Рабочая программа по коррекционному курсу «Сенсорное развитие» в рамках реализации СИПР для обучающегося 5 класса
рабочая программа по психологии (5 класс)
Программа по коррекционному курсу «Сенсорное развитие» разработана в соответствии с учебным планом общего образования обучающихся с тяжелой степенью умственной отсталости на 2020-2021 учебный год 5 классов (II вариант), на основе Программы курса коррекционных занятий «Развитие психомоторных и сенсорных процессов», авторы Э.Я. Удалова, Л.А. Метиева. (Развитие сенсорной сферы детей. – М.: Просвещение, 2009).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sensornoe_razvitie_programma.docx | 51.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа №14 города Липецка
Рассмотрена на заседании МС Утверждено
Протокол № ___ от _________ Приказ № ____ от ___________
Директор школы_____В.И.Казьмина
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
«СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ»
МИНАКОВА ИЛЬИ
(в рамках реализации СИПР)
Составитель: педагог-психолог
Алипова Наталья Викторовна
2023-2024 учебный год
Содержание
1. Пояснительная записка ……………………………………………….………….. 3
2. Общая характеристика ………………………………………………….……….. 6
3. Описание места коррекционного курса ……………………………………….... 7
4. Планируемые результаты освоения коррекционного курса ………………...… 9
5. Содержание ………………………………………………………………………. 11
6. Тематическое планирование …………………………………………………… 16
7. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса ………………………………………………………………………………………… 21
1. Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями (вариант 2).
Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями:
- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (редакция 2016г);
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 года №1599, зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015года №35850;
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобрена решением от 22.12.2015 г. Протокол №4/15
- САНПИН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по Адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», постановление от 10 июля 2015 года № 26;
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Указом президента РФ от 4 февраля 2010 г., №271;
- АООП (СИПР) образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития МБОУ СШ №14 г. Липецка;
- Базисный учебный план СИПР (вариант 2) МБОУ СШ №14 г. Липецка учащегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМПР;
- Устав МБОУ СШ №14 г. Липецка.
Рабочая программа по коррекционному курсу «Сенсорное развитие» составлена с учётом: - Программы «Развитие психомоторики и сенсорных процессов в специальных коррекционных общеобразовательных учреждений VIII вида», под редакцией Э.Ю. Удаловой, Л.А. Метеевой.
Программа по коррекционному курсу «Сенсорное развитие» разработана в соответствии с учебным планом общего образования обучающихся с тяжелой степенью умственной отсталости на 2020-2021 учебный год 5 классов (II вариант), на основе Программы курса коррекционных занятий «Развитие психомоторных и сенсорных процессов», авторы Э.Я. Удалова, Л.А. Метиева. (Развитие сенсорной сферы детей. – М.: Просвещение, 2009).
Адресат: Настоящая программа предназначена для индивидуальной работы с учащимся (4 года обучения по адаптированной программе, СИПР) 5 класса Минаковым Ильей. Данная коррекционная программа является частью специальной индивидуальной программы, разработанной специалистами МБОУ СШ №14 г. Липецка.
В заключении медицинской комиссии и ПМПК зафиксировано:
ДЦП, спастический тетрапарез, снижение когнитивных функций, нарушение речи, ОНР, дизартрия, дислексия, содружественное косоглазие, с умеренной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР.
Программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» имеет следующую цель: на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.
Задачи коррекционного курса «Сенсорное развитие»:
- формировать на основе активизации работы всех органов чувств адекватное восприятие явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
- формировать у обучающихся систематическое и целенаправленное восприятие формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
- формировать пространственно-временные ориентировки;
- обогащать словарный запас детей на основе использования соответствующей терминологии;
- коррекция недостатков моторики; совершенствовать зрительно-двигательной координацию.
Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от качества сенсорного опыта детей, т.е. от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. Как показывает опыт практической деятельности, коррекцию интеллектуальных нарушений детей необходимо начинать с сенсорной коррекции в тесном единстве с психомоторным развитием. Развитие моторики обеспечивает развитие других систем. Для того чтобы эффективно определять форму, объем и размер предмета, ребенок должен иметь хорошо развитые скоординированные движения мышц обеих рук, мышц глаз и мышц шеи.
