Педагогическое общение как средство развития коммуникативных навыков кадет
статья (7 класс) на тему

 

Annotation. In this article various aspects of pedagogical communication as development tools of communicative skills the cadet are considered. Communication as pedagogical category is characterized, practical mechanisms of pedagogical communication as development tools of communicative skills the cadet (mental infection, suggestion, belief, imitation) are described.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskoe_obshchenie_statya.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическое общение как средство развития коммуникативных навыков кадет

Е.В. Василива

ФГКОУ «Оренбургское президентское кадетское училище», город Оренбург, Российская Федерация

Annotation. In this article various aspects of pedagogical communication as development tools of communicative skills the cadet are considered. Communication as pedagogical category is characterized, practical mechanisms of pedagogical communication as development tools of communicative skills the cadet (mental infection, suggestion, belief, imitation) are described.

На современном этапе проблема образованности общества связана не только с развитием экономики, повышением ее эффективности и конкурентоспособности. В общемировой ситуации перехода к постиндустриальному обществу, становления новой российской государственности и демократического гражданского общества, обновление образования выступает как решающее условие формирования у россиян системы современных социально значимых ценностей и общественных установок. Именно общее образование, в первую очередь, должно собрать воедино эти ценности и установки с передовыми отечественными традициями в новую ценностную систему общества – систему открытую, вариативную, духовно и культурно насыщенную, диалогичную, толерантную, обеспечивающую становление подлинной гражданственности и патриотизма, как основы дальнейшего развития общества и укрепления государства [2].

Одним из приоритетных направлений в программе содержания и воспитания кадетов ОПКУ является развитие коммуникативных навыков (навыков общения).

Общение – это неотъемлемая часть человеческого бытия.

Человек – существо общественное, поэтому в процессе жизнедеятельности люди вынуждены взаимодействовать. Взаимодействия могут происходить на разных уровнях, одним из которых является общение. Это - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов и связей между людьми (или разумными в той или иной степени существами). Как правило, общение сопровождает практическое взаимодействие людей. Этот процесс становится более полным, если люди озадачены общими целями и представлениями об их достижении. Общие цели и взгляды создают почву для доверия и понимания.

Общение – это особая форма взаимодействия, возможная между, как минимум, двумя разумными существами (это не обязательно люди), в результате которого происходит обмен информацией, выраженной в тех или иных формах. Известно множество различных систем передачи информации, одной из которых является язык, то есть, человеческая речь. Существуют и другие системы обмена информацией, дополняющие речевое общение (жесты, цвета, запахи, однако следует помнить, что в разных культурах их значение различно). Таким образом, можно сказать, что общение – это особая форма деятельности нескольких существ, приводящая к возникновению психических контактов и связей, которые обеспечивают взаимный обмен информацией. Зачастую общение происходит с различными эмоциональными проявлениями, однако, эмоции не обязательный компонент общения [4].

Общение как межличностное взаимодействие возможно только между разумными существами. Например, это могут быть люди и/или некоторые из китообразных. На сегодняшний день считается, что другие виды, не могущие выступать в роли субъектов, нельзя считать обладающими личностью в полной мере. Это вопрос спорный и недостаточно изученный, в особенности, если речь идет о высших приматах, а также о других стадных и стайных, которые разумны на своих уровнях.

Предполагается, что вопрос о возможности развития личности у того или иного организма зависит от наличия второй сигнальной системы.

Феномен общения неизменно вызывает интерес ученых: психологов социологов, биологов и философов. В каждой из наук общение рассматривается по-разному с различных точек зрения [1].

Целесообразно будет рассмотреть следующие механизмы педагогического общения как средства развития коммуникативных навыков кадет, в частности, в деятельности кадетов курса 6-7 класса.

Психическое заражение – это особый способ воздействия с передачей эмоционально-психического настроя, собирает кадетов в группы. Заражение бессознательно. Для возникновения психического заражения нужен начальный транслирующий индуктор (то есть первый). После многократного повторения эмоциональный фон взаимопотенцируется и усиливается [3].

Внушение – это целенаправленное, неаргументированное (или неадекватно аргументированное) воздействие одного человека на другого (или других). Внушаемыми информация воспринимается безоценочно, некритически. Внушение ориентированно на формирование особого психического состояния, служит для побуждения к определенным действиям. Осуществляется в большей мере вербально (речью), а также жестикуляцией. Внушению наиболее подвержены неуверенные в себе люди с характерным доминированием в психике ситуативного настроя. Для успешного внушения необходимо доверие к источнику информации (то есть, его авторитетность) и отсутствие сопротивления воздействию.

Убеждение – это процесс и одновременно результат программно-целевого воздействия. Система доказательств, рациональных аргументов, ориентированных на личность, настроенную критически [5].

Подражание – феномен, обеспечивающий воспроизводство человеком образцов поведения того, с кем он общается. Групповые нормы и ценности в сообществах возникают благодаря феномену подражания. Социально-психическое подражание выполняет коммуникативную, компенсаторную, интерактивную и защитную функции. Подражание основано на биологическом механизме.

Во внеурочное время деятельность по педагогическому общению как средству коммуникативных навыков кадет в корпусе может идти по направлению  клуб «Проблемный вопрос».

Клуб «Проблемный вопрос»

Чтобы помочь воспитанникам наладить адекватные межличностные взаимоотношения, повысить коммуникабельность, укрепить уважение к окружающим и чувство собственного достоинства, овладеть навыками эффективного общения, не оставаться наедине с вопросами и проблемами в корпусе будет работать клуб «Проблемный вопрос».

