"Картотека дидактических игр для развития познавательных процессов младших школьников"
картотека по психологии

                                                                                                           Пояснительная записка

Игра – это сложное социально-психическое явление. Она обеспечивает существенные новообразования в физической, психической и личностных сферах. Дает эффект общего психического развития. В игре ребенок учится управлять собой.

Цель игры: развить у младшего школьника психическую и личностную сферы, сформировать познавательные процессы с помощью игровой деятельности.

Играя, младшие школьники стремятся брать на себя роли, которые привлекают их в реальной жизни: как правило, связанные с проявлением смелости, мужества и т.д.

В процессе игры, которая является наиболее интересной и занимательной для младшего школьника у ученика формируются психические процессы, а не только в учебной деятельности.

Таким образом, можно сказать, что игра в младшем школьном возрасте продолжает занимать большое место. Освоение же учебной деятельности (ведущей в этот возрастной период) идет достаточно медленно, и в наиболее полном, сложившемся виде она формируется лишь к концу обучения в начальной школе.

Из сказанного следует, что нельзя недооценивать значение игры для детей младшего школьного возраста. Задача педагога - психолога сделать плавным, адекватным переход детей от игровой деятельности  к учебной.

Цель сборника: подобрать игры, развивающие процессы у детей младшего школьного возраста.

Задачи.

  1. Отобрать игры на развитие памяти и внимания.
  2. Представить игры, развивающие мышление.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sbornik_didakticheskih_igr.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

средняя школа № 5 г. Павлово

Сборник игр на развитие психических процессов у младших школьников

Составитель: педагог-психолог

 Вишленкова Н.Л.

 

г. Павлово, 2024

Оглавление

Пояснительная записка        3

Игры на развитие памяти        4

Игры на развитие внимания        6

Игры на развитие мышления        9

Список литературы        12

Пояснительная записка

 Игра – это сложное социально-психическое явление. Она обеспечивает существенные новообразования в физической, психической и личностных сферах. Дает эффект общего психического развития. В игре ребенок учится управлять собой.

Цель игры: развить у младшего школьника психическую и личностную сферы, сформировать познавательные процессы с помощью игровой деятельности.

Играя, младшие школьники стремятся брать на себя роли, которые привлекают их в реальной жизни: как правило, связанные с проявлением смелости, мужества и т.д.

В процессе игры, которая является наиболее интересной и занимательной для младшего школьника у ученика формируются психические процессы, а не только в учебной деятельности.

Таким образом, можно сказать, что игра в младшем школьном возрасте продолжает занимать большое место. Освоение же учебной деятельности (ведущей в этот возрастной период) идет достаточно медленно, и в наиболее полном, сложившемся виде она формируется лишь к концу обучения в начальной школе.

Из сказанного следует, что нельзя недооценивать значение игры для детей младшего школьного возраста. Задача педагога - психолога сделать плавным, адекватным переход детей от игровой деятельности  к учебной.

Цель сборника: подобрать игры, развивающие процессы у детей младшего школьного возраста.

Задачи.

  1. Отобрать игры на развитие памяти и внимания.
  2. Представить игры, развивающие мышление.

Этот сборник является практико-ориентированным материалом. Он будет очень полезен педагогам начальной школы.


Игры на развитие памяти

“Заметь и запомни”

Цель: Развить зрительную память, наблюдательность.

Инструкция: На столе выкладываются 7-10 различных предметов и прикрывают их, затем  приоткрыв примерно на 10 секунд снова закрывают и предлагают ребенку перечислить. Потом приоткрыть те же предметы на 8-10 секунд и спросить в какой последовательности они лежат. Потом поменять местами какие-либо предметы и показать снова все предметы на 10 секунд и спросить у ребенка какие два предмета переложены. Так же попросить ребенка, не глядя больше на предметы сказать какого цвета каждый из них.

“Геометрические фигуры”

Цель: Развитие слуховой памяти.

Дается словесная инструкция для расположения предметов. Дети должны запомнить и расположить предметы по инструкции.

Предметы какого материала находятся в твоём  портфеле?

Цель: Закрепить умение различать предметы по материалу, из которого они сделаны; развивать память.

Играющие получают жетоны разных цветов и уславливаются, что коричневый цвет означает дерево, серый - металл, белый – бумагу, красный – пластмассу. Рассматривая находящиеся в портфеле вещи, каждый должен отложить столько жетонов нужного цвета, сколько соответствующих ему предметов находится в портфеле каждого ученика.

“ Кто, куда?”

Цель: Развитие логической памяти.

