Взаимодействие образовательного учреждения и социальной среды.
статья по теме

Коковина Елена Леонидовна

Нужны ли малокомплектные школы? Какую роль они играют на селе? В чем их особенность и особая роль?

С началом оптимизации существование этих школ поставлено под вопрос. Будут ли ученики из таких малых школ социальноадаптированными к современной среде и конкурентоспособными?

В своей работе на примере Несвойской основной общеобразовательной школы Вологодского района я и попыталась ответить на эти вопросы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vzaimodeystvie_s_sociumom.doc466.25 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексная выпускная работа

Взаимодействие образовательного учреждения и социальной среды

   

 Вологда

2011

                                                                     

                                                                         

Содержание

Введение………………………………………………………………………….......… 3

Глава 1. Социокультурное пространство школы..........................................................4

1.1. Понятие взаимодействия и социальной среды….........................................................4

1.2. Особенности социальной среды современного села.………................................5

  1. Изменение роли сельской школы в условиях модернизации образования .……..........6
  2. Концепция развития сельской школы  …...............................................................................9      

Глава 2. Система взаимодействия образовательного учреждения  и социальной среды на примере Несвойской ООШ...........................................................................10

2.1 Характеристика образовательного учреждения…………………........................10

2.2. Характеристика социальной среды……………………………..................…….13

2.3. Система социального партнерства………………………………........................14

2.4. Школа- социокультурный центр села……………………………………...........16

Заключение. Новые перспективы.………………………………....…………………18

Список использованной литературы……...……………………………….....………20

                                                               

     

                                                           Введение

Образование в настоящее время становится важнейшим условием жизненной успешности человека, определяющим фактором развития и выживания самого общества. Развитие и модернизация системы образования России объявлено одним из важнейших приоритетов в социальной политике государства на период до 2010 года.

В связи с процессом оптимизации образования, в центре обсуждения оказалась судьба малокомплектных сельских школ. Экономисты с цифрами в руках доказывают неэффективность этих образовательных учреждений, психологи утверждают, что выпускники таких школ плохо адаптированы к жизни, чиновники отмечают что нет денег, чтобы обеспечить обучающимся данных школ качественное образование.  На защиту школ встали местные жители. И возник вопрос: А какую действительно роль на селе играют неэффективные малокомплектные школы? В результате  был сделан  вывод, что школа на селе играет куда большую роль. чем в городе. Сельская школа, какой бы она не была, -культурный центр, вокруг которого и сосредотачивается общественная жизнь села.  В Вологде состоялась научно-практическая конференция, посвященная роли сельской школы.

Цель  данной работы: изучить взаимовлияние образовательного учреждения и социальной среды,  обобщить опыт сотрудничества  школы с социумом (на примере МОУ Несвойской основной общеобразовательной школы) и наметить новые направления взаимодействия в связи с введением  новых ФГОС.  

 

                                                         

   

Глава 1. Социокультурное пространство сельской школы

1.1 Понятие  взаимодействия и социальной среды

                 «Взаимодействие -организация совместных действий индивидов, групп и организаций, позволяющих им реализовывать какую-то общую для них работу» (А.В. Мудрик). Взаимодействие основано на взаимопонимании, взаимоотношениях, взаимных действиях и взаимовлиянии.

                   Под социальной средой понимают как правило все социальные условия и особенности социального окружения, сферу общения,  всю материальную и духовную культуру общества [2].

                             Социально-культурная среда предполагает наличие трех обязательных элементов: активные субъекты социально-культурной деятельности, сам процесс этой деятельности и совокупность условий для её реализации.

 Образовательным учреждением на селе является школа. Она  с одной стороны     тоже   часть социальной среды, а с другой - сама формирует особое образовательное пространство, оказывающее влияние на социум, кроме того, это особое учреждение,выполняющее функции, предписанные государством.

 На  взаимодействие образовательного учреждения и социальной среды могут  влиять условия социума, особенности ОУ, уровень развития педагогического коллектива, личность руководителя школы (директора) и виды совместной деятельности.

                                                                   

                                                                   

  1.   Особенности социальной среды современного села

    Сельская среда представляет собой особый мир. Для села характерны  однообразие жизни, скудность информации, стабильность социальных норм, значительно меньшая по сравнению с городом социальная дифференцированность и мобильность. Ограниченное число образцов поведения, недостаточное развитие коммуникаций ведет к замедленному культурному развитию, бедности речи и воображения,  меньшему общему уровню информированности [2].

