Иностранный язык как средство развития коммуникативных навыков обучающихся во внеурочной деятельности.
статья по английскому языку

Князева Анастасия Михайловна

Данная статья посвящена проблеме развития коммуникативных навыков обучающихся на уроках иностранного (английского) языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Иностранный язык как средство развития коммуникативных навыков обучающихся во внеурочной деятельности.

  1. Вступление. Актуальность темы
  2. Коммуникативная компетенция
  1.  Понятие коммуникативной компетенции.
  2. Формирование коммуникативной компетенции в начальной школе
  1. Игровые педагогические технологии.
  1. Игровые педагогические технологии. Определение
  2. Игровые педагогические технологии. Особенности
  3. Игровые педагогические технологии. Задачи и основные направления
  4. Преимущества и недостатки игровых технологий
  5. Игровые педагогические технологии на уроках английского языка
  6. Разновидности игр
  1. Примеры игр, применяемых на уроках английского языка.
  1. Орфографические игры.
  2. Фонетические игры.
  3. Лексические игры
  4. Грамматические игры
  1. Выводы. Заключение.
  2. Список использованной литературы.


  1. Вступление. Актуальность темы

Одним из важнейших требований, которые предъявляют сегодня к образованию, является формирование личности успешного и  конкурентоспособного выпускника, компетентного, ответственного, способного применять полученные знания в повседневной жизни, самосовершенствоваться и добиваться положительных результатов после школы.

Обновленные ФГОС начального среднего образования требуют разнообразия организационных форм и учета индивидуальных особенностей каждого обучающегося. Также они требуют познавательных мотивов, обеспечивающих рост творческого потенциала, обогащения видов взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

Одной из основных задач, стоящих перед учителем при обучении иностранному языку, является формирование коммуникативной компетенции, ведь это ключ к успешной учебной деятельности и ресурс социальной адаптации в жизни. Это подразумевает расширение списка коммуникативных ситуаций и стратегий, которые могут применяться в школе. 

  1. Коммуникативная компетенция
  1. Понятие коммуникативной компетенции.

Что же такое коммуникативная компетенция? Существует два взаимодополняющих определения:

  1. Коммуникативная компетенция – это умение строить эффективную речевую деятельность и эффективное речевое поведение, которые соответствуют нормам социального взаимодействия.
  2. Коммуникативная компетенция – это способность человека к общению в одном или всех видах речевой деятельности, которое представляет собой приобретенное в процессе естественной коммуникации или специально организованного обучения особое качество реальной личности (5, 8).
  3.  Коммуникативную компетенцию определяют еще и как готовность и способность к взаимодействию, вербальному и невербальному (мимика, язык тела), с другими людьми (11).
  1. Формирование коммуникативной компетенции в начальной школе

Формирование коммуникативной компетенции в начальной школе – условие успешности обучения младших школьников (11). Доктор педагогических наук А.В.Хуторской утверждал, что коммуникативная компетенция младших школьников включает:

- знание способов взаимодействия с окружающими событиями и людьми;

- навыки работы в группе, коллективе;

- владение различными социальными ролями (12).

Именно эти этапы мы можем тренировать на уроках в школе, развивая тем самым коммуникативную компетенцию.

Возвращаясь к определению коммуникативной компетенции как готовности и способности к общению, скажем, что это важнейшее качество, создающее комфортную среду для общения (3).

Это значит, что на уроках важно обеспечить положительный настрой и комфортную атмосферу. Ребенку должно нравиться то, чем он занимается на уроке, ему должно быть интересно. Следовательно, учителю следует продумать наиболее эффективные виды деятельности, а также формы и технологии.

Здесь на помощь педагогу приходят игровые педагогические технологии.

  1. Игровые педагогические технологии.
  1. Игровые педагогические технологии. Определение

Игровая педагогическая технология - организация педагогического процесса в виде различных педагогических игр. Эта концепция отличается от игр тем, что они имеют четко сформулированную цель и соответствующий педагогический результат. Игровая педагогическая технология включает в себя

различные методы организации педагогического процесса в виде игр. Результат игр оправдан, наблюдается в явном виде и характеризуется определенной образовательной ориентацией (1).