У детей с ТМНР сенсорный опыт спонтанно не формируется. Чем тяжелее нарушения у ребенка, тем значительнее роль развития чувственного опыта: ощущений и восприятий. Дети с ТМНР наиболее чувствительны к воздействиям на сохранные анализаторы, поэтому педагогически продуманный выбор средств и способов сенсорного воздействия будет благоприятствовать их дальнейшему психическому и физическому развитию. Сенсорное развитие умственно отсталого ребенка значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно. Замедленность, недифференцированность, узость объема восприятия, нарушения аналитико-синтетической деятельности, специфические недостатки памяти затрудняют его знакомство с окружающим миром. Такого ребенка следует научить планомерному наблюдению за объектом, рассматриванию его, ощупыванию и обследованию. Но кроме этого необходимо определить отношения выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов, т.е. ученик должен овладеть своеобразными чувственными мерками, которые сложились исторически, - сенсорными эталонами. Только тогда появится точность восприятия, сформируется способность анализировать свойства предметов, сравнивать их, обобщать, сопоставлять результаты восприятия. Усвоение сенсорных эталонов — системы геометрических форм, шкалы величины, цветового спектра и предусматривает данная программа.
2. Общая характеристика
Данная Программа построена с учетом своеобразия психических процессов обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития и нацелена на максимальную коррекцию имеющихся недостатков развития. В Программе предусмотрены занятия, направленные на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинестетического, межанализаторных связей, моторики, зрительно-моторной координации.
Теоретической основой программы коррекционных занятий явились концептуальные положения теории Л. С. Выготского: об общих законах развития аномального и нормально развивающегося ребенка; о структуре дефекта и возможностях его компенсации; о применении системного подхода к изучению аномального ребенка, об учете зон его актуального и ближайшего развития при организации психологической помощи; об индивидуализированном и дифференцированном подходе к детям в процессе реализации коррекционной психолого- педагогической программы.
Данный курс программы строится в соответствии с основными принципами организации психолого-педагогической помощи обучающимся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития и предполагает создание благоприятной коррекционно-образовательной среды для деятельности, хорошего самочувствия, проявления социальной активности.
Индивидуальный подход позволяет специально уделять внимание отдельным выраженным недостатком развития ребенка путем избирательного использования необходимых в данном случае методов и средств.
Дифференцированный подход обусловлен наличием различных форм нарушенного развития. Особенностью занятий сенсомоторного обучения является прогностическое определение вероятностных способов деятельности учителя и учащегося и заготовка многообразных приемов, которые могут быть использованы.
Моделируются варианты: учащийся не включается в совместную деятельность, задание для него является трудным, предусматриваются варианты обеспечения его причастности и активности; задание для учащегося легкое и не вызывает интереса, планируется, что в этом случае можно предложить.
Учитывая психологические особенности ребенка, целесообразно давать материал небольшими дозами, дробно, с более постепенным, чем обычно усложнением, увеличивая количество закрепляющих упражнений, включая материал для повторения и самостоятельных работ.
Программа предусматривает развитие и воспитание детей на занятии через обучение, игру, музыку, движение, изобразительную деятельность и т.д. Немаловажной задачей является выработка положительной мотивации к учению.
3. Описание места коррекционного курса
Коррекционные занятия являются неотъемлемой частью общего образования на всех ступенях школы, они направлены на обеспечение коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей со сложной структурой дефекта и оказание помощи детям этой категории, поэтому способствуют развитию познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы обучающихся. Таким образом, коррекционная работа имеет логические связи со всеми общеобразовательными предметами учебного плана. Занятия проводятся с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающегося. Занятия проводятся по утвержденному расписанию, продолжительность одного занятия составляет 20 - 25 минут. Все занятия имеют гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, степени выраженности дефекта. Формы работы определяются целями занятий, для которых характерно сочетание, как традиционных приемов методов работы, так и инновационных технологий. Настроение, их психологическое состояние в конкретные моменты могут стать причиной варьирования методов, приемов и структуры занятий. Психокоррекционный процесс рассчитан на учебный год.
Данный курс осуществляется с обучающимся, имеющим ТМНР и рассчитан на 33 часа, по 1 часу в неделю. На каждое занятие отводится по 20-25 минут учебного времени. В начале учебного года проводится первичная диагностика с целью выявления уровня сформированности сенсомоторных умений и навыков. Промежуточная аттестация проходит в конце года в форме динамического контроля.
