Психологическая безопасность в образовательной среде
статья по психологии

Пичугина Елена Сергеевна

Данная статья посвящена психологической безопасности образовательной среды, которая является одним из условий  психологического здоровья личности, которая включена  в эту образовательную среду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psihologicheskaya_bezopasnost_v_obrazovatelnoy_srede.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Пичугина Елена Сергеевна

педагог-психолог, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Стаевская средняя общеобразовательная школа                                                                                                                        393764 Тамбовская область Мичуринский МО с. Стаево ул. Красноармейская д.7 kels1510@mail.ru

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

         КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: безопасность, образовательная среда, психологическая безопасность, социально-психологический климат, психологическое здоровье.

        АННОТАЦИЯ. Данная статья посвящена психологической безопасности образовательной среды, которая является одним из условий  психологического здоровья личности, которая включена  в эту образовательную среду.

Pichugina Elena Sergeevna

municipal budgetary educational institution Staevskaya secondary school 393764 Tambov region Michurinsky MO S. Staevo, Krasnoarmeyskaya str., 7

PSYCHOLOGICAL SAFETY IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

KEYWORDS: safety, educational environment, psychological safety, socio-psychological climate, psychological health.

Annotation: This article is devoted to the psychological safety of the educational environment, which is one of the conditions for the psychological health of a person who is included in this educational environment.

Проблема психологической безопасности образовательной среды в последние годы становится все более значимой и актуальной. Психологическая безопасность  - одно из самых важных условий для успешного учебного процесса, для формирования личности. Эффективность современного образования и создание условий для развития и совершенствования социально значимых качеств личности напрямую зависит от организации пространства, в котором осуществляется  педагогический процесс. Среда образовательной организации, является частью жизни человека, участника образовательных отношений. Важность изучения психологической безопасности личности в образовательной среде состоит в том, что образовательная организация способна строить свою систему безопасности как через обучение и воспитание, так и через решение задач развития.

Если говорить об общем понятии «Безопасность», то можем сказать, что это состояние защищенности наиболее важных жизненных интересов личности, от разнообразных внешних и внутренних угроз. Принято различать два основных вида безопасности: физическую и психологическую. Психологическая безопасность образовательной среды - это состояние психологической защищённости от всех видов насилия, способствующее удовлетворению потребностей в доверительном общении, обеспечивающее психическое здоровье всех участников образовательного процесса, а также способность человека и среды отражать неблагоприятные внешние и внутренние воздействия (умение защититься от угроз и умение создавать психологически безопасные отношения).

В качестве основных составляющих психологической безопасности образовательной среды можно выделить: психологическую комфортность, защищенность и удовлетворенность участников образовательных.

Комфортность - это условия,  обеспечивающие удобство, спокойствие, уют, снимающие, по возможности, все стрессообразующие факторы учебного процесса и вызывающие состояние радости, удовольствия, удовлетворения.

Мы можем говорить о следующих составляющих комфортности:

- в образовательном процессе (уют и комфорт организации , влияние особенностей учебного режима и учебных требований на здоровье обучающихся);

-        в учебной деятельности (ощущение уверенности, успешности, возможности продвигаться  вперед);

-        в общении (удовлетворенность качеством взаимоотношений: «обучающийся – обучающийся» и «обучающийся – педагог»);

-        внутриличностную комфортность (чувство спокойствия, отсутствие необходимости от кого-либо защищаться).

Психологическая комфортность является одним из важнейших принципов образования.

Степень психологической комфортности можно определить по преобладающему эмоциональному состоянию участников образовательных отношений и социально-психологическому климату  учебного и педагогического коллективов организации.

Таблица 1.

