Советы психолога при выборе профессии.
методическая разработка (психология, 9 класс) по теме

Прокопенко Елена Васильевна

 

Выбор профессии хотябы раз в жизни встает перед каждым. В старших классах школы,мы задумываемся об этом важном вопросе. Зачастую бывает так, что идешь учиться, получать  профессию за компанию, или по подсказке родителей. И хорошо если  профессия придется по душе. А иногда бывает так, что спустя некоторое время, понимаешь что выбрал профессию не свою. Помощь при выборе профессии, советы психолога учащимся, родителям, классным руководителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vybor_professii.doc118 КБ

Предварительный просмотр:

                                       

«Выбор профессии»  советы психолога

Подготовила педагог-психолог

Прокопенко Е.В.

ГБОУ СОШ №762

    Выбор профессии хотя бы раз в жизни встает перед каждым. В старших классах школы, мы задумываемся об этом важном вопросе. Зачастую бывает так, что идешь учиться, получать  профессию за компанию, или по подсказке родителей. И хорошо если  профессия придется по душе. А иногда бывает так, что спустя некоторое время, понимаешь что выбрал профессию не свою.

Ошибки при выборе профессии

Отношение к выбору профессии как к неизменному

В любой сфере деятельности происходит смена занятий, должностей по мере роста квалификации человека. При этом наибольших успехов достигает тот, кто хорошо прошел начальные ступени.

Проанализируйте ситуацию на рынке труда. Обратите внимание на то, что с каждым годом появляются все новые профессии. Будьте готовы к тому, что придется регулярно повышать квалификацию, осваивать смежные специальности. Не бойтесь того, что выбор профессии сейчас, фатальным образом определит всю Вашу судьбу. Изменение выбора, освоение новой специальности сделает Вас ценным специалистом, востребованным в междисциплинарных областях деятельности. Первая профессия, даже если Вы затем передумаете и найдете что-то более привлекательное, пригодится в неожиданных ситуациях. Например, первое образование искусствоведа поможет юристу по своему второму образованию разобраться в сложных вопросах наследования антикварных ценностей...

Бытующие мнения о престижности профессии

В отношении профессии предрассудки проявляются в том, что некоторые важные для общества профессии, занятия считаются недостойными, неприличными (например: мусорщик).

Экономист или психолог ничуть не более полезен для общества, чем химик или слесарь. Престижность профессии должна учитываться - но после учета Ваших интересов и способностей. Иначе будете владеть (если будете) "модной", но не приносящей удовольствия специальностью. Или, чего доброго, окажетесь, непригодны к выполнению основных рабочих функций...

Выбор профессии под влиянием товарищей (за компанию, чтобы не отстать)

Профессию мы выбираем по своему "вкусу" и "размеру" так же, как одежду и обувь.

Чувство группы, ориентация на сверстников - очень позитивные особенности ребят твоего возраста. Они нужны для освоения норм поведения в обществе, формирования образа "Я" и самооценки. Поэтому оглядывайся на других, СРАВНИВАЯ (себя с друзьями), а не слепо повторяя. Старайся увидеть, чем ты отличаешься от товарищей - и в чем вы сходны. Это поможет понять, что если Вася идет на пожарника (а он - рискованный человек), тебе эта профессия может не понравиться (ты ведь очень осторожный и рассудительный).

Перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию

При выборе профессии надо учитывать, прежде всего, особенности данного вида деятельности, а не выбирать профессию только потому, что тебе нравится или не нравится человек, который занимается данным видом деятельности.

Особенно опасно очарование преподавателем (если тебя восхищает душевность физика - это не значит, что тебе нравится физика сама по себе, вне "комплекта"). Кроме того, часто ребята совершают ошибку, стараясь получить профессию кумира - спортсмена, политика, журналиста, артиста. Спортсмены - они не все такие.

Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии

За легкостью, с которой актер создает на сцене образ, стоит напряженный, будничный труд. А журналисты не всегда выступают в телепередачах - чаще они перелопачивают массу информации, архивов, разговаривают с десятками людей - прежде, чем подготовят 10-минутное сообщение, которое, к тому же, озвучит другой (диктор на телевидении).

Отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих понятий

Есть такой предмет, как иностранный язык, а профессий, где требуется способность к языку много - переводчик, экскурсовод, телефонист международной связи и др. Поэтому при выборе профессии надо учитывать, какие реальные занятия и профессии за этим предметом стоят.

Для этого лучше всего не просто изучить профессиограммы или словари профессий. Стоит проанализировать газеты с вакансиями на бирже труда (там обычно указывается, какое образование требуется для конкретной вакансии). Например, человек с лингвистическим образованием ("русский язык и литература", "иностранный язык" в школе) может работать и преподавателем, и переводчиком, и редактором, и серетарем-референтом. Тем более имей в виду, что профессий существует больше, чем школьных предметов. Можно стать юристом, маркетологом, аппаратчиком. Профессии обычно могут быть ассоциированы с несколькими школьными предметами (обычно соответствуют вступительным экзаменам в ВУЗ при поступлении на эту специальность). Скажем, будущему экономисту в школе может нравиться одновременно и математика, и география.

Устарелые представления о характере труда в сфере материального производства

Во все профессии, и, прежде всего в рабочие, внедряется сложная и интересная техника, повышается культура труда. (А компьютер внедряется абсолютно все сферы деятельности - вплоть до животноводства).

Неумение/нежелание разбираться в своих личностных качествах (склонностях, способностях)

Разобраться в себе тебе помогут профконсультанты, родители, учителя, товарищи.

Полезными также могут оказаться психологические тесты, а также статьи и публикации на тему популярной психологии. Однако имей в виду, что среди них много непрофессиональных, так что относить критически как к результатам тестов, так и к тому, что пишут в психологических книжках. Задача популярных тестов - активизация деятельности по самопознанию (самонаблюдению, самоанализу), а не выдача тебе готового ответа на вопрос о том, кем быть или наклеивание ярлыка о том, какой ты.

Незнание/недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии

Существуют профессии, которые могут быть тебе противопоказаны, т.к. они могут ухудшить твоё состояние здоровья.

Таких профессий немного и к ним относятся, в основном, те, в которых требуется длительное напряжение тех или иных физиологических систем. Компьютерщики сильно напрягают глаза, а летчики - сердце...

Незнание основных действий, операций и их порядка при решении, обдумывании задачи при выборе профессии

Когда ты решаешь задачу по математике, то выполняешь определенные действия в определенной последовательности. Было бы разумно поступить также и при выборе профессии.

Наш сайт как раз и создан для того, чтобы направить тебя, показать основные этапы ращения проблемы. Однако не воспринимай инструкции буквально, лучше даже, если ты творчески подойдешь к делу и разработаешь для себя свой собственный план - список необходимых для выбора профессии действий. Сюда могут быть включены: анализ предложений на рынке образования, анализ спроса на рынке труда, объективная оценка своих способностей, склонностей, знаний (с помощью тестов или как-либо еще) и т.д.

Семь шагов к взвешенному решению

1. Составить список подходящих профессий

Составьте список профессий, которые Вам нравятся, интересны, по которым Вы хотели бы работать, которые Вам подходят.

2. Составить перечень требований выбираемой профессии

Составьте список своих требований:

  1. выбираемая профессия и будущий род занятий;
  2. выбираемая профессия и жизненные ценности;
  3. выбираемая профессия и жизненные цели;
  4. выбираемая профессия и мои сегодняшние горячие проблемы;
  5. выбираемая профессия и реальное трудоустройство по специальности;
  6. желательный уровень профессиональной подготовки;
  7. выбираемая профессия и мои склонности и способности;
  8. желательные содержание, характер и условия работы.

3. Определить значимость каждого требования

Определите, насколько все перечисленные требования значимы. Может быть, есть менее важные требования, которые, по большому счету, можно и не учитывать.

4. Оценить свое соответствие требованиям каждой из подходящих профессий

Кроме тех требований, которые есть у Вас к профессии, существуют и требования самой профессии. Проанализируйте, развиты ли у Вас профессиональные качества, отвечают ли ваши интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии.

