"Обеспечение психологической безопасности обучающихся в образовательной среде как условие сохранения и укрепления психологического здоровья"
учебно-методический материал по психологии

В материале представлены основные механизмы и направления психолого-педагогического сопровождения оразовательного процесса, способствующие созданию психологической безопасности в образовательной среде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon publikatsiya_sotsset_rabotnikov_obraz_2024.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

 «Обеспечение психологической безопасности обучающихся в образовательной среде как условие сохранения и укрепления психологического здоровья»

В течении последних десятилетий проблема сохранения психического здоровья обучающихся в образовательном процессе стала особенно острой. Одним из важных аспектов этой проблемы является проблема обеспечения психологической безопасности обучающихся в образовательной среде.                                                                         

Безопасность (психологическая, физическая, экологическая, экономическая, информационная и т.д.)- является  базовой потребностью каждого человека.  Психологическая безопасность личности обеспечивается ее способностью поддерживать устойчивость в неблагоприятной, содержащей различные психотравмирующие факторы среде, сопротивляться деструктивным внутренним и внешним воздействиям.              

Психологическая безопасность - важнейшее условие полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья. Психологическое здоровье, в свою очередь, - основа жизнеспособности ребенка, которому в процессе детства и отрочества приходится решать непростые задачи своей жизни: овладевать собственным телом и собственным поведением, научаться жить, работать, учиться и нести ответственность за себя и других, осваивать систему знаний и социальных навыков, развивать свои способности и строить личностный образ.

Исследования психологически безопасной образовательной среды широко представлены в работах отечественных авторов (О.О. Андронникова, И.А. Баева, Л.А. Гаязова, В.В. Рубцов, И.А. Савченко, В.И. Слободчиков, В.А. Ясвин, В.В. Авдеев, Б.Г. Ананьев, Л.Ф. Бурлачук, И.В. Дубровина, Б. Краус, Б.Ф. Ломов, А.А. Реан, Д.И. Фельдштейн и др.).

Психологическую безопасность на сегодняшний день можно определить как:

1. сохранение целостности личности, а также адаптивности существования человека, общества и отдельных социальных групп;

2.     состояние сохранности психики человека;

3. развитие возможностей среды и личности по устранению, а также предотвращению угроз;

4. состояние среды, создающее защищенность и свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость и причастность к среде и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников;

5. нормальное функционирование и устойчивое развитие человека во взаимодействии со средой (умение создавать психологически безопасные отношения и умение защититься от угроз).

Угрозу психологической безопасности обучающихся представляют различные форм психологического насилия:

1. Психологические воздействия (угрозы, унижения, оскорбления, чрезмерные требования, запреты на поведение и переживание, негативное оценивание, фрустрация (искажение) основных нужд и потребностей ребёнка);

2. Психологические эффекты (утрата доверия к себе и к миру, беспокойство, тревожность, нарушения сна, аппетита, депрессия, агрессивность, низкая самооценка, соматические и психосоматические заболевания);

3.Психологические взаимодействия (доминантность, непредсказуемость, непоследовательность, неадекватность, безответственность, неуверенность, беспомощность).

Совокупность этих факторов представляет собой угрозу образовательной среде и развитию личности ее участников, а также ведет к формированию психологического неблагополучия у всех участников образовательного процесса.

Поскольку психологическое здоровье - условие жизненной успешности и гарантия благополучия человека в жизни, очевидно, что родителям и педагогам нужно приложить максимум усилий для создания комфортной обстановки, как в доме, так и в стенах образовательного учреждения.

Психологическое сопровождение, способствующее созданию психологической безопасности через снижение психологического насилия в образовательной среде, является фактором, гармонизирующим психологическое здоровье участников образовательного процесса.

Основными показателями психологической безопасности образовательной среды выступают: качество межличностных отношений, комфортность образовательной среды, защищенность от психологического насилия, удовлетворенность образовательной средой.

1.Качество межличностных отношений раскрывается через позитивные факторы (доверие, доброжелательность, принятие, толерантность) и негативные факторы (агрессивность, конфликтность, враждебность, манипулятивность).

2. Защищенность в образовательной среде рассматривается через оценку отсутствия психологического насилия во всех его видах и формах для всех участников образовательного пространства.

3. Комфортность в образовательной среде рассматривается через оценку эмоций и чувств и доминирующие переживания в процессе взаимодействия взрослых и детей в образовательной среде школы.

4. Удовлетворенность образовательной средой анализируется через возможности удовлетворения базовых потребностей ребенка: в помощи и поддержке, в сохранении и повышении его самооценки, в познании и в преобразующей деятельности, в развитии способностей.

Главные механизмы, способствующие созданию психологической безопасности в образовательной среде:

- Внутриличностное общение, способствующее движению личности и самоактуализации и определяющее позитивную «Я-концепцию». Функционирование внутриличностного общения такого рода возможно только при определенном качестве непосредственного и опосредованного межличностного общения.

- Отказ от психологического насилия во взаимодействии всех участников образовательной среды.

- Высокий уровень вовлеченности в образовательную среду и процесс обучения, а также вовлеченность родителей.

Кострикина Светлана Валерьевна,

педагог-психолог

ГОБУ «Старорусский ЦППМС»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьеориентированная образовательная система как условие сохранения и укрепления здоровья школьников

Здоровьесберегающее пространство школы - это территория грамотной, комплексной и неустойчивой заботы каждого о своем здоровье и здоровье другого....

Здоровьеориентированная образовательная система как условие сохранения и укрепления здоровья школьников

Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства. Трудовые ресурсы страны, её безопасность, политическая стабильность, экономическое благополучие и...

Презентация "Образовательная среда как условие сохранения здоровья школьников с ОВЗ"

Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу ...

Презентация работы по теме "Обеспечение информационной безопасности обучающихся в образовательной среде ОО

Презентация работы по теме "Обеспечение информационной безопасности обучающихся в образовательной среде ОО "...

Здоровьеориентированная образовательная система как условие сохранения и укрепления здоровья школьников.

Здоровьеориентированная образовательная система как условие сохранения и укрепления здоровья школьников...

Обеспечение психологической безопасности образовательного процесса как условие сохранения и укрепления психологического здоровья школьников

Ключевые слова: психологическое здоровье, психологическая безопасность, мониторинг психологической безопасности . Дети проводят в школе большую часть дня, поэтому сохранение и укрепление психолог...

"Роль семьи в сохранении и укреплении психологического здоровья ребенка"

В презентации представлен материал для публичного выступления перед родителями учащихся среднего и старшего звена школы....