Семинар для педагогов "Синдром профессионального выгорания и его профилактика"
методическая разработка по психологии на тему
Профессия учителя имеет ряд специфических особенностей и требований к человеку, их выполняющему. Главной ее особенностью является принцип «безусловного», «принимающего» общения, а также постоянное участие волевого стимула в работе. Такой труд не имеет фиксированного объема и общепринятых критериев оценки результативности, зато требует постоянного творчества, активного функционирования сознания, работы над собой, совершенствования психологических знаний, что вызывает часто неспецифические эмоции при большом количестве требований. Все это становится причиной огромной эмоциональной перегрузки и вызывает у человека симптомы «эмоционального сгорания».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sindrom_professionalnogo_vygoraniya_i_ego_profilaktika.rar | 283.94 КБ |
Предварительный просмотр:
СЕМИНАР ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
« СИНДРОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
И ЕГО ПРОФИЛАКТИКА».
- Актуальность проблемы профессиональной деформации педагогов.
- Педагогическая деятельность и синдром эмоционального сгорания.
- Фазы и симптомы стресса.
- Самодиагностика «Эмоционального сгорания учителя».
- Синдром эмоционального сгорания:
- симптомы,
- стадия,
- ядовитые чувства.
- Профилактика эмоционального сгорания.
- Способы и методы снятия психоэмоционального напряжения.
- «Рецепт здоровья» - итоговая игра.
ЦЕЛЬ: Способствовать профилактике эмоционального сгорания у педагогов в профессиональной деятельности.
ЗАДАЧИ:
I Образовательная:
1) Познакомить с понятиями: эмоциональное сгорание, синдром эмоционального сгорания, стресс, его фазы и симптомы.
2)Познакомиться с основными методами снятия психоэмоционального напряжения.
II Развивающая:
- активизировать размышления о значимости психического здоровья и его влияния на профессиональную деятельность педагога.
- Отработка навыков регуляции психоэмоциональным состоянием.
III Воспитательная:
1)формирование ответственного поведения за собственное здоровье.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- ТСО.
- Буклеты –памятки.
- Методика «Эмоциональное выгорание учителя», бланки, ключи.
- Демонстративные таблицы.
- Бланки «Обратная связь».
1. Педагогическая деятельность и синдром эмоционального сгорания.
Вам знакомо состояние, когда внезапно накатывает давящая усталость,
такое ощущение, что , что-то сломалось внутри: вот он самый ответственный
момент на уроке, а вы испытали такой прилив равнодушия, что впору бросить
указку и уйти с урока. И вчера еще любимая работа, сегодня не радует, а
раздражает, ученики вызывают лишь негативные эмоции. Раздражение готово
перелиться через край. Но взрослый человек продолжает свою работу,
невзирая на сидящую в голове мысль, когда же все это закончится, и я уйду
домой. Но дома Вам ничего не хочется, и раздражает общение даже с близкими
людьми. Вы бесцельно слоняетесь по дому или валяетесь на диване,
бессмысленно уставившись в экран телевизора, поглощаете один за другим
бутерброды или, напротив, с отвращением смотрите на холодильник...
Подобное состояние, наверное, испытывал каждый.
Такое психическое состояние названо психологами синдромом
«эмоционального сгорания» это, хорошо знакомое явление
в школах.
Термин "burnout" (эмоциональное сгорание) был введен американским
психиатром Х. Дж. Френденбергером в 1960 году. Термин характеризовал
психологическое состояние здоровых людей, находящихся в интенсивном и
тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально нагруженной
атмосфере при оказании профессиональной помощи. Термин определялся как
состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности.
СИНДРОМ эмоционального сгорания, или выгорания, другими словами,
это эмоционально-волевая деформация специалиста, вызванная особенностями
работы. - Какого специалиста?
- В основном это те, кто по роду своей деятельности часто
общается с людьми: педагоги, психологи, менеджеры, продавцы, врачи,
журналисты.
Как показывают исследования специалистов, самой уязвимой в этом
отношении является профессия педагога, так как она по своей природе
эмоциогенна.По общему признанию отечественных специалистов
педагогическая деятельность - один из наиболее деформирующий
личность человека видов профессиональной деятельности.
Большинство педагогов чувствительно реагируют на неуспехи своих
учеников как на свои неуспехи, на неумение построить взаимоотношения
со своими подопечными. К этому добавляется чувство неудовлетворенности
своей профессией из-за низкой оплаты труда, отсутствия перспективы
профессионального роста, семейно-бытовых проблем, что усугубляется
большим количеством внеурочной работы; постоянной активной работой
сознания,"высоким участием волевого стимула.
