Психологическая безопасность в образовательной среде
статья по психологии
Данная статья посвящена психологической безопасности образовательной среды, которая является одним из условий психологического здоровья личности, которая включена в эту образовательную среду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskaya_bezopasnost_v_obrazovatelnoy_srede.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Пичугина Елена Сергеевна
педагог-психолог, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Стаевская средняя общеобразовательная школа 393764 Тамбовская область Мичуринский МО с. Стаево ул. Красноармейская д.7 kels1510@mail.ru
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: безопасность, образовательная среда, психологическая безопасность, социально-психологический климат, психологическое здоровье.
АННОТАЦИЯ. Данная статья посвящена психологической безопасности образовательной среды, которая является одним из условий психологического здоровья личности, которая включена в эту образовательную среду.
Pichugina Elena Sergeevna
municipal budgetary educational institution Staevskaya secondary school 393764 Tambov region Michurinsky MO S. Staevo, Krasnoarmeyskaya str., 7
PSYCHOLOGICAL SAFETY IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT
KEYWORDS: safety, educational environment, psychological safety, socio-psychological climate, psychological health.
Annotation: This article is devoted to the psychological safety of the educational environment, which is one of the conditions for the psychological health of a person who is included in this educational environment.
Проблема психологической безопасности образовательной среды в последние годы становится все более значимой и актуальной. Психологическая безопасность - одно из самых важных условий для успешного учебного процесса, для формирования личности. Эффективность современного образования и создание условий для развития и совершенствования социально значимых качеств личности напрямую зависит от организации пространства, в котором осуществляется педагогический процесс. Среда образовательной организации, является частью жизни человека, участника образовательных отношений. Важность изучения психологической безопасности личности в образовательной среде состоит в том, что образовательная организация способна строить свою систему безопасности как через обучение и воспитание, так и через решение задач развития.
Если говорить об общем понятии «Безопасность», то можем сказать, что это состояние защищенности наиболее важных жизненных интересов личности, от разнообразных внешних и внутренних угроз. Принято различать два основных вида безопасности: физическую и психологическую. Психологическая безопасность образовательной среды - это состояние психологической защищённости от всех видов насилия, способствующее удовлетворению потребностей в доверительном общении, обеспечивающее психическое здоровье всех участников образовательного процесса, а также способность человека и среды отражать неблагоприятные внешние и внутренние воздействия (умение защититься от угроз и умение создавать психологически безопасные отношения).
В качестве основных составляющих психологической безопасности образовательной среды можно выделить: психологическую комфортность, защищенность и удовлетворенность участников образовательных.
Комфортность - это условия, обеспечивающие удобство, спокойствие, уют, снимающие, по возможности, все стрессообразующие факторы учебного процесса и вызывающие состояние радости, удовольствия, удовлетворения.
Мы можем говорить о следующих составляющих комфортности:
- в образовательном процессе (уют и комфорт организации , влияние особенностей учебного режима и учебных требований на здоровье обучающихся);
- в учебной деятельности (ощущение уверенности, успешности, возможности продвигаться вперед);
- в общении (удовлетворенность качеством взаимоотношений: «обучающийся – обучающийся» и «обучающийся – педагог»);
- внутриличностную комфортность (чувство спокойствия, отсутствие необходимости от кого-либо защищаться).
Психологическая комфортность является одним из важнейших принципов образования.
Степень психологической комфортности можно определить по преобладающему эмоциональному состоянию участников образовательных отношений и социально-психологическому климату учебного и педагогического коллективов организации.
Таблица 1.