Образовательные технологии: информационная, игровая, коммуникационная, здоровьесберегающая, разноуровневое обучение, обучение в сотрудничестве и др.
Методы и формы контроля образовательных достижений – тестирование.
Форма оценивания знаний обучающихся – безоценочная (используется словесная оценка). Формы контроля – тестовые задания, диагностика
Основные методы и приемы: словесные, наглядные, практические, исследовательские, игровые.
Основными видами деятельности обучающихся на занятиях являются:
- дидактические игры;
- двигательные игры;
- просмотр презентаций;
- прослушивание музыки и бытовых шумов;
- рисование;
- конструирование.
4. Планируемые результаты освоения коррекционного курса
При реализации коррекционного курса ожидаются результаты:
В результате целенаправленной деятельности на занятиях по сенсорному развитию обучающиеся должны научиться:
- ориентироваться на сенсорные эталоны;
- узнавать предметы по заданным признакам;
- сравнивать предметы по внешним признакам;
- классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;
- составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;
- практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;
- определять последовательность событий;
- ориентироваться в пространстве;
- целенаправленно выполнять действия по инструкции.
. Обучающиеся должны уметь:
- целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;
- правильно пользоваться письменными принадлежностями;
- анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных признаков: форма, величина, цвет;
- различать основные цвета;
- классифицировать геометрические фигуры;
- составлять предмет из частей;
- определять на ощупь величину предметов;
- зрительно определять отличительные и общие признаки двух предметов;
- различать речевые и неречевые звуки;
- ориентироваться на плоскости листа бумаги и на собственном теле.
Возможные результаты:
- Целенаправленно выполнять действия по трехзвенной инструкции педагога, составлять план действий;
- Группировать предметы по двум самостоятельно выделенным признакам, обозначать их словом;
- Смешивать цвета, называть их;
- Конструировать сложные формы из 4—5 элементов;
- Находить нереальные элементы нелепых картинок;
- Определять противоположные качества и свойства предметов;
- Самостоятельно классифицировать предметы по различным признакам;
- Распознавать предметы по запаху, весу, температуре, поверхности, продукты питания по запаху и вкусу;
- Определять на слух звучание различных музыкальных инструментов;
- Моделировать расположение предметов в заданном пространстве;
- Определять возраст людей.
5. Содержание коррекционного курса
Программно-методический материал включает 7 разделов:
Развитие моторики и графомоторных навыков (7 часов)
Тактильно-зрительное восприятие (3 часа)
Восприятие формы, величины, цвета (3 часа)
Зрительное восприятие и внимание (4 часа)
Восприятие пространства (6 часов)
Развитие слухового восприятия (4 часа)
Восприятие времени (4 часа)
Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к сложному. Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности. Под активностью подразумеваются психические, физические, речевые реакции ребенка, например: эмоционально-двигательная отзывчивость, концентрация внимания, вокализация. В дальнейшем в ходе обучения формируются сенсорно-перцептивные действия. Ученик учится не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию, что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире. Основной формой организации учебного процесса является коррекционное занятие, которое проводится с использованием разнообразных дидактических игр, занимательных упражнений и мультимедийных материалов. Структура занятий предусматривает обязательное сочетание различных видов деятельности обучающихся и комплексное воздействие на разные органы чувств. Любая деятельность на занятиях по сенсорному развитию обязательно сопровождается речью учителя и ребенка. Сочетание словесных, наглядных и практических методов обучения – необходимое условие успешного обучение ребенка с умеренной умственной отсталостью.
Раздел 1. Развитие моторики и графомоторных навыков
Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков. Игры с мячами. Подбрасывание мяча вверх , удары мяча об пол, кидание мяча друг другу. Игры с воздушными шариками. Формирование чувства равновесия («дорожка следов»). Развитие мелкой моторики пальцев и руки колючим массажным мячиком. Обводка по трафарету (внутреннему и внешнему), штриховка. Застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, липучек, крючков. Работа в технике «рваной» аппликации.
