Программа занятий для учащихся 5-х классов «Умники и умницы» в рамках психолого-педагогического сопровождения программы «Одаренные дети»
методическая разработка по психологии (5 класс)

Жирнова Марианна Александровна

Программа из 10 занятий, направленных на развитвие познавательных психических процессов, мотивационной и коммуникативной сфер для учащихся 5-х классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_zanyatiy_dlya_5-go_klassa.docx25.64 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждено

Директор ГБОУ школа № 102

Ципляева О.Н.                         

 «        »                2019 г.

Программа занятий для учащихся 5-х классов

 «Умники и умницы»

в рамках психолого-педагогического сопровождения программы

«Одаренные дети»

Авторы-составители:

педагог-психолог

Жирнова М.А.

педагог-психолог

Френкель М.В.

2019 г.

Программа занятий «Умники и умницы»

        

Пояснительная записка

Полное раскрытие способностей и таланта одарённого ребёнка является существенной задачей, важной не только для него самого, его родителей и близких людей, но и для общества в целом, поскольку именно талантливые дети обеспечивают потенциал страны, её успешное экономическое и социальное развитие.

Одно из главных направлений работы школы – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.

Цель программы: создание оптимальных условий для развития и поддержки одаренных детей, сохранение их психологического и физического здоровья.

Задачи программы:

- развивать интеллектуальную сферу (восприятие, внимание, память, наглядно-образное и словесно-логическое мышление);

- стимулировать развитие критичности мышления;

- формировать коммуникативные навыки;

- развивать логику, аналитические способности;

- способствовать развитию творческих способностей;

- способствовать развитию интереса к познавательной деятельности.

Каждое занятие предполагает задания, направленные на развитие:

- внимания (избирательности, концентрации, объема, устойчивости, произвольности),

- различных видов памяти (образной и логической, зрительной и слуховой, ассоциативной, произвольной),

- мышления (мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация).

Характеристика группы:

В группу включены дети:

- имеющие признаки умственной одарённости (по наблюдениям учителей);

- набравшие высокие баллы в ходе психологической диагностики интеллектуальной и социальной одаренности.

        

        Описание программы:

Программа занятий состоит из 10 встреч, один раз в неделю по 45 минут.

Занятие 1

Задачи: Сформировать представление о целях и задачах работы на занятиях с психологом. Выработать основные правила работы с группой. Познакомить детей со своим внутренним миром и миром друг друга.

Ход:

  1. Приветствие.
  2. Выработка правил:
  • Называть всех по именам.
  • Уважительно относиться к другому.
  • Не перебивать при разговоре.
  • Помогать советом любому.
  1. Игра на развитие памяти «Снежный ком» (имена) с мячом.
  2. Игра «Постройся по …».
  3. Корректурная проба «Кольца Ландольта».
  4. Проективный рисунок «Дерево».
  5. Логическая задачка «Циферблат».
  6. Задание на словесно-логическое мышление «Лесенка» (игра на генерирование слов).
  7. 1-ый субтест ГИТ «Исполнение инструкции».
  8. Ритуал прощания.

Занятие 2

Ход:

  1. Приветствие.
  2. Задание на словесно-логическое мышление «Анаграммы» (бытовые предметы, приборы).
  3. Задание на развитие произвольного внимания «Печатная машинка».
  4. 2-ый субтест ГИТ «Арифметические задачи».
  5. Задание на развитие произвольной памяти «Бычья голова».
  6. Игра на расширение кругозора «Верю – не верю».
  7. Задание на расширение словарного запаса «Антибалда».
  8. Задание на развитие концентрации внимания и памяти «Посчитай фигуры» (квадраты).
  9. Ритуал прощания.

Занятие 3

Ход:

  1. Приветствие.
  2. Задание на словесно-логическое мышление «Анаграммы» (города России).
  3. Задание на развитие произвольного внимания «Муха».
  4. 3-ий субтест ГИТ «Дополнение предложений».
  5. Задание на развитие логической памяти «Объедини слова».
  6. Игра на расширение кругозора «Верю – не верю».
  7. Задание на логическое мышление (операция синтеза) «Составь слова» (из слова).
  8. Задание на развитие концентрации внимания и памяти «Посчитай фигуры» (мишень).
  9. Ритуал прощания.

Занятие 4

Ход:

  1. Приветствие
  2. Задание на словесно-логическое мышление «Анаграммы» (страны).
  3. Задание на развитие произвольного внимания «Печатная машинка».
  4. 4-ый, 5-ый субтесты ГИТ «Определение сходства и различия понятий», «Числовые ряды».
  5. Задание на развитие опосредованной памяти «Пиктограммы».
  6. Игра на расширение кругозора «Верю – не верю».
  7. Ребусы
  8. Задание на логическое мышление (операция синтеза) «Составь слова» (из букв).
  9. Задание на развитие концентрации внимания и памяти «Посчитай фигуры» (треугольник).
  10. Ритуал прощания.

