Мы выбираем дружбу!
методическая разработка (5 класс) по теме

 

Аннотация. Проект «Мы выбираем дружбу» направлен на обобщение и закрепление основных этических ценностей, их осознанный выбор и разумное применение в собственной жизни.

Основополагающий вопрос– каковы главные этические ценности в жизни человека?

Проблемный вопрос– как сохранить старых и приобрести новых друзей?

Проект представляет собой КТД. Для достижения цели которого используются следующие виды деятельности: игра, инсценировка,  создание коллажа, вокально-хоровая работа.

Выводы, которые сделают обучающиеся в ходе реализации проекта, помогут им адаптироваться в социуме, а учителю – в дальнейшей воспитательной работе.

Данный проект может быть интересен всем тем, кто не просто закладывает в детей определенный объем знаний, а воспитывает в «человеке человеческое».

Компетентности обучающихся, формируемые проектом

формируемые проектом:

·        в сфере самостоятельной творческой деятельности;

·        в культурно-досуговой деятельности;

·        в коллективной деятельности.

Методические задачи:

·        акцентировать внимание детей на значимости этических норм поведения и этических отношений;

·        научить сотрудничать при подготовке общего дела;

·        показать возможности коллективно-творческой деятельности на практике.

Цель и задачи проекта:

·        обобщение представлений обучающихся об этических ценностях;

·        поддержание добрых взаимоотношений между обучающимися;

·        совершенствование умения работать в коллективе;

·        воспитание уважительного терпимого отношения к окружающим людям;

·        расширение кругозора.

Оборудование проекта:

·        фонограммы, тексты песен «Улыбка» и «Ты да я да мы с тобой», тексты пословиц и поговорок, реквизит для инсценировок, подарочный буклет.

Место проведения:классная комната, свободная от столов; стулья расположены полукругом.

Продолжительность: 60 минут

Программно-техническое обеспечение проекта:

·        Microsoft Office: Word, PowerPoint, Paint, Publisher; Picture Manager, Adobe Potoshop; доступ в Интернет.

·        компьютер, цифровая камера, принтер, сканер, проекционная система, колонки

Предварительная подготовка:

·        подготовка с детьми инсценировки стихотворения Б. Заходера «Мы друзья» и рассказа А. Глебова «Бабушкина сказочка»;

·        рисунок на тему «Портрет друга», выполненный каждым обучающимся индивидуально;

·        подготовка с детьми стихотворений для чтения наизусть;

·        обучающиеся приглашают на мероприятие друга. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon __20373.doc121 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий итогового мероприятия  «Мы выбираем дружбу»

Аннотация. Проект «Мы выбираем дружбу» направлен на обобщение и закрепление основных этических ценностей, их осознанный выбор и разумное применение в собственной жизни.

Основополагающий вопрос – каковы главные этические ценности в жизни человека? 

Проблемный вопрос – как сохранить старых и приобрести новых друзей?

Проект представляет собой КТД. Для достижения цели которого используются следующие виды деятельности: игра, инсценировка,  создание коллажа, вокально-хоровая работа.

Выводы, которые сделают обучающиеся в ходе реализации проекта, помогут им адаптироваться в социуме, а учителю – в дальнейшей воспитательной работе.

Данный проект может быть интересен всем тем, кто не просто закладывает в детей определенный объем знаний, а воспитывает в «человеке человеческое». 

Компетентности обучающихся, формируемые проектом

формируемые проектом:

  1. в сфере самостоятельной творческой деятельности;
  2. в культурно-досуговой деятельности;
  3. в коллективной деятельности.

Методические задачи:

  1. акцентировать внимание детей на значимости этических норм поведения и этических отношений;
  2. научить сотрудничать при подготовке общего дела;
  3. показать возможности коллективно-творческой деятельности на практике.

Цель и задачи проекта:

  1. обобщение представлений обучающихся об этических ценностях;
  2. поддержание добрых взаимоотношений между обучающимися;
  3. совершенствование умения работать в коллективе;
  4. воспитание уважительного терпимого отношения к окружающим людям;
  5. расширение кругозора.

Оборудование проекта:

  1. фонограммы, тексты песен «Улыбка» и «Ты да я да мы с тобой», тексты пословиц и поговорок, реквизит для инсценировок, подарочный буклет.

Место проведения: классная комната, свободная от столов; стулья расположены полукругом.

Продолжительность: 60 минут

Программно-техническое обеспечение проекта:

  1. Microsoft Office: Word, PowerPoint, Paint, Publisher; Picture Manager, Adobe Potoshop; доступ в Интернет.
  2. компьютер, цифровая камера, принтер, сканер, проекционная система, колонки

Предварительная подготовка:

  1. подготовка с детьми инсценировки стихотворения Б. Заходера «Мы друзья» и рассказа А. Глебова «Бабушкина сказочка»;
  2. рисунок на тему «Портрет друга», выполненный каждым обучающимся индивидуально;
  3. подготовка с детьми стихотворений для чтения наизусть;
  4. обучающиеся приглашают на мероприятие друга.

