"Мы выбираем дружбу" групповое занятие.
классный час по психологии (6 класс) на тему
Данное групповое занятие направлено на создание условий для дальнейшего сплочения классного коллектива.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gruppovoe_zanyatie_knyazeva_yu._i._.docx.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи
Центр психолого-медико-социального сопровождения
Кировского района Санкт-Петербурга
(ГБОУ ЦПМСС Кировского района Санкт-Петербурга)
Групповое занятие
«Мы выбираем дружбу»
(для обучающихся 6 классов)
Составитель:
Князева Юлия Игоревна
педагог-психолог
Санкт-Петербург - 2015
Групповое занятие "Мы выбираем дружбу"
Пояснительная записка
Основной задачей воспитания в начальной школе является сплочение детского коллектива, формирование товарищеских взаимоотношений, умения дружить. Ведь дружба дарит ребенку не только близких по интересам людей, но и дополнительную возможность научиться уважать другого человека, доверять ему. Именно при дружеских отношениях ребенок учится полноценному общению. Однако дружба не развивается спонтанно, а формируется благодаря развитию у детей нравственных качеств, таких как взаимопонимание, уважение, толерантность, сопереживание.
Цель: создание условий для дальнейшего сплочения классного коллектива.
Задачи:
- способствование улучшению положительного климата в
детском коллективе;
- развитие дружеских отношений в классе;
- упрочение толерантного отношения друг к другу.
Контингент участников: учащиеся 6-х классов.
Количество участников: 10 – 15 человек.
Условия проведения: отдельное, просторное помещение, в котором есть возможность раздвинуть парты и разместиться на стульях по кругу.
Продолжительность: 60 минут.
Необходимые материалы:
Ноутбук, магнитная доска, флэшка с песней «Песня о дружбе», разноцветные листки с афоризмами (клеятся на стены), бумага для записей, цветные карандаши, фломастеры, клеевые карандаши, листы формата А3, бумажные человечки разных цветов(20 штук), бумага в форме листьев или сердечек на каждого участника, ватман, на котором изображен ствол дерева с контуром кроны листьев; мягкий мяч или другой предмет, символизирующий доброту и приветливость, листочки с перечисленными положительными человеческими качествами.
План занятия
1. Вступительное слово психолога.
2. Притча о дружбе
3. Упражнение-сценка (разбор ситуаций)
4. Игра «Искренность»
5. Интерактивное упражнение «Моделирование дружбы»
6. «Дерево дружбы»
7. РЕФЛЕКСИЯ
8. Прощание
Эпиграфы (расклеиваются по всему классу)
«Самый прекрасный подарок после мудрости, которым могла бы одарить нас природа, – это дружба».
Ларошфуко
«Дружба кончается там, где начинается недоверие».
Сенека
«Ирония убивает».
Буаст
«Одно из важнейших свойств настоящей дружбы есть умение предугадывать просьбы друзей».
Сократ
«Дружба исчезает там, где равенство перестает существовать».
Обер
«Недалеко уйдете в дружбе, если не расположены прощать друг другу мелкие недостатки».
Лабрюйер
«Жар дружбы согревает сердце, не сжигая его».
Ларошфуко
«Истинная дружба есть забвение самого себя для того, чтобы жить только в другом».
Бошен
Ход занятия
Обучающиеся входят в класс, рассаживаются на свои места в кругу. В это время звучит песня о дружбе.
Слово педагога (2 мин):
Человек – это существо общественное. Он не может жить без других людей. С одними мы учимся, с другими – отдыхаем, с третьими – встречаемся в кружке, секции. Мы связаны совместной деятельностью (занятием). И если нас объединяют общие интересы, общее дело, симпатия друг другу, то можно назвать нас товарищами. А высшая степень товарищества – это дружба.
– Дорогие ребята, сегодня мы поговорим о дружбе. Говорят, что дружба – это любовь без крыльев, что как бы ни была редка истинная любовь, истинная дружба встречается еще реже. А что для вас значит это слово? Какое значение вы придаете дружбе?