Вы читаете ребенку набор слов (10-15), которые можно разбить на группы по различным признаком (посуда, одежда, животные и т.д.), а затем просите назвать слова, которые он запомнил.

“Пишем под диктовку”

Цель: Развитие слуховой памяти.

Дети под диктовку начинают писать какие – либо правила. Потом учитель проверяет как они усвоили материал, который дети слушали и записывали.

“Угадай, что исчезло”

Цель: Развитие зрительной памяти.

Выложить перед малышом 3 – 4 игрушки. Попросите его посмотреть, а потом отвернуться. Убрать или добавить одну игрушку и попросить ребёнка угадать, что исчезло или появилось. Постепенно количество игрушек увеличивать. В 6-ти – 7-ми летнем возрасте ребёнок должен легко запоминать до 10 предметов.

“Топ-хлоп”

Цель: Развитие слуховой памяти.

Ведущий произносит фразы-понятия - правильные и неправильные.

Если выражение верное, дети хлопают, если не правильное - топают.

Примеры: "Летом всегда идет снег". Картошку едят сырую". "Ворона - перелетная птица". Понятно, что чем старше дети, тем сложнее должны быть понятия.

“Фотоаппараты”

Цель: Развитие зрительной памяти.

1-ый вариант: детям на секунду показывается карточка с любым изображением, должны как можно подробнее описать его.

2-ой вариант: показывается картинка с изображением какого-либо сюжета (30 секунд), после чего дается другая, подобная первой картинка, но на ней некоторые предметы отсутствуют или заменены на что-то другое. Надо сказать, что изменилось.

«Сделай, как я!»

Цель: Развитие зрительной памяти.

Оборудование: спички.

Играть можно взрослому с ребенком, а можно научить детей, чтобы они играли парами. Каждому игроку выдается по 6 спичек. Один, ведущий, выкладывает из 6 спичек произвольную композицию, затем на одну - две секунды показывает ее партнеру.

Партнер из своих спичек выкладывает точно такую же фигуру по памяти. Затем игроки меняются ролями. При успешном выполнении условия количество спичек постепенно увеличивается до 12-15.

Примечание: в принципе, использовать можно не только спички, но и счетные палочки, пуговицы, бусинки, карандаши, руки и т.д.


Игры на развитие внимания

“Обезьянки”

 Цель: Развитие точного внимания, координации движений.

Оборудование: кирпичики (кубики) одного или нескольких цветов (у всех детей и ведущего наборы должны быть одинаковыми), можно использовать счетные палочки, спички и т.д.

Ход игры: ведущий предлагает детям: «Давайте мы с вами сегодня «превратимся» в обезьянок. Лучше всего обезьянки умеют передразнивать, повторять все, что видят». Ведущий на глазах у детей складывает конструкцию из кирпичиков (или из того материала, на котором проводится игра). Ребята должны возможно точнее скопировать не только конструкцию, но и все его движения.

Вариант: построенную на глазах у детей конструкцию закрывают листом бумаги или коробкой и им предлагается сложить ее по памяти (потом результат сравнивается с образцом).

“Очередь”

Цель: Развитие точного внимания.

Взять карточки-картинки, или какие-нибудь предметы и посадить их вместе с ребёнком в очередь, например к зубному врачу, парикмахеру и так далее.

Попросить ребёнка отвернуться и кого-то убрать, спросить ребёнка: «Кто убежал из очереди?». Снова попросить ребёнка отвернуться, поменять карточки местами и спросить: «Кто перепутал очередь?». Перевернуть карточки и спросить: «Где сидит бабочка? Где сидит Слоник?» и так далее.

“Рисунок”

Цель: Развитие точного внимания.

Детям предлагается какой-либо графический образец и дается задание точно воспроизвести его.

“Найди  слова”

Цель: Развитие сосредоточенного внимание.

На доске написаны слова, в каждом из которых нужно отыскать, спрятавшиеся в нем, слово.

Например: смех, волк, столб, коса, полк, зубр, удочка, мель, набор, укол, дорога, олень, пирожок, китель.

“Перепутанные линии”

Цель: Развитие сосредоточенности и концентрации внимания.

Прослеживание взглядом какой-либо линии от ее начала до конца, особенно когда она переплетается с другими линиями.

“Найди  отличие”

Цель: Развитие сосредоточенного внимания по средствам сравнения двух предметов.

Задание такого типа требует умение выделять признаки предметов и явлений, их детали и владеть операций сравнения. Для сравнения детям могут быть предложены какие-либо предметы, их изображения, картинки, различающиеся определенным числам деталей.

“Чтение с помехой”

Цель: Развитие распределенного внимания.        