Хорошее знание друг друга позволяет установить тесный контакт между возрастными группами населения, приобщить детей к повседневным заботам старших. Хозяйственные, трудовые, родственные, соседские связи жителей одного села, деревни способствуют более тесному общению, создают привычную атмосферу открытости. Тесные контакты жителей села дают широкие возможности для вовлечения сельских школьников в трудовую, общественную, культурную жизнь деревни. Вместе с тем по этой же причине на селе в большей степени, чем в городе, проявляется общественное одобрение или осуждение, сохраняется свобода  в отношениях родители-учителя.

Социальная сфера – сложный механизм. Изменения, происходящие в одной системе социальной среды, незамедлительно оказывают определенное влияние на всю социально-культурную жизни [7].

За последние десятилетия происходят существенные преобразования по всей территории России. Так социально-экономические преобразования начала 90-х годов вызвали необычайно широкое расслоение в социальной, политической, в хозяйственной сферах сельской жизни.

Изменения затронули и социальную, образовательную, культурную сферы села. Недостаток финансовых средств сказался на самом состоянии образовательных и культурных учреждениях (аварийное состояние школ, домов культуры, детских садов, больниц, сельских библиотек), происходило закрытие культурных и образовательных учреждений. Долгое время денег не предоставляли не только на оснащение и оборудование, но и на учебники. Кризис сельской местности связан был, в первую очередь, с развалом предприятий (часто единственного на селе), сокращением рабочих мест, с прекращением строительства новых зданий и домов как перспектив на будущее, - все это отразилось и на психологическом состоянии сельского жителя. Мысль как выжить и накормить семью стала главной, отодвинув на задний план культурное, нравственное, эстетическое воспитание своих детей [3].

  1. Изменение роли школы в условиях модернизации образования

Инновационная деятельность современной сельской школы определяет не только культурную среду образовательного учреждения, но и способствует развитию культурной среды сельской семьи, других социальных институтов – библиотеки, клуба, музея.

Очевиден тот факт, что в современных условиях сельская школа получила большие возможности для творчества, внедрения новшеств. И при этом очагом нововведений являются не сами по себе отдельно взятые школа или деревня, а наличие в той или иной местности определенных социокультурных условий, проблемных образовательных запросов и общественных структур, сообществ, обеспечивающих процессы обновления образования, переход сельской школы из режима функционирования в режим развития.

Этому также способствует то, что с начала XXI столетия сельская школа реализует ряд стратегически важных государственных постановлений. В частности:

  1. Концепцию модернизации российского образования на период до 2010 года;
  2. Концепцию реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности; концепцию профильного обучения на старшей ступени общего образования. Большая роль образовательному учреждению на селе отведена также в осуществлении приоритетных национальных проектов «Образование», «Здравоохранение» и «Развитие АПК (агропромышленного комплекса) России».

Законодательные постановления, национальные проекты усиливают ориентацию сельских образовательных учреждений на социальный заказ, расширяют общественное участие в управлении образованием; повышают инновационную культуру учреждений образования; призывают осваивать современные образовательные и управленческие технологии; формируют образцы командной работы над проблемами развития образовательных систем; укрепляют финансовую самостоятельность учреждений, их ресурсное обеспечение; создают благоприятные условия для профессионального роста педагогических и руководящих кадров.

И в то же время, несмотря на потенциальные возможности, сельские школы вынуждены решать большое количество проблем, связанных с деятельностью в условиях нестабильного финансирования; старения и износа материально-технического обеспечения образовательных учреждений; утраты кадровой стабильности; изменившегося контингента учащихся в школе (резкое сокращение рождаемости, увеличение количества детей с нарушениями речи,    

психики, ослабленным здоровьем, не получивших дошкольного образования, детей «вне образования»); утраты школой основного партнера в осуществлении трудовой подготовки школьников (базового предприятия в лице колхоза, совхоза, иного агропро-мышленного предприятия); перераспределения шансов на получение полноценного образования (невозможность большинства сельских школ обеспечить высокий уровень образования учащимся, позволяющим конкурировать с городскими школьниками) [5].

