Программа развития познавательных способностей обучающихся 1 класса «Умники и умницы»
рабочая программа по психологии

Наталья Иванова

Программа развития познавательных способностей  обучающихся 1 класса «Умники и умницы» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для   детей 7 - 8 лет. (1 класс)

      Рабочая программа развития познавательных способностей  обучающихся 1 класса «Умники и умницы»  составлена на основе авторской программы курса «Развитие познавательных способностей», О.Холодовой « Юным умникам и умницам» ( 1 класс)./ М.: РОСТ - книга, 2016г./, учебно-методического комплекса курса «Развитие познавательных способностей».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_umniki_i_umnitsy.doc109.5 КБ

Предварительный просмотр:

Принята на заседании

педагогического совета школы

протокол от  30.08. 2019 г. № 1.

УТВЕРЖДЕНА

приказом директора МБОУ «Перенская  средняя школа»

от 30.08.2019 года №  72 /осн

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ПЕРЕНСКАЯ  СРЕДНЯЯ ШКОЛА»

ПРОГРАММА

РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

«УМНИКИ И УМНИЦЫ»

     

Пояснительная записка

Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимание, восприятие, наблюдение, воображение, память, мышление. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной организованной работе, что повлечёт за собой и расширение познавательных возможностей детей.    

Программа развития познавательных способностей  обучающихся 1 класса «Умники и умницы» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для   детей 7 - 8 лет. (1 класс)

      Рабочая программа развития познавательных способностей  обучающихся 1 класса «Умники и умницы»  составлена на основе авторской программы курса «Развитие познавательных способностей», О.Холодовой « Юным умникам и умницам» ( 1 класс)./ М.: РОСТ - книга, 2016г./, учебно-методического комплекса курса «Развитие познавательных способностей».

       На занятия  по развитию  познавательных способностей  обучающихся 1 класса по программе «Умники и умницы»  отводится 17 часов, 1 занятие в неделю во  2 полугодии .

Цели и задачи.

        Цель данной программы: развитие познавательных способностей учащихся  на основе системы развивающих занятий.

        Основные задачи:

1. Развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

2.  Развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

3. Развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;

4.Формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;

5. Развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;

6.Формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

7. Формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

8. Развитие лингвистических компетенций учащихся.

9. Формирование любви и уважения к русскому языку.

10. Расширение кругозора учащихся. 

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы  

Личностные универсальные учебные действия

У обучающихся будут сформированы:

- положительное отношение к изучению курса;

- интерес к учебному материалу;

- представление о причинах успехе в учебе;

- общее представление о моральных нормах поведения;

- уважение к мыслям и настроениям другого человека, доброжелательное отношение к людям.

        Обучающийся получит возможность для формирования:

- начальной стадии внутренней позиции школьника, положительного отношения к школе;

- первоначального представления о знании и незнании;

- первоначальной ориентации на оценку результатов собственной учебной деятельности;

- первичных умений оценки ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

        Регулятивные универсальные учебные действия

        Обучающийся научится:

- принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

- принимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

- адекватно воспринимать предложения учителя;

- проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;

- осуществлять первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности;

- оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя.

        Обучающийся получит возможность научиться:

- принимать разнообразные учебно-познавательные задачи и инструкции учителя;

- в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;

- первоначальному умению выполнять учебные действия в устной и письменной речи;

- осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя;

- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами.

        Познавательные универсальные учебные действия

        Обучающийся научится:

- использовать рисуночные и простые символьные варианты записи;

- читать простое схематическое изображение;

- понимать информацию в знаково-символической  форме в простейших случаях, под руководством учителя кодировать информацию (с использованием 2-5 знаков или символов, 1-2 операций);

- на основе кодирования строить простейшие модели математических понятий;

- проводить сравнение (по одному из оснований, наглядное или по представлению);

- выделять в явлениях несколько признаков, а также различать существенные и несущественные признаки;

– под руководством учителя проводить классификацию изучаемых объектов (проводить разбиение объектов на группы по выделенному основанию);

– под руководством учителя проводить аналогию;

Обучающийся получит возможность научиться:

– строить небольшие сообщения в устной форме (2–3 предложения);

– строить рассуждения о доступных наглядно воспринимаемых математических отношениях;

– выделять несколько существенных признаков объектов;

– под руководством учителя давать характеристики изучаемым объектам на основе их анализа;

– понимать содержание эмпирических обобщений; с помощью учителя выполнять эмпирические обобщения на основе сравнения изучаемых математических объектов и формулировать выводы;

– проводить аналоги между изучаемым материалом и собственным опытом.

 

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– принимать участие в работе парами и группами;

– воспринимать различные точки зрения;

– понимать необходимость использования правил вежливости;

– использовать простые речевые средства;

– контролировать свои действия в классе;

– понимать задаваемые вопросы.

