Игра, как средство развития коммуникативных навыков"
презентация к уроку по психологии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Жижина Татьяна Михайловна

Общение. Это первое, чему мы действительно учимся в жизни.

Забавно, когда мы растем, узнаем наши слова

 и действительно начинаем говорить, труднее становится знать,

 что сказать. Или как спросить то, что нам нужно.

Пояснительная записка

Коммуникативные навыки делятся на две большие группы — базовые и высокие. Конкретных и общепринятых определений им нет, так как мнения ученых в этой области сильно различаются, однако суть остается примерно одной и той же.

Базовые, или ключевые, навыки общения жизненно необходимы: уметь сообщить о своих потребностях, беспокойствах, воспринять важную информацию от других людей и т. п. Практически все они прививаются человеку еще в детском и подростковом возрасте.

Высокие же коммуникативные навыки нужны для построения доверительных и более близких взаимоотношений, когда обе (или несколько) стороны общения максимально уважительно относятся к собеседникам и сами чувствуют себя абсолютно комфортно.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Игра, как средство развития коммуникативных навыков школьников» Подготовила: педагог-психолог МОУ «СОШ №10» Татьяна Михайловна Жижина

Слайд 2

Коммуникативные навыки

Слайд 3

Свойства темперамента

Слайд 4

Ассоциативное мышление

Слайд 5

ОВОЩ ОВОЩ

Слайд 6

Русский поэт - …… Пушкин Домашняя птица - …… Фрукт - …. Часть лица - …. Попугай Яблоко Нос

Слайд 7

Игра «Совпадение»

Слайд 8

Ханойская башня

Слайд 9

Игра «Алиас»

Слайд 10

Игра «Шпион»

Слайд 11

Игра «Принцесса, Дракон и самурай»

Слайд 12

+



Предварительный просмотр:

«Игра, как средство развития коммуникативных навыков школьников»

Общение. Это первое, чему мы действительно учимся в жизни.

Забавно, когда мы растем, узнаем наши слова

 и действительно начинаем говорить, труднее становится знать,

 что сказать. Или как спросить то, что нам нужно.

Мередит Грей

Пояснительная записка

Коммуникативные навыки делятся на две большие группы — базовые и высокие. Конкретных и общепринятых определений им нет, так как мнения ученых в этой области сильно различаются, однако суть остается примерно одной и той же.

Базовые, или ключевые, навыки общения жизненно необходимы: уметь сообщить о своих потребностях, беспокойствах, воспринять важную информацию от других людей и т. п. Практически все они прививаются человеку еще в детском и подростковом возрасте.

Высокие же коммуникативные навыки нужны для построения доверительных и более близких взаимоотношений, когда обе (или несколько) стороны общения максимально уважительно относятся к собеседникам и сами чувствуют себя абсолютно комфортно.

Базовые

Список навыков, которыми обязательно должен обладать человек, чтобы налаживать хотя бы простейшие контакты:

  • Ориентирование в определенной ситуации.

    Человек должен понимать цели, роли и мотивы собственные и оппонента, анализировать и прогнозировать возможное развитие беседы.

  • Установление контакта.

    Любая сторона общения должна уметь самостоятельно начинать диалог, а также адекватно воспринимать и отвечать на попытку установления контакта с другой стороны. Кроме того, необходимо уметь и закончить разговор качественно.

  • Самопрезентация.

    Рассказывать о себе или о ситуациях из своей жизни человек должен уметь так, чтобы у собеседника складывалось необходимое впечатление. При изложении любой информации нужно понимать, к чему приведут те или иные слова.

  • Получение информации от собеседника.

    Безусловно, у любого участника диалога есть какие-то цели, которые он желает достичь по завершении беседы. Это может быть и просто получение положительных эмоций (например, повседневная коммуникация друзей), но в большинстве случаев человек хочет добиться какой-то конкретной информации, и умение получить ее — один из базовых навыков.

  • Предоставление информации.

