Занятие для педагогов - профилактика профессионального выгорания.
материал по психологии

Гущина Вера Владимировна

Тренинговое занятие имеет целью профилактику эмоционального профессионального выгорания у педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchitelskiy_anttistress.docx26.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Шилыковская средняя школа

Тема: «Учительский антистресс»

Тематическое занятие для педагогов

заместитель директора по воспитательной работе,

педагог - психолог

МКОУ Шилыковская СШ

Гущина Вера Владимировна

2024 год

Цель: познакомить участников с активными формами и методами работы психолога по профилактике эмоционального выгорания.

Задачи:

1. Активизация творческой активности участников, настрой на включенность в происходящее.

2. Отработка   полученных навыков в практической деятельности.

3. Создание в группе доброжелательной атмосферы.

Время проведения: один час.

Количество участников: 12-15 человек.

Методы и приемы: практическое упражнение, метод ассоциаций, упражнение на визуализацию, арттерапия.

Диагностика эмоционального состояния участников тренинга.

Упражнение №1

Самодиагностика. Тест на определение эмоционального состояния.

Инструкция:

Обведите кружочком номера тех вопросов, на которые вы отвечаете положительно.

  1.  Я всегда стремлюсь делать работу до конца, но часто не успеваю и вынужден(а) наверстывать упущенное.
  2.  Когда я смотрю на себя в зеркало, я замечаю следы усталости и переутомления на своем лице.
  1.  На работе и дома — сплошные неприятности.
  2.  Я очень часто раздражаюсь по мелочам.
  3.  Меня беспокоит будущее.

6. Вокруг происходят такие перемены, что голова идет кругом. Хорошо бы, если бы все не так стремительно менялось.

7. Мне трудно расслабиться после напряженного дня.

  1.  Я люблю семью и друзей, но часто вместе с ними я чувствую скуку и пустоту.
  2.  В жизни я ничего не достиг(ла) и часто испытываю разочарование в самом (ой) себе.

Обработка результатов:

Количество положительных ответов показывает уровень стресса у человека. Если набирается 0-4 балла, значит, человек ведет себя в стрессовой ситуации довольно сдержанно и умеет регулировать свои собственные эмоции, не раздражается на других и не склонен винить себя.

Если в сумме получается 5-7 баллов, человек не всегда ведет себя в стрессовой ситуации правильно. Иногда умеет сохранять самообладание, но бывают также, случаи, когда заводится из-за пустяка и потом об этом жалеет. В такой ситуации необходимо заняться выработкой своих индивидуальных приемов самоконтроля в стрессе.

Если набирается 8-9 баллов, человек переутомлен, и истощен, часто теряет самоконтроль в стрессовой ситуации и не умеет владеть собой. Вследствие этого страдает и он сам, и окружающие люди. Развитие умений саморегуляции в стрессе — очень важная задача для этого человека.

Упражнение №2 «Голова».

Цель: снятие неприятных соматических ощущений в области головы.

Время проведения: 3 минуты

Материалы: специальные материалы не требуются. Ход упражнения: станьте прямо, свободно расправив плечи и откинув голову назад. Постарайтесь почувствовать, в какой части головы локализовано ощущение тяжести. Представьте себе, что на вас надет громоздкий головной убор, который давит на голову в том месте, в котором вы чувствуете тяжесть. Мысленно снимите головной убор рукой и выразительно, эмоционально бросьте его на пол. Потрясите головой, расправьте рукой волосы. А затем сбросьте руки вниз, как бы избавляясь от головной боли.

Рефлексия: ведущим и участником проводиться анализ, исчезло ли неприятное соматическое ощущение.

Упражнение №3 «Моя работа похожа на лезвие»

Цели и возможности применения. Упражнение помогает вовлечь группу в размышление о проблематике тренинга, стимулирует творческую активность участников.

Необходимые материалы. Непрозрачный пакет с небольшими предметами по количеству участников тренинга. (Например: мягкая игрушка, коробок спичек, фломастер, мел, набор ручек, увеличительное стекло, блок клейких листочков Post-it и т. д.]

Время. 5 -10 минут.

