Познавательные процессы младших школьников
презентация к уроку по теме

Развитие познавательных процессов младших школьников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Познавательные процессы младших школьников

Слайд 2.           Для успешного начала обучения детей в школе взрослые                           должны помочь им:

     - во-первых, адаптироваться к новым социальным условиям, о которых мы  еще будем говорить   на родительских собраниях в первой четверти обучения;

     - во-вторых, научить их получать радость от интеллектуального труда;

     - в-третьих, сформировать потребность в умственном развитии и позитивное отношение к самому процессу обучения.

     Чтобы достичь этих целей, необходимо, чтобы требования, предъявляемые к ученикам первых классов, а также сложность преподавания учебного материала соответствовали уровню развития познавательных процессов детей 6-7 лет.

     Как и в эмоциональной сфере, в когнитивном, речевом и моторном развитии детей от 5 до 7 лет происходит множество важных изменений. Этим обусловлен тот факт, что в большинстве культур именно на этот возраст приходится начало систематического обучения.

   Слайд 3  Между 6 и 8 годами происходит стремительный рост мозга. К концу этого периода мозг ребенка составляет 90% от величины мозга взрослого. Активно развиваются лобные доли, ответственные за мышление и сознание. В этом возрасте более явным становится доминирование одного из полушарий.                  слайд4

Эти физиологические изменения влекут за собой постепенные изменения и в когнитивной сфере (восприятии, мышлении, памяти, внимании, воображении).

    В этом возрасте восприятие часто сводится к узнаванию предмета, называнию формы и цвета.     Для полноценного восприятия детьми 6-7 лет им необходима возможность практически оперировать с объектами.

Слайд 5     Развитие восприятия, памяти, мышления позволяет ребенку систематически наблюдать изучаемые предметы и явления, позволяет ему выделять в предметах и явлениях существенные особенности, рассуждать и делать выводы. Читая с ребёнком книги, рассматривая иллюстрации, побуждайте его к пересказу, составлению рассказа по незнакомой картинке. Поиграйте в игру вопросов и ответов, предлагая ответить малышу на ваши вопросы после прочтения текста.

     К 6 годам начинают исчезать такие свойства детской мысли, как ригидность и необратимость. Первоклассники уже способны устанавливать несложные причинно-следственные связи, особенно при использовании наглядного материала. Детей уже можно научить делать простые умозаключения.

У ребят этого возраста появляется способность мысленно выходить за пределы ситуации, имеющейся в настоящий момент.

Однако, несмотря на новые возможности, мышление учеников 1-ых классов еще сохраняет многие черты незрелости, что нельзя не учитывать при освоении ими нового материала.

Так, наглядно-образное мышление находится по-прежнему на низком уровне развития, преобладающим остается наглядно-действенное мышление. У ребят еще не сформированы навыки элементарного анализа, поэтому та информация, которая кажется взрослым очевидной и вытекающей из уже имеющейся, может вовсе не являться таковой для детей.

Первоклассники обычно уже умеют обобщать, но часто делают это по несущественным, ситуативным признакам. Поэтому прежде чем учить ребенка пользоваться правилами по каким-либо учебным предметам, не лишним будет проверить, правильно ли он соотносит отдельные понятия и класс понятий, к которым употребляется данное правило.

  Вы сами можете легко придумать простые детские игры для тренировки умственных навыков, например, Слайд  6,7       назвать (показать) ребёнку ряд предметов и попросить найти у них общее или назвать (показать) два предмета, у которых ребёнок будет находить сходства и различия.

Слайд  8,9       В игре «Четвертый лишний» ребенку предлагают ряды из четырех картинок. В каждом случае он должен убрать одну, на его взгляд, «лишнюю». Например, на картинках: стол, стул, диван, окно. Или: брюки, рубашка, жилет, мальчик. Или: хлеб, яблоко, груша, слива. Игра «Аналогии» поможет родителям определить, насколько у ребенка сформированы основы словесно-логического мышления. Ребенку называют три слова. Два первых из них – пара. От малыша требуется подобрать пару к третьему слову по аналогии с первой парой. Слайд10        Например: «день-ночь, лето –? (зима)»; «часы – время, градусник – ? (температура)», «глаз – зрение, ухо – ? (слух)». Слайд 11    Если ребенок справляется со всеми заданиями, допускает не больше одной–двух ошибок, значит, словесно-логическое мышление у него уже сформировалось.

Слайд  12      Мышление и речь неразрывно связано. Мышление развивается, когда вы рассказываете о прочитанном или уведенном, попросите его закончить предложения: «если выйдешь на улицу зимой без одежды, то…», «прошел дождь, поэтому…» и т.д.   Попросите его пересказать рассказ либо составить его по картинкам на один сюжет (как в комиксах). Картинок должно быть не очень много – 4-5. По тому, как ребенок рассказывает, можно оценить его умение согласовывать слова, правильно строить предложения, а также логику рассказа – наличие сюжетной линии (начало, середина, конец).

     Ведущим типом памяти первоклассников остается непроизвольная память (непосредственное запечатление и воспроизведение материала, не требующее применения особых усилий или вспомогательных методов).

     Однако в 7 лет процесс запоминания уже может быть опосредован использованием внешних стимулов, например схем или карточек.

     На процесс запоминания начинает влиять наличие установки, систематизация материала, подведение итогов, что необходимо использовать при объяснении им нового материала.

     В этом возрасте у детей начинает формироваться способность контролировать свои процессы памяти и мышления.

