Развивающая психолого-педагогическая программа: "Психологическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников"
методическая разработка по теме
Обоснование программы
Профессиональное самоопределение – это один из этапов профессионального развития человека, включающий профессиональную направленность и самопознание (соотнесение личностью своих представлений об избираемой профессии со своими возможностями).
Профессиональное самоопределение личности учащегося зависит от следующих факторов:
- Ценностные ориентации и установки
- Уровень сформированности представлений о профессии
- Уровень развития самооценки
- Наличие способностей, склонностей и интересов
- Уровень развития профессиональной мотивации
- Личностные особенности
- Социальная среда, реальные жизненные условия (семейные отношения, здоровье, материальное обеспечение и пр.) и др.
Профессиональное самоопределение:
Стадии самоопределения | Возрастная категория | Определяющий фактор |
1 стадия | 4-11 лет | Фантазии |
2 стадия | 11-14 лет | Интересы, самопознание |
3 стадия | 15-18 лет | Самоопределение, выбор |
Психологические трудности и ошибки при выборе профессии:
Этапы выбора | Основные виды ошибок при выборе профессии подростком |
1. Постановка проблемы выбора профессии (решение начать выбирать профессию) | 1. Подмена проблемы; 2. Несвоевременность постановки проблемы; 3. Отсутствие необходимости выбора профессии; |
2. Определение компетентного лица для принятия решения при выборе профессии (решение вопроса: кто бы мог помочь в решении данной проблемы. Определение круга компетентных лиц) | 1. Неправильное понимание своей роли при выборе профессии; |
3. Получение необходимой информации (сбор информации, отражающей существенные моменты конкретной ситуации выбора) | 1.Отсутствие полной ориентировки при выборе профессии; 2. Расхождение в оценке субъективной ценности и объективной значимости конкретной информации о профессиях; 3.Наличие негативной установки в отношении официальных каналов информации; 4. Недостаточное знание терминологии профориентационной литературы; 5.Сложности самовосприятия; |
4. Обобщение представления о ситуации выбора профессии (строение образа профессии, создается концепция видения проблемы) | 1. Низкий уровень критичности; 2. Фрагментарное понимание собственной житейской ситуации; |
5. Выявление вариантов профессионального пути (поиск вариантов решений, их оценка) | 1. Переоценка фактора престижной профессии; 2.Неправильный прогноз развития событий, неправильная оценка объективных обстоятельств; 3.Отсутствие связи между долгосрочными планами и принимаемым решением; 4.Наличие неадекватной самооценки; 5.Неоптимальный стиль поиска решения; 6. Отсутствие представления о параметрах оптимального выбора; 7. Недооценка «затрат» на достижение цели; |
6. Принятие решения о выборе профессии (выбор оптимального решения) | 1. Переоценка или недооценка риска; 2. Переоценка «цены» риска при выборе профессии; |
Пояснительная записка
Цель программы – формирование ответственного отношения к выбору индивидуального маршрута образовательной деятельности через расширение границ самопознания, с учетом личностных особенностей.
Задачи программы:
– психологическое просвещение учащихся (расширить знания о мире профессий, рынке труда; получить основы правильного выбора профессии; познакомиться с классификацией, требованиями и условиями труда предпочитаемой профессии, возможностями обучения и трудоустройства);
– психологическая диагностика и самодиагностика внутренних ресурсов подростка (интересы, склонности, способности, мотивы, особенности темперамента);
– рефлексивный анализ соответствия личностных особенностей и требований «привлекательной» профессии;
– моделирование индивидуального маршрута образовательной деятельности.
Основные принципы программы:
– принцип гуманизации – опора на возможности и ресурсы подростка, акцент на самоопределение, выбор собственного профессионального пути, способов и средств индивидуального развития;
– принцип индивидуализации – учет индивидуальных и возрастных особенностей учащихся при выборе форм и методов работы;
– принцип социализации – содействие самоопределению подростков социальной среде, приобретение социального опыта путем принятия на себя различных социальных ролей.
Особенность программы: по результатам диагностических исследований учащиеся оформляют индивидуальный резюмирующий документ «Что я узнал о себе?» с обоснованием принятого дальнейшего маршрута образовательного пути.
