Приёмный ребёнок и школа. Проблемы взаимодействия образовательных учреждений и замещающих семей
статья по психологии
Тема взаимодействия образовательных учреждений и приёмных семей на данный момент является очень актуальной. Это связано с тем, что понятия «приёмная семья» и «приёмный ребёнок» ещё не до конца укоренились в нашем обществе. Нет чёткого представления об этом новом для нас социальном институте. Так что же такое приёмная семья? Приемная семья – это институт временного пребывания ребенка, нуждающегося в социальной и психолого-педагогической поддержке, отсчитывающая свою официальную историю с 1996 года, когда было принято постановление Правительства РФ от 17.07.1996 № 829 «Об утверждении Положения о приемной семье». Приёмный родитель берёт на себя обязательство по воспитанию ребёнка до достижения им 18-летнего возраста. Для того, чтобы регламентировать права и обязанности родителя и ребёнка, приёмный родитель подписывает договор с органами опеки и попечительства. То есть, по сути, ребёнок своего статуса «оставшийся без попечения родителей» не теряет и продолжает получать поддержку от государства.
Для того, чтобы принять в свою семью ребёнка, оставшегося без попечения родителей, приёмный родитель обязан пройти курсы подготовки – Школу приёмных родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_4.docx | 25.23 КБ |
Предварительный просмотр:
«Приёмный ребёнок и школа. Проблемы взаимодействия
образовательных учреждений и замещающих семей»
Тема взаимодействия образовательных учреждений и приёмных семей на данный момент является очень актуальной. Это связано с тем, что понятия «приёмная семья» и «приёмный ребёнок» ещё не до конца укоренились в нашем обществе. Нет чёткого представления об этом новом для нас социальном институте. Так что же такое приёмная семья? Приемная семья – это институт временного пребывания ребенка, нуждающегося в социальной и психолого-педагогической поддержке, отсчитывающая свою официальную историю с 1996 года, когда было принято постановление Правительства РФ от 17.07.1996 № 829 «Об утверждении Положения о приемной семье». Приёмный родитель берёт на себя обязательство по воспитанию ребёнка до достижения им 18-летнего возраста. Для того, чтобы регламентировать права и обязанности родителя и ребёнка, приёмный родитель подписывает договор с органами опеки и попечительства. То есть, по сути, ребёнок своего статуса «оставшийся без попечения родителей» не теряет и продолжает получать поддержку от государства.
Для того, чтобы принять в свою семью ребёнка, оставшегося без попечения родителей, приёмный родитель обязан пройти курсы подготовки – Школу приёмных родителей.
На базе ГБУ НАО «Центр содействия семейного устройства «Наш дом» Школа приёмных родителей работает с мая 2019 года. С тех пор 52 гражданина получили свидетельство о прохождении подготовки:
- в 2019 году - 23 гражданина (20 семей, из них 9 семей приняли на воспитание в свою семью ребёнка, оставшегося без попечения родителей, в числе которых 6 семей приняли под опеку ребёнка-родственника);
- в 2020 году 29 граждан (23 семьи, из них 8 семей приняли на воспитание в свою семью ребёнка, оставшегося без попечения родителей, в числе которых 6 семей приняли под опеку ребёнка-родственника).
После специальной подготовки, приёмный родитель вооружён знаниями и готов к подвигам, но через какое-то время после принятия ребёнка в семью этот запал остывает. Впереди сложный адаптационный период пребывания ребёнка в приёмной семье, на который уходят почти все силы родителей, - ребёнок в этот период как бы испытывает их на прочность, проявляя негативное поведение. Очень часто в этот период специалистам приходиться слышать фразы: «мы не так себе это представляли», «руки опускаются», «он меня не слышит», «если ему у меня не нравится, пусть идёт обратно в детский дом».