  1. Игровые педагогические технологии. Особенности

Цель игровых технологий - создать полноценную мотивационную основу для формирования навыков и способностей деятельности в зависимости от условий функционирования учебного процесса (1).

Концепция «игровой педагогической технологии» предполагает следующие концептуальные основы игровой деятельности:

- игра присуща личности;

- в игре есть воспитание и образование, действующие как универсальная и необходимая форма умственного развития детей;

- игры в школе с их регулярным применением в качестве метода обучения становятся средством, сознательно используемым для помощи в обучении и тем самым приобретают подчиненную ценность для обучения (4).

Форма игры создается с помощью игровых приемов и ситуаций, действуя как средство мотивации, стимулируя учебную деятельность.

  1. Игровые педагогические технологии. Задачи и основные направления

Психолого–педагогическими задачами игровых форм уроков являются следующие:

1) Изучение нового материала, формирование умений и навыков, обобщение и контроль знаний.

2) Раскрытие творческих возможностей обучающихся.

3) Воспитание коллективизма и взаимовыручки в решении трудных проблем.

 4) Взаимообучение. Взаимообогащение информацией и умениями.

5) Воспитание чувства сопереживания друг другу.

6) Формирование практических навыков.

7) Использование всех методов мотивации и стимулирования обучающихся (9).

В своих работах К.Селевко отмечал, что реализация игровых методов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:

- дидактическая цель ставится перед обучающимися в форме игровой задачи;

- учебная деятельность подчиняется правилам игры;

- учебный материал используется в качестве игры;

- в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую (10).

  1.  Преимущества и недостатки игровых технологий

Преимущества игровых технологий:

1. Позволяют активизировать и интенсифицировать учебный процесс.

2. Осуществляются межпредметные связи, интеграция учебных дисциплин.

3. Меняется мотивация обучения (знания усваиваются не про запас, не для будущего времени, а для обеспечения непосредственных игровых успехов обучающихся в реальном для них процессе).

4. Сокращение времени накопления опыта (опыт, который в обычных условиях накапливается в течение многих лет, может быть получен с помощью деловых игр в течение недели или месяца).

5. Возможность перенесения полученных знаний и умений на игровые упражнения, которые моделируют возможные реальные ситуации.

6. Формирование навыков работы в команде, умения общаться в соревновательном аспекте, конструктивного ведения диалога и дискуссий.

Среди основных недостатков игровых методов можно выделить следующие:

1. Акцентирование внимания участников игры на выполнение игровых действий и поиск путей, ведущих к победе, а не на содержании материала.

2. Высокая трудность подготовки к занятию.

3. Сложность при оценивании обучающихся.

4. Сложность в организации и проблемы с дисциплиной.

Однако, важно отметить, что при правильном подходе к организации уроков с применением игровых технологий, все эти недостатки возможно предотвратить. Также влияние недостатков можно снизить созданием каждым учителем своего игрового комплекса, связанного едиными целями с планированием (9).

  1. Игровые педагогические технологии на уроках английского языка

 В искусственной языковой среде  при обучении иностранному языку игры доказали свою эффективность.

Применение игр на уроках иностранного языка позволяет сделать скучную работу более  интересной и увлекательной для обучающихся. Самостоятельность в решении речемыслительных задач при индивидуальных формах работы, быстрая реакция в общении при групповых формах, максимальная мобилизация речевых навыков - все эти характерные качества речевого умения проявляются во время проведения игр.

Кроме того, важен и психологический момент. В игре все равны. Она посильна практически каждому ученику, даже тому, который не имеет достаточно прочных знаний в языке. Более того, слабый в языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность, а также быстрота реакции здесь оказываются,  порой,  более важными, чем знания по предмету. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости,  ощущение посильности заданий - всё это даёт  возможность ученику преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, снижается боязнь ошибок, благотворно сказывается на результатах обучения (2).

  1. Разновидности игр.

Существует несколько классификаций или игр.

Мы рассмотрели этот вопрос применительно именно к урокам английского языка. На уроках по данному предмету необходимо отрабатывать фонетические, орфографические, грамматические и лексические навыки, что сказывается на специфике игр, применяемых на уроках.

