Педагогическое общение как средство развития коммуникативных навыков кадет
план-конспект занятия (7 класс) по теме
Annotation. In this article various aspects of pedagogical communication as development tools of communicative skills the cadet are considered. Communication as pedagogical category is characterized, practical mechanisms of pedagogical communication as development tools of communicative skills the cadet (mental infection, suggestion, belief, imitation) are described.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskoe_obshchenie_statya.doc | 45 КБ |
klassnyy_chas_lyublyu_tebya_moya_rossiya.docx | 25.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогическое общение как средство развития коммуникативных навыков кадет
Е.В. Василива
ФГКОУ «Оренбургское президентское кадетское училище», город Оренбург, Российская Федерация
Annotation. In this article various aspects of pedagogical communication as development tools of communicative skills the cadet are considered. Communication as pedagogical category is characterized, practical mechanisms of pedagogical communication as development tools of communicative skills the cadet (mental infection, suggestion, belief, imitation) are described.
На современном этапе проблема образованности общества связана не только с развитием экономики, повышением ее эффективности и конкурентоспособности. В общемировой ситуации перехода к постиндустриальному обществу, становления новой российской государственности и демократического гражданского общества, обновление образования выступает как решающее условие формирования у россиян системы современных социально значимых ценностей и общественных установок. Именно общее образование, в первую очередь, должно собрать воедино эти ценности и установки с передовыми отечественными традициями в новую ценностную систему общества – систему открытую, вариативную, духовно и культурно насыщенную, диалогичную, толерантную, обеспечивающую становление подлинной гражданственности и патриотизма, как основы дальнейшего развития общества и укрепления государства [2].
Одним из приоритетных направлений в программе содержания и воспитания кадетов ОПКУ является развитие коммуникативных навыков (навыков общения).
Общение – это неотъемлемая часть человеческого бытия.
Человек – существо общественное, поэтому в процессе жизнедеятельности люди вынуждены взаимодействовать. Взаимодействия могут происходить на разных уровнях, одним из которых является общение. Это - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов и связей между людьми (или разумными в той или иной степени существами). Как правило, общение сопровождает практическое взаимодействие людей. Этот процесс становится более полным, если люди озадачены общими целями и представлениями об их достижении. Общие цели и взгляды создают почву для доверия и понимания.
Общение – это особая форма взаимодействия, возможная между, как минимум, двумя разумными существами (это не обязательно люди), в результате которого происходит обмен информацией, выраженной в тех или иных формах. Известно множество различных систем передачи информации, одной из которых является язык, то есть, человеческая речь. Существуют и другие системы обмена информацией, дополняющие речевое общение (жесты, цвета, запахи, однако следует помнить, что в разных культурах их значение различно). Таким образом, можно сказать, что общение – это особая форма деятельности нескольких существ, приводящая к возникновению психических контактов и связей, которые обеспечивают взаимный обмен информацией. Зачастую общение происходит с различными эмоциональными проявлениями, однако, эмоции не обязательный компонент общения [4].
Общение как межличностное взаимодействие возможно только между разумными существами. Например, это могут быть люди и/или некоторые из китообразных. На сегодняшний день считается, что другие виды, не могущие выступать в роли субъектов, нельзя считать обладающими личностью в полной мере. Это вопрос спорный и недостаточно изученный, в особенности, если речь идет о высших приматах, а также о других стадных и стайных, которые разумны на своих уровнях.
Предполагается, что вопрос о возможности развития личности у того или иного организма зависит от наличия второй сигнальной системы.
Феномен общения неизменно вызывает интерес ученых: психологов социологов, биологов и философов. В каждой из наук общение рассматривается по-разному с различных точек зрения [1].
Целесообразно будет рассмотреть следующие механизмы педагогического общения как средства развития коммуникативных навыков кадет, в частности, в деятельности кадетов курса 6-7 класса.
Психическое заражение – это особый способ воздействия с передачей эмоционально-психического настроя, собирает кадетов в группы. Заражение бессознательно. Для возникновения психического заражения нужен начальный транслирующий индуктор (то есть первый). После многократного повторения эмоциональный фон взаимопотенцируется и усиливается [3].
Внушение – это целенаправленное, неаргументированное (или неадекватно аргументированное) воздействие одного человека на другого (или других). Внушаемыми информация воспринимается безоценочно, некритически. Внушение ориентированно на формирование особого психического состояния, служит для побуждения к определенным действиям. Осуществляется в большей мере вербально (речью), а также жестикуляцией. Внушению наиболее подвержены неуверенные в себе люди с характерным доминированием в психике ситуативного настроя. Для успешного внушения необходимо доверие к источнику информации (то есть, его авторитетность) и отсутствие сопротивления воздействию.