Организация и планирование профориентационной работы
- Специфика профориентационной помощи на разных этапах развития профессионального самоопределения:
Образовательно-возрастная группа | Типичные ожидания оптанта | Помощь профконсультанта (основные акценты) |
Дошкольники | -выбор кружков (часто выбирают родители) -интерес к наиболее ярким профессиям (которые «на виду» -интерес к профессии своих родителей -стремление попробовать себя в игровой деятельности) | -помощь в выборе кружка (работа с родителями) -увлекательные рассказы (с примерами) об интересующих профессиях и профессиях родителей -проигрывание профессий (с целью осознания смысла и общественного значения этих профессий) |
Учащиеся младших классов и средней школы (1-7 классы) | -интерес к модным (ярким) профессиям -стремление увязать с профессиями учебные предметы -выбор кружков и секций.. | -увлекательные рассказы об интересующих профессиях -постепенное расширение представлений о мире профессионального труда вообще -помощь в выборе увлечения, хобби |
Учащиеся 8-х и 9-х классов | -более конкретный интерес к профессиям -появляется интерес к профессиональным учебным заведениям -выбор подготовительных курсов -интерес к своей профпригодности | -помощь в самопознании (но без окончательной рекомендации о профпригодности ) -профинформационная работа: знакомство с особенностями профессий и учебных заведений -профконсультационная помощь в выборе подготовительных курсов и профиля учебного заведения |
Учащиеся 10-х и 11-х классов | -выбор профессии -выбор учебного заведения -выбор подготовительных курсов -интерес к ценностно-смысловым и нравственным аспектам будущей трудовой жизни -главное- стремление к более конкретному выбору… | -основной акцент – на ценностно-смысловую сторону самоопределения ( дискуссии, обсуждение разных позиций…) -профинформационная помощь (конкретная- больший акцент на особенности поступления в учебные заведения) -индивидуальный подход – по возможности проигрывание различных вариантов выбора (для сравнения, для большей ориентировки подростка) |
Научные, методологические и методические основания программы:
- Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога/И.В.Дубровина, М.К.Акимова и др.- М.: Просвещение, 1991- 303 с.: ил.- (Серия «Психологическая наука- школе»);
- Возрастные и индивидуальные особенности подростков/ под.ред.Д.Б.Эльконина, Т.В.Драгуновой.- М., 2002 г.
- Л.С.Выготский, Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. М., 1993.
- Грецов.А.Г. Выбираем профессию: советы практического психолога/А.Г.Грецов.- СПб.: Питер,2005.
- Захаров В.П. Социально- психологический тренинг: учебное пособие / В..Захаров, Н.Ю. Хрящева. – Л.: изд.ЛГУ, 2000.
- Овчарова В.Н. Справочная книга школьного психолога/ Москва, Просвещение -1996.
- Профконсультационная работа со старшеклассниками под ред. Б.А. Федоришина, Киев 2000.
- Резапкина Г.В. Я и моя профессия: программа профессионального самоопределения для подростков: учебно- метод.пособие для школьных психологов и педагогов, 2 изд-е,Москва, Генезис, 2004.
- Самоукина Н.В. Практичесий психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги. Москва, изд-во института психотерапии, 2003.
Основные принципы профориентационной работы:
- Многообразие форм и методов
- Нравственность как стержень всей работы, как основа организации разнообразия методов
- Преемственность в работе, сохранение лучших традиций
- Самоактивизация, способность искать внутренние резервы в работе
- Профессиональное содружество
- Гибкость, готовность к разумному компромиссу с оптантами, родителями, с администрацией.
- Выделение приоритетов в работе, предполагающее отказ от чего-то менее существенного
- Действенный оптимизм, вера в успех и в свои возможности
- Взаимосвязь принципов, их взаимодополняемость.
Направления профориентационной работы:
- Уроки самоопределения
- Психодиагностическая работа
- Информационная работа
- Профильное обучение
- Профильные, образовательные лагеря
- Коллективные творческие дела, направленные на формирование активной жизненной позиции и приобретение соответствующих качеств личности
- Тренинговая работа
Методы и формы работы:
- Тестирование, компьютерная диагностика, психодиагностические процедуры;
- Ролевые игры;
- Психотренинги;
- Научные исследования;
- Творческие проекты;
- Лекционное изложение материала;
- Анализ конкретных ситуаций.
