выбору…

-основной акцент – на ценностно-смысловую сторону самоопределения ( дискуссии, обсуждение разных позиций…)

-профинформационная помощь (конкретная- больший акцент на особенности поступления в учебные заведения)

-индивидуальный подход – по возможности проигрывание различных вариантов выбора (для сравнения, для большей ориентировки подростка)

         

  Научные, методологические и методические основания программы:

  1. Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога/И.В.Дубровина, М.К.Акимова и др.- М.: Просвещение, 1991- 303 с.: ил.- (Серия «Психологическая наука- школе»);
  2. Возрастные и индивидуальные особенности подростков/ под.ред.Д.Б.Эльконина, Т.В.Драгуновой.- М., 2002 г.
  3. Л.С.Выготский, Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. М., 1993.
  4. Грецов.А.Г. Выбираем профессию: советы практического психолога/А.Г.Грецов.- СПб.: Питер,2005.
  5. Захаров В.П. Социально- психологический тренинг: учебное пособие / В..Захаров, Н.Ю. Хрящева. – Л.: изд.ЛГУ, 2000.
  6. Овчарова В.Н. Справочная книга школьного психолога/ Москва, Просвещение -1996.
  7. Профконсультационная работа со старшеклассниками под ред. Б.А. Федоришина, Киев 2000.
  8. Резапкина Г.В. Я и моя профессия: программа профессионального самоопределения для подростков: учебно- метод.пособие для школьных психологов и педагогов, 2 изд-е,Москва, Генезис, 2004.
  9. Самоукина Н.В. Практичесий психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги. Москва, изд-во института психотерапии, 2003.

Основные принципы профориентационной работы:

  1. Многообразие форм и методов
  2. Нравственность как стержень всей работы, как основа организации разнообразия методов
  3. Преемственность в работе, сохранение лучших традиций
  4. Самоактивизация, способность искать внутренние резервы в работе
  5. Профессиональное содружество
  6. Гибкость, готовность к разумному компромиссу с оптантами, родителями, с администрацией.
  7. Выделение приоритетов в работе, предполагающее отказ от чего-то менее существенного
  8. Действенный оптимизм, вера в успех и в свои возможности
  9. Взаимосвязь принципов, их взаимодополняемость.

Направления профориентационной работы:

  1. Уроки самоопределения
  2. Психодиагностическая  работа
  3. Информационная работа
  4. Профильное обучение
  5. Профильные, образовательные лагеря
  6. Коллективные творческие дела, направленные на формирование активной жизненной позиции и приобретение соответствующих качеств личности
  7. Тренинговая работа

Методы и формы работы:

  1. Тестирование, компьютерная диагностика, психодиагностические процедуры;
  2. Ролевые игры;
  3. Психотренинги;
  4. Научные исследования;
  5. Творческие проекты;
  6. Лекционное изложение материала;
  7. Анализ конкретных ситуаций.
  8. Информационные средства (стенды, слайды, буклеты и.т.д.);
  9. Вечера-встречи;
  10. Конкурсы;
  11. Кружки и клубы;
  12. Экскурсии;
  13. Диспуты, дискуссии;
  14. Часы общения;
  15. Уроки и классные часы;
  16. Тематические вечера;

Структура программы (9 классы)

Программа рассчитана на 17  занятий по 2 часа в месяц. Занятия по форме напоминают тренинговую структуру, включают в себя: профориентационные игры и упражнения, анкетирование, профдиагностические методики, теоретическую часть, дискуссии, моделирование профессиональных ситуаций. (приложение 1)

Учебно-тематический план программа «ДОРОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА»

 (9 классы)

п/п

Тема

Кол-во

часов

Виды деятельности

1

Вводное занятие. Знакомство с проблемой профессионального и жизненного самоопределения.

1,5

Тестирование, работа в группах кооперативного обучения, интерактивная лекция, энергизатор, индивидуальная работа в тетрадях, рефлексия.

2

Информационное поле в мире профессий. Мотивы выбора.

1,5

Работа в группах кооперативного обучения, мозговой штурм, энергизатор, индивидуальная работа в тетрадях, рефлексия.

3

Оценка профессиональных склонностей.