Коррекционная направленность занятий предполагает также работу по укреплению моторики рук, развитию координации движений кисти рук и пальцев. Раздел 2. Тактильно-зрительное восприятие
Определение на ощупь величины предмета. Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов. Работа с ЛЕГО- конструктором. Разные предметы обладают рядом свойств, которые невозможно познать с помощью только, например, зрительного или слухового анализатора. Формирование ощущений этого вида у детей с интеллектуальной недостаточностью значительно затруднено. При исследованиях обнаружены пассивность и недостаточная целенаправленность осязательной деятельности как младших, так и старших школьников; асинхронность и несогласованность движений рук, импульсивность, поспешность, недостаточная сосредоточенность всей деятельности и соответственно большое количество ошибок при распознавании объектов. Сложность создания осязательного образа предмета у ребенка объясняется его формированием на основе синтеза массы тактильных и кинестетических сигналов, полноценной работы кожно-механического анализатора, развития мышечно-двигательной чувствительности.
Раздел 3. Восприятие формы, величины, цвета
Конструирование предметов. Группировка предметов и их изображений по форме (круглые, квадратные, прямоугольные, треугольные). Работа с геометрическим конструктором. Сравнение 2-3х предметов по высоте и длине. Сравнение 2-3х предметов по ширине и толщине. Моделирование геометрических фигур из составляющих частей по образцу. Различение и обозначение основных цветов. Конструирование объемных предметов из составных частей (2-3 детали). Составление целого из частей (3-4 детали) на разрезном наглядном материала. Основной задачей раздела «Восприятие формы, величины, цвета» является пополнение и уточнение знаний, обучающихся о сенсорных эталонах. С учетом особенностей психофизиологического развития детей с интеллектуальными нарушениями становится ясно, что данный вид работы требует системного и последовательного подхода. Такие дети затрудняются в различении, дифференциации общих, особых и единичных свойств, в последовательности обследования и различения форм. Им свойственны фрагментарность, обедненность восприятия, слабая направленность процессов анализа и сравнения. Эти же особенности проявляются и при знакомстве с величиной предметов. Программа предусматривает усложнение требований не только к формированию собственно сенсорных эталонов (формы, величины, цвета), но и к умению группировать предметы по различным (в том числе самостоятельно выделенным) нескольким признакам (2—3), составлять сериационные ряды, сравнивать плоскостные и объемные фигуры, использовать различные приемы измерения. Раздел 4. Зрительное восприятие и внимание
Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей, по инструкции педагога). Упражнения для профилактики и коррекции зрения. Введение в программу данного раздела обусловлено рядом своеобразных особенностей зрительного восприятия школьников с интеллектуальной недостаточностью, которые значительно затрудняют ознакомление с окружающим миром. К ним относятся: замедленность, узость восприятия, недостаточная дифференцированность, снижение остроты зрения, что особенно мешает восприятию мелких объектов или составляющих их частей. При этом отдаленные предметы могут выпадать из поля зрения, а близко расположенные друг к другу предметы — восприниматься как один большой. Узость восприятия мешает ребенку ориентироваться в новой местности, в непривычной ситуации, может вызвать дезориентировку в окружающем.
Раздел 5. Восприятие пространства
Ориентировка в схеме собственного тела (правая /левая/ рука, нога). Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад). Ориентировка в помещении (классная комната). Определение расположения предметов в помещении. Ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая /левая/ сторона). Расположение предметов на листе бумаги. Составление на листе бумаги комбинаций из полосок, плоскостных геометрических фигур. Работа над разделом «Восприятие пространства» имеет принципиальное значение для организации учебного процесса в целом. Затрудненности пространственной ориентировки проявляются не только на всех уроках без исключения (в первую очередь на уроках русского языка, математики, ручного труда, физкультуры), но и во внеурочное время, когда остро встает вопрос ориентировки в школьном здании, на пришкольной территории, близлежащих улицах. Пространственные нарушения оцениваются многими исследователями как один из наиболее распространенных и ярко выраженных дефектов, встречающихся при интеллектуальных нарушениях Важное место, занимает обучение детей ориентировке в ограниченном пространстве - пространстве листа и на поверхности парты, что также с большим трудом осваивается обучающимися с интеллектуальной недостаточностью в силу особенностей их психического развития.
Раздел 6. Развитие слухового восприятия
Выделение и различение звуков окружающей среды (стон, звон, гудение, жужжание). Различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды. Различение речевых и музыкальных звуков. Значительные отклонения, наблюдаемые в речевой регуляции деятельности ребенка с интеллектуальными нарушениями, имеют в своей основе недостатки слухового восприятия вследствие их малой дифференцированности. Дети обычно рано и правильно реагируют на интонацию обращающегося к ним взрослого, но поздно начинают понимать обращенную к ним речь. Причина — в задержанном созревании фонематического слуха — основы для восприятия речи окружающих. Определенную роль играют и характерная общая инактивность познавательной деятельности, неустойчивость внимания, моторное недоразвитие. Для решения указанных недостатков в программу включен раздел «Развитие слухового восприятия».
