Реализация программы коррекции самооценки подростков.
статья по психологии
Разработка и реализация комплекса занятий, направленного на нормализации самооценки молодежи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teoreticheskie_aspekty_samootsenki_cheloveka_i_ee_korrektsiya.docx | 19.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализация программы коррекции самооценки молодежи
Цель: разработка и реализация комплекса занятий, направленного на
нормализации самооценки молодежи.
Задачи:
1. Разработать комплекс занятий, направленный на нормализацию самооценки молодежи.
2. Реализовать комплекс занятий, направленный на нормализацию самооценки молодежи.
3. Проанализировать проведенные занятия
Посредством нашей программы, мы проведем коррекцию низкой и завышенной самооценки молодежи. Программа будет проводиться в виде тренинга, т.к. именно в тренинговой группе, человек пользуется полным доверием и не боится доверять другим.
Цель комплекса занятий: формирование различных сторон «Я»
подростка - мотивации учебной деятельности; умений и навыков
межличностного общения, уверенности в себе и навыков самопознания.
Задачи:
1. Вооружить подростков системой понятий, необходимых для
психологического анализа своей личности, группы и социальнопсихологических ситуаций.
2. Познать свои слабые и сильные стороны во взаимодействии с
другими людьми.
3. Способствовать формированию навыков общения, умению слушать,
высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и
пониманию других людей.
4. Способствовать позитивному развитию мотивов межличностных
отношений.
6. Развить навыки рефлексии и обратной связи.
Структура занятий
Общая структура занятий включает в себя следующие разделы:
Ритуал приветствия позволяющий сплачивать участников группы, создавать атмосферу группового доверия и принятия;
Разминка настраивающая участников на продуктивную групповую
деятельность, позволяющая установить контакт, активизировать членов группы, поднять настроение, снять эмоциональное возбуждение
Основное содержание занятия представляющее собой совокупность
упражнений и приемов, направленных на развитие познавательных
процессов, формирование социальных навыков, установление
взаимоотношений между участниками группы.
Рефлексия предполагающая обмен мнениями и чувствами о проведенном занятии
Прощание способствующий завершению занятия и укреплению чувства единства в группе.
Данная программа опирается на ряд принципов:
- принцип «здесь и теперь»;
- принцип искренности;
- принцип «Я-высказывания»;
- принцип запрета на диагнозы и оценку;
- принцип личной ответственности;
- принцип личного вклада;
- принцип конфиденциальности;
- принцип инициативы участников;
- принцип постоянства.
Сроки реализации занятий: занятия проводятся раз в неделю,
продолжительностью 1 - 1 1/2 часа
Тематический план комплекса занятий, направленного на нормализацию
самооценки молодежи представлен в таблице 1.
Таблица 1
Тематический план комплекса занятий, направленного на нормализацию самооценки молодежи.
№ Цель и задачи занятий Техники Материалы
1.Вводное. Ознакомление с программой занятий. «Встреча» Цели:
-определение особенностей личности каждого учащегося;
- создание климата психологической безопасности;
- создание условий для лучшего знакомства Игра
- «Визитка»
- «Если бы я…»
- «Молекулы»
- «Мои добрые дела»
- Рефлексия:
«Сегодня узнал…»
- «Ток» - визитки
- ручка
- бланки для игры.
2. «Мир во мне» Цели:
- создание климата психологической безопасности;
- выяснить, как участник группы воспринимает себя, какие черты, стороны своей личности он оценивает как положительные, какие считает отрицательными;
- формирование установки на взаимопонимание. Игра
- «Кто я?»
- «Интервью»
- «Молекулы».
- Проективный рисунок:
«Я - идеальное и Я - реальное»
- Рефлексия:
«Сегодня на занятии я почувствовал…»
-«Улыбка другу» - карточки желтые и зеленые;
- ручка;
- бумага;
- цветные карандаши;
- фломастеры.
3.«Мир вокруг меня» Цель:
понимание того, как человек видит
другого, какие качества личности
другого для него наиболее значимы
и как это соотносится с ценностью своих собственных качеств, то есть
несколько адекватно человек
воспринимает других людей,
возникающих вокруг ситуации и
мир в целом. Игра
- «Умение вести
разговор»
- «Пойми меня»
- «Заросли»
- «Таможня»
- Рефлексия:
«Сегодня я
научился…»
-«Улыбка другу» -записки с
заданиями;
- тетрадь;
- ручка.
4. «Я глазами мира» (1) Цели:
- Развитие внимания к другим
людям, понимание их;
-Развитие чувственности к
эмоциональному состоянию
другого человека. Игра
- «Диалог
руками»
- «Ходьба»
- Мини
сочинение
«Каким я вижу
каждого
участника
тренинга, себя?
- Рефлексия:
«Сегодня я
понял…»
- «Ток» - шарф;
- ручка;
- блокнот;
5. «Я глазами мира» (2) Цели:
-Предоставить возможность
участникам увидеть себя глазами
других людей;
-Формирование умения слушать и
давать обратную связь;
-Развитие межличностного
доверия. Игра
- «Анализ
ассоциаций»
- «Мой сосед
справа»
- «Черное и белое
кресло»
- Рефлексия:
«Сегодня я
почувствовал…»
- «Дерево
дружбы» - магнитофон;
- диск;
- два кресла;
6. «О пользе и вреде эмоций. Хочу ли я быть хозяином своих чувств, управлять своими эмоциями?» Цели:
-научить участников тренинга
управлять своими эмоциями;
- исследование вреда и пользы
разных эмоций из собственного опыта. Игра-разминка
- «Вопрос-ответ»
- «Крокодил»
- «Доверие»
- «Угадай, что я
изображаю»
- Рефлексия:
«Сегодня я
понял…»
-«Улыбка другу» - мяч;
- шарф;
- бумага;
- маркер.
