Психологическая безопасность субъектов образовательной среды
статья по психологии на тему

Бурьева Оксана Павловна

Современному человеку все чаще приходится сталкиваться с воздействием различных экстремальных травматических ситуаций и факторов, переживать психический стресс, что приводит к разрушению базовой потребности человека в безопасности, к невротизации, депрессивным состояниям, потере веры в себя и свои перспективы, и самое главное, к дезадаптации личности в обществе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sosh_12_bezopasnost.docx29.67 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В МБОУ СОШ №12

БУРЬЕВА О.П.

МБОУ СОШ №12.г. ХАБАРОВСКА

                                                       Доклад

Вопросы организации психологической безопасности активно разрабатываются в связи с возрастанием влияния средств массовой коммуникации на жизнь общества и необходимостью защиты от воздействия психотравмирующих межличностных факторов, манипуляции и нежелательного психологического воздействия.

         Современному человеку все чаще приходится сталкиваться с воздействием различных экстремальных травматических ситуаций и факторов, переживать психический стресс, что приводит к разрушению базовой потребности человека в безопасности, к невротизации, депрессивным состояниям, потере веры в себя и свои перспективы, и самое главное, к дезадаптации личности в обществе. Не вызывает сомнения  необходимость разработки проблем психологической безопасности личности и общества, создания системы психологической помощи в чрезвычайных ситуациях и проведении профилактической работы в сфере психологической безопасности в образовании [3,6].

Понятие «безопасность» определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз [2].

Существует два главных системообразующих вида безопасности – физическая и психологическая, а все остальные включают их в свою структуру. При этом, психологическая безопасность первична, так как ценности и смыслы, представления и отношения человека определяют его поведение. Под «психологической безопасностью» следует понимать состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии всех субъектов образовательного процесса, способствующее удовлетворению их потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников [3].

Психологическая безопасность является одной из составляющих национальной безопасности и включена в категорию социальной безопасности. Психологическая безопасность, как состояние сохранности психики, предполагает поддержание определенного баланса между негативными воздействиями на человека окружающей его среды и его устойчивостью, способностью преодолеть такие воздействия собственными ресурсами или с помощью защитных факторов среды. Психологическая безопасность личности и среды неотделимы друг от друга и представляют собой модель устойчивого развития и нормального функционирования человека во взаимодействии со средой. А психологическая безопасность образовательной среды — как прямое продолжение психологической безопасности личности учителей, учащихся и их родителей, а также как защита общественного порядка и спокойствия, духовных ценностей, прав и свобод учебных учреждений и их нормальной деятельности. Участники образовательной среды школы и сама образовательная среда могут являться как субъектами (обеспечивать ее) или объектами (нуждаться в ней) психологической безопасности, так и средствами ее достижения. Обеспечение психологической безопасности образовательной среды, может осуществляться, как на организационном, так и на профессиональном и личностном уровнях.

Значимым положением  концепции психологической безопасности личности и общества является предвидение и предупреждение возникающих опасностей, стремление противодействовать им на ранней стадии их проявления, т.е. освоение системы профилактических мероприятий.

Концепция психологической безопасности образовательной среды, по        И. А. Баевой,  – это система взглядов на обеспечение безопасности участников от угроз позитивному развитию и психическому здоровью в процессе педагогического взаимодействия[1,3,7]

Основные положения концепции психологической безопасности образовательной среды таковы:

1. Образование есть отрасль человекопроизводства. Это означает, что школа как социальный институт, производящий «сверхсложный продукт» – личность, способную к самоактуализации, – должна создавать стабильные условия для его производства,использовать технологии, которые в минимальной степени несут в себе риск вреда процессу формирования и развития личности, обеспечивать его устойчивость и сопротивляемость негативным воздействиям социальной среды. В психологическом смысле можно говорить о том, что, если в авторитарной системе социальные институты  (в том числе и школа) созданы для контроля над человеком, то в гуманистической парадигме они обеспечивают человеку «чувство базового удовлетворения», создают условия для развития и раскрытия личностного потенциала[1].

