«Организация взаимодействия образовательного учреждения и семьи»
материал
«Организация взаимодействия образовательного учреждения и семьи»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_doklad.docx | 33.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат Павлово-Посадского муниципального района Московской области
Выступление на ШМО классных руководителей на тему:
«Организация взаимодействия образовательного учреждения и семьи»
Выступление подготовил :
Хмыров Е.А.
классный руководитель 7 «Б» класса
Павловский Посад, 2015г
Содержание:
1. Введение ______________________________________________
2. Основная часть ________________________________________
3. Заключение ____________________________________________
1.Введение
С принятием Закона Российской Федерации «Об образовании» возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и школы. Это выражается в ориентации на государственно-общественное управление образованием, праве на существование всех форм образования, в том числе семейного, в обновлении содержания обучения и воспитания.
Сегодня в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, «авторитетом» становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к «выходу» ребенка из-под влияния семьи.
Создавшееся положение способствует росту детской безнадзорности, преступности, наркомании и других негативных явлений в детской, подростковой и молодежной среде.
И если школа не будет уделять должного внимания совершенствованию учебно-воспитательного процесса, направленного на взаимодействие родителей и педагогов, произойдет отчуждение семьи от образовательного учреждения, педагогов - от семьи, семьи - от интересов творческого и свободного развития личности ребенка.
Наиболее распространенными негативными факторами семейного воспитания, которые приходится учитывать в учебно-воспитательном процессе, следует считать такие:
Неадекватное воздействие факторов материального порядка, приоритет материального благополучия над реализацией духовных потребностей растущего человека, дисгармония материальных потребностей и возможностей их удовлетворения;
Отсутствие нормального психологического климата в семье;
Безграмотность в психолого-педагогическом отношении, отсутствие целенаправленного воспитания, беспринципность, противоречивость в применении методов воспитания, физические наказания, причинение детям нравственных страданий.
Неумение родителей воспитать своего ребенка как будущего семьянина.
Школа была, есть и останется одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.
Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Именно семья призвана заложить в ребенка с раннего детства нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни.
В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит классным руководителям. Не все родители откликаются на стремление к сотрудничеству, не все родители проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Классному руководителю необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, исключающих авторитаризм и морализм.
К основным направлениям деятельности педагогов и родителей относятся:
• познавательная сфера жизни (работа с учителями-предметниками);
• поддержка физического здоровья обучающихся;
• социальная поддержка и профилактика безнадзорности.
Залогом успеха в реализации данной идеи является объединение усилий родительской и педагогической общественности на всех уровнях.
Сегодня, чтобы найти пути решения этих проблем, образовательное учреждение ищет новые формы взаимодействия с семьей, понимая, что родители и педагоги - воспитатели одних и тех же детей. Результат их деятельности может быть успешным тогда, когда учителя и родители станут союзниками. Их союз должен быть основан на взаимном понимании, уважении, доверии и ответственности, на действиях и в интересах развития личности ребенка.
2.Основная часть
Семья - малая социальная группа, естественная среда жизни и развития ребенка, закладывающая основы личности. Главное назначение семьи - воспитание детей. Семья - персональная среда жизни и развития ребенка, качество которой определяется рядом параметров:
• социально-культурный параметр зависит от общества; социально-экономический определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе;
• технико-гигиенический зависит от условий проживания, оборудования жилища, особенностей образа жизни;
• демографический определяется структурой семьи.
Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином этапе играет семья.
Приоритетные функции семьи:
• воспитательная;
• оздоровительная;
• духовно-нравственная;
• познавательно-образовательная;
• бытовая;
• трудовая;
• культурно-просветительная;
• досугово-творческая;
• стимулирующая самостоятельный опыт личности;
• охранно-защитная.
Приоритетные задачи семейного воспитания:
• гармоническое развитие ребенка;
• забота о здоровье детей:
• помощь в учении;
• трудовое воспитание и помощь в выборе профессии;
• помощь в социализации личности;
• формирование опыта гуманных, эмоционально-нравственных отношений;
• подготовка к самовоспитанию и саморазвитию;
• половое воспитание, подготовка к будущей семейной жизни.
Основные компоненты семейного воспитания:
• климат семейного воспитания (традиции, уют, отношения);
• режим семейной жизни;
Процесс взаимодействия семьи и образовательного учреждения должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.
Этапы работы с родителями.
Работа с родителями осуществляется в три этапа.
1 этап - ежегодно в начале учебного года проводится обследование родительского контингента и анализируется его состав. Составляется социальный паспорт класса.
2 этап - выявление семей, находящихся в социально опасном положении и детей, имеющих те или иные проблемы психологического плана:
• трудности в адаптации;
• агрессивность;
• страхи;
• проблемы общения со сверстниками;
• неусвоение программы и другие.
3 этап - анализ полученных данных и сбор базы данных для составления плана взаимодействия педагогов с родителями на текущий год.
