Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на коррекцию самооценки
рабочая программа по психологии (6 класс)
Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на коррекцию самооценки подростка с нарушением слуха
Скачать:
Предварительный просмотр:
Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на коррекцию самооценки
Педагог-психолог:
Бурякова Н. В.
2019-2020г
Научные, методологические и методические основания программы Подростковый возраст - это время, когда складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера и способы эмоционального реагирования, которые в дальнейшем во многом определяют жизнь взрослого человека, его физическое и психологическое здоровье, общественную и личную зрелость. В связи с этим исследование особенностей подросткового возраста заслуживает особого внимания, о чем свидетельствуют труды таких ученых как П.П. Блонский, В.П. Кащенко, И.А. Сикорский, С.А. Беличева, Л.С.Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейн и др. Многие авторы обращают внимание на формирование самооценки в подростковом возрасте и на те факторы, которые способствуют ее становлению. Среди исследователей этой проблемы Бороздина Л.В., Захарова А.В., Стужин А.Г., Реан А.А., Божович Л.И., Кон И.С., Липкина А.И., Соколова Е.А. и др. Авторы единогласно отмечают, что становление самооценки происходит именно в подростковом возрасте. Потому в современной психологии активно ведутся исследования по выявлению факторов, способствующих становлению самооценки подростков. Среди многочисленных факторов, оказывающих влияние на формирование самооценки у подростков, психологи выделяют межличностные взаимоотношения со сверстниками. Именно от них зависит эмоциональное самочувствие подростка. Исследования межличностных отношений в подростковой среде проводились такими учеными как Аникеева Н.П., Кричевский Р.Л., Дубовская Е.Л., Мадорский Л.Р., Резников Е.Н., Ремшмидт. Х., Смирнова М.В. и т.д.
В понятие «самооценка» входит широкий комплекс физических, поведенческих, психологических и социальных проявлений личности, связанных с оценкой личностью самой себя в данных характеристиках. Изучение данного понятия традиционно начинается с анализа самосознания личности. То есть самосознание выступает тем образованием, из которого вычленяют и пытаются найти место самооценки. Часто исследователи самооценки при ее изучении употребляют, казалось, такие тождественные термины: самосознание, самоотношение, самоуважение и собственно самооценка. Однако, несмотря на тождественность, существуют определенные концептуальные различия, позволяющие определить собственно термин «самооценка». В самых общих чертах отметим, что термин «самооценка» в психологической литературе понимается как сложная система, определяющая характер самоотношения индивида и включающая общую самооценку, отражающую уровень самоуважения, целостное принятие или непринятие себя, и парциальные, частные самооценки, характеризующие отношение к отдельным сторонам своей личности, поступкам, успешности отдельных видов деятельности. Программа содержит полный перечень учебных и методических материалов, необходимых для реализации программы, включая диагностический инструментарий, описание практических заданий и упражнений, требования к ее проведению. Программа результатам диагностики, анализ которой указывает на присутствие неадекватной самооценки. Для оценки эффективности программы проводится диагностический срез на входе и выходе. Методологические принципы:
1. Принцип системности. Программа представляет собой систематизированный, структурированный методический материал по работе с подростками в форме групповых занятий.
2. Принцип «нормативности» развития на основе учета возрастных и индивидуальных психологических особенностей ребенка. Этот принцип реализует требование соответствия психического и личностного развития ребенка параметрам нормы, с одной стороны, и признание бесспорного факта уникальности и неповторимости пути развития каждой личности – с другой.
3. Принцип личностного подхода. Развитие личности как основная идея рассматривается в единстве и взаимосвязи с физическим и общим психическим развитием ребенка, что отражено в задачах и содержании программы.
4. Принцип комплексности методов психологического воздействия. Метод психологического воздействия представляет собой не просто набор операций и совокупность технических приемов. Уже использование тех или иных понятий означает фиксирование соответствующих этим понятиям свойств реального объекта, определенную их иерархию и отражает исходную позицию. Процесс проведения занятий по программе опирается на комплекс психологических методов и приемов, логически взаимосвязанных между собой.
5. Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы — яркие, эмоционально-привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка.
6. Принцип интерактивного обучения. Методы, приемы, формы и средства обучения должны создавать условия, при которых дети занимают активную позицию в процессе получения знаний.
7. Принцип последовательности. Изложение материала должно иметь логическую последовательность.
8. Принцип единства чувств и знаний. Получаемые участниками знания должны прорабатываться не только в сфере интеллекта, но и в эмоционально-чувственной сфере.
Большое значение для заниженной самооценки подростка 11-14 лет имеет расхождение между возникшими у него потребностями и обстоятельствами жизни, ограничивающими возможность их реализации, расхождение, характерное для каждого возрастного кризиса. Фактически подросток остается еще типичным школьником. Учение, школа, взаимоотношения с товарищами заполняют почти все его время и составляют главное содержание его жизни. Вместе с тем характер внутренней позиции подростка меняется. Расхождение между стремлениями подростка, связанными с сознанием и утверждением себя как личности, и положением школьника вызывает у него желание вырваться за рамки повседневной школьной жизни, в какую-то иную, значительную и самостоятельную. Иногда подростки, остро переживающие конфликт между своими желаниями и возможностями их удовлетворения, вступают на путь поиска особой, не воображаемой, а действительной жизни, но уводящей их от ее благополучного течения и нарушающий ход нормального развития подростка. В этих случаях подростки забрасывают учение, школу, их захватывает двор, улица, компании таких же оторвавшихся от школы ребят, что нередко приводит их к асоциальным формам поведения, которые являются способом самовыражения подростка, стремлением повысить свою самооценку. Однако единственным благополучным способом «самовыражения» подростков является повышение их самооценки в школе и в семье.
Плановая диагностика, запрос от учителей обучающейся подросткового возраста выявили сложности в плане самооценки. Низкая самооценка обучающейся негативно отражается на социальной адаптации личности. Данный феномен выражается в проявлении агрессивного поведения к сверстникам, сложностях при построении взаимоотношений, личностной дезадаптации и выстраивании механизмов защиты. В связи с чем было принято решение о необходимости проведение коррекционно - развивающей работы в данном направлении. В процессе прохождения занятий по формированию адекватной самооценки, у нее появися возможность осознать проблемные области с последующей их проработкой. Сформировать правильное представление о себе и своих возможностях, поверить в свои силы и развить уверенность в себе.
Самооценка - это сложное и многогранное понятие. Как целостная система самооценка включена во множество связей и отношений с другими психическими образованиями, в том числе с чертами личности, взаимодействие с которыми носит диалектический характер: будучи обусловленной ими, самооценка в то же время сама выступает важнейшей детерминантой их дальнейшего развития. По мнению большинства исследователей, самооценка отражает качественное своеобразие личности и характер ее взаимодействия с другими людьми. В частности, от индивидуальных различий зависит уровень осознанности и обобщенности самооценки. Самооценка — это представление человека о важности своей личной деятельности в обществе и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или закрыто. В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов индивида. Понимание Я-концепции как совокупности установок «на себя» отчетливо зафиксировано, например, Р. Бернсом. В соответствии с этим пониманием, три традиционно выделяемых элемента установки (когнитивный, эмоциональный и поведенческий) применительно к Яконцепции конкретизируются следующим образом: 1. Образ «Я» - представление индивида о самом себе. 2. Самооценка - аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа «Я» могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением. 3. Потенциальная поведенческая реакция, т. е. те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом «Я» и самооценкой. При этом самооценка как аффективная составляющая установки на себя существует в силу того, что ее когнитивная составляющая не воспринимается человеком безразлично, а пробуждает в нем оценки и эмоции, интенсивность которых зависит от контекста и от самого когнитивного содержания. Розенбергом была предложена так называемая интерактивная гипотеза, согласно которой влияние специфического аспекта «Я» на самооценку варьирует в зависимости от уровня самооценки по этому аспекту и его значимости для значимых аспектов: их высокие уровни сильно увеличивают общую самооценку, в то время как низкие уровни частных значимых самооценок существенно снижают итоговое самоотношение. Вклад самооценок по менее значимым аспектам в обобщенную самооценку соответственно оказывается меньшим. Таким образом, в соответствии с этими представлениями, строение самоотношения можно представить следующим образом: Существуют два уровня самоотношения - уровень частных самооценок и уровень обобщенной самооценки, причем, основным принципом организации этих уровней в единую систему является интеграция частных самооценок с учетом их субъективной значимости. Структура же самоотношения, фактически, сводится к структуре входящих в Я-концепцию аспектов «Я». По литературным данным выделяют три основных понимания терминов самоотношения, каждое из которых отражает различные теоретические подходы и имеет свое собственное коннотативное значение: 1) любовь к себе, 2) самоприятие, 3) чувство компетентности.
