Инновационные образовательные технологии в работе педагога- психолога
материал по психологии
Инновационные процессы сегодня устремились во все сферы жизни общества. Изменения, происходящие в обществе, устанавливают новые, различные взгляды на современное образование. Для развития познавательной и творческой деятельности в воспитательном процессе используются современные инновационные технологии, которые повышают качество образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnye_obrazovatelnye_tenologii_v_praktike_pedagoga-_psihologa.docx | 19.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновационные процессы сегодня устремились во все сферы жизни общества. Изменения, происходящие в обществе, устанавливают новые, различные взгляды на современное образование. Для развития познавательной и творческой деятельности в воспитательном процессе используются современные инновационные технологии, которые повышают качество образования.
Главная цель инновационных технологий образования – это подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире, ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию через механизмы инновационной деятельности, творческие способы решения проблем, превращение творчества в норму существования человека. Эффективными оказываются деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы.
В практике психолого-педагогического сопровождения образовательной деятельности используются различные инновационные технологии.
Применяется развивающее обучение, в котором делается акцент на развитие теоретического мышления и на всестороннее развитие личности воспитанника. Знания сообщаются в процессе специально организованной разносторонней деятельности. В образовательный процесс вносится личностный и деятельностный акценты.
Используются элементы проблемного обучения, центральное звено которого проблемная ситуация, создающая условия для формирования правильных обобщений. Проблемная ситуация побуждает активную, мыслительную деятельность в процессе постановки и решения проблемы.
Практикуется метод проектов. В его основу положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Большое значение имеют информационно-коммуникативные технологии, поскольку ребёнок должен владеть информацией, уметь ею пользоваться, выбирать необходимое, работать с разными видами информации. При этом отмечается, что применение информационно-коммуникативных технологий повышает мотивацию воспитанников; снимает психологическое напряжение; расширяет возможности.
Активно в психолого-педагогической практике используются игровые технологии, связанные с игровой формой взаимодействия. Игра как средство социализации ребенка, включает целенаправленное воздействие на становление личности, усвоение знаний, ценностей. На занятиях в игровой форме дети осваивают навыки общения, учатся эффективному сотрудничеству и многому другому. Дидактическая игра тренирует память, помогает выработать речевые умения и навыки; стимулирует умственную деятельность, развивает внимание и познавательный интерес. Диагностическая игра обладает предсказательностью: ребенок ведет себя в игре на максимуме проявлений (интеллект, творчество). Игра используется для преодоления различных трудностей, возникающих у ребёнка в поведении, в общении с окружающими. Коррекционные игры способны оказать помощь воспитанникам справиться с переживаниями, препятствующими их нормальному самочувствию и общению со сверстниками в группе. Игра связана с созданием определенного комфорта, благоприятной атмосферы, душевной радости как защитных механизмов, т.е. стабилизации личности.
Применяются технологии деятельностного метода (что важно в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта). Деятельностный подход предполагает выполнение воспитанниками определённых действий для приобретения недостающих знаний; выявление и освоение способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания; формирование умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу.
Психолого-педагогическая практика основывается на личностно-ориентированных технологиях, которые ставят в центр воспитательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных условий его развития, реализации природных потенциалов.
Используемая технология исследовательской деятельности направлена на то, чтобы стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала ребёнка через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения, развитие творческой активности.
Осуществляемый мониторинг интеллектуального развития позволяет проанализировать при помощи тестирования и построения графиков динамику развития ребёнка.
Таким образом, инновационные образовательные технологии дают возможность качественно и быстрее получить хороший результат. Использование возможностей современных инновационных технологий позволяет обеспечить формирование базовых компетентностей современного человека: умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем; умение эффективно сотрудничать с другими людьми; умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы; готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность.
Виды познавательных игр в песке:
• игры на ознакомление с окружающим миром (познаем то, что рядом с нами: животные, реки, моря, города)
• географические игры (моделируем в песочнице климатические зоны и жизнь на них, узнаем, как живут люди в разных уголках планеты)
• фантастические игры (дети имитируют жизнь на других планетах- ландшафт Луны, поверхность Марса)
• исторические игры (строят, ломают, изучают стратегию боевых действий и снова строят)
• игры-экскурсии по городу (знакомим с родным городом и его историей).
Познавательные игры на песке предлагаются детям в виде дидактической сказки через:
• сенсорные игры (о своих физических и чувственных возможностях, о свойствах вещей и окружающего)
• языковые игры (поупражняться в грамматике и развить фонематический слух)
• дидактические навыки (конкретные умения и навыки, развить психические процессы)
• игры-загадки (развивают саморегуляцию и учат четкому выполнению учебной задачи)
При этом опора идет на зрительное-слуховое-тактильно-кинестетическое восприятие. Задействованы все анализаторы. Дети не только видят и слышат, а еще и включают «телесную» память, плюс развитие моторики.
Интерактивная песочница способствует:
- снятию эмоционального и мышечного напряжения;
- профилактике и снижению импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии, детских страхов;
- формированию здоровой самооценки, уверенности в себе, раскрытию личности ребенка, развитию позитивной Я-концепции, способности к самопринятию;
- развитию способности творчески самовыражаться;
- развитию мелкой моторики, ощущений;
- коррекции неэффективных стилей поведения, изменение их на более продуктивные;
- разрешению внутри семейных конфликтов;
- преодолению трудностей в общении;
- преодолению последствий психологических травм (развод родителей и др.);
- преодолению расстройств настроения;
- развитию эмоциональной сферы, гуманных чувств, нравственных понятий;
- развитию познавательных процессов; - развитию ответственности за свои действия;
- адаптации к изменениям в жизни (переход в другую группу, другой детский сад, переезд, рождение в семье второго ребенка и др.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: «Использование инновационных технологий в работе педагога-психолога»
Внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования и реформирования системы образования. Инновационная деятельность – процесс, который позволяет учреждению ...
Ассоциативные метафорические карты и сказкотерапевтические технологии в работе педагога-психолога и педагога дополнительного образования
Сегодня все больше внимания уделяется развитию творческих способностей, «креативности» ребенка и взрослого. Эрих Фромм сформулировал понятие креативности как «способность ребенка, взрослого удивляться...
Использование информационных компьютерных технологий в работе педагога-психолога специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
Статья к городской научно-практической конференции ноябрь 2014 г. "Современные образовательные технологии"...
Инновационные образовательные технологии в работе педагога - психолога
В статье даны описания инновационных технологий, которые использует педагог-психолог в своей работе....
Современные образовательные технологии в работе педагога- психолога с детьми ОВЗ.
Современные образовательные технологии в работе педагога- психолога с детьми ОВЗ. Арт- терапия....
Отчет об использовании современных образовательных технологий в работе педагога-психолога
В отчете представлены основные инновационные педагогические технологии, которые использует в своей работе педагог-психолог....
Использование современных образовательных технологий в работе педагога-психолога
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА...