Тренинг «Мы выбираем дружбу"
план-конспект занятия по психологии (8, 9 класс)
Какое прекрасное слово “дружба”. Произносишь его и сразу вспоминаешь друга, с которым тебе интересно играть в разные игры, посекретничать о своём.Настоящая дружба – это нечто гораздо большее, нежели просто приятное общение в весёлой компании. Друг – это тот, кому есть дело до нас. Тот, кто проявляет внимание к нам, поддерживает, участвует в нашей жизни, небезразличен к нашим эмоциям, проблемам, успехам, победам и поражениям. Друг – это тот, кто пойдёт навстречу во благо не себе, но нам – своему другу. Настоящий друг – это человек, которому можно доверить все свои проблемы. Мы часто говорим, что в дружбе наша сила!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_my_vybiraem_druzhbu_2024g.docx | 320.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Министерство образования Калининградской области
ГАУ Калининградской области для обучающихся, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи
«Центр диагностики и консультирования детей и подростков»
Конспект занятия -тренинга
с обучающимися по теме: «Мы выбираем дружбу»
Конспект подготовлен
педагогом -психологом
ОЦДиК Богдановой Т.Н.
Г. Калининград 2024 г.
Цель: Развитие и укрепление добрых дружеских взаимоотношений между одноклассниками.
Задачи:
-Введение в атмосферу тренинга, создание положительного эмоционального фона.
-Развитие чувства сплоченности к коллективу и единства с ним.
-Формирование представления о своих эмоциях и своих возможностях для развития дружеских отношений.
-Повышение самооценки участников занятия, осознание ресурсов своей личности.
-Развитие толерантности, обеспечить участников информацией и навыками, предупреждающими возможные сложные ситуации в межличностном общении.
Участники: учащиеся 8-9 классов
Время: от 45мин - 1 часа
Методы работы: мозговой штурм, ролевая игра, ролевое моделирование, дискуссия, разминки (подвижные игры).
Оборудование: плакат с принципами работы в группе, листы формата А4, А5, цветные карандаши, фломастеры, метафорические ассоциативные карты «Я и все, все, все»
Ход тренинга
1.Организационный момент.
1.Упражнение «Знакомство». Каждый участник группы пишет на отрезке малярной ленты свое имя, приклеивает на одежду и называет какое-нибудь свое яркое качество (способность, черту характера).
Ну а теперь давайте улыбнемся друг другу.
Что значит друг везде
Верен в счастье и беде;
Грусть твоя его тревожит.
Ты не спишь – он спать не может,
И во всем без дальних слов,
Он помочь тебе готов.
(стихотворение Уильяма Шекспира)
2. Принятие правил работы в командах.
Психолог. Каждая группа, собираясь работать совместно, всегда договаривается о правилах работы. Посмотрите на правила, написанные на плакате. Какие правила можно принять сразу? Какие нужно изменить? Может быть, что-то нужно добавить?
Примерные правила
- Активная работа на занятии каждого участника.
- Внимательное отношение друг к другу.
- Доверие друг к другу.
- Недопустимость насмешек.
- Право каждого на свое мнение.
3. Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто...»
Цель: Введение в атмосферу тренинга, создание положительного эмоционального фона.
- Продолжим знакомство. Я предлагает поменяться местами всем тем, кто обладает каким-то общим признаком. Например, я скажу:
-Пересядьте те, у кого есть сестра,
- Пересядьте те, у кого есть брат,
-кто любит мороженное,
-кто любит математику,
-кто учится на одни «4» и «5»,
- у кого в одежде есть красный цвет,
-кто соблюдает режим дня,
-кто имеет настоящего друга или подругу,
-кто сам является хорошим другом,
ІІ. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Беседа «Что такое дружба?»
Цель: дать обобщенное представление о дружбе и взаимном доверии.
Ребята, давайте поговорим о дружбе. Что такое дружба?
Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
Какое прекрасное слово “дружба”. Произносишь его и сразу вспоминаешь друга, с которым тебе интересно играть в разные игры, посекретничать о своём.
-А кто такой настоящий друг?
Настоящий друг – это человек, которому можно доверить все свои проблемы. Настоящий друг становится тебе близким родственником. Мы часто говорим, что вместе мы – сила!
- Без чего не может существовать дружба? Без уважения.
Уважение – это почтительное отношение, вежливое обращение к человеку. Умение признавать достоинства другого человека.
Ребята, а какие пословицы о дружбе вы знаете?
Пословицы о дружбе
- Друга ищи, а найдешь — береги.
- Дружба — как стекло: разобьешь — не сложишь.
- Дружба крепка не лестью, а правдой и честью
- Дружба не гриб, в лесу не найдешь.
- Дружбой дорожи, забывать ее не спеши.
- Дружбу водить — так себя не щадить.
- Дружбу помни, а зло забывай.
- Друг познаётся в беде.
- Дерево держится корнями, а человек — друзьями.
- Старый друг лучше новых двух.
5. Упражнение «Законы дружбы».
Цель: Развитие и укрепление добрых дружеских взаимоотношений между одноклассниками.
Как хорошо, когда есть друг!
- Каким должен быть друг? Попробуй продолжить предложения.
“Настоящий друг – это тот …”.
“Друзья всегда …”.
“Я могу дружить с такими друзьями, которые …”.
Со мной можно дружить, потому что …”.
- Вывод: Друзья – это те, кому мы верим, кто не предаст, не подведёт. Друг способен поддержать, посочувствовать. Другу мы можем доверить свои секреты.
Вывод. Чтобы быть хорошим другом, надо воспитывать в себе лучшие качества личности.
Теперь нам с вами нужно вывести Законы дружбы.
ЗАКОНЫ ДРУЖБЫ
- Быть равным.
- Уважать внутренний мир друг друга.
- Уметь забывать о себе ради друга, быть бескорыстным и верным.
- Чувствовать ответственность за друга, поддерживать и помогать в решении трудных жизненных проблем.
- Беречь дружбу от насмешек, зависти, злости, обмана.
- Быть честным, искренним и испытывать взаимное доверие, глубокий интерес к заботам и делам друга.
- Помогать другу в беде.
- Уметь с другом разделить радость.
- Не смеяться над недостатками друга.
- Остановить друга, если он делает что-то плохое.
- Уметь принять помощь, совет, не обижаться на критику
- Не обманывать друга.
- Уметь признать свои ошибки, мириться с другом.
- Не предавать своего друга.
6. Умение выражать свои эмоции и понимать эмоции других.
Цель: Формирование представления о своих эмоциях и своих возможностях для развития дружеских взаимоотношений, развитие эмоционального интеллекта.
Представления о своих эмоциях, и своих возможностях для развития дружеских взаимоотношений помогает подросткам общаться между собой. Тем, кто не умеет распознавать свои эмоции и озвучивать их, бывает сложно поделиться своими переживаниями, рассказать о самочувствии, получить помощь и поддержку, найти друга. Неумение выразить свои эмоции безопасно часто приводит к недопониманию и конфликтам.
Это упражнение можно провести с метафорическими картами «Я и все, все, все». Автор К.Крюгер, художник В.Кирдий.
Комментарии для знакомства с МАК.
Изображения на картах позитивны, среди них нет сюжетов, которые однозначно могли бы быть восприняты как негативные, пугающие, драматичные. Здесь важно почувствовать и описать свое эмоциональное переживание на основе зрительного образа и возникших ассоциаций, что способствует развитию эмоционального интеллекта.
Ход упражнения.
Выберите карточку и рассмотрите ее. Опишите, что вы видите, думаете, чувствуете. Какое эмоциональное наполнение этой картинки? Какие возникают ассоциации? Что вы бы взяли себе на заметку как рекомендацию или подсказку?
7.Упражнение:«Кувшин наших эмоций»;
Цель: обогащение эмоционального интеллекта подростков.
Психолог: Давайте представим, что наши чувства и эмоции - это некий сосуд. На дне сосуда находится самое главное его содержимое, и когда нам хорошо, то сосуд невозможно выплеснуть. Когда же нам плохо, то из него льется, как говорится, через край.
(Обсуждение, формулировка выводов после обсуждений)
Психолог: После всех обсуждений мы с вами можем сделать следующие выводы:
- Нам всем необходимо: чтобы нас любили, понимали, признавали, чтобы мы были кому-то нужны, чтобы у нас был успех - в делах, учебе, чтобы мы могли себя реализовать, развивать свои способности, идти вперед, ценить и уважать себя.
- Что бы мы не делали, нам нужно признание наших друзей.
8. Психологическая игра «Ситуации»
Цель: активно участвовать в происходящем, контактировать как можно с большим количеством участников группы.
Ситуация №1
Ты пришел с тренировки и буквально валишься с ног от усталости, но звониттвой друг и просит помочь: ему нужно отнести в мастерскую монитор.
Что ты сделаешь в этом случае?
Ситуация №2
Ты смотришь интересный фильм и вдруг приходит подруга и зовет прогуляться по парку, но тебе совсем не хочется отрываться от фильма, что ты сделаешь в этой ситуации?
Ситуация №3
Вы собрались в кино, но вдруг выясняется, что у твоей подруги (друга) нет денег на билет. Как ты поступишь?
Ситуация №4
Ты хочешь пригласить подругу (друга) вместе провести вечер, но она (он) уже обещал (а) своей маме сделать уборку. Как ты поступишь?
Рефлексия.
9.Упражнение «Розовый куст».
Цель: осознание ресурсов своей личности, возможностей, опираясь на метафорические образы.
Ведущий.Закройте глаза, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов и представьте, будто вы превращаетесь в цветущий куст. Ты можешь стать любым цветущим кустом, например розовым кустом. В какой же именно куст вы превратились? Этот куст маленький или большой? Сильный или слабый?