Именно в этот сложный период приёмные родители чаще всего обращаются за помощью к специалистам Службы сопровождения замещающих семей. Сам процесс сопровождения предполагает консультирование, психологическую поддержку, занятия с детьми и родителями, организацию досуговой деятельности. Важно поддержать семью в этом кризисе, а не усугубить ситуацию своим вмешательством. Главный принцип – не навреди! Потому что повторный возврат ребёнка в учреждение нанесёт непоправимый вред его здоровью и психике.
Одним из катализаторов конфликтов в семье является школа (реже – детский сад). Ребёнок, который только что пришёл в семью испытывает очень большой дискомфорт. Он привыкает к новому дому, к новой семье, возможно, к новому городу или школе. Ему в этот момент крайне тяжело справляться со своим эмоциональным состоянием. А тут ещё учёба, домашние задания, секции, кружки. Конечно, он может не справиться с этим. В школе успеваемость низкая, прогулы, неприемлемое, часто агрессивное, поведение, заставляют педагогов начать активную работу с замещающими родителями. Постоянные жалобы, звонки, замечания, профилактические советы. Как выяснилось с этим сталкивается практически каждый приёмный родитель. Уровень стресса в семье растёт прямо пропорционально тому, как растёт уровень давления на родителей. Самых «трудных» переводят на индивидуальное обучение. Многие родители отмечают, что у них были хорошие отношения со своими приёмными детьми до того, как они не пошли в школу. Но постоянные претензии в адрес ребёнка разрушили доверие между ними и привязанность (эта крайне тонкая материя в замещающей семье) начала разрушаться. Ребёнок и родитель отдаляются друг от друга. Возникают риски возврата…
Здесь хочется отметить, что целями и задачами российской школы является не только качественное образование, но и воспитательный процесс, частью которого является подготовка ребёнка к успешной адаптации в современном обществе. Это возможно, если ребёнок воспитывается в семье. Получается, что общей целью всех специалистов является пребывание ребёнка, оставшегося без попечения родителей, в замещающей семье. Именно поэтому в школе важно создание благоприятной среды для приёмных семей – консультации психолога, социального педагога, позитивный настрой учителей-предметников, классного руководителя, директора. Приёмному родителю необходимо чувствовать, что его поддерживают, ему помогают, пусть он слышит, как много он делает для своего ребёнка, как хорошо он справляется. Необходимо находить какие-нибудь положительные моменты и подчёркивать их. И ещё одним хорошим приёмом работы с приёмным родителем является активное слушание. Ему обычно совершенно не с кем поделиться своими проблемами, и он будет рад просто выговориться. Путём проговаривания негативных событий приёмный родитель получает эмоциональную и чувственную разрядку, снимает напряжение, уменьшается уровень тревоги и стресса.
Как показывает практика, приёмный родитель – это обычный человек, без каких-либо особых знаний и навыков. А вот приёмный ребёнок – это ребёнок особенный, он принадлежит другой семье и многое из его поведения, конечно, это прошлый опыт, который является базой для всего остального. Поэтому с ним трудно, он иногда не слышит и не воспринимает, он может быстро уставать, или выдавать негативным поведением своё внутреннее состояние, он может не поддаваться воспитательным воздействиям, может требовать к себе всё внимание родителей. Конечно, они устают. Но когда извне они чувствуют поддержку, они понимают, что двигаются в правильном направлении, медленно, но верно. Наше общество ещё недостаточно толерантно к приёмным семьям. На консультациях очень часто родители подчёркивают, как их осуждают соседи и родственники. Как этих ребят не приглашают на дни рождения, праздники, как часто их не принимают в классе. Но специалисты, которые работают с семьями и с детьми не могут поддаваться общественному мнению. Ведь эти люди дали детям дом, семью. И не важно сколько в этой семье человек… Самое главное, что это семья. Приёмная семья не должна попадать в изоляцию.
На данный момент на сопровождении Службы состоит 19 семей (31 приёмный ребёнок). Из них 13 семей испытывали трудности в обучении:
1) постоянные жалобы на плохое поведение;
2) трудности в отношениях с учителями и одноклассниками;
3) отсутствие мотивации к обучению;
4) регулярные прогулы.