Раздел 7. Восприятие времени
Части суток (утро, день, вечер, ночь). Понятия «сегодня», «завтра», «вчера». Неделя. Семь суток. Порядок дней недели.
Раздел «Восприятие времени» предполагает формирование у детей временных понятий и представлений: сутки, дни недели, времена года. Это очень сложный раздел программы для обучающихся с интеллектуальными нарушениями, так как время как объективную реальность представить трудно: оно всегда в движении, текуче, непрерывно, нематериально. Временные представления менее конкретны, чем, например, пространственные представления. Восприятие времени больше опирается не на реальные представления, а на рассуждения о том, что можно сделать за тот или иной временной интервал.
6. Тематическое планирование
№ п/п | Название раздела, тематика | Формы проведения | Кол-во часов |
1 | Первичная диагностика | Выполнение диагностических заданий | 1 |
Развитие моторики и графомоторных навыков (7 часов) | |||
2 | Обучение целенаправленным действиям по двух- и трехзвенной инструкции педагога | Дидактические игры и упражнения | 1 |
3 | Дорисовывание симметричной половины изображения | Практические упражнения | 1 |
4 | Вырезание ножницами «на глаз» изображений предметов | Практические упражнения | 1 |
5 | Графический диктант на слух | Практические упражнения | 1 |
6 | Дорисовывание симметричной половины изображения | Практические упражнения | 1 |
7 | Вычерчивание (обвести по контуру) геометрических фигур (окружность, квадрат) | Практические упражнения | 1 |
8 | Рисование бордюров по образцу | Практические упражнения | 1 |
Тактильно-зрительное восприятие (3 часа) | |||
9 | Совершенствование умения обследовать различные предметы с целью дифференциации их фактуры. | Дидактические игры и упражнения | 1 |
10 | Дифференцировка на ощупь объёмных геометрических фигур | Дидактические игры и упражнения | 1 |
11 | Тонкая дифференцировка предметов на ощупь по разным качествам и свойствам (колючий, деревянный) | Дидактические игры и упражнения | 1 |
Восприятие формы, величины, цвета (3 часа) | |||
12 | Различение цветов и оттенков | Дидактические игры и упражнения | 1 |
13 | Сравнение геометрических фигур по форме, цвету, величине | Дидактические игры и упражнения | 1 |
14 | Составление рядов из 4 — 5 предметов | Дидактические игры и упражнения | 1 |
Зрительное восприятие и внимание (4 часа) | |||
15 | Нахождение различий у двух сходных предметных картинок | Дидактические игры и упражнения | 1 |
16 | Узнавание контурных изображений | Дидактические игры и упражнения | 1 |
17 | Нахождение нелепиц на картинках | Дидактические игры и упражнения | 1 |
18 | Профилактика зрения. Гимнастика для глаз | Дидактические игры и упражнения | 1 |
Восприятие пространства (6 часов) | |||
19 | Ориентировка в пространстве (в помещении и на улице), вербализация пространственных отношений с использованием предлогов | Дидактические игры и упражнения | 1 |
20 | Развитие пространственного праксиса, словесный отчет о выполнении задания. Дидактическая игра «Куда пойдешь, то и найдешь» | Дидактические игры и упражнения | 1 |
21 | Деление листа на глаз, на две и четыре равные части | Практические упражнения | 1 |
22 | Расположение предметов в вертикальном и горизонтальном полях листа | Практические упражнения | 1 |
23 | Ориентировка на листе бумаги разного размера, прикрепленного к доске (вертикальное расположение листа) | Практические упражнения | 1 |
24 | Расположение предметов и их перемещение на поверхности парты | Практические упражнения | 1 |
Развитие слухового восприятия (4 часа) | |||
25 | Различение звуков по высоте тона (неречевых, речевых, музыкальных) | Дидактические игры и упражнения | 1 |
26 | Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов | Дидактические игры и упражнения | 1 |
27 | Формирование чувства ритма | Дидактические игры и упражнения | 1 |
28 | Дидактическая игра «Угадай, что звучит» | Дидактические игры и упражнения | 1 |
Восприятие времени (4 часа) | |||