- Информационные средства (стенды, слайды, буклеты и.т.д.);
- Вечера-встречи;
- Конкурсы;
- Кружки и клубы;
- Экскурсии;
- Диспуты, дискуссии;
- Часы общения;
- Уроки и классные часы;
- Тематические вечера;
Структура программы (9 классы)
Программа рассчитана на 17 занятий по 2 часа в месяц. Занятия по форме напоминают тренинговую структуру, включают в себя: профориентационные игры и упражнения, анкетирование, профдиагностические методики, теоретическую часть, дискуссии, моделирование профессиональных ситуаций. (приложение 1)
Учебно-тематический план программа «ДОРОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА»
(9 классы)
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Виды деятельности |
1 | Вводное занятие. Знакомство с проблемой профессионального и жизненного самоопределения. |
1,5 | Тестирование, работа в группах кооперативного обучения, интерактивная лекция, энергизатор, индивидуальная работа в тетрадях, рефлексия. |
2 | Информационное поле в мире профессий. Мотивы выбора. | 1,5 | Работа в группах кооперативного обучения, мозговой штурм, энергизатор, индивидуальная работа в тетрадях, рефлексия. |
3 | Оценка профессиональных склонностей. | 1,5 | Работа в группах кооперативного обучения, энергизатор, тестирование, рефлексия. |
4 | Характер, темперамент, способности – как составляющие успешной профессиональной деятельности. | 1,5 | Интерактивная лекция, энергизатор, индивидуальная работа в тетрадях, рефлексия. |
5 | Требования, которые предъявляет профессия к качествам личности, а также требования, предъявляемые обществом при трудоустройстве по той или иной профессии. | 1,5 | Групповая дискуссия, энергизатор, индивидуальная работа в тетрадях, рефлексия. |
6 | Алгоритм принятия решений. | 1,5 | Лекция, энергизатор, индивидуальная работа в тетрадях, рефлексия. |
7 | Самооценка и самовоспитание. | 1,5 | Групповая дискуссия, энергизатор, индивидуальное тестирование, рефлексия. |
8 | Моделирование индивидуального маршрута. | 1,5 | Индивидуальная работа в тетрадях, рефлексия. |
| ИТОГО | 12 |
|
Структура программы (10 классы)
Программа рассчитана на 20 занятий по 2 часа в месяц. Занятия по форме напоминают тренинговую структуру, включают в себя: профориентационные игры и упражнения, анкетирование, профдиагностические методики, теоретическую часть, дискуссии, моделирование профессиональных ситуаций. (приложение 2)
Учебно-тематический план программа «В ПОИСКАХ СВОЕГО ПРИЗВАНИЯ»
(10 классы)
№ п/п | Тема занятия | Виды и формы занятия | Кол-во часов | Индивидуальный образовательный продукт |
1 | Профессиональные предпочтения | Психологическая разминка, активная беседа, теоретическая часть «От чего зависит выбор профессии», самодиагностика, профориентационные игры и упражнения, рефлексивный анализ | 2 | Самохарактеристика (личностные особенности), анкета жизненного и профессионального самоопределения (профессиональные предпочтения) |
2 | Профессиональные интересы и склонности | Психологическая разминка, анкетирование, теоретическая часть «Основы правильного выбора профессии», «классификация профессий по Е. К. Климову», профориентационные игры и упражнения, рефлексия | 2 | Анкета «Карта интересов» (профессиональные интересы), анкета «Ориентация» (профессиональные склонности) |
3 | Профессиональные способности | Психологическая разминка, профориентационные игры и упражнения, анкетирование, теоретическая часть «Профессионально важные качества», рефлексия | 2 | Анкета «Ориентация» (профессиональные способности) |
4 | Личностные особенности | Психологическая разминка, теоретическая часть «Профессиограмма», тестирование, профориентационные игры и упражнения, рефлексия | 2 | Тест «Айзенка» (особенности темперамента), тест «Интеллектуальная лабильность» (прогноз успешности профессионального обучения), профессиограмма |
5 | Моделирование индивидуального образовательного маршрута | Психологическая разминка, анкетирование, рефлексия, профориентационные игры и упражнения, моделирование индивидуального образовательного маршрута | 2 | Тест «Мотивы выбора профессии», резюме «Что я узнал о себе?» (обоснование дальнейшего маршрута образовательной деятельности) |
Итого | 10 |
|
Литература:
1. Головаха Е. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи.
2. Климов Е. Памятка профконсультанту.
3. Климов Е. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации.
4. Льюис Д. Тренинг эффективного общения. М., 2002.
5. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М., 2000.
6. Тигер, Бэррон-Тигер. Делай то, для чего ты рождён.
