Теоретические аспекты самооценки подростков и ее коррекция.
учебно-методический материал по психологии
- Самооценка — это способность человека составить определенное суждение о ценности, значении или качестве своих действий, поступков, сторон личности. К видам самооценки относятся: адекватная и неадекватная; высокая, средняя и низкая.
- Теоретический анализ литературных источников в области психологии и педагогики по проблеме самооценки молодежи дает основания определить, что в большинстве своем ученые разных отраслей рассматривают самооценку как социально значимую ценность, без которой невозможно признать себя человеком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Самооценка личности | 24.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Теоретические аспекты самооценки человека и ее коррекция
Характеристика самооценки человека
В социальной жизни личность является неотъемлемой его частью. Факторы такие как: способность, внешний облик отношение окружающих, качества, характеризующие личность играют важную роль в социуме.
Самооценка - это оценка личности самого себя на основе сравнивания с другими индивидами. Восприятие себя играет важную роль в формировании собственного «Я».
В психологии значимые попытки изучить в изучении формирования природы самооценки предпринял американский психолог и философ Уильям Джеймс, разрабатывая проблематику формирования «Я». Филосов считал, что самооценка человека состоит из удовлетворённости собой, включающие гордыню, высокомерие, проявление заносчивости и тщеславия; - неудовлетворенность собой проявляется в излишней скромности, смущения, стыд за самого себя, в боязни осознания позора, а также неуверенность и отчаяния. Формула, разработанная У. Джемсом, говорит о том, что уровень самооценки прямо пропорционален Успеху обратно пропорционален уровню притязаний к себе. Уровень притязаний - это цель индивида в своих действиях в любой сфере жизнедеятельности, нацеленной на улучшения в карьере, статусе и благосостоянии. Для повышения уровня самооценки необходимо снизит уровень притязаний или улучшить достигнутые результаты. В литературных источниках по психологии самооценка связана с тем насколько развиты притязания человека, что подтверждает представитель гештальтпсихологии Курт Левин. Для уровня притязаний характерно выступать в качестве определенного стремления личности к тому, чтобы решить поставленные задачи, соответствующие его навыкам и умениям. Для уровня притязаний при этом характерно выступать в качестве уровня того, насколько сложна поставленная цель и з дача, которую выбрал человек, что формируется в результате того, что воздействуют прошлые достижения и провалы, когда осуществлялась деятельность непосредственного человека. В результате этого на основе прошлых успехов деятельности выстраиваются притязания, а значит и фомрируется повышенное чувство самооценки.
По мнению американского психолога К. Роджерса формирование личности происходит на стадии развития, включает в себя самооценку и знания человека о самом себе. Самооценка складывается из взаимодействия с окружающими людьми, а также средой жизнедеятельности человека. Также самооценка оказывает значительное влияние на поведение подростка и его развитие.
В соответствии с мнением Роджерса у индивида межет возникнуть конфликт между мнением о себе и реальным опытом в ходе оценки моральных ценностей и окружающих аспектов.
Возникновение конфликта возможно вследствие дивергенции самооценки и оценки окружающих, либо самооценки и стремления человека соответствовать идеальному «Я».
По мнению автора возникновение подобного рода конфликтов не всегда является вредным и основополагающим, а зависимость исхода складывается из уровня самооценки в личном опыте индивида. Человек, не изменяя свою самооценку неправильно оценивают личный опыт, другие пересмотрев оценку себя приводят ее в соответствие с реальными способностями. Безболезненно адаптироваться к новым условиям, позволяет способность изменять свое поведение опираясь на свой опыт и проявляя способность изменять оценку самого себя.
Нет зависимости в осознанном или не осознанном проведении сравнения себя с другими людьми, когда оцениваются такие критерии лучшего, худшего. В первую очередь человеком осуществляется оценивание наиболее существенных качеств. К примеру, молодые люди XIX столетия размышляли о том, способны ли они выполнять разные виды танцев, как это делают другие юноши в окружении. На сегодняшний день актуальность данного умения утеряна, в результате чего не оценивается.
Основываясь на выше сказанном, можно с уверенностью сказать о том, что самооценка основана на актуальных в современное время ценностях, с помощью которых можно говорить о том, что человек - это действительно человек.
Также стоит отметить допущение раздражительности данных действие, в результате чего наступает самокритика, когда отмечается недовольство человека собственной жизнью или действиями. Время от времени для самооценки характерно выступать в качестве устоявшегося образования, которое способно меняться, учитывая от как человек воспринимает себя, свои ощущения в определенных ситуациях.