Обучающийся получит возможность научиться:

– использовать простые речевые средства для передачи своего мнения;

– следить за действиями других участников учебной деятельности;

– выражать свою точку зрения;

– строить понятные для партнера высказывания;

– адекватно использовать средства устного общения.

 
Предметными  результатами занятий по программе являются формирование следующих умений: 
1.  Описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

2.  Выделять существенные признаки предметов;

3.  Сравнивать между собой предметы, явления;

4.  Обобщать, делать несложные выводы;

5.  Классифицировать явления, предметы;

6.  Определять последовательность событий;

7.  Судить о противоположных явлениях;

8.  Давать определения тем или иным понятиям;

9.  Определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

10. Выявлять функциональные отношения между понятиями;

11. Выявлять закономерности и проводить аналогии.  


Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
– степень помощи, которую оказывает психолог учащимся при выполнении заданий: чем помощь меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

– поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;

– косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).

Также показателем эффективности занятий являются данные стартовой и итоговой диагностики развития познавательных способностей детей

.

Содержание курса

Данный  курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. Учащиеся достигают значительных успехов в своем развитии, они многому научаются и эти умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам в школьной деятельности. А это означает, что возникает интерес к учебе. В данном курсе  сделана попытка создания системы учебных заданий и задач, направленных на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их на примерах.

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом, основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач. Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому появляются хорошие условия для формирования у детей самостоятельности в действиях, способности управлять собой в сложных ситуациях. На каждом занятии необходимо проводить  коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. Благодаря этому у детей сформируется такое важное качество деятельности и поведения, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач.

В курсе используются задачи разной сложности, и  слабые дети могут почувствовать уверенность в своих силах, так как для них можно подобрать задачи, которые они могут решать успешно. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.

В рабочие тетради включены специально подобранные нестандартные задачи, направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников. Часть заданий отобрана из учебной и педагогической литературы отечественных и зарубежных авторов и переработана с учетом возрастных особенностей и возможностей детей 6–10 лет, часть – составлена автором пособия. В процессе выполнения  каждого из них идет развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них.

Все задания условно можно разбить на несколько групп:

– задания на развитие внимания.

– задания на развитие памяти.

– задания на совершенствование воображения.

– задания на развитие логического мышления.

Задания на развитие внимания

К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие: произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения. Выполнение таких заданий способствует формированию жизненно важных умений: целенаправленно сосредоточиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.

Задания, развивающие память

В рабочие тетради включены упражнения на совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.

Задания на развитие и совершенствование воображения

Развитие воображения построено в основном на материале геометрического характера:

  • дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
  • выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
  • вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
  • выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
  • выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
  • деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, которые выбираются из множества данных;
  • складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.

Также включена работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числографами (предмет изображен с помощью чисел).

Задания, развивающие мышление

Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Также предлагаются задания, направленные на формирование умений выполнять алгоритмические предписания.

Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.

Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям. 

        Предлагаемые в 1 классе задания направлены на создание положительной мотивации, на формирование познавательного интереса к предметам и к знаниям вообще. Эта задача достигается с помощью специально построенной системы заданий, которые помогают преодолеть неустойчивость внимания, непроизвольность процесса зрительного и слухового запоминания и ведут к развитию мыслительной деятельности.

   В силу возрастных особенностей первоклассников им предлагаются в основном те задания, выполнение которых предполагает использование практических действий.

    Проверка самостоятельной деятельности учащихся предусматривает обязательное обсуждение всех предлагаемых учащимися способов решения, уточнение способов решения и рассуждений, показ ошибок в рассуждениях, акцентирование внимания детей на наиболее рациональные, оригинальные и красивые способы решения. Проверка особенно важна для детей с низким уровнем развития (они в силу своих физиологических особенностей усваивают все новое с большим трудом и длительное время не могут выполнять задания самостоятельно).

Содержание  занятий

«Мозговая гимнастика» (1-2 минуты). Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятий. Исследования ученых убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных  психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.

Разминка (3-5 минут). Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного положительного эмоционального фона, включение в работу. Поэтому вопросы разминки достаточно легкие, способные вызвать интерес и рассчитанные на сообразительность, быстроту реакции, окрашенные немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к активной учебно - познавательной деятельности.

Тренировка психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей: памяти, внимания, воображения, мышления (10-15 минут). Задания, используемые на этом этапе занятия, не только способствуют развитию этих необходимых качеств, но и позволяют углублять знания ребят, разнообразить методы и приемы познавательной деятельности, выполнять творческие упражнения. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.

Веселая переменка (3-5 минут). Динамическая пауза, проводимая на занятиях, не только развивает двигательную сферу ребенка, но и способствует развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.