7. Чернявская А. П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. (Психология для всех) М., 2001.
Учебно-тематический план программа « ДОРОГОЙ К СЕБЕ» (9-11 классы)
№ | Наименование темы | Количество занятий/ час |
1. | Мое направление. | 1 занятие / 1 час |
2. | Личность. | 1 занятие / 1 час |
3. | Ценности личности. | 1 занятие / 1 час |
4. | Самореализация. | 1 занятие / 1 час |
5. | Обида. | 1 занятие / 1 час |
6. | Как справится с плохим настроением. | 1 занятие / 1 час |
7. | Исследование самооценки. | 1 занятие / 1 час |
8. | Жизнь по собственному выбору. | 1 занятие / 1 час |
9. | До встречи… | 1 занятие / 1 час |
| Итого: | 9 занятий / 9 часов |
Структура программы (11 классы)
Программа рассчитана на 22 занятий по 2 часа в месяц. Занятия по форме напоминают тренинговую структуру, включают в себя: профориентационные игры и упражнения, анкетирование, профдиагностические методики, теоретическую часть, дискуссии, моделирование профессиональных ситуаций. (приложение 3)
Учебно-тематический план программа « КОМПАС В МИРЕ ПРОФЕССИЙ»
(11 класс)
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Мотивы выбора профессии. Профессиональный план. (С использованием методики «Мотивы выбора профессии» и игры «Эпитафия») | 2 |
2 | Карта мира профессий. Изучение карты с использованием профигры «Яблоня» | 1 |
3 | ДДО «Я предпочту» или опросник «Ориентация» | 1 |
4 | Профессиограммы. Урок-тренинг (составление профессиограмм при помощи мозгового штурма) | 1 |
5 | Требования профессии к человеку | 1 |
6 | Типичные ошибки при выборе профессии | 1 |
7 | Здоровье и выбор профессии. Анкета здоровья | 1 |
8 | Медицинские противопоказания к профессии. Профпригодность | 1 |
9 | Тест Холланда | 1 |
10 | Карта интересов | 1 |
11 | Зачётное занятие. Защита рефератов | 1 |
12 | Тренинг «Ответственность за свой выбор» | 1 |
Сроки и этапы реализации программы:
I этап- Подготовительный – сроки март – май 2011 г.
- организационный:
- изучение педагогической и психологической литературы;
- разработка и составление программ для 9- 11 классов;
- мотивационный
- выявление и анализ отношения к программе всех участников образовательного процесса;
II этап – основной – сроки 2011 уч.г. – 2014 уч.г.
- творческий- утверждение окончательного варианта программы;
- разработка форм и методов реализации проекта.
- реализация – пробация программы среди учащихся 9- 11 классов;
- формирование экспертной комиссии для анализ промежуточных результатов и соотнесения их с поставленными целями и задачами программы.
III этап – заключительный-
- анализ и оценка эффективности программы:
- отчет о результатах и практической значимости программы,
- семинар по распространению опыта работы.
Планируемые и ожидаемые результаты:
По результатам программы 80 учащихся повысят свои знания и навыки по профессиональному самоопределению. Подростки в ходе программы разовьют навыки принятия решений, планирования профессионального пути, самопознания, межличностного взаимодействия, применят их в жизни и при профессиональном самоопределении.
По завершению курса учащиеся смогут наметить для себя жизненные и профессиональные ориентиры, и тем самым заложить фундамент своего будущего. Разберутся в собственных интересах, способностях и склонностях, получат представление о будущей профессии, о требованиях, которые она предъявляет. Определятся в выборе дальнейшего образовательного маршрута и выберут элективные курсы, предлагаемые школой, с учетом своих индивидуальных особенностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obosnovanie_programmy.docx | 35.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Обоснование программы
Профессиональное самоопределение – это один из этапов профессионального развития человека, включающий профессиональную направленность и самопознание (соотнесение личностью своих представлений об избираемой профессии со своими возможностями).
Профессиональное самоопределение личности учащегося зависит от следующих факторов:
- Ценностные ориентации и установки
- Уровень сформированности представлений о профессии
- Уровень развития самооценки
- Наличие способностей, склонностей и интересов
- Уровень развития профессиональной мотивации
- Личностные особенности
- Социальная среда, реальные жизненные условия (семейные отношения, здоровье, материальное обеспечение и пр.) и др.