Благоприятный психологический климат

Неблагоприятный психологический

климат

-отношения построены на принципах сотрудничества, доброжелательности, доверия, справедливости и уваже ния;

-удовлетворенность принадлежности к группе, высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи, существуют нормы справедливого и уважительного отношения ко всем ее членам, поддержка и защита слабых, помощь новичкам;

-свободное выражение собственного мнения, доброжелательная и деловая критика, отсутствие давления, принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из ее членов, сопереживание искреннее участие всех членов коллектива успехам или неудачам отдельных его членов;

-в отношениях преобладают индивидуализм, настороженность, повышенная тревожность, заниженная самооценка;

-отсутствие чувства защищенности, подавленное настроение, пессимизм, конфликтность, агрессивность, антипатии друг к другу, нездоровое соперничество;

-отсутствуют нормы справедливо сти и равенства во взаимоотношениях, заметное разделение на «привилегированных» и «пренебрегаемых», презрительное отношение к слабым, враждебность к новичкам, равнодушие к успехам или неудачам отдельных членов группы;

-пассивность и стремление обособиться от остальных, коллектив закрыт

-взаимное         расположение,         понима ние, сотрудничество в отношениях между группировками внутри группы.

-и не стремится сотрудничать с другими коллективами, в трудной ситуации не способен объединиться.

Защищенность образовательной среды - состояние образовательной среды, свободное от проявлений всех видов насилия во взаимодействии (психологическая защищенность, физическая защищенность, информационную защищенность (безопасность)).

Удовлетворенность образовательной средой – это удовлетворённость учащихся, их родителей, педагогов образовательной деятельностью учреждения.

Что же понимают под понятием «угроза»? Это вид психологического насилия над человеком и намерение нанести ему  физический, материальный или иной вред.  Основной угрозой во взаимодействии участников образовательной среды является получение психологической травмы, в результате которой наносится ущерб позитивному развитию и психическому здоровью. Основной источник психотравмы – это психологическое насилие в процессе взаимодействия.

Для обеспечения психологической безопасности образовательной среды необходимо  учитывать  сущностные  характеристики  рисков  и  угроз.

Факторы риска - условия, способные оказывать неблагоприятное влияние на психическое развитие детей, провоцирующие или увеличивающие риск развития определенных неблагоприятных явлений:

-интеллектуально-физическое и психоэмоциональные перегрузки из-за нерационально построенного режима, однообразие будней;

- отсутствие понятных детям правил, регулирующих их поведение в детском обществе;

- индивидуально-личностные особенности отдельных детей (боязливость или привычка быть в центре внимания);

- патология физического развития отдельных детей (например, нарушение зрения, слуха и т.д.);

- осознание отдельными детьми своей не успешности на фоне других детей;

-неблагоприятный социально-психологический климат в образовательной организации;

-эмоциональное выгорание педагогов образовательной организации;

-отсутствие контроля за поведением на переменах и в «горячих точках»: туалетах, раздевалках, столовой, укромных углах и т.д.;

-позиция безразличия в отношении насилия со стороны обучающихся и их родителей (они не знают, что делать и не верят, что можно помочь);

- нежелание и неумение педагогов справляться с отдельными проявлениями насилия и оказывать адекватную и своевременную помощь участникам насилия;

-стимулирование соперничества между учащимися;

-индивидуальный стиль педагогического общения, провоцирующий возникновение отвергаемых и как следствие, их травлю;

-отказ администрации образовательной организации признавать случаи наси- лия и возложение вины на самих пострадавших;

- неразвитость системы психологической помощи в образовательной организации.

Последствия неблагоприятных влияний будут следующими:

эмоциональный дискомфорт;

нежелание высказывать свою точку зрения и мнение; неуважительное отношение к себе;

потеря личного достоинства;

 нежелание обращаться за помощью,

игнорирование личных проблем и затруднений окружающих учеников и взрослых;

невнимательность;

отрицание ценностей и норм образовательной организации, стремление ее

«покинуть»;

профессиональная деформация педагогов; угроза психическому здоровью личности как учеников, так и педагогов.

Психологически безопасной образовательной средой можно считать такую, в которой большинство участников имеют:

- положительное отношение к ней,

- высокий уровень удовлетворенности характеристиками школьной среды и

- защищенности от психологического насилия во взаимодействии.

Возможно ли, чтобы  школа не просто сохраняла, а формировала, укрепляла психологическое здоровье? Очевидно, что возможно, но только в том случае, если психологическое здоровье рассматривается как категория педагогическая, а психологическая безопасность в образовательном процессе обеспечивается с той же обязательностью, как пожарная безопасность или санитарно-гигиенический режим в школе.

Основными принципами формирования психологически комфортной и безопасной образовательной среды можно считать:

1) защита личности каждого субъекта учебно-воспитательного процесса;

2) опора на развивающее образование;

3) помощь в социально – психологической умелости.