Основная цель: формирование адекватной самооценки обучающейся.
Задачи:
1. осознание собственных положительных и отрицательных сторон;
2. формирование навыков уверенного поведения;
3. способствование формированию навыка быстрого принятия решений;
4. формирование положительного самоотношения.
Адресат: программа предназначена для подростков в возрасте от 11 до 14 лет, для обучающейся 6 А класса.
Занятия проводятся один раз в неделю (5 недель). Такой временной промежуток между занятиями даёт необходимое время для отработки навыков и полного усвоения полученной информации. Продолжительность одного занятия – 40 минут.
Ожидаемые результаты.
Промежуточные: Внедрение данной программы в деятельность психологической службы образовательных учреждений позволит подросткам осознать собственные положительные и отрицательные стороны, поможет формированию навыков уверенного поведения, навыка быстрого принятия решений в стрессовой ситуации; будет способствовать формированию положительного самоотношения.
Итоговые: программа поможет актуализировать свои личностные ресурсы, позволяющие достигать успехов, принять ответственность на себя в решении своих жизненных задач.
Учебно–тематический план программы «Повышение самооценки»
№ п/п Раздел, тема
Всего часов (уч.ч.)
В том числе Форма контроля теоретических практических
1. Знакомство 1,5 0,5 1 1.1 Две стороны 1,5 0,5 1 Диагностика, наблюдение
2. Основная часть.
2.1 Сферы моих ресурсов. Интерактивная связь, выполнение заданий, рефлексия;
2.2 Реальность цели. Интерактивная связь, выполнение заданий, рефлексия;
2.3 Ситуация-действие. Интерактивная связь, выполнение заданий, рефлексия;
3. Подведение итогов. Самовыражение. Диагностика, рефлексия.
Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личности и достижений индивида. Без самооценки невозможно самоопределиться в жизни. Верная самооценка предполагает критическое отношение к себе, постоянное примеривание своих возможностей к предъявляемым жизнью требованиям, умение самостоятельно ставить перед собой осуществимые цели, строго оценивать течение своей мысли и её результаты, подвергать тщательной проверке выдвигаемые догадки, вдумчиво взвешивать все доводы «за» и «против», отказываться от неоправдавшихся гипотез и версий. Верная самооценка поддерживает достоинство человека и дает ему нравственное удовлетворение. Адекватное или неадекватное отношение к себе ведет либо к гармоничности духа, обеспечивающей разумную уверенность в себе, либо к постоянному конфликту, порой доводящему человека до невротического состояния. Это обосновывает необходимость заблаговременно способствовать формированию у человека адекватной самооценки. Проведение диагностических мероприятий указывает на превалирование заниженной самооценки у детей подросткового возраста, вследствие этого акцент данной работы будет на повышение самооценки. Поскольку именно подростковый возраст является сенситивным в силу своих психофизиологических особенностей, проведенная работа будет наиболее эффективна именно в этот период.
Основной целью программы является формирование адекватной самооценки обучающихся. В связи с этим поставлены задачи: осознание собственных положительных и отрицательных сторон, формирование навыков уверенного поведения, способствование формированию навыка быстрого принятия решений в стрессовой ситуации, формирование положительного самоотношения.
Первое занятие является вводным и направлено на ознакомление с предстоящей работой, формирование мотивации к работе, а также преследует цель - способствование формированию положительного самоотношения.