Профессиональное самоопределение:
Стадии самоопределения | Возрастная категория | Определяющий фактор |
1 стадия | 4-11 лет | Фантазии |
2 стадия | 11-14 лет | Интересы, самопознание |
3 стадия | 15-18 лет | Самоопределение, выбор |
Психологические трудности и ошибки при выборе профессии:
Этапы выбора | Основные виды ошибок при выборе профессии подростком |
1. Постановка проблемы выбора профессии (решение начать выбирать профессию) | 1. Подмена проблемы; 2. Несвоевременность постановки проблемы; 3. Отсутствие необходимости выбора профессии; |
2. Определение компетентного лица для принятия решения при выборе профессии (решение вопроса: кто бы мог помочь в решении данной проблемы. Определение круга компетентных лиц) | 1. Неправильное понимание своей роли при выборе профессии; |
3. Получение необходимой информации (сбор информации, отражающей существенные моменты конкретной ситуации выбора) | 1.Отсутствие полной ориентировки при выборе профессии; 2. Расхождение в оценке субъективной ценности и объективной значимости конкретной информации о профессиях; 3.Наличие негативной установки в отношении официальных каналов информации; 4. Недостаточное знание терминологии профориентационной литературы; 5.Сложности самовосприятия; |
4. Обобщение представления о ситуации выбора профессии (строение образа профессии, создается концепция видения проблемы) | 1. Низкий уровень критичности; 2. Фрагментарное понимание собственной житейской ситуации; |
5. Выявление вариантов профессионального пути (поиск вариантов решений, их оценка) | 1. Переоценка фактора престижной профессии; 2.Неправильный прогноз развития событий, неправильная оценка объективных обстоятельств; 3.Отсутствие связи между долгосрочными планами и принимаемым решением; 4.Наличие неадекватной самооценки; 5.Неоптимальный стиль поиска решения; 6. Отсутствие представления о параметрах оптимального выбора; 7. Недооценка «затрат» на достижение цели; |
6. Принятие решения о выборе профессии (выбор оптимального решения) | 1. Переоценка или недооценка риска; 2. Переоценка «цены» риска при выборе профессии; |
Пояснительная записка
Цель программы – формирование ответственного отношения к выбору индивидуального маршрута образовательной деятельности через расширение границ самопознания, с учетом личностных особенностей.
Задачи программы:
– психологическое просвещение учащихся (расширить знания о мире профессий, рынке труда; получить основы правильного выбора профессии; познакомиться с классификацией, требованиями и условиями труда предпочитаемой профессии, возможностями обучения и трудоустройства);
– психологическая диагностика и самодиагностика внутренних ресурсов подростка (интересы, склонности, способности, мотивы, особенности темперамента);
– рефлексивный анализ соответствия личностных особенностей и требований «привлекательной» профессии;
– моделирование индивидуального маршрута образовательной деятельности.
Основные принципы программы:
– принцип гуманизации – опора на возможности и ресурсы подростка, акцент на самоопределение, выбор собственного профессионального пути, способов и средств индивидуального развития;
– принцип индивидуализации – учет индивидуальных и возрастных особенностей учащихся при выборе форм и методов работы;
– принцип социализации – содействие самоопределению подростков социальной среде, приобретение социального опыта путем принятия на себя различных социальных ролей.
Особенность программы: по результатам диагностических исследований учащиеся оформляют индивидуальный резюмирующий документ «Что я узнал о себе?» с обоснованием принятого дальнейшего маршрута образовательного пути.