Благоприятный психологический климат | Неблагоприятный психологический климат |
-отношения построены на принципах сотрудничества, доброжелательности, доверия, справедливости и уваже ния; -удовлетворенность принадлежности к группе, высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи, существуют нормы справедливого и уважительного отношения ко всем ее членам, поддержка и защита слабых, помощь новичкам; -свободное выражение собственного мнения, доброжелательная и деловая критика, отсутствие давления, принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из ее членов, сопереживание искреннее участие всех членов коллектива успехам или неудачам отдельных его членов; | -в отношениях преобладают индивидуализм, настороженность, повышенная тревожность, заниженная самооценка; -отсутствие чувства защищенности, подавленное настроение, пессимизм, конфликтность, агрессивность, антипатии друг к другу, нездоровое соперничество; -отсутствуют нормы справедливо сти и равенства во взаимоотношениях, заметное разделение на «привилегированных» и «пренебрегаемых», презрительное отношение к слабым, враждебность к новичкам, равнодушие к успехам или неудачам отдельных членов группы; -пассивность и стремление обособиться от остальных, коллектив закрыт |
-взаимное расположение, понима ние, сотрудничество в отношениях между группировками внутри группы. | -и не стремится сотрудничать с другими коллективами, в трудной ситуации не способен объединиться. |
Защищенность образовательной среды - состояние образовательной среды, свободное от проявлений всех видов насилия во взаимодействии (психологическая защищенность, физическая защищенность, информационную защищенность (безопасность)).
Удовлетворенность образовательной средой – это удовлетворённость учащихся, их родителей, педагогов образовательной деятельностью учреждения.
Что же понимают под понятием «угроза»? Это вид психологического насилия над человеком и намерение нанести ему физический, материальный или иной вред. Основной угрозой во взаимодействии участников образовательной среды является получение психологической травмы, в результате которой наносится ущерб позитивному развитию и психическому здоровью. Основной источник психотравмы – это психологическое насилие в процессе взаимодействия.
Для обеспечения психологической безопасности образовательной среды необходимо учитывать сущностные характеристики рисков и угроз.
Факторы риска - условия, способные оказывать неблагоприятное влияние на психическое развитие детей, провоцирующие или увеличивающие риск развития определенных неблагоприятных явлений:
-интеллектуально-физическое и психоэмоциональные перегрузки из-за нерационально построенного режима, однообразие будней;
- отсутствие понятных детям правил, регулирующих их поведение в детском обществе;
- индивидуально-личностные особенности отдельных детей (боязливость или привычка быть в центре внимания);
- патология физического развития отдельных детей (например, нарушение зрения, слуха и т.д.);
- осознание отдельными детьми своей не успешности на фоне других детей;
-неблагоприятный социально-психологический климат в образовательной организации;
-эмоциональное выгорание педагогов образовательной организации;
-отсутствие контроля за поведением на переменах и в «горячих точках»: туалетах, раздевалках, столовой, укромных углах и т.д.;
-позиция безразличия в отношении насилия со стороны обучающихся и их родителей (они не знают, что делать и не верят, что можно помочь);
- нежелание и неумение педагогов справляться с отдельными проявлениями насилия и оказывать адекватную и своевременную помощь участникам насилия;
-стимулирование соперничества между учащимися;
-индивидуальный стиль педагогического общения, провоцирующий возникновение отвергаемых и как следствие, их травлю;
-отказ администрации образовательной организации признавать случаи наси- лия и возложение вины на самих пострадавших;
- неразвитость системы психологической помощи в образовательной организации.
Последствия неблагоприятных влияний будут следующими:
эмоциональный дискомфорт;
нежелание высказывать свою точку зрения и мнение; неуважительное отношение к себе;
потеря личного достоинства;
нежелание обращаться за помощью,
игнорирование личных проблем и затруднений окружающих учеников и взрослых;
невнимательность;
отрицание ценностей и норм образовательной организации, стремление ее
«покинуть»;
профессиональная деформация педагогов; угроза психическому здоровью личности как учеников, так и педагогов.
Психологически безопасной образовательной средой можно считать такую, в которой большинство участников имеют:
- положительное отношение к ней,
- высокий уровень удовлетворенности характеристиками школьной среды и
- защищенности от психологического насилия во взаимодействии.
Возможно ли, чтобы школа не просто сохраняла, а формировала, укрепляла психологическое здоровье? Очевидно, что возможно, но только в том случае, если психологическое здоровье рассматривается как категория педагогическая, а психологическая безопасность в образовательном процессе обеспечивается с той же обязательностью, как пожарная безопасность или санитарно-гигиенический режим в школе.
Основными принципами формирования психологически комфортной и безопасной образовательной среды можно считать:
1) защита личности каждого субъекта учебно-воспитательного процесса;
2) опора на развивающее образование;
3) помощь в социально – психологической умелости.
