Программа занятий для учащихся 5-х классов «Умники и умницы» в рамках психолого-педагогического сопровождения программы «Одаренные дети»
методическая разработка по психологии (5 класс)
Программа из 10 занятий, направленных на развитвие познавательных психических процессов, мотивационной и коммуникативной сфер для учащихся 5-х классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_zanyatiy_dlya_5-go_klassa.docx | 25.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждено Директор ГБОУ школа № 102 Ципляева О.Н. « » 2019 г. |
Программа занятий для учащихся 5-х классов
«Умники и умницы»
в рамках психолого-педагогического сопровождения программы
«Одаренные дети»
Авторы-составители:
педагог-психолог
Жирнова М.А.
педагог-психолог
Френкель М.В.
2019 г.
Программа занятий «Умники и умницы»
Пояснительная записка
Полное раскрытие способностей и таланта одарённого ребёнка является существенной задачей, важной не только для него самого, его родителей и близких людей, но и для общества в целом, поскольку именно талантливые дети обеспечивают потенциал страны, её успешное экономическое и социальное развитие.
Одно из главных направлений работы школы – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.
Цель программы: создание оптимальных условий для развития и поддержки одаренных детей, сохранение их психологического и физического здоровья.
Задачи программы:
- развивать интеллектуальную сферу (восприятие, внимание, память, наглядно-образное и словесно-логическое мышление);
- стимулировать развитие критичности мышления;
- формировать коммуникативные навыки;
- развивать логику, аналитические способности;
- способствовать развитию творческих способностей;
- способствовать развитию интереса к познавательной деятельности.
Каждое занятие предполагает задания, направленные на развитие:
- внимания (избирательности, концентрации, объема, устойчивости, произвольности),
- различных видов памяти (образной и логической, зрительной и слуховой, ассоциативной, произвольной),
- мышления (мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация).
Характеристика группы:
В группу включены дети:
- имеющие признаки умственной одарённости (по наблюдениям учителей);
- набравшие высокие баллы в ходе психологической диагностики интеллектуальной и социальной одаренности.
Описание программы:
Программа занятий состоит из 10 встреч, один раз в неделю по 45 минут.
Занятие 1
Задачи: Сформировать представление о целях и задачах работы на занятиях с психологом. Выработать основные правила работы с группой. Познакомить детей со своим внутренним миром и миром друг друга.
Ход:
- Приветствие.
- Выработка правил:
- Называть всех по именам.
- Уважительно относиться к другому.
- Не перебивать при разговоре.
- Помогать советом любому.
- Игра на развитие памяти «Снежный ком» (имена) с мячом.
- Игра «Постройся по …».
- Корректурная проба «Кольца Ландольта».
- Проективный рисунок «Дерево».
- Логическая задачка «Циферблат».
- Задание на словесно-логическое мышление «Лесенка» (игра на генерирование слов).
- 1-ый субтест ГИТ «Исполнение инструкции».
- Ритуал прощания.
Занятие 2
Ход:
- Приветствие.
- Задание на словесно-логическое мышление «Анаграммы» (бытовые предметы, приборы).
- Задание на развитие произвольного внимания «Печатная машинка».
- 2-ый субтест ГИТ «Арифметические задачи».
- Задание на развитие произвольной памяти «Бычья голова».
- Игра на расширение кругозора «Верю – не верю».
- Задание на расширение словарного запаса «Антибалда».
- Задание на развитие концентрации внимания и памяти «Посчитай фигуры» (квадраты).
- Ритуал прощания.
Занятие 3
Ход:
- Приветствие.
- Задание на словесно-логическое мышление «Анаграммы» (города России).
- Задание на развитие произвольного внимания «Муха».
- 3-ий субтест ГИТ «Дополнение предложений».
- Задание на развитие логической памяти «Объедини слова».
- Игра на расширение кругозора «Верю – не верю».
- Задание на логическое мышление (операция синтеза) «Составь слова» (из слова).
- Задание на развитие концентрации внимания и памяти «Посчитай фигуры» (мишень).
- Ритуал прощания.
Занятие 4
Ход:
- Приветствие
- Задание на словесно-логическое мышление «Анаграммы» (страны).
- Задание на развитие произвольного внимания «Печатная машинка».
- 4-ый, 5-ый субтесты ГИТ «Определение сходства и различия понятий», «Числовые ряды».
- Задание на развитие опосредованной памяти «Пиктограммы».
- Игра на расширение кругозора «Верю – не верю».
- Ребусы
- Задание на логическое мышление (операция синтеза) «Составь слова» (из букв).
- Задание на развитие концентрации внимания и памяти «Посчитай фигуры» (треугольник).
