РП Развитие Психомоторики и Сенсорных Процессов 4 кл 2023-2024
рабочая программа по психологии

Черных Наталья Владимировна

Коррекционные занятия «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» относится к коррекционно-развивающей области и является обязательной частью учебного плана.  В соответствии с учебным планом рабочая программа по коррекционным занятиям «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» в 4 классе рассчитана на 33 учебные недели и составляет 65 часов в год с учетом праздничных дней (2 часа в неделю, продолжительность занятий 40 минут).

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОГЛАВЛЕНИЕ

I.        ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА        3

II.        СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ        5

III.        ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ        7

IV.        ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ        11

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Рабочая программа по коррекционным занятиям «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» составлена на основе:

- Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ФАООП УО (вариант 1)), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026;

- Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012г.  N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) приказ № 1599 от 19 декабря 2014 года.

ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.

Коррекционные занятия «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» относится к коррекционно-развивающей области и является обязательной частью учебного плана.  В соответствии с учебным планом рабочая программа по коррекционным занятиям «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» в 4 классе рассчитана на 33 учебные недели и составляет 65 часов в год с учетом праздничных дней (2 часа в неделю, продолжительность занятий 40 минут).

ФАООП УО (вариант 1) определяет цель и задачи коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов».

Цель обучения – формирование психических новообразований как предыдущего, так и настоящего возрастного периода с учетом развития индивидуальных познавательных возможностей каждого обучающегося.

Задачи обучения:

  • формирование личностных мотивов к самостоятельному выполнению познавательных действий и решению познавательных задач;
  • формирование способов усвоения новых знаний и овладения новыми умениями;
  • коррекция познавательной деятельности;
  • раскрытие творческих возможностей с учетом индивидуальных предпочтений обучающихся в познании окружающего социального и предметного мира;
  • формирование речевых высказываний детей, обогащение словарного запаса с опорой на чувственный и практический опыт, на основе усвоения новых знаний и формирования умений.

Указанные задачи реализуются в следующих направлениях:

  • развитие внимания и памяти (зрительной, слуховой, тактильной);
  • сенсорное развитие: закрепление ориентировочных действий и систематизация образов восприятия, образов представлений о внешних свойствах и качествах предметов, усвоенных ранее на учебных предметах (чтение, математика, изобразительное искусство, ручной труд и т.д.);
  • формирование мыслительной деятельности: наглядно-действенного мышления с переходом к наглядно-образному мышлению, элементам логического мышления.


  1. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Коррекционные занятия «Развитие психомоторики и сенсорных процессов у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» направлены на чувственное познание, включающее ощущение, восприятие, представления, и на рациональное познание – понятие, суждение, умозаключение.

Познавательные действия встроены в общий ход жизни человека, в деятельность и в общение с другими людьми. Различные формы психической деятельности, обеспечивающие познание, деятельность и общение представляют собой психические процессы.

Коррекционные занятия по формированию познавательной деятельности у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) осуществляются при использовании различных методов:

  • практические - упражнения, игры, моделирование, инсценировки, техника «арт-терапия», практические опыты;
  • наглядные - наблюдение, работа с картинками, аудио- и видеоматериалами, сенсорным инвентарем (мячи, обручи, сенсорная
  • «тропа» для ног, массажный коврик, полусфера);
  • словесные - беседа, рассказ, пояснение, объяснение, педагогическая оценка;
  • двигательные  - используются для актуализации и закрепления любых телесных навыков, предполагают включенность таких психических функций, как эмоции, память, восприятие, процессы саморегуляции, речь.

Следовательно, в результате использования разнообразных методов для активизации познавательных процессов, создается базовая предпосылка для овладения обучающимися новыми знаниями учебных

предметов: чтением,        письмом, математическими        представлениями и  другими.

В структуру коррекционного занятия могут входить:

  • пальчиковая гимнастика (пальчиковые игры и упражнения);
  • дыхательная гимнастика;
  • зрительная гимнастика;
  • упражнения на развитие графомоторных навыков;
  • кинезиологические упражнения для формирования взаимодействия межполушарных связей.

Содержание разделов

п/п

Название раздела, темы

Кол-во

часов

1.

Обследование обучающихся

2

2.

Развитие крупной и мелкой моторики; графомоторных навыков

11

3.