За 2020/2021 учебный год трём замещающим семьям было предложено перевести детей на индивидуальное обучение. При данной форме обучения дети вынуждены большую часть времени находиться дома под постоянным контролем родителей, что неизбежно влечет за собой повышение напряжения и конфликтности в отношениях между родителями и детьми.
В течение текущего учебного года одна семья вернула ребёнка в учреждение, так как приёмная мама не справилась с воспитанием, ввиду проблем с психическим здоровьем ребёнка. На момент передачи ребёнка в учреждение у мамы диагностировались типичные признаки эмоционального выгорания.
Хочется отметить, что приёмный родитель, это, в большинстве случаев, очень неуверенный в себе и тревожный человек. Поэтому к приёмному родителю должен быть особенный подход, очень тактичный и корректный.
Если система профилактики возвратов приёмных детей будет осуществляться всеми субъектами одновременно, слажено, то сообща мы сможем существенно снизить количество детей-сирот в детских домах.
Список используемой литературы:
1. Постановление Правительства РФ от 17.07.1996 №829 «Об утверждении Положения о приемной семье».
2. «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 04.02.2021, с изм. от 02.03.2021). Статья 152. «Приёмная семья».
3. Л. Петрановская «Если с ребенком трудно», 2013 год. Издательство АСТ.
4. Л. Петрановская «Дитя двух семей», 2018 год. Издательство АТС.
5. Л. Петрановская «В класс пришёл приёмный ребёнок», 2017 год. Издательство АСТ.
Приемные дети в школе.
Никто не любит трудных задач, особенно когда они появляются в большом отлаженном школьном механизме. Любое отклонение от нормы требует дополнительных материальных, управленческих и человеческих ресурсов. Любая «инаковость» детей с большим напряжением воспринимается в традиционных общественных институтах, один из которых школа.
В чем же суть и трагедия истории с приходом в школу приемного ребенка? Попробуем, как в ролевой игре, встать на место каждого из участников этой жизненной ситуации.
Приемный ребенок: в чем его «инаковость»?
Никто не любит проблем и не рад, если трудности вдруг возникают в его жизни. Ребенок, оставшийся без родительской заботы, являет собой суть проблем нашего общества, а для школы становится вызовом. Он недополучил любви, родители не участвовали в его развитии и воспитании, а часто пренебрегали потребностями ребенка или были настолько непостоянны, что нельзя было предугадать, когда появится еда, утешат ли детское горе, можно ли рассчитывать на их любовь и физическое присутствие в своей жизни. А многие сироты просто не знают: кто их мама или папа.
В этом хаосе непредсказуемости, отсутствия безопасности, а часто и в атмосфере агрессии и насилия стихийно формируется личность ребенка, который собирает все проблемные черты современного общества.
В таком аномальном развитии страдает эмоционально-волевая сфера, рождается переживание неудовлетворенности своих потребностей, страх, тревожность, низкая оценка себя и своих результатов, любовь и ненависть по отношению к родителям, месть любым взрослым и детям, которые проявляют заботу и ласку, отсутствие воли в поступках, в достижении желаемого результата.
Страдает и интеллектуальная сфера психики ребенка. Бедность впечатлений от жизни в течение долгого времени, однообразие, концентрация внимания на поисках еды, крова, защиты — все это не позволяет ребенку вовремя сформировать важные мыслительные функции, поэтому ему тяжело осваивать абстрактное мышление, теоретические понятия, модели, что означает тотальный неуспех в старших классах школы.
На это накладывается негативный опыт учебной деятельности, низкая оценка способностей со стороны учителей, что приводит к несформированности специфических учебных навыков: понимания учебной задачи, алгоритма решения, умения прочитать условие, сформировать правильные выводы, объяснить результат и т.д.
В итоге — тотальный неуспех в школе, недоверие к фигуре учителя, закрытость или активное сопротивление, нежелание приходить в школу и, в целом, отсутствие интереса к жизни и новым событиям, людям, явлениям.