Организация и планирование профориентационной работы
- Специфика профориентационной помощи на разных этапах развития профессионального самоопределения:
Образовательно-возрастная группа | Типичные ожидания оптанта | Помощь профконсультанта (основные акценты) |
Дошкольники | -выбор кружков (часто выбирают родители) -интерес к наиболее ярким профессиям (которые «на виду» -интерес к профессии своих родителей -стремление попробовать себя в игровой деятельности) | -помощь в выборе кружка (работа с родителями) -увлекательные рассказы (с примерами) об интересующих профессиях и профессиях родителей -проигрывание профессий (с целью осознания смысла и общественного значения этих профессий) |
Учащиеся младших классов и средней школы (1-7 классы) | -интерес к модным (ярким) профессиям -стремление увязать с профессиями учебные предметы -выбор кружков и секций.. | -увлекательные рассказы об интересующих профессиях -постепенное расширение представлений о мире профессионального труда вообще -помощь в выборе увлечения, хобби |
Учащиеся 8-х и 9-х классов | -более конкретный интерес к профессиям -появляется интерес к профессиональным учебным заведениям -выбор подготовительных курсов -интерес к своей профпригодности | -помощь в самопознании (но без окончательной рекомендации о профпригодности ) -профинформационная работа: знакомство с особенностями профессий и учебных заведений -профконсультационная помощь в выборе подготовительных курсов и профиля учебного заведения |
Учащиеся 10-х и 11-х классов | -выбор профессии -выбор учебного заведения -выбор подготовительных курсов -интерес к ценностно-смысловым и нравственным аспектам будущей трудовой жизни -главное- стремление к более конкретному выбору… | -основной акцент – на ценностно-смысловую сторону самоопределения ( дискуссии, обсуждение разных позиций…) -профинформационная помощь (конкретная- больший акцент на особенности поступления в учебные заведения) -индивидуальный подход – по возможности проигрывание различных вариантов выбора (для сравнения, для большей ориентировки подростка) |
Научные, методологические и методические основания программы:
- Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога/И.В.Дубровина, М.К.Акимова и др.- М.: Просвещение, 1991- 303 с.: ил.- (Серия «Психологическая наука- школе»);
- Возрастные и индивидуальные особенности подростков/ под.ред.Д.Б.Эльконина, Т.В.Драгуновой.- М., 2002 г.
- Л.С.Выготский, Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. М., 1993.
- Грецов.А.Г. Выбираем профессию: советы практического психолога/А.Г.Грецов.- СПб.: Питер,2005.
- Захаров В.П. Социально- психологический тренинг: учебное пособие / В..Захаров, Н.Ю. Хрящева. – Л.: изд.ЛГУ, 2000.
- Овчарова В.Н. Справочная книга школьного психолога/ Москва, Просвещение -1996.
- Профконсультационная работа со старшеклассниками под ред. Б.А. Федоришина, Киев 2000.
- Резапкина Г.В. Я и моя профессия: программа профессионального самоопределения для подростков: учебно- метод.пособие для школьных психологов и педагогов, 2 изд-е,Москва, Генезис, 2004.
- Самоукина Н.В. Практичесий психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги. Москва, изд-во института психотерапии, 2003.
Основные принципы профориентационной работы:
- Многообразие форм и методов
- Нравственность как стержень всей работы, как основа организации разнообразия методов
- Преемственность в работе, сохранение лучших традиций
- Самоактивизация, способность искать внутренние резервы в работе
- Профессиональное содружество
- Гибкость, готовность к разумному компромиссу с оптантами, родителями, с администрацией.
- Выделение приоритетов в работе, предполагающее отказ от чего-то менее существенного
- Действенный оптимизм, вера в успех и в свои возможности
- Взаимосвязь принципов, их взаимодополняемость.
Направления профориентационной работы:
- Уроки самоопределения
- Психодиагностическая работа
- Информационная работа
- Профильное обучение
- Профильные, образовательные лагеря
- Коллективные творческие дела, направленные на формирование активной жизненной позиции и приобретение соответствующих качеств личности
- Тренинговая работа
Методы и формы работы:
- Тестирование, компьютерная диагностика, психодиагностические процедуры;
- Ролевые игры;
- Психотренинги;
- Научные исследования;
- Творческие проекты;
- Лекционное изложение материала;
- Анализ конкретных ситуаций.