Все это делает труд учителя в нашей стране чрезвычайно психоэмоционально напряженным.
Поэтому профессия учителя отнесена к профессиям высшего типа. Она имеет ряд специфических особенностей и требований к человеку, их выполняющему. Главной ее особенностью является принцип «безусловного», «принимающего» общения, а также постоянное участие волевого стимула в работе. Такой труд не имеет фиксированного объема и общепринятых критериев оценки результативности, зато требует постоянного творчества, активного функционирования сознания, работы над собой, совершенствования психологических знаний, что вызывает часто неспецифические эмоции при большом количестве требований.
Все это становится причиной огромной эмоциональной перегрузки и вызывает у человека симптомы «эмоционального сгорания».
2.Фазы и симптомы стресса.
Рассматривая поведенческие проявления, то есть симптомы "выгорания", можно подчеркнуть очевидную связь этого феномена со стрессом. При "эмоциональном сгорании" налицо все три фазы стресса:
Человек получил стресс в наследство от животных предков.
Лев подкрадывается к безмятежно пасущейся зебре. И вдруг зебра настораживается. Она чувствует опасность, хотя почему и отчего –пока не догадывается. И наступает первая стадия стресса:
Нервное напряжение, которое создают: отрицательная психоэмоциональная атмосфера, ощущение повышенной ответственности, трудные классы. Все это сопровождается следующими симптомами: "переживания психотравмирующих обстоятельств"; "неудовлетворённости собой"; "загнанности в клетку"; "тревоги и депрессии".
Но вот зебра увидела хищника и бросается на утек. Вторая фаза стресса:
Сопротивление, во время которого человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений. В данный период проявляются следующие симптомы: "неадекватного избирательного эмоционального реагирования", "эмоционально-нравственной дезориентации", "расширения сферы экономии эмоций", "редукции профессиональных обязанностей", то есть выборочного выполнения профессиональных функций.
И вот третья фаза, в случае с зеброй, будет иметь место только в случае, если удалось ей убежать или победить в борьбе. Это фаза:
Истощение, характеризующееся оскуднением психических ресурсов, снижением эмоционального тонуса, которое наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным. В этой фазе формируются следующие симптомы: "эмоционального дефицита", "эмоциональной и личностной отстранённости", "психосоматических нарушений".
Таким образом, есть вероятность, что подверженный данному синдрому специалист, окажется истощенным не только психически, но и физически. Работа для него станет бременем, которое он не в состоянии нести. Прогнозируются разного рода психосоматические отклонения.
3.Диагностика «Эмоциональное выгорание педагога».
Прежде чем обратиться к симптомам, по которым можно определить состояние «эмоционального сгорания» давайте продиагностируем себя и определим, свой уровень эмоционального сгорания, ответив на ряд вопросов. (В качестве основы при составлении опросника использовалась методика К Маслача и С. Джексона, предназначенная для измерения степени «эмоционального выгорания» в профессиях типа «человек – человек»).
Теперь каждый из Вас знает степень своего выгорания и так давайте перейдем непосредственно к расшифровке симптомов сгорания.
4.Сндром эмоционального сгорания:
- Симптомы «эмоционального сгорания»:
• Во-первых, такому человеку присуще негативное самовосприятие в профессиональном плане, ему кажется, что определенную работу необходимо делать лучше, быстрее, а может даже другим способом, другими словами, это неудовлетворенность собой.
• Поэтому возникает второй симптом -высокая степень самоотдачи, работа до самоотречения.
• Все это, не давая должного положительного заряда для работы, в итоге изматывает, приводит человека к изнеможению , как эмоциональному, так и к физическому, к истощению с ощущением собственной беспомощности, у педагога появляется ощущения загнанности в клетку.
• Это все в свою очередь выливается в негативное отношение к ученикам, к коллегам и всему белому свету, в итоге сужает репертуар рабочих действий, приводит к редукции профессиональных обязанностей
• В итоге учащаются случаи упаднического настроения, депрессии, эмоциональная опустошенность.
• Человек, чтобы, как - то нормализовать свое состояние начинает прибегать, а в итоге и злоупотреблять лекарствами, табаком и алкоголем.