В зависимости от целей и особенностей,  игры на уроках английского языка принято подразделять на: (см. Таблицу 1).

Таблица 1. Категории игр на уроках английского языка, по цели и особенностям

Группы (категории) игр

Цель игры

Название игры

Фонетические

- формирование фонетических навыков

  1. «Любопытный зайчик»
  2. Игры с карточками
  3. «Назови слово».
  4. Разучивание рифмовок.

Орфографические

- формирование навыков правописания

  1. The ABC Games
  2. Дежурная буква
  3. The comb
  4. Анаграммы.
  5. Сканворды.
  6. Кроссворды.
  7. Ребусы.

Лексические

- семантизация новой лексики;

- формирование лексических навыков

  1. «Hangman»
  2. “Look Sharp”
  3. Загадки
  4. «Собери портфель»

Грамматические

- презентация нового грамматического материала;

- формирование и отработка грамматических навыков

  1. «Дракон To Be»
  2. «Отгадай»
  3. «Have you got… ?»
  4. «Комнатный бой»
  5. “Hide-and-Seek”

Фонетические игры применяются для отработки фонетических навыков, правильного произношения определенных звуков и слов в целом. Орфографические игры помогают запомнить правописание слов, а грамматические помогают разобраться с правилами грамматики. Лексические игры созданы для отработки лексического материала. Сюжетно-ролевые игры способствуют формированию навыков аудирования и говорения в монологической и диалогической речи, могут помочь в проработке конфликтных ситуаций или же отработать правильное поведение в определенной ситуации общения.

4.Примеры игр, применяемых на уроках английского языка.

Из своей практики расскажу о тех играх, которые вызывают интерес у школьников, как на уроке, так и на занятиях по внеурочной деятельности.

4.1. Орфографические игры.

 В самом начале изучения английского языка во 2 классе, во время разучивания алфавита можно играть в разнообразные The ABC Games (разновидность орфографических игр), например:

•. Учитель имеет два набора карточек с буквами алфавита. Класс делится на две команды. Каждая команда получает один набор карточек. Ученики выстраиваются на возможно дальнем расстоянии от доски. Когда учитель произносит слово, скажем, “pencil”, ученики с соответствующими буквами бегут к доске и составляют это слово. Команда, составившая слово первой, получает количество очков по числу букв в слове.

• Еще одна «многофункциональная» игра, «The Chain of Letters». Ею можно заменить физкультминутку или же использовать в конце урока, как элемент рефлексии. Ее основное место во втором классе – при изучении алфавита, но она может использоваться и в третьем, и четвертом классе для актуализации знаний. Все участники игры встают в круг. Ученики по очереди называют по одной букве алфавита. Тот, кто ошибается или слишком долго вспоминает нужную букву, выбывает из игры, то есть занимает свое место. Побеждает тот, кто не допускает ни одной ошибки. В этой игре буквы можно заменить цифрами и числами, названиями времен года, месяцев, дней недели и т. п.

 • Также можно усложнить задачу, называя буквы алфавита от A до Z, добавив фразу со словом на свою букву: “A is for Apple”, “B is for Ball”, “C is for Cat” и т. д.

В более старшем возрасте можно использовать собственно орфографические игры, цель которых – упражнение в написании английских слов. Часть игр рассчитаны на тренировку памяти учащихся, другие основаны на некоторых закономерностях в правописании английских слов. Большинство игр можно использовать при проверке домашнего задания.

• Дежурная буква. Дежурный называет букву, с которой должны начинаться все слова. Играющие пишут как можно больше слов. На выполнение отводится 2-3 минуты: wall, wish, window … . Если слово написано с ошибкой, оно не засчитывается и сжигает одно набранное очко.

• The comb.  Класс делится на две – три команды. В зависимости от числа команд на доске два или три раза пишется какое-нибудь слово. Например: EXERCISE. Представители команд по очереди подбегают к доске и пишут слова, начинающиеся с букв, составляющих слово exercise, по вертикали. Каждый пишет одно слово, причем слова не должны повторяться.

Также продуктивными могут быть различные анаграммы, кроссворды, сканворды и ребусы.

