Занятие для педагогов - профилактика профессионального выгорания.
материал по психологии
Тренинговое занятие имеет целью профилактику эмоционального профессионального выгорания у педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchitelskiy_anttistress.docx | 26.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Шилыковская средняя школа
Тема: «Учительский антистресс»
Тематическое занятие для педагогов
заместитель директора по воспитательной работе,
педагог - психолог
МКОУ Шилыковская СШ
Гущина Вера Владимировна
2024 год
Цель: познакомить участников с активными формами и методами работы психолога по профилактике эмоционального выгорания.
Задачи:
1. Активизация творческой активности участников, настрой на включенность в происходящее.
2. Отработка полученных навыков в практической деятельности.
3. Создание в группе доброжелательной атмосферы.
Время проведения: один час.
Количество участников: 12-15 человек.
Методы и приемы: практическое упражнение, метод ассоциаций, упражнение на визуализацию, арттерапия.
Диагностика эмоционального состояния участников тренинга.
Упражнение №1
Самодиагностика. Тест на определение эмоционального состояния.
Инструкция:
Обведите кружочком номера тех вопросов, на которые вы отвечаете положительно.
- Я всегда стремлюсь делать работу до конца, но часто не успеваю и вынужден(а) наверстывать упущенное.
- Когда я смотрю на себя в зеркало, я замечаю следы усталости и переутомления на своем лице.
- На работе и дома — сплошные неприятности.
- Я очень часто раздражаюсь по мелочам.
- Меня беспокоит будущее.
6. Вокруг происходят такие перемены, что голова идет кругом. Хорошо бы, если бы все не так стремительно менялось.
7. Мне трудно расслабиться после напряженного дня.
- Я люблю семью и друзей, но часто вместе с ними я чувствую скуку и пустоту.
- В жизни я ничего не достиг(ла) и часто испытываю разочарование в самом (ой) себе.
Обработка результатов:
Количество положительных ответов показывает уровень стресса у человека. Если набирается 0-4 балла, значит, человек ведет себя в стрессовой ситуации довольно сдержанно и умеет регулировать свои собственные эмоции, не раздражается на других и не склонен винить себя.
Если в сумме получается 5-7 баллов, человек не всегда ведет себя в стрессовой ситуации правильно. Иногда умеет сохранять самообладание, но бывают также, случаи, когда заводится из-за пустяка и потом об этом жалеет. В такой ситуации необходимо заняться выработкой своих индивидуальных приемов самоконтроля в стрессе.
Если набирается 8-9 баллов, человек переутомлен, и истощен, часто теряет самоконтроль в стрессовой ситуации и не умеет владеть собой. Вследствие этого страдает и он сам, и окружающие люди. Развитие умений саморегуляции в стрессе — очень важная задача для этого человека.
Упражнение №2 «Голова».
Цель: снятие неприятных соматических ощущений в области головы.
Время проведения: 3 минуты
Материалы: специальные материалы не требуются. Ход упражнения: станьте прямо, свободно расправив плечи и откинув голову назад. Постарайтесь почувствовать, в какой части головы локализовано ощущение тяжести. Представьте себе, что на вас надет громоздкий головной убор, который давит на голову в том месте, в котором вы чувствуете тяжесть. Мысленно снимите головной убор рукой и выразительно, эмоционально бросьте его на пол. Потрясите головой, расправьте рукой волосы. А затем сбросьте руки вниз, как бы избавляясь от головной боли.
Рефлексия: ведущим и участником проводиться анализ, исчезло ли неприятное соматическое ощущение.
Упражнение №3 «Моя работа похожа на лезвие»
Цели и возможности применения. Упражнение помогает вовлечь группу в размышление о проблематике тренинга, стимулирует творческую активность участников.
Необходимые материалы. Непрозрачный пакет с небольшими предметами по количеству участников тренинга. (Например: мягкая игрушка, коробок спичек, фломастер, мел, набор ручек, увеличительное стекло, блок клейких листочков Post-it и т. д.]
Время. 5 -10 минут.