• От сюда не долог путь к психосоматическим заболеваниям. Вот почему очень важно выявить данный синдром на стадии его становления, а не уже сложившийся. И хотя «синдром эмоционального сгорания» -это защитная реакция организма на нарушение адаптированности в данной социальной среде, нельзя позволять этому процессу развиваться.
Изучая "выгорание" у педагогов, психологи выяснили, что данное явление "инфекционно": те, кто подвержен синдрому эмоционального сгорания, становятся циниками, негативистами и пессимистами; взаимодействуя на работе с другими людьми, которые находятся под воздействием такого же стресса, они могут быстро превратить целую группу в собрание "выгорающих". Американские психологи обнаружили такую закономерность: те, кто отличается высокой степенью подозрительности, цинизма и недружелюбия, умирают раньше остальных. Уровень смертности среди них в 6 раз выше, чем у других людей.
- Факторы
Выделяют три основных фактора, играющие существенную роль в синдроме эмоционального сгорания — личностный, ролевой и организационный
Личностный фактор. Проведенные учеными исследования показали, что такие переменные, как возраст, семейное положение, стаж данной работы, никак не связаны с уровнем эмоционального сгорания. Но у женщин в большей степени развивается эмоциональное истощение, чем у мужчин. Более подвержены «сгоранию», те кто испытывают Жесткий контроль со стороны администрации («сверхконтролируемые личности»).
Ролевой фактор. Установлена связь между ролевой конфликтностью, ролевой неопределенностью и «сгоранием». Работа в ситуации распределенной ответственности ограничивает развитие синдрома эмоционального сгорания, а при нечеткой или неравномерно распределенной ответственности за свои профессиональные действия этот фактор резко возрастает даже при существенно низкой рабочей нагрузке. Способствуют развитию эмоционального сгорания те профессиональные ситуации, при которых совместные усилия не согласованы, нет интеграции действий, имеется конкуренция, в то время как успешный результат зависит от слаженных действий.
Организационный фактор. Развитие синдрома эмоционального сгорания связано с наличием напряженной психоэмоциональной деятельности:
- интенсивное общение, подкрепление его эмоциями,
- интенсивное восприятие, переработка и интерпретация получаемой информации и принятие решений.
- дестабилизирующая организация деятельности и неблагополучная психологическая атмосфера. Это нагрузка, расписание, кабинет, моральное и материальное стимулирование, нечеткая организация и планирование труда, недостаточность необходимых средств, наличие бюрократических моментов, многочасовая работа, имеющая трудноизмеримое содержание, наличие конфликтов как в системе «руководитель — подчиненный», так и между коллегами.
Выделяют еще один фактор, обусловливающий синдром эмоционального сгорания — наличие психологически трудного контингента, с которым приходиться иметь дело профессионалу в сфере общения (тяжелые больные, конфликтные покупатели, «трудные» подростки и т.д.)
- Стадии
Наглядный материал №1 (вулкан)
Синдром эмоционального сгорания развивается постепенно.
Условно можно выделить три стадии.
- Сначала приглушение эмоций, исчезает острота чувств и сладость переживаний. Другими словами – эмоциональное истощение. Вроде бы все пока нормально, но скучно и пусто на душе. Приглушены чувства к семье. Даже любимая пища стала грубой и пресной.
- Потом приходят негативные чувства к людям, с которыми приходится работать: Вторая составляющая – деперсонализация – деформация отношений с другими людьми. Люди начинают раздражать, в кругу своих коллег начавший "выгорать" профессионал с пренебрежением, а то и с издевкой рассказывает о своих учениках, об их родителях. Далее он начинает чувствовать неприязнь к ним. И если на первых порах он легко сдерживает свою неприязнь, то затем ему скрывать свое раздражение удается с трудом, и, наконец, следует выплеск озлобленности. Жертвой становится ни в чем не повинный человек, который ждал от профессионала помощи и человечности. Причем "выгорающий" специалист сам не понимает причины поднимающегося в нем раздражения.
- Заключительная стадия - утрата профессиональных ценностей. (или редукция личных достижений и профессиональных обязанностей – негативное оценивание себя, своих профессиональных достижений и успехов).Специалист по привычке может сохранять и апломб, и респектабельность, но если приглядеться к нему, то станут заметны "пустой взгляд" и "ледяное сердце". Само присутствие другого человека вызывает дискомфорт и реальное чувство тошноты - вплоть до рвоты
Вообще синдром сгорания очень часто сопряжен с психосоматикой.
