Особенности детско-родительских тренингов по коррекции самооценки старших дошкольников
статья
Предварительный просмотр:
Особенности детско-родительских тренингов по коррекции самооценки старших дошкольников
В статье приводится краткое теоретическое обоснование и описание детско-родительских тренингов по коррекции самооценки старших дошкольников детского сада. Описываются практические приёмы работы с применением средового подхода в процессе арт-терапевтических и арт-педагогических технологий в ходе педагогического процесса. Взаимосвязь структуры самооценки с психологическими тренингами.
Адекватное развитие самооценки дошкольника имеет большое значение в психологической готовности к обучению в школе, в переходе к следующей возрастной ступени. Из всей совокупности факторов, действующих на формирование отношения личности к себе в процессе деятельности, можно выделить две группы, наиболее существенных: во-первых, собственные достижения и их самооценка, а также соотнесение своей оценки с общественной оценкой и оценкой теми членами коллектива, мнение которых для личности ребенка является значимым; во-вторых, отношение других людей, партнеров по совместной деятельности, к данному человеку как личности. Самооценка в дошкольном детстве формируется через конкретные виды оценок значимых взрослых (родителей, бабушек, дедушек, педагогов), затем сверстников. В работе с детьми старшего дошкольного возраста применяется интеграция творческой и репродуктивной деятельности. В процессе продуктивной деятельности детей могут использоваться следующие приемы для самооценивания: - опора на положительные стороны деятельности старшего дошкольника; - поддержка проявлений самоконтроля и самооценки в разных видах деятельности; - разъяснение ребенку причин возникновения ошибок, как возможных ситуаций в ходе обучения; - прием самостоятельной оценки путем сопоставления полученных результатов деятельности с указанием, заданием, высказанным в устной форме. Важное место в оценке сверстников в любом возрасте занимают их деловые качества, навыки и умения, обеспечивающие успешность совместной деятельности, а также нравственные качества. В группе детского сада существует система ценностей, которая определяет взаимооценки детей. Положительная самооценка основана на самоуважении, ощущении собственной ценности и положительного отношения ко всему, что входит в представлений о самом себе. Отрицательная самооценка напротив, выражает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности. Постепенно расширяется диапазон моральных проявлений, который ассоциируется у ребенка с понятием «хороший» в отношении сверстника и себя. Развитие самосознания происходит в различных видах деятельности. Взрослый организует эту работу на ранних этапах, помогает ребенку овладеть средствами осознавания себя и самооценивания. Исполнение ролей ребенком в психологических тренингах дает детям старшего дошкольного возраста возможность согласовывать свои действия со сверстниками, так же развивать способность к сопереживанию и формировать коллективистские качества. В совместной деятельности ребенок удовлетворяет потребность в признании, осуществляет самопознание, а так же проходит школу социальных отношений, в которой моделируются формы поведения дошкольника. Что же включает в себя понятие тренинг. Обращаясь к «Большому толковому психологическому словарю», составленному Артуром Ребером, мы увидим такое определение тренинга: «Тренинг вообще — любая учебная программа или набор процедур, разработанных для того, чтобы в результате их осуществления был получен конечный продукт в виде организма, способного на некоторую определенную реакцию (реакции) или участие в некоторой сложной, требующей умений деятельности» [3]. Главная мысль этого определения заключается в том, что тренинг — это тренировка, наработка навыков и умений. Р.