В распоряжении правительства РФ от 29.12.2001 №1756-р говорится: «Основой современной образовательной политики государства является социальная адресность и сбалансированность социальных интересов....развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышение роли всех участников образовательного процесса- обучающегося, педагога, родителей, образовательного учреждения»

Наиболее продуктивным и тесным в настоящее время  является взаимодействие сельской школы с окружающей средой через различные разновозрастные объединения детей и родителей, через различные формы сотрудничества с семьей. Сотрудничество семьи и школы – одна из «вечных» проблем в педагогике и решалась по-разному в различные исторические эпохи. Сегодня очевидно, что воспитать ребенка изолировано от общества нельзя. И хоть это общество и несовершенно, надо научить подрастающего человека оценивать и «фильтровать» социальные воздействия, принимать позитивное, отторгать негативное. В этом школе помогает семья [1].

Семья, имеющая детей и живущая в сельской местности, напрямую зависит от наличия в социальной инфраструктуре общеобразовательной школы. В условиях экономического упадка хозяйства, скрытой безработицы наличие школы является порой единственным сдерживающим фактором, позволяющим сельским жителям мириться с тяжелым положением и приспосабливаться к ситуации. Ведь именно семья определяет восприятие ребенком всех воздействий в микросоциуме – школы, улице, дополнительного образования, средств массовой информации… Школа же старается помочь родителям сохранить лучшие традиции семейного воспитания, вырастить ребенка на основе достижений отечественной педагогике. На эффективность учебного процесса существенно влияет и тот факт, что сельские учителя и родители связаны не только отношениями по поводу образования детей, но и соседско-бытовыми отношениями

Реальные ожидания родителей от системы образования выражаются в том выборе дальнейшего образовательного пути, который они делают для собственных детей.  Предположительно у родителей нет ценности сельской жизни, образование они рассматривают как возможность для детей «вырваться» из села в поисках «лучшей жизни».

Сельская школа является во многих поселениях единственным образовательным учреждением на селе, где отсутствует возможность выбора другого образовательного учреждения. Поэтому становление ученика как личности, напрямую зависит от школы - от тех задач, функций и условий, создаваемые школой, от ее культурного содержания, социальных ролей необходимых для развития не только учащихся, но и сельского населения.

Сотрудничество школы и социально-культурной среды наиболее эффективно осуществляется через «открытость» образовательного процесса. Сама же система образования – непрерывный образовательный процесс, сопровождающий жителя сельской местности в течение всей жизни и включающий в себя весь воспитательно-образовательный потенциал сельской среды.

Школа на селе так же  является «селообразующим» фактором. На практике известны случае, когда школа, благодаря ее активной работе с населением, спасла угасающую жизнь деревни. Поэтому реформаторы аграрного сектора должны помнить о том, что освоение земель, восстановление тех или иных отраслей сельского хозяйства, организацией новых форм сельскохозяйственного производства неразрывно связаны со школой. Она выступает важным фактором жизнеобеспечения сельской семьи, развитие сельскохозяйственного производства и стабилизации социальной жизни села. Школа для села является и основным культуросберегающим центром, главным образовательным институтом [7].

Важным является понимание взаимообратных процессов общества и школы: общество определяет развитие образования, и система образования оказывает непосредственное влияние на развитие общества.

                                                         

  1. Концепция развития сельской школы

Внедрение новшеств в деятельность школ в режиме развития предусмотрены  Концепцией развития сельской школы, разработанной в 2005 году творческим коллективом ГОУ ДПО «Вологодский институт развития образования»; утвержденной решением коллегии департамента образования Вологодской области 12 мая 2006 года; ставшей научной основой комплексного развития сельских школ всех муниципальных районов области.

 В Концепция развития сельской школы Вологодской области заложена одна из главных идей – идея перехода от парадигмы учрежденческой, когда школа существует ради самой себя, к парадигме социально-потребностной, когда образовательное учреждение строит свою деятельность исходя из социального заказа, потребностей и возможностей окружающего социума: сельской семьи, детей и подростков школьного возраста, детей раннего и дошкольного детства, сельской  молодежи, взрослого населения, агросферы [5].

Таким образом создается многомерное образовательное пространство, в котором как минимум три грани: школа, семья и социум. Исходя из современных требований к школе, поиск оптимальных путей и форм взаимодействия с социальной средой представляется очень важным.