    Еще раз обратимся к четвертому пункту и рассмотрим его не со своей стороны, а со стороны другого человека. Делаем выводы, что собеседник, скорее всего, тоже хочет получить какую-либо информацию, соответственно, ваша задача — эту информацию предоставить.

  • Эмоциональная регуляция беседы.

    Важно также умение направлять диалог в русло с положительной эмоциональной окраской, избегать щекотливых и неприятных собеседнику тем, регулировать собственное эмоциональное состояние и не создавать конфликтные ситуации.

  • Предоставление обратной связи.

     Обратная связь — это не просто предоставление информации о себе в ответ, а реакция и оценка именно той информации, которую предоставил собеседник, то есть отклик, выражение интереса и уважения к тому, что говорит другой человек.

  • Психологическое воздействие.

    Этот навык можно отнести как к базовым, так и к высоким. Дело в том, что иногда     человек оказывает психологическое воздействие (убеждение, внушение) и противостоит воздействию на самого себя не целенаправленно, а на бессознательном уровне, то есть этот навык в нем «зашит». Если же участник диалога специально анализирует психологию разговора и осознанно оказывает воздействие, это уже будет не совсем базовый навык.

Свойства темперамента.

Сензитивность, или чувствительность, -- свойство темперамента, проявляющееся в возникновении психической реакции на внутренний или внешний раздражитель наименьшей интенсивности.

Реактивность -- это свойство темперамента, которое проявляется в том, с какой силой и энергией человек реагирует на то или иное воздействие раздражителя. Например, об одних людях говорят, что они вспыльчивы, ``заводятся с пол-оборота'', а о других -- ``не понятно, обрадовался он или огорчился''.

Активность -- свойство темперамента, которое проявляется в том, с какой энергией человек сам воздействует на окружающий мир.

Соотношение реактивности и активности образует самостоятельное свойство. Оно проявляется в том, что одни люди действуют в основном под влиянием случайных внешних или внутренних (``захотелось'') обстоятельств, другие сами сознательно определяют свою линию поведения.

Темп реакций -- свойство темперамента, заключающееся в скорости протекания психических процессов, а в определенной мере и психических состояний.

Пластичность / ригидность - свойство темперамента, которое проявляется в том, насколько легко и быстро приспосабливается человек к внешним воздействиям. Пластичный человек моментально перестраивает поведение, когда обстоятельства меняются. Ригидный в изменившихся условиях действует инертно, с опорой на старые модели поведения, с большим трудом меняет свою линию поведения.

Эстраверсия / интроверсия - свойство личности, которое связано с общей активностью организма и выражается в преимущественном направлении активности личности либо вовне (на мир внешних объектов: окружающих людей, событий, предметов), либо вовнутрь (на свои переживания и мысли).

Экстраверсия – свойство темперамента, указывающее на высокую степень зависимости реакций и поведения человека от внешних критериев.

Интроверсия – свойство темперамента, отражающее значимую связь поведения человека с внутренними критериями.

Приобретение коммуникативного опыта начинается с рождения, при этом самый естественный путь его приобретения – игра.

Игры, в большинстве своем являются моделями жизненных ситуаций общения. Большим плюсом такого рода упражнений является возможность получить оценку своего поведения со стороны. Кроме того, совершая ошибки в искусственной ситуации общения, мы не чувствуем той ответственности, которая в реальной жизни неизбежна. Это дает людям возможность больше пробовать, проявлять творчество и не бояться «проиграть», искать более эффективные формы, взаимодействия друг с другом.

В ходе игр дети имеют возможность получить новые впечатления, приобретают социальный опыт и общаются друг с другом совершенно не так, как в ходе обычной школьной жизни.

Также проведение коммуникативных игр с учащимися способствует развитию их «эмоционального интеллекта» и помогает педагогу создавать в классе дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом и с учителем, облегчив тем самым процесс совместного обучения.

Игра способствует обеспеченью непрерывности и последовательности воспитательного процесса, дает возможности для осуществления более тесной связи и общения между детьми в условиях благоприятной эмоциональной обстановки, на основе общих интересов и потребностей.