Бакли предлагает такое рабочее определение тренинга: «Совокупность активных методов практической психологии, которые используются с целью формирования навыков самопознания и саморазвития» [2]. Р. Р. Калинина признаёт «цели, которые достигаются игровым тренингом, так обширны, что их можно перечислять очень долго» [10]. Детям предоставляется возможность договариваться о способе решения, обмениваться информацией, советоваться друг с другом. Психолог стимулирует их мыслительную деятельность, подбадривая и ненавязчиво привлекая тех, кто пока не проявляет должной активности. Такие занятия способствуют развитию творческого мышления, совершенствованию мыслительных действий и операций, речевых способностей, повышению самооценки старших дошкольников. Предлагаемые игры, упражнения, проблемные ситуации, задания с алгоритмами активизируют речь детей, если психолог представляет им возможность формулировать правила игры, объяснять способы решения, составлять в парной и групповой работе небольшие рассказы, истории, сказки, отгадывать загадки. Развивать качество социальной активности. Основные функции тренинга. Социокультурная функция: совместное действие- это средство социализации ребенка, включающее в себя социально-контролируемые процессы направленные на воздействие становления личности, усвоение детьми знаний, духовных ценностей и норм. Диагностическая функция: тренинг выступает «полем самовыражения» ребенка. Ребёнок проверяет свои силы и возможности в свободных действиях, самовыражаясь. Участие в тренинге побуждает его к самопознанию и одновременно создаёт условия внутренней активности личности. Коммуникативная функция: в коллективной деятельности ребёнок берет на себя ряд моральных обязательств перед участниками. Выполняя совместные задания на едином поле деятельности, дети сходятся быстро, и любой её участник интегрирует опыт, полученный от других. Возникает желание действовать сообща и быть равным среди сверстников. Функция самореализации в тренинге: одна из основных функций для старших дошкольников- сфера реализации себя как человека, как личности. Для ребенка важен и процесс взаимодействия, и его результат. Тренинг является смоделированным пространством для самореализации личности. К концу дошкольного возраста самооценка ребенка, его оценочные суждения об окружающих постепенно становятся все более полными, глубокими, детализированными и развернутыми. Это объясняется в значительной степени появлением интереса старших дошкольников к личностному общению, усвоением значимых критериев оценочной деятельности, развитием мышления и речи. Использование потенциала искусства и творческой активности участников арт-тренингов является одним из факторов сохранения психического и физического здоровья детей, решения воспитательных и образовательных задач, повышения эффективности общения, деятельности, самооценки. Были разработаны и проведены психологические тренинги с использованием полимодальных подходов в арт-терапии, комплекса средств творческого самовыражения с целью актуализации и поддержке ресурсных состояний-изобразительной деятельности, движения, сочинения историй. Использованы разные формы творческой работы как терапевтического средства установления более тесных взаимоотношений родителей и детей, посвященные таким темам- «Моя семья», «Мы вместе», «Совместное рисование». Основные задачи программы детско-родительских тренингов: снятие эмоционального напряжения детей и родителей; первичная диагностика детско-родительских отношений; сплочение семьи; утверждение общих семейных ценностей; освоение опыта совместного семейного творчества; повышение самооценки детей, повышение уровня педагогического мастерства родителей; формирование общих интересов у детей и родителей; раскрытие уникальности и индивидуальности каждого члена семьи. Структура занятий включает в себя следующие элементы: вводная часть ( формулировка-запись правил поведения на тренинге, упражнение «Приветствие»); практическая часть (выполнение детско-родительскими парами творческих работ); рефлексия опыта (обсуждение, обратная связь) На этапе завершения работы и оценке конечных результатов тренинга решаются следующие задачи: подведение участниками личных итогов; оценка результатов тренинга. Обратная связь.