Действительно, допускается разная оценка себя, поскольку отмечается наличие разных ситуаций, в которых человек принимает себя, но время от времени мы недовольны собой, что приводит к самоосуждению. Тем не менее, для самооценки характерно выступать в качестве элемента в самосознании человека - устойчивого формирования, изменяемого в независимости от ситуации взаимодействия с самим собой.
Для исправления подобного отношения требуется начать уважать себя.
Виды и уровни самооценки
Стоит отметить деление самооценки на две категории - адекватная и неадекватная. Чаще всего человек дает себе оценку выше, чем средняя, что вполне нормально - не отклонение. При этом считается, что оценка человека варьируется лишь в пределах между оптимально и не оптимально.
Более правильно будет понять, насколько мы ценны для себя.
Необходимо знать уровень оценки самого себя, чтобы правильно приложить усилия для ее коррекции в случае такой надобности. У современной психологической науки есть много различных советов, направленных на повышение самооценки, а также на приведение ее к оптимальному уровню адекватности. Адекватная самооценка определена отношением двух различных психологических процессов: познавание и защита. Познавая, мы стремимся адекватно воспринимать окружающий мир, тем не менее, действие защитного процесса направлено в обратную сторону. Защитный процесс заключается в том, что человек обладает чувством самосохранения, которое возникает тогда, когда оправдывается определенный поступок, или, чтобы защитить психический комфорт. Происхождение подобных процессов осуществляется на едине собственным я без признания беспорядка во внутреннем мире. Существует, мнение что завышенная самооценка - это неплохо. Но оно не корректно, так как отклоняется от самооценки и не способствует процессу плодотворного развития человека.
Адекватно оценив себя, можно точно отразить способность и качество индивида, найти истину в представлении индивида о самом себе, в соответствии с действительностью.
Самооценка оказывает влияние на отношение человека с окруающими людьми и самим собой. Из этого утверждения следует, что человек с адекватной самооценкой:
* Адекватно оценивает ваши потребности и способности;
* Приемлет критику по отношению к себе;
* Может установить адекватные цели, чтобы достичь их в процессе выполнения той или иной задачи.
Неправильная самооценка встречается в двух вариантах: слишком низкая и неоправданно высокая. Самооценка чаще всего встречается завышенной или заниженной, этого будет не заметно только на основании того, как ведет себе человек, контакт с окружением не будет нарушен в результате этого. Определение таких отклонений осуществляется тогда, когда проводятся психологические обследования. Отсутствует потребность в корректировке самооценки, поскольку оценка человека самого себя осуществляется с уважением именно так, как ему это необходимо.
Также стоит отметить и ситуации, в которых не рассматривается оптимальная самооценка, что негативно сказывается на том, как ведет себя человек, и реальная ситуация воспринимается им не совсем адекватно.
Далее, следует провести анализ индивидуальных особенностей человека, который имеет завышенную самооценку.
Комплекс превосходства проявляется у человека, у которого отмечается отчетливо представленная завышенная самооценка.
У человека с завышенной самооценкой проявляется идеализация себя, переоценка своих возможностей, своей значимости по отношению к окружающим людям. Присуще игнорирование неудач в поддержку психологического комфорта. Чтобы сохранить о себе высокое самомнение. Характерно преподнесение слабых сторон за сильные качества. Выставляя агрессию и упрямство за проявление решительности и воли. Превращаясь в недосягаемую личность для остальных людей, становится равнодушным и теряет обратную связь с окружающими его людьми. Игнорирует мнение других людей. Неудачи у такой личности относятся к внешним факторам, прикрывается происками других людей, обстоятельствам и козням, игнорируя собственные ошибки. Критику по отношению к себе не воспринимает, отсутствует доверие к его критикующим личностям, относит такие поступки к завистливости и придиркам.
При откровенно завышенной самооценке личности стоит отметить комплекс превосходства. Если для человека характерна завышенная самооценка, осуществляется идеализация собственной личности, преувеличение собственных способностей и возможностей, значимости в окружающем мире. Для такой личности характерно осуществлять игнорирование неудач, чтобы поддерживать психологический комфорт с сохранением привычного для себя высокого самомнения. Также стоит отметить что таким индивидом осуществляется подмена слабых сторон сильными, когда обычная агрессия является с его позиции решительностью и волей. Для такого человека характерно становится недосягаемой личности в соответствии с другими индивидами - душевно глухие с потерей обратно связью в окружающем мире. Мнение других людей не воспринимается таким человеком. Внешние факторы, чужие происки, обстоятельства, козни являются причиной неудач, собственные ошибки же игнорируются полностью.
