Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Психология" (11 класс)
рабочая программа по психологии (11 класс)
Данная программа направлена на развитие социальной компетентности учащихся, воспитание гармонично развитой личности, способной к саморазвитию и самосовершенствованию, эффективному функционированию в современном обществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologiya_11_kl.-_2021-2022_17_ch.doc | 589.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Психология»
социально-гуманитарной направленности
11аб классы
(среднее общее образование)
Количество часов: 17
Программа составлена на основе
программы «Психология» 5-11 класс Т. С. Белокрыловой, программы учебного курса «Психология для старшеклассников. Психология общения» (11 класс).
Л.П.Пономаренко, Р.В.Белоусовой
Составители: Подоксенова И.В.,
Жутикова Л.С.,
педагоги-психологи
МБОУ гимназии г. Советский
2021 – 2022 г.
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Практическая значимость курса.
Рабочая программа психологии в 11 классе составлена на основе программы «Психология» 5-11 класс Т. С. Белокрыловой, программы учебного курса «Основы психологии для старшеклассников» (11 класс). Л.П.Пономаренко, Р.В.Белоусовой.
Преподавание курса психологии в средних общеобразовательных учреждениях представляется актуальной и важной задачей образования. Социальный заказ на подготовку подрастающего поколения к жизни выдвигает на первый план развитие таких личностных качеств, как психологическая культура, толерантность, позитивное самоотношение, чувство собственного достоинства, способность к рефлексии и самосовершенствованию. Очень важным для подрастающего поколения является понимание интересов, мотивов, чувств и потребностей окружающих людей, умение строить свои отношения с окружающими, уважая их права, и отстаивать свои права конструктивным способом.
Данная программа направлена на развитие социальной компетентности учащихся, воспитание гармонично развитой личности, способной к саморазвитию и самосовершенствованию, эффективному функционированию в современном обществе.
Целью программы является формирование психологической культуры и социальной компетентности учащихся.
Основные задачи курса:
- вооружить подростка психологическими средствами, которые обеспечат его самопознание, саморазвитие и самореализацию;
- способствовать раскрытию и развитию способностей, овладению навыками самоанализа;
- научить понимать чувства и мотивы поведения других людей;
- обучить приемам саморегуляции в стрессовых ситуациях, умению творчески преодолевать конфликты.
Место курса в базисном учебном плане: 17 часов в год (один раз в две недели) продолжительностью 40 минут.
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа к курсу «Психология» обеспечивает достижение учащимися 11 класса определенных личностных, предметных и метапредметных результатов по развитию социальной компетентности и формированию психологической культуры
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты можно определить, как психические новообразования, то есть качественные особенности психики, которые впервые появляются в данный возрастной период и определяют сознание ребенка, его отношение к среде, к внутренней и внешней жизни. Личностными результатами становятся формирование и развитие:
ученик научится:
- осознавать и развивать свои интересы, потребности, способности.
- готовности и способности к саморазвитию, самовоспитанию и самообразованию на протяжении всей жизни,
- самостоятельно и независимо определять жизненные цели и выбор будущей профессии.
- осознанному, уважительному и доброжелательному отношению к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;
- готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- социальным нормам, правилам поведения, ролям и формам социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
- решать проблемы на основе личностного выбора, формировать нравственные чувства и поведение, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
- коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
ученик имеет возможность научиться:
- реализовывать уверенное поведение;
- уметь планировать свое будущее;
- осознавать границы того, «что я знаю» и «что я не знаю», стремление преодоление разрыва между этими областями.
- формировать мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ученик научится:
- приемам саморегуляции в стрессовых ситуациях, умению конструктивно преодолевать конфликты;
- развивать интеллектуальную сферу (общие и специальные способности, познавательной направленности и пр.); эмоциональную сферу (чувства, переживания, настроения и пр.), понимание чувств и переживаний других людей, самосознание (чувство собственного достоинства, адекватной самооценки);
- анализировать сложные /проблемные/ психологические ситуации, находить ответы на них и оптимальный выход из конфликтных ситуаций;
- создавать психологический портрет личности;
- адаптироваться в учебном процессе, активизировать познавательную, поисковую и проектно - исследовательскую деятельности;
- высказывать собственное мнение;
- формировать собственную личностную позицию.
ученик имеет возможность научиться:
- применять теоретические знания для решения практических задач, эффективных способов межличностных коммуникаций.
- понимать чувства и мотивы поведения других людей;
- ориентироваться в психологической информации;
- повысить психологические компетентности учащихся (личностные, социальные, коммуникативные).
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ученик научится:
- планировать свое будущее;
- уметь планировать свое время;
- слушать собеседника, кратко излагать сказанное им в процессе обсуждения темы, проблемы.
- формулировать навыки противостояния групповому давлению;
- оценивать выполнение своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
- осознавать необходимость защищать себя, свою жизненную позицию;
- реализовывать уверенное поведение;
ученик имеет возможность научиться:
- уметь устанавливать близкие отношения с другими людьми;
- принимать свою половую идентификацию;
- уметь выстраивать партнёрские отношения со всеми субъектами образовательного процесса и социума в целом;
Исходя из того, что в подростковом возрасте ведущей становится деятельность межличностного общения, приоритетное значение в развитии УУД в этот период приобретают коммуникативные учебные действия.