В развивающем образовании главное создать условия для того, чтобы ученик и учитель стали способными быть субъектом своего развития. Этого можно достичь лишь при сотрудничестве и совместной деятельности участников образовательного процесса.
Условия организации безопасной образовательной среды в учебном заведении следующие:
- отсутствие проявлений психического насилия во взаимодействии участников образовательного процесса;
- предотвращение угроз для продуктивного устойчивого развития;
- эффективное применение адекватных методов и технологий работы в условиях стрессовой ситуации;
- удовлетворение основных потребностей в личностно – доверительном общении;
- повышение уровня психолого-педагогической компетентности педагогов, педагогов-психологов, управленцев, родителей;
- организация насыщенной образовательной среды, стимулирующей развитие участников процесса.
Каждой школе необходимо смоделировать и спроектировать образовательную среду, где все её участники чувствовали бы защищенность, сохраняли и развивали психическое здоровье. Первый шаг для создания такой среды – это мониторинг психологической безопасности. В основе мониторинга - анкета изучения уровней защищенности от психологического насилия образовательной среды школы для учащихся, учителей и родителей.
Но любой мониторинг будет пустой тратой времени, если нет реальной работы, внимания к проблемам и нуждам ребенка и родителей, игнорирование фактов систематического буллинга, конфликтов.
Второй шаг – анализ проблем на основе данных мониторинга и разработка комплекса мер, среди которых может быть, например, разработан «Алгоритм деятельности ОУ по обеспечению безопасности образовательного процесса».
Следующий шаг – это повышение психологической компетентности всех участников образовательных отношений. Это направление работы может быть реализовано через различные занятия, семинары, тренинги.
Заключительный этап – оценка эффективности деятельности образовательного учреждения, внесение корректив в реализацию данного направления. Оценка эффективности должна проводиться дважды: в начале и конце учебного года. Это позволит не только отслеживать результативность деятельности школы по обеспечению психологической безопасности образовательного процесса, но и вовремя вносить коррективы в воспитательный и образовательный процессы.
Таким образом, комплексное и системное выполнение всех шагов позволит сформировать психологически безопасное образовательное пространство. Такое пространство позволит ребенку наилучшим образом развиваться и учиться, быть успешным, получать удовольствие от обучения в школе, педагогам - получать удовлетворение от работы, а родителям - чувство уверенности в безопасности своего ребенка.
Список литературы:
- Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании: монография. — СПб.: Изд-во «СОЮЗ», 2002. — 271 с.
http://оиро.рф/wp-content/uploads/2022/03/Baeva-I.-A...
2.Соломин В. П., Шатровой О. В., Михайлов Л. А., Маликова Т. В. Психологическая безопасность. – М.: Дрофа, 2008. – 61 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар для педагогов "Психологическая безопасность образовательной среды"
Среда начинается там, где происходит встреча образующего и образующегося, где они совместно начинают ее проектировать и строить как предмет и ресурс своей совместной деятельности и где между су...
«Психологическая безопасность образовательной среды как фактор формирования психологического здоровья учащихся и педагогов»
Семинар-практикум для педагогов. Цель: ознакомить участников семинара с проблемой психологической безопасности образовательной среды, проанализировать состояние психологического здоровья присутствующи...
Психологически безопасная образовательная среда образовательного учреждения
Определние , требования, модель,основные положения психологической безопасности...
Психологическая безопасность субъектов образовательной среды
Современному человеку все чаще приходится сталкиваться с воздействием различных экстремальных травматических ситуаций и факторов, переживать психический стресс, что приводит к разрушению базовой потре...
Создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования.
Тема моего выступления: «Создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования»....
Угрозы психологической безопасности участников образовательного процесса в цифровой век
Информация является серьёзным компонентом изменений в современном обществе. Новые технологии внедряются быстрее, чем анализируются их возможные последствия для психологического здоровья человека. Учеб...
Реферат "Безопасность физкультурно-образовательной среды дошкольного учреждения"
В представленном реферате рассмотрены следующие вопросы:1. Место физического воспитания детей дошкольного возраста в общей системе воспитания с учетом современных требований2. Взаимодействие участнико...