В связи с этим у меня возникла идея создать цикл занятий, направленных на развитие коммуникативных навыков через познавательные мини лекции и игры-упражнения, которые я использую в работе с учащимися младшего и старшего школьного возраста, а в некоторых случаях, и на родительских собраниях.

Ассоциативное мышление – это вид мышления, основанный на связи одного понятия с другим (ассоциации). Каждый человек обладает этим видом мышления и постоянно использует его в повседневной жизни. Например, при слове «мандарин» в голове сразу же возникают мысли о новогодних праздниках, елке. Подобные воспоминания называются ассоциациями. Примечательно, что у каждого человека ассоциации индивидуальны и зависят от личного опыта. Ассоциации – это связи между отдельными предметами, явлениями, фактами, находящимися в памяти человека.

Нечто похожее можно наблюдать в интернете – в современных поисковых системах. Как только мы начинаем вводить первые буквы запроса, поисковик тут же предлагает возможные варианты, имеющие набранное сочетание букв. Так «в сознании» всемирной сети (или отдельного компьютера) генерируются загруженные ранее «образы», имеющие какое-то сходство с новой информацией.

Психологи разделили ассоциации на несколько типов:

Смежность во времени или пространстве: стол и стул, зима и снег;

Сходство (подобие): земля и шар, лампа и груша;

Контраст (противоположность): добро и зло, черное и белое;

Причинно-следственные связи: гром и молния, лампа и свет;

Обобщение: помидор и овощ, собака и животное;

Подчинение: овощ и огурец, животное и кошка;

Соподчинение одному объекту: автомобиль и мотоцикл;

Часть и целое: секунды и минута, автомобиль и двигатель;

Дополнение: зубная паста и зубная щетка.

Ассоциации – продукт развитого абстрактного мышления. Поэтому они свойственны лишь человеческому сознанию. Чем более развит интеллект у человека, тем большее количество разнообразных ассоциаций к одному предмету он может породить.

Возникновение ассоциаций – важное условие для полноценного мышления.

Ассоциативное мышление можно развивать, и в современном мире желательно это делать.

Игры на ассоциации полезны и взрослым, и детям. Связывая образное и логическое мышление, они дают хороший толчок для повышения интеллектуального развития, так как повышают скорость интеллектуальных процессов. Лучшего способа активизации мышления и памяти, пожалуй, и не найти. Многие взрослые страдают от того, что не могут быстро подобрать нужное слово. Способность быстро извлекать необходимые сведения из глубин памяти полезно развивать с детства.

Таким образом, ассоциативное мышление – значимый психологический процесс. Развивая его, ты способствуешь улучшению памяти, внимания, других типов мышления. В конечном итоге, это положительно сказывается на твоей жизни: ты добиваешься больших карьерных высот, повышаешь целеустремленность и развиваешься как личность.

«Совпадение»

Цель: развитие ассоциативного мышления.

Задачи:

- расширить словарный запас;

- помочь открыть что-то новое, смотреть на происходящее с разных сторон;

- научить мыслить креативно, нестандартно;

- улучшить реакцию на неожиданные ситуации и в поиске решений;

- увеличить объем памяти;

- способствовать развитию новых смысловых связей;

- развить навыки анализа, синтеза, сравнения;

- развить воображение;

- развить речь.

 «Совпадение» — это игра на ассоциации, в которой нужно придумывать слова или словосочетания на заданную категорию, стараясь, чтобы они совпали или, наоборот, не совпали с ответами других игроков. Победителем станет игрок, набравший наибольшее количество очков за 3 раунда!

Ханойская башня

По официальной версии, Ханойские Башни —это головоломка, которую в 1883 г. придумал французский математик Эдуард Люка. Для тех, кто не знает, суть головоломки вот в чем: есть три стержня и восемь дисков разных диаметров, вначале все диски собраны на одном стержне так, что меньшие диски лежат на больших. Люка предлагал переложить все диски с первого стержня на третий, используя второй. При этом следует соблюдать следующее правило: диски можно перекладывать с одного стержня на другой, при этом нельзя класть диск поверх диска меньшего радиуса.

