Проект по взаимодействию образовательного учреждения и семьи «Семейная мастерская»
проект

Саенкова Ирина Анатольевна

Эффективность воспитания зависит от создания благоприятной атмосферы для совместной деятельности педагогов, родителей и детей.

Такие благоприятные условия с успехом создаются в процессе реализации проекта «Семейная мастерская».

Проект составлен в соответствии с требованиями современной педагогики, откорректирован с учётом интересов обучающихся, потребностью семьи. Проект обеспечивает не только обучение, воспитание, но и расширение кругозора, развитие творческих способностей обучаемых через правополушарное рисование с учётом современных условий жизни, дизайна, быта, семьи. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Багаевский район, хутор Ёлкин.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ёлкинская средняя общеобразовательная школа

«Утверждаю»

                                                                                   Директор МБОУ Елкинской СОШ

                                                                                   Приказ от 01 сентября 2022 года №7

                                                                                   Мыскина Людмила Андреевна

______________________

М. П.

Проект

 по взаимодействию образовательного учреждения и семьи «Семейная мастерская»

Автор:

Саенкова Ирина Анатольевна

советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями МБОУ Ёлкинской СОШ

E-mail: irinasaenkova@yandex.ru

Тел. моб. +7 928 172 12 38

                                                                                                      Тел. раб.+7 863 57 41 748

Рабочий адрес с индексом:

МБОУ Ёлкинская СОШ

346621, Ростовская область,

 Багаевский район,

хутор Ёлкин,

улица Советская, дом 8,

Email: soshelkin_2009@mail.ru

х. Ёлкин 2022 г.

       

ОГЛАВЛЕНИЕ

   ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................

   ГЛАВА 1……………………………………………………………………....

3

6

  1.  1.1. Цель проекта.........................................................................................

6

 1.2. Задачи проекта.......................................................................................

6

 1.3. Актуальность и новизна проекта.........................................................

7

 1.4. Планируемые результаты.....................................................................

8

 1.5. Практическая значимость проекта ......................................................

9

ГЛАВА 2. Этапы реализации  проекта........................................................

9

2.1.  Направления работы с родителями....................................................

11

2.2. План реализации проекта......................................................................

12

  2.3. Ожидаемые результаты и эффективность проекта...........................

14

  2.4.  Оценка рисков.......................................................................................

15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................

16

  СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ...............................................

17

                                «Воспитывает всё: люди, вещи, явления,

                              но прежде всего  и больше всего – люди.

                                           Из них на первом месте – родители и педагоги».

                                                                                               Макаренко А.С.

ВВЕДЕНИЕ

           В воспитании ребенка очень важную роль играют социальная среда, семья, авторитет родителей, семейные отношения. Многое может сделать семья для развития способностей её маленького члена. Кто, как не родители, бабушка, дедушка, наблюдающие ежедневно за ребёнком в разных ситуациях, могут заметить своеобразные индикаторы способностей, к чему у ребёнка особый интерес, к какому виду деятельности ребенок проявляет склонность? Взять заботу по воспитанию   устойчивых интересов и склонностей ребёнка к какой-либо деятельности — значит, уже способствовать   развитию  его творческих способностей.  

Созданию интереса, развитию способностей к определённому виду деятельности у ребёнка содействует атмосфера увлечённости, бытующая в семье. Вот почему так часто в семье, где увлекаются рисованием, ребёнок также проявляет интерес к нему, в семье увлечённых рукоделием – к рукоделию, в семье, где господствует атмосфера увлечённости техникой, дети также проявляют склонность к конструкторской деятельности и т.д..
       Велика роль семьи и в формировании у ребёнка склонности к труду.   Думая о будущем ребёнка, проявляя заботу о развитии его способностей, родители должны позаботиться о формировании у него трудолюбия, умения настойчиво, систематически трудиться, преодолевать лень, если та успела пустить корни. Не надо говорить «придет время - будет трудиться», не будет, если мы с вами не научим и не приучим его к труду.