Второе занятие проводится с целью формирования навыков уверенного поведения.
Третье занятие направлено на осознание принципов достижения целей.
Четвертое и пятое занятия направлены как на сознательные моменты формирования адекватной самооценки, так и тренировку навыков уверенного поведения. Такое соотношение позволяет достичь максимальной эффективности результатов программы по данной проблематике. Программа реализуется в форме тренинга и состоит из 5 занятий.
Содержание программы «Повышение самооценки»
Занятие № 1
Цель: способствование формированию положительного самоотношения.
Вводная часть: Занятие начинается вступительным словом психолога, который рассказывает о себе и о предстоящей совместной работе. После этого тренер отвечает на возникшие у детей вопросы. Далее обучающимся предлагается запомнить основные правила, которыми они будут пользоваться в процессе работы: 1. «Правило активности. Чем активнее вы работаете, тем больше полезных знаний и умений вы сможете получить». 2. «Правило «Здесь и сейчас». Разговоры в процессе тренинга могут касаться только происходящего в данный момент события. Отвлеченные темы у нас будет время обсудить в перерыве, либо после окончания занятия». 3. «Правило уважения. В процессе работы может говорить и высказываться только один человек, для того чтобы ответить или выразить своё мнение, вы можете дождаться пока договорит ваш одноклассник, либо поднять руку». 4. «Правило правой руки. Кто из вас слышал про это правило? Оно заключается в том, что если в группе никто не проявляет инициативы, то отвечать должен будет тот, на кого покажет моя правая рука». Это правило способствует появлению положительных эмоций и в некоторых группах влияет на изначальное увеличение активности.
Упражнение 1. «Снежный ком»
Цель упражнения: подготовить к началу взаимодействия, сформировать положительное отношение друг к другу, установить отношение с тренером (психологом).
Ход упражнения: Участники садятся в круг. Доброволец из круга должен назвать своё имя и одну из положительных черт своего характера название которой, начинается с первой буквы его имени. Например, Даша - добрая. Далее по кругу каждый выполняет это же задание. Сложность заключается в том, что каждый участник, перед тем как назвать своё имя и черту характера, должен повторить имена и черты характера всех предшествующих участников. После выполнения основного задания проходит обсуждение. Следует акцентировать внимание на то, какие эмоции возникали у участников, запомнили ли они имена товарищей по тренингу и готовы ли они работать дальше.
Упражнение 2. «Мои достоинства»
Цель упражнения: осознание положительных качеств личности
Ход упражнения: Дети на отдельных листах должны записать список своих положительных характеристик. Качества должны касаться только черт личности и характера. На выполнение задания даётся 7 минут, после чего каждый участник перед остальными зачитывает свои характеристики. В конце упражнения проводится рефлексия: - Много ли у вас получилось написать собственных качеств? - Когда зачитывали свои черты остальные ребята, хотелось ли дополнить свой список? - Какие еще черты тебе бы хотелось у себя видеть? - Что нужно для этого делать? - Где может пригодится каждое из ваших качеств в жизни? - У вас на данный момент есть мечта или цель? - Какие качества нужны чтобы её достичь? - Сейчас вы можете еще дополнить собственные списки.
Упражнение 3. «Мнение окружающих»
Цель упражнения: формирование положительно «Я - образа»
Ход упражнения: Каждый участник тренинга, кладет перед собой чистый лист бумаги, на верхней строчке подписывая своё имя. Каждый передает листок соседу справа. Таким образом, у каждого из учащихся оказывается листок с чужим именем. Его задача написать о том человеке, чьё имя на листе написано, какую либо положительную характеристику, либо характеристику внешности, которая ему кажется привлекательной. Далее листок снова передается соседу справа. Таким образом, каждый участник упражнения напишет о каждом учащемся одну положительную характеристику. Упражнение заканчивается, когда возвращается листок со своим именем. Далее каждый участник читает то, что о нем написали остальные участники, после чего список зачитывается перед всеми. В завершении упражнения проходит общее обсуждение. - Какие эмоции возникали в процессе выполнения задания? - Приятно ли было слушать мнение окружающих о своей личности? - Понравилось ли вам искать в других положительные качества? - Зачем людям нужно уметь видеть положительные стороны у окружающих? - О каких своих положительных качествах вы слышите впервые? - Можно ли самостоятельно развить в себе положительные качества?