Тактильно-двигательное восприятие

5

4.

Кинестетическое и кинетическое развитие

5

5.

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов.

11

6.

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

6

7.

Восприятие особых свойств предметов

5

8.

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

6

9.

Восприятие пространства

6

10.

Восприятие времени

6

11.

Обследование познавательной деятельности и графомоторных навыков

2

Итого:

65

III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные:

  • активизация самостоятельности в выполнении заданий, поручений, договоренностей;
  • развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
  • определение адаптационных возможностей ребенка при переходе на основной уровень обучения;
  • осмысление роли обучающегося в образовательном учреждении;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Предметные:

Минимальный уровень:

  • различать основные цвета, величину, геометрические формы (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал, ромб, трапеция) с помощью учителя;
  • составлять цветовую гамму от темного до светлого тона разных оттенков с опорой на образец, используя помощь учителя;
  • использовать разнообразную цветовую гамму в деятельности;
  • дорисовывать недостающие части рисунка, используя помощь учителя;
  • рисовать бордюры, выполнять графические диктанты на слух;
  • пользоваться простой схемой-планом;
  • определять на ощупь форму предмета по словесному описанию, передавать ее в лепке и рисунке с помощью учителя;
  • определять вкусовые характеристики предмета в собственных высказываниях с опорой на образец;
  • запоминать наборы слов и словосочетаний из предложенного текста (2-3 повтора);
  • ориентироваться в условиях практических проблемных задачах;
  • осмысливать ситуации, содержание картины на основе аналитико- синтетической деятельности с помощью вопросов учителя;
  • оперировать смыслом,        пониманием переносного смысла, дифференцированности и целенаправленности суждений с помощью учителя;
  • расчленять        воображение        предмета        на        составные        части        и воссоздавать сложные формы из частей (5-6 частей).

Достаточный уровень:

  • самостоятельно различать основные цвета, величину, геометрические формы (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал, ромб, трапеция);
  • самостоятельно дорисовывать недостающие части рисунка;
  • самостоятельно составлять цветовую гамму от темного до светлого тона разных оттенков;
  • пользоваться сложной схемой-планом;
  • самостоятельно определять на ощупь форму предмета по словесному описанию, передавать ее в лепке и рисунке;
  • запоминать наборы слов и словосочетаний из предложенного текста (1-2 повтора);
  • определять предпосылки решения задач в наглядно-действенном плане к наглядно- образному мышлению самостоятельно;
  • самостоятельно оперировать смыслом, понимать переносный смысл, демонстрировать дифференцированность и целенаправленность суждений;
  • самостоятельно отбирать заместителей для обозначения предметов или явлений.

Система оценки достижений

Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах:

  • 0 баллов – нет фиксируемой динамики;
  • 1 балл – минимальная динамика;
  • 2 балла - удовлетворительная динамика;
  • 3 балла – значительная динамика.

В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.

На коррекционных занятиях «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» система оценивания является безотметочной, в тоже время педагог- психолог постоянно отслеживает и контролирует достижения обучающегося, используя иные способы фиксации и формализации оценки, которые способствуют созданию ситуации успешности обучения для каждого.

Текущий контроль осуществляется на коррекционных занятиях в форме тестирования. Итоговые работы могут состоять из группового и индивидуального обследования.

Педагог- психолог анализирует специфические ошибки и строит дальнейшую коррекционную работу с учетом частотности допускаемых ошибок. Заполняется протокол на обучающегося. Проводится мониторинг графомоторных навыков и познавательной сферы: первичное (на начало года); итоговое (конец года).

В основу организации процедуры коррекционного мониторинга по развитию психомоторики и сенсорных процессов обучающихся положены методики Е.А. Стребелевой, Н.И. Озерецкого,  М.О. Гуревич, А.Р. Лурия, М.М. Семаго.

Для каждой серии всех методик разработаны собственные критерии оценки. Общим правилом при оценивании заданий всех серий является учет степени успешности выполнения с помощью градаций (оценок в баллах). Эти градации отражают четкость и правильность выполнения, характер и тяжесть допускаемых ошибок, вид и количество использованной помощи, что дает возможность получения более дифференцированного результата. Процентное выражение качества выполнения методики соотносится затем с одним из уровней успешности.