Процедура:
1. Все участники сидят в общем кругу. Тренер передает по кругу пакет с предметами.
2. Каждый участник, должен не глядя, достать предмет, показать его остальным участникам и быстро придумать, почему его работа похожа на этот предмет. Например: «Работа психолога похожа на лупу, потому что он должен уметь замечать мельчайшие детали» и т. д.
Выводы. Можно фиксировать на доске мнения участников об их работе, после чего вовлечь группу в дискуссию о том, все ли особенности их работы отображены здесь.
Диагностика стрессоустойчивости и подверженности профессиональной деформации.
Упражнение №4 «Выбор».
Цель: Помочь участникам определить доминирующее поведение, проанализировать, совпадает ли оно с установками других участников, показать, что в работе психолога могут проявляться разнообразные черты, которые позволяют быть эффективным.
Необходимые материалы: ручки.
Процедура:1. Участникам предлагается определиться и сделать выбор: «Какая Вы? Импульсивная или сдержанная? Первую букву слова написать на руке». Затем выбирается ведущий, который по своему усмотрению, распределяет участников на «сдержанных и импульсивных». Затем участники показывают свой результат, происходит сравнение и обсуждение.
2. Выбирается другой ведущий. То же самое проводится с качествами «рациональный и эмоциональный».
Обсуждение: Все мы разные по типу темперамента, личностным особенностям. Порой восприятие нами других людей бывает отличным от их восприятии себя. В работе психолога могут проявляться разные черты: импульсивность и сдержанность, рациональность и эмоциональность и это позволяет ему быть эффективным.
Упражнение №5 «Снежки».
Цель: Упражнение позволяет снять эмоциональное напряжение участников, определить отношение к профессиональной деятельности, определить наиболее эффективную стратегию поведения.
Необходимые материалы: Листы бумаги, карандаши, веревка.
Процедура: Ведущий предлагает участникам подвигаться, предварительно разделив их на 2 команды. Для проведения упражнения выбираются 2 помощника, которым предлагается ответить на вопросы:
- С кем из присутствующих Вы бы полетели в космос;
- У кого из присутствующих есть черты характера, похожие на вас;
- Кому бы Вы доверили тайну;
- У кого бы хотели спросить совета;
- Для кого не пожалели бы личного времени;
- С кем бы из присутствующих совершили шоппинг терапию;
- С кем поехали в лес за грибами;
- Кого бы позвали с собой в баню;
- За кого бы подняли тост;
- Кому бы преподнесли в подарок маленького ежика;
- С кем бы пошли на дискотеку;
- С кем бы провели святочную ночь;
- В ком из присутствующих вы видите личного парикмахера и массажиста;
- Кому из присутствующих, Вы бы подарили лотерейный билет, зная, что он выигрышный;
- С кем бы Вы хотели спеть дуэтом песню;
- Чьи детские фотографии, Вы бы хотели посмотреть.
После того как помощники сформировали команды, им присваивается название «Трудоголики» и «Работяги».
Задача командам: Очистить свою территорию от снежков, перебрасывая снежки команде соперников. По сигналу ведущего игра прекращается. Подсчитывается количество снежков на обеих территориях.
Обсуждение. Вывод.
Упражнение №6 . Арттерапия. «Музыка пейзажей».
Цель: Снятие эмоционального напряжения участников. Сформировать общий эмоциональный отклик, освобождение от излишнего физического и нервного напряжения, определение роли и значения этого состояния в процессе самопознания.
Необходимые материалы: Ватман, краски, крупные кисти, вода
Процедура: Ведущий предлагает участникам нарисовать на ватмане пейзаж, при этом не разговаривая, и не договариваясь заранее.
Вывод. Обсуждение.
Итоговая рефлексия. Отзыв участников о проведенном мероприятии.