- Список здесь солидный: тошнота, головная боль, апатия, бессонница, депрессивные состояния, отвращение к пище у одних и переедание у других. Третьи стремятся снять напряжение алкоголем в неумеренных количествах.
- Ядовитые чувства
Наглядный материал №2 (цветок)
Существует четыре ядовитых чувства, которые составляют эмоциональную сторону синдрома сгорания:
ВИНА перед собой и другими за то, что не сделал, не успел,
СТЫД (не так получилось, не имел права на ошибку),
ОБИДА (С детства человеку внушают: жертвуйте собой ради людей! "Я жертвую собой, чтобы спасти вас всех и рассеять тьму!" - носитель этой установки сгорает особенно быстро. Он буквально сжигает себя на работе. Закрывает перед собой другие области бытия. А ведь для того чтобы полноценно жить и развиваться, человеку очень важно, чтобы у него существовала частная жизнь. Чтобы была сфера, где можно расслабиться и отдохнуть. Чтобы он разрешал себе радоваться."Жертвующий" нередко подсознательно в глубине души ожидает награды за свою жертву. Но окружающие уже привыкли к его поведению. Вместо неполученной благодарности человека начинает изнутри подтачивать обида на тех, кто не оценил его усилий, не сказал спасибо" за сделанное.),
СТРАХ (у меня не получится, и меня не поймут).
Многие институты у нас в стране и за рубежом занимаются проблемой сохранения психического здоровья в профессиональной деятельности и Было выявлено, что проявление синдрома эмоционального сгорания , чаще диагностируется у представителей «помогающих» профессий, таких, как социальные работники, учителя, в основном это специалисты, занимающих опекунскую позицию по отношению к людям.
Но есть другая позиция, или категория, это, назовем их менеджеры, которые организуют деятельность энергичных, самостоятельных и инициативных людей, пусть имеющие свои возрастные особенности как школьники, так, вот, эта позиция -не вызывает появление этого синдрома.
Наглядный материал №3 (таблица)
Давайте рассмотрим, различия учителей-опекунов, у которых наибольшая вероятность возникновения, этого синдрома и учителей -менеджеров (см.таблицу).
Учитель | Позиция вызывающая появления синдрома эмоционального сгорания | Позиция при которой синдром эмоционального сгорания не проявляется |
Опекун | Менеджер | |
Ориентирован | На использование личного влияния | На использование власти закона |
Позиция по отношению к детям | «Главное любить ребенка и делать его таким, каким я его хочу видеть». | «Главное- уважать ребенка и ориентироваться на его потребности развития». |
Стратегический подход при воздействии | «Делай, как я сказал». | «Ты знаешь о правилах И последствиях, делай свой выбор». |
Выбор меры воздействия на детей | Руководствуется собственным здравым смыслом | Руководствуется уставом школы, выработанным на основе определенных правил и процедур |
Выбор способа подачи учебного материала | Ориентирован преимущественно на учебную программу и учебники | Ориентирован на интересы учеников и приспособление к ним способа подачи материала |
Подход к поурочному оцениванию | Сравнивает детей друг с другом или с установленным стандартом | Сравнивает успехи детей с их же прошлыми успехами |
Способ итогового оценивания | Оценка, основанная на личном впечатлении, использование оценки для контроля и поведения | Тест, согласованный с четким учебным планом, мнение учителя не влияет на результат |
5.Профилактика эмоционального выгорания.
А сейчас Вашему вниманию я хочу предложить наглядный пример ситуации.
На стройке работали четыре человека. Занимались они одним и тем же, но когда их спросили, что они делают, ответы оказались разными. Один сказал «Я кладу кирпичи». Другой: «А я, все вкалываю и вкалываю». Третий «Я зарабатываю себе на жизнь». Четвертый «Я строю храм».Вспомните воскресный вечер, большинству из вас приходит мысль, « Завтра Опять на работу!» В нашем представлении -Работа - это тя-же-ло!
- У русского народа сложилось много пословиц типа "от работы кони дохнут", "работа - не волк, в лес не убежит". Интересно, спасает ли такое самосохранение от выгорания?
-Ппсихологи вообще не любят слова "работа". Потомуч-то слово "работа" в мифах россиян сопряжено с ощущением тяжести. Чего-то непосильного,совершаемого "из-под палки", безрадостного. Психологи стараются называть то, чем занимаются , делом, деятельностью.
Каждый из нас пришел в этот мир вовсе не для того, чтобы делать то, от чего его тошнит. Кстати, тошнота в этом случае не метафора, а реальное действие защитных механизмов психики. И об этом я вам уже рассказывала.