Процедура:

1.  Все участники сидят в общем кругу. Тренер передает по кругу пакет с предметами.

2.  Каждый участник, должен не глядя, достать предмет, показать его остальным участникам и быстро придумать, почему его работа похожа на этот предмет. Например: «Работа психолога похожа на лупу, потому что он должен уметь замечать мельчайшие детали» и т. д.

Выводы. Можно фиксировать на доске мнения участников об их работе, после чего вовлечь группу в дискуссию о том, все ли особенности их работы отображены здесь.

Диагностика стрессоустойчивости и подверженности профессиональной деформации.

Упражнение №4 «Выбор».

Цель: Помочь участникам определить доминирующее поведение, проанализировать, совпадает ли оно с установками других участников, показать, что в работе психолога могут проявляться разнообразные черты, которые позволяют быть эффективным.

Необходимые материалы: ручки.

Процедура:1. Участникам предлагается определиться и сделать выбор: «Какая Вы? Импульсивная или сдержанная? Первую букву слова написать на руке». Затем выбирается ведущий, который по своему усмотрению, распределяет участников на «сдержанных и импульсивных». Затем участники показывают свой результат, происходит сравнение и обсуждение.

2. Выбирается другой ведущий. То же самое проводится с качествами «рациональный и эмоциональный».

Обсуждение: Все мы разные по типу темперамента, личностным особенностям. Порой восприятие нами других людей бывает отличным от их восприятии себя.   В работе психолога могут проявляться разные черты: импульсивность и сдержанность, рациональность и эмоциональность и это позволяет ему быть эффективным.

Упражнение №5 «Снежки».

Цель: Упражнение позволяет снять эмоциональное напряжение участников, определить отношение к профессиональной деятельности, определить наиболее эффективную стратегию поведения.

Необходимые материалы: Листы бумаги, карандаши, веревка.

Процедура: Ведущий предлагает участникам подвигаться, предварительно разделив их на 2 команды. Для проведения упражнения выбираются 2 помощника, которым  предлагается ответить на вопросы:

  • С кем из присутствующих Вы бы полетели в космос;
  • У кого из присутствующих есть черты характера, похожие на вас;
  • Кому бы Вы доверили тайну;
  • У кого бы хотели спросить совета;
  • Для кого не пожалели бы личного времени;
  • С кем бы из присутствующих совершили шоппинг терапию;
  • С кем поехали в лес за грибами;
  • Кого бы позвали с собой в баню;
  • За кого бы подняли тост;
  • Кому бы преподнесли  в подарок маленького ежика;
  • С кем бы пошли на дискотеку;
  • С кем бы провели святочную ночь;
  •  В ком из присутствующих вы видите личного парикмахера и массажиста;
  • Кому из присутствующих, Вы бы подарили лотерейный билет, зная, что он выигрышный;
  • С кем бы Вы хотели спеть дуэтом песню;
  • Чьи детские фотографии, Вы бы хотели посмотреть.

После того как помощники сформировали команды, им присваивается название «Трудоголики» и «Работяги».

Задача командам: Очистить свою территорию от снежков, перебрасывая снежки команде соперников. По сигналу ведущего игра прекращается. Подсчитывается количество снежков на обеих территориях.

Обсуждение. Вывод.

Упражнение №6 .  Арттерапия. «Музыка пейзажей».

Цель: Снятие  эмоционального напряжения  участников. Сформировать общий эмоциональный отклик,  освобождение от излишнего физического и нервного напряжения, определение  роли и значения этого состояния в процессе самопознания.

Необходимые материалы: Ватман, краски, крупные кисти, вода

Процедура: Ведущий предлагает участникам нарисовать на ватмане пейзаж, при этом не разговаривая, и не договариваясь заранее.

Вывод. Обсуждение.

Итоговая рефлексия. Отзыв участников о проведенном мероприятии.

Афоризмы (раздаточный материал по завершении занятия – распечатать на разноцветных листах и предложить выбрать)

Афоризмы. Гнев есть кратковременное безумие, поэтому управляй своей страстью или она будет управлять тобой. Гораций

Кто умеет управлять собою, тот может повелевать людьми.