2. Образовательная среда является частью образовательного пространства. Образовательное пространство имеет территориальную обозначенность и качественные характеристики, позволяющие полноценно удовлетворять потребности в развитии, социализации и культурной идентификации детей и молодежи при обязательном соблюдении их безопасности. Организационной структурой, обеспечивающей решение этих задач, выступает образовательная система, она включает в себя отдельные образовательные учреждения, психолого-педагогической сутью которых является создание образовательной среды. Важным условием, придающим образовательной среде развивающий характер, является ее психологическая безопасность. Единое образовательное пространство создается за счет образовательной политики, направленной на сохранение и укрепление физического, психического, социального здоровья всех субъектов системы образования. На уровне школы это выражается в системе мер, направленных на предотвращение угроз для позитивного, устойчивого развития личности. В психологическом смысле – это создание и внедрение технологий сопровождения психологической безопасности образовательной среды[1,3].

3. Для психологической безопасности образовательной среды существуют угрозы. Основной угрозой во взаимодействии участников образовательной среды является получение психологической травмы, в результате которой наносится ущерб позитивному развитию и психическому здоровью, удовлетворению основных потребностей, т. е. возникает препятствие на пути самоактуализации. Основной источник психотравмы–психологическое насилие в процессе взаимодействия. В организационном аспекте угрозу здоровью участников образовательной среды создает неразвитость системы психологической помощи, в результате чего деятельность службы сопровождения в системе образования оказывается неэффективной [1,8].

Устранение перечисленных угроз в образовательной среде будет способствовать снижению психологических опасностей в образовательном пространстве, а в более широком масштабе – способствовать распространению безопасных отношений участников в социальной жизни. Психологически безопасными можно считать такие межличностные отношения, которые вызывают у участников чувство принадлежности (референтной значимости среды), убеждают человека, что он пребывает вне опасности (отсутствие вышеперечисленных угроз), укрепляют психическое здоровье.

4. Психологическую безопасность образовательной среды необходимо

обеспечить. Обеспечение психологической безопасности образовательной среды и, как следствие, охрана и поддержание психического здоровья ее участников должно быть приоритетным направлением деятельности службы практической психологии в образовании [1].

Анализ угроз позволяет сформулировать критерии психологической безопасности образовательной среды.

         Первый критерий – это защищенность от психологического насилия во взаимодействии для всех участников образовательной среды. Угрозой психологической безопасности будет непризнание референтной значимости образовательной среды ее участниками и, как следствие, реализация намерения ее покинуть или отрицание ее ценностей и норм[3].

Поэтому второй критерий психологической безопасности образовательной среды – ее референтная значимость, фиксируемая как отношение к ней. Угрозой психологической безопасности будет отсутствие у всех участников образовательной среды удовлетворенности основными характеристиками процесса взаимодействия, так как именно в этом процессе содержатся возможности и условия, обеспечивающие личностное развитие. Эмпирическими проявлениями здесь являются: эмоциональный комфорт, возможность высказать свою точку зрения; уважительное отношение к себе; сохранение личного достоинства; возможность обратиться за помощью, учет личных проблем и затруднений; внимание к просьбам и предложениям; помощь в выборе собственного решения [1,5,7].

Третьим критерием психологической безопасности образовательной среды является уровень удовлетворенности основными характеристиками процесса взаимодействия [1,8].

Для выявления уровня психологической безопасности образовательной среды была использована методика «Психологическая безопасность образовательной среды школы» И.А. Баевой. Выборку исследования составили 34 педагога, 50 учащихся подросткового и младшего юношеского возраста и 50 родителей. Цель исследования заключалась в оценке уровня психологической безопасности образовательной среды и ее структурных компонентов.