4.2. Фонетические игры.

В начале урока целесообразно проводить фонетические игры, цель которых – постановка правильной артикуляции органов речи учащихся при произнесении отдельных английских звуков.

Это могут быть игры с использованием рифмовок на английском языке, направленные на отработку особенно сложных звуков.

• Игра «Любопытный зайчик» (направлена на отработку межзубного звонкого звука (буквосочетание TH)). Проговаривается рифмовка:

This is a bear, this is a hare,

This is a dog, this is a frog.

This is a car, this is a star,

This is a ball, this is a doll.

Одновременно учитель предлагает поиграть в трусливого, но любопытного зайчика (язычок), который выглядывает из норки, чтобы посмотреть на игрушки, но каждый рая прячется обратно.

• Игры с карточками с фонетическими символами и буквами на установление звукобуквенных соответствий, например «Собери пары».

• «Назови слово». Name something beginning with the sound B: … bear, ball, bed…Можно играть на скорость, или же побеждает тот ученик, кто назвал последнее слово.

•В игровой форме можно провести и физкультминутку. Так при изучении темы «Глаголы движения» можно поиграть в игру «Повторяй за мной». Суть игры: показать и назвать глагол движения. Однако по мере усвоения учащимися новой лексики, игра усложняется и видоизменяется. На первом этапе движение называет и показывает учитель, ученики повторяют и движения, и слова. Когда лексика освоена, учитель, а позже ведущий из учеников только показывает действия, учащиеся же должны его повторить и назвать самостоятельно. Таким образом, в ходе игры происходит актуализация или закрепление лексики и проводится физкультминутка.

С помощью этой же игры мы отрабатываем конструкцию «Let’s do something”. Элементы пантомимы используются и при изучении других лексических тем: Спорт, Одежда, Внешность, Части тела и др.

4.3.  Лексические игры

Лексические игры преследуют цели: Тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке; активизировать речемыслительную деятельность учащихся; развивать речевую реакцию учащихся. Ряд игр предназначен для тренировки учащихся в употреблении отдельных частей речи, например, числительных, прилагательных. Другие игры соответствуют определенным темам «Покупки», «Внешность», «Одежда».  

• «Hangman». Ведущий рисует на доске клетки по числу букв задуманного им слова. Участники игры по очереди задают ему вопросы: Is there the letter … in it? Does it have a letter? Если названная буква имеется в задуманном слове, ведущий записывает ее в соответствующую клетку и ученик, назвавший ее, получает право на следующий вопрос. Если же названной буквы нет в слове, учащийся, задавший вопрос, выбывает из игры. Игру продолжают другие ребята, и побеждает тот, кто назовет задуманное слово.

• Игра “Be Sharp” позволяет повторить лексику. Она проводится в быстром темпе, без пауз. В игре принимают участие все обучающиеся. Учитель передает одному из учеников мячик и называет любое слово, представляющую собой ту или иную часть речи (или той же теме), и быстро передает мяч одному из соседей. Ученик, нарушивший правила игры, выбывает из нее. Примеры: One – two – three – four – five и т.д. (Часть речи – числительное). Red – green – blue – brown – white и т.д. (Часть речи прилагательное).

• Также отработка лексических навыков происходит через загадки. Ребятам дается задание на уроке или дома описать животное (дом, часть тела, игрушку, фрукт, сказочного героя), не называя его. Если задание домашнее, то на следующем уроке проверка домашнего задания проходит в форме «конкурса загадок». Применяется и обратный прием, когда дети загадывают слово (животное, сказочного героя и т.п.), а водящий или команда-соперник отгадывает его, задавая общие вопросы. Такие приемы позволяют не только закрепить изученную лексику по той или иной теме, но и отработать грамматические структуры утвердительного предложения, общего вопроса, краткого и полного ответа на него.

• «Собери портфель». В игре участвует весь класс. Выходят к доске по желанию. Учитель: Поможем Буратино собраться в школу. Ученик берёт находящиеся на столе предметы, складывает их в портфель, называя каждый предмет по-английски: This is a book. This is a pen (pencil, pencil-box). Побеждает тот, кто последним назовет предмет.