Убеждение – это процесс и одновременно результат программно-целевого воздействия. Система доказательств, рациональных аргументов, ориентированных на личность, настроенную критически [5].
Подражание – феномен, обеспечивающий воспроизводство человеком образцов поведения того, с кем он общается. Групповые нормы и ценности в сообществах возникают благодаря феномену подражания. Социально-психическое подражание выполняет коммуникативную, компенсаторную, интерактивную и защитную функции. Подражание основано на биологическом механизме.
Во внеурочное время деятельность по педагогическому общению как средству коммуникативных навыков кадет в корпусе может идти по направлению клуб «Проблемный вопрос».
Клуб «Проблемный вопрос»
Чтобы помочь воспитанникам наладить адекватные межличностные взаимоотношения, повысить коммуникабельность, укрепить уважение к окружающим и чувство собственного достоинства, овладеть навыками эффективного общения, не оставаться наедине с вопросами и проблемами в корпусе будет работать клуб «Проблемный вопрос».
Цель: формирование социальной и коммуникативной компетенции учащихся.
Задачи:
- способствовать развитию навыков социального взаимодействия и культуры общения;
- способствовать формированию здорового образа жизни;
- воспитывать сознательное отношение к гражданскому долгу;
- воспитывать патриотические чувства;
- учить эффективно общаться, высказывать свою точку зрения.
Формы взаимодействия: дискуссия, беседа, диалог, ролевая игра.
Направления работы клуба обозначены так: «гражданин», «патриот», «семья», «здоровье», «досуг и общение», «самоопределение».
Работа клуба в направлении «Гражданин», осуществляется в условиях взаимодействия с правоохранительными органами и представителями исполнительной власти города, депутатами. На заседаниях клуба по данному направлению поднимаются, например, такие вопросы как:
- «Правонарушения или преступление?». Цель: профилактика правонарушений среди подростков, соблюдение гражданских прав и обязанностей.
- «Права и обязанности пешеходов и водителей, надо ли их соблюдать?» Цель: профилактика дорожного травматизма, воспитание ответственного поведения на проезжей части;
- «Конституция – основной закон страны», «Выборы – гражданский долг?» Цель: воспитание ответственности, формирование гражданской и патриотической позиции.
Направление «Здоровье» - это, прежде всего взаимодействие с медиками корпуса, а также медицинскими учреждениями города. На заседаниях рассматривались такие вопросы: «Курить - здоровью вредить». «Скажи наркотикам – нет!». Цель: профилактика по предупреждению распространения наркомании, табакокурения в подростковой среде. Приобщение к здоровому образу жизни.
Следующее направление «Патриот» - это тесное сотрудничество с Клубом ветеранов и обсуждение таких тем как: «Герой живет рядом», «Никто не забыт, ничто не забыто» Цель: воспитание патриотизма, уважения к старшему поколению, формирование интереса к историческому наследию страны.
Направление «Досуг, общение» - осуществляется через взаимодействие со службой психологической поддержки, выпускниками корпуса, творческими людьми города. Интересными для обсуждения стали темы:
- «А правильно мы говорим?». Цель: воспитание культуры речи, бережного отношения к родному языку;
- «Свободное время для души и с пользой». Цель: научить учащихся рационально организовывать досуг в свободное от учебы время.
Направление «Семья» - ключевой в этом направлении стала тема «Подросток и семья» Цель: формирование нравственного долга детей перед родителями; определение роли детского участия в делах семьи.
В качестве экспертов, помогающих ориентировать воспитанников в возникающих вопросах, на заседания клуба приглашаются социальный педагог, воспитатели, классные руководители, родители.
Направление «Самоопределение» - осуществляется через сотрудничество с воспитателями, службой психологической поддержки, социальным педагогом, классными руководителями, выпускниками, темы заседаний:
- «Теперь я кадет». Цель: обеспечение успешной адаптации вновь прибывших воспитанников, воспитание ответственности, культуры поведения и общения в новом коллективе;
- «Профессию выбираем вместе». Цель: способствовать формированию навыков социального взаимодействия, потребности учащихся в самоопределении.
Таким образом, работа данного клубного объединения позволяет осуществить наиболее эффективное влияние педагогического общения на кадетов, а также закрепить коммуникативные навыки у кадет.
Список литературы
1. Бахвалов А. Ещё раз об истории и особенностях управления кадетскими корпусами в России // Образование.- №3, 2001
2. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение,2011.- 96 с.