Ф. Вольтер

Неудача не преступление; преступно ставить перед собой цели ниже своих возможностей.                        Д. Лоуэлл

Бежать, кстати, - это определенная манера побеждать.

П. Кальдерон

Из вех позитивных эмоций особого внимания заслуживают три: - любовь, благодарность и доверие.

П. Вайнцвайг

Оптимист видит удобную возможность в каждом бедствии; пессимист видит  бедствие  в каждой возможности.

Американское изречение

Оставаясь такими, каковы есть, мы не можем воспитывать, не вправе;  и так как воспитывать все-таки нужно…, то вопрос о великой реформе нас самих принципиально встает перед нами.

В. Розанов

Лучший сознательный путь к жизнерадостности, если она нами утрачена, - это взять себя в руки и заставить говорить и поступать так, если бы жизнерадостность была уже обретена.У. Джеймс

Если вы взволнованы гневом, старайтесь отвлечь внимание от предмета, вызвавшего его. Таким образом, удалив горючий материал, поддерживающий пламя, вы погасите его.

Китайское изречение.

Никогда не теряй терпения – это последний ключ, открывающий двери.

А. Сент - Экзюпери

В счастье не следует быть чрезмерно самоуверенным, а в беде не следует терять уверенность.        Клеовул

Нет таких сильных горестей, которых рассудок и время не могли бы смягчить.

Ф. Рохас

Горячо переживать то, чего не можешь изменить, - значит впустую растрачивать чувства.

С. Моэм

Враги – отличное стимулирующее средство.

Кэтрин Хепберн

Если не можешь решить проблему, постарайся извлечь из нее выгоду.

Ши Юй

Кто всегда прислушивается к тому, как его оценивают, будет всегда огорчаться.

Ф. Ницше

Большие несчастья не бывают продолжительными, а маленькие не стоят внимания.           Д. Леббок

Лучший способ приободриться – ободрить другого.

Марк Твен

Оптимизм - бодрое настроение, которое позволяет свистеть чайнику, до краёв наполненному кипятком.

Американское изречение.

Как моль - одежде и  червь -дереву, так печаль вредит сердцу человека.

Соломон.

В несчастии судьба всегда оставляет дверцу для выхода.

М. Сервантес

Когда посетит тебя горе, взгляни вокруг и утешься есть люди, доля которых ещё тяжелее твоей.

Эзоп

Половина наших неприятностей вызвана тем, что мы слишком быстро произносим слово «да» и недостаточно быстро «нет»

Генри Уиллер Шоу

Страх  есть беспокойство души при мысли о будущем бедствии, которое чаще всего не обрушивается на нас.

Д. Локк

Время – это бесценный дар, который мы должны  научиться ценить. Его нельзя купить, сэкономить. Его невозможно повернуть вспять. Время– это абсолютная ценность нашего общества. Однако жизнь многих людей проходит между нехваткой и пустой тратой времени.

ЛотарЗайверт

Не бывает обстоятельств столь несчастных, чтобы умный человек не мог извлечь из них какую- нибудь выгоду ,но не бывает и столь счастливых, чтобы безрассудный не мог обратить их против себя.

Ф. Ларошфуко

Гнев есть страсть, однако же, не смиряемый и не исцеляемый, оборачивается он страданием телесным.

АполлонийТианский

Гнев глупого- в его словах, гнев умного- в его делах.

Арабская пословица.

К сожалению, враг занимает больше места в наших мыслях, чем друг в нашем сердце.

Альфред Бужар.

Кто раздувает пламя ссоры и ворочает головни, тот не должен жаловаться, если искры попадают ему в лицо.             Б. Франклин

Берегите время: это ткань, из которой сделана жизнь.

С. Ричардсон.

Если у вас трясутся руки перед экзаменом по каллиграфии, то вам не стоит пытаться копировать почерк древних мастеров – лучше попробуйте перенять их дух.

               Ши Юй

Ни на один день не отклоняться от своей цели – вот средство продлить время, и притом очень верное средство, хотя пользоваться им нелегко.