Сюда остается добавить только социальную незрелость и отклоняющееся от нормы поведение приемных детей. Ценностные установки детей-сирот часто асоциальны, вступают в противоречие с общепринятыми нормами, социальные роли стереотипны и шаблонны, упрощены. В мировосприятии доминирует асоциальный настрой, опора на негативный жизненный опыт, неприятие опыта других людей.
Попробуйте эмоционально пережить внутреннее мироощущение такого ребенка, постарайтесь найти здесь позитивную, радостную волну. Правда, это очень трудно сделать? Как легко соскальзывать в такой негатив при любой неудаче в общении с учителем, одноклассниками.
Проблемы могут возникнуть со стороны соучеников, их родителей и возможно даже со стороны учителей. Это могут быть грубые или ошибочные комментарии, неприязнь класса. Самое главное – помнить: положение ребенка в классе вплоть до подросткового возраста на 90 % зависит от того, как к нему относится учитель. А у первоклашек – на все 100 %. Поэтому, если у ребенка не складываются отношения с одноклассниками, решить проблему может учитель, подав ребятам знак, что ребенок ему нравится, что у него что-то (неважно что, хоть с доски вытирать) получается лучше всех, что он важен и нужен в классе. В этом возрасте авторитет учителя несоизмеримо выше авторитета сверстников и даже авторитета родителей, и именно сейчас важно уловить момент и не допустить формирования в детском коллективе роли «козла отпущения», «гадкого утенка».
Необходимо учитывать, что некоторые задания могут быть болезненными для приемных детей. Особенно задания, которые подчеркивают их отличие от сверстников, требуют разглашения личной информации или предоставления информации, которой они (в отличие от одноклассников) не располагают. Например, автобиографические сочинения, просьба принести фотографии, сделанные в младенчестве или раннем детстве (для стенгазеты, классного альбома и др.), обсуждение семейной истории, рисование «генеалогического дерева» своей семьи, задания, связанные с темами по изучению генетики и наследственности.
Приемные дети в силу своего жизненного опыта не владеют социальными навыками, которыми владеют дети с обычным развитием, и разница между ними с возрастом становится очевидней. Однако эта особенность не их вина, а их беда. Таких детей часто обвиняют в плохом поведении, наказывают, что приводит к закреплению негативного поведения. Мы, взрослые должны искать к этим детям подход, искать методы коррекции поведения. Мы должны не обвинять детей, а останавливать негативное поведение, пока они сами не научатся его контролировать. Это очень сложно. Но другого пути я не вижу.
Учитель часто не готов ко встрече с приемным ребенком, поведение которого определяется травмой. Для педагога негативные эмоции ребенка, непредсказуемость, асоциальность, резкость, недоверие всегда являются вызовом, сломом привычных стратегий поведения и коммуникации.
Авторитета социальной роли учителя и взрослого порой не хватает, чтобы управлять ребенком или договариваться с ним. Ведь приемному ребенку могут быть не знакомы такие условности, как вежливое общение, совместная работа, социальные нормы и границы.
Переживая в воспитании или обучении неудачу за неудачей, учитель достаточно быстро приходит к пониманию, что он не справляется
с ситуацией. Иногда возникает непрекращающийся конфликт между учителем и приемным ребенком, иногда учитель перестает его воспринимать в общей жизни классного коллектива, так как там, где невозможно ничего сделать, и не нужно ничего желать.
Механизмы психологической защиты действуют достаточно верно и быстро в ситуации профессионального неуспеха, ответственность трудно взять на себя и начинается поиск виноватого.
Учитель быстро определяет приемного родителя как основного виновника неудачи. Приемная семья сразу становится должна готовить уроки с ребенком, отвечать за его поступки, влиять на общение со сверстниками, отвечать за скорость чтения и т.д. Учитель просто перекладывает свою ответственность и ожидания на приемного родителя. А такой родитель сразу понимает, что он не справляется.