Такой человек не воспринимает критическую оценку через других личностей - к этому человек яростно не доверяет, считает завистью или придирками. Завышенная самооценка проявляется в стремлении стать лучше другого, стремление к доминированию, ответственности.
Такие личности обладают следующими качествами:
* отказываются воспринимать критику от других людей, к их мнению относятся раздражительно;[1]
* Обладают комплексом превосходства по отношению к окружающим;
* Не принимают поддержку и помощь;
* Они очень часто обвиняют других в своих неудачах и невзгодах;
* Эгоистичны к другим людям и относятся с презрением;
У человека с завышенной самооценкой проявляется истерическое и невротическое поведение, считает себя невезучим. Поведение такого человека прогнозируемо и стабильно, имеются характерные внешние черты:
* голова высок поднята;
* осанка ровная;
* уверенный взгляд;
* командный тон голоса.
Стоит отметить, по мнению многих людей лучше высокая самооценка. Но не стоит забывать все зависит от уровня - человек с высокой самооценкой не обязательно долен быт плохим.
Далее, следует провести анализ особенностей заниженной самооценки
Проявление низкого уровня самооценки у личности осуществляется тогда, когда отмечается тревожное состояние.
Если у индивида низкая самооценка, в окружении он пытается быть не заметным, проявлять скромное поведение, без привлечения особого внимания. Если у человека отмечается низкая самооценка, на него легче воздействовать, последствия не обдумываются. В случае комплекса неполноценности стоит отметить стремление самореализоваться, самоутвердиться, цена и средства достижения целей и решения поставленных задачи не отбираются детально. При хаотичном наверстывании упущенного человек с заниженной самооценкой уверяет себя и окружение в собственной значимости и стоимости.
В своих глазах они неудачники, что не позволяет им увидеть в себе сильные стороны. Формирование заниженной самооценки зачастую происходит в юном возрасте, также причиной может являться постоянное сравнения с другим человеком. Вследствие этого человек становясь занудным, доводит окружающих мелочами, является причиной конфликта, как дома, так и среди коллег.
Общение с такими людьми можно оценить следующими негативными качествами:
* Полагаются на мнение других и не могут существовать без их одобрения;
* Зацикливаются на своих недостатках;
* Нерешительны в поступках, требуют повышенного внимания;
* Не слишком требовательны к себе и другим;
* Доброта и ревность;
Для внешнего вида характерно:
*голова вытянута;
*нерешительность походки;
*нежелание смотреть в глаза собеседнику.
Низкая самооценка превращает человека в эгоиста, но отличного от эгоизма завышенной самооценки. Человек полностью погружен в свои неудачи, настолько, что не замечает проблемы близкого человека. Любовь и уважение не доступна людям с сильно заниженной самооценкой.
Далее, следует провести анализ того, как структурирована самооценка
В соответствии с исследованиями, проведенными многими психологами, стоит отметить, что самооценка характеризуется когнитивной и эмоциональной составляющими.
Для эмоциональной составляющей характерно выступать в качестве уровня отношения к собственному «Я» и в соответствии с собственным проявлением. Стоит отметить неоднозначность испытываемы чувств, любовь, отторжение, оценка.
Структура в свою очередь когнитивного компонента характеризуется знаниями человека о том, что он из себя представляет, какие возможности, способные, слабые и сильные стороны может выделить. Формирование такого компонента осуществляется тогда, когда происходит самопознание, что сказывается на уровне самооценки в дальнейшем.
В когнитивной составляющей стоит отметить наличие знаний по собственным способностям, когда проявляются слабая и сильная стороны относительно определенных ситуаций. Данный компонент формируется вместе с процессом самопознания, что сказывается на том, как развивается самооценка.
Данные составляющие различны лишь в теории, каждая из них неотъемлемая часть в жизни любого человека [3].
Далее, следует провести анализ факторов, которые оказывают воздействие на то, как формируется самооценка.
При неадекватной самооценке стоит отметить наличие достаточно негативных, создающих препятствия неудобств при общении с окружающими людьми.
Формирование основ данного явления осуществляется еще с детства, когда у ребенка имеется лишь собственное сознание, при осознании ребенком собственного «Я», при сравнении себя и прочих детей и взрослых.
Для детей в школьном возрасте не характерна правильная оценка собственных качеств и поведения. Самооценка в особенности развивается в соответствии с подростковым возрастом. Если детально проанализировать научные литературные источники, стоит отметить, что для подросткового возраста характерны постоянные кризисы. Именно в этот момент быстро развивается и перестраивается организм подростка. Подростки в такое время слишком чувствительны, раздражительны и обеспокоены. Стоит отметить, что формирование области оценки осуществляется в результате того, что воздействуют на это взрослые [1].