Критерии оценки уровня развития:

  • высокий – 100 - 80%;
  • выше среднего – 79,9 -65%;
  • средний – 64,9 - 45%;
  • низкий – 44,9% и ниже.

На основе полученных значений вычерчивается индивидуальный график динамики развития, отражающий как наиболее несформированные, так и наиболее сохранные компоненты сенсорной системы обучающегося и позволяющий отследить динамику его познавательного развития

  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

Кол-во часов

Программное содержание

Дифференциация видов деятельности обучающихся

Дата проведения

Минимальный уровень

Достаточный уровень

По плану

По факту

Обследование - 2 часа

1-2

Обследование обучающихся, комплектование групп для коррекционных занятий

2

Обследование обучающихся, комплектование групп для коррекционных занятий

Выполняют дифференцированные задания  при оказании помощи учителя  

Выполняют большинство заданий самостоятельно  

5.09

7.09

Развитие крупной и мелкой моторики; графомоторных навыков - 11 часов

3

Выполнение дыхательных упражнений в движениях (прыжки, бег)

1

Тренировка дыхания во время движений, выполнять действия по инструкции

Выполняют дыхательные упражнения в движениях (прыжки, бег)

Осуществляют зрительный контроль за действиями рук и движениями крупной моторики

12.09

4

Выполнение упражнений на расслабление частей тела

1

Тренировка навыков расслабления и напряжения

Выполняют упражнения на расслабление частей тела по инструкции учителя

Выполняют упражнения на расслабление частей тела

14.09

5

Выполнение упражнений на расслабление рук и кистей

1

Тренировка навыков расслабления и активизации тонких движений пальцев рук

Выполняют упражнения на расслабление рук и кистей по инструкции учителя

Выполняют упражнения на расслабление рук и кистей

19.09

6

Активизация двигательной активности

1

Развитие быстроты, ловкости и точности движений.

Игра "Поиграй, поиграй и дальше передай"

Развивают быстроту, ловкость и точность движений с помощью учителя

Развивают быстроту, ловкость и точность движений

21.09

7

Расширение диапазона двигательной активности

1

Отработка автоматизированных дыхательных упражнений.

Упражнения: «Впереди, сзади, рядом», «Речевой аппарат», «Шея, плечи», «Руки, ноги»

Контролируют дыхание и точность движений с помощью учителя

 Контролируют дыхание и точность движений

26.09

8

Развитие координации движений руки и глаза

1

Рисование картинки по инструкции учителя( по образцу)

Срисовывают картинку с образца

Рисуют картинку по инструкции учителя

28.09

9

Формирование автоматизированных навыков синхронности действия руки и глаза в различных видах деятельности

1

Двигательная деятельность, обусловленная скоординированной работой мелких мышц (пальцев, кист ) и глаза.

Рисование по клеточкам (по образцу).

Рисование линий разной конфигурации по точкам.

Срисовывание, рисование по схемам

Соединяют клеточки с опорой на образец

Рисуют по клеточкам следуя заданной инструкции

3.10

10

Выполнение графических работ под диктовку "Животные"

1

Выполнение графических работ под диктовку (с опорой на образец)

Выполняют графические работы по наглядному образцу

Выполняют графические работы под диктовку

5.10

11

Выполнение графических работ под диктовку "Птицы"

1

Выполнение графических работ под диктовку

Выполняют графические работы по наглядному образцу

Выполняют графические работы под диктовку

10.10

12

Вычерчивание геометрических фигур (окружность, квадрат, треугольник)

1

Вычерчивание геометрических фигур (окружность, квадрат, треугольник)

Рисуют, выделяют существенные признаки предметов по образцу

Вычерчивают геометрические фигуры (окружность, квадрат, треугольник) самостоятельно

12.10

13

Аппликация из разного материала

1

Работа с ножницами.

 Аппликация из разного материала.

Игра "Сочиняем сказку сами"

Работают  с ножницами по инструкции учителя

Делают аппликации из разного материала самостоятельно

17.10

Тактильно-двигательное восприятие- 5 часов

14

Дифференцировка предметов на ощупь по разным качествам и свойствам.