7.«Осознание себя. Работа с чувствами» Цели:
- Дать понятие о чувствах человека;
- Научиться говорить друг другу приятное;
-Научить способам разрешения конфликтных ситуаций;
-Научиться способам выражения
чувств. Игра
- «Список
чувств»
- «Подарки по
кругу».
-«Молекулы»
- Ролевые игры с
конфликтным
содержанием
- «Дерево
дружбы»
- Рефлексия:
«Сегодня я
научился…» - ручка;
- тетрадь;
- фотографии.
8.«Необычный опыт общения. Осознать свои идеалы и различные
черты» Цель:
-помочь участникам осознать свои
индивидуальные особенности;
-способствовать улучшению
представления о себе. Игра
- «Спина к
спине»
- «Мои идеалы»
- «Заросли»
- «Монстр»
- Рефлексия:
«Сегодня я
понял…»
-«Дерево дружбы» - бумага
- маркер;
- тетрадь;
- ручка.
9.«Взаимодействие миров» Цели:
-выявление проблем, не
позволяющих каждому члену
группы эффектно участвовать в
групповых формах
взаимодействия;
-диагностика и отработка
необходимых для этого умений
(слушать, понимать, поддерживать,
развивать точку зрения других) Дискуссия соревнование;
Игра
- «Колокол»
- «Необитаемый
остров»
- Рефлексия: «А
Теперь я смогу…»
-«Улыбка другу» - бумага;
- ручка
10.«Итоговое занятие. Прощание -пожелание. Впечатления» Цели:
- закрепление чувства собственной
значимости;
- закрепление навыков
межличностного общения;
- утверждение чувства групповой
поддержки, близости, значимости
группы для каждого;
- завершить работу тренинговой
группы, ответить на все вопросы,
оказать необходимую
психологическую поддержку и
настрой на будущее Игра
- «Мостик»
- «Комплимент»
- Проективный
рисунок «Наша
группа»
- Рефлексия:
«Связующая
нить»
- «Дерево
дружбы» - бумага;
- ножницы;
- коврик;
- ручка;
- ватман;
- фломастеры;
- клубок
ниток.
Данный комплекс занятий, направленный на повышение самооценки подростков из неблагополучных семей, состоял из 10 занятий, которые проходили в три этапа: вводный, основной и заключительный.
Каждое тренинговое занятие имело общую схему:
1. Ритуал приветствия
2. Ритуал принятия, напоминания правила работы.
3. Рефлексия прошлого занятия.
4. Основное содержание.
5. Рефлексия занятия.
6. Ритуал прощания.
Пример группового занятия:
Занятие 2.
Цель занятия: выяснить как участники группы воспринимают себя, какие черты, стороны своей личности они оценивают как положительные, какие считают отрицательными.
В игре «Кто я?» явно видно какие проблемы присутствуют в семье у испытуемых, у Галины и Левона частные конфликты в семье, они ответили в положительное качество - сдержанность, а отрицательные - агрессия, у Алина и Виктории родители злоупотребляют алкоголем, поэтому положительными качествами считают - забота, отрицательными - одиночество, Алёна, Андрей и Витя положительными качествами считают уверенность в себе, то чего им не хватает, так как успехи в учебе не важные и сверстники не с желанием общаются с ними, отрицательными качествами они назвали - одиночество. Чтобы раскрыть особенности каждого подростка, провели игру «Интервью». Для формирования установки на взаимопонимание, на то, как видят тебя окружающие, подросткам предлагалось нарисовать проективный рисунок «Я-идеальное и Я-реальное».
В завершении второго занятия рефлексия: «Сегодня на занятии я почувствовал...», а на прощание «Улыбка другу».
Пример заключительного занятия:
Заключительный этап - это десятое занятие, «Итоговое. Прощание -пожелание. Впечатления». Цель - завершение работы тренинговой группы, ответы на все вопросы, оказание необходимой психологической поддержкии настрой на будущее. В игре «Мостик», подростки делились на пары, каждому ставилась задача, после чего анализировались способы разрешения ситуаций, подростки пришли к общему выводу о том, как важно сказать другому, что ты хочешь сделать сам и чего ожидаешь от другого.
Задачи были решены, цель достигнута. Поэтому реализация предложенных тренинговых занятий считается успешной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа коррекции индивидуально-психологических факторов риска формирования аддиктивного поведения у подростков обучающихся в школе VII вида. Автор: Ратнер Л.А
Концептуальной основой программы стала концепция «Навыков жизни». Под жизненными навыками понимаются те навыки личностного поведения и межличностного взаимодействия, которые позволяют развивать позити...
Коррекция самооценки
Индивидуальная программа психолог-педагогического сопровождения, направленная на коррекцию самооценки подростка с нарушением слуха...
Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на коррекцию самооценки
Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на коррекцию самооценки подростка с нарушением слуха...
Педсовет. Выступление на тему: "Реализации программ с учащимися 1 – 5 классов в 2019-2020 уч. году Коррекционно-развивающая логопедическая программа «Коррекция устной и письменной речи».
ПедсоветВыступление на тему:"Реализации программ с учащимися 1 – 5 классов в 2019-2020 уч. годуКоррекционно-развивающая логопедическая программа «Коррекция устной и письменной ре...
Особенности детско-родительских тренингов по коррекции самооценки старших дошкольников
статья для педагогов и родителей...
Теоретические аспекты самооценки подростков и ее коррекция.
Самооценка — это способность человека составить определенное суждение о ценности, значении или качестве своих действий, поступков, сторон личности. К видам самооценки относятся: адекватная и неа...