Страхи у детей старшего дошкольного возраста.
статья по психологии

Даниленко Олеся Викторовна

    В настоящее время дети живут в условиях социальной нестабильности, ввиду которой старшие дошкольники ежедневно подвергаются влиянию негативных факторов, которые способны не только ухудшить состояние психики ребенка, но и замедлить его развитие.

    Детские страхи – это положительное явление, если они находятся в пределах нормы. В старшем дошкольном возрасте количество детских страхов возрастает.
    Невротические, которым зачастую подвержены старшие дошкольники, носят уже отрицательный характер и имеют негативные последствия.
    Если страхи дошкольников начинают серьезно препятствовать их повседневной жизни или вызывать значительное страдание, то у ребенка снижается самооценка и уровень психологической защиты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл strahi_u_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta.docx21.21 КБ

Предварительный просмотр:

Страхи у детей старшего дошкольного возраста.

В настоящее время дети живут в условиях социальной нестабильности, ввиду которой старшие дошкольники ежедневно подвергаются влиянию негативных факторов, которые способны не только ухудшить состояние психики ребенка, но и замедлить его развитие. Ребенок – это один из самых хрупких составляющих общества, который не способен справляться с неблагоприятным влиянием внешней среды самостоятельно, поэтому у детей появляются страхи и тревожность. Страх хоть и является базовой эмоцией, поскольку представляет собой инстинкт самосохранения, но стоит учитывать, что нормой являются только возрастные страхи, а невротические, которым зачастую подвержены старшие дошкольники, носят уже отрицательный характер и негативные последствия. Невротические страхи обуславливаются воздействием различных внешних факторов и сказываются на психике ребенка. Если страхи дошкольников начинают серьезно препятствовать их повседневной жизни или вызывать значительное страдание, то у ребенка снижается самооценка и уровень психологической защиты.

Психологический портрет ребёнка со страхами исследователи определили так: ребенок замкнутый, неохотно идет на контакт из-за недоверия к окружающему миру. Такой ребенок подозрителен и насторожен во всём, а ощущение чего-то нового вызывает у него тревогу. Длительное нахождение в такой ситуации подвергает старшего дошкольника появлению невротических страхов, от которых он не будет в состоянии избавиться самостоятельно. Взрослые в семье такого ребенка обычно и являются источниками страхов, потому что старшему дошкольнику характерно подражать взрослым и быть чрезмерно внушаемым.

Количество и содержание детских страхов являются ярким примером взаимосвязи эмоций и воображения. На развитие личности ребенка оказывают воздействие окружающие посредством привития им определенных «моральных норм». Л.С. Выготский отмечал, что в старшем дошкольном возрасте дети склонны подражать взрослым, которые являются для детей образцом поведения, что объясняет переход тревоги и страхов от родителей к детям.  Помимо того, что старшим дошкольникам свойственно подражать взрослым ввиду своего возраста, они еще и тесно взаимодействуют со взрослыми окружающими, у которых в настоящее время довольно много стресса в жизни. Исходя из этого, ученые отмечают связь между увеличением числа родителей, которые ежедневно подвергаются стрессовым факторам и увеличением количества старших дошкольников со страхами.

Вопрос детских страхов с каждым годом становится все актуальнее, потому что общество не стоит на месте и даже если какие-то внешние угрозы не преследуют ребенка, то обязательно задевают его родителей, а взрослое окружение уже передает своим детям свои страхи и тревожность, ведь дети значительно восприимчивей взрослых. Их ранимость и неспособность противостоять внешнему воздействию могут спровоцировать возникновение невротических страхов, которые сопровождаются длительными переживаниями на фоне перенапряжения нервных процессов.

Особо отмечается, что на страхи дошкольников влияют психологические особенности детей старшего дошкольного возраста: тревожность, впечатлительность, эмоциональность.

Детские страхи – это положительное явление, если они находятся в пределах нормы. В старшем дошкольном возрасте количество детских страхов возрастает. Также исследователи отметили преобладающие страхи у детей старшего дошкольного возраста: страх смерти, страх животных, страх врачей, воображаемые страхи, страх природных катаклизмов.  Воображаемые страхи преобладают над реальными у детей старшего дошкольного возраста.

А.И. Захаров в своих трудах писал о том, что страхи в старшем дошкольном возрасте являются ярко выраженными, а среди страхов он обозначал страх смерти как доминирующий. За страхом смерти он ставил страх животных, затем мнимые страхи и так далее. Учёный утверждал о том, что страх смерти является основным среди других страхов из-за того, что дети в старшем дошкольном возрасте уже осознают неизбежность смерти. Дети в таком случае могут бояться смерти напрямую, или же косвенно, то есть бояться того, что может привести к летальному исходу: стихии, высота, болезни и так далее.