Дидактические игры «Волшебный мешочек», «Что за чудо вода»

1

Дифференцировка предметов на ощупь по разным качествам и свойствам

Определяют предметы на ощупь по разным качествам и свойствам с помощью учителя

Дифференцируют предметы на ощупь по разным качествам и свойствам самостоятельно

19.10

15

Закрепление тактильных ощущений при работе с пластилином

 

1

Фиксация внимания на форме и цвете объекта

Лепка «Животные»

Работают с пластилином с опорой на образец

Работают с пластилином самостоятельно

24.10

16

Совершенствование тактильных ощущений при работе с пластилином

1

Фиксация внимания на величине объектов.

Лепка «Животные и их детеныши»

Работают с пластилином с опорой на образец

Работают с пластилином самостоятельно

26.10

17

Формирование умения целенаправленно действовать ведущей рукой

1

Работа с мозаикой.

Игры с мелкой мозаикой

Выполняют задания с мелкой мозаикой по образцу

Умеют выполнять задания с мелкой мозаикой самостоятельно

7.11

18

Формирование умения целенаправленно действовать при создании из мозаики сложных картинок

1

Работа с мозаикой.

Игры с мелкой мозаикой:

-лошадка;

-кошка;

-заяц.

Выполняют задания с мелкой мозаикой по образцу

Умеют выполнять задания с мелкой мозаикой самостоятельно

9.11

Кинестетическое  и кинетическое развитие - 5 часов

19

Движения и позы верхних и нижних конечностей, головы (упражнения по инструкции педагога).

Игры «Гном - Великан», «Перейди через ручеек», «Достань до солнышка»

1

Работа с собственным телом в пространстве.

Выполнение действий по инструкции

Работают с собственным телом в пространстве по инструкции учителя

Осуществляют зрительный контроль за действиями рук и движениями крупной моторики самостоятельно

14.11

20

1

Тренировочные упражнения

Работают с собственным телом в пространстве по инструкции учителя

Осуществляют зрительный контроль за действиями рук и движениями крупной моторики самостоятельно

16.11

21

Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов

1

Расслабление частей тела, релаксация

Выполняют упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов с помощью учителя

 Демонстрируют двигательные, ориентировочные, эмоциональные и другие реакции на тактильное, кинестетическое, зрительное, слуховое воздействие

21.11

22

Упражнения на активизацию мышечного тонуса

1

Активизация мышечного тонуса

Выполняют упражнения на активизацию с помощью учителя

Демонстрируют двигательные, ориентировочные, эмоциональные и другие реакции на тактильное, кинестетическое, зрительное, слуховое воздействие

23.11

23

Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку, подбросить мяч, наколоть дров, прополоскать бельё)

1

Выполнение подвижных игр, имитационные упражнения, игры на восприятие предметов в движении.

 Выполнение действий по инструкции

Выполняют подвижные игры, имитационные упражнения, игры на восприятие предметов в движении по инструкции учителя

Выполняют подвижные игры, имитационные упражнения, игры на восприятие предметов в движении самостоятельно

28.11

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов - 11 часов

24

Группировка предметов по самостоятельно выделенным 2-3 признакам, обозначение словом

1

Группировка предметов по самостоятельно выделенным 2-3 признакам, обозначать словом

Группируют предметы по самостоятельно выделенным 2-3 признакам по образцу

Группируют предметы по самостоятельно выделенным 2-3 признакам без опоры на образец

30.11

25

Конструирование без опоры на образец (многоугольник, ромб и т.п.)

1

Конструирование предметов без опоры на образец

Конструируют по образцу (многоугольник, ромб)

Конструируют предметы без опоры на образец

5.12

26

Конструирование предметов по схеме

1

Создание заданной модели с использованием деталей конструктора

Конструируют предметы с помощью инструкции учителя

Конструируют предметы с опорой на схему

7.12

27

Использование простых мерок для измерения и сопоставления отдельных параметров предмета (по длине)

1

Использование простых мерок для измерения и сопоставления отдельных параметров предмета

Используют простые мерки для измерения и сопоставления отдельных параметров предмета по инструкции учителя

Используют простые мерки для измерения и сопоставления отдельных параметров предмета (по длине) самостоятельно

12.12

28

Использование простых мерок для измерения и сопоставления отдельных параметров предмета (по длине, ширине, высоте)

1

Использование простых мерок для измерения и сопоставления отдельных параметров предмета

Используют простые мерки для измерения и сопоставления отдельных параметров предмета по инструкции учителя

Используют простые мерки для измерения и сопоставления отдельных параметров предмета (по длине, ширине, высоте) самостоятельно

14.12

29

Подбор оттенков к основным цветам

 

1

Подбор оттенков к основным цветам.