В результате того, что действия взрослых являются не совсем правильными, формируется неадекватная самооценка у человека. По мнению многих психологов, в результате похвалы и поощрений можно вынести большую пользу, нежели наличие постоянных суждений и наказаний. Как результат - испытание негативных эмоций, меньше положительных, больше неприятных ощущений, которые надолго сохраняются в памяти человека. На этом основана эволюция человека в целом.
Самооценка личности формируется в результате склада индивидуальных особенностей индивида. К примеру, если у человека отмечается более чувствительная психика, стоит отметить большую озабоченность тем, что он терпит наудачу. Стоит отметить воздействие индивидуальных особенностей на то, как формируется самооценка, тем не менее - следует отметить фиксацию ее вектора на социальном пространстве.
Факторы, влияющие на самооценку
1. Далее, следует провести анализ условий, в которых формируется именно низкая самооценка личности
Формирование низкой самооценки осуществляется в результате того, как родители предпринимают попытки в создании адаптивного поведения. Он должен быть послушным, приспосабливаемым, самостоятельным, аккуратным, неконфликтным, когда взаимодействует со сверстниками. Все это приводит к психологическим ограничениям. Тем не менее, в результате того что достижение успеха осуществляется, не учитывая личные достижения, развивается низкая самооценка.
Самооценка понижается и в результате того, что родители стремятся, скорее и не осознанно, но осуществить формирование созависимого положения с ребенком. Здесь стоит отметить наличие больших и тяжелых психологических обид, недоверие к окружающим, нехватка чувств, при которых ребенок чувствует себя ценным.
2. Далее, следует провести анализ условий, в которых формируется средняя самооценка
Для родителей, у которых отмечается низкая самооценка, характерно принятие относительно них защитного и терпимого положения. В результате постановки примитивны целей родители принимают детей в качестве таких, какие ни действительно есть, с терпением их поведения. Однако, в результате разных самостоятельных действий, которые проявляют дети, родители могут быть обеспокоены. Стоит отметить ограниченность самостоятельного личного опыта ребенка за пределами домашнего пространства.
3. Далее, следует провести анализ условий, в которых формируется высокая самооценка
Стоит отметить удовлетворение матерей детей, у которых завышенная самооценка, в том, как сын и отец контактируют друг с другом. Для детей отец - авторитет.
Такие семьи характеризуются наличием отчетливых, заранее определенных полномочий, когда принимаются решения, когда полномочия или ответственность полностью не определены. Для одного родителя характерно осуществлять принятие основных решений для всей семьи. Считается, принятие наименее принципиальных решений относительно разных повседневных вопросов осуществляется в коллективе. Осуществляется совместная поддержка соответствующих стандартов в семейном поведении. Стоит отметить наличие атмосферы, при котором все взаимно доверяют друг другу, когда для каждого члена семьи характерно принимать участие в семейном кругу и жизни семьи. Принятие основных решений осуществляется отцом, тем не менее, чтобы установить высокую самооценку, важно одобрения данных решений через всю семью.
Дети с высокой самооценкой свободны, независимы, общительны, верят в успех любого порученного им дела. Эта вера в себя помогает им придерживаться своих взглядов, позволяет им отстаивать свои взгляды и решения в спорных ситуациях, делает их открытыми для новых идей.
Поведение людей с высокой самооценкой прямо противоположно поведению личностей, страдающих депрессивным состоянием, хорошо известным психотерапевтам. Для последнего характерна только пассивность, неуверенность в себе, правильность своих наблюдений и суждений, что они не могут найти в себе силы влиять на окружающих, противостоять им, легко и без внутренних колебаний выразить свое мнение.
Строгий внешний контроль способствует формированию у ребенка способности к внутреннему самоконтролю. Когда ребенок учится у родителей правильным нормам поведения, он получает критерий, который поможет повысить уровень успешности взаимодействия с нами и снизить уровень тревоги, вызванный ожиданием реакции на их поведение. Благодаря этому социальная среда ребенка приобретает в его глазах черты регулярности. Он знает, чего ожидать от окружающих, развивает уверенность в том, что может каким-то образом регулировать различные ситуации, связанные с его социальными контактами. Соответственно, заниженная самооценка возникает из-за нечеткости и непоследовательности социального подкрепления поведения ребенка.
Во-вторых, четко определенные требования и правила поведения способствуют более четкому формированию у ребенка образа "Я". Он должен признать наличие для себя внешних сил, то есть мотивов окружающих. Таким образом, даже на ранних стадиях развития он позволяет научиться деконструировать желания и реальность, четко воспринимать различия между собой и окружающими.