Да, ребята, дружба – это дар, данный человеку. Поэтому каждый из нас не только должен ценить истинных друзей, но и сам должен быть хорошим другом.
Послушайте притчу о дружбе (5 мин):
Как-то два друга много дней шли в пустыне. Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощёчину другому. Его друг, почувствовал боль, но ничего не сказал. Молча, он написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину».
Друзья продолжали идти, и через много дней нашли оазис с озером, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул и его друг его спас.
Когда он пришёл в себя, то высек на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».
Первый спросил его:
– Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?
И друг ответил:
– Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветра могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это.
Научись писать обиды на песке и высекать радости на камне. Оставь немного времени для жизни! И пусть тебе будет легко и светло...
Обсуждение (3 мин):
– О чем эта притча, чему она учит нас?
– Да, действительно, ребята, нужно уметь прощать обиды, помня все хорошее, что сделал для вас ваш друг. Народная мудрость гласит: настоящий друг с тобой, когда ты не прав. Когда ты прав, всякий будет с тобой.
1. Упражнение (5 мин).
Сейчас мы посмотрим две сценки, в которых участвуют двое друзей. Посмотрите внимательно и послушайте, как ведут себя ребята в разных ситуациях, и дайте оценку их поступкам. (Двоим ребятам выдается листок с соответствующим тестом – ролью)
Ситуация первая.
- Знакомьтесь: Даша и Маша.
К доске выходят два ученика.
Даша уже 2 часа делает уроки, и тут к ней приходит ее подруга Маша.
Маша: Гулять пойдешь?
Даша: Да я еще задачу по математике не решила. Никак не получается! Еще и сочинение по русскому писать!
Маша: Да не переживай! Я все решила, как всегда, дам списать!
Даша: Оу! Ес! Ты настоящая подруга!
- Как вы считаете, можно ли назвать Машу настоящей подругой? Как бы вы поступили на месте Маши? (ответы детей)
- Итак, настоящий друг думает не о своих интересах, а о том, как помочь товарищу.
Ситуация вторая.
Знакомьтесь: Сергей и Антон.
К доске выходят 2 мальчика
На самостоятельной по математике Сергей обнаружил, что в ручке закончилась паста.
Сергей: Ой, паста закончилась!
Антон: А у меня запасная ручка есть!
Сергей: Будь другом, дай, а то мне Татьяна Николаевна пару влепит!
Антон: А что ты мне за это дашь?
Сергей: Ну, денег дам, сколько ручка стоит?
Антон: Да, зачем мне твои копейки? Будешь за меня дежурить неделю! Годится?
Сергей: Да ладно уж, давай!
- Как вы считаете, Антон поступил, как настоящий друг? Как бы вы поступили на его месте? (ответы детей)
- Хотели бы вы иметь такого друга как Антон?
Из этой ситуации можно сделать вывод, что друг познается в беде!!!
- Какого человека можно назвать добрым? (высказывание детей)
- Но ведь добрый человек всегда улыбается и дарит свою улыбку окружающим людям
Ты улыбкой, как солнышко брызни.
- Молодцы, ребята! Справились с заданием.
2. Игра «Искренность» (5 минут)
На столе лежат листочки с разными надписями (аккуратный, добрый, милый, отзывчивый, честный, преданный, весёлый, заботливый, бескорыстный, ответственный, щедрый, воспитанный, умеющий прощать, готов поддержать, искренний, надежный). Первый участник подходит к столу, берет один листок, читает и называет того участника, о котором можно так сказать, и передает ему листок. Затем кому был дан листок, читает следующий листок.
- Всех людей нужно ценить и подчёркивать достоинства окружающих. Когда мы говорим комплименты, люди становятся добрее, нежнее, отзывчивее и самое главное дружелюбней.
3. Интерактивное упражнение «Моделирование дружбы» (20 мин).
Делимся на две группы.
Участникам предлагается смоделировать свой дружный коллектив класса.
Каждой группе раздаются по 10 человечков, вырезанных из цветной бумаги; бумага, ножницы; клей и фломастеры.