5. Подсчитать и проанализировать результаты

Проанализируйте, какая профессия из всего списка больше других подходит Вам по всем пунктам.

6. Проверить результаты

Чтобы убедиться в правильности Ваших размышлений, обсудите свое решение с друзьями, родителями, учителями, психологом, профконсультантом.

7. Определить основные практические шаги к успеху

Итак, Вы приняли решение, теперь важно определить:

  1. в каком учебном заведении Вы сможете получить профессиональное образование,
  2. как развивать в себе профессионально важные качества,
  3. как можно получить практический опыт работы по данной специальности,
  4. как повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.

Что влияет на выбор профессии

Какие факторы обусловливают выбор человеком той или иной профессии?
На практике оказывается, что склонности учитываются в последнюю очередь, а вот мнение родителей оказывает огромное влияние.

8 факторов выбора профессии по Е.А. Климову:

  1. Позиция старших членов семьи
    Есть старшие, которые несут прямую ответственность за то, как складывается твоя жизнь. Эта забота распространяется и на вопрос о твоей будущей профессии.
  2. Позиция товарищей, подруг
    Дружеские связи в твоём возрасте уже очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии. Можно дать лишь общий совет: правильным будет решение, которое соответствует твоим интересам и совпадает с интересами общества, в котором ты живешь.
  3. Позиция учителей, школьных педагогов
    Наблюдая за поведением, учебной и внеучебной активностью учащихся, опытный педагог знает много такого о тебе, что скрыто от непрофессиональных глаз и даже от тебя.
  4. Личные профессиональные планы
    Под планом в данном случае подразумеваются твои представления об этапах освоения профессии.
  5. Способности
    О своеобразии своих способностей надо судить не только по успехам в учебе, но и по достижениям в самых разнообразных видах деятельности.
  6. Уровень притязаний на общественное признание
    Планируя свой трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности своих притязаний.
  7. Информированность
    Важно позаботиться о том, чтобы приобретаемые тобой сведения о той или иной профессии не оказались искаженными, неполными, односторонними.
  8. Склонности
    Склонности проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть свободного времени. Это – интересы, подкрепленные определенными способностями.

В каких учебных заведениях можно получить профессиональное образование?

Сейчас очень много разных видов учебных заведений. И в них легко можно запутаться. И училища, и лицеи, и колледжи, и институты, и академии, и университеты. Чем они отличаются друг от друга?

Посмотрите на таблицу. Разные учебные заведения дают возможность получить разные уровни профессионального образования.

Уровни образования и типы образовательных учреждений

Уровень образования

Образовательные учреждения

Школы

Профессиональные училища

Профессиональные лицеи

Техникумы, колледжи

Институты, университеты, академии

Высшее профессиональное

 

 

 

 

+

Среднее профессиональное

 

 

 

+

+

Начальное профессиональное

+

+

+

 

 

Полное (среднее) общее

+

 

+

+

 

Основное общее

+

 

 

 

 

Учебные заведения: государственные и негосударственные, получение образования: платное и бесплатное

Что лучше — государственные или негосударственные учебные заведения? Можно ли учиться и работать одновременно?

В настоящее время наряду с традиционными государственными и муниципальными профессиональными образовательными учреждениями появилось довольно большое количество негосударственных. Учредителями таких профессиональных учебных заведений могут быть частные лица, акционерные общества, общественные организации, различные фонды и т.д. Опыт показывает, что качество образования не зависит от того, является ли учебное заведение государственным или негосударственным. Эффективность обучения определяется квалификацией преподавателей, конкретным содержанием учебных программ и их материальной базой.

Поэтому при выборе образовательного учреждения лучше ориентироваться именно на эти признаки.

Если вы имеете дело с негосударственным профессиональным учебным заведением, имеет смысл сделать два дела.

  1. Во-первых, обязательно познакомьтесь с его лицензией на право профессиональной образовательной деятельности.

  1. Во-вторых, проверьте, имеет ли оно государственную аккредитацию. Если учебное заведение имеет аккредитацию, то у вас есть некоторые преимущества.

    Во-первых, вы получаете документы об уровне образования или квалификации государственного образца.

