МУЗЫКАЛЬНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ
статья по музыке

Учанина Людмила Юрьевна

Данная статья посвящена проблеме развития коммуникативных навыков у старших дошкольников с задержкой психического развития посредством использования музыкальных игр. Взаимосвязь музыкальных игр и коммуникации детей очень тесна, так как в процессе музыкальных игр мы можем формировать у детей эмоциональную сферу, умение вступать в контакт с другими людьми, понимать их переживания, что безусловно напрямую связано с развитием коммуникативных навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_muz_igre_uchanina_1_2.docx22.08 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Учанина Л.Ю., Андреева А.А.

ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет

им. Г.Р. Державина»

mila.uchanina@mail.ru, andreevaliona@mail.ru

Тамбов, Россия

МУЗЫКАЛЬНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация: данная статья посвящена проблеме развития коммуникативных навыков у старших дошкольников с задержкой психического развития посредством использования музыкальных игр. Взаимосвязь музыкальных игр и коммуникации детей очень тесна, так как в процессе музыкальных игр мы можем формировать у детей эмоциональную сферу, умение вступать в контакт с другими людьми, понимать их переживания, что безусловно напрямую связано с развитием коммуникативных навыков.

Ключевые слова: старшие дошкольники, коммуникативные навыки, музыкальная игра.

Речь является одной из важнейших психических функций, обеспечивающих гармоничное развитие ребенка. Грамотно развитая речь позволяет ребенку полноценно взаимодействовать со сверстниками, соответственно успешнее социализироваться. Помимо социализации речевая функция обеспечивает так же обмен информацией, что позволяет ребенку знакомиться с окружающим миром, получать новые знания и расширять кругозор. Коммуникация и коммуникативные навыки позволяют ребенку успешно вступать в контакт со сверстниками, что необходимо не только для того, чтобы выстроить общение, но и узнать другого человека, его потребности, эмоции. Данные умения являются залогом успешного взаимодействия и установления межличностных связей детей. Вопросами изучения коммуникативной стороны общения в дошкольном возрасте занимались такие ученые, как Е.Р. Баенская, Н.Ю. Борякова,
В.В. Лебединский, М.М. Либлинг, С.А. Морозов, О.С. Никольская,
и другие.

Стоит отметить, что посредством коммуникации ребенок не только познает окружающую действительность и узнает других людей, но также в процессе общения у него формируются представления о себе самом.

По мнению Н.Ю. Боряковой дошкольное детство является важным возрастным этапом, на котором закладываются основные представления и формируются необходимые умения у ребенка, определяющие его дальнейшее развитие. Общение – это одна из важнейших психологических функций, формирующееся на этапе раннего и дошкольного детства [3].

В норме развития коммуникативные способности формируются у ребенка самостоятельно в процессе онтогенеза, в совместной деятельности со взрослым, подражая ему. У нормативно развивающегося ребенка речь формируется по подражанию.

Дети с задержкой психического развития (ЗПР) составляют значительную часть всей численности детей дошкольного возраста. Стоит отметить, что из года в год количество детей с данным диагнозом увеличивается и возрастает потребность в организации психолого-педагогического сопровождения данной категории детей.

Задержка психического развития представляет собой отставание в развитии всей психической деятельности.

Стоит отметить, что при задержке психического развития в первую очередь нарушена мыслительная деятельность дошкольников. Помимо интеллектуальной сферы у дошкольников наблюдаются частичное нарушение всей психической деятельности. Данные нарушения у одних детей могут быть более грубыми, у других частично сохранными. Все психические процессы у дошкольников с задержкой психического развития имеют особенности в развитии.

У детей с задержкой психического развития наблюдается отставание в развитии в том числе и речевой функции. Стоит отметить, что отставание в развитии может быть не равномерным. Один компонент речевой деятельности может развиваться лучше, другой хуже, но вся коммуникативная деятельность не соответствует возрастным нормам развития.

В связи с этим формирование всей психической деятельности у дошкольников с задержкой психического развития требует специально организованной коррекционной работы. Речевая функция у дошкольников и навыки коммуникации формируются с помощью специальных занятий, проводимых специалистами комплексно [1]. Как отмечают Н.Ю. Милованова А.А. Андреева «необходимо проведение систематической педагогической работы по формированию у них коммуникативных навыков доступными средствами» [6, с. 758].

Учитывая, что основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра, вся коррекционная работа строится на основе игровой деятельности. Существует множество различных игр, которые специалисты используют в коррекционной работе по развитию коммуникативных навыков у дошкольников задержкой психического развития. Среди таких игр основными являются:

- дидактические игры;

- сюжетно-ролевые игры;

- подвижные игры и другие.

Также выделяют ряд других игр, способствующих развитию коммуникативных навыков старших дошкольников с задержкой психического развития. Одним из видов таких игр являются музыкальные игры.

Музыкальная игра является разновидностью игр, способствующих развитию темпо-ритмической и мелодико-интонационной стороны речи у дошкольников. Стоит отметить, что музыкальные игры используются в работе с детьми раннего возраста и старше. Отличительной чертой музыкальных игр является её эмоциональное окрашенность, вызывающие интерес у дошкольников с задержкой психического развития. В связи с тем, что эмоциональная сфера у дошкольников с задержкой психического развития развита недостаточно, Л.Р. Давидович отмечает, что детям данной категории необходимо предъявлять игры и задания эмоционально окрашенные [5].