1.Вступительное слово учителя.  

2. Стихи детей.

 Здравствуйте друзья!

Мы будем называть вас всех друзьями!

Нам предстоит серьезный разговор,

Мы собрались сегодня не случайно:

Все мы дружны - секретом дружбы

С вами мы решили поделиться!

Мы наш секрет откроем вам не сразу,

Вы только слушайте с открытою душой.

Мы верим, скоро все поймете сами

И навсегда возьмете наш секрет с собой!

Случается, бываем одиноки,

И не хватает нам душевной теплоты,

Бываем мы задумчивы и строги

И никому как будто не нужны…

И светит солнышко неярко.

И нет желанья рисовать,

Читать, играть не интересно…

Ну, как скажите не скучать?

Мир сразу красками наполнится

Изменится вдруг все вокруг!

Когда с тобою рядом будет

Твой настоящий, верный друг!

3. Инсценировка стихотворения «Мы друзья»

На сцене появляются два ученика, читают как диалог стихотворение Б.Заходера «Мы - друзья»)

С виду мы не очень схожи:

Петька толстый, я худой,

Не похожи мы, но все же

Нас не разольешь водой!

Дело в том, что он и я -

Закадычные друзья!

Все мы делаем вдвоем:

Даже вместе… отстаем!

Дружба дружбою, однако,

И у нас случилась драка…

Дрались честно,

Как положено друзьям:

- Я как стукну!

- Я как тресну!

Он как даст!

- А я как дам!

Скоро в ход пошли портфели.

Книжки в воздух полетели.

Словом, скромничать не буду -

Драка вышла хоть куда!

Только смотрим - что за чудо?

С нас ручьем бежит вода!

Это Борькина сестра

Облила нас из ведра!

А она еще смеется:

- Вы действительно друзья!

Вас водой разлить нельзя!

Ведущий - Вот какие друзья бывают! Но как назвать такую дружбу, судите сами? И дружба ли это? Как вы считаете, ребята?

Ответы: …Если дружат, то не дерутся, не обижают друг друга.

              …Это дружбой назвать нельзя.

Ведущий: Правильно ребята. А ещё  своим друзьям надо улыбаться. Ведь доброе расположение духа тоже очень важно. Давайте споём  песню «Улыбка»

                                        Совместное исполнение песни «Улыбка».Клип wmv.

4. Ведущий: А теперь  посмотрим,  сможете ли вы играть и при этом выполнять все движения  вместе, дружно.    

Игра «Квадрат»

Все играющие встают квадратом (так, чтобы было занято все пространство внутри квадрата) как можно теснее, можно даже заранее очертить квадрат, в который они должны поместиться. Затем ведущий отдает команды, а квадрат их выполняет, стараясь не увеличить занимаемую им площадь, например:

- Квадрат пошел влево. - квадрат идет влево.

- Квадрат садится. - квадрат с криками и воплями пытается сесть.

- Квадрат прыгает. - квадрат с не менее интенсивным шумом прыгает.

Ведущий: У вас хорошо получилось. Весело, с задором. Я  за вами наблюдала и поняла, что вы поддерживаете друг друга. Это здорово. Ведь настоящие друзья всегда  так и делают.  

А теперь, ребята хочу спросить вас. Знаете ли вы что такое притча?

Ответ: …не знаем.

Это повествование, в котором смысл  передаётся иносказательно.  Послушайте.

5. Притча.

Рабби Зуси решил изменить мир. Но мир - такой большой, а Зуси - такой маленький. Тогда Зуси решил изменить свой город. Но город - такой большой, а Зуси такой маленький. Тогда Зуси решил изменить свою семью. Но семья у Зуси такая большая, одних детей с десяток. Так Зуси добрался до того единственного, что он в силах изменить. Будучи таким маленьким, - самого себя.

Ведущий - Ты понял Сережа, что тебе нужно делать? Заглянуть в себя, и может быть что-то поменять в себе!

Сережа - Как же это сделать? Ну, я не знаю что менять?

Ребята, давайте поможем Серёже.  Каким образом можно изменить что-то в себе?

Ответы: …Отношение к людям можно поменять. Если человек относился к другим плохо, то к нему так же относиться будут.

Если мы заглянем в книгу пословиц и поговорок, то, возможно, найдём ответ на этот вопрос

6. Пазл «Поговорки народов мира о дружбе».

Задание: найдите вторую половинку пословиц, которые вы уже знаете с уроков, встаньте в пару (найденную) и вместе прочтите, что у вас получилось.