                                         

  1. Система взаимодействия образовательного учреждения и социальной среды на примере Несвойской ООШ


    2.1. Характеристика образовательного учреждения

                                     

Несвойская школа  была открыта в декабре 1873 года в небольшой келье у ограды церкви Рождества Христова недалеко от деревни Несвойское. В довоенный период в Несвойской  школе обучалось около 400 человек, и школа располагалась в 6 зданиях по обе стороны реки Вологды. В 1965 году за успехи в деле воспитания и обучения учащихся  школе было присвоено звание героя Советского союза Пименова Ивана Ивановича.

В селе Остахово  с 1892 года до революции существовала уникальная сельскохозяйственная школа, которая обучала мальчиков основам ведения хозяйства на селе. Попечителем школы являлся барин Еремеев Александр Ксенофонтович, чье хозяйство считалось передовым в уезде. Школа обучала на курсах слушателей со всей губернии, вела научную работу, имела связи с Пулковской обсерваторией и Министерством земледелия.

Современная Несвойская школа бережно хранит память о прошлом и передает её  своим ученикам. В 1985 году обучающиеся пошли учиться в новую двухэтажную школу типовой застройки в с. Остахово. Новая школа расположена в 40 км от г. Вологды. Через село проходит шоссе Вологда – Северная Ферма.

Темой работы школы в последние годы  являлось  развитие и воспитание социально-адаптируемой личности школьника в условиях формирующейся новой образовательной среды.  В связи с этим, деятельность педагогического коллектива направлена на создание в школе воспитательно-образовательной среды, способствующей овладению обучающимися комплексом компетенций в различных видах деятельности, условий для успешности и профессионального самоопределения и самореализации школьников.

 Педагогический коллектив школы имеет все данные для решения этой задачи и объединяет людей творческих, деятельных, постоянно повышающих свой профессиональный уровень. В настоящий момент в  коллективе работает всего 10 педагогов. У всех учителей – высшая и первая квалификационные категории. 5 педагогов имеют звание «Почетный работник общего образования РФ», три  человека получили гранты как лучшие учителя в рамках приоритетного национального проекта «Образование» за результативную педагогическую деятельность. Учителя школы принимали активное участие в районных и областных конкурсах инновационных проектов в 2005 и 2009 гг.

                                                           

Приоритетными направлениями воспитательной работы школы являются  туризм, экология и краеведение.

В силу малочисленности педагогического коллектива  дополнительные обязанности распределяются между всеми учителями. Это обязанности библиотекаря, социального педагога, заместителя директора, классного руководителя, педагога-организатора, заведующего пришкольным участком. Каждый учитель в школе не только ведет занятия, но и занимается большой внеклассной работой.

Особое  внимание педагоги уделяют воспитанию патриотизма:  это и уроки мужества, и поисковая работа по краеведению и ежегодное участие в военно-спортивной игре «Зарнице». Члены кружка «Юный исследователь» на основе местного материала составили «Книгу памяти», создана краеведческая экспозиция.

В программу воспитательной работы школы заложены вопросы гражданско-правового воспитания. Общие знания о правовых нормах обучающиеся получают в начальной школе, где формируются представления о государстве, обществе, межличностных отношениях. Для старших школьников  ежегодно проводится правовая неделя и олимпиады знатоков права. Предметные недели расширяют кругозор обучающихся, учат применять полученные знания на практике.  Ребята активно и результативно участвуют в конкурсах-играх «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Золотое руно», «Английский бульдог». Ученики школы становились призёрами в районных и областных олимпиадах по математике, географии, праву. Ежегодно ученики школы занимают призовые места, участвуя в заочных и открытых олимпиадах по математике, которые проводит Вологодский многопрофильный лицей.

В сельской школе  важным объектом труда является пришкольный участок. Здесь обучающиеся сажают овощи, цветы, закладывают опыты, собирают урожай для школьной столовой. В начале учебного года проводится выставка достижений нашего маленького хозяйства. Разнообразные формы труда воспитывают уважение к трудовой деятельности, бережное отношение к орудиям труда, хозяйственность и предприимчивость. Особой любовью у обучающихся пользуется кружок «Умелые руки», имеющий практическую направленность.