- Информационные средства (стенды, слайды, буклеты и.т.д.);
- Вечера-встречи;
- Конкурсы;
- Кружки и клубы;
- Экскурсии;
- Диспуты, дискуссии;
- Часы общения;
- Уроки и классные часы;
- Тематические вечера;
Структура программы (9 классы)
Программа рассчитана на 17 занятий по 2 часа в месяц. Занятия по форме напоминают тренинговую структуру, включают в себя: профориентационные игры и упражнения, анкетирование, профдиагностические методики, теоретическую часть, дискуссии, моделирование профессиональных ситуаций. (приложение 1)
Учебно-тематический план программа «ДОРОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА»
(9 классы)
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Виды деятельности |
1 | Вводное занятие. Знакомство с проблемой профессионального и жизненного самоопределения. | 1,5 | Тестирование, работа в группах кооперативного обучения, интерактивная лекция, энергизатор, индивидуальная работа в тетрадях, рефлексия. |
2 | Информационное поле в мире профессий. Мотивы выбора. | 1,5 | Работа в группах кооперативного обучения, мозговой штурм, энергизатор, индивидуальная работа в тетрадях, рефлексия. |
3 | Оценка профессиональных склонностей. | 1,5 | Работа в группах кооперативного обучения, энергизатор, тестирование, рефлексия. |
4 | Характер, темперамент, способности – как составляющие успешной профессиональной деятельности. | 1,5 | Интерактивная лекция, энергизатор, индивидуальная работа в тетрадях, рефлексия. |
5 | Требования, которые предъявляет профессия к качествам личности, а также требования, предъявляемые обществом при трудоустройстве по той или иной профессии. | 1,5 | Групповая дискуссия, энергизатор, индивидуальная работа в тетрадях, рефлексия. |
6 | Алгоритм принятия решений. | 1,5 | Лекция, энергизатор, индивидуальная работа в тетрадях, рефлексия. |
7 | Самооценка и самовоспитание. | 1,5 | Групповая дискуссия, энергизатор, индивидуальное тестирование, рефлексия. |
8 | Моделирование индивидуального маршрута. | 1,5 | Индивидуальная работа в тетрадях, рефлексия. |
ИТОГО | 12 |
Структура программы (10 классы)
Программа рассчитана на 20 занятий по 2 часа в месяц. Занятия по форме напоминают тренинговую структуру, включают в себя: профориентационные игры и упражнения, анкетирование, профдиагностические методики, теоретическую часть, дискуссии, моделирование профессиональных ситуаций. (приложение 2)
Учебно-тематический план программа «В ПОИСКАХ СВОЕГО ПРИЗВАНИЯ»
(10 классы)
№ п/п | Тема занятия | Виды и формы занятия | Кол-во часов | Индивидуальный образовательный продукт |
1 | Профессиональные предпочтения | Психологическая разминка, активная беседа, теоретическая часть «От чего зависит выбор профессии», самодиагностика, профориентационные игры и упражнения, рефлексивный анализ | 2 | Самохарактеристика (личностные особенности), анкета жизненного и профессионального самоопределения (профессиональные предпочтения) |
2 | Профессиональные интересы и склонности | Психологическая разминка, анкетирование, теоретическая часть «Основы правильного выбора профессии», «классификация профессий по Е. К. Климову», профориентационные игры и упражнения, рефлексия | 2 | Анкета «Карта интересов» (профессиональные интересы), анкета «Ориентация» (профессиональные склонности) |
3 | Профессиональные способности | Психологическая разминка, профориентационные игры и упражнения, анкетирование, теоретическая часть «Профессионально важные качества», рефлексия | 2 | Анкета «Ориентация» (профессиональные способности) |
4 | Личностные особенности | Психологическая разминка, теоретическая часть «Профессиограмма», тестирование, профориентационные игры и упражнения, рефлексия | 2 | Тест «Айзенка» (особенности темперамента), тест «Интеллектуальная лабильность» (прогноз успешности профессионального обучения), профессиограмма |
5 | Моделирование индивидуального образовательного маршрута | Психологическая разминка, анкетирование, рефлексия, профориентационные игры и упражнения, моделирование индивидуального образовательного маршрута | 2 | Тест «Мотивы выбора профессии», резюме «Что я узнал о себе?» (обоснование дальнейшего маршрута образовательной деятельности) |
Итого | 10 |
Литература:
1. Головаха Е. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи.
2. Климов Е. Памятка профконсультанту.
3. Климов Е. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации.
4. Льюис Д. Тренинг эффективного общения. М., 2002.
5. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М., 2000.
6. Тигер, Бэррон-Тигер. Делай то, для чего ты рождён.
7. Чернявская А. П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. (Психология для всех) М., 2001.