Добрый человек несет мир - говорят абхазцы.

Сделаешь добро, добро найдешь - говорят карачаевцы.

Лучше быть добрым уродом, чем злым красавцем - говорят малагасийцы.

Добро и собака не забывает - говорят осетины.

Добрый конь не устает, добрый человек не отказывает в помощи - говорят татары.

Доброта рождает доброту - говорили персидские мудрецы.

Друга ищи, (а найдёшь береги).

Друг за друга стой, (выиграешь бой).

Доброе братство, (лучше богатства).

Друг лучше старый, (а платье новое).

Старый друг – (лучше новых двух).

Дружба не гриб, (в лесу не найдёшь).

Один за всех, (все за одного).

Вот как  надо относиться к людям.

Интересно, а как вы поймёте смысл  рассказа, который нам представят сейчас ваши друзья.

7. (Инсценировка рассказа А.Глебова «Бабушкина сказочка». Появляются на сцене «бабушка» и «внучка»).

 Ученик - Тихим летним вечером сидели на крылечке бабушка Настя и внучка Катя. И вот какую сказку рассказала бабушка…

Бабушка - Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет, волшебнику:

- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, что бы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.

Подумал волшебник и сказал:

- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса еще не просохнет…

Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла любовь в установленное место к трем соснам, что стояли на краю леса…Пришла и видит: стоят у сосен пять прекрасных девушек, одна другой краше.

- Вот, выбирай, - сказал дедушка-волшебник. - Одну зовут Радость, другую - Удача, третью - Красота, четвертую - Печаль, пятую - Доброта.

- Они все прекрасны, - сказала Любовь. - Не знаю, кого и выбрать…

- Твоя правда, - ответил волшебник, - Они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой: у одной, как небо - синие, у другой, как изумруд - зеленый, у третьей, как яхонт, - серые, у четвертой, как темный бархат, - черные, у пятой, как незабудки, - голубые.

Задумалась Любовь. Потом подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку…

- Вот и вся сказка. Ну, а ты внучка, кого бы выбрала себе в подружки?

 ученик - И Катя задумалась…

Так в чём же смысл рассказа, ребята?

Ответ: Любовь выбрала себе в подруги Доброту.

А почему? Как вы думаете?

Ответ: Любовь  всегда  добрая бывает.

Доброта  важна в дружбе.

9.Дети, а у вас есть друзья? Вспомните о своем друге.

Я буду называть качества -  вы выбираете те, которыми должен обладать

 ваш лучший друг? (сигнал – хлопок в ладоши)  

(Добрый,  робкий,  счастливый, веселый, умный, скупой, дружелюбный, честный,  жадный,  красивый,  жизнерадостный, грустный, обидчивый, справедливый, правдивый, интересный собеседник, капризный, откровенный,  задира, чуткий,   легкомысленный, отзывчивый, умеющий хранить тайну).

Вот каким вам представляется друг.

Думаю эти качества можете и должны найти в себе, ведь вы тоже чьи-то друзья.

10. Ведущий - Напоследок я хочу рассказать сказку народов Северного Кавказа «Общее Счастье», прослушав ее секрет дружбы будет полностью для вас раскрыт:

У старика со старухой была большая семья, и все у них было вдоволь. Но вот пришла беда: разлад в семье. Раньше никто не говорил «это мое», а говорил «это наше». А теперь каждый норовит взять себе, отнять у другого, спрятать в свой сундук. Как-то под новый год отец собрал всю семью и говорит:

- Слушайте, дети, что я вам скажу: пусть этой ночью ни один не выходит из дома. Если любите меня, исполните мою просьбу.

Все согласились. Ночью выпал глубокий снег. Утром старик встал с постели, вышел на улицу. Видит, след взрослого идет от двери в сторону леса. Разгневался старик, собрал домочадцев и стал корить их за обман. Но они поклялись, что из дома не выходили. Старик захотел узнать правду, взял топор и пошел по следу. След довел его до высокого дерева в дремучем лесу, под деревом лежали пышные сугробы снега: там было теплее, чем в доме у старика. Закутался он в шубу и остался на всю ночь, но никого так и не увидел. Тогда старик решил свалить дерево. Подрубил дерево до половины, вдруг кто-то сверху спрашивает его:

- Что ты делаешь, старик, зачем дерево рубишь зря?

- А ты кто такой?

- Я общее счастье твоей многолюдной семьи.

- Почему же ты сидишь в лесу?

- Где же мне сидеть? Пришлось бежать из твоего хазара. Позабыли все обо мне, да и о тебе позабыли тоже. Как же мне оставаться в твоем доме, где каждый думает только о себе?

Старик согласился, но попросил:

-Уважь старика, вернись обратно.

- Не могу я вернуться в твой хазар, но я другим тебя уважу: я дам каждому из твоих домочадцев то, что он у меня попросит.