Игра «Шпион»

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Задачи:

- развитие способности слушать;

- развитие способности анализировать;

- развитие способностей давать оценку происходящему;

- развитие способностей сравнивать полученную информацию;

Инструкция: Учащимся необходимо разделится на команды (по 6-8 человек). Количество групп будет зависеть от количества учащихся в классе.

В каждой команде каждому выдается карточка с названием местоположения, всем кроме одного. Ему достается пустая карточка. Он будет являться шпионом без определенного нахождения. Его цель угадать заданное местоположение, т.е. ему нужно расспросить членов своей команды и раскрыть место нахождения, не раскрывая свой статус. Все остальные игроки, должны своими вопросами дать знать остальным игрокам, что знают местоположение и не являются шпионом. Но вопросы игроки должны задавать так, чтобы шпион не догадался о заданном местоположении. Вопросы задают все члены команды по кругу, ответы должны быть «Да или «Нет». Через три круга команда должна определится со своими предположениями, кто является шпионом, проводится голосование. Если команда не пришла к единству, игра продолжается еще на один круг. Шпион может закончить игру в любой момент. Члены команды также могут инициировать досрочное голосование.

Если игроки вычислили шпиона, каждому присуждается 1 очко;

Если члены команды вычислили шпиона досрочно +1очко;

Если члены команды вычислили шпиона досрочно, но неправильно - 1 очко начисляется шпиону;

Если шпион угадал местоположение ему присуждается 2 очка;

Если шпион определил место досрочно + 2 очка;

Если шпион определил место досрочно, но неправильно - 1 очко начисляется игрокам.

Игра «Алиас».

Цель: формирование хорошего психологического климата и навыка эффективной коммуникации.

Задачи:

- обогащении словарного запаса;

- расширение кругозора;

- развитие воображения;

- развитие ассоциативного мышления;

- умение действовать в ограниченных временных рамках;

- восприятие чужих эмоций и восприятий.

Инструкция: Ребята, сейчас вы должны разделиться на 3 команды. Рассчитайтесь на первый, второй, третий. Те, кто назвался первым идет в первую команду, вторые во вторую команду и третьи в третью команду. Далее каждая команда придумывает себе название.

Условия игры: Каждая команда по очереди выбирает участника, который выходит и будет объяснять своей команде в течении 1 минуты слова на карточке.  На карточке 8 слов, их можно объяснять, не соблюдая очередность. Использовать однокоренные слова, показывать руками – нельзя. Две другие команды внимательно слушают, но не имеют право подсказывать, выкрикивать. За нарушение правил минус 1 балл. В итоге каждый участник должен побывать в роли объясняющего.

За каждое угаданное слово команде начисляется 1 балл.

Побеждает та команда, у которой больше всего очков.

Размер группы: 8-20 человек

Игра «Принцесса, Дракон и самурай»

Инструкция: Давайте разделимся на две, равные по количеству участников команды. Я предлагаю вам сыграть в игру «Принцесса и самурай». Эта игра похожа на детскую игрушку «Камень-Ножницы-Бумага». Помните такую игру? Да. Только эта игра командная. Это означает, что у участников команд будет время, чтобы договориться какую фигуру они будут показывать. После того как вы договоритесь, команды выстраиваются в две шеренги друг против друга и по моей команде, вы одновременно, показываете выбранные фигуры. Фигур у нас будет три: принцесса, самурай и дракон. Принцесса побеждает Самурая, Самурай дракона, Дракон Принцессу.

Как показывать фигуры?

Самурай. Как будем его показывать? Обычный образ самурая это меч, он агрессивен и кричит «банзай». Давайте попробуем показать самурая: у каждого в руке меч, шаг вперед, бьем мечом и кричим «банзай»! На счет три-четыре!