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
КОГНИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ САМООЦЕНКИ. ПОЗНАНИЕ СЕБЯ. САМООПРЕДЕЛЕНИЕ 1.Тренинг по развитию общей осведомленности, речевой компетентности, способности удерживать произвольное внимание Цель: знакомство и включение участников в тренинговую работу Задачи: способствовать развитию общей осведомленности; речевой компетентности, способности удерживать произвольное внимание. Структура занятия: вводная часть: сформулировать и записать правила поведения на тренинге, упражнение «Приветствие»; Практическая часть: каждая детско-родительская пара на общем листе формата А4 выполняет творческую работы на тему: «Как выглядит твоё имя в цвете, движении, звуке». Задание обсуждается в парах, участники рисуют своё имя на листе А-4 белой бумаги и придумывают 7 прилагательных на заглавную букву своего имени, которые бы их характеризовали; презентация парами арт-объектов, предложение участникам протанцевать своё имя под музыку; рефлексия опыта: обсуждение, обратная связь. Материалы: Бумага А4, цветные карандаши, фломастеры, краски, гуашь. Музыкальный ряд 2. Тренинг по развитию социальной компетентности, познавательного интереса Цель: изображение или моделирование своего жизненного пространства: «Дом моей мечты» с помощью различных объектов или объемных материалов Задачи: выступление каждого участника в качестве ведущего мастер-класса; формирование нового взгляда на жизненную ситуацию Структура занятия: вводная часть: приветствие, обсуждение тематики, цели и хода творческой части задания с каждым участником; практическая часть: изображение или моделирование своего «жизненного пространства» с помощью различных объектов или объемных материалов, построение дома с использованием разных материалов (картон, бумага, кора дерева, камешки и т.д.) презентация арт-объектов, обсуждение работ. Рефлексия опыта: проработка, связанных с завершением тренинга чувств, планирование участниками конкретных шагов по применению полученного опыта в повседневной жизни. Материалы: картон, бумага, кора дерева, камешки и т.д., цветные карандаши, фломастеры, краски, гуашь, клей, ножницы, скотч. Музыкальный ряд. РЕГУЛЯТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ САМООЦЕНКИ. ФОРМИРОВАНИЕ СПОСОБНОСТИ К ПЛАНИРОВАНИЮ 3.Тренинг по развитию общей осведомленности, речевой компетентности, способности удерживать произвольное внимание. Цель: формирование умения работать в коллективе. Задачи: повышение уровня доверия при взаимодействии с другими детьми, воспитание внимательности, коммуникабельности, развитие мелкой моторики. Структура занятия: вводная часть: приветствие, активные игры с использованием цветных полос из ткани; практическая часть-созидательная. Творческая работа «Дом с пожеланиями» 1.Задание:1) нарисовать гуашью или фломастерами на листе бумаги дом с помощью художественного приёма «адвенты».Дети представляют свою семью и рисуют для неё дом, но не простой, а с выделенными в нём местами для пожеланий ( в трубе, в двери, окнах, …). 2) придумать и записать свои пожелания для детей и семей в специальных «оконцах» дома. 2.Презентация работ в круге, обсуждение. Рефлексия опыта: обратная связь.. Материалы: Бумага А4, цветные карандаши, фломастеры, краски, гуашь, ножницы. Музыкальный ряд ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ САМООЦЕНКИ. САМОУВАЖЕНИЕ. ВНУТРЕННЯЯ ГАРМОНИЯ 4.Тренинг по развитию эмоционального здоровья, способности к самоконтролю эмоций, креативности, эмоционального интеллекта. Здоровье сберегающая технология, способствующая пополнению психоэнергетических сил и психоэмоционального здоровья «Пластилиновые картины». Цель: комплексное психоэмоциональное, психопрофилактическое и развивающее воздействие. Задачи: осознание членами группы собственных чувств и переживаний, обращение к внутренним ресурсам, развитие понимания и принятия себя и своих эмоций, пробуждение творческого потенциала. Структура занятия: вводная часть: приветствие, информация о занятии и правилах на нём; практическая часть: 1)прослушать мелодичную песню на иностранном языке; 2) ответить на вопросы: «О чем эта песня? Какая она (грустная, веселая…)? Как она, по вашему мнению, называется?»; Выбор названия работы. 3) на едином рабочем поле (2-3 скреплённых листа ватмана) простым карандашом каждая семья выделяет себе место для творческой работы; 4) изобразительная деятельность представленной вами картины (материал пластилин); 5) самопрезентация пластилиновой картины; рефлексия: обратная связь, обсуждение работ. Материалы: листы ватмана, простые карандаши, пластилин. Музыкальный ряд.