    Во-вторых, вы имеете возможность получать от государства возмещение затрат на обучение в данном образовательном учреждении в размерах, определяемых государственными нормативами затрат на обучение в соответствующем типе и виде государственного, муниципального образовательного учреждения.

    В-третьих, вы можете быть уверены, что вас обучают в соответствии с государственными образовательными стандартами.

Где и как можно получить информацию об учебных заведениях?

Существует довольно много источников информации о профессиональных учебных заведениях. Не все из них доступны во всех городах и регионах России.

Поэтому следует узнать, какие возможности существуют там, где вы живете.

Справочники для поступающих в учебные заведения дают наиболее оперативную, полную и точную информацию об учебных заведениях, как правило, государственных, включая названия, адреса и телефоны, перечень профессий и их описания, порядок приема. Как правило, такие справочники выходят ежегодно, но только в крупных городах.

Телефонные справочники позволяют установить номера телефонов и адреса большинства местных государственных и негосударственных профессиональных учебных заведений.

Компьютерные информационно-поисковые программы позволяют быстро и точно находить нужную информацию. Некоторые из этих программ довольно большие. Часто эти программы можно найти на компьютерных компакт-дисках СВ.

Компьютерная сеть Интернет содержит огромное количество информации о многих высших учебных заведениях России и практически всех зарубежных учебных заведениях. Многие вузы России имеют в Интернете свои электронные страницы. К примеру, вы можете обратиться за информацией на официальный сайт Министерства образования РФ по адресу.

Рекламные объявления в газетах, журналах, специальных буклетах и стендах представляют собой несистематизированную и непроверенную информацию о большом количестве учебных заведений, чаще всего негосударственных. Кроме того, в них представлены сведения о большом количестве разнообразных курсов по изучению иностранных языков, компьютеров, вождения автомобилей и т.п.

В библиотеках можно найти не всегда самую оперативную, но, как правило, достаточно полную информацию об образовательных учреждениях, содержащуюся в справочниках, подшивках газет и журналов.

Работающие в центрах профориентации профконсультанты обычно имеют необходимую справочную информацию об учебных заведениях, чаще всего государственных, систематизированную по различным профессиям. Кроме того, они, как правило, имеют значительный личный опыт и впечатления о различных учебных заведениях на основе информации от своих клиентов и связи с представителями этих учебных заведений.

Областные Центры занятости населения имеют и предоставляют информацию об учебных заведениях, осуществляющих преимущественно повышение квалификации и переобучение взрослых людей.

Телефонные переговоры и личные встречи с представителями учебных заведений и преподавателями могут уточнить ваши представления о конкретном учебном заведении. Беседы с учащимися и выпускниками позволяют получить неофициальную информацию об учебном заведении, в том числе их мнение о качестве образования, удовлетворенность предоставляемыми возможностями. Наконец, непосредственный визит в учебное заведение позволит вам получить свое собственное впечатление о материальной базе, учебных программах, условиях обучения.

О чем нужно узнать, когда выбираешь учебное заведение? Как ничего важного не пропустить?

Собирая информацию о профессиональных учебных заведениях, следует получить ответы на следующие вопросы:

  1. К какому типу относится учебное заведение?
  2. Это — профессиональное училище, профессиональный лицей, техникум, колледж, институт, университет, академия?
  3. Является ли учебное заведение государственным или негосударственным?
  4. Кто его учредители?
  5. Какой уровень профессионального образования оно позволяет получить: начальное, среднее, высшее?
  6. По каким специальностям осуществляется профессиональная подготовка?
  7. Каковы предоставляемые формы обучения: дневная, вечерняя, заочная, экстернат?
  8. Какие требования предъявляются к поступающим? Есть ли ограничения по полу, возрасту, образованию, состоянию здоровья, способностям?
  9. Каков порядок приема в учебное заведение?
  10. Когда нужно подавать заявление?
  11. Какие документы представлять?
  12. Какие вступительные экзамены необходимо сдавать?
  13. Каковы место расположения и транспортная доступность учебного заведения?
  14. Имеется ли возможность проживания в общежитии?
  15. Какова продолжительность обучения?
  16. Размер оплаты за обучение?
  17. Содержание лицензии на право профессиональной образовательной деятельности?
  18. Имеет ли учебное заведение государственную аккредитацию?
  19. Какие условия предоставляет учебное заведение для обучения?
  20. Какие имеются помещение, оборудование, учебные материалы, база для прохождения практики?
  21. Содержание учебных программ?
  22. Преподавательский состав?
  23. Оказывает ли учебное заведение помощь в трудоустройстве выпускников?