Дидактическая игра «Подбери предмет такого же цвета»

Подбирают оттенки к основным цветам по образцу

Умеют подбирать предмет такого же цвета самостоятельно

19.12

30

Подбор оттенков к основным цветам

1

Подбор оттенков к основным цветам.

Дидактическая игра «Сажаем бабочку на цветок»»

Подбирают оттенки к основным цветам по образцу

Умеют подбирать предмет такого же цвета самостоятельно

21.12

31

Формирование умения создавать целый образ из частей

1

Подбор по продолжению картинки, по соединению деталей.

Дидактическая игра «Часть и целое»

Подбирают по продолжению картинки с помощью учителя

Подбирают по продолжению картинки, по соединению деталей часть и целое

26.12

32

Формирование умения создавать целый образ из частей

1

Подбор по продолжению картинки, по соединению деталей.

Дидактическая игра «С какой ветки детки?»»

Подбирают по продолжению картинки с помощью учителя

Подбирают по продолжению картинки, по соединению деталей часть и целое

16.01

33

Узнавание предмета по его отдельным частям. Дорисовывание незаконченного изображения знакомого предмета

1

Узнавание предмета по его отдельным частям. Дорисовывание незаконченного изображения знакомого предмета:

«Дорисуй половику матрешки»

Узнают предмет по его отдельным частям по опоре на образец

Дорисовывают незаконченное изображения знакомого предмета самостоятельно

18.01

34

Узнавание предмета по его отдельным частям. Дорисовывание незаконченного изображения знакомого предмета

1

Узнавание предмета по его отдельным частям. Дорисовывание незаконченного изображения знакомого предмета:

«Дорисуй часть кораблика»

Узнают предмет по его отдельным частям по опоре на образец

Дорисовывают незаконченное изображения знакомого предмета самостоятельно

23.01

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти - 6 часов

35

Нахождение отличительных и общих признаков , «нелепиц» на картинках

1

Нахождение отличительных и общих признаков , «нелепиц» на картинках:

Дидактическая игра «Путаница» по мотивам произведения К.Чуковского

Находят  «нелепицы» на картинках с помощью учителя

Находят отличительные и общие признаки предметов самостоятельно

25.01

36

Нахождение отличительных и общих признаков , «нелепиц» на картинках

1

Нахождение отличительных и общих признаков , «нелепиц» на картинках:

Дидактическая игра «Двенадцать месяцев» по мотивам произведения С.Я.Маршака

Находят  «нелепицы» на картинках с помощью учителя

Находят отличительные и общие признаки предметов самостоятельно

30.01

37

Тренировка зрительной памяти

1

Тренировка зрительной памяти.

Дидактическая игра «Что изменилось?»

Выполняют упражнения на зрительную память по инструкции учителя

Выполняют упражнения на зрительную память самостоятельно

1.02

38

Тренировка зрительной памяти

1

Тренировка зрительной памяти.

Дидактическая игра «Чьи следы?»

Выполняют упражнения на зрительную память по инструкции учителя

Выполняют упражнения на зрительную память самостоятельно

6.02

39

Тренировка зрительной памяти

1

Тренировка зрительной памяти.

Дидактическая игра «Нарисуй по памяти»

Используют  повторение при запоминании с помощью учителя

Рисуют по памяти сложные узоры

8.02

40

Упражнения для профилактики и коррекции зрения

1

Выполнение упражнений для профилактики и коррекции зрения

Выполняют упражнения для профилактики и коррекции зрения по инструкции учителя

Выполняют упражнения для профилактики и коррекции зрения без опоры на образец

13.02

Восприятие особых свойств предметов - 5 часов

41

Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое, влажное-мокрое) их словесное обозначение

1

Развитие дифференцированных осязательных ощущений

Определяют осязательные ощущения с помощью учителя

Определяют осязательные ощущения(сухое, мокрое) самостоятельно

15.02

42

Температура. Градусники для измерения тела, воды, воздуха

1

Исследование назначения градусника

Измеряют температуру тела, воды, воздуха по инструкции учителя

Выполняют самостоятельно измерение температуры

20.02

43

Закрепление адекватного восприятия запахов

1

Дифференцировка запахов.