Сельские школьники не имеют возможности регулярно посещать городские театры, выставки и музеи. Зато при школе действуют различные кружки, на которых развивается музыкальный слух, обучающиеся вовлекаются в творческую деятельность и развиваются эстетически. Этому способствую кружки: музыкальный, драматический, «Роспись по дереву», «Аэробика». Особое значение в духовно-нравственном  воспитании  имеют общешкольные праздники:  День знаний, День матери, День защитников Отечества, «Алло, мы ищем таланты», День Победы, Последний звонок. Подготовка к ним создает атмосферу приподнятости в школе и на селе.

 В течение учебного года проходит школьный тур конкурса «Ученик года», при подведении итогов которого учитывается не только учебная, но и разнообразная общественно-полезная деятельность обучающихся.

В школе ведется отслеживание результатов педагогической деятельности. В течение 3 лет проводился мониторинг уровня воспитанности обучающихся. Оценивались такие качества, как отношение к школе, к природе, к себе, трудолюбие и любознательность. Высокий уровень воспитанности показали 83 % обучающихся, средний – 14%, низкий – 3%.

Наши ученики трудолюбивы и любознательны, позитивно относятся к школе, уважают старших и берегут природу.

Выпускники успешно продолжают обучение в средних, средних специальных, а после их окончания и в высших учебных заведениях, достойно служат в армии. 25 % выпускников хотели бы остаться работать на селе.

                                                   

  1.  Характеристика социальной среды

На территории села расположено ООО «Сельхозпредприятие Остахово». С 1924 года «Остахово» было самостоятельным совхозом, который активно развивался, в 80-е годы хозяйство становится учебно-опытным при сельскохозяйственном Северо-западном НИИ, строятся планы развития, приезжают молодые специалисты, идет строительство жилья. В школе учится более 100 учеников. В 90-е годы в хозяйстве начинается упадок, сокращается производство, работникам не выплачивают зарплату. Люди уезжают в город в поисках работы.  Проблемы хозяйства затрагивают и школу. Количество учеников начинает сокращаться. Экономика большинства семей сейчас  во многом зависит от подсобных хозяйств. Проблемами села в настоящее время является:

-снижение общего культурного и социального уровня населения;

-высокий уровень безработицы;

-отсутствие нормальных бытовых условий большинства семей;

-высокий процент малоимущего и неблагополучного населения (пьянство, алкоголизм);

-низкий уровень общей культуры в семье;

-отсутствие специализированных центров для организованного досуга населения и занятия подростков во внеурочное время;

-удаленность от города.

В с. Остахово проживает 756 человек, из них работающих 256 человек, дети и учащаяся молодежь – 135 человек. Преобладает женское население, пенсионеры составляют 33 % населения. Высшее профессиональное образование имеют  только 65 человек.

Деятельность школы осуществляется с учетом ориентации на конкретную социально-профессиональную  группу, в состав которой, согласно проведенным исследованиям, входят родители следующих категорий:

61 % – рабочие;

8 % – служащие;

6% – представители сферы обслуживания;

18% – не имеют постоянной работы.

По уровню образования:

С высшим образованием –12%;

Со средним и средним специальным – 51 %;

С неполным средним – 22 %.

Преобладают родители рабочих специальностей, имеющих среднее и среднее специальное образование. Почти четверть родителей закончили лишь основную школу.

  1.  Система социального партнерства

В своей работе педагогический коллектив учитывает  особенности социальной среды и  выступает как культурно- просветительный и образовательный центр не только для детей, родителей, но и всего населения в целом.

 В школе налажена система работы с родителями. Ежегодно проводится сбор информации и анализ данных о составе семьи и характере  семейных взаимоотношений. С помощью обучающихся проводится мониторинг мнения родителей по многим вопросам: режим работы школы, внеурочная деятельность ,питание в школьной столовой. Родительский комитет состоит  из молодых родителей, некоторые из них – бывшие выпускники, не безразличные к школьным проблемам. Совместно с педагогическим коллективом планируются собрания в форме деловой игры, тренингов, консультаций. На  тематических родительских собраниях всегда присутствуют и представители общественности.Частые гости на собраниях: директор Дома Культуры, Заведующая библиотекой, председатель Совета ветеранов, медицинский работник. Например, в 2009-2010 учебном году очень интересно прошло родительское собрание посвященное активным видам семейного досуга. На собрании выступали и дети, и взрослые, и гости, формы семейного досуга были представлены в виде презентаций и номеров самодеятельности. В этом учебном году родители приняли заинтересованное участие в обсуждении новых ФГОС иузнали, что такое компетентностный подход на практике. Совместно с родителями  принят  и разрабатывается  социальный проект «Школьная клумба» , в прошлом году успешно завершился прект « Наша школьная форма» Информация для родителей оформлена на специальных стендах, создан сайт школы.