Цель:  формирование социальной и коммуникативной компетенции учащихся.

Задачи:

- способствовать развитию навыков социального взаимодействия и   культуры общения;

- способствовать формированию здорового образа жизни;

- воспитывать сознательное отношение к гражданскому долгу;

- воспитывать патриотические чувства;

- учить эффективно общаться, высказывать свою точку зрения.

Формы  взаимодействия: дискуссия, беседа, диалог, ролевая игра.

Направления работы клуба  обозначены так: «гражданин», «патриот», «семья», «здоровье», «досуг и общение», «самоопределение».  

Работа клуба в направлении «Гражданин», осуществляется в условиях взаимодействия с правоохранительными органами и представителями исполнительной власти города, депутатами. На заседаниях клуба по данному направлению поднимаются, например, такие вопросы как:

- «Правонарушения или преступление?». Цель: профилактика правонарушений среди подростков, соблюдение  гражданских прав и обязанностей.

- «Права и обязанности пешеходов и водителей, надо ли их соблюдать?» Цель: профилактика дорожного травматизма, воспитание ответственного поведения на проезжей части;

- «Конституция – основной закон страны»,  «Выборы – гражданский долг?» Цель: воспитание ответственности, формирование гражданской и патриотической позиции.

Направление «Здоровье» - это,  прежде всего взаимодействие с медиками корпуса, а также медицинскими учреждениями города.  На заседаниях рассматривались такие вопросы: «Курить - здоровью вредить». «Скажи наркотикам – нет!». Цель: профилактика по предупреждению распространения наркомании, табакокурения в подростковой среде. Приобщение к здоровому образу жизни.

Следующее направление «Патриот» - это тесное сотрудничество с Клубом ветеранов и обсуждение таких тем как: «Герой живет рядом», «Никто не забыт, ничто не забыто» Цель: воспитание патриотизма, уважения к старшему поколению, формирование интереса к историческому наследию страны.

Направление «Досуг, общение» - осуществляется через взаимодействие со службой психологической поддержки, выпускниками корпуса, творческими людьми города. Интересными для обсуждения стали темы:

- «А правильно мы говорим?». Цель: воспитание культуры речи, бережного отношения  к родному языку;

- «Свободное время для души и с пользой». Цель:  научить учащихся рационально организовывать  досуг в свободное от учебы время.

Направление «Семья» - ключевой в этом направлении стала тема «Подросток и семья» Цель:  формирование нравственного долга детей перед родителями; определение роли детского участия в делах семьи.

В качестве экспертов, помогающих ориентировать воспитанников в  возникающих вопросах, на заседания клуба приглашаются социальный педагог, воспитатели, классные руководители, родители.

Направление «Самоопределение» - осуществляется через  сотрудничество с воспитателями,  службой психологической поддержки, социальным педагогом, классными руководителями, выпускниками, темы заседаний:

- «Теперь я кадет». Цель: обеспечение успешной адаптации вновь прибывших воспитанников, воспитание ответственности, культуры поведения и общения в  новом коллективе;

- «Профессию выбираем вместе». Цель: способствовать формированию навыков социального взаимодействия, потребности учащихся в самоопределении.

Таким образом, работа данного клубного объединения позволяет осуществить наиболее эффективное влияние педагогического общения на кадетов, а также закрепить коммуникативные навыки у кадет.    

Список литературы

1. Бахвалов А. Ещё раз об истории и особенностях управления кадетскими корпусами в России // Образование.- №3, 2001

2. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение,2011.- 96 с.

3. Интеграция дополнительного и других сфер образования: Коллективная монография. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д.Ушинского, 2005. – 160с

4. Корсакова, Т. В. Уклад школьной жизни как среда развития личности / Т. В. Корсакова // Педагогика.- 2011.- №4.- С. 37-41.

5. Леман А. И. Очерки кадетской жизни. СПб., 1888.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Изучение и освоение современных педагогических технологий в обучении иностранному языку как средство развития коммуникативных навыков учащихся"

В данной статье описаны современные методы и педагогические технологии, используемые  учителем Зуботаревой Е.Н.в обучении английскому языку...

Педагогическое общение как средство развития коммуникативных навыков кадет

Annotation. In this article various aspects of pedagogical communication as development tools of communicative skills the cadet are considered. Communication as pedagogical category is character...

Статья "Общение, как средство развития коммуникативных и социальных умений и навыков у детей с ТМНР".

Общение - важнейший фактор формирование личночти, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя непосредственно через других людей. Общение играет особую р...

Сообщение на педагогическом совете на тему: ««Развитие коммуникативных навыков у обучающихся с нарушением интеллекта через игровую деятельность в ходе реализации ФГОС».

Рассуждения на тему: "Развитие коммуникативных навыков у обучающихся  с нарушением интеллекта через игровую деятельность в ходе реализации ФГОС"...

Статья на тему « Изучение и освоение современных педагогических технологии в обучении иностранному языку как средство развития коммуникативных навыков учащихся».

  В процессе обучения английскому языку использую следующие современные технологии: развивающее обучение, проблемное обучение, разноуровневое обучение, коллективную систему обучения, ...

Иностранный язык как средство развития коммуникативных навыков обучающихся во внеурочной деятельности.

Данная статья посвящена проблеме развития коммуникативных навыков обучающихся на уроках иностранного (английского) языка...

Развивающая психолого-педагогическая программа "Общение без границ" (развитие коммуникативных навыков у учащихся)

Развивающая психолого-педагогическая программа "Общение без границ" (развитие коммуникативных навыков у учащихся)...