Способности, в том числе и творческие, формируются и развиваются в той деятельности, в которой они находят себе применение. Бездеятельный ребенок, безучастный к какому бы то ни было труду, обычно и не проявляет способностей. Стремясь развить творческие способности ребёнка, необходимо подумать и о формировании его воображения, без которого невозможно творчество. Необходимо давать ему возможность самовыразиться в какой-либо деятельности. Развитие   творческих способностей  детей  следует признать одной из самых   важных задач в воспитании личности.  От этого зависит его будущее, его место в социуме.

 С поступлением в школу значительно расширяются возможности включения ребенка в ту или иную творческую деятельность, его интересы и способности.

Творчество основывается на тех знаниях, умениях, опыте, которые приобретает ребёнок. Способности ребёнка связаны с его навыками, умениями. И поэтому родители и учителя должны помочь ребенку развить и закрепить его творческие возможности.  

        В настоящее время  в нашем хуторе, как и в стране в целом,  существует ряд таких проблем, как:

- чрезмерная занятость родителей, вследствие чего дети предоставлены сами себе;

- отсутствие общих дел, традиций в семье;

- не в каждой семье существует преемственность поколений;

- недостаточная информация о происхождении семьи, её истоков, корней;

- функции родителей смещены в сторону удовлетворения материальных потребностей.

Поэтому передо мной, советником директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями МБОУ Елкинской СОШ,  встала проблема поиска новых условий и новых нетрадиционных форм работы с родителями с целью включения их в процесс становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Особое внимание в моем проекте уделяется развитию креативного мышления и необходимости нестандартно и творчески мыслить в современном обществе.

 Реализация проекта предполагает взаимодействие  с администрацией школы, родителями, библиотекой.

Эффективность воспитания зависит от создания благоприятной атмосферы для совместной деятельности педагогов, родителей и детей. 

Такие благоприятные условия с успехом создаются в процессе реализации проекта «Семейная мастерская».

Проект составлен в соответствии с требованиями современной педагогики, откорректирован с учётом интересов обучающихся, потребностью семьи. Проект обеспечивает не только обучение, воспитание, но и расширение кругозора, развитие творческих способностей обучаемых через правополушарное рисование с учётом современных условий жизни, дизайна, быта, семьи. 

Проект «Семейная мастерская», направлен на создание произведений художественного творчества и визуального искусства.

К участию в проекте приглашаются учащиеся МБОУ Елкинской СОШ от 7 до 14 лет  а также их родители.

ГЛАВА 1.

1.1. Цель проекта.

                      Социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации, через построение семейных отношений, основанных на принципах уважения каждого члена семьи и к обществу в целом.

1.2. Задачи проекта.

  -  Создание условий для выявления и развития творческих способностей учащихся,

- Создание единой системы педагогического и семейного воспитания  при помощи инновационных техник,

-  Повышение мотивации обучающихся к участию в делах школы,  класса,

- Создание условий для формирования партнерского взаимодействия школы и семьи;

- Привлечение родителей к участию в воспитательном процессе;

-Создание условий для эмоционального  взаимодействия взрослых и детей (развитие творческой фантазии, воображения).

- Формирование и развитие у детей навыков исследовательской и творческой работы совместно с учителем и родителями.

- Способствовать формированию у педагогов потребности тесного взаимодействия с семьями учащихся и вовлечения родителей в жизнедеятельность школы, классов. 

- Укрепление школьных традиций в работе с семьями учащихся. 

Основные принципы и подходы к реализации проекта:

  • личностно-ориентированный подход, подразумевающий признание личности ребёнка высшей социальной ценностью, принятие его таким, каков он есть;
  • принцип деятельностного подхода к воспитанию, предполагающий, что дети, родители, педагоги - субъекты воспитательной системы.

Сроки проведения проекта: в течение учебного года.

1.3. Актуальность и новизна проекта

Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:

-быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;  быть ориентированными на лучшие конечные результаты.

Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Характеризуя актуальность темы, мы видим, что особое значение приобретает проблема творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе. Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное.

1.4. Планируемы результаты:

для обучающихся:

  • развитие формы группового сотрудничества для реализации цели;
  • развитие коммуникативной компетентности обучающихся на основе организации совместно-продуктивной деятельности;
  • формирование общекультурной личности;
  • воспитание художественно-эстетического вкуса посредством развития творческих способностей,
  • Рост творческой активности детей;

для педагогов и родителей:

  • Формирование качественно новых отношений педагогов и родителей;
  • Занятость детей и родителей во время досуга;
  • Установление эмоционального контакта между педагогами и родителями.
  • Развитие совместной деятельности семьи и школы.
  • Усиленное информирование родителей о жизнедеятельности школы, класса.
  • Решение актуальных проблем жизнедеятельности школы.
  • Развитие взаимопонимания детей, родителей и педагогов.
  • Получение объективной информации о семьях обучающихся, установление обратной связи с родителями.
  •  Повышение уровня сплочённости классных  коллективов;
  • Получения удовлетворения от результатов.

        На данный момент работа над проектом  находится в стадии реализации и есть, несомненно и положительные результаты и планы на дальнейшее его развитие.

1.5. Практическая значимость проекта.

Организационно-педагогические мероприятия по проекту направлены на мотивацию всех членов семьи на совместную деятельность, так как обеспечивают возможность выбора мероприятий и тем с учётом особенностей и интересов каждого члена семьи, что способствует усилению и расширению воспитательной функции семьи.  Проект может быть успешно реализован образовательными учреждениями всех видов и типов.

ГЛАВА 2. Этапы реализации  проекта

     1 этап: «Информационно-аналитический»

      Цель: Изучение состояния воспитательной функции семьи в социуме.

       - Проведение анкетирования родителей (законных представителей).

       - Разработка положения о творческих выставках и конкурсах в МБОУ, об их организации.

        - Составление календарного плана мероприятия. Семьи учеников были проинформированы на стендах родительского уголка о предстоящей деятельности.

       - Разработка положения по проведению итогового фестиваля «Семья года».

       - Разработка информационно-рекламной продукции.

     2 этап: «Мотивационно-целевой»

Цель: Определение целей и задач творческих   мероприятий, обеспечение мотивации их участников.

- Разработка плана работы по реализации проекта с учётом данных  анкетирования.

       - Организация консультаций для родителей, проведение совместных мероприятий, конференций.

      - Проведение мастер-классов, открытых уроков  для родителей и детей с использованием информационных технологий.

      - Организация творческих выставок, подготовленных совместно с родителями.

      - Организация работы «Творческого кафе».

3 этап: «Организационно-исполнительский»

Цель: Обеспечение выполнения организационно-педагогических мероприятий  проекта

-Подготовка и проведение совместных творческих мероприятий, приуроченных ко Дню Матери, Новому году, Рождеству, Дню Учителя, Пасхи и т. д.

        - Выпуск буклетов своими руками «Мое семейное дерево».

            - Оформление выставки творческих работ, представленной семьей в трех поколениях.

             - Создание странички-рубрики « Не талантливых семей не бывает!» на сайте учреждения.

 - Проведение итогового конкурса-фестиваля «Творческая Семья года», с награждением победителей.

      4 этап: «Контрольно-диагностический»

       Цель: Определение степени удовлетворённости и потребности    участников проекта.

        - Проведение анализа содержания творческих   мероприятий

        соответствию запросам и интересам участников проекта.

        - Корректировка плана мероприятий.

2.1. Направления работы с родителями.

№ п/п

Направление (блок)

Результат-продукт

1.

«Родительская школа»

Консультации, круглые столы, тренинги, семинары, «Родительское кафе»,  творческие выставки.

2.

«Моя семья – моя гордость»

Творческие выставки, буклеты. Подготовка семейных визиток к итоговому фестивалю.

3.

«Бабушкины секреты»

Мастер-классы, открытые совместные занятия, работа творческого кафе, выставки.