29 | Определение времени по электронным часам | Практические упражнения | 1 |
30 | Работа с календарем и моделью календарного года | Практические упражнения | 1 |
31 | Дидактическая игра «Когда это бывает?» | Дидактические игры и упражнения | 1 |
32 | Последовательность основных жизненных событий | Практические упражнения | 1 |
33 | Итоговая диагностика. Мои достижения | Выполнение диагностических заданий | 1 |
Тематический план-сетка занятий на 2023 – 2024 учебный год по
ПРОГРАММЕ «СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ» для учащегося 5 класса, (СИПР)
№ | Тема занятия | дата | причина | «Согласовано» | |
план | факт | ||||
1 | Первичная диагностика | 7.09 | |||
Развитие моторики и графомоторных навыков (7 часов) | |||||
2 | Обучение целенаправленным действиям по двух- и трехзвенной инструкции педагога | 14.09 | |||
3 | Дорисовывание симметричной половины изображения | 21.09 | |||
4 | Вырезание ножницами «на глаз» изображений предметов | 28.09 | |||
5 | Графический диктант на слух | 5.10 | |||
6 | Дорисовывание симметричной половины изображения | 12.10 | |||
7 | Вычерчивание (обвести по контуру) геометрических фигур (окружность, квадрат) | 19.10 | |||
8 | Рисование бордюров по образцу | 26.10 | |||
Тактильно-зрительное восприятие (3 часа) | |||||
9 | Совершенствование умения обследовать различные предметы с целью дифференциации их фактуры. | 9.11 | |||
10 | Дифференцировка на ощупь объёмных геометрических фигур | 16.11 | |||
11 | Тонкая дифференцировка предметов на ощупь по разным качествам и свойствам (колючий, деревянный) | 23.11 | |||
Восприятие формы, величины, цвета (3 часа) | |||||
12 | Различение цветов и оттенков | 30.11 | |||
13 | Сравнение геометрических фигур по форме, цвету, величине | 7.12 | |||
14 | Составление рядов из 4 — 5 предметов | 14.12 | |||
Зрительное восприятие и внимание (4 часа) | |||||
15 | Нахождение различий у двух сходных предметных картинок | 21.12 | |||
16 | Узнавание контурных изображений | 28.12 | |||
17 | Нахождение нелепиц на картинках | 11.01 | |||
18 | Профилактика зрения. Гимнастика для глаз | 18.01 | |||
Восприятие пространства (6 часов) | |||||
19 | Ориентировка в пространстве (в помещении и на улице), вербализация пространственных отношений с использованием предлогов | 25.01 | |||
20 | Развитие пространственного праксиса, словесный отчет о выполнении задания. Дидактическая игра «Куда пойдешь, то и найдешь» | 1.02 | |||
21 | Деление листа на глаз, на две и четыре равные части | 8.02 | |||
22 | Расположение предметов в вертикальном и горизонтальном полях листа | 15.02 | |||
23 | Ориентировка на листе бумаги разного размера, прикрепленного к доске (вертикальное расположение листа) | 22.02 | |||
24 | Расположение предметов и их перемещение на поверхности парты | 1.03 | |||
Развитие слухового восприятия (4 часа) | |||||
25 | Различение звуков по высоте тона (неречевых, речевых, музыкальных) | 15.03 | |||
26 | Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов | 29.03 | |||
27 | Формирование чувства ритма | 5.04 | |||
28 | Дидактическая игра «Угадай, что звучит» | 12.04 | |||
Восприятие времени (4 часа) | |||||
29 | Определение времени по электронным часам | 19.04 | |||
30 | Работа с календарем и моделью календарного года | 26.04 | |||
31 | Дидактическая игра «Когда это бывает?» | 3.05 | |||
32 | Последовательность основных жизненных событий | 17.05 | |||
33 | Итоговая диагностика. Мои достижения | 24.05 |
7. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Как необходимое условие реализации программы в кабинете педагога-психолога создан и пополняется информационно-методический фонд, состоящий из методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности, наглядных пособий, мультимедийных, аудио– и видеоматериалов.
Материально-техническое оснащение:
- технические и электронные средства обучения:
- автоматизированное рабочее место учителя с программным обеспечением,
- аудиозаписи,
- классная доска с набором креплений для картинок, постеров, таблиц.