Органом общественного управления ОУ является Совет школы, в состав которого входят представители обучающихся, родителей и работников школы.

К компетенции совета школы относится:

1.Согласование (утверждение) локальных актов школы  в рамках установленной компетенции;

2.Поддержание  общественной инициативы по совершенствованию  развития и воспитания обучающихся;

3.Определение путей взаимодействия школы с другими организациями с целью совершенствования  учебно-воспитательного  процесса.

В своей воспитательной работе школа опирается на знание сельских интересов, авторитет местных жителей. Школьный коллектив  взаимодействует с местным клубом «Ветеран», в 2009-2010 учебном году  проведены совместные мероприятия к 65-летию Победы.  Самым интересным событием юбилейного года стала традиционная краеведческая  конференция, которая была посвящена детям

военных лет.

Большое впечатление на всех присутствующих произвели и выступления гостей, и исследовательская работа детей, и оригинальная форма проведения. Хорошие отзывы родителей и ветеранов о конференции были опубликованы в газете «Маяк» Старшее поколение проявляет неподдельный интерес к вопросам воспитания и передачи своего опыта подрастающему поколению. Традиционными для нашей школы стали мастер-классы, которые проводят местные рукодельницы, рыбаки и пчеловоды, а так же бабушкины посиделки с местным фольклором, пирогами и частушками.  На селе еще сохраняются традиции уважения к старшим, физическому труду, взаимопомощь, и школа выступает   хранителем русских обычаев и культурных традиций.

           На территории Несвойского поселения расположены Дом культуры с. Остахово, филиал районной библиотеки, детский сад, фельдшерско-акушерский пункт. Со  всеми учреждениями у школы заключены договора социального партнерства о взаимодействии и сотрудничестве. Сельские праздники, митинги, собрания, субботники, встречи и соревнования проходят при самом активном участии школы. Например, обучающиеся и учителя каждый год занимаются озеленением села, трудовая бригада школьников  активно участвует в благоустройстве территории сельского поселения. В 2009 году в школе прошли два больших юбилейных мероприятия: краеведческая конференция, посвященная 80-летию образования Вологодского муниципального района и День села, связанный с празднованием 85-летия Несвойского сельсовета. Школьники изучают традиции своего народа, отмечают русские народные праздники. В нашей местности еще сохранились обычаи празднования святок, старого нового года, масленицы. В сотрудничестве с Домом культуры работает  школьный драматический кружок.

Сотрудничает школа со многими учреждениями и на муниципальном и на региональном уровнях. На создание школы как формы объединений сельских учреждений и организаций, расположенных в селе и работающих с детьми и молодёжью, открытой и многофункциональной педагогической системы, работающей со всем сельским социумом, направлена программа развития школы.

 Система социального партнерства.

Районный дом детского творчестваРайонный спорткомитетРайонная больницаНесвойская школаОбластной центр детского и юношеского туризмаВологодский многопрофильный лицейУправление образованияОбластная больницаДом культуры с. Остахово

 

 

  1.  Школа- социокультурный центр

            Сельская школа формирует интеллектуальный и трудовой потенциал сельского общества. Она призвана обучать и воспитывать детей жить на селе, хотя  социального заказа на это сейчас нет. Наличие школы в сельском поселении повышает качество жизни местного населения, улучшает социокультурную ситуацию на селе.