3. Интеграция дополнительного и других сфер образования: Коллективная монография. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д.Ушинского, 2005. – 160с
4. Корсакова, Т. В. Уклад школьной жизни как среда развития личности / Т. В. Корсакова // Педагогика.- 2011.- №4.- С. 37-41.
5. Леман А. И. Очерки кадетской жизни. СПб., 1888.
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ОРЕНБУРГСКОЕ ПРЕЗИДЕНТСКОЕ КАДЕТСКОЕ УЧИЛИЩЕ»
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ
внеклассного мероприятия
«Люблю тебя, моя Россия!»
для воспитанников 8 «Д» класса
Составила: Василива Е.Г. кл. воспитатель 8 Д кл.
План-конспект
ФИО педагога | Василива Е.Г. |
Тема | «Люблю тебя, моя Россия!» |
Форма мероприятия | Классный час |
Класс | |
Дата проведения | 14 .10.2011г. |
Цели и задачи мероприятия | 1. Воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою страну, за «малую» родину; 2. Развивать интерес к истории России; 3. Закрепить понятия «государство», «гражданин», «государственные символы страны». |
Оборудование | Персональный компьютер |
Ход мероприятия:
№ | Этап | Время | Основное содержание | Примечание |
1 | Введение | 5 мин. | ИСТОРИЮ СВОЕЙ СТРАНЫ И СВОЕГО НАРОДА ДОЛЖЕН ЗНАТЬ ЛЮБОЙ УВАЖАЮЩИЙ СЕБЯ ЧЕЛОВЕК. «НАМ МНОГОЕ ПРОСТИТ ЭПОХА, ОТЛЮБИТ С НАМИ, ОТГРУСТИТ, НО ЧТО РОССИЮ ЗНАЕМ ПЛОХО, ТОГО УЖ, ВИДНО, НЕ ПРОСТИТ!» Воспитатель: Слайд 1 - Как вы понимаете слова, которые я взяла эпиграфом к нашему уроку? - Как вы думаете, о чем пойдет на нем речь? Слайд 2 - Сегодня мы будем говорить о нашей Родине. А как вы понимаете слово «Родина»? Откуда оно произошло? (ответы воспитанников) - Давайте проверим ваши предположения Слайд 3 - А что говорят об этом мастера художественного слова? Слайд 4,5,6 Что мы Родиной зовём? Что мы Родиной зовем? Дом, где мы с тобой растём Солнце в небе голубом И березки у дороги, И душистый, золотистый хлеб По которой мы идем. За праздничным столом. Что мы Родиной зовем? Край, где мы с тобой живем, И рубиновые звезды- Звезды мира над Кремлем. | |
2 | Основная часть | 25 мин. | Воспитатель: Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина – это место, где ты родился, где ты живёшь со своими родителями, со своими друзьями. Как называется наша Родина? (ответы воспитанников) Россия или Российская Федерация На свете много разных стран, Но есть одна: От белых льдов до теплых рек Раскинулась она. Ребята, посмотрите на карту Слайд7 - Найдите нашу страну. Каким цветом она обозначена? (бордовый или темно-коричневый) А теперь сравните нашу страну по размеру с другими странами. Какая страна занимает самую большую площадь? (Россия) Воспитатель: Велика наша Родина. Если сесть в самолёт и пролететь над территорией нашей страны, то можно увидеть белоснежные толщи льда и знойные пустыни, вольные степи и холодную тундру, высокие горы и могучие реки, и гордость нашего государства – её зелёный наряд – леса. Все мы живём в огромной стране название, которой – Россия. Россия – самая большая страна на свете. Границы России проходят и по суше, и по морю. Наша страна очень красива и богата. Воспитатель: Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и её историю. А олицетворяют родную землю её символы. Как вы понимаете слово символы? (ответы воспитанников) Каждое государство имеет свои символы: Герб Флаг Гимн Символы – это знаки отличия нашей страны от других стран. Воспитатель: Символы нашей Родины насчитывают не одну сотню лет. Первый государственный герб появился в конце XV в., первый флаг - в XVIII в., а первый гимн – в XIX в. Сегодня на уроке мы познакомимся с ними. Слайд 8,9,10 Воспитатель: Что такое герб? Где мы можем увидеть изображение гербов? (ответы воспитанников) Герб – это отличительный знак государства, города, рода, изображаемый на флагах, монетах, печатях и других официальных документах. Слово «герб» в переводе означает «наследство». В нем отражена история Практическая работа: На слайде представлены изображения гербов различных стран, задача ребят: - Найти герб нашей страны Что изображено на гербе? (ответы воспитанников) Основными элементами герба России являются всадник с копьем и двуглавый орел. Двуглавый орел на гербе России почитается как знак полной государственной независимости. Воспитатель: Герб представляет собой изображение золотого двуглавого орла, помещённое на красном щите. Это символ единства народов России. Воспитатель: Послушайте стихотворение, написанное ещё в XIX веке Пусть крепнет от моря до моря О каких символах России говорится в стихотворении? (О флаге и гербе). Слово “Флаг” – голландского происхождения