4.

«Копилка наших дел»

Совместные творческие акции различного уровня, конкурсы, праздники, выставки, фестивали. Создание рубрики, страницы на сайте учреждения, публикации в СМИ.

             

 Каждая семья выбирает свое направление (блок) и тему, которая отвечает   ее   традициям, культуре, ценностям:

      - Выбирает  одно или несколько направлений в зависимости от опыта семейных   ценностей.

      - Планирует и готовит материал для своего участия в мероприятии по проекту.

      - Предоставляет результат своей деятельности по направлениям

  согласно графику проводимых мероприятий.

      - Лучшие семьи поощряются дополнительными баллами, которые добавляются    в   общую «семейную копилку».

      - Мастер-классы, фотоматериалы, интересные факты из жизни семьи становятся достоянием нашего коллектива.

      - Жюри оценивает материалы и работы участников.

2.2. План реализации проекта

Задачи

Действия (наименование мероприятия)

Сроки реализации

Оценка возможности реализации проекта

Мониторинг  готовности  к реализации проекта

сентябрь

Создание рабочей группы

Оснащение инструментами и материалами.

  • Создание рабочей группы
  • Подготовка материалов и инструментов для творчества

октябрь

Реализация работы творческой группы

  • Участие в выставке работ “Самый дорогой человек – мама”, посвященной Дню матери
  • Мастер-класс "Подарок для мамы "
  • Конкурс рисунков "Портрет моей мамы!"

ноябрь

Организация и сопровождение деятельности творческого объединения

Работа творческой группы

декабрь

Реализация работы творческой группы

Подготовка и участие  в творческих конкурсах, конференциях, школьных и муниципальных мероприятиях.

январь

Реализация работы творческой группы

Участие  в школьных и муниципальных мероприятиях, поздравление ветеранов, организация акций.

февраль

Реализация работы творческой группы

Подготовка и участие  в творческих конкурсах, конференциях, школьных и муниципальных мероприятиях.

март

Реализация работы творческой группы

Подготовка и участие  в творческих конкурсах, конференциях, школьных и муниципальных мероприятиях.

апрель

Реализация работы творческой группы

 Работа творческого кафе: изготовление подарков ветеранам войны от каждой семьи.

май

Реализация работы творческой группы

  •  «Праздник детства», посвящённый Дню защиты детей.
  • Организация выставки родителями «Должны смеяться дети!»
  • Награждение самой активной семьи в рамках работы проекта  "Семейная мастерская"

июнь

Анализ качества организации занятий

Работа творческой группы.

Анкетирование родителей

июль

Составление  перспективного плана на следующий учебный год

Работа творческой группы

август

2.3.  Ожидаемые результаты и эффективность проекта.

  •  Возрождение семейных традиций и обычаев.
  •  Проведение  творческих мероприятий, направленных  на развитие и формирование духовно-нравственных качеств личности.
  •  Распространение и пропаганда наиболее интересного опыта и  традиций семейного воспитания.
  •  Внедрение новых инновационных техник
  •  Ежегодное увеличение  участников проекта на 10-15%.
  •  Создание информационно-методической продукции и распространение в СМИ.
  •  Транслирование результатов семейного опыта через участие в фестивалях, конкурсах, выставках, родительских форумах.

Показатели эффективности проекта

  • отсутствие конфликтности, «мирное» разрешение проблем между учащимися и их родителями, между родителями и школой;
  • повышение степени удовлетворённости родителей результатами работы школы и классного руководителя;
  • активное участие родителей в жизни школы;
  • устойчивость в поведении детей.

Положительным результатом сотрудничества для учителей становится:

  • повышение уважения со стороны родителей и общества в целом;
  • улучшение межличностных взаимоотношений с родителями;

повышение авторитета в глазах детей, родителей;

  • повышение удовлетворенности своей работой.

Для родителей положительным результатом становится:

  • повышение самооценки и самоодобрения;
  • лучшее знание школьных программ;

• уверенность в том, что при обучении учитывается мнение родителей и их пожелания;·

  • ощущение своей значимости в школе;
  • повышение их родительской компетентности;

• улучшение общения с ребенком вообще и в школе в частности.

Для детей выигрыш очевиден, он проявляется:

  • в лучшей посещаемости школы;
  • улучшении знаний, развитии умений;
  • социальном становлении.

2.4. Оценка рисков.

Модель взаимодействия педагогов с родителями в образовательном процессе как ключевая идея нового стандарта не будет эффективна, если:

  •  низкий уровень компетентности учителя,
  •  неверно осуществлен выбор форм и методов
  • отсутствие сотворчества учитель-родитель-ученик.

С целью минимизации рисков необходимо систематически повышать квалификацию педагога, проводить качественный и количественный анализ внедряемых форм взаимодействия, регулярно проводить анкетирование родителей с целью изучения особенностей семьи, выявление мнения о воспитательной работе и учебном процессе школы.

 На его основе осуществлять выбор процедур и методов по снижению отрицательных последствий рисковых событий.

                             ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Долг родителей — создать в каждой семье условия для всестороннего развития способностей. Владение умениями и навыками в творчестве будет благотворно влиять на дальнейшее развитие способностей вашего сына, дочери; на их социализацию, на их место в жизни.  

На мой взгляд, в связи с возрастающими потребностями родителей в приобретении определённых знаний и практическом усвоении способов взаимодействия с детьми, необходимо:

-  продолжать работу в данном направлении проектной линии,   применяя новые формы и инновационные методы работы, что позволит гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями, сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным.

- создать такие условия, чтобы у всех участников образовательного процесса возникла личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности, мероприятии, рассказать о своих радостях,  успехах и неудачах.

   

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

1. Воскресенская Н.М. Основные подходы к гражданскому образованию. –        М. 2015

2.  Рогов Е.И. Психология общения. М.: Владос, 2017

3. Селевко Г. К. Воспитательные технологии. М.: НИИ школьных технологий, 2015.   (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»)

4. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления учебно-воспитательного процесса. М.: НИИ школьных технологий, 2015. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»)

5. Усатова Е.В.  и др.   «Гражданско-патриотическое воспитание» (Классные часы, общешкольные мероприятия, интеллектуальные игры, викторины),  – Волгоград,  Учитель, 2009.

     6. Фридман Л.М. Психология воспитания. М.: Творческий Центр, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие образовательного учреждения и социальной среды.

Нужны ли малокомплектные школы? Какую роль они играют на селе? В чем их особенность и особая роль?С началом оптимизации существование этих школ поставлено под вопрос. Будут ли ученики из таких малых ш...

Конспект открытого мероприятия «Взаимодействие дошкольного учреждения с семьями детей, имеющих нарушения речи»

В конспекте представлен опыт работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного  возраста, которая проходила в логопедической группе «Мальвина», на базе МБДОУ д/с №16 «...

Значение взаимодействия образовательного учреждения и семьи в развитии личности и социализации ребенка.

Статья о роли и значении учителя в современном постиндустриализационном обществе и его взаимодействии с семьей ребенка, а также значении семьи в формировании начальных познавательных навыков и способн...

Организация эффективного взаимодействия образовательного учреждения с семьей

В реальной практике взаимодействие семьи и образовательного учреждения может быть успешным, если представляет собой четко выстроенную систему, которая включает разные направления.Построение системы вз...

«Организация взаимодействия образовательного учреждения и семьи»

laquo;Организация взаимодействия образовательного учреждения и семьи»...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЕЙ ВОСПИТАННИКОВ ПО ВОПРОСАМ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОСТИ

Работа по формированию экономического воспитания, культуры  старших дошкольников очень актуальна и невозможна без участия родителей, без их заинтересованности, понимания важности проблемы, ее акт...

Взаимодействие образовательных учреждений с родителями ( Опыт семейного воспитания)

Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного безоценочного принятия. В этом непреходящее ...