Дракон. Как дракона покажем? Он большой и страшный, а еще у него изо рта пламя бьет. Давайте попробуем по моей команде показать дракона: шаг вперед, руки-когти и рычим – р-р-рррр.

Принцесса. «Ну, принцесса у нас будет «тепленькая». Попробуем: девочка-припевочка, в руках подол, ногами как в варьете и поет «ля-ля-ля».

Разобрались с фигурами, теперь у каждой команды есть 30 секунд, чтобы обсудить свой первый ход, т.е. то, какую фигуру вы будете показывать. Постарайтесь обсуждать так, чтобы вас не услышала другая команда.

Игра будет играться до трех побед.

Упражнение «Аплодисменты».

Мы с вами хорошо поработали. И в завершении я предлагаю представить на одной ладони улыбку, на другой – радость. А чтобы они не ушли от нас, их надо крепко-крепко соединить в аплодисменты.

Все молодцы! До новых встреч!

Как показывать фигуры?

Самурай. Как будем его показывать?

Обычный образ самурая — это меч, он агрессивен и кричит «банзай». Давайте попробуем показать самурая: у каждого в руке меч, шаг вперед, бьем мечом и кричим «банзай»! На счет три-четыре!

Дракон. Как дракона покажем?

Он большой и страшный, а еще у него изо рта пламя бьет. Давайте попробуем по моей команде показать дракона: шаг вперед, руки-когти и рычим – р-р-рррр.

Принцесса. «Ну, принцесса у нас будет «тепленькая». Попробуем: девочка-припевочка, в руках подол, ногами как в варьете и поет «ля-ля-ля».

Разобрались с фигурами, теперь у каждой команды есть 30 секунд, чтобы обсудить свой первый ход, т.е. то, какую фигуру вы будете показывать. Постарайтесь обсуждать так, чтобы вас не услышала другая команда.

Игра будет играться до трех побед.

Упражнение «Аплодисменты».

Мы с вами хорошо поработали. И в завершении я предлагаю представить на одной ладони улыбку, на другой – радость. А чтобы они не ушли от нас, их надо крепко-крепко соединить в аплодисменты.

                Все молодцы! До новых встреч!

Игра, как средство развития коммуникативных навыков

https://i.ytimg.com/vi/2vwJ7WCcGOg/maxresdefault.jpg

Общение. Это первое, чему мы действительно учимся в жизни.

Забавно, когда мы растем, узнаем наши слова

 и действительно начинаем говорить, труднее становится знать,

 что сказать. Или как спросить то, что нам нужно.

 «Совпадение»

Цель: развитие ассоциативного мышления.

Задачи:

- расширить словарный запас;

- помочь открыть что-то новое, смотреть на происходящее с разных сторон;

- научить мыслить креативно, нестандартно;

- улучшить реакцию на неожиданные ситуации и в поиске решений;

- увеличить объем памяти;

- способствовать развитию новых смысловых связей;

- развить навыки анализа, синтеза, сравнения;

- развить воображение;

- развить речь.

«Совпадение» — это игра на ассоциации, в которой

нужно придумывать слова или словосочетания на

заданную категорию, стараясь, чтобы они совпали

или, наоборот, не совпали с ответами других игроков.

Победителем станет игрок, набравший наибольшее

количество очков за 3 раунда!

Упражнение на основе игры «Алиас»

Цель: формирование хорошего психологического климата и навыка эффективной коммуникации.

Материалы: карточки со словами, секундомер.

Условия игры: Три команды. Каждая команда по очереди выбирает участника, который выходит и будет объяснять своей команде в течении 1 минуты слова на карточке.  На карточке 8 слов, их можно объяснять, не соблюдая очередность. Использовать однокоренные слова, показывать руками – нельзя. Две другие команды внимательно слушают, но не имеют право подсказывать, выкрикивать. За нарушение правил минус 1 балл. В итоге каждый участник должен побывать в роли объясняющего.

За каждое угаданное слово команде начисляется 1 балл.

Побеждает та команда, у которой больше всего очков.