4.4. Грамматические игры

Отдельную группу занимают грамматические игры. Цели таких игр - научить учащихся употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности, а также создать естественную ситуацию для употребления данного речевого образца. В начальной школе дети порой не знают и по-русски названия частей речи и членов предложения, поэтому обучение грамматике английского языка также целесообразно проводить через игру.

• Так, для объяснения грамматической темы «Глагол to be» можно использовать игру «Дракон To Be». Детям показывают картинку, изображающую дракона, каждая из голов которого – одна из форм глагола to be. Учитель рассказывает сказку про дракона, у которого каждая голова имела свой характер и говорила определенные предложения.   Следующая за сказкой игра может состоять в том, чтобы догадаться, какая из голов дракона произносит данную фразу.

 Такие же сказки используются для объяснения и других тем: артикли, окончание –s у глаголов в 3 лице ед.ч. и т.п. Эти истории очень нравятся ребятам, с их помощью они легко и с удовольствием осваивают азы грамматики. А полученные знания отрабатываются в том числе и в игровых упражнениях.

• «Отгадай». Цель – активизация в речи общих вопросов. Один из учащихся загадывает, что он любит делать, остальные задают ему вопросы: Do you like swimming? Do you like playing football? До тех пор, пока не отгадают. Отгадавший становится водящим.

• «Have you got… ?» Цель: тренировать учащихся в употреблении общих вопросов с глаголом have got. На столе учителя разложены игрушки. Ученикам предлагается посмотреть на них и запомнить. Предварительно можно повторить с учащимися все названия по-английски. Затем ученики отворачиваются, а ведущий берёт со стола какую-либо игрушку и прячет её за спиной. Остальные игрушки закрываются газетой. Ученики задают вопросы ведущему: Have you got a cat? Have you got a dog? и т. д. и так до тех пор, пока кто-либо из учеников не отгадает спрятанную игрушку. Он и занимает место ведущего.

• «Комнатный бой». Это грамматическая игра на отработку структуры There is/There are. В игре – два человека. Каждый из участников рисует план своей комнаты (они не должны видеть рисунков друг друга), а также пустой квадрат, представляющий собой план комнаты партнера, который будет заполняться «мебелью» в ходе игры. При этом заранее оговариваются названия и количество предметов в комнатах. Затем они по очереди задают друг другу вопросы, пытаясь выяснить расположение мебели в комнате партнера. Например: Is there a table in the middle of the room? Is there a TV-set in the left corner ? Если ответ утвердительный, то спрашивающий делает соответствующие рисунки в пустом квадрате и задает следующий вопрос. Если ответ отрицательный, он теряет право задавать вопросы и отвечает на вопросы партнера. Выигрывает тот, кто первым отгадал расположение мебели в комнате партнера и заполнил пустой квадрат.

•  “Hide-and-Seek”, направлена на отработку предлогов. На листке бумаги дети рисуют одинаковые квадраты, которые являются их комнатами. Располагают в комнате: стол, софу, кресло, коврик, кровать, книжную полку. Обводят кружочком то место (предположим, за креслом), где они спрятали игрушку. Повернувшись друг к другу, стараются выяснить, где спрятан предмет. С помощью вопроса: Is it under the armchair? Is it behind the sofa? … Так до тех пор, пока не угадают.

Это, конечно же, не полный перечень игр, используемых на уроках английского языка в начальной школе: его можно пополнять до бесконечности. Более того, одна игра может одновременно нести в себе и лексический, и грамматический, и фонетический материал. Игра может быть запланированной, а может быть и импровизацией. Она может вклиниться в любой этап урока или пронизывать весь урок. Для учителя же главное помнить, что игра – лишь элемент урока, и она должна служить достижению дидактических целей урока. Поэтому необходимо точно знать какой именно навык, умения тренируется в данной игре, что ребенок не умел делать до проведения игры и чему он научился в процессе игры.

  1. Выводы. Заключение.

Игровые методы часто очень просты по своей организации и не требуют специального оборудования. Игровые методы могут быть использованы на каждом уроке иностранного языка, главное, чтобы они соответствовали целям и задачам обучения.

