Реализация программы коррекции самооценки подростков.
статья по психологии

Разработка и реализация комплекса занятий, направленного на нормализации самооценки молодежи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реализация программы коррекции самооценки молодежи

Цель: разработка и реализация комплекса занятий, направленного на

нормализации самооценки молодежи.

Задачи:

1. Разработать комплекс занятий, направленный на нормализацию самооценки молодежи.

2. Реализовать комплекс занятий, направленный на нормализацию самооценки молодежи.

3. Проанализировать проведенные занятия

Посредством нашей программы, мы проведем коррекцию низкой и завышенной самооценки молодежи. Программа будет проводиться в виде тренинга, т.к. именно в тренинговой группе, человек пользуется полным доверием и не боится доверять другим.

Цель комплекса занятий: формирование различных сторон «Я»

подростка - мотивации учебной деятельности; умений и навыков

межличностного общения, уверенности в себе и навыков самопознания.

Задачи:

1. Вооружить подростков системой понятий, необходимых для

психологического анализа своей личности, группы и социальнопсихологических ситуаций.

2. Познать свои слабые и сильные стороны во взаимодействии с

другими людьми.

3. Способствовать формированию навыков общения, умению слушать,

высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и

пониманию других людей.

4. Способствовать позитивному развитию мотивов межличностных

отношений.

6.        Развить навыки рефлексии и обратной связи.

Структура занятий

Общая структура занятий включает в себя следующие разделы:

Ритуал приветствия        позволяющий сплачивать участников группы, создавать атмосферу группового доверия и принятия;

Разминка        настраивающая участников на продуктивную групповую

деятельность, позволяющая установить контакт, активизировать членов группы, поднять настроение, снять эмоциональное возбуждение

Основное содержание занятия        представляющее собой совокупность

упражнений и приемов, направленных на развитие познавательных

процессов, формирование социальных навыков, установление

взаимоотношений между участниками группы.

Рефлексия        предполагающая обмен мнениями и чувствами о проведенном занятии

Прощание        способствующий завершению занятия и укреплению чувства единства в группе.

Данная программа опирается на ряд принципов:

- принцип «здесь и теперь»;

- принцип искренности;

- принцип «Я-высказывания»;

- принцип запрета на диагнозы и оценку;

- принцип личной ответственности;

- принцип личного вклада;

- принцип конфиденциальности;

- принцип инициативы участников;

- принцип постоянства.

 Сроки реализации занятий: занятия проводятся раз в неделю,

продолжительностью 1 - 1 1/2 часа

Тематический план комплекса занятий, направленного на нормализацию

самооценки молодежи представлен в таблице 1.

Таблица 1

Тематический план комплекса занятий, направленного на нормализацию самооценки молодежи.

№        Цель и задачи занятий        Техники        Материалы

1.Вводное. Ознакомление с программой занятий. «Встреча»        Цели:

-определение особенностей личности каждого учащегося;

- создание климата психологической безопасности;

- создание условий для лучшего знакомства        Игра

- «Визитка»

- «Если бы я…»

- «Молекулы»

- «Мои добрые дела»

- Рефлексия:

«Сегодня узнал…»

- «Ток»        - визитки

- ручка

- бланки для игры.

2. «Мир во мне»        Цели:

- создание климата психологической безопасности;

- выяснить, как участник группы воспринимает себя, какие черты, стороны своей личности он оценивает как положительные, какие считает отрицательными;

- формирование установки на взаимопонимание.        Игра

- «Кто я?»

- «Интервью»

- «Молекулы».

- Проективный рисунок:

«Я - идеальное и Я - реальное»

- Рефлексия:

«Сегодня на занятии я почувствовал…»

-«Улыбка другу»        - карточки желтые и зеленые;

- ручка;

- бумага;

- цветные карандаши;

- фломастеры.

3.«Мир вокруг меня»        Цель:

понимание того, как человек видит

другого, какие качества личности

другого для него наиболее значимы

и как это соотносится с ценностью своих собственных качеств, то есть

несколько адекватно человек

воспринимает других людей,

возникающих вокруг ситуации и

мир в целом.        Игра

- «Умение вести

разговор»

- «Пойми меня»

- «Заросли»

- «Таможня»

- Рефлексия:

«Сегодня я

научился…»

-«Улыбка другу»        -записки с

заданиями;

- тетрадь;

- ручка.

4. «Я глазами мира» (1)        Цели:

- Развитие внимания к другим

людям, понимание их;

-Развитие чувственности к

эмоциональному состоянию

другого человека.        Игра

- «Диалог

руками»

- «Ходьба»

- Мини

сочинение

«Каким я вижу

каждого

участника

тренинга, себя?

- Рефлексия:

«Сегодня я

понял…»

- «Ток»        - шарф;

- ручка;

- блокнот;

5. «Я глазами мира» (2)        Цели:

-Предоставить возможность

участникам увидеть себя глазами

других людей;

-Формирование умения слушать и

давать обратную связь;

-Развитие межличностного

доверия.        Игра

- «Анализ

ассоциаций»

- «Мой сосед

справа»

- «Черное и белое

кресло»

- Рефлексия:

«Сегодня я

почувствовал…»

- «Дерево

дружбы»        - магнитофон;

- диск;

- два кресла;

6. «О пользе и вреде эмоций. Хочу ли я быть хозяином своих чувств, управлять своими эмоциями?»        Цели:

-научить участников тренинга

управлять своими эмоциями;

- исследование вреда и пользы

разных эмоций из собственного опыта.        Игра-разминка

- «Вопрос-ответ»

- «Крокодил»

- «Доверие»

- «Угадай, что я

изображаю»

- Рефлексия:

«Сегодня я

понял…»

-«Улыбка другу»        - мяч;

- шарф;

- бумага;

- маркер.