Занятие 5

Задачи: Развивать познавательную активность.

Ход:

  1. Приветствие
  2. Интеллектуальная игра «Своя игра».
  3. Ритуал прощания.

Занятие 6

Ход:

  1. Приветствие
  2. Задание на словесно-логическое мышление «Анаграммы» (птицы).
  3. Задание на развитие произвольного внимания «Муха».
  4. 6-ой субтест ГИТ «Установление аналогий».
  5. Задание на развитие зрительной памяти «Точки».
  6. Игра на расширение кругозора «Верю – не верю».
  7. Ребусы
  8. Задание на логическое мышление (операция синтеза) «Составь слова» (из гласных букв).
  9. Задание на развитие концентрации внимания и памяти «Посчитай фигуры» (треугольник).
  10. Ритуал прощания.

Занятие 7

Ход:

  1. Приветствие
  2. Задание на словесно-логическое мышление «Анаграммы» (ягоды).
  3. Задание на развитие произвольного внимания «Печатная машинка».
  4. 7-ой субтест ГИТ «Символы».
  5. Задание на развитие образной памяти «16 картинок».
  6. Игра на расширение кругозора «Верю – не верю».
  7. Ребусы
  8. Задания на развитие словесно-логического мышления (выделение существенных признаков) «Выбрать главное».
  9. Задание на развитие креативности «Круги».
  10. Ритуал прощания.

Занятие 8

Ход:

  1. Приветствие
  2. Задание на словесно-логическое мышление «Анаграммы» (животные).
  3. Задание на развитие произвольного внимания «Муха».
  4. Тест «Интеллектуальная лабильность».
  5. Задание на развитие ассоциативной памяти «Пары слов».
  6. Игра на расширение кругозора «Верю – не верю».
  7. Ребусы
  8. Задания на развитие мышления (процессы обобщения, установления закономерностей) «Четвертый лишний».
  9. Задание на развитие креативности «Рисунок из фигур».
  10. Ритуал прощания.

Занятие 9

Ход:

  1. Приветствие
  2. Задание на словесно-логическое мышление «Анаграммы» (продукты питания).
  3. Задание на развитие произвольного внимания «Печатная машинка».
  4. Корректурная проба «Буквы».
  5. Задание на развитие слуховой памяти «Ромашковая поляна».
  6. Задание на развитие процессов восприятия и узнавания «Узнавание фигур».
  7. Игра на расширение кругозора «Верю – не верю».
  8. Ребусы
  9. Задание на развитие креативности «Закорючка» (в парах).
  10. Ритуал прощания.

Занятие10

Задачи: Стимулировать интерес к самостоятельным играм и упражнениям на развитие внимания, памяти, мышления. Подведение итогов занятий.

Ход:

  1. Приветствие
  2. Интеллектуальная игра «Самый умный».
  3. Ритуал прощания.

Тематический план

№ п/п

Тема

Дата

Примечание

Занятие 1 «Вводное»

26.02

Занятие 2

05.03

Занятие 3

12.03

Занятие 4  

19.03

Занятие 5 «Своя игра»

02.04

Занятие 6

09.04

Занятие 7

16.04

Занятие 8

23.04

Занятие 9

07.05

Занятие 10 «Самый умный»

14.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тезисы работы "Психолого-педагогическая поддержка и развитие одаренных детей"

Работа содержит описание опыта по выявлению и развитию детей, имеющих способности в различных областях деятельности, таких как художественное чтение, исследование, театральное творчество, стихосложени...

Урок-викторина по информатике для учащихся 5-ых классов "Умники и умницы"

Данный урок рекомендуется проводить на предметной неделе информатики и ИКТ в 5 классах....

Рабочая программа по психологии на параллели 1-х классов "Умники и умницы" в рамках внедрения ФГОС

Представлена програма работы с учениками 1-х классов в рамках внедрения ФГОС по формированию универсальных учебных действий (УУД)....

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 5 классов "Умники и умницы"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 5 классов "Умники и умницы"...

Разработка игры для учащихся 6-х классов "Умники и умницы"

Игру можно провести  в 6-м классе среди учащихся одного класса или среди параллельных классов.Участники: команды из 5 человек.Цели:обучающие: обобщить и систематизировать знания по общим пон...

Программа внеурочной деятельности по русскому языку для учащихся 5-9 классов "Умники и умницы"

Программа внеурочной деятельности по русскому языку. Направление: научно-познавательное. Возрастная группа: 5-9 классы....

Программа развития познавательных способностей обучающихся 1 класса «Умники и умницы»

Программа развития познавательных способностей  обучающихся 1 класса «Умники и умницы» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для   детей 7 - 8 лет. (1 кла...