В развивающем образовании главное создать условия для того, чтобы ученик и учитель стали способными быть субъектом своего развития. Этого можно достичь лишь при сотрудничестве и совместной деятельности участников образовательного процесса.

Условия организации безопасной образовательной среды в учебном заведении следующие:

- отсутствие проявлений психического насилия во взаимодействии участников образовательного процесса;

- предотвращение угроз для продуктивного устойчивого развития;

- эффективное применение адекватных методов и технологий работы в условиях стрессовой ситуации;

- удовлетворение основных потребностей в личностно – доверительном общении;

- повышение уровня психолого-педагогической компетентности педагогов, педагогов-психологов, управленцев, родителей;

- организация насыщенной образовательной среды, стимулирующей развитие участников процесса.

Каждой школе необходимо смоделировать и спроектировать образовательную среду, где все её участники чувствовали бы защищенность, сохраняли и развивали психическое здоровье.  Первый шаг для создания такой среды – это мониторинг психологической безопасности. В основе мониторинга - анкета изучения уровней защищенности от психологического насилия образовательной среды школы для учащихся, учителей и родителей.

Но любой мониторинг будет пустой тратой времени, если нет реальной работы, внимания к проблемам и нуждам ребенка и родителей, игнорирование фактов систематического буллинга, конфликтов.

 Второй шаг – анализ проблем на основе данных мониторинга  и разработка комплекса мер, среди которых может быть, например,  разработан «Алгоритм деятельности ОУ по обеспечению безопасности образовательного процесса».

Следующий шаг – это повышение психологической компетентности всех участников образовательных отношений. Это направление работы может быть реализовано через различные занятия, семинары, тренинги.

Заключительный этап – оценка эффективности деятельности образовательного учреждения, внесение корректив в реализацию данного направления.  Оценка эффективности должна проводиться дважды: в начале и конце учебного года. Это позволит не только отслеживать результативность деятельности школы по обеспечению психологической безопасности образовательного процесса, но и вовремя вносить коррективы в воспитательный и образовательный процессы.

Таким образом, комплексное и системное выполнение всех шагов позволит сформировать психологически безопасное образовательное пространство. Такое  пространство позволит ребенку наилучшим образом развиваться и учиться, быть успешным, получать удовольствие от обучения в школе, педагогам - получать удовлетворение от работы, а родителям  - чувство уверенности в безопасности своего ребенка.

Список литературы:

  1. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании: монография. — СПб.: Изд-во «СОЮЗ», 2002. — 271 с.
    http://оиро.рф/wp-content/uploads/2022/03/Baeva-I.-A...

2.Соломин В. П., Шатровой О. В., Михайлов Л. А., Маликова Т. В. Психологическая безопасность. – М.: Дрофа, 2008. – 61 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для педагогов "Психологическая безопасность образовательной среды"

Среда начинается там, где происходит встреча образующего и образующегося, где они совместно начинают ее проектировать и строить как предмет и ресурс своей совместной деятельности и где между су...

«Психологическая безопасность образовательной среды как фактор формирования психологического здоровья учащихся и педагогов»

Семинар-практикум для педагогов. Цель: ознакомить участников семинара с проблемой психологической безопасности образовательной среды, проанализировать состояние психологического здоровья присутствующи...

Психологически безопасная образовательная среда образовательного учреждения

Определние , требования, модель,основные положения психологической безопасности...

Психологическая безопасность субъектов образовательной среды

Современному человеку все чаще приходится сталкиваться с воздействием различных экстремальных травматических ситуаций и факторов, переживать психический стресс, что приводит к разрушению базовой потре...

Создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования.

Тема моего выступления: «Создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования»....

Угрозы психологической безопасности участников образовательного процесса в цифровой век

Информация является серьёзным компонентом изменений в современном обществе. Новые технологии внедряются быстрее, чем анализируются их возможные последствия для психологического здоровья человека. Учеб...

Реферат "Безопасность физкультурно-образовательной среды дошкольного учреждения"

В представленном реферате рассмотрены следующие вопросы:1. Место физического воспитания детей дошкольного возраста в общей системе воспитания с учетом современных требований2. Взаимодействие участнико...