Важное место в обновлении содержания воспитания занимает работа по пропаганде здорового образа жизни среди населения, охране здоровья обучающихся. Традиционными стали Дни Здоровья в школе и на селе.  Школа принимает участие в различных спортивных соревнованиях на уровне района и области: по волейболу, спортивному ориентированию, туристской технике, в районной военно-спортивной игре «Зарница», областных соревнованиях «Школа безопасности». Обучающиеся являются активными участниками областных профильных лагерей по туризму и спортивному ориентированию, совершают походы по родному краю. Под руководством Морошкова Сергея Рафаиловича учительская команда школы занимала призовые места в  районном туристском слете в 2008, 2009, 20010 гг.  Походы по родному  краю сплачивают наш небольшой коллектив, воспитывают взаимопонимание и ответственность.  По вечерам в школе собираются любители игры в волейбол: обучающиеся, учителя, родители. Зимой по инициативе школы действует Лыжня Здоровья и проводятся лыжные соревнования для всех желающих. Учителя школы своим примером демонстрируют здоровый образ жизни.

С 2001 года на базе  школы работает летний полевой экологический лагерь. По итогам исследований школьники пишут научно-исследовательские работы, с которыми выступают на школьной конференции, затем успешно представляют их на различных краеведческих конкурсах и олимпиадах. Таких как районная и областная научно-практические олимпиады «Мир через культуру» и «Человек на Земле», областной туристско-экспедиционный конкурс «Наше наследие», всероссийские конкурсы: олимпиада по школьному краеведению, конкурс водных проектов старшеклассников, краеведческие чтения и другие. Сельская общественность интересуется работой лагеря, родители присутствуют на краеведческих конференциях, помогают писать исследовательские работы.

В школе продумана система воспитательного воздействия на ребенка в урочное и внеурочное время. Основу форм воспитания составляют конкретные дела, участие в которых полезно и для ребенка и для общества. Школа малокомплектная, в ней действуют разновозрастные отряды, создана пионерская организация. Руководит работой коллектива обучающихся ШУС – школьный ученический совет.  

                                                               

Непосредственное участие подростков в органах ученического самоуправления позволяет им решать проблемные вопросы жизни школы, заявлять и отстаивать свою позицию. Положительное воздействие разновозрастной системы воспитания в том, что младшие школьники постоянно общаются со старшеклассниками, которые выступают в роли наставников и советчиков. На заседании школьного совета неоднократно присутствовали представители родительского комитета, учителя.

Основной задачей школьного совета является организация ученического самоуправления, организация школьного досуга. Ребята добровольно участвуют в организации и проведении  не только школьных мероприятий, но и акций по благоустройству поселения. Руками школьной трудовой бригады в общественных местах  поставлены скамейки, покрашены детские площадки во дворах, оказана помощь детскому саду  по озеленению  территории. Вместе с педагогами обучающиеся каждый год выходят на традиционные субботники по уборке территории поселения. Все зеленые насаждения в Остахове посажены руками учителей и обучающихся.

В виду недостатка финансирования местный ДК постоянно рассчитывает на школу. Совместными усилиями организуется досуг жителей поселения: проводятся праздники, вечера отдыха, дискотеки.

Программа развития Несвойской школы рассчитанная  до 2011 года ставила задачу превращения школы в центр образования молодежи, в данный момент сложились предпосылки для превращения школы в социокультурный центр.

Однако существует противоречие. В связи с введением жестких образовательных стандартов школа на селе вынуждена равняться на городскую, а объективно сложившийся статус социокультурного центра не признаётся ни на нормативно-правовом ни на  экономическом уровнях, ни на уровне органов управления.

 

                                                               

Заключение. Новые перспективы

Существует ли возможность выживания малокомплектной школы в современных условиях при недостатке финансирования, ограниченном количестве специалистов, работающих в школе с большой нагрузкой и часто  на энтузиазме?

В  концепции развития сельской школы указаны такие пути.

Так же отмечена и особая роль школы на селе, и то, что закрытие маленьких школ будет проводится с учетом мнения  сельского схода.

Наиболее реальные пути для нашей школы: или превращение в основную школу — детский сад или реальное приобретение статуса социокультурного центра. В любом случае необходимо создавать новые механизмы социального партнерства.

C 2011 года начинается внедрение новых ФГОС в начальной школе. Речь идет о совершенно новом подходе в образовании - системно-деятельностном. Обучающиеся должны приобрести в школе необходимые для жизни компетенции. Подобный подход требует более тесного взаимодействия с социумом. Требуются договора с родителями, так как они главным образом являются заказчиками образовательных услуг, договор с детским садом о формировании необходимых умений  для подготовки к школе ( умение работать в группе, развитие мелкой моторики рук, развитие речи и слуха), более тесные связи с  представителями местной власти и хозяйства, так как потребуются значительные материальные средства. Необходимо продумать возможности создания Управляющего Совета  школы, который реально может помочь найти ресурсы и средства для развития школы. Вместе с советом можно разработать новую программу развития школы.