и означает “корабельное знамя”. А слово “знамя” происходит от слов “знаменье, знак”. Знамя – это знак того, кому оно принадлежит, его символ. Практическая работа: Ребята, вспомните, как выглядит российский флаг и нарисуйте его в графическом редакторе Paint. (ответы воспитанников, работа над заданием) Воспитатель: 11 декабря 1993 года президент России подписал указ «О государственном флаге Российской Федерации». В соответствии с ним устанавливались белый, синий и красный цвета флага. Эти цвета издавна почитались на Руси. Наш российский флаг – трёхцветный. Каждому цвету придаётся своё значение. Белый цвет – цвет чистоты, надежды. Красный – цвет крови, жизни. Синий – цвет безоблачного мирного неба. Где можно увидеть государственный флаг России? (ответы воспитанников) Воспитатель: Государственный флаг РФ постоянно поднят на зданиях органов власти нашей страны. Он вывешивается в дни государственных праздников, торжественных церемоний. Поднимается на зданиях дипломатических представительств России за рубежом. Флаг – наша святыня, и мы должны относиться к нему с уважением и почитанием. Звучит фонограмма гимна Воспитатель: Как называется это музыкальное произведение? Какое оно? Какие чувства вы испытываете, когда слушаете его? (ответы воспитанников) Слово «гимн» греческого происхождения, оно означает «торжественная, хвалебная песня». Гимн исполняется в особых, наиболее важных случаях. Его слушают и исполняют стоя Гимн имеет огромное значение для своего народа как в прошлом так и в настоящем Воспитатель: У гимна тоже своя история, с которой вам ещё предстоит познакомиться. Текст нового гимна принадлежит известному советскому писателю С.В.Михалкову (р. 1913г.), а музыка – композитору и дирижёру А.В.Александрову (1883-1946гг.). Государственный гимн РФ был утвержден Государственной Думой в декабре 2000 года. Текст гимна утвержден указом Президента России В.В.Путина 30.12 2000г. Так, накануне Нового года и Нового века у России появился новый гимн. Торжественные звуки гимна сплачивают нацию, вселяют в неё чувство гордости за свою Родину, вдохновляют народ на новые свершения – такова идея гимна Обязательная традиция иметь каждой стране свои герб, флаг, гимн установилась в XX веке. Они нужны, как воплощение её истории и отражение настоящего, как выражение патриотизма её граждан и обозначение на международной арене, как её зрительный и музыкальный образ. Отношение к гербу, флагу и гимну – это и отношение к самому государству. Оскорбление же государственных символов сродни оскорблению и государства, и его народа, его истории и культуры Воспитатель: Мы обязаны чтить и уважать своих потомков и трудиться на благо своей Родины, чтобы и последующие поколения могли ею гордиться - Давайте поразмышляем над таким вопросом Слайд 11 «Я горжусь тобой Россия, потому, что…» ( ответы воспитанников) - Наша страна прошла долгий и интересный исторический путь. В трудные времена Россия всегда находила выход из самой, даже казалось, нерешаемой ситуации и проблемы. Она по праву может гордиться прежде всего людьми, которые проживают в нашей стране – (Слайд 12)великими полководцами, (слайд 13)поэтами и писателями, (слайд 14) художниками и композиторами,(слайд 15) космонавтами, спортсменами, (слайд16,17)великими городами (слайд 18,19,20,21,22,23)достопримечательностями природы, архитектуры, памятниками. Слайд 24 - Семерку лучших достопримечательностей страны огласили во время празднования Дня России на Красной площади 12 июня 2008 года. За победителей, которых определяли с осени прошлого года, успели проголосовать почти 26 миллионов человек. Одну из обще-признанных российских достопримечательностей собравшиеся на концерт в центре города могли лицезреть прямо на Красной площади. Проект «Семь чудес России» стартовал осенью 2007 года. Он был организован как ответ европейским « Семи новым чудесам света», в список которых не попала ни одна российская достопримечательность. Тогда представители российской медиаиндустрии выступили с инициативой дать свой ответ Европе. «Главная семерка была определена с использованием системы тайного рейтингового голосования» Со всех российских федеральных округов были собраны заявки по объектам, которые россияне считают чудом. Среди 380 достопримечательностей значились и природные объекты, и архитектурные шедевры, и рукотворные вещи. Основной критерий для претендентов – «ощущение чуда и то, чем можно гордиться». - В итоге победителями общероссийского голосования стали гора Эльбрус, озеро Байкал, Долина гейзеров, Столбы выветривания, Петергоф, Мамаев курган и