Тем не менее, следует помнить, что при всей привлекательности и эффективности игр необходимо иметь чувство меры, иначе они утомят учащихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия.

 Подводя итог выше изложенному, можно отметить следующие преимущества использования игровых технологий:

- игровые технологии способствуют повышению интереса, активизации и развитию мышления;

- являются естественной формой труда ребенка, приготовлением к будущей жизни;

- способствуют передаче опыта старших поколений младшим;

- способствуют использованию знаний в новой ситуации;

- способствуют объединению коллектива и формированию ответственности.

 «Минусы» при использовании игровых технологий следующие:

- сложность в организации и проблемы с дисциплиной;

- подготовка требует больших затрат времени, нежели ее проведение;

- увлекшись игровой оболочкой можно потерять образовательное содержание;

- невозможность использовать на любом материале;

- сложность в оценке учащихся.


  1. Список использованной литературы.
  1. Бахир В.К. Развивающее обучение // Начальная школа. - 2009.-№ 5
  2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности /Л.И. Божович.- М.:Педагогика, 2007. — М.: Просвещение
  3. Бочарникова М.А., Понятие «коммуникативная компетенция» и его становление в научной среде/ Молодой ученый. – 2009. – №8

4.  Ганина Н. С. Игровые технологии на начальном этапе обучения — Альманах школы, 2007г. № 139

5. Зимняя И.А., Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. – М..: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004

6. Ильченко Е.В., Игры, импровизации и мини-спектакли на уроках английского языка. М.: «Центр современных гуманитарных исследований», 2003г.

7. Колесникова И.Е., Игры на уроке английского языка. 5 кл.: пособие для учителя - Минск : Нар. асвета, 2009г.

8. Петровская Л.А. Компетентность в общении: Социально-психологический тренинг. – М., Изд-во МГУ, 2009

 9. Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении и развитии / П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров. - М.: РПА, 2016

10.  Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса. М.: Винтаж, - 2011.

11. Хвостова Е.В. Развитие коммуникативной компетенции младших школьников во внеклассной деятельности//Материалы научно-практической конференции 19-20 апреля 2005г. Екатеренбург, 2005

12. Хуторской А.В., Ключевые компетентности, как компонент личностноориентированной парадигмы образования /А.Хуторской// Народное образование.-2013.-№2

Интернет ресурсы

  1. http://www.it-n.ru/ - сеть творческих учителей
  2. https://urok.1sept.ru/ 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Изучение и освоение современных педагогических технологий в обучении иностранному языку как средство развития коммуникативных навыков учащихся"

В данной статье описаны современные методы и педагогические технологии, используемые  учителем Зуботаревой Е.Н.в обучении английскому языку...

Статья на тему « Изучение и освоение современных педагогических технологии в обучении иностранному языку как средство развития коммуникативных навыков учащихся».

  В процессе обучения английскому языку использую следующие современные технологии: развивающее обучение, проблемное обучение, разноуровневое обучение, коллективную систему обучения, ...

Статья «Творческий предметный выезд на иностранном языке» как средство развития коммуникативной компетенции учащихся.

Эта статья может быть полезна тем, кто считает, что развитие коммуникативной компетенции -это важнейший фактор в обучении иностранных языков. В материалах предлагается один из способов нестандартного ...

«Создание ситуации успеха на уроке иностранного языка как средство развития коммуникативной компетенции учащихся»

Название проекта«Создание ситуации успеха на уроке иностранного языка как средство развития коммуникативной компетенции учащихся» Цель проектаСоздать условия для формирования коммуникативн...

Проектная деятельность по иностранному языку как средство развития метапредметных навыков учащихся и повышения качества образования

Проектная деятельность - неотъемлемая часть урочной и внеурочной деятельности при обучении иностранному языку...

Иностранный язык как средство развития коммуникативных навыков обучающихся во внеурочной деятельности

Данный доклад был представлен в декабре 2023 года на районных методических чтениях...

Работа с текстом на уроках русского языка как средство развития коммуникативных навыков и личности учащегося

Совершенствование методики комплексного анализа текста на уроках русского языка связано с актуализацией универсальных приемов учебной деятельности: выразительного чтения и лексической работы. Цель дан...