Анализ результатов исследования показал, что для большинства педагогов характерно позитивное отношение к школе (90 %) и соответственно высокий уровень отношения к образовательной среде школы. Также было выявлено, что в позитивном отношении педагогов к школе преобладает когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Эти данные представлены в таблице № 1 

Компоненты отношения педагогов к образовательной среде школы

                                                                                                                                                                  Таблица 1

Компоненты отношения  к образовательной среде школы

Количество педагогов  (%)

Эмоциональный

83,3

Когнитивный

80

Поведенческий

66,6

Когнитивный и эмоциональный

63,3

Эмоциональный и поведенческий

53,3

Все три компонента

40

Таким образом, исходя из данных таблицы, эмоциональный и когнитивный компонент позитивного отношения педагогов к среде школы превалирует над поведенческим компонентом, что может свидетельствовать о том, что данным педагогам по отношению к своей работе больше свойственно постоянное совершенствование и развитие их профессионального мастерства и способностей. Чаще работа у них вызывает хорошее настроение, чем плохое. Но в тоже время у незначительной части педагогов наблюдается тенденция либо к смене профессии, либо изменение места работы.

Проанализировав анкету-опросник для учеников, были получены следующие результаты: 70 % учеников позитивно относятся к образовательной среде школы и лишь 30 % учеников – нейтрально. Проанализировав компоненты позитивного отношения выявили, что  у учеников, наблюдается преобладание позитивного эмоционального (83,3 %) и поведенческого (73,3 %) компонентов над когнитивным (36,7 %),  это может свидетельствовать о том, что ученикам нравится посещать школу, настроение при нахождении  в школе чаще хорошее, чем плохое. Но в тоже время, они не считают, что обучение в школе требует постоянного совершенствования их возможностей и развитию интеллектуальных способностей.

Для родителей так же характерно превалирование позитивного отношения (57 %) над нейтральным (27 %) и негативным отношением (16 %) к образовательной среде школы. Было выявлено, что родителям нравится данная школа, и они бы из всех школ предпочли именно эту (эмоциональный компонент – 83,3 % и поведенческий компонент – 70 %).

Следующим этапом анализа методики явилось определение уровня удовлетворенности характеристиками образовательной среды. Так для педагогов больше было характерно удовлетворенность в уважительном отношении к себе и взаимоотношениях с учителями. И средняя удовлетворенность во взаимоотношениях с учениками. Полученные результаты отражены в таблице 2.

Степень удовлетворенности педагогов характеристиками образовательной среды

                                                                                                               Таблица 2

Характеристика школьной среды

Степень удовлетворенности педагогов характеристиками школьной среды %

Совсем нет

В большей степени

Средне

В большей степени

В очень большой степени

1

2

3

4

5

Взаимоотношение с учителями

-

-

10

83,3

6,7

Взаимоотношения с учениками

-

3,3

63,3

23,3

10

Уважительное отношение к себе

-

-

23,3

70

6,7

Определяя уровень удовлетворенности характеристиками образовательной среды среди учеников, было выявлено, что  в большей степени характерна удовлетворенность в уважительном отношении к себе и взаимоотношениях с учителями. И средняя удовлетворенность во взаимоотношениях с учениками. Полученные результаты представлены в таблице № 3.

Степень удовлетворенности учеников характеристиками образовательной  среды                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           Таблица 3

Характеристика школьной среды

Степень удовлетворенности педагогов характеристиками школьной среды %

Совсем нет

В большей степени

Средне

В большей степени

В очень большой степени

1

2

3

4

5

Взаимоотношение с учителями

-

5

35

50

10

Взаимоотношения с учениками

-

10

47

40

3

Уважительное отношение к себе

-

8

27

60

5

У родителей выявлено преобладание средней удовлетворенности во взаимоотношениях с учителями и учениками. И полная удовлетворенность в уважительном отношении к себе. Результаты степени удовлетворенности родителей характеристиками образовательной среды мы представили в таблице № 4.

 Степень удовлетворенности родителей характеристиками образовательной среды

                                                                                                                                                                     Таблица 4

Характеристика школьной среды

Степень удовлетворенности педагогов характеристиками школьной среды %

Совсем нет

В большей степени

Средне

В большей степени

В очень большой степени

1

2

3

4

5

Взаимоотношение с учителями

-

3

83

10

4

Взаимоотношения с учениками

-

-

63

37

-

Уважительное отношение к себе

-

-

20

70

10

При определении уровня защищенности от психологического насилия со стороны окружающих в школе до 16,6 % педагогов, до 12 % учеников и до 17 % родителей отметили свою полную незащищенность, до 60 % педагогов, до 73 % учеников и до 57 % родителей считают, что они скорее защищены, чем не защищены.