Есть ли на этом кусте цветы? Если есть, то какие? Какого они цвета?
Их много или мало? Они полностью распустились или имеются лишь бутоны?
Есть ли листья? Как они выглядят? Как выглядят побеги ветви? Какие корни у этого куста или у него, может быть, вовсе нет корней? Если все же есть, то они длинные и прямые или изогнутые? Как глубоко они проникают в землю? Есть ли на кусте шипы? Где растет этот куст: во дворе, в парке, в пустыне, в поле, под луной или где-нибудь еще? Он стоит в горшке или растет прямо из земли, а может быть, пробивается сквозь бетон или асфальт? Что находится вокруг куста? Есть ли рядом другие розовые кусты, или он стоит один? Есть ли вокруг деревья, животные, птицы или люди? За счет чего живет этот куст? Кто за ним ухаживает? Хорошая ли стоит погода? Есть ли вокруг куста ограда, а может быть, камни или скалы?
Откройте глаза и нарисуйте розовый куст на фоне окружающего пейзажа. Не
беспокойтесь за свой рисунок — он вовсе не должен быть лучшей работой; если где-то не получится изобразить детали, то можно объяснить. Далее каждый рассказывает про свой куст, который он нарисовал.
10.Игра "Комплименты".
Цель: повышение чувства уверенности, эмоциональная разрядка.
- А теперь давайте немного разомнемся и поиграем. Вы же все любите, когда вас хвалят и говорят приятные вещи, не так ли? Предлагаю вам игру «Комплименты»!
Дети бросают друг другу мяч и по очереди говорят что-нибудь приятное одному из участников группы. Произносим имя участника группы и говорим то, что в нем нравится (Например, «У Лены красивые длинные волосы», «Наташа прекрасно рисует», «Дима – хороший друг, он очень добрый»).
1. Что вы испытывали, произнося комплименты?
2. Что вы чувствовали, когда вам говорили комплименты?
3. Испытывали ли вы какие-то сложности в ходе придумывания комплиментов? Какие?
III. Заключительная часть
Рефлексия.
Подведем итоги
Сформулируйте впечатления о прошедшем занятии:
- Что понравилось на занятии?
- Что было трудно делать?
- С чем уходите, и что с собой берете?
После обсуждения можно предложить такой вариант: все участники встают в круг, берутся за руки, поднимают их вверх и хором говорят: «МЫ ВЫБИРАЕМ ДРУЖБУ!»
Спасибо за работу. Молодцы!
Список литературы:
- Алиева М.А., Гришанович Т.В., Лобанова Л.В., Травникова Н.Г., Трошихина Е.Г. Тренинг развития жизненных целей. СПб.: Речь, 2001.
- Вачков И.В. Методы психологического тренинга в школе. Курс лекций. Лекция седьмая. Организационные аспекты организации тренинговых методов // Школьный психолог. 2004. № 45.
- Евтихов О. Практика психологического тренинга. - СПб.: Речь, 2004.
- Емельянова Е.В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге. -СПб.: Речь, 2008.
- Ли Д. Практика группового тренинга. СПб.: Питер, 2001.
- Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими. Тренинг толерантности для подростков. М.: Генезис, 2001.
- Платонов Ю.П. Психология конфликтного поведения. СПб: Речь, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мы выбираем дружбу!
Аннотация. Проект «Мы выбираем дружбу» направлен на обобщение и закрепление основных этических ценностей, их осознанный выбор и разумное применение в собственной жизни.Основополагающий вопр...
Тренинг.Я выбираю здоровье.
Тренинг проводился совместно с учащимися 9-11 классов Мизино-Лапшиновской школы.Цель данного тренинга - формирование здорового образа жизни, помочь подросткам сформировать такой образ жизн...
"Мы выбираем дружбу" групповое занятие.
Данное групповое занятие направлено на создание условий для дальнейшего сплочения классного коллектива....
Психопрофилактическое занятие с элементами тренинга «Я выбираю здоровье!»
Занятие построено с учетом возрастных особенностей подростков и рассчитано на активное усвоение материала.Продолжительность около 60 минут.Цель: способствовать определению собственных духовных це...
Тренинг для старшеклассников «Мы выбираем будущее»
Данный тренинг позволяет развить умения находить ресурсы для достижения позитивных жизненных целей в будущем.Задачи тренинга:*развитие способности к осознанию своих положительных качеств;* повышение у...
Тренинг для волонтеров "Дороги которые мы выбираем"
Трениг для волонтеров+ Игра 100/1 состоит из нескольких заданий упражнений, которые дают информацию, побуждающую к размышлению о различных аспектах влияния ПАВ на жизнь человека, а также способствуют ...
Тренинг "МЫ ВЫБИРАЕМ ЖИЗНЬ!"
Тренинг для подростков по профилактике суицидального поведения....