Дети читают текст, одновременно выстукивая карандашом какой-либо ритм. При чтение дети также ищут ответы на вопросы.

“ Хлопай в ладоши”

Цель: Развитие сосредоточенности и концентрации внимания.

Называйте ребенку различные слова: стол, кровать, чашка, карандаш, медведь, вилка и т.д. Малыш внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное. Если малыш сбивается, повторите игру с начала.

“Линии”

Цель: Развитие сосредоточенности и концентрации внимания.

Прослеживание взглядом какой-либо линии от ее начала до конца, особенно когда она переплетается с другими линиями.

“Что изменилось? 

Цель: Развитие сосредоточенности и концентрации внимания.

Мелкие предметы (ластик, карандаш, блокнот, спичка и т. п. в количестве 10-15 штук) раскладывают на столе и накрывают. Ребенку предлагают в течение 30 секунд (считают до 30) ознакомиться с расположением предметов; потом он должен повернуться спиной к столу, а в это время три или четыре предмета перекладывают на другие места. Снова 30 секунд дается на осмотр предметов, после чего опять накрывают их. Теперь спросим играющего: что изменилось в расположении предметов, какие из них были переложены?

Ответы оцениваются в очках. За каждый правильно указанный предмет играющему засчитывается в выигрыш 1 очко, но зато и за каждую ошибку 1 очко снимается из числа выигранных. Ошибкой считается, когда назван предмет, который не перекладывался на другое место.

Игры на развитие мышления

“Помоги карандашу”

Цель: Развитие творческого мышления.

Карандаш задумался, как ему лучше нарисовать картину. Дети помогают Карандашу, они составляют рассказ, используя слова: Коля, собачка, утка, речка, удочка, цыплята.

“Логическое домино”

Цель: Развить логическое мышление.

Имеется набор фигур разного цвета и размера. Играют двое. У каждого игрока есть полный набор фигур. Первый ученик кладет на стол фигуру. Ответный ход второго ученика состоит в том, что он прикладывает к этой фигуре другую, отличающиеся от нее только одним каким-либо свойством: формой, цветом или величиной.

      Например, если первый положил на стол большой красный треугольник, то второй может приложить к нему малый красный круг или любого цвета треугольник и т.д. Но если второй ученик ответит ходом, приложив к первой фигуре вторую, не отличающуюся от первой или отличающуюся от нее более, чем одним свойством, то ответный ход неправильный, и у ученика отнимается эта фигура. Проигрывает тот, кто первый останется без фигур. Учитель проходит по рядам и руководит игрой.

“Угадай-ка”

Цель: закрепление последовательности натурального ряда чисел и развитие логического мышление.

Детям предлагается отгадать число, если оно:

- находится между числами 6 и 8;

- на 1 больше 5 и на 1 меньше 7;

- мои соседи- числа 7 и 9, в каком домики живу я?

"Сравнение слов"

Для сравнения даем пары слов: муха и бабочка; дом и избушка; стол и стулья; книга и тетрадь; вода и молоко; топор и молоток; пианино и скрипка. Вопросы: Ты видел муху? А бабочку? Похожи муха и бабочка или нет? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?

"Классификация"

 1). Разложить предметные картинки по группам. 2). Разложить предметные картинки с изображениями животных на группы: те, кто живет в воде; кто живет в лесу, те, кто живет в жарких странах. 3). Из набора карточек выбрать то, а) что можно есть (съедобное); б) что сделано человеком; в) те, на которых изображено 6 (9,7,5) предметов и т.д. 4). Сложить в одну коробку все шишки, а в другую - все ракушки. 5). Положи в одну коробку маленькие ракушки (пуговицы), а в другую - большие. 6). Сложить в одну кучку длинные палочки, а в другую - короткие. 7). Из всех пуговиц выбрать только круглые. 8). Рассортировать пуговицы по цвету. В одну кучу - красные, в другую - зеленые и т.д. (аналогично ленты).

"Волшебные кляксы"

Цель: Развитие творческого мышления.

Для начала игры изготавливают несколько клякс: на середину листа бумаги выливается немного чернил или туши, и лист складывают пополам. Затем лист разворачивают, и можно начать игру. Играющие по очереди говорят, какие предметные изображения они видят в кляксе или отдельных ее частях. Выигрывает тот, кто назовет больше всего предметов.

“Поиск аналогов”

Цель: Развитие творческого мышления.