Классический сценарий прихода приемного ребенка в новую школу заключается в том, что буквально через месяц приемная семья начинает получать указания и наставления, требования участвовать в учебе и воспитании ребенка в школе. А в это время сам приемный ребенок пытается понять, как ему жить в новой семье, кто ему эти новые люди, бросят ли они его так же, как его родные родители, будут ли его любить, несмотря на «плохие» черты характера и неуспехи в школе. Так школа начинает вбивать клин между детьми и родителями. И если приемный родитель начнет играть по правилам школы, то скоро он будет главный преследователь, надзиратель, источник осуждения для своего приемного сына или дочери.
Мы должны понимать, что все делается постепенно: сначала — новая семья, семейная роль, выстраивание отношений, преодоление недоверия, шаг навстречу друг другу, а потом школьные успехи, секции и кружки, развитие талантов, выбор профессии и пр. Приемная семья должна иметь свободу и запас уважения в школе, бережное отношение к непохожести, проблемам и трудностям детской жизни.
Вместо заключения: новые горизонты
Я прекрасно пониманию, что не все школы разделяют описанный выше подход. Есть и прекрасные модели реальной помощи приемной семье, родителям и детям. Есть замечательные коллективы, которые отстаивают право детей быть особыми, непохожими.
Но проблема неприятия «инаковости» остается живой и болезненной для многих приемных семей, для детей из детских домов и социальных приютов. Нет программ и курсов обучения педагогов работе с детьми, пережившими травмирующий опыт сиротства, школьных психологов мало, и их подготовка не позволяет помочь таким детям. Законодательство не учитывает особые потребности детей, оставшихся без родительской заботы: практически невозможно добиться обучения по компенсирующим программам, повторного обучения при отсутствии неудовлетворительных оценок, но по социально-психологическим показаниям.
В среднем невысокий уровень педагогической культуры в обществе проявляется в недостатке сострадания и эмпатии к детям с проблемами в поведении, развитии, обучении.
Что можно сделать, чтобы помочь детям выстраивать более позитивное восприятие себя, формировать доверие к людям и миру?
Приемные родители и учителя должны объединить свои усилия.
Самое главное на пути к успеху в этом непростом деле это:
• единое видение ситуации
• желание помочь,
• сотрудничество взрослых друг с другом, а не противостояние.
Если учителя и родители с самого начала будут…
• готовы установить друг с другом контакт и доверительные отношения,
• будут заинтересованы в судьбе и развитии ребенка,
• будут делиться опытом того, что помогает в общении с ребенком,
• обсуждать все возникающие проблемы и
• совместно искать пути выходы из ситуаций –
…тогда шансы на успех вырастают в разы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие образовательного учреждения и социальной среды.
Нужны ли малокомплектные школы? Какую роль они играют на селе? В чем их особенность и особая роль?С началом оптимизации существование этих школ поставлено под вопрос. Будут ли ученики из таких малых ш...
"Приёмный ребёнок в школе" (методические рекомендации для замещающих родителей и учителей)
Хотя различные формы семейного устройства детей-сирот становятся нормой жизни для многих российских семей, значительная часть из них сталкивается с проблемами, когда ребёнок отправляется в школу. ...
Значение взаимодействия образовательного учреждения и семьи в развитии личности и социализации ребенка.
Статья о роли и значении учителя в современном постиндустриализационном обществе и его взаимодействии с семьей ребенка, а также значении семьи в формировании начальных познавательных навыков и способн...
Организация эффективного взаимодействия образовательного учреждения с семьей
В реальной практике взаимодействие семьи и образовательного учреждения может быть успешным, если представляет собой четко выстроенную систему, которая включает разные направления.Построение системы вз...
«Организация взаимодействия образовательного учреждения и семьи»
laquo;Организация взаимодействия образовательного учреждения и семьи»...
Проект по взаимодействию образовательного учреждения и семьи «Семейная мастерская»
Эффективность воспитания зависит от создания благоприятной атмосферы для совместной деятельности педагогов, родителей и детей.Такие благоприятные условия с успехом создаются в процессе реализации прое...