      Изучая опыт школ, которые уже зарекомендовали себя как социокультурные центры ( например, опыт Андогской СОШ) вполне реально позаимствовать новые более конкретные  направления взаимодействия с социумом. Вместе с общественностью, выделяя проблемы конкретной социальной среды, можно разработать  проекты совместного решения этих проблем.

Проблемы социума

Совместные проекты решения.

Низкая культура проведения досуга

«Творческие встречи»

Отсутствие производства на селе

« Мой двор»

Несформирована коммуникативная культура

« Сообщество»

Наличие вредных для здоровья привычек у населения

« Здоровье»

                                                           

         Когда то в селе Остахово   находилось передовое хозяйство помещика Еремеева Александра Ксенофонтовича, была открыта уникальная сельскохозяйственная школа,  процветали  ремесла, в годы советской власти существовало учебно-опытное хозяйство при Северо-Западном институте сельского хозяйства. Ничего этого давно нет.. Вся сельская жизнь сосредоточена вокруг школы. Островок цивилизации, стабильности, моральных устоев... Пока сохраняется школа- существуют и  надежды на возрождение села.  Но педагогические кадры стареют, пройдет несколько лет и школа закроется сама собой.  Еще  есть время и  надо  написать  подробную историю школы, собрать  все данные по истории села. И это будет последний наш самый главный социальный проект.

                                                                   

Литература:

1. Байбородова, Л.В. Разновозрастные учебные занятия в сельской малочисленной школе [Текст] / Л. В. Байбородова, И. С.Бутин // Сельская школа. – 2005, № 1. – С. 89-99.

2. М. П.. Гурьянова. Сельская школа и социальная педагогика: Пособие для педагогов: М.П. Гурьянова. - Минск: Амалфея, 2002. - 448с.

3. План действий правительства РФ в области социальной политики и модернизации экономики на 2000-2001г.// Официальные документы в образовании, 2000 г.

4.  Профессионализм педагога в условиях профильного обучения: сборник статей научно-практической конференции. ГОУ ДПО «Вологодский институт развития образования» 2006 год

5.  В. В. Судаков, Г.Б. Прохорова, Л.О. Кочешкова. Инновационный ресурс сельской школы Вологодской области, Вологда- Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2008г. - 32с.

6. Сайт Андогской школы. Электронный ресурс /http// www/ proshkolu/ru/org/116-287/

7.  Место школы в системе образования страны /www 5  ballov ru\yandex|2005

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программно-целевой метод управления в реализации межсферного взаимодействия образовательного учреждения

Технология взаимодействия образовательного учреждения со сторонними организациями.Целью творческой работы является создание модели взаимодействия учреждения дополнительного образования со сторонними о...

Описание опыта международного взаимодействия образовательных учреждений в воспитании толерантности

Аннотация к статье.Темой данной работы является описание опыта международного взаимодействия образовательных учреждений в воспитании толерантности. Целью настоящей статьи является формирование у детей...

Выпускная квалификационная работа на тему "Управление процессом взаимодействия образовательного учреждения и родительской общественности"

Целью работы является создание условий для сотрудичества школы и семьи через внедрение модели управления процессом взимодействия школы и родительской общественности....

Значение взаимодействия образовательного учреждения и семьи в развитии личности и социализации ребенка.

Статья о роли и значении учителя в современном постиндустриализационном обществе и его взаимодействии с семьей ребенка, а также значении семьи в формировании начальных познавательных навыков и способн...

Методические рекомендации по взаимодействию образовательных учреждений с родителями по патриотическому воспитанию детей. Методическая разработка торжественного мероприятия, посвящённого Дню Победы «Поклонимся великим тем годам…»

Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В ФГОС...

Организация эффективного взаимодействия образовательного учреждения с семьей

В реальной практике взаимодействие семьи и образовательного учреждения может быть успешным, если представляет собой четко выстроенную систему, которая включает разные направления.Построение системы вз...