Коммуникативные УУД обеспечивают:
- социальную компетентность и учет позиции других людей,
- умение слушать и вступать в диалог,
- участвовать в коллективном обсуждении проблем,
- продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
3.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Раздел | Содержание раздела | Кол-во часов | Виды учебной деятельности |
Вводный | Выявление сплоченности группы. «Прошлое нам дорого, а будущее рядом». Письмо самому себе. | 3 | Слушание объяснений учителя. |
Психологическая подготовка к ЕГЭ Саморегуляция | Что такое стресс. Устойчивость к стрессу. Первая помощь в острой стрессовой ситуации. Определение уровня стрессоустойчивости личности. Определение уровня тревожности, депрессии. Первая помощь в острой стрессовой ситуации. Что такое ЕГЭ и что он значит для меня? ЕГЭ и твои возможности. Приемы быстрого овладения материалом. Как я контролирую свои эмоции. Способы преодоления эмоциональных трудностей. Дерево жизни. Что хорошо и что плохо влияет на мое здоровье. Психологический тренинг саморегуляции. Учимся “слушать” себя. | 9 | Слушание объяснений учителя, анализ выступлений одноклассников, проигрывание и анализ конкретных ситуаций, выполнение тестов и последующее обсуждение результатов, практическое задание. |
Выбор профессии | Проектирование профессионального жизненного пути. Возможные затруднения при выборе профессии. Пути их преодоления. Определение профессиональной направленности личности («Профориентатор») Рефлексия по полученным результатам. | 2 | Слушание объяснений учителя, выполнение теста и последующее обсуждение результатов. |
Рефлексия | Жизненное самоопределение. «Модель моей будущей жизни». «Школа – это жизненный кирпичик» | 3 | Практическое задание, рефлексия. |
17 |
4.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
Подоксенова И. В. 11а класс | ||||
№ | Тема урока | Кол- во часов | Дата | |
план | факт | |||
1 | Вводный. Выявление сплоченности группы. | 1 | ||
2 | «Прошлое нам дорого, а будущее рядом». | 1 | ||
3 | Письмо самому себе. | 1 | ||
4 | Психологическая подготовка к сдаче ЕГЭ. Что такое стресс? | 1 | ||
5 | Определение уровня стрессоустойчивости личности. | 1 | ||
6 | Определение уровня тревожности, депрессии. | 1 | ||
7 | Первая помощь в острой стрессовой ситуации. | 1 | ||
8 | ЕГЭ и твои возможности. | 1 | ||
9 | Приемы быстрого овладения материалом. | 1 | ||
10 | Способы преодоления эмоциональных трудностей в предэкзаменационный и экзаменационный периоды. | 1 | ||
11 | Дерево жизни. Что хорошо и что плохо влияет на мое здоровье. | 1 | ||
12 | Тренинг саморегуляции. Учимся “слушать” себя. | 1 | ||
13 | Проектирование профессионального жизненного пути. | 1 | ||
14 | Определение профессиональной направленности личности. | 1 | ||
15 | Жизненное самоопределение. Модель моей будущей жизни. | 1 | ||
16 | «Школа – это жизненный кирпичик». | 1 | ||
17 | Рефлексия. | 1 |
Жутикова Л. С. 11б класс | ||||
№ | Тема урока | Кол- во часов | Дата | |
план | факт | |||
1 | Вводный. Выявление сплоченности группы. | 1 | ||
2 | «Прошлое нам дорого, а будущее рядом». | 1 | ||
3 | Письмо самому себе. | 1 | ||
4 | Психологическая подготовка к сдаче ЕГЭ. Что такое стресс? | 1 | ||
5 | Определение уровня стрессоустойчивости личности. | 1 | ||
6 | Определение уровня тревожности, депрессии. | 1 | ||
7 | Первая помощь в острой стрессовой ситуации. | 1 | ||
8 | ЕГЭ и твои возможности. | 1 | ||
9 | Приемы быстрого овладения материалом. | 1 | ||
10 | Способы преодоления эмоциональных трудностей в предэкзаменационный и экзаменационный периоды. | 1 | ||
11 | Дерево жизни. Что хорошо и что плохо влияет на мое здоровье. | 1 | ||
12 | Тренинг саморегуляции. Учимся “слушать” себя. | 1 | ||
13 | Проектирование профессионального жизненного пути. | 1 | ||
14 | Определение профессиональной направленности личности. | 1 | ||
15 | Жизненное самоопределение. Модель моей будущей жизни. | 1 | ||
16 | «Школа – это жизненный кирпичик». | 1 | ||
17 | Рефлексия. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Физика вокруг нас" для 7-8 классов
Данная рабочая программа предназначена для планирования и проведения факультативных занятий в 7-8 классах...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России» для начального общего образования 1 – 4 классы духовно-нравственное направление
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России" для 1 -4 классов разработана на основе сборника программ внеурочной деятельности 1 – 4 классо...
рабочая программа курса внеурочной деятельности по информационно-коммуникационным технологиям 5 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по ИКТ составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями...
КТП для 5-6 классов к рабочей программе курса внеурочной деятельности «Учимся мыслить»
Курс внеурочной деятельности «Учимся мыслить» предназначен для формирования метапредметных УУД, развития познавательных и творческих способностей и интересов. Программа предполагает освоение способов ...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для 1 класса "Здоровячок".
Данная программа разработана на основе программы "Физическое воспитание детей со сколиозом и нарушением осанки" под редакцией Г.А.Халемского, 2001 год....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Наглядная геометрия» в 5-6 классах (для 5 а класса)
В рабочей программе курса «Наглядная геометрия» учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий обучющихся. Рабочая программа разра...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности (элективный, факультативный курс) «Теория и практика литературы», по предмету «Литература»
Программа внеурочной деятельности...