Пришел старик, сел в свое кресло. Забеспокоились сыновья, забегали внуки, правнуки. А старик рассказал о Счастье, которое ушло от них. Все наперебой стали спрашивать:

- Почему счастье обиделось?

- Потому что Счастье говорит: «Где не хотят общего добра, а один тянет к себе, другой себе, там нет места счастью».

И тогда рассказал старик о том, что Счастье пообещало исполнить желание каждого из членов семьи. Все стали наперебой говорить. Один хотел получить у Счастья быков, другой - коня, третий - оружие. Так все сказали старому деду, кто чего хочет, и только одна невестка сказала:

- Пусть Счастье даст нам общую жизнь общую работу и любовь друг к другу.

На рассвете отправился старик в дремучий лес и передал слово в слово просьбу каждого. Голос с дерева так отвечает старику:

- Все исполню, кроме просьбы твоей невестки. Она просит общую жизнь, общую работу и любовь друг к другу. А это все вместе - я само.

Старик стал умолять и говорить: «Клятву нарушаешь?» Отвечает Счастье:

- Что с тобой поделаешь! Я дало клятву и не в силах ее нарушить. Ступай к себе домой, а там видно будет.

Когда старик пришел домой, вся семья прибежала к нему. Один согревал ему лицо руками, другой принес поесть и попить. На другой день все приступили к работе. Каждый делал свою работу лучше и быстрее. Все стали говорить «наша работа», «наше добро». Счастье навсегда поселилось в большой семье. И было то Счастье для всех единым. Общим Счастьем было оно.

Какой бы ни была семья, большой или маленькой счастье в ней будет делиться на всех. Наверное поэтому семьи, в которых  именно так происходит мы можем назвать счастливыми.

Мы с вами знаем  качества характера, которые помогают нам в дружбе. Вы хорошо их запомнили. Сложим необычный коллаж из цветов, с уже знакомыми  словами.

11. Коллаж

12.  Ещё немного поиграем. Все вместе, дружно.

Да, наверное, мы разные! Но все мы при этом равные!

Мы все имеем равные права, смеяться и грустить

Мы все для счастья рождены, и так тому и быть!

Мы все вместе должны держаться, считаться с мнением друг друга, заботиться друг о друге.

Не будем огорчать друг друга, давайте дарить улыбки, добрые слова!

Ведущий - Давайте друзья, встанем в круг дружбы!

(Игра «Мы друзья»)

Встаньте, дети, встаньте в круг,

Я твой друг и ты мой друг,

Пусть будет шире Дружбы круг.

В кругу стоят друзья твои,

Ты им свою улыбку подари.

(Дети улыбаются друг другу).

Слева друг и справа друг,

А вместе это Дружбы круг,

Другу справа руку ты пожми,

Передай ему тепло твоей руки.

(Дети пожимают руку тому, кто справа)

Нет пословицы, ребята, верней,

Той, что гласит «Имей сто друзей»

Пусть растет и ширится Дружбы круг,

Чтобы рядом был верный друг.

13. Рефлексия. Вот и собран наш букет дружбы, выполнены все задания. Поняли ли вы, что такое настоящая Дружба? Наш букет дружбы состоит из удивительных цветов, каких? (Любовь, Доброта, Счастье, Радость и т.д.) Молодцы! А сейчас я вам хочу сделать подарки.    Они  помогут вам  сохранить  старых  и  приобрести   новых  друзей.   (Буклет вставлен в презентацию.)

14. Песня «Ты да я, да мы с тобой».Плейкаст.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол"Выбирая профессию, я выбираю будущее"

Перед старшеклассниками всегда стоит сложный выбор - выбор профессии, а следовательно, и выбор всей дальнейшей жизненной траектории. Как помочь детям сделать правильный выбор и кто должен им в этом по...

Программа курса по выбору "Выбирая профессию, выбираем образ жизни"

Программа по профорентации "Выбирая профессию, выбираем образ жизни" призвана помочь школьникам в  нелегкий переходный период. Это одна из нетрадиционных форм активной работы, учитывающей специфи...

Классный час "Выбирая профессию – выбираю будущее"

Тема классного часа:  Выбирая профессию – выбираю будущее Ролик  «Ученик лекаря» (притча)  Цель:-формировать информационную основу выбора профессии;- создать условия для форми...

Викторина « Все работы хороши - выбирай на вкус» Викторина « Все работы хороши - выбирай на вкус» викторина "

Цель:- расширить и конкретизировать знания детей о профессиях,- способствовать самостоятельности мышления и выбора,- формировать у детей интерес к будущей профессии,- воспитывать уважительное от...

"Мы выбираем дружбу" групповое занятие.

Данное групповое занятие направлено на создание условий для дальнейшего сплочения классного коллектива....