Вывод прост: важно найти деятельность по себе и для себя. Если тебе трудно с людьми, если тошнит от контактов с ними - значит, это не твоя деятельность. Найди другую - по себе. Если к деятельности нет склонностей, то она безусловно станет работой, от которой, извините, дохнут не только кони!
Большая роль в борьбе с синдромом эмоционального сгорания принадлежит, прежде всего, самому работнику.
Вы наверное знаете байку про двух лягушек
«Однажды 2 лягушки оказались в кувшине со сметаной. Одна смирилась с ситуацией, не предпринимала никаких попыток выбраться и погибла . Вторая же барахталась в сметане до тех пор, пока, в конце концов, под ее лапками сметана не начала сбиваться в масло. Когда в результате ее стараний получился кусок масла, лягушка оттолкнулась от него и выпрыгнула из кувшина.
Мораль здесь такова, в любой самой сложной ситуации нужно бороться до последнего. Смирившийся проигрывает всегда.
6.Способы и методы снятия психоэмоционального напряжения.
Соблюдая перечисленные ниже рекомендации, педагог не только сможет предотвратить возникновение синдрома эмоционального сгорания, но и достичь снижения степени его выраженности.
1.Сделайте глубокий вдох и медленный выдох. Этим вы приглушите чувства нервозности и беспокойства, возникающие первыми в практически любой стрессовой ситуации.
2.Потянитесь. Большинство из нас отвечают на стрессовое воздействие мышечным напряжением, а растягивание мышц в определенной степени уменьшает ощущения стрессового «нажима».
3.Выпятите грудь колесом. Плечи отведите назад и расслабьте, глубоко вдохните, и медленно выдохните
Это делается не только для того, чтобы почувствовать свою значимость в стрессовой ситуации. Вы расправляете грудь, чтобы вам легче было дышать. В состоянии стресса напряжение мускулатуры может вызывать затруднения дыхания, что обычно усиливает беспокойство, которое человек и так чувствует в подобной ситуации.
4. Еще один способ помешать развитию синдрома эмоционального сгорания или наоборот предотвратить его наступление, это релаксация – этот метод, с помощью которого можно частично или полностью избавиться от физического или психического напряжения. Релаксация является, очень полезным методом, поскольку овладеть им довольно легко –для этого не требуется ни специального образования и даже природного дара. Большинство из нас уже настолько привыкло к душевному и мышечному напряжению, что воспринимают его как естественное состояние, даже не осознавая, насколько это вредно. Следует четко уяснить, что освоив релаксацию, можно научиться это напряжение регулировать, снижать и расслабляться по собственной воле, по своему желанию.
Упр. « воздушный шар» (под релаксационную музыку)
Удобно расположитесь на стуле. Послушайте инструкцию.
Закройте глаза, сделайте глубокий вдох и медленно про себя сосчитайте от 10 до 1. Считая, старайтесь полностью расслабится.
Вообразите себе гигантский воздушный шар на утопающем в зелени лугу. Рассмотрите эту картинку как можно подробнее………. Вы подходите к воздушному шару….. и начинаете складывать все свои проблемы и тревоги в корзину шара. ….Когда корзина будет полной, представьте, как веревка воздушного шара сама отвязывается и он медленно набирает высоту. …Шар постепенно удаляется, превращаясь в маленькую точку и унося весь груз ваших проблем…… Вы делаете глубокий вдох и открываете глаза. Это упражнение поможет Вам расслабиться и снять напряжение.
5. Целительные возможности смеха люди узнали давно. Еще в средние века появилась знаменитая фраза о том, что для здоровья горожан гораздо важнее прибытие в город бродячего цирка, нежели каравана с лекарствами. Существует определенная взаимосвязь между активностью лицевых мышц и кровоснобжением головного мозга. Когда человек смеется или хотя бы улыбается, поток крови к мозгу из-за работы лицевых мышц усиливается, поэтому мозг получает больше кислорода, что положительно сказывается и на эмоциональном состоянии. Происходящие во время смеха вибрации и тряски ликвидируют усталость, очищают верхние дыхательные пути и улучшают циркуляцию крови. Большое значение для смехотерапии имеет и массаж лицевых мышц, так называемых бугорков радости. Они хорошо заметны у маленьких детей, которые постоянно улыбаются и смеются, но у взрослых эти мышцы постепенно атрофируются, сглаживаются и постепенно опускаются из-за недостатка смеховой активности. Эти мышцы –бугорки радости –находятся на лице, над скулами верхней челюсти, и их надо ежедневно массировать поглаживанием и похлопываниями после утреннего умывания. Сегодня методы смехотерапии вводятся во многие медицинские центры Америки и западной Европы. Улыбка и веселое настроение делают свое благородное дело – вытаскивая человека из состояния эмоционального напряжения.