Музыкальные игры позволяют решать большой спектр задач, одними из которых являются:

- познавательное развитие;

- эстетическое развитие;

- развитие эмоциональной сферы;

- развитие коммуникативных способностей;

- развитие познавательных психических процессов: памяти, мышления, воображение, восприятия [6].

Развитие данных способностей и качеств является необходимым условием гармоничного развития ребёнка, его успешной социализации, готовности к школьному обучению.

В контексте развития коммуникативных навыков у старших дошкольников с задержкой психического развития, музыкальные игры используются с целью вызывания у детей интереса к общению, установления и оптимизации межличностных отношений.

В процессе использования музыкальных игр у дошкольников развивается чувство товарищества, умение понимать чужие и свои эмоции, приходить на помощь сверстнику, а также просить о помощи самостоятельно.

В исследовании Н.В. Вдовиной Н.М. Шишеловой, отмечено, что основная цель музыкальных игр: социализация дошкольников с задержкой психического развития, формирование у него социальной уверенности, развитие желания к коммуникации [4].

На основании исследования научной литературы, можно отметить, что основными задачами использования музыкальных игр с целью развития коммуникативных навыков у дошкольников задержкой психического развития являются:

  1. Формирование коммуникативных навыков, таких как: умение понимать эмоции собеседника, экологично выражать собственные эмоции и переживания, уметь вступать в беседу и поддерживать её как со знакомыми сверстниками и взрослыми, так и с новыми.
  2. Воспитание у ребёнка задержкой психического развития эмоционально положительного отношение к окружающим людям.
  3. Развитие социальных и социально-психологических навыков: умение отстаивать свою точку зрения и свои интересы в беседе, умение вступать в конфликт и экологично завершать его, умение договориться либо уступить.

Среди музыкальных игр существуют также различные виды, которые используются с определённой узкой целью.

Рассмотрев различные коррекционно-педагогические подходы, мы выявили, что основным категориям музыкальных игр, развивающих коммуникативные навыки у дошкольников задержкой психического развития, относится:

- игры, направленные на эмоциональное успокоение и расслабления дошкольников;

- игры, направленные на вызывании доверия к окружающему миру и окружающим людям;

- игры, направленные на регуляцию поведение, контроля собственной деятельности;

- игры, направленные на создание положительных эмоций при новых знакомствах.

Стоит отметить, что музыкальное сопровождение и музыкальные игры эффективны при развитии коммуникативных навыков у старших дошкольников с задержкой психического развития как на специально организованных коррекционно-развивающих занятиях, так и в свободной деятельности детей.

Таким образом, современные технологии в музыкальной деятельности, а также сотрудничество родителей, воспитателей и музыкального руководителя способствует коммуникативному развитию детей дошкольного возраста.

Литература

  1. Бехтерев В.М. Проблемы развития и воспитания человека. Избранные психологические труды. / Под ред. А.В. Брушлинского,
    В.А. Кольцовой. М.: МПСИ; В.: МОДЭК, 2010.
  2. Боровцова Л.А. Ознакомление с окружающим миром детей с проблемами в развитии. Тамбов: изд-во ТГУ имени Г.Р. Державина, 2010.
  3. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. М.: Гном-Пресс, 2002.
  4. Вдовина Н.В., Шишелова Н.М. Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателем в работе с детьми с задержкой психического развития на группе компенсирующей направленности // Современные тенденции, опыт и перспективы образования особых детей: материалы XIМеждународной научно-практической конференции. Череповец: изд-во Череповецкий государственный университет, 2020. С. 206-211.
  5. Давидович Л.Р. Семейное воспитание детей с нарушениями в развитии. М.: изд-во МПСУ; Воронеж: изд-во МОДЭК, 2019.
  6. Милованова Н.Ю., Андреева А.А. Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра с использованием народной сказки // Педагогика. Вопросы теории и практики.. 2022. Т. 7. № 7. С. 756-763.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Изучение и освоение современных педагогических технологий в обучении иностранному языку как средство развития коммуникативных навыков учащихся"

В данной статье описаны современные методы и педагогические технологии, используемые  учителем Зуботаревой Е.Н.в обучении английскому языку...

Педагогическое общение как средство развития коммуникативных навыков кадет

Annotation. In this article various aspects of pedagogical communication as development tools of communicative skills the cadet are considered. Communication as pedagogical category is character...

Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ через игру.

Игра – это одно из ведущих средств  воспитания и развития личности ребенка. Обучение детей с ОВЗ наиболее успешно осуществляется в повседневной жизни, путем интеграции естественных для детей видо...

Интерактивная игра как средство формирования коммуникативных навыков.

Для детей в любом возрасте взрослый является богатейшим источником разнообразных воздействий:  сенсорных,  слуховых и тактильных. Необходимо в такие моменты не просто со стороны наблюдать за...

Буклет «Рекомендации для родителей: использование средств логоритмики для развития коммуникативных навыков у детей с нарушением интеллекта».

Логоритмика – это доступная и универсальная форма целенаправленной коррекции речевой и психомоторной функции детей, а также эффективное средство развития коммуникативных навыков у младших школьн...

Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством песочной арт-терапии

 У детей с задержкой психического развития умение общаться не возникает само собой. Наблюдения показывают, что большинство воспитанников на момент зачисления в группу в разной степени испы...

Игра, как средство развития коммуникативных навыков"

Общение. Это первое, чему мы действительно учимся в жизни. Забавно, когда мы растем, узнаем наши слова и действительно начинаем говорить, труднее становится знать, что сказать. Или как спрос...