- Ритуал прощания.
Занятие 5
Задачи: Развивать познавательную активность.
Ход:
- Приветствие
- Интеллектуальная игра «Своя игра».
- Ритуал прощания.
Занятие 6
Ход:
- Приветствие
- Задание на словесно-логическое мышление «Анаграммы» (птицы).
- Задание на развитие произвольного внимания «Муха».
- 6-ой субтест ГИТ «Установление аналогий».
- Задание на развитие зрительной памяти «Точки».
- Игра на расширение кругозора «Верю – не верю».
- Ребусы
- Задание на логическое мышление (операция синтеза) «Составь слова» (из гласных букв).
- Задание на развитие концентрации внимания и памяти «Посчитай фигуры» (треугольник).
- Ритуал прощания.
Занятие 7
Ход:
- Приветствие
- Задание на словесно-логическое мышление «Анаграммы» (ягоды).
- Задание на развитие произвольного внимания «Печатная машинка».
- 7-ой субтест ГИТ «Символы».
- Задание на развитие образной памяти «16 картинок».
- Игра на расширение кругозора «Верю – не верю».
- Ребусы
- Задания на развитие словесно-логического мышления (выделение существенных признаков) «Выбрать главное».
- Задание на развитие креативности «Круги».
- Ритуал прощания.
Занятие 8
Ход:
- Приветствие
- Задание на словесно-логическое мышление «Анаграммы» (животные).
- Задание на развитие произвольного внимания «Муха».
- Тест «Интеллектуальная лабильность».
- Задание на развитие ассоциативной памяти «Пары слов».
- Игра на расширение кругозора «Верю – не верю».
- Ребусы
- Задания на развитие мышления (процессы обобщения, установления закономерностей) «Четвертый лишний».
- Задание на развитие креативности «Рисунок из фигур».
- Ритуал прощания.
Занятие 9
Ход:
- Приветствие
- Задание на словесно-логическое мышление «Анаграммы» (продукты питания).
- Задание на развитие произвольного внимания «Печатная машинка».
- Корректурная проба «Буквы».
- Задание на развитие слуховой памяти «Ромашковая поляна».
- Задание на развитие процессов восприятия и узнавания «Узнавание фигур».
- Игра на расширение кругозора «Верю – не верю».
- Ребусы
- Задание на развитие креативности «Закорючка» (в парах).
- Ритуал прощания.
Занятие10
Задачи: Стимулировать интерес к самостоятельным играм и упражнениям на развитие внимания, памяти, мышления. Подведение итогов занятий.
Ход:
- Приветствие
- Интеллектуальная игра «Самый умный».
- Ритуал прощания.
Тематический план
№ п/п | Тема | Дата | Примечание |
Занятие 1 «Вводное» | 26.02 | ||
Занятие 2 | 05.03 | ||
Занятие 3 | 12.03 | ||
Занятие 4 | 19.03 | ||
Занятие 5 «Своя игра» | 02.04 | ||
Занятие 6 | 09.04 | ||
Занятие 7 | 16.04 | ||
Занятие 8 | 23.04 | ||
Занятие 9 | 07.05 | ||
Занятие 10 «Самый умный» | 14.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тезисы работы "Психолого-педагогическая поддержка и развитие одаренных детей"
Работа содержит описание опыта по выявлению и развитию детей, имеющих способности в различных областях деятельности, таких как художественное чтение, исследование, театральное творчество, стихосложени...
Урок-викторина по информатике для учащихся 5-ых классов "Умники и умницы"
Данный урок рекомендуется проводить на предметной неделе информатики и ИКТ в 5 классах....
Рабочая программа по психологии на параллели 1-х классов "Умники и умницы" в рамках внедрения ФГОС
Представлена програма работы с учениками 1-х классов в рамках внедрения ФГОС по формированию универсальных учебных действий (УУД)....
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 5 классов "Умники и умницы"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 5 классов "Умники и умницы"...
Разработка игры для учащихся 6-х классов "Умники и умницы"
Игру можно провести в 6-м классе среди учащихся одного класса или среди параллельных классов.Участники: команды из 5 человек.Цели:обучающие: обобщить и систематизировать знания по общим пон...
Программа внеурочной деятельности по русскому языку для учащихся 5-9 классов "Умники и умницы"
Программа внеурочной деятельности по русскому языку. Направление: научно-познавательное. Возрастная группа: 5-9 классы....
Программа развития познавательных способностей обучающихся 1 класса «Умники и умницы»
Программа развития познавательных способностей обучающихся 1 класса «Умники и умницы» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей 7 - 8 лет. (1 кла...