6.Упр. «Благодарение» ((под релаксационную музыку)
Расположитесь поудобнее, расслабьтесь и прикройте глаза. Понаблюдайте за дыханием, оно должно стать совершенно спокойным. Выполняйте это упражнение с установкой, что все-таки лучше жить, чем умереть. Скажите сами себе:
Благодарю судьбу за то, что я живу. Благодарю за то, что могу дышать и ощущать жизнь всеми моими чувствами.
Какое счастье, что у меня есть глаза, которые могут видеть, уши которые могут слышать, язык и нос, которые могут ощущать вкус и аромат еды, которую я вкушаю.
Какое счастье, что у меня есть руки, которыми я могу делать любимые дела, какое счастье, что у меня есть ноги, которые передвигают меня туда, куда я захочу.
Благодарю моих родителей, что они дали мне возможность появиться на свет и владеть всем этим.
Благодарю моих учителей, которые научили меня писать и считать, чувствовать и размышлять, делать любимое дело, рассказали о многом из того, есть в этой жизни.
Благодарю судьбу за то, что она дала мне моих друзей.
Благодарю судьбу за то, что она дала мне возможность любить, даже если эта любовь не была взаимной.
Благодарю жизнь за то, что в ней есть красота природы, в единении с которой можно испытывать блаженство.
Благодарю жизнь за то, что в ней есть дары искусства, которые сравнимы с дарами богов.
Запомните ощущения, которые возникли в момент выполнения этого упражнения и старайтесь прожить с этими ощущениями сначала один день, потом два, потом неделю. Вы делаете глубокий вдох и медленный выдох и открываете глаза.
7. Еще один способ снять сильное эмоциональное напряжение.
Примите (если есть такая возможность) горячую ванну или сходите в баню. Когда человек наряжен в стрессовой ситуации, когда он беспокоен и даже тревожен, приток крови к его конечностям уменьшается. Горячая вода восстанавливает циркуляцию крови, как бы давая понять организму, что он находится в безопасности и что уже можно расслабиться. Если рядом нет ванны, душа или бани, и вы выходите с урока то можно просто подержать руки под струей горячей воды из крана до тех пор, пока вы не почувствуете, что напряжение уходит. К тому же проточная вода, по мнению биоэнерготерапевтов, «смывает» накапливающуюся в человеке «отрицательную», вредную для его здоровья энергию.
У некоторых ученых сложились весьма пессимистичные умозаключения относительно неизбежности синдрома "эмоционального выгорания" у профессионалов в сфере общения. Они заявляют, что феномен возникнет непременно, это является только вопросом времени. Тем не менее, как вы уже поняли просто необходимо предпринимать профилактические шаги, которые предотвратят, ослабят или исключат данный феномен.
И в заключении давайте сделаем выводы как же все -таки не сгореть на работе:
1.Эмоциональное общение
Когда учитель анализирует свои чувства и ощущения и делится ими с другими, вероятность "выгорания" значительно снижается, или этот процесс не так явно выражен. Поэтому рекомендуется, чтобы педагоги в сложных рабочих ситуациях обменивались мнениями с коллегами и искали у них профессиональной поддержки. Если работник делится своими отрицательными эмоциями с коллегами, те могут найти для него разумное решение возникшей у него проблемы
2 Использование "тайм-аутов"
Для обеспечения психического и физического благополучия очень важны "тайм-ауты", т.е. отдых от работы и других нагрузок. Иногда необходимо "убежать" от жизненных проблем и развлечься, нужно найти занятие, которое было бы увлекательным и приятным.
3 Овладение умениями и навыками саморегуляции
положительная внутренняя речь способствуют снижению уровня стресса, ведущего к "выгоранию".
4 Профессиональное развитие и самосовершенствование Одним из способов предохранения от синдрома эмоционального сгорания является обмен профессиональной информацией Для этого существуют различные курсы повышения квалификации, всевозможные профессиональные, неформальные объединения, конференции, где встречаются люди с различным опытом работы, где можно поговорить, в том числе и на отвлеченные темы.