Афоризмы (раздаточный материал по завершении занятия – распечатать на разноцветных листах и предложить выбрать)
Афоризмы. Гнев есть кратковременное безумие, поэтому управляй своей страстью или она будет управлять тобой. Гораций | Кто умеет управлять собою, тот может повелевать людьми. Ф. Вольтер | Неудача не преступление; преступно ставить перед собой цели ниже своих возможностей. Д. Лоуэлл |
Бежать, кстати, - это определенная манера побеждать. П. Кальдерон | Из вех позитивных эмоций особого внимания заслуживают три: - любовь, благодарность и доверие. П. Вайнцвайг | Оптимист видит удобную возможность в каждом бедствии; пессимист видит бедствие в каждой возможности. Американское изречение |
Оставаясь такими, каковы есть, мы не можем воспитывать, не вправе; и так как воспитывать все-таки нужно…, то вопрос о великой реформе нас самих принципиально встает перед нами. В. Розанов | Лучший сознательный путь к жизнерадостности, если она нами утрачена, - это взять себя в руки и заставить говорить и поступать так, если бы жизнерадостность была уже обретена.У. Джеймс | Если вы взволнованы гневом, старайтесь отвлечь внимание от предмета, вызвавшего его. Таким образом, удалив горючий материал, поддерживающий пламя, вы погасите его. Китайское изречение. |
Никогда не теряй терпения – это последний ключ, открывающий двери. А. Сент - Экзюпери | В счастье не следует быть чрезмерно самоуверенным, а в беде не следует терять уверенность. Клеовул | Нет таких сильных горестей, которых рассудок и время не могли бы смягчить. Ф. Рохас |
Горячо переживать то, чего не можешь изменить, - значит впустую растрачивать чувства. С. Моэм | Враги – отличное стимулирующее средство. Кэтрин Хепберн | Если не можешь решить проблему, постарайся извлечь из нее выгоду. Ши Юй |
Кто всегда прислушивается к тому, как его оценивают, будет всегда огорчаться. Ф. Ницше | Большие несчастья не бывают продолжительными, а маленькие не стоят внимания. Д. Леббок | Лучший способ приободриться – ободрить другого. Марк Твен |
Оптимизм - бодрое настроение, которое позволяет свистеть чайнику, до краёв наполненному кипятком. Американское изречение. | Как моль - одежде и червь -дереву, так печаль вредит сердцу человека. Соломон. | В несчастии судьба всегда оставляет дверцу для выхода. М. Сервантес |
Когда посетит тебя горе, взгляни вокруг и утешься есть люди, доля которых ещё тяжелее твоей. Эзоп | Половина наших неприятностей вызвана тем, что мы слишком быстро произносим слово «да» и недостаточно быстро «нет» Генри Уиллер Шоу | Страх есть беспокойство души при мысли о будущем бедствии, которое чаще всего не обрушивается на нас. Д. Локк |
Время – это бесценный дар, который мы должны научиться ценить. Его нельзя купить, сэкономить. Его невозможно повернуть вспять. Время– это абсолютная ценность нашего общества. Однако жизнь многих людей проходит между нехваткой и пустой тратой времени. ЛотарЗайверт | Не бывает обстоятельств столь несчастных, чтобы умный человек не мог извлечь из них какую- нибудь выгоду ,но не бывает и столь счастливых, чтобы безрассудный не мог обратить их против себя. Ф. Ларошфуко | Гнев есть страсть, однако же, не смиряемый и не исцеляемый, оборачивается он страданием телесным. АполлонийТианский |
Гнев глупого- в его словах, гнев умного- в его делах. Арабская пословица. | К сожалению, враг занимает больше места в наших мыслях, чем друг в нашем сердце. Альфред Бужар. | Кто раздувает пламя ссоры и ворочает головни, тот не должен жаловаться, если искры попадают ему в лицо. Б. Франклин |
Берегите время: это ткань, из которой сделана жизнь. С. Ричардсон. | Если у вас трясутся руки перед экзаменом по каллиграфии, то вам не стоит пытаться копировать почерк древних мастеров – лучше попробуйте перенять их дух. Ши Юй | Ни на один день не отклоняться от своей цели – вот средство продлить время, и притом очень верное средство, хотя пользоваться им нелегко. Г. Лихтенберг |
Из всех вещей время менее всего принадлежит нам, и более всего нам недостаёт его. Ж. Бюффон | Сохраняй веру в себя даже тогда, когда никто в вас не верит. Х. Маккей | Единственный способ определить границы возможного – выйти за эти границы. Артур Кларк |
Если в ритме дыхания ты попадешь в такт дыханию природы, то получишь силу на сто лет жизни. Ши Юй | В здоровом теле – здоровый дух. Ювенал | Воображение – глаза души. Ж .Жубер |
В заключении, мы хотели бы подчеркнуть, что здоровье личности следует рассматривать как смыслообразующий и системообразующий фактор образования, основное условие благополучия и успешности педагога в его профессиональной деятельности. В связи с этим можно отметить, что целенаправленная работа по здоровьесбережению педагогов в образовательных учреждениях не только будет способствовать повышению эффективности профессиональной деятельности учителей, но и позволит сохранить и укрепить здоровье учащихся.