Логически–поисковые задания (10 – 12 минут). На данном этапе предлагаются задания, обучающие детей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строить простейшие предположения, проверять их, делать выводы, «добывать» новую информацию, решать кроссворды, пользоваться выразительными средствами русского языка. На первых порах работы с такими заданиями можно допускать и угадывание ответа, решения, но тут же взрослый должен постараться подвести учащихся к обоснованию ответа. При работе над такими заданиями очень важна точная и целенаправленная постановка вопросов, выделение главного звена при рассуждении, обоснование выбранного решения. Это делает учитель, опираясь на ответы детей и давая точное и лаконичное разъяснение.

Корригирующая гимнастика для глаз (1-2 минуты). Чем больше и чаще ребенок будет уделять внимание своим глазам, тем дольше он сохранит хорошее зрение. Те же дети, чье зрение нуждается в коррекции, путем регулярных тренировок смогут значительно улучшить его. Выполнение корригирующей гимнастики для глаз поможет как повышению остроты зрения, так и снятию зрительного утомления и достижению состояния зрительного комфорта.

Графический диктант, штриховка (10 минут).  В.А.Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев». От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем ярче проявляется творческая стихия детского ума. Поэтому очень важно «поставить руку». Графические диктанты – отличный способ разработки мелких мышц руки ребенка, интересное и увлекательное занятие, результат которого скажутся на умении красиво, аккуратно писать и логически мыслить.

При регулярном выполнении таких упражнений ребенок начинает хорошо владеть ручкой и карандашом, у него появляется устойчивое, сосредоточенное внимание, воспитывается трудолюбие, усидчивость.

Графический диктант – это и способ развития речи, так как попутно ребята отгадывают загадки, читают и заучивают стихи, песенки, потешки, то есть овладевают выразительными свойствами языка.

Поэтому в процессе работы с графическими диктантами формируются внимание, глазомер, зрительная память ребенка, аккуратность, фантазия; развивается внутренняя и внешняя речь, логическое мышление, активизируются творческие способности.

        Методы работы

Выбор методов обусловлен содержанием воспитания и обучения, а также достигнутым уровнем развития детского коллектива, возрастными особенностями детей, особенностями взаимодействия между педагогом и детьми.

Формы работы

Основной формой образовательного процесса является учебное занятие, а так же индивидуальная, групповая и коллективная работы, работы в парах, занятие-сказка, конкурс, подвижные игры и массовые мероприятия.

Календарно – тематическое планирование

п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

Дата

план

факт

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. (стартовая диагностика)

1

2

Развитие концентрации внимания.

1

3

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций.

1

4

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций

1

5

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций.  

1

6

 Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций.  

1

7

Тренировка слуховой памяти.

Совершенствование мыслительных операций.

1

8

Тренировка слуховой памяти.

Совершенствование мыслительных операций.

1

9

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления.

1

10

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления

1

11

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей

1

12

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей

1

13

Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1

14

Совершенствование мыслительных операций

Развитие аналитических способностей

1

15

Развитие логического мышления

Обучение поиску закономерностей

Развитие аналитических способностей

1

16

Развитие логического мышления

Обучение поиску закономерностей

Развитие аналитических способностей

1

17

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления  (итоговая диагностика).

1

Учебно-методическая литература

1. Холодова О.А. Программа курса "Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей".- Москва: РОСТ книга,  2010 г.

2. Холодова О.А.Методическое пособие. 1 класс. - Москва: РОСТ книга,  2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по психологии на параллели 1-х классов "Умники и умницы" в рамках внедрения ФГОС

Представлена програма работы с учениками 1-х классов в рамках внедрения ФГОС по формированию универсальных учебных действий (УУД)....

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 5 классов "Умники и умницы"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 5 классов "Умники и умницы"...

Познавательная игра для 8 класса "Умники и умницы"

игра основана на материалах истории основания школы-лицея №486...

Познавательная игра для 8 класса "Умники и умницы

Игра разаработана на основе материалов по истории основания школы-лицея №486 Выборгского района Санкт-Петербурга и посвящена 30-летнему юбилею школы...

Познавательная игра для 8 класса "Умники и умницы

Игра разаработана на основе материалов по истории основания школы-лицея №486 Выборгского района Санкт-Петербурга и посвящена 30-летнему юбилею школы...

Познавательная игра для обучающихся 5-7 классов "Умники и умницы"

Материал содержит разработку  познавательной игры для обучающихся 5-7 классов специальной (коррекционной) школы, а также подборку слайдов с заданиями к игре....

Программа занятий для учащихся 5-х классов «Умники и умницы» в рамках психолого-педагогического сопровождения программы «Одаренные дети»

Программа из 10 занятий, направленных на развитвие познавательных психических процессов, мотивационной и коммуникативной сфер для учащихся 5-х классов...