Арт-терапия и арт педагогика вносят всё более заметный вклад в деятельность учреждения, оптимизируют отношения детей друг с другом и средой обитания, способствуют укреплению позитивных семейных и социальных связей за счет более активного использования внешних и внутренних ресурсов, связанных с социокультурной средой образовательного учреждения, общением и творческой активностью. Эти здоровьесберегающие технологии способствуют пополнению психоэнергетических сил и психоэмоционального здоровья. Значительным потенциалом для повышения эффективности мероприятий обладает средовый подход. В ситуации взаимодействия ребенка со своей средой, отвечающей его потребностям, ребенок проявляет соответствующую активность. В ходе занятий, участникам предлагались разные виды творческого взаимодействия со средой, которые позволят им развить комплекс навыков по сохранению здоровья, улучшению самочувствия, сформировать положительный образ Я, скорректировать самооценку. Тренинговая активность и инициативность родителей способствовала возобновлению потребности общения и участия в мероприятиях детского сада. Поведение детей изменилось в сторону уверенности в себе, улучшениями коммуникативных способностей. Дети стали более открыто говорить о своих чувствах мыслях, давать более полные и развёрнутые ответы. Об этом можно судить по психологическим профилям старших дошкольников и участию детей в детско-родительских тренингах. Запустился механизм самоценности себя и признание своего права быть услышанным, уходит формализация отношений между детьми.
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ. САМОУВАЖЕ
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ
Библиографический список использованной литературы 1. Алябьева Е.А. «Развитие логического мышления и речи детей 5-8 лет» М. 2005 г. 2. Бакли Р., Кэйпл Дж. Теория и практика тренинга. СПб: Питер, 2002. — 352 с. 3. Большой толковый психологический словарь / Ребер Артур: Пер. с англ. - М.: Вече, АСТ, 2000. - 592 с. 4. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка- М.: Изд. Акад. пед. Наук РСФСР, 1956.- 520с. 5. Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий./ П. Я. Гальперин.- М.: Просвещение, 2010. - 243с. 6. Григорьева М.Р. «Интеллектуально-развивающие занятия со старшими дошкольниками» Волгоград, 2009. 7. Запорожец А.В. Игра и развитие ребенка. Психология и педагогика игры дошкольника. М., 2006.- 190 с. 8. Интеллектуальное воспитание детей дошкольного возраста. Под ред. Поддьякова, Ф.А. Сокина. - М.: Педагогика, 2012. - 346с. 9. Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду / Р.Р.Калинина. - СПб.: Речь, 2003. – 144 10. Копытин А.И. Средовый и экологический подходы в арт-терапии и арт-педагогике. Академия постдипломного педагогического образования. Методическое пособие.2016
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностика особенностей детско-родительских отношений.
ДИАГНОСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ (ДРО)Дата заполнения: ________________ Ф.И. ребенка __________________________________Родители:Мать (краткая характиристика):____________________...
Особенности детско-родительских отношений в подростковом возрасте
Статья "Особенности детско-родительских отношений в подростковом возрасте" подготовлена студенткой Тюриной Е. для участия в XIII Всероссийской научно-практической конференции "Дом, в ко...
Презентация "Особенности детско-родительских отношений в семье. Роль семьи в воспитании ребенка".
Презентация на тему: "Особенности детско-родительских отношений в семье. Роль семьи в воспитании ребенка" предназначена для доведения информации до родителей на классном родительском собрани...
Групповое консультирование родителей на тему: "Особенности детско-родительских отношений в семье. Роль семьи в воспитании ребенка".
В групповой консультативной беседе с родителями рассматриваются положительные и отрицательные моменты воспитательного воздействия родителей на ребенка. Рассматриваются аспекты воспитания детей, типы с...
Особенности детско-родительских отношений у подростков с отклоняющимся поведением
В настоящее время проблема детско-родительских отношений среди подростков со склонностью к отклоняющемуся поведению приобретает не только психологическую, но и социальную значимость, так как это мешае...
Психологические особенности детско-родительских отношений в неполных материнских семьях. Теоретический обзор.
Особого внимания в психолого-педагогической науке заслуживает исследование психологических особенностей детско-родительских отношений в неполных материнских семьях, количество которых, по последним да...
Технология: «Коррекция речи старших дошкольников с ТНР с использованием ИКТ»
Информационные компьютерные технологии стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Отечественные и зарубежные исследования по использованию компьют...