Список литературы:
- Вачков, И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие [Текст]/И.В. Вачков.– М., 2000.
- Грачева, Л.В. Тренинг внутренней свободы. Актуализация творческого потенциала [Текст] /Л.В. Грачева.- М.: Речь, 2003.
- Дикарева, Т.А. Причинно ориентированная профилактика аддиктивного поведения среди подростков и молодежи [Текст]/ Т.А.Дикарева// Стратегии формирования антикризисного поведения у подростков и молодежи: сборник научно-методических трудов: заочный семинар школьных психологов.Вып.7 /под ред.М.И. Лукьяновой – Ул-к: ИПКПРО, 2000.-80с.
- Козлов, Н.И. Формула личности [Текст] /Н.И.Козлов. – СПб.: Питер, 2000.-368с.
- Козлов, Н.И. Как относиться к себе и к людям: Практическая психология на каждый день [Текст] /Н.И. Козлов. – М.: Новая школа, 1993.
- Мардер, Л. Тренинг педагогической осознанности. //Школьный психолог № 22, 2003 г.
- Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании [Текст]/Е.И.Рогов.– М.: ВЛАДОС, 1996. – 529с.
- Рудестам, К. Групповая психотерапия[Текст] / К.Рудестам.- Питер, 2000. – 384с.
- Самоукина, Н.В. Игры в школе и дома: Психотерапевтические упражнения и коррекционные программы[Текст]/ Н.В. Самоукина.- М.: Новая школа,1995. – 144с.
11. Фопель К.: Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего: Практическое пособие/Пер. с нем. 2-е изд., стер. [Текст] / К. Фопель. – М.: Генезис, 2000. – 256 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика профессионального выгорания педагогов
В презентации в легкой, юмористической форме подобран материал по профилактике профессионального выгорания. Сожно использовать как сопровождение к теоретическому материалу или как релаксаци...
Профилактика профессионального выгорания педагогов.
Выступление на педсовете. Презентация....
Психолог для педагога. Психолого-педагогический климат в коллективе и профилактика профессионального выгорания учителя
Конспект выступления педагога-психолога на педсовете на тему "Психолого-педагогический климат в коллективе и профилактика профессионального выгорания учителя".Структура выступления:1. Теоретическая ча...
Презентация к семинару - практикуму с педагогами "Профилактика профессионального выгорания учителя"
Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. Цель занятия: помочь учителям справиться с си...
Семинар для педагогов "Синдром профессионального выгорания и его профилактика"
Профессия учителя имеет ряд специфических особенностей и требований к человеку, их выполняющему. Главной ее особенностью является принцип «безусловного», «принимающего» общения, а также постоянное уча...
Презентация к выступлению по профилактике профессионального выгорания педагогов
Предлагаемую презентацию по профилактике профессионального выгорания учителей можно использовать для Ваших разработок для выступлений на МО, педсоветах и др. мероприятиях...
Профессиональное выгорание. Методы профилактики профессионального выгорания педагога.
Выступление педагога- психолога на методическом объединении педагогов....