Работа с семьей подразделена на ежедневную, еженедельную, ежемесячную, разовую.
Ежедневное общение с родителями детей, посещающих школу, осуществляется классными руководителями.
Это общение направлено на обеспечение систематической информированности родителей о жизни ребенка в школе и поддержания контакта в семье.
Еженедельно каждый родитель получает возможность для беседы с классным руководителем об индивидуальном развитии своего ребенка. С родителями проблемных детей встречаются все специалисты согласно составленной коррекционной программе. Темы и цели бесед отражаются в планах бесед и опираются на материал наблюдений, диагностики, программного материала.
Ежемесячные формы общения с родителями - это:
• праздники;
• родительские собрания;
• спортивные мероприятия;.
Эти классические формы работы с родителями всем известны и имеют определенный результат в установлении доброжелательной, доверительной атмосферы, хорошего эмоционального настроя и обстановки совместного родительского и педагогического творчества. Используют педагоги традиционную форму работы как консультации специалистов: (психологов, врачей, социологов, социальных работников) по актуальным вопросам воспитания детей.
Ключевые функции взаимодействии образовательного учреждения и семьи:
• информационная;
• воспитательно-развивающая;
• охранно-оздоровительная;
• контролирующая;
• бытовая.
Задачи взаимодействия:
• формирование активной педагогической позиции родителей;
• вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями;
• активное участие родителей в воспитании детей.
Организация взаимодействия образовательного учреждения и семьи предполагает:
• изучение семьи с целью выявления ее возможностей но воспитанию своих детей и детей класса;
• анализ промежуточных и конечных результатов их совместной воспитательной деятельности.
Сотрудничество образовательного учреждения и семьи начинается с изучения условий и микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей детей и родителей.
Изучение семьи ученика позволяет педагогу ближе познакомиться с ним, понять стиль жизни семьи, ее уклад, традиции, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ученика с родителями.
При этом учитель может использовать комплекс традиционных методов
психолого-педагогической диагностики: наблюдение, беседу, тестирование, анкетирование, деловые игры, материалы детского творчества и др. Изучение семьи - дело тонкое, деликатное, требующее от педагога проявления уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь в воспитании детей.
Педагогу важно соблюдать следующие правила:
• Родители и дети не должны чувствовать себя объектами изучения.
• Изучение должно быть целенаправленным, полномерным и систематическим.
• Методы изучения должны быть взаимосвязаны с методами воспитания.
• Психолого-педагогические методы должны быть разнообразны, применяться в комплексе.
• При изучении семьи школьника, педагога прежде всего интересуют следующие данные:
-общие сведения о родителях, других членах семьи. Жилищные условия, подсобное хозяйство, материальное обеспеченность. Интересы к делам образовательного учреждения;
-общие сведения о детях. Возраст, интересы, уровень воспитанности;
- воспитательные возможности семьи. Уровень педагогической культуры родителей. Микроклимат в семье. Семейные традиции. Ситуации семейного воспитания (благоприятная, осложненная, неблагоприятная).
При организации работы педагогов с родителями необходимо с учетом компетентностей в вопросах воспитания выделяют примерно три группы родителей:
Первая группа: родители - помощники в воспитательной работе с детьми.
Они добросовестны, активны, заинтересованы и готовы в любую минуту прийти на помощь.
Вторая группа: родители - потенциальные помощники в воспитании детей. Они будут помогать, если будут знать, что и как надо делать.
Третья группа: родители не понимают или не хотят понимать требований школы в учебно-воспитательной работе. Они отрицательно относятся к школе, к учителям, проявляя это реже - открыто, чаще - скрыто.
Достичь успеха в работе с родителями нелегко, особенно с родителями третьей группы. Попытки приобщить родителей к коллективным делам не сразу дают положительные результаты.
Содержание работы с родителями:
• Изучение семьи;
• повышение психолого-педагогических знаний родителей;
• вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
• участие родителей в управлении образовательным учреждением;
• активизация и коррекция семейного воспитания;
• обобщение и распространение опыта семейного воспитания.
Каждый блок можно представить как систему форм и видов деятельности.
Методы изучения семьи:
• наблюдение за родителями в процессе педагогического всеобуча и на родительских собраниях;
• беседа с учителями, работающими в этих классах;
• тестирование;
• анкетирование;
• посещение на дому, беседы с родителями и другими членами семьи;
Схема анализа особенностей и недостатков семейного воспитания учащихся.
I.Общая характеристика семьи.
1. По составу: полная, формально полная, неполная.
2. По условиям семейного воспитания: благополучная, конфликтная,
антипедагогическая, антисоциальная, аморальная.
3. Стиль семейного воспитания: либеральный, демократический, авторитарный.
4. По отношению к школе: поддерживают тесную связь, эпизодические контакты, связи носят случайный характер, родители избегают контактов, противодействуют воспитанию.