Игры «Определи предмет по запаху», «Баночка с запахом»

Определяют предмет по запаху с помощью учителя

Дифференцируют запахи самостоятельно

22.02

44

Совершенствование адекватного восприятия запахов

1

Узнавание запахов.

Игра «Вспомни, как пахнет»

Узнают запахи с помощью учителя

Узнают запахи с закрытыми глазами

27.02

45

Определение противоположных качеств предметов

1

Определение противоположных качеств предметов(чистый – грязный, темный – светлый)

Определяют противоположные качества по образцу

Определяют противоположные качества нескольких предметов самостоятельно

29.02

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти - 6 часов

46

Выделение и различение звуков окружающей среды

1

Выделение и различение звуков окружающей среды(стон, звон, гудение, жужжание). Дидактическая игра «Узнай на слух»

Различают звуки окружающей среды по инструкции учителя

Выделяют и различают звуки окружающей среды (стон, звон, гудение, жужжание)

5.03

47

Активизация целенаправленных действий с помощью сигнала

1

Выполнение действий по сигналу.

Дидактические игры «Кто внимательный?», «Угадай, что делать?»

Определяют задания на внимание по образцу

Умеют выполнять действия по сигналу самостоятельно

7.03

48

Развитие слухового восприятия

1

 Воспроизведение звуков при назывании определенных слов-сигналов.

Упражнения на развитие слуховой памяти (повтор хлопков, притопов).

 Дидактическая игра «Запомни слова»

Воспроизводят звуки и называют определенные слова-сигналы по инструкции учителя

Умеют выполнять упражнения на развитие слуховой памяти самостоятельно

12.03

49

Развитие слухового восприятия

1

Воспроизведение звуков при назывании определенных слов-сигналов.

Упражнения на развитие слуховой памяти (повтор хлопков, притопов).

 Дидактическая игра «Ловим звуки»

Воспроизводят звуки и называют определенные слова-сигналы по инструкции учителя

Умеют выполнять упражнения на развитие слуховой памяти самостоятельно

14.03

50

Совершенствование слухового восприятия и памяти

1

 Распознавание и название голоса.

Дидактическая игра «Угадай, кто сказал».

Прослушивание сказки

Распознают и называют героев на слух по инструкции учителя

Выполняют упражнения на развитие слуховой памяти самостоятельно

19.03

51

Совершенствование слухового восприятия и памяти

1

Различение мелодии, прослушивание музыкальных отрывков

Распознают и называют музыкальные отрывки по образцу

Выполняют упражнения на развитие слуховой памяти самостоятельно

21.03

Восприятие пространства - 6 часов

52

Ориентировка в пространстве школы

1

Нахождение и определение месторасположения помещений.

(в классе, в школе).

Игра «Покажи товарищам школу»

Находят месторасположения помещений с помощью учителя

Ориентируются в пространстве (в классе, в школе)

2.04

53

Ориентировка в пришкольном пространстве

1

Нахождение и определение месторасположения объектов на территории школы

(игровая площадка, приусадебный участок, теплицы и т.д).

Игра «Разведчики»

Находят месторасположения помещений с помощью учителя

Ориентируются в пространстве (школьный двор)

4.04

54

Определение расположения объектов в ближнем и дальнем пространстве

1

Определение расположение объектов в пространстве.

Составление схемы расположения объектов

Определяют расположение объектов в пространстве с помощью учителя

Определяют расположения объектов в ближнем и дальнем пространстве

9.04

55

Определение расположения объектов в ближнем и дальнем пространстве

1

Определение расположение объектов в пространстве.

Объяснение с помощью схемы расположения объектов

Определяют расположение объектов в пространстве с помощью учителя

Определяют расположения объектов в ближнем и дальнем пространстве

11.04

56

Ориентировка на листе бумаги

1

Определение направления на листе бумаги по-разному расположенного (горизонтально, вертикально, под углом).