Размер группы: 8-20 человек

Игра «Шпион»

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Задачи:

- развитие способности слушать;

- развитие способности анализировать;

- развитие способностей давать оценку происходящему;

- развитие способностей сравнивать полученную информацию;

Материал: распечатанные карточки.

Время проведения: 40 минут.

Инструкция: Учащимся необходимо разделится на команды (по 6-8 человек). Количество групп будет зависеть от количества учащихся в классе.

В каждой команде каждому выдается карточка с названием местоположения, всем кроме одного. Ему достается пустая карточка. Он будет являться шпионом без определенного нахождения. Его цель угадать заданное местоположение, т.е. ему нужно расспросить членов своей команды и раскрыть место нахождения, не раскрывая свой статус. Все остальные игроки, должны своими вопросами дать знать остальным игрокам, что знают местоположение и не являются шпионом. Но вопросы игроки должны задавать так, чтобы шпион не догадался о заданном местоположении. Вопросы задают все члены команды по кругу, ответы должны быть «Да или «Нет». Через три круга команда должна определится со своими предположениями, кто является шпионом, проводится голосование. Если команда не пришла к единству, игра продолжается еще на один круг. Шпион может закончить игру в любой момент. Члены команды также могут инициировать досрочное голосование.

Если игроки вычислили шпиона, каждому присуждается 1 очко;

Если члены команды вычислили шпиона досрочно +1очко;

Если члены команды вычислили шпиона досрочно, но неправильно - 1 очко начисляется шпиону;

Если шпион угадал местоположение ему присуждается 2 очка;

Если шпион определил место досрочно + 2 очка;

Если шпион определил место досрочно, но неправильно - 1 очко начисляется игрокам.

Принцесса, Дракон и самурай

Инструкция: Давайте разделимся на две, равные по количеству участников команды. Я предлагаю вам сыграть в игру “Принцесса и самурай”. Эта игра похожа на детскую игрушку «Камень-Ножницы-Бумага». Помните такую игру? Да. Только эта игра командная. Это означает, что у участников команд будет время, чтобы договориться какую фигуру они будут показывать. После того как вы договоритесь, команды выстраиваются в две шеренги друг против друга и по моей команде, вы одновременно, показываете выбранные фигуры. Фигур у нас будет три: принцесса, самурай и дракон. Принцесса побеждает Самурая, Самурай дракона, Дракон Принцессу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Изучение и освоение современных педагогических технологий в обучении иностранному языку как средство развития коммуникативных навыков учащихся"

В данной статье описаны современные методы и педагогические технологии, используемые  учителем Зуботаревой Е.Н.в обучении английскому языку...

Педагогическое общение как средство развития коммуникативных навыков кадет

Annotation. In this article various aspects of pedagogical communication as development tools of communicative skills the cadet are considered. Communication as pedagogical category is character...

Педагогическое общение как средство развития коммуникативных навыков кадет

Annotation. In this article various aspects of pedagogical communication as development tools of communicative skills the cadet are considered. Communication as pedagogical category is character...

Интерактивная игра как средство формирования коммуникативных навыков.

Для детей в любом возрасте взрослый является богатейшим источником разнообразных воздействий:  сенсорных,  слуховых и тактильных. Необходимо в такие моменты не просто со стороны наблюдать за...

Статья на тему « Изучение и освоение современных педагогических технологии в обучении иностранному языку как средство развития коммуникативных навыков учащихся».

  В процессе обучения английскому языку использую следующие современные технологии: развивающее обучение, проблемное обучение, разноуровневое обучение, коллективную систему обучения, ...

Иностранный язык как средство развития коммуникативных навыков обучающихся во внеурочной деятельности.

Данная статья посвящена проблеме развития коммуникативных навыков обучающихся на уроках иностранного (английского) языка...

МУЗЫКАЛЬНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ

Данная статья посвящена проблеме развития коммуникативных навыков у старших дошкольников с задержкой психического развития посредством использования музыкальных игр. Взаимосвязь музыкальных игр и комм...