5 Избегание ненужной конкуренции
В жизни очень много ситуаций, когда мы не можем избежать конкуренции. Но слишком уж большое стремление к победе на работе создает напряжение и тревогу, делает человека излишне агрессивным, что способствует, в свою очередь, возникновению синдрома эмоционального сгорания.
6. Определение краткосрочных и долгосрочных целей
Это не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что человек находится на правильном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию. Достижение краткосрочных целей - успех, который повышает степень самовоспитания.
7.Поддержание хорошей спортивной формы
Между телом и разумом существует тесная взаимосвязь. Неправильное питание, злоупотребление спиртными напитками, табаком, уменьшение или чрезмерное повышение массы тела усугубляют проявление синдрома эмоционального сгорания.
8.Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно
заметить первые симптомы усталости.
9.Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она - не
убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.
Конечно, эти немудреные советы - всего лишь правила первой помощи. Но вспомним, сколько трагедий случается из-за незнания элементарных приемов оказания этой самой первой помощи себе, любимому, и окружающим!..
Но есть еще одно противоядие против синдрома эмоционального сгорания (женщины примут его скорее, чем мужчины):
хорошо каждый день говорить себе, стоя перед зеркалом:
"Я, конечно, не совершенство, но достаточно хороша!"
Осознайте, что вы - так же, как и другие люди, - не можете быть СОВЕРШЕНСТВОМ, но достаточно хороши, чтобы жить, радоваться и быть успешными.
Литература:
О синдроме эмоционального сгорания в педагогической профессии и об условиях его преодоления Вы можете прочитать в следующих книгах:
Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993.
Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. М., 1994.
Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. М., 1998.
Реан А.А. Психология педагогической деятельности. Ижевск, 1994.
Аминов Н.А., Морозова Н.А., Смятских А.Л. Психодиагностика специальных способностей социальных работников. Социальная работа /Под ред. И. Зимней. Вып. 2. М., 1992.
Наглядный материал №1:Стадии эмоционального сгорания в виде вулкана.
Наглядный материал №2: Цветок с ядовитыми лепестками.
СТРЕСС
НЕРВНОЕ
НАПРЯЖЕНИЕ
СОПРОТИВЛЕНИЕ
ИСТОЩЕНИЕ
Учитель | Позиция вызывающая появление синдрома эмоционального сгорания | Позиция при которой синдром эмоционального сгорания не проявляется |
Опекун | Менеджер | |
ОРИЕНТИРОВАН | На использование личного влияния | На использование власти закона |
ПОЗИЦИЯ ПО ОТНОШЕНИЮ К ДЕТЯМ | «Главное любить ребенка и делать его таким, каким я его хочу видеть». | «Главное- уважать ребенка и ориентироваться на его потребности развития». |
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПОДХОД ПРИ ВОЗДЕЙСТВИИ | «Делай, как я сказал». | «Ты знаешь о правилах И последствиях, делай свой выбор». |
ВЫБОР МЕРЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ДЕТЕЙ | Руководствуется собственным здравым смыслом | Руководствуется уставом школы, выработанным на основе определенных правил и процедур |
ВЫБОР СПОСОБА ПОДАЧИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА | Ориентирован преимущественно на учебную программу и учебники | Ориентирован на интересы учеников и приспособление к ним способа подачи материала |
ПОДХОД К ПОУРОЧНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ | Сравнивает детей друг с другом или с установленным стандартом | Сравнивает успехи детей с их же прошлыми успехами |
СПОСОБ ИТОГОВОГО ОЦЕНИВАНИЯ | Оценка, основанная на личном впечатлении, использование оценки для контроля и поведения | Тест, согласованный с четким учебным планом, мнение учителя не влияет на результат |
Приложение№1
Диагностика
«Эмоциональное выгорание учителя»
Инструкция. Вам предлагается ряд утверждений, по каждому выскажите свое мнение:
Ответьте «ДА» ( +) или «НЕТ» (- ) в бланке для ответов на следующие утверждения.
- Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю.
- Я уверен, что моя работа нужна людям.
- Из-за усталости или напряжения я уделяю своим делам меньше внимания, чем требуется.
- Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях, возникающих при общении.
- Я не чувствую поддержки родителей своих учеников.
- Несмотря на трудности, интерес к работе сохраняется и моя работа приносит мне много радости.
- Я откровенно устал от проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.
- Я часто радуюсь, т. к. вижу, что моя работа приносит пользу детям.