II. Особенности семейного воспитания.
1. Родители создают условия для правильного развития ребенка (жилищно-бытовые, место для учебных занятий, домашняя библиотека, игровой уголок, санитарно- гигиенический режим.)
2. Родители развивают познавательные интересы ребенка (слушают радиопередачи, обсуждают телепередачи, читают книги, беседуют о прочитанном, ходят в театр, кино, поощряют любимые занятия ребенка).
3. Родители оказывают помощь в учении, организации домашнего учебного труда.
4. Дети имеют конкретные трудовые обязанности в семье.
5. Родители видят недостатки в воспитании своих детей.
6. Родители выполняют рекомендации педагогов.
7. Родители справляются с воспитанием ребенка.
III. Недостатки семейного воспитания.
1. Причины недостатков:
неблагополучие семьи
отсутствие единых требований
незнание своего ребенка
низкий образовательный культурный уровень
отсутствие контроля, безнадзорность
использование антипедагогических мер воздействия
идеализация ребенка
невыполнение рекомендаций педагога
переоценка воспитательных возможностей и др.
Посещение семьи - эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к образовательному учреждению, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д. Но посещение семей является иногда для классных руководителей особо сложным. Чтобы не нарушить принцип вторжения в личную жизнь семьи, посещение планируются только с разрешения родителей или лиц их заменяющих. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в образовательном учреждении, поздравление родителей с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки - доброжелательный тон, радость общения. Родительское собрание - одна из основных форм работы с родителями. Родительское собрание - форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания. Общешкольные родительские собрания проводятся, как правило, два – три раза в год. Здесь родителей знакомят с документами об образовательном учреждении, основными направлениями, задачами и итогами ее работы. Классные родительские собрания проводятся четыре-пять раз в год. На них обсуждаются задачи учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы в классе, намечаются пути наиболее тесного сотрудничества семьи с образовательным учреждением, подводятся итоги работы и проводятся тематические беседы.
Виды родительских собраний многообразны:
• организационные;
• тематические;
• собрания - диспуты;
• итоговые (четвертные) и т.д.
Собрания не должны сводиться к монологу учителя. Это взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Классные родительские собрания эффективны лишь тогда, когда на них не только подводятся итоги успеваемости, но и рассматриваются актуальные педагогические проблемы. На нем обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллективов. На таких собраниях обсуждение успеваемости учащихся не самоцель, а мостик к той или иной педагогической проблеме. Одна из главных задач, которую школа должна ставить перед собой: способствовать объединению, сплочению семьи, установлению взаимоотношений родителей и детей, создание комфортных условий для ребенка в семье, формированию их совместной деятельности и общения.
3.Заключение
Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Именно семья призвана заложить в ребенка с раннего детства нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни.
В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит классным руководителям. Не все родители откликаются на стремление к сотрудничеству, не все родители проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Классному руководителю необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, исключающих авторитаризм и морализм.
Залогом успеха в реализации данной идеи является объединение усилий родительской и педагогической общественности на всех уровнях.
Сегодня, чтобы найти пути решения этих проблем, образовательное учреждение ищет новые формы взаимодействия с семьей, понимая, что родители и педагоги - воспитатели одних и тех же детей. Результат их деятельности может быть успешным тогда, когда учителя и родители станут союзниками. Их союз должен быть основан на взаимном понимании, уважении, доверии и ответственности, на действиях и в интересах развития личности ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого мероприятия «Взаимодействие дошкольного учреждения с семьями детей, имеющих нарушения речи»
В конспекте представлен опыт работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста, которая проходила в логопедической группе «Мальвина», на базе МБДОУ д/с №16 «...
Значение взаимодействия образовательного учреждения и семьи в развитии личности и социализации ребенка.
Статья о роли и значении учителя в современном постиндустриализационном обществе и его взаимодействии с семьей ребенка, а также значении семьи в формировании начальных познавательных навыков и способн...
ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С СЕМЬЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Статья написана в 2012-2013 учебном году...
Организация эффективного взаимодействия образовательного учреждения с семьей
В реальной практике взаимодействие семьи и образовательного учреждения может быть успешным, если представляет собой четко выстроенную систему, которая включает разные направления.Построение системы вз...
Проект по взаимодействию образовательного учреждения и семьи «Семейная мастерская»
Эффективность воспитания зависит от создания благоприятной атмосферы для совместной деятельности педагогов, родителей и детей.Такие благоприятные условия с успехом создаются в процессе реализации прое...
Организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений по вопросам повышения качества образования через урочную и внеурочную деятельность.
Организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений по вопросам повышения качества образования через урочную и внеурочную деятельность....
Приёмный ребёнок и школа. Проблемы взаимодействия образовательных учреждений и замещающих семей
Тема взаимодействия образовательных учреждений и приёмных семей на данный момент является очень актуальной. Это связано с тем, что понятия «приёмная семья» и «приёмный ребёнок»...