статуя Родина-Мать и собор Василия Блаженного. Слайд 25 Высочайшая вершина Европы гора Эльбрус располагается на границе Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии. Западная вершина Эльбруса возвышается над уровнем моря на 5642 метра, восточная – на 5621 метр. Эльбрус знаменит своими огромными лед-никами, площадь которых составляет 144 кв. километра. Слайд 26 Озеро Байкал является самым древним и глубоким озером в мире. Его глубина достигает 1637 метров. Озеро занимает более 23 тыс. кв. км, что составляет около 22% запасов всей пресной воды земного шара. Слайд 27 В Долине гейзеров на Камчатке действует более 200 термальных источников, в том числе около 90 гейзеров, которые выбрасывают струи кипящей воды и пара на десятки метров в высоту. Температура почвы на глубине 1 метр вблизи гейзеров достигает 70 градусов по Цельсию. Слайд 28 Природный памятник «Столбы выветривания» расположен на территории Троицко-Печорского района Коми, в междуречье Ичотляги и Печоры. Высота столбов достигает 42 метров. Слайд 29 Петергоф в Санкт-Петербурге известен своим красивым парком, тремя каскадами и 150 фонтанами. Слайд 30 Мамаев курган и статуя Родины-Матери в Волгограде созданы в память о решающем сражении в ходе Великой Отечественной войны – Сталинградской битве. Слайд 31 Собор Василия Блаженного расположен в самом центре Москвы и является не только главным храмом Красной площади, но и символом всей России. Он построен в 1555–1561 годах по указу Ивана Грозного в честь взятия Казанского ханства. Собор представляет собой симметричный ансамбль из восьми церквей, окружающих центральную церковь, увенчанную «шатром». - А какую достопримечательность вы могли бы предложить в качестве 8-го чуда России из нашей малой Родины – Оренбуржья -Что вы как граждане можете с гордостью назвать чудом? - А кто из ребят иногородних готов рассказать о тех достопримечательностях, которые по праву могли занять этот достойный список? | |
3 | Заключительная часть | 10 мин. | Воспитатель: Мы познакомились с государственными символами величия и могущества России. Они достались нам в наследство от предков. Какими они станут в будущем – зависит только от нас. Хочется закончить наш разговор на поэтической ноте. Нет на свете родины милее, - Что может сделать каждый из нас, чтобы Родина цвела и могли ею гордиться? Воспитатель: Каждый из нас – частичка Родины. На следующем занятии мы поговорим о наших семьях. Попробуйте нарисовать флаг и герб вашей семьи на компьютере или на альбомном листе. |
Воспитатель 8 «Д» класса: Василива Е.Г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Изучение и освоение современных педагогических технологий в обучении иностранному языку как средство развития коммуникативных навыков учащихся"
В данной статье описаны современные методы и педагогические технологии, используемые учителем Зуботаревой Е.Н.в обучении английскому языку...
Педагогическое общение как средство развития коммуникативных навыков кадет
Annotation. In this article various aspects of pedagogical communication as development tools of communicative skills the cadet are considered. Communication as pedagogical category is character...
Статья "Общение, как средство развития коммуникативных и социальных умений и навыков у детей с ТМНР".
Общение - важнейший фактор формирование личночти, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя непосредственно через других людей. Общение играет особую р...
Сообщение на педагогическом совете на тему: ««Развитие коммуникативных навыков у обучающихся с нарушением интеллекта через игровую деятельность в ходе реализации ФГОС».
Рассуждения на тему: "Развитие коммуникативных навыков у обучающихся с нарушением интеллекта через игровую деятельность в ходе реализации ФГОС"...
Статья на тему « Изучение и освоение современных педагогических технологии в обучении иностранному языку как средство развития коммуникативных навыков учащихся».
В процессе обучения английскому языку использую следующие современные технологии: развивающее обучение, проблемное обучение, разноуровневое обучение, коллективную систему обучения, ...
Иностранный язык как средство развития коммуникативных навыков обучающихся во внеурочной деятельности.
Данная статья посвящена проблеме развития коммуникативных навыков обучающихся на уроках иностранного (английского) языка...
Развивающая психолого-педагогическая программа "Общение без границ" (развитие коммуникативных навыков у учащихся)
Развивающая психолого-педагогическая программа "Общение без границ" (развитие коммуникативных навыков у учащихся)...