В-третьих, требования родителей ребенок считает доказательством родительской заботы о своем благополучии. Поэтому говорить ребенку: "Делай, что хочешь, только не мешай мне" означает дать ему знать, что заботиться о нем не стоит.
Социальные факторы.
Как уже упоминалось выше, общая самооценка формируется в начальном школьном возрасте. Но есть и особая самооценка, которая ситуативна и может колебаться. Колебания особой самооценки вызывают ситуационные изменения в жизни человека: успех или неудача, сравнение себя с другими, влияние общества и так далее.
1. Влияние общества в дошкольном возрасте.
Ребенок обращает внимание и на оценочные суждения окружающих, от учителей, взрослых, сверстников. Считается, что социальное окружение неполноценно удовлетворяет потребности ребенка, не учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка, придерживаясь эталонов и стереотипов, заданных обществом. Так же ребенок, формирует самооценку посредством сравнивания себя с другими, а других сравнивает с собой.
Социальное окружение неполноценно удовлетворяет потребности детей, значимые для становления адекватной самооценки в дошкольном возрасте, что в свою очередь оказывает негативное влияние на формирование внутренней позиции ребенка.
2. Положение семьи в обществе.
Самооценка ребенка связана с размерами семьи и старшинством среди братьев и сестер. В исследования Куперсмита было показано, что больший процент детей с низкой и средней самооценкой, являлись не первенцами. В то же время, в группе с высокой самооценкой, меньше половины процента детей, не являлись первенцами. У первых или единственных детей в семье, по-видимому, есть какие-то определенные условия для воспитания и отношение родителей.
Самооценка не связана с порядком рождения детей в семье, она связана с наличием у него братьев и сестер.
Дети из высших слоев общества в среднем более склонны к внутреннему принятию самих себя, чем дети, принадлежащие к низшим классам.
3. Влияние неудачи.
Наша самооценка зависит от многих вещей: от неудач, которые с нами случались, наших побед, воспитания, силы воли, отношения родителей, оценки своих недостатков и достоинств, убеждений. От мнения окружающих и своего.
Многими учеными выявлено, что серия промахов, неудач негативно влияет на самооценку. После последовательных неудачных действий наша самооценка резко снижается. Но если самооценка у человека сформирована правильно, после этого все возвращается на место. В частности, об этом говорит Роберт Энтони
4. Низкая уверенность в себе и самоограничивающие убеждения
Самоограничивающие убеждения — это мысли, которые сдерживают или ограничивают нас и не дают нам думать, говорить или делать то, что мы хотим делать, и то, что может помочь нам развиваться. Так самооценка влияет на поведение человека. Т.е. мы сами, наше окружение строим себе заборчики, за которые нам заходить нельзя. Иногда они оправданы (не убей, не укради). Иногда не совсем, но в любом случае они созданы для того, чтобы нас защитить. Может быть от жестокости мира, может от того, что у нас что-то не получится в жизни, может от чужого влияния и т.д. Главное понять, что это за убеждения, что на этом жизненном этапе они нам не нужны, тогда можно от них избавляться. Эти убеждения обычно начинаются с:
-я не могу…
-я не должен…
-мне нельзя…
-у меня не получится…,
-у меня нет… для…того, чтобы сделать/создать/ начать,
-я слишком стар/некрасив/глуп…,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Теоретические аспекты технологии деятельностного метода и ее применение в образовательном процессе
В статье дано краткое теоретическое описание технологии деятельностного метода. Перечислены различные варианты ее использования в практической деятельности на уроке и во внеурочное время....
теоретические аспекты использования активных методов обучения
теоретические аспекты использования активных методов обучения...
Теоретические аспекты технологии деятельностного метода и её применение в образовательном процессе
Теоретические аспекты технологии деятельностного метода и её применение в образовательном процессе для учителя возникает острая необходимость быть в курсе того, что и в какой степени осваивает учени...
Теоретические аспекты использования метода проектов
Метод проектов не является принципиально новым в мировой практике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического н...
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРЕПОДАВАНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ
Создавала преподаватель ГБОУ СОШ № 1278 город Москва...
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ КОРРЕКЦИИ СЛОВАРЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Теоретико-методологическое обоснование проблемы коррекции важно в плане выработки оптимальных форм и методов для решения поставленных проблем. Всестороннее изучение проблемы коррекции особенно у детей...
Реализация программы коррекции самооценки подростков.
Разработка и реализация комплекса занятий, направленного на нормализации самооценки молодежи....