Итак, выявлено, что для большинства педагогов, учеников и родителей характерно позитивное отношение к школе. Проанализировав, компоненты позитивного отношения к школе, обнаружено, что у педагогов преобладает эмоциональный и когнитивный, а у учеников и их родителей наоборот поведенческий и эмоциональный компоненты отношения к школе. Это может свидетельствовать о том, что педагогам, ученикам, родителям нравится данная школы, она у них вызывает положительные эмоции, но родители и ученики, в отличие от педагогов, не считают, что обучение в школе требует постоянного совершенствования их возможностей и развитию интеллектуальных способностей.

Также выявлено, что для большинства педагогов и учеников характерна полная удовлетворенность в уважительном отношении к себе и взаимоотношениях с учителями. И средняя удовлетворенность во взаимоотношениях с учениками. Возможно, это связанно с нарушением триады межличностных отношений педагог – ученик – ученик. У родителей наблюдается полная удовлетворенность только в уважительном отношении к себе, что может свидетельствовать о том, что они нечасто находятся во взаимоотношениях с учителями и учениками.

Таким образом, анализ результатов исследования показал,что образовательную среду МБОУ СОШ  №12 в целом можно считать психологически безопасной, так как большинство респондентов относится к своему «школьному» окружению положительно, отмечают полную удовлетворенность характеристиками школьной среды и защищенности от психологического насилия.

Практическое значение состоит в том, что по результатам исследования определены основные направления для разработки программ по сохранению и обеспечению психологической безопасности образовательной среды школы. Результаты исследования могут быть использованы учителями, психологами и социальными педагогами образовательных учреждений в целях оптимизации взаимоотношений между учениками, учителями и родителями,  а так же для нахождения адекватных путей решения проблем психологической безопасности во взаимодействии участников образовательной среды школы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Баева, И.А.  Психология безопасности как теоретическая основа

гуманитарных технологий в социальном взаимодействии / под ред. И.А.Баевой.- СПб., 2007. - 360с.

2.

Баева, И.А. Психологическая безопасность в образовании./                      И.А. Баева. -  СПб.,- 2002. – 255с.

3.

Баева, И.А., Волкова, И.А., Лактионова, Е.Б. Психологическая безопасность образовательной среды: учеб. пособие. / под ред.              И.А. Баевой. -  М., 2009. – 215с.

4.

 Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе./М.Р. Битянова.-  М., 1998. – 329с.

5.

Елисеева, О.А. Субъективное благополучие подростков и психологическая безопасность образовательной среды/О.А. Елисеева // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2011. №3.

6.

Иванова, В.И. Экспериментальное исследование значимости психологической безопасности образовательной среды в системе многоуровневой подготовки специалиста / В.И. Иванова // Мир психологии. - 2007. - №3. - С.98-110

7.

Казакова ,Е.И.,  Тряпицына, А.П. Диалог на лестнице успеха: Школа на пороге нового века./ Е.И.Казакова , А.П.Тряпицына.- СПб., 1997. – 158с.

8.

Ковров, В.В. Психологическая безопасность образовательной среды : состояние и возможности психологической коррекции./В.В. Ковров.- М.: ЦЭПП МГППУ, 2010. - 225 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация деятельности педагога-психолога в рамках повышения психологической культуры субъектов образовательного процесса

В статье рассмотрены виды деятельность педагога-психолога, направленные на повышение психологической культуры субьектов образовательного процесса....

Презентация "Коммуникативная компетентность педагога как ресурс психологического благополучия субъектов образовательного процесса и условие качества современного образования в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения».

На  педагогическом совете рассматриваются вопросыи понятия:компетенция; компетентность.коммуникативная компетентность ,презентация опыта работы по использованию современных методов и приемов в ко...

Создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования.

Тема моего выступления: «Создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования»....

Угрозы психологической безопасности участников образовательного процесса в цифровой век

Информация является серьёзным компонентом изменений в современном обществе. Новые технологии внедряются быстрее, чем анализируются их возможные последствия для психологического здоровья человека. Учеб...