Возрастные особенности памяти в младшем школьном возрасте развиваются под влиянием обучения. Усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания и развивается возможность сознательно управлять своей памятью и регулировать её проявления. Зрительная память нам необходима, и оказывается ее нужно тренировать задолго до поступления в школу. Игры и упражнения на развитие зрительной памяти, так же одновременно развивают и сосредоточенность и наблюдательность.          Слайд 13                 например упражнение « Сколько предметов»;  «Чей силуэт»;    «  запомни 10 слов»,

Тренировать слуховую память можно при помощи рассказов, сказок, а также упражнения  « 10 слов», Игра на развитие памяти

В эту игру можно играть с ребенком, например, во время длительных поездок. Взрослый начинает эту игру и говорит: "Я положил в мешок яблоки". Следующий игрок повторяет сказанное и добавляет что-нибудь еще: "Я положил в мешок яблоки и бананы". Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-нибудь от себя. Можно просто добавлять по одному слову, а можно подбирать слова по алфавиту.

Внимание – это направленность нашего сознания на определенный объект. Внимание обладает рядом свойств: устойчивостью, объемом, распределением, концентрацией. Без внимания нельзя ничего достичь.   Рекомендую вам упражнение, которое позволяет сконцентрировать  внимание « найди не достающую фигуру»; « кодировка»; Слайд  14,15,16.17.18

                                           Упражнение на развитие  внимания

  Ребенку дают лист бумаги, цветные карандаши и просят нарисовать в ряд 10 треугольников. Когда эта работа будет завершена, ребенка предупреждают о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится только один раз. "Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники" Если ребенок переспрашивает, ответить - пусть делает так, как понял. Если ребенок справился с первым заданием, можно продолжить работу, постепенно усложняя задания.

Развитие воображения детей 6-7 лет значительно превосходит их интеллектуальное развитие, поскольку оно начинает формироваться гораздо раньше, чем мышление. Воображение ребенка наполнено множеством образов, новые образы возникают довольно легко, при минимальном внешнем стимулировании. Учитывая это обстоятельство, а также то, что регулирующие функции у первоклассников еще недостаточно сформированы, можно сделать вывод о необходимости умеренного использования, например, наглядного материала. Если он будет содержать много дополнительных подробностей, особенно ярких, эмоциональных, то это будет отвлекать детей от сути задания, уводить в мир воображения. 

Игра для тренировки  воображения  и  сообразительности "Как это можно использовать?"

Предложите ребенку игру - найти как можно больше вариантов использования какого либо предмета. Например, Вы называете слово "карандаш", а ребенок придумывает, как его можно использовать - писать, рисовать, использовать как палочку, указку, градусник для куклы, удочку и т.д.

Слайд19   

         Надеюсь, данные сведения, помогут вам подойти к организации интеллектуального развития ваших детей вооруженными не только творческой активностью, но и научными знаниями, что обязательно сделает ваше общение легким и радостным.

                                                        Спасибо за внимание!!!!



Подписи к слайдам:

Адаптироваться к новым социальным условиям;Научить получать радость от интеллектуального труда;Сформировать потребность в умственном развитии и позитивное отношение к самому процессу обучения.
6-8 годами происходит стремительный рост мозга
К концу этого периода мозг ребенка составляет 90% от величины мозга взрослого
Память ВниманиеМышление ВосприятиеВоображение Речь
s/diagrams/quickStyle1.xmlPK-!п"`Ґ4b#Ѕdrs/diagrams/layout1.xmlPK-!‚ю€с ‰'drs/downrev.xmlPK T`рьяйяЊдрГ яяяя0рћІ р і рzЂыїA Б?їя?ЂГЃГїj0280386Picture 8j0280386"сА©ГєPK!ЫбцЛо…[Content_Types].xml|ђПNГ0 ‡пHјCд+jS8 „Ъо@бЌ°·ЌЦ:QКцц¤Ыё аи??џ\oцу¤Љв<7p]V €Ќ·Ћ‡Ю·OЕ(IИ'ПФАЃ6неEЅ=•У, Њ)…{­ЕЊ4Ј”>зIпгЊ)—qРНТ7Uu«ЌзDњЉґЮЂ¶оЁЗЏ)©З}nџL"MкбґёІА&g0eSЅ°эA)О„2'Џ;2є WYфЇ„uт7ањ{ЙЇ‰О’zЕ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной компетентности младших школьников в условиях работы по технологии Ю. А. Поташкиной

Всегда интересны те технологии, которые формируют грамотность школьников, развивают их способности к речевому взаимодействию, овладению русским языком как средством получения знаний по другим учебным ...

Календарно - тематическое планирование. Индивидуальная коррекционно - развивающая программа по развитию познавательных процессов младших школьников.

Целью данной коррекционно-развивающей программы является развитие психических познавательных процессов у детей младшего школьного возраста.     Задачи программы состоят в...

Диагностика познавательных процессов младших школьников

Представленные в пособии тестовые методики позволяют диагностировать различные интеллектуальные, личностные особенности ребенка. Полученные таким способом знания дают возможность понять, ...

Выявление системы индивидуальных познавательных стратегий младшего школьника с нарушением интеллекта в процессе выполнения аппликации в стиле «мозаика».

В статье описан опыт индивидуальной работы  с детьми с ОВЗ надомного обучения  по технологии целенаправленного развития познавательных способностей учащихся....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-дефектолога "Развитие познавательных процессов младших школьников" для 1 класса с детьми с ОВЗ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-дефектолога "Развитие познавательных процессов  младших школьников" для класса с детьми с ОВЗ...

Диагностика познавательных процессов младших школьников.

СодержаниеВведение …………………………………………………………&hell...