 Игра «Положи»

Ориентируются на листе бумаги разного формата по образцу

Ориентируются на листе бумаги по-разному расположенной самостоятельно

16.04

57

Ориентировка на собственном теле

1

Определение и нахождение частей тела.

Игра «Руки, ноги, голова»

Находят части тела по инструкции педагога

Определяют и находят части тела самостоятельно

18.04

Восприятие времени - 6 часов

58

Упражнения на графической модели «Часы».

Определение времени по часам. Сутки

1

Определение времени по часам

Определяют по образцу время по часам

Ориентируются в пространстве и во времени самостоятельно

23.04

59

Развитие восприятия пространства и времени

1

Ориентировка по календарю.

Дидактическая игра «Расположите по порядку» (времена года, месяцы, дни недели, части суток)

Располагают по образцу порядок времен года

Умеют ориентироваться в пространстве и во времени самостоятельно

25.04

60

Развитие восприятия пространства и времени

1

Ориентировка по календарю.

Дидактическая игра «Двенадцать месяцев»

Располагают по образцу порядок времен года

Умеют ориентироваться в пространстве и во времени самостоятельно

2.05

61

Совершенствование восприятия пространства и времени

1

Ориентировка во временах года, сезонных изменениях.

Времена года, их закономерная смена. Месяцы.

Дидактическая игра «Когда это бывает?»

Ориентируются во временах года, сезонных изменениях по образцу

Ориентируются во временах года, сезонных изменениях самостоятельно

7.05

62

Совершенствование восприятия пространства и времени

1

Ориентировка  в днях, месяцах и праздниках.

Месяц как составляющая времени года

 Дидактическая игра «В каком месяце праздник?»

Ориентируются  в днях, месяцах и праздниках с опорой на образец

Ориентируются в днях, месяцах и праздниках самостоятельно

14.05

63

Формирование восприятия возраста

1

Определение возраста человека.

Возраст людей (ребенок, взрослый-старик)

Определяют возраста человека по инструкции учителя

Определяют возраст людей (ребенок, взрослый-старик)

16.05

Обследование познавательной сферы и графомоторных навыков - 2 часа

64

Обследование графомоторных навыков

1

Выполнение графических заданий (зрительные и на слух)

Ориентируются в пространственных понятиях, удерживают и фиксируют взгляд на пространстве листа

Выполняют графические задания без опоры на образец

21.05

65

Обследование познавательной деятельности

1

Выполнение заданий на развитие познавательной деятельности

Выделяют  4-й лишний с помощью учителя.

Выделяют основные структурные элементы предмета, их пространственное соотношение, кроме мелких деталей.

Составляют целое из частей по образцу.

Выполняют команды на слух (4-х звенные).

Ориентируются на собственном теле и листе бумаги с помощью педагога

Выделяют 4-й лишний самостоятельно.

Выделяют основные структурные элементы предмета, их пространственное соотношение, и мелкие детали.

Составляют целое из частей.

Определяют речевые и неречевые звуки.

Ориентируются на собственном теле и листе бумаги

23.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию психомоторики и сенсорных процессов в 3 классе Развитие памяти

Занятие по развитию психомоторики и сенсорных процессов в 3 классеРазвитие памятиЦели: учить правильно выполнять задания по инструкции, воспринятой на слух; развивать речь, мышление, моторику, в...

Конспект открытого урока по программе курса коррекционных занятий "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" раздела "Развитие моторики и графомоторных навыков". "Божья коровка".

Конспект открытого урока по программе курса коррекционных занятий "Развитие психомоторики и сенсорных процессов"  раздела  "Развитие моторики и графомоторных навыков". "Божья кор...

занятие для 2 класса по программе "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" по теме "Развитие моторики"

Занятие по программе "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" для обучающихся 2 класса С(К)ОУ VIII вида, направлено на развитие моторики....

Коррекционное занятие «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для развития восприятия пространственных отношений «Зима» 4 класс школа VIII вида

Коррекционное занятие разработано по теме "Моделирование расположения предметов в пространстве и на листе бумаги "...

РП Развитие Психомоторики и Сенсорных Процессов 3 кл 2023-2024

Учебный предмет «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» относятся к коррекционно-развивающей области «Коррекционные занятия» и являются обязательной части учебного плана...