Диагностика «Страхи в домиках» А. И. Захарова и М. Панфиловой показала основные виды страхов, присущие старшим дошкольникам:

  • страх своей смерти – 92,3%;
  • страх с причинением физического ущерба – пожара – 90,9%; нападения – 88,6%; бури (стихия) – 86,3%;
  • страх глубины (пространственный страх) – 84,1%;
  • страх смерти родителей – 81,8%;
  • страх сказочных персонажей – 79,5%;
  • страх животных – 75%;
  • страх плохих снов – 70,5%;
  • социально-опосредованные страхи – страх людей – 68,1%; опозданий, сделать что-либо не так – 47,7%;
  • медицинские страхи – 63,6%

Стоит обратить внимание и на методы коррекции детских страхов, которые выделяют не только педагоги и психологи, но и неврологи в том числе, ведь при своевременной коррекционной работе невротические страхи обычно проходят. Педагоги-психологи отмечают, что работу по коррекции страхов у старших дошкольников можно проводить индивидуально и в группе. Так, одним из методов коррекции страхов у старших дошкольников является артпедагогика, ведь занятие искусством – это получение положительных эмоций, позволяющих погрузиться в свои страхи так, чтобы пережить их.

Однако помимо артпедагогики в психолого-педагогической литературе описаны и другие приёмы коррекции страхов: игровые методы, вербализация страхов. Эти приемы включаются в программы коррекции страхов у детей, основанные на принципах когнитивно-поведенческой терапии. Такая программа может включать в себя обучение детей контролировать свои мысли и переоценивать страшные ситуации, а также тренировки по постепенному освоению страшных ситуаций. По сути, коррекционная работа будет направлена на отношение ребенка к факторам, вызывающим страх. Благодаря этому ребенок научится испытать позитивные эмоции, что окажет хорошее воздействие на его психику.

Учёные также отмечают то, что для того, чтобы занятия по профилактике и коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста были эффективными, специалисту необходимо проводить работу не только с ребенком, но и с его родителями, поскольку старшие дошкольники тесно взаимодействуют со взрослыми и перенимают их переживания. Таким образом, работа психолога с родителями должна быть направлена как на профилактику и коррекцию страхов у детей, так и на коррекцию травмирующих стилей воспитания.

Старший дошкольный возраст – это сложный процесс, в период которого у ребенка появляются новообразования в психике, а также развивается мышление, речь, память. Ребенок в этом возрасте овладевает навыками общения и принимает общественные нормы и ценности, которые перенимает на себя. Старший дошкольник обретает интерес к общению со сверстниками и со взрослым окружением, что обуславливает его потребность к подражанию, поэтому микроклимат в семье должен быть благоприятным для ребенка, в противном случае ребенка настигнут страхи, которые будут являться невротическими.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оценочные критерии в диагностике детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида.

Данные оценочные критерии были разработаны к схеме обследования  детей  с задержкой психического развития. (Автор: Г.Н.Чуйкова, Л.Г.Богданова) и  предствлены мной  на КМО в ЦПМСС К...

Интегрированное занятие «МОЯ СЕМЬЯ» старшая группа Цель: способствовать формированию у детей старшего дошкольного возраста представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Образовательные задачи: расширя

Интегрированное занятие «МОЯ СЕМЬЯ»старшая группа Цель: способствовать формированию у детей старшего дошкольного возраста представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста, имеющими логопедическое заключение: ОНР (в условиях дошкольного логопункта)

Данная рабочая  программа носит коррекционно-развивающий характер и предназначена для обучения и воспитания детей с ОНР от 5 до 7 лет в условиях дошкольного логопункта.  В соответствии с Зак...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста, имеющими логопедическое заключение: ФНР и ФФНР (в условиях дошкольного логопункта)

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих различные отклонения в речевом развитии, неукл...

Историческая литературно-музыкальная композиция «Детям о детях войны» для детей старшего дошкольного возраста

Историческая литературно-музыкальная композиция  «Детям о детях войны»  для детей старшего дошкольного возраста, сопровождающаяся показом слайдов с аудио- и видеоматериалами,...

Конспект занятия по коррекции страхов для детей старшего дошкольного возраста.

Вариант занятия по коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста....

Курс занятия по профилактике и коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста

Разработанный курс занятий напрвален на профилактику и коррекцию страхов у детей старшего школьного возраста. Методология занятий по профилактики и коррекции основана на реализации принципов психотера...