По итогам группам задаются следующие вопросы:
Понравилось ли вам работать в данной команде?
У какой команды сразу не получилось работать дружно? Почему?
Какая группа хорошо справилась с задачей? Почему?
Какая группа не справилась с заданием? Почему?
Какая группа более всех довольна своим созданным коллективом?
Можно задать и дополнительные вопросы:
В какой группе был лидер?
Результат изменится или останется прежним, если поменять лидера?
Что важнее, работать вместе и сообща, или врозь?
4. Итоговое задание: «Дерево дружбы» (2 мин)
– Подведем итог. На столе у вас лежат сердечки. Я попрошу вас написать на них, что такое дружба. И посмотрите, перед вами дерево, но на нём совсем нет листьев.
- А сейчас мы прикрепим эти листочки к дереву, символизирующему Ваш класс, и я надеюсь, что каждый из вас сумеет не только найти настоящего, верного друга, но и стать им. У нас получилось «Дерево дружбы». Посмотрите, какое оно мощное, крепкое. МОЛОДЦЫ!!!
РЕФЛЕКСИЯ (3 мин)
Подведение итогов классного часа (садимся в круг)
Учитель вместе с детьми подводит итог классного часа:
- Что вы сегодня делали на уроке?
- Каковы результаты работы?
- Как вы чувствовали себя во время работы?
- Взаимодействие в группе помогало или мешало вам?
- Что нового о дружбе узнали в процессе работы? - Можно ли назвать наш класс дружным?
- Вы ещё совсем молоды, но впереди вас ждет много всего интересного. Вы сделаете нашу планету красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит: смелыми, отзывчивыми, вежливыми, добрыми, трудолюбивыми. Ведь делать добро, творить добро – это здорово. И по жизни вы должны идти именно этой дорогой.
Друзья – это редкое богатство!
Они заставляют тебя улыбнуться и подбадривают.
Они готовы всегда выслушать тебя.
Они поддерживают и открывают тебе свое сердце.
Покажи своим друзьям, как они тебе дороги.
- Спешите делать добро! Старайтесь каждый день приносить людям пользу!
ПРОЩАНИЕ
Все участники встают в круг, берутся за руки, поднимают их вверх и хором говорят: «МЫ ВЫБИРАЕМ ДРУЖБУ!»
- Спасибо за работу. Молодцы!
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Немов Р. С., Общие основы психологии., М. 1994.
- Кон И. С., Психология юношеской дружбы., М 1973
- Фридман Л. М., Кулагина И. Ю., Психологический справочник учителя., М 1994
- Франческо Альберони, Дружба и Любовь., М 1991
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическое занятие по профориентации "Дороги, которые мы выбираем..."
Разработка психологического занятия по профориентации. Его можно проводить с учащимися 9-11 классов....
Авторская программа коррекционно-развивающих занятий для подростков коррекционных классов VIII вида. Психологическая помощь подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации "Я выбираю жизнь".
По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди детей и подростков. Уровень самоубийств среди российских подрос...
Воспитательное занятие «Дороги которые мы выбираем»
расширить представление детей о различных профессиях; формировать позитивное отношение к труду, профессиональному росту; развивать кругозор, мышление, систематизировать значения детей в професси...
Воспитательное занятие «Дороги которые мы выбираем»
расширить представление детей о различных профессиях; формировать позитивное отношение к труду, профессиональному росту; развивать кругозор, мышление, систематизировать значения детей в професси...
Интегрированное занятие "Я выбираю спорт"
Это занятие было проведено в рамках декадника открытых занятий "Уроки здоровья". На занятии присутствовали дети 1-7 классов. Главная цель данного мероприятия - донести до ребят необходимость регулярны...
Интегрированное занятие "Я выбираю спорт"
Это занятие было проведено в рамках декадника открытых занятий "Уроки здоровья". На занятии присутствовали дети 1-7 классов. Главная цель данного мероприятия - донести до ребят необходимость регулярны...