Учебно-тематический план программа « ДОРОГОЙ К СЕБЕ» (9-11 классы)
№ | Наименование темы | Количество занятий/ час |
1. | Мое направление. | 1 занятие / 1 час |
2. | Личность. | 1 занятие / 1 час |
3. | Ценности личности. | 1 занятие / 1 час |
4. | Самореализация. | 1 занятие / 1 час |
5. | Обида. | 1 занятие / 1 час |
6. | Как справится с плохим настроением. | 1 занятие / 1 час |
7. | Исследование самооценки. | 1 занятие / 1 час |
8. | Жизнь по собственному выбору. | 1 занятие / 1 час |
9. | До встречи… | 1 занятие / 1 час |
Итого: | 9 занятий / 9 часов |
Структура программы (11 классы)
Программа рассчитана на 22 занятий по 2 часа в месяц. Занятия по форме напоминают тренинговую структуру, включают в себя: профориентационные игры и упражнения, анкетирование, профдиагностические методики, теоретическую часть, дискуссии, моделирование профессиональных ситуаций. (приложение 3)
Учебно-тематический план программа « КОМПАС В МИРЕ ПРОФЕССИЙ»
(11 класс)
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Мотивы выбора профессии. Профессиональный план. (С использованием методики «Мотивы выбора профессии» и игры «Эпитафия») | 2 |
2 | Карта мира профессий. Изучение карты с использованием профигры «Яблоня» | 1 |
3 | ДДО «Я предпочту» или опросник «Ориентация» | 1 |
4 | Профессиограммы. Урок-тренинг (составление профессиограмм при помощи мозгового штурма) | 1 |
5 | Требования профессии к человеку | 1 |
6 | Типичные ошибки при выборе профессии | 1 |
7 | Здоровье и выбор профессии. Анкета здоровья | 1 |
8 | Медицинские противопоказания к профессии. Профпригодность | 1 |
9 | Тест Холланда | 1 |
10 | Карта интересов | 1 |
11 | Зачётное занятие. Защита рефератов | 1 |
12 | Тренинг «Ответственность за свой выбор» | 1 |
Сроки и этапы реализации программы:
I этап- Подготовительный – сроки март – май 2011 г.
- организационный:
- изучение педагогической и психологической литературы;
- разработка и составление программ для 9- 11 классов;
- мотивационный
- выявление и анализ отношения к программе всех участников образовательного процесса;
II этап – основной – сроки 2011 уч.г. – 2014 уч.г.
- творческий- утверждение окончательного варианта программы;
- разработка форм и методов реализации проекта.
- реализация – пробация программы среди учащихся 9- 11 классов;
- формирование экспертной комиссии для анализ промежуточных результатов и соотнесения их с поставленными целями и задачами программы.
III этап – заключительный-
- анализ и оценка эффективности программы:
- отчет о результатах и практической значимости программы,
- семинар по распространению опыта работы.
Планируемые и ожидаемые результаты:
По результатам программы 80 учащихся повысят свои знания и навыки по профессиональному самоопределению. Подростки в ходе программы разовьют навыки принятия решений, планирования профессионального пути, самопознания, межличностного взаимодействия, применят их в жизни и при профессиональном самоопределении.
По завершению курса учащиеся смогут наметить для себя жизненные и профессиональные ориентиры, и тем самым заложить фундамент своего будущего. Разберутся в собственных интересах, способностях и склонностях, получат представление о будущей профессии, о требованиях, которые она предъявляет. Определятся в выборе дальнейшего образовательного маршрута и выберут элективные курсы, предлагаемые школой, с учетом своих индивидуальных особенностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья "Решение проблем психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащейся молодежи в процессе экспериментальной деятельности"
Борисова Л.А. ,Московский педагогический государственный университет,Волошко И.Г. ,директор ГОУ СОШ с углубленным изучением английского языка № 1234Чарнецкий С.Н.,ГОУ СОШ с углубленным изу...
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ЛИЧНОСТНОМУ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Возрастные особенности выпускников средней школы и социальная ситуация (окончание средней школы) требуют от педагогов и психологов активной помощи учащимся в личностном и профессиональном самоопределе...
Условия психолого - педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников Гимназии «АРТ – ЭТЮД» в творческой сфере.
Авторская статья о том. как в , в Гимназии «АРТ - ЭТЮД» найден путь эффективного социального взаимодействия подростка и взрослого в ...
Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников
Одним из видов психолого-педагогического сопровождения является профессиональная ориентация и самоопределение старшеклассников: предпрофильная подготовкка и профильное обучение...
Психолого педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников с нарушением слуха
Система работы воспитателя по профессиональному самоопределению старшеклассников....
Психолого педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников с нарушением слуха
Система работы воспитателя по профессиональному самоопределению старшеклассников...
Практика наставничества: "Сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников и развития обучающихся через групповое наставничество с работодателем"
В современных условиях каждый выпускник школы должен быть подготовлен к осознанному выбору востребованных экономикой профессий, к числу которых относятся специальности инжен...