1,5

Работа в группах кооперативного обучения, энергизатор, тестирование, рефлексия.

4

Характер, темперамент, способности – как составляющие успешной профессиональной деятельности.

1,5

Интерактивная лекция, энергизатор, индивидуальная работа в тетрадях, рефлексия.

5

Требования, которые предъявляет профессия к качествам личности, а также требования, предъявляемые обществом при трудоустройстве по той или иной профессии.

1,5

Групповая дискуссия, энергизатор, индивидуальная работа в тетрадях, рефлексия.

6

Алгоритм принятия решений.

1,5

Лекция, энергизатор, индивидуальная работа в тетрадях, рефлексия.

7

Самооценка и самовоспитание.

1,5

Групповая дискуссия, энергизатор, индивидуальное тестирование, рефлексия.

8

Моделирование индивидуального маршрута.

1,5

Индивидуальная работа в тетрадях, рефлексия.

ИТОГО

12

Структура программы (10 классы)

Программа рассчитана на 20  занятий по 2 часа в месяц. Занятия по форме напоминают тренинговую структуру, включают в себя: профориентационные игры и упражнения, анкетирование, профдиагностические методики, теоретическую часть, дискуссии, моделирование профессиональных ситуаций. (приложение 2)

Учебно-тематический план  программа «В ПОИСКАХ СВОЕГО ПРИЗВАНИЯ»

 (10 классы)

№ п/п

Тема

занятия

Виды и формы занятия

Кол-во часов

Индивидуальный

образовательный продукт

1

Профессиональные предпочтения

Психологическая разминка, активная беседа, теоретическая часть «От чего зависит выбор профессии», самодиагностика, профориентационные игры и упражнения, рефлексивный анализ

2

Самохарактеристика (личностные особенности), анкета жизненного и профессионального самоопределения (профессиональные предпочтения)

2

Профессиональные интересы и склонности

Психологическая разминка, анкетирование, теоретическая часть «Основы правильного выбора профессии», «классификация профессий по Е. К. Климову», профориентационные игры и упражнения, рефлексия

2

Анкета «Карта интересов» (профессиональные интересы), анкета «Ориентация» (профессиональные склонности)

3

Профессиональные

способности

Психологическая разминка, профориентационные игры и упражнения, анкетирование, теоретическая часть «Профессионально важные качества», рефлексия

2

Анкета «Ориентация» (профессиональные способности)

4

Личностные

особенности

Психологическая разминка, теоретическая часть «Профессиограмма», тестирование, профориентационные игры и упражнения, рефлексия

2

Тест «Айзенка» (особенности темперамента), тест «Интеллектуальная лабильность» (прогноз успешности профессионального обучения), профессиограмма

5

Моделирование индивидуального образовательного маршрута

Психологическая разминка, анкетирование, рефлексия, профориентационные игры и упражнения, моделирование индивидуального образовательного маршрута

2

Тест «Мотивы выбора профессии», резюме «Что я узнал о себе?» (обоснование дальнейшего маршрута образовательной деятельности)

Итого

10

Литература:

1. Головаха Е. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи.

2. Климов Е. Памятка профконсультанту.

3. Климов Е. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации.

4. Льюис Д. Тренинг эффективного общения. М., 2002.

5. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М., 2000.

6. Тигер, Бэррон-Тигер. Делай то, для чего ты рождён.

7. Чернявская А. П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. (Психология для всех) М., 2001.

Учебно-тематический план программа « ДОРОГОЙ К СЕБЕ»  (9-11 классы)

Наименование темы

Количество

занятий/ час

1.

Мое направление.

1 занятие / 1 час

2.

Личность.

1 занятие / 1 час

3.

Ценности личности.

1 занятие / 1 час

4.

Самореализация.

1 занятие / 1 час

5.

Обида.

1 занятие / 1 час

6.

Как справится с плохим настроением.

1 занятие / 1 час

7.

Исследование самооценки.

1 занятие / 1 час

8.

Жизнь по собственному выбору.

1 занятие / 1 час

9.