Девять шагов к взвешенному решению

Предлагаем помочь вашему ребёнку сделать следующие шаги к взвешенному принятию решения перед выбором будущей профессии:

1. Изучите особенности рынка труда. Какие специальности, по мнению специалистов, ваших друзей и  знакомых наиболее высокооплачиваемые и востребованные

2. Ознакомьтесь с перечнями специальностей и учебных заведений, находящихся в вашем городе. Составьте список подходящих профессий.

3. Составьте список профессий, которые  нравятся, интересны, по которым ваш ребёнок хотел  бы работать, которые ему подходят.

4. Составьте перечень требований выбираемой профессии:

  1. выбираемая профессия и будущий род занятий;
  2. выбираемая профессия и жизненные ценности;
  3. выбираемая профессия и реальное трудоустройство по специальности;
  4. желательный уровень профессиональной подготовки;
  5. выбираемая профессия и мои склонности и способности;
  6. характер и условия работы.

5. Определите значимость каждого требования. Определите, насколько все перечисленные требования значимы. Может быть, есть менее важные требования, которые, по большому счету, можно и не учитывать.

6. Оцените  соответствие требованиям (вашего ребёнка) каждой из подходящих профессий. Проанализируйте, развиты ли  профессиональные качества, отвечают ли интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии.

7. Подсчитайте и проанализируйте результаты. Проанализируйте, какая профессия из всего списка больше других подходит вашему ребёнку по всем пунктам.

8. Проверьте результаты. Чтобы убедиться в правильности ваших размышлений, обсудите свое решение с  психологом, профконсультантом.

Определите основные практические шаги к успеху. Итак, вы приняли решение, теперь важно определить, в каком учебном заведении вы сможете получить профессиональное образование, как будете развивать в себе профессионально важные качества, как можно получить практический опыт работы по данной специальности, как повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.

Что могут родители?