Называется какой-либо предмет или явление, например, "вертолет". Необходимо выписать как можно больше его аналогов, сходных с ним по различным признакам. В данном случае, например, могут быть названы "птица", "бабочка" (летают и садятся); "автобус", "поезд" (транспортные средства); "штопор" (важные детали вращаются) и другие. Побеждает тот, кто назвал наибольшее число групп аналогов.

“Способы применения предмета”

Цель: Развивает способность концентрировать мышление.

Называется какой-либо хорошо известный предмет, например, "книга". Надо назвать как можно больше различных способов его применения: книгу можно использовать как подставку для кинопроектора, можно ею прикрыть от посторонних глаз бумаги на столе и так далее. Побеждает тот, кто укажет большее число различных функций предмета.

"Мостик между словами"

Цель: Развитие мыслительных ассоциативных связей.

Ведущий показывает одну карточку, на которой нарисован предмет, затем другую. Задача игры состоит в том, чтобы придумать слово, находящееся между двух задуманных предметов и служащее как бы "переходным мостиком" между ними. Каждый участник отвечает по очереди. Ответ должен быть обязательно обоснован.

Например, даются два слова: "гусь" и "дерево". "Переходными мостиками" могут быть следующие слова: "лететь" (гусь взлетел на дерево), "вырезать" (из дерева вырезали гуся), "спрятаться" (гусь спрятался за дерево) и т. п.

"Сочини предложение"

Цель: Развитие творческого мышления.

Учитель предлагает группе 2 карточки из детского лото, на которых изображены предметы. Группа садится полукругом, и по очереди каждый ребенок придумывает предложение, которое содержит названия двух задуманных предметов. Затем показываются два других предмета, и снова по кругу дети придумывают новые предложения.

Примечания:

Стимулируйте у детей стремление к составлению нестандартных, оригинальных предложений.

Если дети легко справляются с придумыванием предложений по двум заданным словам, в следующий раз предложите им три слова для составления предложений.

"Угадай игрушку"

Цель: Развитие восприятия, наблюдательности и мышления.

Выбирается один водящий, который выходит на 2-3 минуты из комнаты. В его отсутствие из детей выбирается тот, кто будет загадывать "загадку". Этот ребенок должен жестами и мимикой показать, какую игрушку он задумал. Например, задумана игрушка "зайка". Ребенок прыгает, "грызет морковку" и т.д. Водящий должен отгадать игрушку, выбрать ее, взять в руки и громко назвать. Остальные дети хором говорят "Правильно!" или "Неправильно!".

Если ответ правильный, выбирается другой водящий и другой ребенок, который будет загадывать "загадку". Если ответ неправильный, показать "загадку" предлагается другому ребенку, и так до тех пор, пока не будет получен правильный ответ.


 

Список литературы

  1. Алифанова Е.А. Сборник дидактических игр/ Е.А. Алифанова. –М.: «Мозаика-Синтез», 2009. – 80с.
  2. Карпова Е.В. Дидактические игры / Е.В. Карпова.- Ярославль: “Академия развития”, 1997.- 240с.
  3. Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр / Е.А. Стребелева. – М.: «ВЛАДОС», 2007. – 330с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педогогический опыт "дидактическая игра как средства познавательного интереса младших школьников на уроке казахского языка"

Даннный материал является моей  творческой темой по которой работаю 4 год. по данной теме защищалась на конкурсе "Учительказахского языка 2013"...

Познавательные процессы младших школьников

Развитие познавательных процессов младших школьников...

Календарно - тематическое планирование. Индивидуальная коррекционно - развивающая программа по развитию познавательных процессов младших школьников.

Целью данной коррекционно-развивающей программы является развитие психических познавательных процессов у детей младшего школьного возраста.     Задачи программы состоят в...

Диагностика познавательных процессов младших школьников

Представленные в пособии тестовые методики позволяют диагностировать различные интеллектуальные, личностные особенности ребенка. Полученные таким способом знания дают возможность понять, ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-дефектолога "Развитие познавательных процессов младших школьников" для 1 класса с детьми с ОВЗ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-дефектолога "Развитие познавательных процессов  младших школьников" для класса с детьми с ОВЗ...

Картотека игр, направленных на развитие коммуникативных навыков младших школьников ОВЗ ТНР

В силу психофизиологических особенностей, детям с ОВЗ  ТНР трудно устанавливать социальные связи и коммуницировать со сверстниками и взрослыми. Решать эту проблему необходимо кропотливым ко...

"Развитие познавательных способностей младших школьников, посредством дидактических игр на занятиях с педагогом психологом"

Работы педагога - психолога в общеобразовательном учреждении состоит в том, что он должен владеть большим количеством различных игровых технологий, методов и приемов, уметь их комбинировать.Игровые те...