7.«Осознание себя. Работа с чувствами»        Цели:

- Дать понятие о чувствах человека;

- Научиться говорить друг другу приятное;

-Научить способам разрешения конфликтных ситуаций;

-Научиться способам выражения

чувств.        Игра

- «Список

чувств»

- «Подарки по

кругу».

-«Молекулы»

- Ролевые игры с

конфликтным

содержанием

- «Дерево

дружбы»

- Рефлексия:

«Сегодня я

научился…»        - ручка;

- тетрадь;

- фотографии.

8.«Необычный опыт общения. Осознать свои идеалы и различные

черты»        Цель:

-помочь участникам осознать свои

индивидуальные особенности;

-способствовать улучшению

представления о себе.        Игра

- «Спина к

спине»

- «Мои идеалы»

- «Заросли»

- «Монстр»

- Рефлексия:

«Сегодня я

понял…»

-«Дерево дружбы»        - бумага

- маркер;

- тетрадь;

- ручка.

9.«Взаимодействие миров»        Цели:

-выявление проблем, не

позволяющих каждому члену

группы эффектно участвовать в

групповых формах

взаимодействия;

-диагностика и отработка

необходимых для этого умений

(слушать, понимать, поддерживать,

развивать точку зрения других)        Дискуссия соревнование;

Игра

- «Колокол»

- «Необитаемый

остров»

- Рефлексия: «А

Теперь я смогу…»

-«Улыбка другу»        - бумага;

- ручка

10.«Итоговое занятие. Прощание -пожелание. Впечатления»        Цели:

- закрепление чувства собственной

значимости;

- закрепление навыков

межличностного общения;

- утверждение чувства групповой

поддержки, близости, значимости

группы для каждого;

- завершить работу тренинговой

группы, ответить на все вопросы,

оказать необходимую

психологическую поддержку и

настрой на будущее        Игра

- «Мостик»

- «Комплимент»

- Проективный

рисунок «Наша

группа»

- Рефлексия:

«Связующая

нить»

- «Дерево

дружбы»        - бумага;

- ножницы;

- коврик;

- ручка;

- ватман;

- фломастеры;

- клубок

ниток.

Данный комплекс занятий, направленный на повышение самооценки подростков из неблагополучных семей, состоял из 10 занятий, которые проходили в три этапа: вводный, основной и заключительный.

Каждое тренинговое занятие имело общую схему:

1. Ритуал приветствия

2. Ритуал принятия, напоминания правила работы.

3. Рефлексия прошлого занятия.

4. Основное содержание.

5. Рефлексия занятия.

6. Ритуал прощания.

Пример группового занятия:

Занятие 2.

Цель занятия: выяснить как участники группы воспринимают себя, какие черты, стороны своей личности они оценивают как положительные, какие считают отрицательными.

В игре «Кто я?» явно видно какие проблемы присутствуют в семье у испытуемых, у Галины и Левона частные конфликты в семье, они ответили в положительное качество - сдержанность, а отрицательные - агрессия, у Алина и Виктории родители злоупотребляют алкоголем, поэтому положительными качествами считают - забота, отрицательными - одиночество, Алёна, Андрей и Витя положительными качествами считают уверенность в себе, то чего им не хватает, так как успехи в учебе не важные и сверстники не с желанием общаются с ними, отрицательными качествами они назвали - одиночество. Чтобы раскрыть особенности каждого подростка, провели игру «Интервью». Для формирования установки на взаимопонимание, на то, как видят тебя окружающие, подросткам предлагалось нарисовать проективный рисунок «Я-идеальное и Я-реальное».

В завершении второго занятия рефлексия: «Сегодня на занятии я почувствовал...», а на прощание «Улыбка другу».

Пример заключительного занятия:

Заключительный этап - это десятое занятие, «Итоговое. Прощание -пожелание. Впечатления». Цель - завершение работы тренинговой группы, ответы на все вопросы, оказание необходимой психологической поддержкии настрой на будущее. В игре «Мостик», подростки делились на пары, каждому ставилась задача, после чего анализировались способы разрешения ситуаций, подростки пришли к общему выводу о том, как важно сказать другому, что ты хочешь сделать сам и чего ожидаешь от другого.

Задачи были решены, цель достигнута. Поэтому реализация предложенных тренинговых занятий считается успешной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекции индивидуально-психологических факторов риска формирования аддиктивного поведения у подростков обучающихся в школе VII вида. Автор: Ратнер Л.А

Концептуальной основой программы стала концепция «Навыков жизни». Под жизненными навыками понимаются те навыки личностного поведения и межличностного взаимодействия, которые позволяют развивать позити...

Коррекция самооценки

Индивидуальная программа психолог-педагогического сопровождения, направленная на коррекцию самооценки подростка с нарушением слуха...

Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на коррекцию самооценки

Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на коррекцию самооценки подростка с нарушением слуха...

Педсовет. Выступление на тему: "Реализации программ с учащимися 1 – 5 классов в 2019-2020 уч. году Коррекционно-развивающая логопедическая программа «Коррекция устной и письменной речи».

ПедсоветВыступление на тему:"Реализации программ с учащимися 1 – 5 классов в 2019-2020 уч. годуКоррекционно-развивающая логопедическая программа «Коррекция устной и письменной ре...

Теоретические аспекты самооценки подростков и ее коррекция.

Самооценка — это способность человека составить определенное суждение о ценности, значении или качестве своих действий, поступков, сторон личности. К видам самооценки относятся: адекватная и неа...