Занятие №2
Цель: формирования навыков уверенного поведения
Упражнение 1. «Подиум»
Цель упражнения: развитие навыков уверенного поведения, повышение уверенности в себе.
Ход упражнения: Дети ставят стулья в два ряда, лицом друг к другу, между рядами оставляя расстояние около 2х метров. Данное пространство используется как воображаемый подиум. Первый этап: каждый из участников по очереди должен пройти вдоль подиума своей обычной походкой. Второй этап: пройти подиум очень уверенной походкой. Не исключаются варианты творческого подхода к заданию и импровизации учащихся. Упражнение завершается только после того, как каждому участнику удалось правильно выполнить задание. В завершении упражнения проходит общее обсуждение. В конце упражнения проводится рефлексия: - Какие чувства вы испытываете, когда идете своей походкой? - Какие чувства и эмоции у вас возникали, когда вы демонстрировали уверенную походку? - Какой вариант больше нравился окружающим? - Как вы думаете почему? - Что зависит от нашей походки? - Получилось ли у вас почувствовать себя более уверенным человеком? - Стали ли вы уверенней в себе после завершения упражнения?
Упражнение 2. «Боязнь сцены»
Цель упражнения: развитие навыков уверенного поведения, снятие психологических зажимов.
Ход упражнения: Дети ставят стулья амфитеатром. Дается 10 минут на то, чтобы придумать своё выступление перед остальными участниками. При выступлении можно представить любой свой талант или способность, ученики могут объединяться друг с другом и изображать какую-либо сценку. Также выступление учащегося может ограничить рассказом о себе или каком-либо интересном моментом из жизни, которым он гордится. В завершении упражнения проходит обсуждение. В конце упражнения проводится рефлексия: - Какие эмоции возникали в процессе выполнения задания и на сцене? - Почему у многих возникает чувство скованности и стеснения? - Как его можно преодолеть? - Если с ним не бороться, то станет ли актерская игра лучше? Обучающимся даётся задание повторить упражнение.
- Второй раз выполнять упражнение было легче? - Как вы думаете почему? - Стоит ли опасаться мнения окружающих? Какие эмоции у вас возникали, когда вы видели на сцене проявление уверенного поведения? Что нужно делать, чтобы у вас получилось избавиться от скованности?
Занятие №3
Цель: осознание принципов достижения целей.
Упражнение «Что я могу»
Цель упражнения: осознание собственных возможностей, освобождение от нескольких стереотипов связанных с самооценкой.
Ход упражнения: Дети делятся на 3 группы. Группе номер один даётся задание составить список тех целей, которые на данный момент они могут достичь. Группа №2 составляет список целей, которые они бы мечтали исполнить. Группа №3 составляет список «волшебных» целей, достичь которые практически невозможно. Все группы зачитывают свои списки. Проходит обсуждение каждого списка по отдельности. Тренер объясняет учащимся, чем различаются списки групп на самом деле, и проводит различные аналогии между ними. Далее все три группы составляют список тех факторов, которые мешают достижению их целей. После чего проходит повторное обсуждение. Задача тренера: помочь понять детям механизм достижения любой поставленной цели за счет самооценки. Третий этап: группы составляют список тех способностей, которые им необходимы для достижения перечисленных целей. В процессе обсуждения психолог должен помочь детям понять, как можно работать над собой, чтобы достичь желаемого. Также обучающиеся обмениваются опытом, как на данный момент у каждого из них получается добиваться целей и работать над собой.
Занятие №4
Цель: отработка навыков уверенного поведения
Упражнение 1. «Дюжина»
Цель упражнения: «Интеллектуальная разминка», тренировка навыков уверенного поведения в ситуациях, когда нужно оперативно реагировать на изменяющуюся ситуацию.