Г. Лихтенберг

Из всех вещей время менее всего принадлежит нам, и более всего нам недостаёт его.

Ж. Бюффон

Сохраняй веру в себя даже тогда, когда никто в вас не верит.

Х. Маккей

Единственный способ определить границы возможного – выйти за эти границы.

Артур Кларк

Если в ритме дыхания ты попадешь в такт дыханию природы, то получишь силу на сто лет жизни.

Ши Юй

В здоровом теле – здоровый дух.

Ювенал  

Воображение – глаза души.

Ж .Жубер

В заключении, мы хотели бы подчеркнуть, что здоровье личности следует рассматривать как смыслообразующий и системообразующий фактор образования, основное условие благополучия и успешности педагога в его профессиональной деятельности. В связи с этим можно отметить, что целенаправленная работа по здоровьесбережению педагогов в  образовательных учреждениях не только будет способствовать повышению эффективности профессиональной деятельности учителей, но и позволит сохранить и укрепить здоровье учащихся.

Список литературы:

  1. Вачков, И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие [Текст]/И.В. Вачков.– М., 2000.
  2. Грачева, Л.В. Тренинг внутренней свободы. Актуализация творческого потенциала [Текст] /Л.В. Грачева.- М.:  Речь, 2003.
  3. Дикарева, Т.А. Причинно ориентированная профилактика аддиктивного поведения среди подростков и молодежи [Текст]/ Т.А.Дикарева// Стратегии формирования антикризисного поведения у подростков и молодежи: сборник научно-методических трудов: заочный семинар школьных психологов.Вып.7 /под ред.М.И. Лукьяновой – Ул-к: ИПКПРО, 2000.-80с.
  4. Козлов, Н.И. Формула личности [Текст] /Н.И.Козлов. – СПб.: Питер, 2000.-368с.
  5. Козлов, Н.И. Как относиться к себе и к людям: Практическая психология на каждый день [Текст] /Н.И. Козлов. – М.: Новая школа, 1993.
  6. Мардер, Л. Тренинг педагогической осознанности. //Школьный психолог № 22, 2003 г.
  7. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании [Текст]/Е.И.Рогов.– М.: ВЛАДОС, 1996. – 529с.
  8. Рудестам, К. Групповая психотерапия[Текст] / К.Рудестам.-  Питер, 2000. – 384с.
  9. Самоукина, Н.В. Игры в школе и дома: Психотерапевтические упражнения и коррекционные программы[Текст]/ Н.В. Самоукина.- М.: Новая школа,1995. – 144с.

       11. Фопель К.: Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего: Практическое пособие/Пер. с нем. 2-е изд., стер. [Текст] / К. Фопель. – М.: Генезис, 2000. – 256 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика профессионального выгорания педагогов

В презентации  в легкой, юмористической форме подобран материал по профилактике профессионального выгорания. Сожно использовать как сопровождение к теоретическому материалу или как релаксаци...

Профилактика профессионального выгорания педагогов.

Выступление на педсовете. Презентация....

Психолог для педагога. Психолого-педагогический климат в коллективе и профилактика профессионального выгорания учителя

Конспект выступления педагога-психолога на педсовете на тему "Психолого-педагогический климат в коллективе и профилактика профессионального выгорания учителя".Структура выступления:1. Теоретическая ча...

Презентация к семинару - практикуму с педагогами "Профилактика профессионального выгорания учителя"

Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. Цель занятия: помочь учителям справиться с си...

Семинар для педагогов "Синдром профессионального выгорания и его профилактика"

Профессия учителя имеет ряд специфических особенностей и требований к человеку, их выполняющему. Главной ее особенностью является принцип «безусловного», «принимающего» общения, а также постоянное уча...

Презентация к выступлению по профилактике профессионального выгорания педагогов

Предлагаемую презентацию по профилактике профессионального выгорания учителей можно использовать для Ваших разработок для выступлений на МО, педсоветах и др. мероприятиях...

Профессиональное выгорание. Методы профилактики профессионального выгорания педагога.

Выступление педагога- психолога  на методическом объединении педагогов....