- демонстрационный и раздаточный дидактический материал:
- плоские и объемные геометрические фигуры разной величины,
- конструкторы,
- дидактические наборы (карточки, конструкторы, счеты и т.п.).
- Информационное обеспечение образовательного процесса
- Портал «Мой университет»/ Факультет коррекционной педагогики http://moi-sat.ru
- Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
- Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru/site/all/sites
- Учительский портал http://www.uchportal.ru
- Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru
- Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september
- Электронная библиотека учебников и методических материаловhttp://window.edu.ru
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
№п/п | Методическое обеспечение | Год издания |
1 | Войлокова Е.Ф., Андрухович Ю.В., Ковалева Л.Ю. Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – СПб.: КАРО, 2005 | 2005 |
2 | Забрамная С.Д., Боровик О.В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. – М.: ВЛАДОС, 2005 | 2005 |
3 | Забрамная С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе. – М.: Педагогика-Пресс, 1993 | 1993 |
4 | Клюева Н.В., Касаткин Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. – Ярославль: Академия развития, 1996 | 1996 |
5 | Клюева Н.В., Касаткин Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. – Ярославль: Академия развития, 1996 | 1996 |
6 | Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Развитие сенсорной сферы детей. – М.: Просвещение, 2009 | 2009 |
7 | Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: Сборник игр и игровых упражнений. – М.: Книголюб, 2008 | 2008 |
8 | Метиева Л.А., Удалова Э.Я. развитие сенсомоторики детей с ограниченными возможностями здоровья. – М.:Национальный книжный центр, 2016 | 2016 |
9 | Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития/ Л. Б. Баряева, И. Г. Вечканова, О. П. Гаврилушкина и др.; Под ред. Л.Б.Баряевой, Е.А.Логиновой. – СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2010. – 415 с. | 2010 |
10 | Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии / Е.А. Стребелева. – М.: Гуманитарный изд.центр ВЛАДОС, 2005 | 2005 |
11 | Сековец Л.С. Развитие психомоторики и сенсорных процессов: программа коррекционного курса для учащихся 1-4 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. – Н.Новгород: Издательство «Автосинтез НН». 2005 | 2005 |
12 | Царёв А.М., Рудакова Е.А., Сухарева О.Ю. Дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития /Дошкольное воспитание и обучение детей с комплексными нарушениями / под. Ред. Л.А.Головчиц: учебное пособие.- М., Логомаг, 2015. – 266 с. 16. Я играю и учусь: Пособие для детей с особенностями психофизич.развития/ Е.А.Якубовская, Т.В.Лисовская, И.В.Ковалец и др. – Мн.: ОДО «Тонпик», 2004. – 232 с. | 2004 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по коррекционному курсу "Сенсорное развитие"
Программа предназначена для обучающихся 1-го класса с умеренной умственной отсталостью, которые обучаются по СИПР....
Рабочая программа по коррекционному курсу «Коррекция нарушений устной и письменной речи у обучающихся с системным недоразвитием речи 1 – 2 классов» на 2017 – 2018 учебный год
Адаптированной основной общеобразовательной программы начального образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МКОУ «Сявская коррекционная школа – интерн...
Адаптированная рабочая программа по коррекционному курсу «Сенсорное развитие» 1 класс
Адаптированная рабочая программапо коррекционному курсу«Сенсорное развитие»...
Рабочая программа по коррекционному курсу «Двигательное развитие» для 9б класса на 2020-2021 учебный год.
Содержание. 1.Паспорт рабочей программы.2.Введение.3.Пояснительная записка.4.Планируемые предметные и личностные результаты.5.Базовые учебные действия.6.Содержание рабочей программы.7.Учебно-тема...
Рабочая программа по коррекционному курсу «Сенсорное развитие» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Данная рабочая программа по коррекционному курсу "Сенорное развитие" разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с интеллект...
Рабочая программа по коррекционному курсу "Сенсорное развитие"
Рабочая программа учителя-дефектолога по коррекционному курсу "Сенсорное развитие" для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития...
Рабочая программа по коррекционному курсу "Сенсорное развитие". 1 класс, АООП 9.2
КОРРЕКЦИОННЫЙ КУРС: СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ («Развитие психомоторики и сенсорных процессов» ) 1КЛАСС...