Ход упражнения: Участники расположены в кругу. Водящий показывает на любого из них и называет число от 2 до 12. Тот, на кого показал водящий, демонстрирует на пальцах названное число (если оно больше 10, то в два приема). Тот, кто стоит справа от него, демонстрирует на пальцах число на единицу меньше, следующий правый сосед – еще на единицу меньше и т.д., пока не будет достигнут ноль. Кто ошибется или замешкается – выбывает из игры. Рефлексия: - Какие умения, с точки зрения участников, развиваются в этом упражнении? - С каждым разом у вас улучшались показатели? - С чем связаны заминки в игре? - Какие эмоции у вас возникали в процессе упражнения? - Что можно посоветовать тем кто растерялся в процессе выполнения задания? Упражнение проделывается несколько раз, чтобы дети смогли отметить для себя улучшение собственных результатов.
Упражнение 2. «Интонация»
Цель упражнения: развитие навыков уверенного поведения.
Ход упражнения: На маленьких карточках группа пишет название любого чувства, эмоции. Затем карточки собираются, перетасовываются и раздаются вновь. Теперь группа решает, какую фразу, строчку из стиха взять за основу дальнейших действий. После этого участники по очереди произносят эту фразу с интонацией, соответствующей тому чувству, что записано у них на листке бумаги. Остальные члены группы угадывают, с какой интонацией была произнесена фраза. В конце упражнения проводится рефлексия: - Какие эмоции у вас возникали в процессе выполнения упражнения? - Получилось ли у вас с первого раза правильно изобразить нужную эмоцию? - Что помешало? - Какие ваши качества могут помочь в правильном выполнении этого задания? Упражнение проводится повторно, чтобы закрепить результаты и увидеть усвоили ли обучающиеся информацию.
Упражнение 3. «Если бы..., то бы...»
Цель упражнения: выработка навыков быстрого реагирования на конфликтную ситуацию.
Ход упражнения: упражнение идет по кругу: один участник ставит условие, в котором оговорена некоторая конфликтная ситуация. Например: «Если бы меня обсчитали в магазине...». Следующий, рядом сидящий, продолжает (заканчивает) предложение. Например: «... я стал бы требовать жалобную книгу». Целесообразно провести это упражнение в несколько этапов, в каждом из которых принимают участие все присутствующие, после чего следует обсуждение. Ведущий отмечает, что ответы не должны повторяться. В конце занятия проводится рефлексия: - Какие эмоции возникали в процессе выполнения задания? Почему? - Как можно контролировать собственные эмоции в данный момент? - Какие качества можно использовать в данном случае? - Что можно посоветовать тем, у кого с первого раза возникли трудности?
Занятие №5
Цель: осознание механизмов формирования адекватной самооценки
Упражнение 1. «Личностные способности»
Цель упражнения: осознание собственных способностей.
Ход упражнения: Участники на листах бумаги записывают собственные способности и умения (от банальных до особенных). Должно получиться не меньше 20 пунктов. Как только все участники готовы происходит зачитывание и общее обсуждение каждого участника. В свою очередь слушая выступающего остальные участники могут записывать его идеи, если они относятся к ним лично. В конце упражнения проводится рефлексия: - Сложно ли было вспоминать свои способности? - Кто дописывал свой список, слушая других? - У нас больше способностей, чем кажется с первого взгляда? - Зачем человеку способности и умения? - Как их можно с пользой применить? - Помогают ли они в достижении поставленных целей?
Упражнение 2. «Подарок»
Цель упражнения: развитие навыков уверенного поведения.
Ход упражнения: Все члены группы анонимно дарят друг другу воображаемые подарки, как если бы возможности дарящего были не ограничены ничем. Для этого понадобятся листки бумаги. Игрок получает свои подарки, а затем, читая записки вслух, пытается догадаться, кто автор того или иного подарка и почему он так решил. В конце занятия проводится рефлексия: - Приятно ли было получать подарки? - Как вы думаете, почему этот подарок предназначен именно для вас? - Что нужно делать для того, чтобы подарков было больше? - Какие выводы можно сделать из этого упражнения?
Список литературы:
1. Анцупов, А.Я., Шипилов, А.И. Словарь конфликтолога. – СПб.: Питер, 2006. – 523 с.
2. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика . – СПб.: Издво «Речь», 2004. – 440 с.
3. Грецов А.Г. Психологические тренинги с подростками. – Спб.: Питер, 2008. – 386 с.
4. Доровской А.И. Сто советов по развитию одаренности детей. Родителям, воспитателям, учителям. - М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – С.90-91
5. Ежова Н.Н. Научись общаться!: коммуникативные тренинги. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.- 249 с.
6. Каменюк А.Г., Ковпак Д.В. Антистресс - тренинг. – СПб.: Питер, 2008. – 224 с.
7. Капустина, А.Н. Многофакторная личностная методика Р.Кеттелла. / А.Н. Капустина.– Спб.: Питер, 2001. – 112 с.
8. Киреева Е.А. Исследование самоутверждения у подростков.- Журнал «Научные проблемы гуманитарных исследований» выпуск №7, 2010. – С. 130-136.
9. Киреева Е.А., Дубовицкая Т.Д. Методика исследования особенностей самоутверждения в подростковом возрасте// Экспериментальная психология.2011.№2. – С.115-124.
10. Кунигель Т.В. Тренинг «Активизации внутренних ресурсов подростка». – СПб.: Издательство «Речь», 2006. – 101 с.
11. Микляева А.В. Я - подросток. Программа уроков психологии.- СПб.: Издательство «Речь», 2006. - 336 с.
12. Мухина, В.С. Детская психология / В.С. Мухина. – М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000 – 352 с.
13. Психология личности /Л.И. Божович // Т.1. Хрестоматия. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2000. — 448 с.
14. Реан А.А. Практическая психодиагностика личности: Учеб. пособ.- СПб: Изд-во СПб, 2001.— 224 с.
15. Самоукина, Н.В. Эффективная мотивация персонала при минимальных финансовых затратах. – М.: Вершина, 2006. – 224 с.
16. Толстых, Н.Н. Самоутверждение / Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах: Социальная психология // Ред.сост. Л.А. Карпенко. Под общей ред. А.В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2005. - 175 с.
17. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. – Мн.: Ильин В.П., 1996. – 126 с.
18. Харламенкова, Н.Е. Самоутверждение подростка / Н.Е. Харламенкова. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН». 2007. – 384 с.
19. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе (7-8 классы) – М.: Генезис, 2007. – 167 с.
20. Шевченко М.Ф. Как стать успешным? Программа занятий для старшеклассников. – СПб.: Речь, 2007. – 208 с.
21. Широкова И.Б. Тренинг самопознания для подростков. Общение. Память. – М.: Генезис, 2005. – 169 с. 22. Эллис А. Психотренинг по методу Альберта Эллиса. – СПб.: Питер Ком, 1999. – 288 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на коррекцию компетенций познавательной, эмоционально-личностной, мотивационной сферы
Программа индивидуального психологического сопровождения, направленная на развитие внутреннего потенциала ребенка с нарушением слуха...
Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на коррекцию поведения подростков, находящихся в группе риска
Индивидуальная психологическая программа подростков с нарушением слуха группы риска...
Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на коррекцию и развитие компетенций эмоционально-волевой и коммуникативной сферы «Я все смогу»
Индивидуальная программа психологического сопровождения, направленная на коррекцию и развитие компетенций эмоционально-волевой и коммуникативной сферы подростка с нарушением слуха...
Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на коррекцию и развитие процесса социализации подростка во внешнюю среду слышащих людей
Индивидуальная программа психологического сопровождения процесса социализации подростка с нарушением слуха...
Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на коррекцию и развитие компетенций эмоционально-волевой и личностной сферы
Индивидуальная программа психологического сопровождения подростка с нарушением слуха с УО...
Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на развитие и коррекцию компетенций познавательной, эмоционально-волевой сферы
Программа психологического сопровождения подростков с нарушением слуха с ТМНР...
Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на коррекцию и развитие компетенций эмоционально-волевой и познавательной сферы
Индивидуальная программа психологического сопровождения младшего школьника с нарушением слуха с УО...