Родители могут помочь ребенку, побуждая его думать и анализировать свои склонности, желания и умения, свои сильные и слабые стороны.
Обсуждая с ребенком его будущую карьеру, имеет смысл следовать нескольким правилам.
Правило первое. Говорите с ребенком о том, что ему (ей) нравится, интересно, чем хотелось бы заниматься в будущем. Чем это привлекает? Это модно? А может быть, ребенок считает, что у него есть к этой профессии особые способности? Или может быть, недавно он посмотрел фильм, где главным героем был врач или юрист? Основная задача здесь – побудить ребенка к самонаблюдению и самоанализу.
Правило второе. Не критикуйте выбор ребенка. Лучше расспросите, что его привлекает в этой профессии. Ведь на критику очень часто может последовать обратная реакция – ребенок станет доказывать вам (а заодно, и себе!), что его выбор самый лучший и правильный. И лишь укрепится в своем мнении. Может быть наоборот, оставив разговор на какое-то время, потом, как бы невзначай, «обнаружить», например, в рейтинге профессий, что его выбранная им специальность стоит в самом низу по оплате.
<>Понимать,
что ваш ребенок может. Есть ли у него ограничения. Медицинская статистика не радует, утверждая, что большинство детей в возрасте 14-15 лет имеют заболевания, которые ограничивают их в выборе некоторых профессий. И это вовсе не обязательно профессии, предъявляющие повышенные требования к здоровью, такие как летчик или военный. Например, если у ребенка плоскостопие (всего лишь, как подумают многие) ему не рекомендованы профессии связанные с долгим стоянием на ногах, а таких профессий очень много – и вовсе не обязательно у станка, преподаватель тоже очень много времени проводит стоя. И это один лишь пример. А аллергии? Или неврологические проблемы, которыми страдают очень многие? Например, быстрая утомляемость и сниженное внимание?
А сколько ограничений могут добавить психологические проблемы! Получится ли хороший менеджер из неуверенного человека, боящегося принять решение, избегающего ответственности? Сможет ли вести переговоры человек, который боится или не умеет внятно изложить свою точку зрения? И если он плохо понимает собственные мотивы и мотивы другого человека, вряд ли его ждет успех в работе с людьми. К счастью, многие психологические проблемы исправляются проще, чем медицинские.
Но «может» - это не только об ограничениях, связанных со здоровьем. Ведь некоторые дети имеют, наоборот, выдающиеся способности в чем-то. И надо подумать, где эти способности могут быть наиболее успешно применены.
Пока мы говорили о «хочу» и «могу». И то и другое относится к внутренним факторам, т.е. к самому ребенку. А теперь поговорим о третьей области – «целесообразно», зависящей так же и от внешних факторов. Где способности вашего ребенка могут быть
востребованы?
Предположим, ваш сын мечтает о профессии юриста. Смотрит фильмы об адвокатах, на уроках выступает, изучает книги по логике и риторике. При этом понимает, что сразу после университета его вряд ли ждет адвокатура. Придется поработать лет 5 следователем или рядовым юристом. Т.е. вполне адекватно оценивает свою карьеру, по крайней мере, на несколько лет вперед. И при этом вы где-то прочитали, что как раз лет через 7 (2 года его школы и 5 лет университета) в стране ожидается некоторое «перепроизводство» юристов. Понятно, что им будет труднее найти работу, может упасть уровень их зарплат. Тем не менее, юристы все равно будут нужны, а ваш ребенок, с его заинтересованностью и целеустремленностью, похоже, имеет все основания преуспеть в этом деле. Так пусть дерзает!

Рекомендации родителям по профориентации 

1. Информацию о профессиональных планах ребенка можно получить только в ходе откровенной беседы с ним, ни в коем случае не на бегу. Лучше всего завести разговор как бы «к слову». При этом старайтесь проявлять терпение, такт и искреннюю заинтересованность. 

2. Если старшеклассник не может четко сформулировать свои планы, надо попытаться понять, с чем это связанно. 

3. Полезно предложить ребенку поработать на осенних или зимних каникулах, выбрав какое-то конкретное занятие. 

4. Если Вас огорчает профессиональный выбор ребенка, не отговаривайте его и не запрещайте ему что-то категорично. Постарайтесь выяснить, на чем основан его выбор. 

5. Если старшеклассник только мечтает, а ничего не делает, надо помочь ему составить конкретный план, обсудив, сколько времени у него есть и что необходимо успеть. 

6. Помогите своему ребенку подготовить «запасной вариант» на случай неудачи на выбранном пути. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Психология и выбор профессии"- рабочие материалы для учащихся

Для учащихся девятых классов выбор профессии - главный вопрос образовательного развития. Им важно сориентироваться в перспективности выбора даль­нейших путей получения образования, определ...

"Психология и выбор профессии"- рабочие материалы для учащихся

Для учащихся девятых классов выбор профессии - главный вопрос образовательного развития. Им важно сориентироваться в перспективности выбора даль­нейших путей получения образования, определ...

Рабочая программа к курсу "Психология. Уроки выбора профессии" 9 класс

Данная программа,  составленная на основе программы предпрофильной подготовки «Психология и выбор профессии» Г. Резапкиной,  способствует активизации процесса самопознания, позволя...

Рабочая программа электива "Психология и выбор профессии" для 9 класса

Материал для психологов, преподавателей элективных курсов по профессиональному самоопределению старшеклассников....

Советы психолога по выбору профессии

Рекомендации психолога старшеклассникам по выбору профессии....

Программа к курсу "Психология. Уроки выбора профессии"

Данная программа была составлена в соавторстве с педагогом-психологом гимназии г. Советский  Подоксеновой И. В. на основе программы предпрофильной подготовки «Психология и выбор профессии&r...

Советы психолога по выбору профессии

К уроку  "Мой выбор". можно использовать для оформления   уголка профориентации...