- Я ошибся в выборе профессии (занимаю не свое место).
- Я обычно проявляю интерес к ученикам и помимо того, что касается урока.
- У меня много планов на будущее в моей профессии, и я верю в их осуществление.
- Я постоянно ощущаю поддержку в работе от своих коллег.
- Утром я чувствую усталость и нежелание идти на работу.
- Ученикам я уделяю много внимания, но и получаю достаточную отдачу от них.
- Работа приносит мне все меньше удовлетворения.
\6. Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.
- Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы.
- Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества в коллективе.
- Наша работа низко оценивается обществом, не престижна.
- После работы на некоторое время хочется уединиться от всех и всего.
- Моя работа плохо на меня повлияла — притупила эмоции, сделала нервным.
- Мои требования к качеству выполняемой работе выше, чем результат, который я реально достигаю в силу обстоятельств.
- Обстановка на работе мне кажется очень трудной, напряженной.
- Обычно я тороплю время: скорее бы рабочий день закончился.
- Во время работы я чувствую приятное оживление.
- Мое желание научить школьников, не находит у них поддержки.
27. Мне кажется, что я слишком много работаю.
28. В последнее время я стал более «холодным» по отношению к тем с кем работаю.
29. Последнее время меня преследуют неудачи.
30. Если бы у меня была другая работа, я был бы более счастлив.
31. Я часто работаю через силу.
32. Благодаря своей работе я уже сделал в жизни много действительно ценного.
33. Работая с учениками, я обычно как бы ставлю экран, защищающий меня от отрицательных эмоций.
34. После работы я чувствую себя, как «выжатый лимон».
35. В последнее время мне кажется, что коллеги все чаще перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей.
Бланк для заполнения:
1 | 8 | 15 | 22 | 29 | |
2 | 9 | 16 | 23 | 30 | |
3 | 10 | 17 | 24 | 31 | |
4 | 11 | 18 | 25 | 32 | |
5 | 12 | 19 | 26 | 33 | |
6 | 13 | 20 | 27 | 34 | |
7 | 14 | 21 | 28 | 35 |
же приводится «ключ» к методике — перечисляются симптомы эмоционального сгорания и соответствующие номера утверждений (признаков). Знак (-) перед номером означает, что ответ «да (+) или нет (-)» надо заменить на противоположный. Далее подсчитывается количество ответов «ДА» или « +» по строкам. За каждый ответ «ДА» ставится 1 балл. Чем выше итоговый балл в строке, тем выше выраженность данного симптома «эмоционального сгорания».
- Неудовлетворенность собой: 1, -8, 15, 22,29,
- Загнанность в клетку: -2, 9, 16, 23, 30,
- Редукция профессиональных обязанностей:3, -10, 17, 24, 31,
- Редукция личных достижений. -4,-11, -18,-25, -32,
- Отсутствие социальной поддержки: 5, -12, 19, 26, 33,
- Эмоциональная опустошенность: -6, 13, 20, 27, 34,
- Личностная отстраненность (деперсонализация): 7, -14, 21, 28,35.
4-5 баллов – ярко выраженный симптом
2-3 балла - складывающийся симптом
0-1 балл – симптома нет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педсовете «Синдром профессионального выгорания и его профилактика»
На стройке работали четыре человека. Занимались они одним и тем же, но когда их спросили, что они делают, ответы оказались разными. Один сказал «Я кладу кирпичи». Другой: «А я, все вкалываю и вк...
Синдром профессионального выгорания: причины, диагностика, профилактика, эмоциональное выгорание педагога.
Консультация педагога-психолога для педагогов. ...
Материалы семинара-практикума Тема: «Профессиональное выгорание педагогов»
Активная форма взаимодействия с элементами тренингапо формированию у педагогов личностно-ориентированнойпозиции по отношению к детям в целях профилактики профессионального выгорания педагогов....
Презентация к семинару - практикуму с педагогами "Профилактика профессионального выгорания учителя"
Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. Цель занятия: помочь учителям справиться с си...
Синдром профессионального выгорания и его профилактика
Доклад на педагогическом совете в коррекционной школе...
«Синдром профессионального выгорания и его профилактика»
В работе представлены материалы о педагогическом выгорании. Описаны стадии и приемы компенсации данного состояния....
Профессиональное выгорание педагогов - причины, профилактика, способы преодоления
Эмоциональное выгорание - это состояние эмоционального, физического и умственного истощения. Возникает в результате внуутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующего "освобожден...