До встречи…

1 занятие / 1 час

Итого:

9 занятий / 9 часов

Структура программы (11 классы)

Программа рассчитана на 22  занятий по 2 часа в месяц. Занятия по форме напоминают тренинговую структуру, включают в себя: профориентационные игры и упражнения, анкетирование, профдиагностические методики, теоретическую часть, дискуссии, моделирование профессиональных ситуаций. (приложение 3)

Учебно-тематический план программа « КОМПАС В МИРЕ ПРОФЕССИЙ»

(11 класс)

Тема

Кол-во часов

1

Мотивы выбора профессии. Профессиональный план. (С использованием методики «Мотивы выбора профессии» и игры «Эпитафия»)

2

2

Карта мира профессий. Изучение карты с использованием профигры «Яблоня»

1

3

ДДО «Я предпочту» или опросник «Ориентация»

1

4

Профессиограммы. Урок-тренинг (составление профессиограмм при помощи мозгового штурма)

1

5

Требования профессии к человеку

1

6

Типичные ошибки при выборе профессии

1

7

Здоровье и выбор профессии. Анкета здоровья

1

8

Медицинские противопоказания к профессии. Профпригодность

1

9

Тест Холланда

1

10

Карта интересов

1

11

Зачётное занятие. Защита рефератов

1

12

Тренинг «Ответственность за свой выбор»

1

Сроки и этапы реализации программы:

I этап- Подготовительный – сроки  март – май 2011 г.

- организационный:

- изучение педагогической и психологической литературы;

- разработка  и составление программ для 9- 11 классов;

- мотивационный

- выявление и анализ отношения к программе всех участников образовательного процесса;

II этап – основной –  сроки 2011 уч.г. – 2014 уч.г.

- творческий- утверждение окончательного варианта программы;

- разработка форм и методов реализации проекта.

- реализация – пробация программы среди учащихся 9- 11 классов;

- формирование экспертной комиссии для анализ промежуточных результатов и соотнесения их с поставленными целями и задачами программы.

III этап – заключительный-

- анализ и оценка эффективности программы:

- отчет о результатах и практической значимости программы,

- семинар по распространению опыта работы.

Планируемые и ожидаемые  результаты:

По результатам программы 80 учащихся повысят свои знания и навыки по профессиональному самоопределению. Подростки в ходе программы разовьют навыки принятия решений, планирования профессионального пути, самопознания, межличностного взаимодействия, применят их в жизни и при профессиональном самоопределении.

По завершению курса учащиеся смогут наметить для себя жизненные и профессиональные ориентиры, и тем самым заложить фундамент своего будущего. Разберутся в собственных интересах, способностях и склонностях, получат представление о будущей профессии, о требованиях, которые она предъявляет. Определятся в выборе дальнейшего образовательного маршрута и выберут элективные курсы, предлагаемые школой, с учетом своих индивидуальных особенностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Решение проблем психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащейся молодежи в процессе экспериментальной деятельности"

Борисова Л.А. ,Московский педагогический государственный университет,Волошко И.Г. ,директор ГОУ СОШ с углубленным изучением английского языка № 1234Чарнецкий С.Н.,ГОУ СОШ  с углубленным изу...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ЛИЧНОСТНОМУ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Возрастные особенности выпускников средней школы и социальная ситуация (окончание средней школы) требуют от педагогов и психологов активной помощи учащимся в личностном и профессиональном самоопределе...

Условия психолого - педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников Гимназии «АРТ – ЭТЮД» в творческой сфере.

               Авторская статья о том. как в ,  в Гимназии «АРТ - ЭТЮД» найден путь эффективного социального взаимодействия подростка и взрослого в ...

Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников

Одним из видов психолого-педагогического сопровождения является профессиональная ориентация и самоопределение старшеклассников: предпрофильная подготовкка и профильное обучение...

Психолого педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников с нарушением слуха

Система работы воспитателя по профессиональному самоопределению старшеклассников....

Психолого педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников с нарушением слуха

Система работы воспитателя по профессиональному самоопределению старшеклассников...

Практика наставничества: "Сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников и развития обучающихся через групповое наставничество с работодателем"

     В современных условиях каждый выпускник школы должен быть подготовлен к осознанному выбору востребованных экономикой профессий, к числу которых относятся специальности инжен...